Научная статья на тему 'Информационные технологии и электронные правительства в нач. XXI века'

Информационные технологии и электронные правительства в нач. XXI века Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
619
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ЭЛЕКТРОННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГЛОБАЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА / E-GOVERNMENT / E-GOVERNMENT SERVICES / IT / GLOBAL INFORMATION SPACE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Матвеенко Юрий Иванович, Дурасов Артём Вячеславович

Статья рассматривает вопросы модернизации государственной системы через внедрение новейших информационных технологий в свою ежедневную деятельность. Приведены примеры эффективного внедрения информационных технологий в деятельность государственных органов власти ряда стран, в которых это привело к повышению качества, количества и оперативности оказания различных государственных услуг (прежде всего это касается таких стран как: Сингапур, Великобритания, Канада, Австралия, Южная Корея, США и другие). Рассмотрена концепция «электронного правительства» и опыт её реализации в ряде стран. Даны теоретические этапы внедрения информационных технологий в государственные структуры и институты гражданского общества. А также выявлен уровень внедрения информационных технологий в государственные и гражданские институты наиболее успешных в этой области государств. Приведены актуальные рейтинги стран, в которых информационные технологии наиболее эффективно и широко применяются в государственном управлении. Выявлены страны, которые создают скорее формальные проекты якобы внедряющие технологии «электронного правительства». Наглядными примерами могут послужить веб-порталы Демократической Республики Конго, Эритреи, Сомали, Нигера, Чада, Центрально-Африканской Республики, Судана, Эфиопии, КНДР, Гаити, Непала и целого ряда других стран. Также проанализирован опыт адаптации концепции «электронного правительства» в ряде стран, включая Россию, США и Сингапур. Помимо этого, статья обращает внимание научного сообщества на вопросы, требующие дополнительного исследования и касающиеся формирования глобального информационного пространства, которое уже сейчас имеет в себе как положительные, так и отрицательные стороны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IT & e-GOVERNMENT IN XXI CENTURY

The article deals with the modernization of the state system through the introduction of new IT in their daily activities. Examples are given of the effective implementation of information technologies in the activities of state authorities in a range of countries in which this has led to an increase in the quality, quantity and efficiency of providing various public services (primarily for countries such as: Singapore, United Kingdom, Canada, Australia, South Korea, and the USA other). The concept of "e-government" and the experience of its implementation in a number of countries are considered. Theoretical stages of introduction of information technologies in state structures and institutions of civil society are given. Also, the level of introduction of information technologies in the state and civil institutions of the most successful in this area of the states is revealed. The current ratings of countries in which information technologies are most effectively and widely used in public administration are given. The countries that create rather formal projects allegedly introducing "e-government" technologies are identified. The web portals of the Democratic Republic of the Congo, Eritrea, Somalia, the Niger, Chad, the Central African Republic, the Sudan, Ethiopia, the DPRK, Haiti, Nepal and a range of other countries can serve as illustrative examples. The experience of adaptation of the concept of "e-government" in a number of countries, including Russia, the USA and Singapore, is also analyzed. In addition, the article draws the attention of the scientific community to the issues that require additional research and related to the formation of a global information space, which already has both positive and negative sides.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии и электронные правительства в нач. XXI века»

ТЕМА НОМЕРА

Ю.И. Матвеенко, А.В. Дурасов

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЭЛЕКТРОННЫЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА В НАЧ. XXI ВЕКА

Аннотация

Статья рассматривает вопросы модернизации государственной системы через внедрение новейших информационных технологий в свою ежедневную деятельность. Приведены примеры эффективного внедрения информационных технологий в деятельность государственных органов власти ряда стран, в которых это привело к повышению качества, количества и оперативности оказания различных государственных услуг (прежде всего это касается таких стран как: Сингапур, Великобритания, Канада, Австралия, Южная Корея, США и другие). Рассмотрена концепция «электронного правительства» и опыт её реализации в ряде стран. Даны теоретические этапы внедрения информационных технологий в государственные структуры и институты гражданского общества. А также выявлен уровень внедрения информационных технологий в государственные и гражданские институты наиболее успешных в этой области государств. Приведены актуальные рейтинги стран, в которых информационные технологии наиболее эффективно и широко применяются в государственном управлении. Выявлены страны, которые создают скорее формальные проекты якобы внедряющие технологии «электронного правительства». Наглядными примерами могут послужить веб-порталы Демократической Республики Конго, Эритреи, Сомали, Нигера, Чада, Центрально-Африканской Республики, Судана, Эфиопии, КНДР, Гаити, Непала и целого ряда других стран. Также проана-

Yu. Matveenko, A. Durasov

IT & E-GOVERNMENT IN XXI CENTURY

Abstract

The article deals with the modernization of the state system through the introduction of new IT in their daily activities. Examples are given of the effective implementation of information technologies in the activities of state authorities in a range of countries in which this has led to an increase in the quality, quantity and efficiency of providing various public services (primarily for countries such as: Singapore, United Kingdom, Canada, Australia, South Korea, and the USA other). The concept of "e-government" and the experience of its implementation in a number of countries are considered. Theoretical stages of introduction of information technologies in state structures and institutions of civil society are given. Also, the level of introduction of information technologies in the state and civil institutions of the most successful in this area of the states is revealed. The current ratings of countries in which information technologies are most effectively and widely used in public administration are given. The countries that create rather formal projects allegedly introducing "e-government" technologies are identified. The web portals of the Democratic Republic of the Congo, Eritrea, Somalia, the Niger, Chad, the Central African Republic, the Sudan, Ethiopia, the DPRK, Haiti, Nepal and a range of other countries can serve as illustrative examples. The experience of adaptation of the concept of "e-government" in a number of countries,

лизирован опыт адаптации концепции «электронного правительства» в ряде стран, включая Россию, США и Сингапур. Помимо этого, статья обращает внимание научного сообщества на вопросы, требующие дополнительного исследования и касающиеся формирования глобального информационного пространства, которое уже сейчас имеет в себе как положительные, так и отрицательные стороны.

Ключевые слова:

электронное правительство, электронные государственные услуги, информационные технологии, глобального информационного пространства .

Технологический прогресс 21 века значительно расширил возможности политических структур современного мира. Благодаря этому не только стираются границы между странами, но и сама территория Земли больше не кажется столь необъятной. Скорость передачи данных из одной точки планеты в другую повышается с каждым днём. А мировые СМИ освещают наиболее важные события со всех сторон. В результате, у каждого человека появилась реальная возможность не только быть в курсе текущих новостей, но и использовать эти знания в своей ежедневной деятельности.

В своё время Натан Майер Ротшильд высказался так: «Тот, кто владеет информацией - владеет миром». Ни для кого не секрет, что он и его семья, используя своих осведомителей по всей Европе, обладали оперативной информацией по всем наиболее важным делам, в результате, это позволило им не только разбогатеть, но и стать одной из наиболее могущественных семей мира.

В наше же время доступ к информации есть у многих. Однако, лишь некоторые могут отделить преднамеренные «вбросы», искажение сути или попросту пустые источники информации от реальных крупиц объективной реальности того или иного события. Другими словами, технологический прогресс человечества привёл к созданию глобального информационного пространства, в котором помимо действительно важных вещей присутствует и огромное количество недостоверных, а порой и намерено искаженных данных.

including Russia, the USA and Singapore, is also analyzed. In addition, the article draws the attention of the scientific community to the issues that require additional research and related to the formation of a global information space, which already has both positive and negative sides.

Key words:

e-government, e-government services, IT, global information space.

Вместе с тем глобальное информационное пространство позволило политическим структурам различных стран мира действовать более эффективно и более оперативно принимать те или иные решения.

Так, например, в последнее время, всё чаще находит своё отражение концепция «электронного правительства» (англ. е-Government), разработанная в 1990-х годах и подразумевающая информационное взаимодействие органов государственной власти с институтами гражданского общества. Основной целью «электронного правительства» стало создание защищенной и централизованной базы данных, через которую можно было бы предоставлять гражданам страны определенные услуги, начиная от здравоохранения до вопросов бизнеса [6, с. 379-387].

Сперва бизнес, а затем и политические элиты рассмотрели в этом весьма удобный механизм сокращения своих затрат на целый ряд процедур, отнимающих материальные средства, время, а также тормозящих развитие всей деятельности.

Ещё в 2002 г. Билл Гейтс на одном из форумов The Microsoft Government Leaders Forum отметил, что «...внедрение концепции электронного правительства безусловно приведёт к повышению эффективности государственного управления, сокращению расходов на него и к повышению общего уровня предоставляемых государством услуг». Помимо этого, реализация технологий электронного правительства сократит стоимость проведения различных транзакций между государственными ведомствами и частными корпорациями, а также уменьшит количество различных политико-административных ошибок. В то же время обычные граждане существенно сократят время, необходимое для получения лицензий, свидетельств, разрешений, паспортов и других услуг.

Преодоление различных политико-административных барьеров, сокращение бюрократического аппарата (соответственно и расходов на его содержание), достижение оперативного решения различных вопросов - вот наиболее весомые достоинства концепции электронного правительства.

И всё это уже не просто слова. К примеру, на форуме The Microsoft Government Leaders Forum, прошедшим в 2017 г., было отмечено, что на бюрократические процедуры в ЕС ежегодно расходуется 507 млрд. долл., а в США и вовсе 957 млрд. долл. Поэтому нет ничего удивительного в стремлении этих и других стран хоть в какой-то мере сократить эти суммы, которые можно было бы направить, например, на здравоохранение. Сокращение

штатного количества административного аппарата в государственных учреждениях также приведет к сокращению бюджетных средств. Так, к примеру, в Англии, согласно данным European Commission's eGovernment Action Plan, внедрение принципов электронного правительства в деятельность Пенсионной комиссии Великобритании привело к сокращению 50% сотрудников, занимавшихся механической, а порой и дублирующей деятельностью.

Данные всё той же Европейской комиссии показывают, что полная реализация технологий электронного правительства позволит гражданам ЕС экономить на различных госуслугах до 15 000 евро в год, а коммерческие предприятия до 500 000 евро. И это, уже не говоря о времени, которое приходится тратить на преодоление множества бюрократических процедур.

Недавние американские исследования (например, доклад Implementing the President's Management Agenda for E-Government) показывают, что даже элементарное своевременное информирование граждан позволяет сократить свои материальные ресурсы. К примеру, американский веб-портал usinesslaw.gov, предоставляющий доступ к различной юридической информации (полезной по большей части представителям малого бизнеса), способствует ежегодному уменьшению расходов на сумму более 67 млн. долл. США. А правительственный сайт regulations.gov, предоставляющий комментарии принятых правовых норм и законов, за первый же год своего функционирования привёл к сокращению расходов предпринимателей более чем на 100 млн. долл. США.

Казалось бы, всё это лишь небольшие крупицы информации, предоставляемые государством, но и они способствуют значительному сокращению издержек предпринимателей и рядовых граждан. 21 век - информационный век, а значит бюрократические проволочки и барьеры прошлого столетия не должны более отнимать ни время, ни финансовые средства у государства, граждан и предпринимателей.

В принятом Европейской комиссией плане European Commission's eGovernment Action Plan 2016-2020, указывается, что внедрение концепции электронного правительства в деятельность ЕС в период с 2011 по 2015 гг. уже принесло существенную пользу. Так, благодаря правительственным заказам, проведенным через электронные каналы коммуникации, Италия смогла сэкономить порядка 5 млрд. евро, Португалия 3,2 млрд. евро, Испания 2,2 млрд. евро. В том же документе (European Commission's eGovernment Action Plan 2016-2020) отмечается стремление к полному переходу на элек-

тронные госзакупки во всех государствах-членах ЕС, что приведёт к ежегодному сокращению расходов на более чем 100 млрд. евро.

Россия также не отстает от этой тенденции и планирует сократить свои расходы на госзакупках благодаря внедрению технологий электронного правительства. И успехи уже есть. Так, по данным «Национального рейтинга прозрачности закупок», Россия за 2017 год смогла уменьшить расходы на госзакупки на 45,69% (в 2016 г. этот показатель был равен 33,08%). Очевидно, что необходимо и дальше двигаться в том же направлении, обеспечивая прозрачность и эффективность нашей системы.

При этом необходимо учитывать, что формирование полноценного механизма функционирования электронного правительства включает в себя решение конкретных задач, прежде всего: Внедрение наиболее эффективных и высоко зарекомендовавших себя информационных технологий в систему государственного управления; Развитие телекоммуникационной инфраструктуры и доведение её до устойчивого состояния; Стимулирование граждан страны к получению госуслуг с помощью информационных технологий; Модернизация институтов государственного управления; Реализация постоянного и оперативного государственного «веб-присутствия» (классификация Европейской комиссии).

При этом, так называемая реализация государственного «веб-присутствия» включает в себя несколько уровней или ступеней:

«Информационный». Подразумевающий создание специальных подразделений в государственных ведомствах и министерствах, занимающихся постоянным обновлением информации (вступившие в силу законы, указы, постановления, распоряжения и т.д.) на соответствующих государственных сайтах. Этот уровень приравнивается к 20% веб-присутствия.

«Односторонний интерактивный». Подразумевает размещение на государственных сайтах специальных форм и бланков для заполнения, необходимых при оказании тех или иных правительственных услуг. Другими словами, гражданин может заблаговременно скачать размещенный на веб-портале бланк, заполнить дома и либо лично принести его в соответствующее госучреждение, либо направить его по почте (например, заказным письмом). Также на правительственных веб-порталах должна публиковаться вся актуальная информация по имеющимся вакансиям в различных государственных ведомствах. Всё это подразумевает уже 40% веб-присутствия;

«Интерактивный двусторонний». Третий этап подразумевает непосредственное взаимодействие физического лица с представителем того или иного государственного учреждения, осуществляемое через электронную почту, телефонную связь, либо через онлайн сервисы общения («запрос-ответ» на соответствующем правительственном веб-портале). Также этот этап включает в себя возможность электронного участия в различных дискуссиях (например, проводимых в официальных группах соответствующих ведомств в различных соцсетях). Этот уровень подразумевает 60% веб-присутствие;

«Транзакционный». На четвёртом этапе уже предполагается полное предоставление большинства возможных госуслуг через электронные способы взаимодействия. Другими словами, гражданин, не выходя из дома, может получить различного рода лицензии, свидетельства (естественно, с электронной подписью), а также подать налоговые декларации, заявления, заявки и т.п. Именно поэтому на данной стадии необходимо создание надёжной и защищенной системы, способной обеспечить стабильное соединение и повышенный уровень безопасности. Всё это уже подразумевает 80% веб-присутствие;

«Проактивный». На последней стадии веб-присутствия предполагается не только всё вышеперечисленное, но и активное привлечение граждан и бизнес структур к принятию решений по тем или иным вопросам через различные интерактивные онлайн сервисы, размещенные как на правительственных веб-порталах, так и в соцсетях. Однако, в последнем случае речь идёт лишь об открытых обсуждениях тех или иных вопросов. Другими словами, этот этап подразумевает прямое, наиболее оперативное взаимодействие государственных структур с гражданским обществом. Разумеется, именно это и является 100% веб-присутствием.

Естественно, сегодня большинство стран мира стремится реализовать эти этапы функционирования электронного правительства. Как было отмечено ранее, это не только способствует сокращению финансовых затрат, но и повышает скорость реагирования на текущие вопросы внутренней и внешней политики государства, увеличивает оперативность при принятии тех или иных решений, а также привлекает население к участию в общественной деятельности государства.

Примечательно, что ещё недавно управление внутренними делами, а тем более внешними были сугубо прерогативой государя и его избранных

представителей. 21 век же напротив стремится активизировать всех граждан к легальному участию в общественной жизни государства. Видимо, это и есть будущее цивилизованных народов - решать все возникающие вопросы с помощью диалога. В тоже время, реальность современных событий, особенно 2014-2018 годов показывает, что миру ещё предстоит многое пройти, чтобы добиться успеха и по выражению одного из величайших русских умов Константина Эдуардовича Циолковского «...совершенствоваться в физическом, умственном и нравственном отношении».

Однако, вспоминая слова уже французского писателя Оноре де Бальзака «.чтобы дойти до цели нужно прежде всего идти», можно сказать, что главное это движение вперёд, хоть и медленное, с ошибками, но всё же движение.

В настоящее время на пути становления электронного правительства в различных странах встречаются и просчёты, и явные успехи. Так, например, в большинстве государств мира в сети Интернет уже представлены не только главные правительственные учреждения, но и подведомственные им организации, а также местные органы власти, стремящиеся не только оказывать своевременное информационное обеспечение, но и госуслуги.

К примеру, по данным французской консалтинговой компании (являющейся одной из крупнейших в мире) в сфере информационных технологий и государственного управления «CapGemini» в государствах-членах ЕС из более чем 13 000 органов власти разных уровней 95% имеют собственные веб-порталы, предлагающие не только актуальную информацию как для своих граждан, так и для иностранцев, но и некоторые госуслуги (например, электронные формы для заполнения на получение ряда свидетельств, справок и т.д.).

Вместе с тем есть и скорее формальные проекты якобы внедряющие технологии электронного правительства. Наглядными примерами могут послужить веб-порталы Демократической Республики Конго, Эритреи, Сомали, Нигера, Чада, Центрально-Африканской Республики, Судана, Эфиопии, КНДР, Гаити, Непала и целого ряда других стран. Сайты Демократической Республики Конго, Эритреи, Сомали, Нигера, Чада, Центрально-Африканской Республики работают не без перебоев, а некоторые ссылки и вовсе пустые или бесполезные. Веб-порталы Судана, Эфиопии, КНДР, Гаити и Непала созданы скорее для формального наличия, на них есть некоторая информация по текущим вопросам внутренней политики, присутствует также

возможность заполнения бланков на получение ряда справок, но на практике эти бланки оказываются устаревшими, поэтому приходится лично заполнять новые, но уже в соответствующем государственном ведомстве. Веб-порталы Венесуэлы и Вануату, конечно, лучше - тут представлена информация по текущим вопросам внутренней политики, также есть возможность обратной связи через электронную почту, однако, госуслуги представлены скорее в ознакомительном порядке, да и открытие различных форм и бланков неоправданно долго.

А вот электронное правительство Ватикана ещё до недавнего времени входило в тот же список, что и у вышеперечисленных стран. Однако, ситуация кардинально изменилась и стала гораздо лучше. Если ещё в 2014, 2015, 2016 годах вся электронная система работала некорректно и скорее была чисто формальным проектом, но, начиная с 2017 г. она стала действительно рабочей. Теперь там не только представлена вся наиболее важная (как для собственных граждан, так и для туристов) информация (при этом, начиная с 2018 г. она представляется на 20 языках, включая русский), но и присутствует возможность получения некоторых госуслуг, например, аккредитации для журналистов на те или иные официальные мероприятия. Раньше таких возможностей не было, да и оформлено всё было далеко нечитабельным языком. Но сейчас всё кардинально меняется. Актуальная информация постоянно обновляется, добавляются новые возможности (например, электронная бронирование различных экскурсий), появилась информация по обратной связи (электронная почта, официальные группы в соцсетях, телефонная связь). Очевиден значительный прогресс Ватикана в направлении развития возможностей электронного правительства.

При этом всё что касается остальных стран, то по последним исследованиям ООН (иы Е-воуегпте^ 2016) лишь 10% правительственных веб-порталов 193 (входящих в состав ООН) государств обновляются несвоевременно, более 80% содержат не только сводку по вопросам текущей повестки дня, но ссылки на другие правительственные веб-порталы и базы данных различных государственных ведомств.

Интерактивность большинства правительственных веб-порталов увеличивается с каждым годом и в более чем 80% случаев присутствует возможность взаимодействия с представителями государственных структур через электронную почту или телефонную связь. Приблизительно на 1/3 всех веб-порталов реализована возможность участия в различных онлайн обсуж-

дениях по наиболее важным вопросам, на некоторых есть возможность оставлять собственные комментарии по тем или иным решениям.

Более того сложилась тенденция к созданию возможности отслеживания интересующей пользователя информации по определенным направлениям в форме ежемесячных электронных уведомлений, рассылок или писем по электронной почте. Подобным образом человек может, например, отслеживать изменение тарифов, суммы курортных сборов, других налогов и так далее. При этом, лишь у 7% всех веб-порталов стран мира присутствуют мобильные версии сайтов для доступа с телефона.

Что касается транзакционных электронных услуг, то они наиболее развиты в Азиатско-Тихоокеанском регионе, на который приходится порядка 50% от всех мировых транзакций, при этом на Европу приходится лишь 27%, а на Ближний Восток всего 13%. В отношении отдельных государств лидером остаются США, где транзакционные услуги доступны почти на 80% государственных веб-порталов. На Россию же по этому показателю в стра-новом измерении пока приходится лишь 11%.

При этом реализации возможностей электронного правительства, то по данным «Индекса развития электронного правительства» (E-Government Development Index, EGDI) за 2016 г. возглавляет список Великобритания, Австралия, Сингапур, Канада и Южная Корея. Неизменные лидеры прошлых рейтингов (2010, 2012 и 2014 гг.) США заняли 10-е место, Россия по сравнению с 2014 годом опустилась на 5 позиций и оказалась на 32-м месте. И всё же именно в Сингапуре и США механизм функционирования электронного правительства наиболее отлажен и стабилен.

Так, например, в США ещё в 2000 г. был создан «Официальный правительственный веб-портал» (сперва он был представлен в следующем виде: htpp://www firstgov.gov, затем уже в январе 2007 стал таким: htpp://www.usa.gov), он соединил в себе все сайты федеральных и местных органов государственной власти США. В сумме это свыше 100 млн. вебстраниц, на которых граждане США, а также туристы и мигранты из других стран, могут получить более тысячи различных услуг (получение лицензий, заграничных паспортов (естественно, за получением необходимо прийти лично), грантов, информации о текущих тарифах, налогах, объявлениях о работе и т.д.). Также можно напрямую связаться с официальным представителем того или иного ведомства и получить текущую информацию по интересующему вопросу. Помимо этого, портал публикует собственные статьи по

актуальным вопросам внутренней и внешней политики США, а также публикует свои доклады в соцсетях.

А вот в Сингапуре всё обстояло иначе (официальный веб-портал -http://www.gov.sg). Начиная с 80-х годов правительство Сингапура взяло интенсивный курс на превращение страны в «интеллектуальный остров» [5, с. 77]. И им это удалось. Сейчас в Сингапуре все сферы жизнедеятельности общества пронизаны различными интеллектуальными системами - начиная от образования до бизнеса и государственного управления. При этом ежегодно правительство выделяет до 1 млрд. долл. США на дальнейшее развитие уже существующих систем и развитие новых. Зарегистрировать свой бизнес в этой стране можно, даже не выходя из дома, за считанные минуты. При этом такой насущный для России вопрос как пенсия в этой стране также решается с помощью современных цифровых технологий.

На каждого работающего гражданина Сингапура открывается пенсионный счёт в банке, на который ежемесячно работодатель отчисляет часть заработной платы сотрудника. В любой момент сотрудник может посмотреть сколько на его счёт было перечислено и в случае недочёта работодатель доплачивает необходимую сумму. Также на этот пенсионный счёт начисляются проценты, как и на депозит. Но сам счёт для сотрудника закрыт до того момента пока он не выходит на пенсию. С выходом на заслуженную пенсию, счёт в банке открывается, и гражданин может распоряжаться своими средствами как захочет - снять всё сразу, или тратить по частям - это уже зависит от личного выбора каждого. И эта система себя весьма выгодно зарекомендовала в Сингапуре на протяжении последних 10 лет. Этот опыт представляется интересным и, возможно, его адаптация была бы полезна и в России.

Что же касается нашей страны, то началом внедрения концепции «электронного правительства» послужило принятие в 2002 году Федеральной целевой программы «Электронная Россия» [5, 80]. Основной целью которой было повышение эффективности и оперативности принятия решений по вопросам текущей повестки дня на всех уровнях государственной власти. При этом необходимо было ввести электронный документооборот, сократить бюрократические задержки, создать электронную форму взаимодействия органов власти с гражданами страны, а также осуществлять более прозрачное государственное управление на всех уровнях власти.

В результате, к настоящему моменту, через федеральные веб-порталы России можно не только получить целый ряд различных услуг - начиная от

записи на приём к врачу и до получения лицензий, свидетельств, грантов и т.д. Сокращение бюрократических проволочек ускорило процесс принятия тех или иных решений, что означает прорыв в развитии современной России. Информационные технологии позволили государственной власти нашей страны оперативно реагировать на все текущие вопросы и своевременно их решать. Хотя, безусловно, ещё остались некоторые проблемы, которые требуют пристального внимания.

Естественно, это характерно не только для России. Проактивное взаимодействие правительственных органов и граждан всё ещё не развито (100% веб-присутствие) ни в одной стране мира. Безусловно, уже есть государства (прежде всего Южная Корея, Сингапур, Великобритания, Канада, ФРГ, Франция и др.) которые в ближайшем будущем могут к этому приблизиться, однако, даже им ещё необходимо многое сделать на этом пути.

Например, постепенное внедрение механизма проведения различных дебатов, форумов, дискуссий и т.д. через информационные технологии с целью привлечения как можно большего количества граждан к участию в общественной жизни страны и Европейского союза в целом - одна из ключевых задач European Commission's eGovernment Action Plan 2016-2020.

В целом, современные технологии расширили спектр возможностей человечества, но вместе с тем и привнесли негативные элементы, направленные на манипулирование общественным мнением и настроением большинства. Однако, именно количество разнообразных источников информации позволило взглянуть на текущие мировые события с разных сторон и составить собственное мнение на тот или иной счёт. Вместе с тем, благодаря технологическому развитию 21 века, политические институты обрели новые механизмы взаимодействия со структурами гражданского общества. В результате, удалось значительно сократить бюрократические задержки, ускорить процесс принятия решений и повысить эффективность всего государственного аппарата. Поэтому нет ничего удивительного в том, что всё большее количество стран внедряют собственные варианты «электронного правительства» в свою ежедневную деятельность. А это значит, что концепция продолжает активно развиваться и совершенствоваться. Может быть, в скором будущем нам и вовсе не потребуется выходить из дома.

Литература

1. Авакьян С.А. Государственная инновационная политика и ее организационно-правовое обеспечение // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. №11.

2. Алексухин С.И. Логика информационно-политического пространства // Государственная информационная политика: концепции и перспективы: сб. ст. М., 2001.

3. Барбер М. Государственная служба: эффективная и аполитичная // Британские политические традиции и реформа власти в России. 2005 г. М: РАГС, 2005.

4. Бондаренко С.В. Модель организации сотрудничества власти и гражданского общества в реализации проектов «электронного государства» // Пространственное развитие России: проблемы, вызовы, стратегии. Саранск. 2012.

5. Жарова А.К., Бачило И.Л. Организационно-правовые институты гражданского общества в информационной среде // Гражданское общество в России. М.: Издательство Юрайт, 2009.

6. Ирхин Ю.В. «Электронное правительство» Великобритании и России // Социальные и гуманитарные знания. 2005. №4.

7. Карташкин В.А. Международная защита прав человека и процессы глобализации // Права человека и процессы глобализации современного мира / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М.: Норма, 2007.

8. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.

9. Кашина Е.А. Формирование электронного правительства в Российской Федерации: социально-политический аспект. Автореф. дис... к.полит.н. М., 2009.

10. Купряшин Г.Л., Соловьев А.И. Государственный менеджмент, // Электронное правительство. М., 2004.

11. Лисицына Е.С. Право на информацию и информационную деятельность в Российской Федерации: конституционно-правовые аспекты. Автореф. дис. к. ю. н. М., 2003.

12. Лукашева Е.А. Права человека в глобализирующемся мире. М.: Норма, 2007.

13. Монахов В.Н. Смена вектора развития информационных процессов. М.: Изд-во Юрайт, 2009.

14. Солодов В.В. Электронное правительство как инструмент трансформации государственного управления: Автореф. дис. к. полит. н. М., 2007.

15. Татаринцева Э.А. Реализация права на коммуникацию в информационном обществе. Автореф. дис. к. полит. н. М., 2009.

16. Туронок С.Г. Интернет в политике: политические аспекты новых информационно-коммуникативных технологий. М., 2003.

17. Чигасова П.А. «Электронное правительство»: сравнительно-политологический анализ концептуальных подходов и опыта реализации в США и России. Автореф. дис... к. полит. н. М., 2010.

18. Шевердяев С.Н. Проблемы конституционно-правового регулирования информационных отношений в Российской Федерации. Автореф. дис. к. ю. н. М., 2002.

19. Fountain J.E. Building the virtual state: information technology and institutional change. Washington, 2001.

20. Mair P., Katz R. The Ascendancy of the Party in Public Office / Political Parties. Oxford. 2002.

21. Norman A. Information Society: An Economic Theory of Discovery, Invention and Innovation. Boston, 1993.

22. Nye Jr., Joseph S. Governance in the Information Age. Harvard.: Democratic Phoenix. New York. 2003.

23. Pierre J., Peters G. Governance, politics, and the state. New York,

2000.

24. Shannon C.E. Communication Theory of Secrecy Systems. N. Y.:

1993.

25. The Internet Galaxy, Reflections on the Internet, Business and Society. Oxford, Oxford University Press, 2001.

26. West D. E-Government and the Transformation of Service Delivery and Citizen Attitudes // Public Administration Review. 2004. №64.

References

1. Avak'yan S.A. Gosudarstvennaya innovacionnaya politika i ee or-ganizacionno-pravovoe obespechenie // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. 2008. №11.

2. Aleksuhin S.I. Logika informacionno-politicheskogo prostran-stva // Gosudarstvennaya informacionnaya politika: koncepcii i per-spektivy: sb. st. M., 2001.

3. Barber M. Gosudarstvennaya sluzhba: ehffektivnaya i apolitichnaya // Britanskie politicheskie tradicii i reforma vlasti v Rossii. 2005 g. M: RAGS, 2005.

4. Bondarenko S.V. Model' organizacii sotrudnichestva vlasti i grazhdanskogo obshchestva v realizacii proektov «ehlektronnogo gosudarst-va» // Prostranstvennoe razvitie Rossii: problemy, vyzovy, strategii. Saransk. 2012.

5. ZHarova A.K., Bachilo I.L. Organizacionno-pravovye instituty grazhdanskogo obshchestva v informacionnoj srede // Grazhdanskoe obshchest-vo v Rossii. M.: Izdatel'stvo YUrajt, 2009.

6. Irhin YU.V. «EHlektronnoe pravitel'stvo» Velikobritanii i Ros-sii // Cocial'nye i gumanitarnye znaniya. 2005. №4.

7. Kartashkin V.A. Mezhdunarodnaya zashchita prav cheloveka i processy globalizacii // Prava cheloveka i processy globalizacii sovremennogo mira / Otv. red. E.A. Lukasheva. M.: Norma, 2007.

8. Kastel's M. Informacionnaya ehpoha: ehkonomika, obshchestvo i kul'tura. M., 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Kashina E.A. Formirovanie ehlektronnogo pravitel'stva v Ros-sijskoj Federacii: social'no-politicheskij aspekt. Avtoref. dis. k.polit.n. M., 2009.

10. Kupryashin G.L., Solov'ev A.I. Gosudarstvennyj menedzhment, // EHlektronnoe pravitel'stvo. M., 2004.

11. Lisicyna E.S. Pravo na informaciyu i informacionnuyu deya-tel'nost' v Rossijskoj Federacii: konstitucionno-pravovye aspekty. Avtoref. dis. k. yu. n. M., 2003.

12. Lukasheva E.A. Prava cheloveka v globaliziruyushchemsya mire. M.: Norma, 2007.

13. Monahov V.N. Smena vektora razvitiya informacionnyh proces-sov. M.: Izd-vo YUrajt, 2009.

14. Solodov V.V. EHlektronnoe pravitel'stvo kak instrument trans-formacii gosudarstvennogo upravleniya: Avtoref. dis. k. polit. n. M., 2007.

15. Tatarinceva EH.A. Realizaciya prava na kommunikaciyu v infor-macionnom obshchestve. Avtoref. dis. k. polit. n. M., 2009.

16. Turonok S.G. Internet v politike: politicheskie aspekty novyh informacionno-kommunikativnyh tekhnologij. M., 2003.

17. CHigasova P.A. «EHlektronnoe pravitel'stvo»: sravnitel'no-politologicheskij analiz konceptual'nyh podhodov i opyta realizacii v SSHA i Rossii. Avtoref. dis. k. polit. n. M., 2010.

18. SHeverdyaev S.N. Problemy konstitucionno-pravovogo reguliro-vaniya informacionnyh otnoshenij v Rossijskoj Federacii. Avtoref. dis. k. yu. n. M., 2002.

19. Fountain J.E. Building the virtual state: information technology and institutional change. Washington, 2001.

20. Mair P., Katz R. The Ascendancy of the Party in Public Office / Political Parties. Oxford. 2002.

21. Norman A. Information Society: An Economic Theory of Discovery, Invention and Innovation. Boston, 1993.

22. Nye Jr., Joseph S. Governance in the Information Age. Harvard.: Democratic Phoenix. New York. 2003.

23. Pierre J., Peters G. Governance, politics, and the state. New York,

2000.

24. Shannon C.E. Communication Theory of Secrecy Systems. N. Y.: 1993.

25. The Internet Galaxy, Reflections on the Internet, Business and Society. Oxford, Oxford University Press, 2001.

26. West D. E-Government and the Transformation of Service Delivery and Citizen Attitudes // Public Administration Review. 2004. №64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.