Научная статья на тему 'Роль электронного правительства в снижении коррупции и развитии экономики: чему можно научиться у Сингапура?'

Роль электронного правительства в снижении коррупции и развитии экономики: чему можно научиться у Сингапура? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
527
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
электронное правительство / коррупция / прозрач-ность госзакупок / электронные сервисы / госуслуги / экономика. / e-government / corruption / transparency of government procure-ment / e-services / public services / economy.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мария Игоревна Ведерникова

В данной работе проведен сравнительный анализ российского электронного правительства и e-government Сингапура. Анализируются принципиальные отличия электронных правительств обеих стран. Акцент сделан на те положительные стороны электронного правительства Сингапура, которые необходимо было бы внедрить и в систему российского e-government. Подробно рассмотрена платформа sGeBiz, созданная в апреле 2014 г., позволяющая компаниям осуществлять свои тендерные заявки на транспарентной основе. Данная система еще только запускается, а основной интерес представляет готовность электронного правительства Сингапура постоянно внедрять новые платформы и развивать уже существующие. Проанализированы положительные последствия для экономики России после возможного внедрения подобных систем. В работе подробно рассмотрено функционирование уже существующего российского элек-тронного правительства, проведен анализ его достоинств и недостатков. Особое внимание обращено на те элементы e-government, которые нуждаются в доработке, дополнительных сервисах и порталах государственных услуг, необходимых при внедрении в систему российского электронного правительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF E-GOVERNMENT IN REDUCING CORRUPTION AND ECONOMIC DEVELOPMENT: WHAT COULD WE LEARN FROM SINGAPORE?

In the article, the comparative analysis of e-government in Russia and singapore is made. fundamental differences of e-government of two countries are analyzed. The emphasis is made on the positive sides of e-government in singapore, which would be reasonable to implement into Russian e-government. In addition, the sGeBiz platform created in April 2014, which allows companies to exercise their tender propos-als in a transparent way, is observed in details. This system is in the process of application, and the readiness of e-government in singapore to implement new platform and to develop existing ones is important. Positive consequences for the economy after implementation of such systems in Russia are revealed. The article observes functioning the Russian electronic government in details stressing its strengths and weaknesses. special attention is given to those elements of e-government, which need to be extended, as well as to additional services and portals of government services, which need to be imple-mented into the Russian system of electronic government.

Текст научной работы на тему «Роль электронного правительства в снижении коррупции и развитии экономики: чему можно научиться у Сингапура?»

УДК 328:330.34(470+592.30:340.5

Мария Игоревна Ведерникова

студентка 1-го курса магистратуры факультета бизнеса Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, г. Москва.

E-mail: maria.vedernikowa@yandex.ru

РОЛЬ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В СНИЖЕНИИ КОРРУПЦИИ И РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ: ЧЕМУ МОЖНО НАУЧИТЬСЯ У СИНГАПУРА?

В данной работе проведен сравнительный анализ российского электронного правительства и e-government Сингапура. Анализируются принципиальные отличия электронных правительств обеих стран. Акцент сделан на те положительные стороны электронного правительства Сингапура, которые необходимо было бы внедрить и в систему российского e-government. Подробно рассмотрена платформа SGeBiz, созданная в апреле 2014 г., позволяющая компаниям осуществлять свои тендерные заявки на транспарентной основе. Данная система еще только запускается, а основной интерес представляет готовность электронного правительства Сингапура постоянно внедрять новые платформы и развивать уже существующие. Проанализированы положительные последствия для экономики России после возможного внедрения подобных систем. В работе подробно рассмотрено функционирование уже существующего российского элек-тронного правительства, проведен анализ его достоинств и недостатков. Особое внимание обращено на те элементы e-government, которые нуждаются в доработке, дополнительных сервисах и порталах государственных услуг, необходимых при внедрении в систему российского электронного правительства.

Ключевые слова: электронное правительство, коррупция, прозрач-ность госзакупок, электронные сервисы, госуслуги, экономика.

При всей очевидности огромной роли электронного правительства в противодействии коррупции и улучшении качества госуслуг, предоставляемых различными государственными организациями, приходится часто сталкиваться с тем, что не только простые граждане, но и некоторые чиновники относятся к e-government как к бесполезному нововведению. Очень часто путают такие понятия, как «электронное правительство» и «электронное государство». Заострим внимание на разграничении этих терминов.

Каждое из этих понятий может иметь несколько значений, которые будут меняться в зависимости от контекста. Однако основное различие их в том, что под электронным правительством в широком смысле обычно следует понимать электронные средства взаимодействия граждан с государством и государства с гражданами. К примеру, одним из проявлений взаимодействия со стороны государства может быть опубликование нужной гражданам информации на официальных сайтах. На сайте Федеральной службы судебных приставов любой желающий может узнать, начато ли против него исполнительное производство, по какой причине и какова сумма его задолженности. Здесь же предоставляется возможность распечатать квитанцию для оплаты [Банк данных исполнительных производств]. До появления такой информа-

ции в открытом доступе было больше возможностей для коррупции при попытке граждан урегулировать подобную ситуацию, не говоря о значительно больших временных затратах. Пока россияне только привыкают к таким новшествам, в Сингапуре эта система работает достаточно долго.

Построение самой системы электронного правительства в Сингапуре идет более 30 лет, и жители этой страны не собираются останавливаться на достигнутом. В данный момент в Сингапуре реализуется государственная программа развития электронного правительства на 2011-2015 гг. Основными целями являются повышение активности участия граждан в правительственных инициативах, увеличение объема обратной связи и разработка приложений для мобильных телефонов, чтобы с их помощью можно было получать все государственные услуги.

Госслужащие в Сингапуре получают высокую зарплату, что уже само по себе является надежным фактором противодействия коррупции, в госучреждениях не увидишь очередей. Их отсутствие можно объяснить двумя причинами: поток посетителей в учреждение регулируется электроникой; граждане лично приходят в учреждение крайне редко, так как практически все госуслуги доступны в электронном виде.

В Сингапуре получить многие госуслуги, такие как выдача паспортов и свидетельств о рождении, можно заполнив дома необходимые формы и отправив их по электронной почте в соответствующие органы. Считается обычным, что такие услуги правительство оказывает в режиме он-лайн. Стоит отметить тот факт, что если вы лично идете в учреждение за данными услугами, то будете оштрафованы за то, что явились в данное учреждение без особой необходимости [Mawutodzi]. И только после уплаты штрафа гражданин будет направлен к компьютеру, стоящему в учреждении, чтобы подать заявление на необходимую госуслугу.

Снижение уровня коррупции положительно влияет не только на политическую ситуацию в стране, но и на экономику. Полноценная работа электронного правительства позволяет сделать прозрачными большинство госзакупок, да и всю систему отношений бизнеса и государства, значительно сокращает объем бюрократической волокиты. Последнее благотворно сказывается на развитии бизнеса. Если раньше многих предпринимателей пугали бюрократические барьеры, то получив возможность быстро и просто регистрировать свой бизнес в режиме онлайн, многие намного охотнее открывают собственное дело.

Рассмотрим подробнее процесс регистрации предприятия в Сингапуре и в России. Остановимся на таких формах предпринимательства, как ИП в России (самая простая процедура регистрации) и Private Limited Company (сокращенно Pte Ltd) в Сингапуре. Государственная регистрация ИП осуществляется в срок не более чем за пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Срок для выдачи документов один рабочий день с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр. В то же время для того, чтобы в России стать индивидуальным предпринимателем, необходимо совершить как минимум два похода в госучреждение и подождать около 6 дней, оплатив госпошлину в размере 800 рублей. При регистрации компании в Сингапуре необходим минимальный предоплаченный капитал в размере одного сингапурского доллара. Процедура регистрации компании в Сингапуре полностью компьютеризирована Сингапурским Регистрационным

Бюро. Как следствие, процесс оформления быстрый и эффективный, без бюрократической волокиты. При обычных обстоятельствах, компания может быть зарегистрирована за 1-2 дня. Процедура оформления компании в Сингапуре состоит из двух основных шагов: утверждения названия компании; регистрации компании.

Оба шага могут быть завершены в один день при условии, что со стороны Регистрационного Бюро не будет никаких задержек. Также следует отметить, что недавно образованные сингапурские компании не платят никакого налога на прибыль (корпоративного налога) первые три года после регистрации прибыли на первые 100000 долларов. Далее налог платят по следующей схеме: на прибыль от 100001 до 300000 долларов налог составляет 8,5%, на прибыль свыше 300000 - по ставке 17%. Именно налоговые льготы и простая процедура регистрации бизнеса превращает Сингапур в еще одну оффшорную зону.

Отметим, что сингапурское электронное правительство подразде-ляется на несколько категорий. Обобщенно можно представить основные направления его работы: правительство - граждане (G2C); правительство - бизнес (G2B); правительство - госслужащие (G2E); правительство - правительство (G2G).

Подробнее рассмотрим каждое из этих подразделений. Структура правительство-граждане (G2C) включает в себя все взаимодействия между органами власти и гражданами, которые возможно осуществить в электронном виде. Целью G2C является предоставление гражданам быстрых, более удобных и наиболее простых средств доступа к государственным услугам при сохранении высокого уровня сервиса. Скорость получения услуг не влияет на их качество, за этим установлен строгий контроль.

Структура правительство - бизнес (G2B) имеет прямое отношение к электронной коммерции, связанной с продажей правительством бизнеса или услуг для бизнеса, и наоборот: бизнес, продающий товары для правительства и оказывающий для него услуги. Основная цель G2B - позволить компаниям взаимодействовать, вести торговлю и общаться с правительством в интернете в режиме онлайн с максимальной скоростью, но сохранением качества взаимодействия.

Раздел правительство - госслужащие (G2E) включает в себя все виды взаимодействия и услуг между правительственными организациями и их сотрудниками.

Особый интерес представляет структура правительство-правительство (G2G). Она выполняет сразу две функции: взаимодействие между различными министерствами, ведомствами и госучреждениями внутри страны; взаимодействие правительства Сингапура с правительствами других стран.

Рассмотрим некоторые конкретные платформы, выполняющие различные функции в подразделениях электронного правительства. Сингапурская система TradeNet - одна из первых в мире систем электронного обмена данными. Внедрение этой системы позволяет значительно экономить время, устраняет многие бюрократические барьеры, значительно упрощает работу с документами. Невозможно переоценить и ее влияние на снижение уровня коррупции при оформлении документов по экспорту и импорту. Для взаимодействия властных и бизнес-структур, в том числе и проведении госзакупок, в Сингапуре используют портал GeBiz (Government Electronic Business), кото-

рый значительно упрощает процесс проведения тендеров и делает его более прозрачным. Система представляет собой механизм госзакупок и состоит из трех пунктов: клиентские приложения для поставщиков; клиентские приложения для заказчиков (агентств); платежная система.

Система позволяет максимально прозрачно иметь доступ к государственным закупкам. В основе GeBiz лежит так называемая ячейка приобретения, состоящая из чиновников-оценщиков заявок (ими не могут быть представители агентств, поместивших саму заявку), заявителей, специалистов по финансам. Когда поставщик отобран, ему предлагается совершить поставку в определенный срок. По истечении недели с момента поставки (это время требуется государству, чтобы убедиться, что поставка совершена согласно договору). Через систему GeBiz совершается электронный платеж. Правительство Сингапура, обладая интеллектуальной собственностью на GeBiz (100%), решило коммерциализировать продукт и продавать его в другие страны. Ключевую роль сыграли контрактные соглашения об уровне качества сервиса со стороны поставщиков. В случае нарушения требований к качеству вступают в силу жесткие штрафные санкции. Этот портал является частью подразделения правительство-бизнес (G2B), как и платформа SGeBiz, созданная в апреле 2014 г. и позволяющая компаниям осуществлять свои тендерные заявки на транспарентной основе. Данная система еще только запускается, а основной интерес представляет готовность электронного правительства Сингапура постоянно внедрять новые платформы и развивать уже существующие.

Система Trustmark является обязательной для министерств и ведомств Сингапура, как и система TrustSg, созданная с целью повышения уровня доверия к электронным сделкам.

Как мы видим, сингапурская система электронного правительства имеет четкую структуру, выстроенную таким образом, что каждый новый портал или платформа дополняет уже существующие, но при этом не возникает путаницы по поводу того, какому пользователю на какой портал обращаться для получения необходимой услуги.

Сегодня правительство Сингапура пытается сделать удобным использование электронного правительства с мобильных устройств. Для этого был запущен мобильный портал mGov@SG, который объединяет более 40 мобильных веб-сайтов и приложений для iPhone и Android, разработанных различными правительственными структурами. За основу взята концепция AppStore. В тех же целях власти задействуют социальные сети. Сегодня более половины населения Сингапура зарегистрировано в Facebook, здесь же активно присутствуют с консультационной и просветительской практикой такие ведомства, как например министерство здравоохранения. Параллельно действуют и собственные госсоцсети, например REACH (Reaching Everyone for Active Citizenry@Home), где граждане могут оставлять комментарии и пожелания по развитию правительствен-ных проектов, а также оперативно получать консультации.

В России только начинает внедряться система электронного правительства, имеющая столь же четко составленную структуру. При этом необходимо отметить, что сингапурская система электронного правительства строилась более 30 лет и продолжает совершенствоваться, становится более удобной и современной. В то время как в Сингапуре электронное правительство было полностью внедрено и функционировало, в России только еще

утверждали Концепцию электронного правительства. Она была принята 6 мая 2008 г. Правительством России [Дементьев].

Российская Федерация заимствовала многое из опыта Сингапура в построении e-govemment Даже сама структура, утвержденная для разработки, повторяет структуру электронного правительства Сингапура, приведенную нами выше. Продублируем ее: правительство - граждане ^2С); правительство - бизнес ^2В); правительство - госслужащие^2Е); правительство -правительство (G2G).

Основной недостаток электронного правительства Российской Федерации на современном этапе - то, что оно не предоставляет возможность получать даже те услуги, которые обеспечивает режим онлайн, полностью в электронном виде. Приведем конкретный пример. На портале государственных услуг Российской Федерации есть возможность подать документы через Интернет на получение паспорта нового поколения гражданином Российской Федерации, достигшим 18-летнего возраста. Этапы получения данной госуслуги подробно описаны на сайте и выглядят следующим образом.

1. Подготовить документы, необходимые для заполнения формы заявления, а также файл с фотографией для паспорта.

2. Необходимо заполнить форму заявления, указав информацию о себе, супруге, родителях, о нахождении ранее в иностранном гражданстве, о месте обращения и т.д.

3. По окончании внесения данных система выполнит обработку и отправку Вашего запроса в государственные структуры для прохождения этапов регистрации, проверки заявления и принятия окончательного решения.

4. В случае успешного выполнения услуги на всех этапах система даст Вам положительный ответ, а государственные структуры проинформируют Вас о необходимости прийти в территориальный орган ведомства для получения документов. В случае отказа на каком-либо этапе оказания услуги система даст отрицательный ответ, а государственные структуры проинформируют Вас о причинах отказа [Порядок получения госуслуг в РФ].

Как мы видим, в пункте 4 указано, что «в случае успешного выполнения услуги на всех этапах система даст Вам положительный ответ, а государственные структуры проинформируют Вас о необходимости прийти в территориальный орган ведомства для получения документов». Если в Сингапуре нужный документ приходит на электронную почту в электронном виде и для его получения нет необходимости вообще выходить из дома, то в России придется лично идти в «территориальный орган ведомства для получения документов». Конечно, электронное правительство работает, и если раньше было необходимо лично идти в госучреждение и подавать документы, то с запуском e-government количество походов в госучреждения сокращается, что является неоспоримым плюсом и доказывает, что система работает, но нуждается в дальнейшем усовершенствовании. Кроме того, возможность подать документы через Интернет с помощью портала www.gosuslugi.ru позволяет изначально правильно заполнять документы и избегать ошибок. К примеру, если раньше заявление в бумажном виде могло быть заполнено некорректно и некоторые важные поля могли оставаться пустыми, то сейчас система подсказывает, что еще необходимо заполнить и в каком формате вводить данные.

Из всего приведенного выше можно сделать вывод, что российское электронное правительство развивается быстрыми темпами, и путь, на который

Сингапуру понадобилось большех десятилетий, сумело пройти за несколько лет. При этом оно отстает по таким параметрам, как удобство использования и оперативность. Практика показывает, что применение опыта Сингапура в России дает положительные результаты. Но здесь важно отметить, что для дальнейшего развития и большего удобства необходимо не просто копировать систему электронного правительства Сингапура, но и адаптировать ее к российским реалиям. В ближайшее время желательно исключить необходимость нанесения гражданами в госучреждения личного визита для получения некоторых госуслуг, ускорить и упростить регистрацию предприятий и обязать все учреждения размещать госзаказы на одном сайте, чтобы снизить уровень коррупции при госзакупках.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Банк данных исполнительных производств [Электронный ресурс] // Федеральная служба судебных приставов : офиц. сайт. URL: http://fssprus.ru/iss/ip/ (дата обращения: 15.07.2014).

2. Дементьев А. Белый дом и Смольный: подключения электроников [Электронный ресурс]. URL: http://www.dp.rU/a/2007/08/16/Belij_dom_i_Smolnij_pod/ (дата обращения: 12.07.2014).

3. Порядок получения госуслуг в РФ [Электронный ресурс] // Портал государственных услуг Российской Федерации : офиц. сайт. URL: https://www.gosuslugi.ru/pgu/ service/10001970310_5.html#!_description (дата обращения: 14.07.2014).

4. Mawutodzi A. E-Government: The Singapore Experience [Электронный ресурс]. URL: http://ezinearticles.com/?E-Government---The-Singapore-Experience&id=808643 (дата обращения: 15.07.2014).

REFERENCES

Bank dannykh ispolnitel'nykh proizvodstv, available at: http://fssprus.ru/iss/ip/ (accessed 15 July 2014). (in Russ.).

Dement'ev A. Belyy dom i Smol'nyy: podklyucheniya elektronikov, available at: http:// www.dp.ru/a/2007/08/16/Belij_dom_i_Smolnij_pod/ (accessed 12 July 2014). (in Russ.).

Mawutodzi A. E-Government: The Singapore Experience, available at: http:// ezinearticles.com/?E-Government---The-Singapore-Experience&id=808643 (accessed 15 July 2014).

Poryadok polucheniya gosuslug v RF, available at: https://www.gosuslugi.ru/pgu/ service/10001970310_5.html#!_description (accessed 14 July 2014). (in Russ.).

Maria I. Vedernikova, post-graduate student, Department of Business, Russian University of Economics named after Plekhanov, Moscow.

E-mail: maria.vedernikowa@yandex.ru

ROLE OF E-GOVERNMENT IN REDUCING CORRUPTION AND ECONOMIC DEVELOPMENT: WHAT COULD WE LEARN FROM SINGAPORE?

Abstract: In the article, the comparative analysis of e-government in Russia and Singapore is made. Fundamental differences of e-government of two countries are analyzed. The emphasis is made on the positive sides of e-government in Singapore, which would be reasonable to implement into Russian e-government. In addition, the SGeBiz platform created

in April 2014, which allows companies to exercise their tender propos-als in a transparent way, is observed in details. This system is in the process of application, and the readiness of e-government in Singapore to implement new platform and to develop existing ones is important. Positive consequences for the economy after implementation of such systems in Russia are revealed. The article observes functioning the Russian electronic government in details stressing its strengths and weaknesses. Special attention is given to those elements of e-government, which need to be extended, as well as to additional services and portals of government services, which need to be imple-mented into the Russian system of electronic government.

Keywords: e-government, corruption, transparency of government procure-ment, e-services, public services, economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.