Научная статья на тему 'Зарубежный опыт построения электронного правительства'

Зарубежный опыт построения электронного правительства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4563
800
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ИНТЕРНЕТ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ботнев Владимир Константинович

В статье рассматривается опыт функционирования электронного правительств в странах Евросоюза, а также в США, Канаде, Южной Корее и Сингапуре. Сделан общий вывод о том, что руководства многих зарубежных стран видят огромный потенциал в развитии и применении информационно-коммуникационных технологий при управлении государствами. Для эффективного внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность государственных институтов и жизнь общества, правительства разрабатывают модели государственного управления с использованием систем e-Government, которые обязательно включают в себя распространение сетей связи на территориях стран, увеличение скорости сети Интернет, улучшение качества предоставляемых услуг, а также повышение доступности информации. Все эти методы повышают уровень доверия населения к e-Government и к самим государственным институтам, а также позволяют экономить значительные количества средств бюджетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign experience of building E-government

The article discusses the experience of the functioning of e-government in EU countries, USA, Canada, South Korea and Singapore. The General conclusion that the management of many foreign countries see huge potential in the development and application of information and communication technologies in governance. For the effective implementation of information and communication technologies in the activities of state institutions and society, governments have developed the model of government using e-Government systems, which necessarily include the distribution networks on the territories of the countries, the increasing speed of the Internet, improving the quality of services provided and increase the availability of information. All of these methods increase the level of public confidence in e-Government and by state institutions, and will save you significant amounts of budget funds.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт построения электронного правительства»

3.2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

Ботнев Владимир Константинович, доктор юридических наук, декан факультета государственного и муниципального управления

Место работы: ИГСУ РАНХиГС при Президенте РФ

botnevmigsu@yandex.ru

Аннотация: в статье рассматривается опыт функционирования электронного правительств в странах Евросоюза, а также в США, Канаде, Южной Корее и Сингапуре. Сделан общий вывод о том, что руководства многих зарубежных стран видят огромный потенциал в развитии и применении информационно-коммуникационных технологий при управлении государствами. Для эффективного внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность государственных институтов и жизнь общества, правительства разрабатывают модели государственного управления с использованием систем e-Government, которые обязательно включают в себя распространение сетей связи на территориях стран, увеличение скорости сети Интернет, улучшение качества предоставляемых услуг, а также повышение доступности информации. Все эти методы повышают уровень доверия населения к e-Government и к самим государственным институтам, а также позволяют экономить значительные количества средств бюджетов.

Ключевые слова: электронное правительство, интернет, информационно-коммуникационные технологии, государственное управление, цифровые технологии.

FOREIGN EXPERIENCE OF BUILDING E-GOVERNMENT

Botnev Vladimir K., doctor of law, dean of the faculty of state and municipal management

Place of employment: IPACS of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

botnevmigsu@yandex.ru

Abstract: the article discusses the experience of the functioning of e-government in EU countries, USA, Canada, South Korea and Singapore. The General conclusion that the management of many foreign countries see huge potential in the development and application of information and communication technologies in governance. For the effective implementation of information and communication technologies in the activities of state institutions and society, governments have developed the model of government using e-Government systems, which necessarily include the distribution networks on the territories of the countries, the increasing speed of the Internet, improving the quality of services provided and increase the availability of information. All of these methods increase the level of public confidence in e-Government and by state institutions, and will save you significant amounts of budget funds.

Keywords: e-government, Internet, information and communication technology, governance and digital technologies.

Рассматривая механизмы государственного управления с применением Электронного правительства, нельзя не отметить опыт формирования инструментов Электронных правительств за рубежом, так как наша страна опирается на некоторые решения иностранных государств, при внедрении своей системы Электронного правительства.

Вернемся в конец двадцатого века. Информационные технологии развиваются очень бурно. Ведущие компьютерные корпорации выпускают домашние персональные компьютеры, на которых можно выполнять различную работу. Кроме того, сеть Интернет становиться все доступнее и доступнее. Руководители стран понимают, что работа государственных институтов не может дальше существовать без использования информационно-коммуникационных технологий. Со временем информационно-коммуникационным технологиям отводится одна из ведущих ролей в механизмах государственного управления. В наше время уже невозможно представить работу государственных органов без использования автоматизированных информационных систем, специального программного обеспечения и комплексных средств автоматизации.

Системы Электронных правительств мира стали тем самым простым и доступным способом предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам и бизнесу. Электронное правительство объединяло в себе информационные технологии, государствен-

ных служащих и граждан, а также стало новым способом взаимодействия человека и машины.

Сам термин «Электронное правительство» Government) появился как раз в пик развития сети Интернет в девяностые годы прошлого века. Под ним подразумевалось снижение бюрократизма, уход от традиционного бумажного документооборота к электронному, перевод государственных и муниципальных услуг в сеть. В дальнейшем термин «e-Government» получил дополнительный смысл - формирование новой системы взаимодействия с гражданами. В зависимости от исторических факторов (менталитета) и способов взаимодействия между гражданами и государственными аппаратами, можно выделить четыре главные модели функционирования e-Government :

- континентально-европейская (страны Европы);

- англо-американская (США, Великобритания, Канада);

- азиатская (страны Азии);

- Российская.

Рассмотрим континентально-евразийскую модель Электронного правительства. Эта модель характеризуется следующими показателями:

- общие государственные институты, такие как Еврокомис-сия, Европарламент, Европейский суд, рекомендациям которых следуют все страны Евросоюза;

- высокая степень интеграции граждан и стран Евросоюза с помощью единой денежной единицы, общего информационного пространства, свободного перемещения капиталов, энергии и прочего;

Ботнев В. К.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

- информационно-коммуникационные технологии, информационные отношения и информационные потоки жестко регулируются на всей территории Евросоюза.

В данной модели правительства страны Евросоюза ведут свою деятельность, ориентируясь на гражданские нужды, активно используя самые передовые информационно-коммуникационные технологии. Государственное управление позволяет своим гражданам в режиме реального времени максимально успешно исполнять свой гражданский долг с помощью электронного голосования, получать в максимально комфортных условиях государственные и муниципальные услуги, а также платить штрафы и налоги.

В своей компетенции Евросоюз при формировании e-Govemment сделал главный акцент на единстве наций во всех странах, что входят в его состав.

Основной же проблемой европейцы видят в неспособности пожилых людей максимально использовать возможности e-Govemment в силу компьютерной неграмотности, тогда как молодое поколение граждан Евросоюза таких проблем не имеет (следует отметить, что пожилых граждан стран Евросоюза с каждым годом становится все больше, вследствие политики, проводимой правительствами стран, входящих в состав Евросоюза).

Однако, не смотря на эту проблему, европейцы видят в информационно-коммуникационных технологиях способ сохранения многонационального богатства европейских стран, вследствие чего Евросоюз вкладывает огромные деньги в развитие информационно-коммуникационных технологий, так как эти вложения являются инвестициями в человека.

Как уже было сказано выше, применение в государственном управлении информационно-коммуникационных технологий в Евросоюзе опирается на четкое европейское право. Во всех странах Евросоюза были приняты национальные законы, которые регулируют следующие аспекты государственного управления с помощью e-Government:

- электронная торговля;

- защита данных;

- электронные цифровые подписи;

- государственные закупки.

Регулирование данных аспектов государственного управления с использованием механизмов e-Government позволило упростить создание и развитие автоматизированных информационных систем, распределило обязанности и функции государственных органов и обеспечило соблюдение прав и свобод жителей стран Евросоюза при взаимодействии с государственными и политическими институтами.

Рассмотрим англо-американскую систему. Канада одна из первых стран, которая поняла всю важность открытости информации государственных институтов и начала решать эту проблему в начале девяностых годов прошлого века. За пять лет канадцы модернизировали свою систему государственного управления с использованием e-Govemment, которую мы можем разбить на четыре составляющие:

- сайт Канады;

- информационный портал, включающий в себя подпорталы;

- промежуточное программное обеспечение, которое включает в себя поисковую систему, автоматизированные информационные системы бизнес-процессов, системы внедрения программ и баз данных;

- программное обеспечение инфраструктур, которое включает в себя системы электронного документооборота, электронного хранилища и управления различными базами данных.

Реализовав эту систему, правительство Канады напрямую общается со своим населением через круп-

нейший государственный портал, включающий в себя около пятисот подпорталов и сайтов. Граждане практически перестали ходить на личный прием к канадским чиновникам, предпочитая общаться с ними через сеть Интернет. Кроме того, правительство Канады отказалось от ведения бумажного документооборота. Все это позволило сократить расходы государственного бюджета страны на миллиарды долларов.

Американская модель сильно отличается от европейских моделей построения систем государственного управления с использованием e-Government, что обуславливается системой государственных органов, а также менталитетом и традициями американского общества. Как и большинство развитых стран, США разработали систему перехода на государственное управление с использованием e-Government в девяностые годы прошлого века. Переход начался с внесением доработок в Закон «О свободе информации» (The Freedom of Information Act) и принятием новых законов, регулирующих государственное управление с использованием информационно-коммуникационных технологий. Эти нормативные правовые акты описывают переход на государственное управление с использованием систем e-Government и улучшение качества работы правительства США следующими методами:

- упрощение получения доступа к информации;

- облегчение поиска информации;

- исключение дублирующих функций государственных органов;

- использование служащими электронных цифровых подписей;

- развитие электронной торговли и электронного документооборота;

- предоставление качественных государственных услуг гражданам и организациям и прочие.

Целью внедрения механизмов e-Government в государственное управление в США являлось сокращение расходов федерального бюджета на огромный государственный аппарат и повышение качества предоставляемых государственных услуг гражданам. Кроме того, с помощью механизмов e-Government повышалась прозрачность управленческих решений, принимаемых правительством, и гарантировалась свобода и доступность информации.

Рассмотрим азиатскую модель. Говоря об этой модели, нельзя не отметить, что в азиатских странах управлению присуща особая специфика и корпоративная культура, основанная на четкой иерархии подчинения низших должностей высшим.

Формируя модель так называемой «электронной демократии», основной упор правительство Южной Кореи сделало на внедрении информационно-коммуникационных технологий в сфере образования и культуры, а также на удовлетворение потребностей граждан в информации. Эта модель была настолько эффективной, что в 2010 году Организация Объединенных Наций признала ее одной из лучших. Модель «электронной демократии» пользуется большим уважением среди корейцев, а также превосходит системы прочих стран. Граждане с помощью этой модели могут не только сидя дома совершать покупки через сеть Интернет, но и в полной мере пользоваться государственными услугами. На улице можно встретить специальные информанты, через которые также можно в полной мере пользоваться государственными услугами и распечатать любой документ. Еще одной особенностью корейской системы государственного управления с использованием e-Government является охват почти всей территории страны высокоскоростным интернетом. Кроме того, следует обратить внимание, что

Южная Корея почти полностью отказалась от бумажного документооборота, что позволило сэкономить огромную сумму государственного бюджета и сократить количество государственных служащих.

Нельзя не рассмотреть e-Government Сингапура. Так как Сингапур не обладает большим количеством природных ресурсов в силу своего размера, при формировании своей системы государственного управления с использованием e-Government, правительство сделало акцент на наукоемкой экономике. Начиная с девяностых годов прошлого века, в Сингапуре идет активная компьютеризация и покрытие территории города-государства сетями высокоскоростной связи. Так же как и в Южной Корее, модель e-Government в Сингапуре направлена на получение гражданами государственных услуг качественно, быстро и эффективно, вследствие чего пользуется у населения большим доверием.

Рассмотрев модели построения государственного управления с использованием систем e-Government, можно сделать вывод, что руководства стран, рассмотренных в данной статье, видят огромный потенциал в развитии и применении информационно-коммуникационных технологий при управлении государствами. Для эффективного внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность государственных институтов и жизнь общества, правительства разрабатывают модели государственного управления с использованием систем e-Government, которые обязательно включают в себя распространение сетей связи на территориях стран, увеличение скорости сети Интернет, улучшение качества предоставляемых услуг, а также повышение доступности информации. Все эти методы повышают уровень доверия населения к e-Government и к самим государственным институтам, а также позволяют экономить значительные количества средств бюджетов.

В настоящее время Российская Федерация при внедрении и развитии свой модели государственного управления с использованием Электронного правительства, учитывает опыт иностранных государств, но развивает свой вектор направления дальнейшего развития информационно-коммуникационных технологий. Стоит отметить, что наша страна начала активно внедрять информационно-коммуникационные технологии в деятельность государственных органов с опозданием на десять лет, что объясняется тяжелым переходом от плановой экономики к рыночной, а также сменой государственного режима в девяностые годы прошлого столетия. Кроме того, успешному внедрению государственного управления с использованием средств Электронного правительства мешает низкая компьютерная грамотность государственных служащих и самого населения страны, а также низкий уровень доверия к новым технологиям. Однако, если государственные институты будут продолжать следовать выбранному курсу внедрения информационно-коммуникационных технологий в свою работу, то, в конечном итоге, наша модель государственного управления с использованием Электронного правительства по параметрам будет не хуже, чем иностранные аналоги.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 92,8%.

Список литературы:

1. Abbott R. et al. A study of the growth and evolution of personal computer devices throughout the pc age: дис. -Cardiff Metropolitan University, 2017.

2. Choi H. E-government in South Korea // Public administration in East Asia. - 2010.

3. Corbeil J. R., Corbeil M. E. Past, Present, and Future //International Handbook of E-Learning Volume 1: Theoretical Perspectives and Research. - 2015. - Т. 2.

4. Fath-Allah A. et al. E-government maturity models: A comparative study //International Journal of Software Engineering & Applications. - 2014. - Т. 5. - №3.

5. Srivastava S. C., Teo T. S. H. Citizen trust development for e-government adoption and usage: Insights from young adults in Singapore // Communications of the Association for Information Systems. - 2009. - Т. 25. - №1.

6. Tommelein E. et al. Potentially inappropriate prescribing in community-dwelling older people across Europe: a systematic literature review // European journal of clinical pharmacology. - 2015. - Т. 71. - №12.

7. Warner M. Culture and management in Asia. -Routledge, 2014.

8. Zoo H., Lee H., Yoon J. Assessing the E-Government Maturity for Public Sector Innovation in Developing Countries: Case of National Informatization Assessment Tool (NIAT) // International Conference on Social Implications of Computers in Developing Countries. - Springer, Cham, 2017.

9. Виноградова Н.С., Моисеева О. А. Открытое правительство и «электронное правительство» в мире // Технологии 21 века в пищевой, перерабатывающей и легкой промышленности. - 2014. - №8-2.

10. Гутри И. С. Основные стратегии формирования электронного правительства // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: тр. VI Всерос. объединенной конф., Санкт-Петербург, 3-6 ноября 2003 г. СПб.: Изд-во Филол. фак. СПбгУ, 2003.

11. Дрожжинов В. И. и др. Стратегический подход к формированию цифрового правительства США // International Journal of Open Information Technologies. -2017. - Т. 5. - №4.

12. Зайко А. Русь электронная //Энергия промышленного роста. - 2009. - №3-31.

13. Зайнашева З. Г., Габидуллина Э. В., Смильгина К. Л. Зарубежный опыт повышения качества и доступности предоставления государственных услуг // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. -2016. - №. 1 (15).

14. Клаус Ш. Четвертая промышленная революция // М.:«Эксмо. - 2016.

15. Макович Г. В. Менеджмент знаний: документацион-ное обеспечение управления. - 2010.

16. Сединкин М. А. Возможности применения зарубежного опыта формирования электронного правительства в России // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2011. - №3.

17. Шишлов А. А. Международно-правовое регулирование электронной связи в Европейском Союзе: дис. - М., 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.