100,0% 100:
до 5
44,9%
25,1% ЩИ |
■IIIIIIII
от 5 д о 10 от 10 д о от 15 до от 20 д о от 25 д о от 30 до от 35 д о от 40 д о от 45 д о свыше 50 15 20 25 30 35 40 45 50
класс реализации (млн. руб.)
0,0%
0,0%
Рис. 3. Уровень информатизации по количеству приобретения ППП по классам объемов реализации продукции сельхозпредприятий по 2-му сценарию
Разработанная модель легко настраивается на региональный уровень, при этом, используя другую классификацию предприятий, например, крупные, средние и мелкие хозяйства, можно оценить необходимый уровень поддержки со стороны федеральных и региональных властей различных групп предприятий в части их информатизации.
Литература
1. Разработать проект Программы развития ин форматизации сельского хозяйства. - М. ВИАПИ: Россельхозакадемия. - 2004.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДОВЕДЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ДО РАЗЛИЧНЫХ АГРОПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Л.Г. Муратова, к.э.н., ст. науч. сотр., В.И. Меденников, д.т.н., зав. отд. Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А.Никонова
Одной из составляющих информатизации агронауки является доведение результатов научных исследований до потребителя посредством информационных технологий.
Уровень прикладных разработок НИУ РАСХН, несмотря на большие трудности с финансированием, остается высоким в большинстве направлений деятельности академии. Сохранение в Россельхозакаде-мии кадрового состава ученых-аграриев, наличие больших экспериментальных и производственных площадей позволяет институтам РАСХН при достаточно широком использовании современных компьютерных технологий проводить разработки, направленные на всестороннее повышение эффективности сельскохозяйственного производства в России.
Однако большинство сельских товаропроизводителей не могут получить полнообъемную достоверную информацию о прикладных разработках в интересующих их областях сельхозпроизводства и, соответственно, принять обоснованное решение об их использовании в своей практической деятельности.
Проведенный ВИАПИ в 2001-2002 гг. мониторинг процесса информатизации трехсот лучших предприятий АПК (список АГР0-300), а также выборочный мониторинг данного процесса в ряде регионов РФ в рамках проекта АРИС показал, что в основном автоматизация агропредприятий ограничивается бухгалтерским учетом, который, в лучшем случае, ведется с использованием одной из отечественных систем, в худшем - с помощью таблиц Excel. Это связано с отсутствием средств у сельхозпредприятий, а также с присутствием на внутреннем рынке ограниченного числа программных продуктов, предназначенных, в основном, для автоматизации бухучета и отдельных элементов планирования. Эти разработки нефункциональны для бизнес-планирования, оперативного учета и анализа деятельности сельхозпредприятия, не содержат специализированных аналитических средств управления агротехнологиями, не позволяют формировать и поддерживать единую базу данных. Существующие в мире методы и средства автоматизации управле-
ния агробизнесом не учитывают российской специфики и по этой причине не могут напрямую использоваться отечественными предприятиями, кроме того, они очень дороги, стоят несколько десятков или даже сотен тысяч долларов.
Крупные предприятия в регионах самостоятельно решают проблемы информатизации (на базе бухгалтерских систем, геоинформационных систем и т.п.). Направленность деятельности продиктована, как правило, профессиональной подготовкой руководителей и специалистов этих предприятий. Таким образом, в последние годы большими темпами идет бессистемный процесс приобретения предприятиями АПК вычислительной техники и программных средств.
Отсутствие возможности у сельских товаропроизводителей приобретать легальные программные продукты и вычислительную технику по доступным ценам, высокая стоимость расходов на внедрение и сопровождение делают невозможной покупку средств информатизации предприятиями с низкими доходами и существенно ограничивают возможности их использования хозяйствами со средними доходами.
Наиболее эффективным направлением информатизации сельскохозяйственных предприятий является комплексная информатизация эталонных объектов в рамках промышленной технологии. В результате применения промышленной технологии автоматизированного проектирования, разработки, внедрения и сопровождения информационных систем достигается существенный экономический эффект. Важно организовать систему эталонных объектов, функционирующих в различных агроклиматических, организационно-экономических и социальных условиях, отличающихся номенклатурой производимой продукции, разной обеспеченностью ресурсами и техническими средствами, технологией производства и экологическими ограничениями. При выборе эталонных объектов также будут учтены существенные различия в уже существующем уровне информатизации сельскохозяйственного производства в зависимости от его масштабов (фермеры, мелкие, средние хозяйства, крупные компании и агрохолдинги).
На базе эталонных объектов будут отработаны принципиальные решения в области комплексной информатизации различных типов предприятий и объединений сельскохозяйственного производства с использованием промышленной технологии автоматизированного проектирования, разработки, внедрения и сопровождения систем информатизации. Этот подход обеспечивает перевод существующего стихийного процесса информатизации в регулируемое состояние, позволяет вовлечь в данный процесс многие сельскохозяйственные предприятия, которые не участвуют в нем в настоящее время на единой методологической основе, исходя из единых требований к составу используемых аппаратных и программных средств.
Центральное место в реализации процесса займет информационно-консультационная служба (ИКС) как структура, которая поможет сельхозпроизводителям не только выбрать наиболее приемлемое аппаратно-программное решение, но и обеспечит им всестороннюю сервисную поддержку, связанную с внедрением, сопровождением аппаратнопрограммного комплекса, обучением специалистов хозяйств и т.д. Информационно-консультационные пункты охватывают практически все регионы стра-
ны, занимающиеся сельскохозяйственным производством, имеют в своем составе высококвалифицированных специалистов сельскохозяйственного профиля и при этом оснащены современной компьютерной техникой, как правило, с выходом в Интернет, что позволяет ИКС помочь эффективно использовать достижения отечественной агронауки в широкой практической деятельности производителям сельхозпродукции.
Разработка типовых комплексов и их апробирование на эталонных объектах позволяют в дальнейшем обеспечить процесс тиражирования удачных и эффективных решений с незначительными затратами для предприятий, приобретающих такие комплексные решения и внедряющих их в своих хозяйствах.
Расчеты по разработанной в ВИАПИ модели информатизации сельского хозяйства РФ показывают, что крупные предприятия даже при затратах на информатизацию 0,5% от оборота, а это значительно ниже мировых показателей, достаточно быстро достигают 100%-ного уровня информатизации. Эти же расчеты показывают, что предприятия, имеющие объемы реализации продукции до 10 млн р., фактически не имеют возможности участвовать в процессе информатизации, даже не могут приобрести компьютер.
В этих условиях для вовлечения в процесс информатизации малых предприятий, в том числе фермерских, необходимо оказывать им государственную поддержку. Требуется дальнейшее развитие информационно-консультационной службы, особенно районных ИКС, которые наиболее близки к сельским товаропроизводителям.
Для обеспечения информационного взаимодействия между аграрной наукой и потребителем информации с использованием современных информационных технологий требуется решить основную проблему - создание системы доведения результатов научных исследований, оформленных в виде баз данных, программных продуктов, готовых к внедрению, оказание консультационных услуг экспертами из научных учреждений РАСХН заинтересованным пользователям, создание программных продуктов в режиме «online».
Такая научная продукция в электронном виде подразделяется на несколько направлений: растениеводство, животноводство, переработка сельскохозяйственной продукции, материально-техническое снабжение, бухгалтерский учет и финансы, экономика и управление хозяйственной деятельностью, строительство, задачи регионального уровня, социальная сфера села.
Среди задач информатизации аграрной науки важное место занимает организация с помощью современных информационных технологий доступа в режиме реального времени для конкретного заинтересованного пользователя к информации о деятельности Россельхозакадемии и ее научных организаций, ведущихся ими научных разработок и их результатов. Исходя из этого возникает задача создания портала РАСХН, т.е. «представительского» Web-узла академии, имеющего в своем составе Web-узлы научных организаций РАСХН и интерактивно взаимодействующего с пользователями портала.
Подобная организация взаимодействия позволяет рассматривать РАСХН в качестве связующего звена между запросами потребителей и возмож-
ностями в наиболее полном удовлетворении запросов со стороны научных учреждений академии. В этом случае пользователь, обращающийся к Web-порталу РАСХН, получает возможность быстрого и качественного доступа к базам данных, программным продуктам, а также квалифицированного кон-
сультирования по многочисленным аспектам деятельности научных учреждений академии.
Решение проблемы доведения научных исследований до различных агропромышленных предприятий могло бы в значительной степени повысить эффективность сельскохозяйственного производства.
НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ: ОРИЕНТИРЫ ДЛЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
С.Г.Сальников, Всероссийский институт аграрных проблем и информатики им. А.А.Никонова
Резюме. В статье рассматриваются новейшие тенденции развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), анализируется место и роль этих технологий в производстве малых и средних предприятий. Предлагаются методы и средства повышения эффективности использования ИКТ для малых и средних предприятий аграрного сектора России.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, Интернет, XML, RSS, электронный бизнес, электронное обучение, свободное программное обеспечение, целевые программы информатизации сельского хозяйства и аграрной науки России.
1. Бизнес: обычный и электронный. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) после непродолжительно спада конца 90-х гг. ХХ в. вновь демонстрируют устойчивый рост. Так, например [1], в странах ОЭСР - наиболее экономически развитых странах мира вклад данного сектора в ВВП составил в 2001 г. 10%, что даже выше докризисных 8% в 1998 г. В секторе ИКТ занято 7 млн человек - более 6% занятых. На ИКТ в 2003 г. пришлось более половины венчурного капитала, четверть расходов предприятий на НИОКР и одна пятая часть патентов.
Один из главных факторов развития производства в странах ОЭСР, в том числе и в аграрном секторе, - развитие так называемого электронного бизнеса. Использование компьютеров и Интернета в бизнесе в отдельных странах ОЭСР достигает 95%, использование средств электронной купли-продажи - 20%. Однако несмотря на в целом высокую бизнес-подключаемость (использование компьютеров и Интернета) интегрированные онлайновые бизнес-технологии, обеспечивающие работу в режиме on-line (купля-продажа, создание и поддержка собственных Web-сайтов) остаются слабо внедренными в производственный процесс.
Позиция малого и среднего бизнеса в данных вопросах в аграрном секторе, как правило, наименее предпочтительная как на общем среднеотраслевом уровне, так и на внутриотраслевом уровне. Причины такого положения дел кроются помимо субъективных факторов в том, что объективно ИКТ демонстрируют наибольшую эффективность своего применения в высокотехнологичных отраслях и требуют серьезного финансирования на развертывание и поддержку. Ни тот, ни другой фактор не работают для малых и средних предприятий аграрного сектора.
Способы и пути изменения такого положения, однако, есть, и о них рассказывается ниже.
2. И проза жизни — XML. Один из факторов, способствующих опережающему развитию сек-
тора ИКТ - значительно большее внимание, уделяемое в данном секторе нормативам и стандартам. Способствует высокой степени стандартизации в сфере ИКТ и объективная причина - в данном секторе экономики их разработка, внедрение и поддержка требуют сравнительно меньших временных затрати обходятся значительно дешевле.
Показательный пример - стандарт представления данных XML. Возникнув в конце 90-х гг. ХХ в., он уже сейчас стал стандартом де-факто как для представления, так и для преобразования и передачи данных. Основой представления обычных страниц Интернета является формат HTML - один из вариантов XML. Руководителей российских предприятий, не использующих Интернет и Web-технологии в производстве и считающих разговоры о XML пустой тратой времени, с начала 2006 г. ожидает сюрприз: представление информации о доходах в налоговую инспекцию бухгалтерией предприятия отныне производится в специально разработанном для этих целей XML-формате. Таким образом, данный формат из предмета академического интереса превратился (по крайней мере, для бухгалтеров предприятия) в обычную «прозу жизни». С учетом же того, что формат XML стал основным форматом представления данных в последней версии пакета Microsoft Office 2003, следует признать, что XML перестает быть экзотикой и для рядового компьютерного пользователя.
Другой пример - стандарт представления новостных данных RSS. Являясь, по сути, одним из вариантов XML (и достаточно простым), данный формат превратился в наиболее распространенный формат для представления, получения и передачи новостных данных. Это перевернуло все представления о порядке работы в данной сфере. Теперь нет необходимости ждать новостей и искать их в массиве ненужной, навязываемой извне информации (например, так называемого спама). Можно определиться самостоятельно в источнике новостей и, получая их в RSS-формате, сосредоточиться только на необходимой и интересной вам информации.
3. Офис в... сетях. От общих тенденций в развитии ИКТ и проблем представления данных самое время перейти к обсуждению наиболее горячих - сетевых - проблем. Тем более, что и развитие электронного бизнеса, и внедрение новых форматов представления и передачи данных являются прямым следствием бурного развития глобальных и локальных сетей (в том числе Интранет).
В ноябре 2005 г. в мире ИКТ произошла очередная «маленькая» революция. Таковые происходят в данной сфере почти ежедневно, и потому дан-