Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННЫЕ СРЕДЫ И КАНАЛЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИЕЙ В НАУЧНОМ PR'

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СРЕДЫ И КАНАЛЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИЕЙ В НАУЧНОМ PR Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
научный PR / целевая аудитория / сегментационный анализ / каналы коммуникации / демография / scientific PR / target audience / segmentation analysis / communication channels / demography

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Менлиева Ай., Бекдурдыев Г., Агаджумаева А.

В статье рассматривается исследование информационных сред и каналов взаимодействия с целевой аудиторией в контексте научного PR. В работе использованы методы анализа и опросов для изучения платформ и каналов, через которые осуществляется коммуникация с потенциальными аудиториями научного PR. Определяется, что целевая аудитория научного PR может быть условно разделена на четыре ключевых сегмента. На основе проведенного анализа автор выявил оптимальные каналы интернет-коммуникации для каждого из сегментов с целью выстраивания эффективного взаимодействия в рамках научного PR. В ходе исследования также изучены специфические особенности представителей каждого из сегментов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION ENVIRONMENTS AND CHANNELS OF INTERACTION WITH TARGET AUDIENCE IN SCIENTIFIC PR

The article examines the study of information environments and channels of interaction with the target audience in the context of scientific PR. The work uses methods of analysis and surveys to study the platforms and channels through which communication with potential audiences of scientific PR is carried out. It is determined that the target audience of scientific PR can be conditionally divided into four key segments. Based on the analysis, the author has identified the optimal Internet communication channels for each of the segments in order to build effective interaction within the framework of scientific PR. The study also examined the specific characteristics of representatives of each segment.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННЫЕ СРЕДЫ И КАНАЛЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИЕЙ В НАУЧНОМ PR»

УДК 004 Менлиева Ай., Бекдурдыев Г., Агаджумаева А.

Менлиева Ай.

преподаватель,

Туркменский государственный архитектурно-строительный институт

(г. Ашхабад, Туркменистан)

Бекдурдыев Г.

студент,

Туркменский государственный архитектурно-строительный институт

(г. Ашхабад, Туркменистан)

Агаджумаева А.

студент,

Туркменский государственный архитектурно-строительный институт

(г. Ашхабад, Туркменистан)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СРЕДЫ И КАНАЛЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИЕЙ В НАУЧНОМ РЯ

Аннотация: в статье рассматривается исследование информационных сред и каналов взаимодействия с целевой аудиторией в контексте научного PR В работе использованы методы анализа и опросов для изучения платформ и каналов, через которые осуществляется коммуникация с потенциальными аудиториями научного PR. Определяется, что целевая аудитория научного PR может быть условно разделена на четыре ключевых сегмента. На основе проведенного анализа автор выявил оптимальные каналы интернет-коммуникации для каждого из сегментов с целью выстраивания эффективного взаимодействия в рамках научного PR В ходе исследования также изучены специфические особенности представителей каждого из сегментов.

Ключевые слова: научный PR, целевая аудитория, сегментационный анализ, каналы коммуникации, демография.

На сегодняшний день сфера науки нуждается в применении технологий PR, и для формирования положительного имиджа необходимо организовывать эффективную коммуникацию. Для того, чтобы её организовать, важно понимать, каким платформам социальных медиа отдаёт предпочтение потенциальная целевая аудитория научного PR. Для специалиста, организовывающего научный PR, важной проблемой является поиск эффективных каналов коммуникации, исходя из интересов целевой аудитории.

Исследования отношения общественности к науке начались ещё в 1980-х гг., и это были обзорные исследования, имеющие особое значение. Вначале они руководствовались «моделью дефицита» научной коммуникации. Масштабные обследования были организованы в Британии, США и Европе для оценки знаний общественности - ее «научной грамотности» - и её представления о науке.

Даже когда впоследствии модель дефицита уступила место более диалогическим моделям, опросные исследования оставались важными и даже были популярны во многих странах.

Известно, что подгруппы населения различаются по своему восприятию, тем более, если это касается науки. Выявлены различия в общем отношении к науке, например, между людьми из городских и сельских районов или с разным уровнем образования. Исследования также показали, что восприятие конкретных областей исследований, таких как эксперименты на животных, атомной энергии, или нано-технологий, различаются в зависимости от пола, возраста, образования или религиозности. Было выявлено, что социально-демографические группы и различия между ними, представляют серьезную проблему для ученых, сотрудников и других лиц, которым поручена организация Science Communications, определенные типы сообщений могут быть полезны, восприняты одними представителями публики, однако есть вероятность, что они могут вызывать безразличие или возмущение со стороны других. Однако вопрос остается в значительной степени без ответа: в чём заключаются эти различия на индивидуальном уровне, можно ли среди них

обнаружить закономерности, и какие каналы коммуникации предпочитают каждые из них.

В исследовании Джона Бесли сочетаются социально-демографические и психографические характеристики подхода к сегментарному анализу. Он сегментирует граждан на основе набора демографических переменных, идеологии и отношения к науке и технике. Он выявил, что общественность можно разделить на четыре группы, начиная от «наукофилов» и заканчивая «незаинтересованными». Исследование опережает другие виды анализа сегментации тем, что в нем используется латентный профильный анализ для определения сегментов, и используется апостериорный анализ, чтобы показать, что групповой анализ может привести к более тонким выводам по сравнению с анализом, ориентированным на переменные, что является важным аспектом для создания подходящих сообщений, привлекательных для различных групп. Четыре реконструированных сегмента населения имеют разное восприятие науки:

1. «Наукофилы» они в основном связывают «науку и исследования» с естественными науками. «Наукофилы» много знают о науке и демонстрируют самые высокие показатели почти по всем переменным, в отношении науки и исследований: они считают, что наука важна в их жизни, имеют большой интерес и высокое доверие к ней. Они считают важным получать информацию о науке, активно искать о ней информацию и наиболее заинтересованы в участии в научно-исследовательских проектах. Кроме того, они очень поддерживают различные исследования, считают, что ученые должны информировать общественность, а научные открытия должны влиять на принятие политических решений. По их мнению, наука улучшает качество жизни, и выступают против научных ограничений.

2. «Критики» связывают науку и исследования, также, в основном с естественными науками и медициной, за ними следует машиностроение и общественные науки. Их знания и отношение к науке похожи на «наукофилов». Главное отличие в том, что они доверяют науке значительно меньше и имеют

более сильные сомнения в отношении обещаний науки. Они считают, что наука важна в нашей жизни и решительно поддерживают исследовательские ограничения, думают, что наука не может решить все проблемы и что она не даст полной картины мира. Несмотря на это, «критики» лишь немногим меньше поддерживают науку, чем «наукофилы».

На основе этих данных был проведён социологический опрос, чтобы определить социально-демографические критерии каждого из сегментов и выявить возможные каналы коммуникации с каждым из представителей. В данной работе представлены результаты проведенного автором в феврале 2022 года социологического опроса, который направлен на выявление возможных каналов коммуникации с аудиторией научного PR каждого из вышеперечисленных сегментов возможной целевой аудитории научного PR. Для выявления этих критериев был использован метод стихийной выборки, т.е. отбор по принципу добровольности и доступности вхождения единиц генеральной совокупности в выборочную. Объектом исследования выступили студенческая молодежь, в возрасте от 17 до 25 лет, активные пользователи социальных сетей, в возрасте от 17 до 50 лет, представители разных поколений и профессий. Опрос был проведён в социальных сетях, а также путём стихийного отбора на улицах, в кафе и торговых центрах.

Таким образом, различные сегменты населения по-разному воспринимают науку. Сегментационный анализ имеет возможность сосредоточиться на этих различиях и реконструировать скрытые паттерны, разделяющие популяции на относительно схожие группы. Анализ показывает, что четыре сегмента могут быть реконструированы при разном восприятии науки и что люди в этих сегментах по-разному информируют себя о науке. Проведённое исследование определяет каналы взаимодействия с целевыми аудиториями, а также позволяет выявить общий круг интересов каждого сегмента. Данное исследование позволит PR-специалистам осуществлять качественный и эффективный научный PR.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Константиновский Д.Л. Наследие профессора Шубкина // Грани российского образования. М.: Центр социологических исследований. 2015. 278

с;

2. Besley J.C. Audiences for science communication in the United States // Environmental Communication. Cop. 2018. 263 p;

3. Besley J.C. The state of public opinion research on attitudes and understanding of science and technology // Bulletin of Science, Technology & Society. Cop. 2013. 361 p.

Menlieva Ay., Bekdurdyev G., Agadzhumaeva A.

Menlieva Ay.

Turkmen State Institute of Architecture and Civil Engineering (Ashgabat, Turkmenistan)

Bekdurdyev G.

Turkmen State Institute of Architecture and Civil Engineering (Ashgabat, Turkmenistan)

Agadzhumaeva A.

Turkmen State Institute of Architecture and Civil Engineering (Ashgabat, Turkmenistan)

INFORMATION ENVIRONMENTS AND CHANNELS OF INTERACTION WITH TARGET AUDIENCE IN SCIENTIFIC PR

Abstract: the article examines the study of information environments and channels of interaction with the target audience in the context of scientific PR. The work uses methods of analysis and surveys to study the platforms and channels through which communication with potential audiences of scientific PR is carried out. It is determined that the target audience of scientific PR can be conditionally divided into four key segments. Based on the analysis, the author has identified the optimal Internet communication channels for each of the segments in order to build effective interaction within the framework of scientific PR. The study also examined the specific characteristics of representatives of each segment.

Keywords: scientific PR, target audience, segmentation analysis, communication channels, demography.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.