Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОСТРАНСТВО: АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ И КАНАЛОВ КОММУНИКАЦИЙ'

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОСТРАНСТВО: АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ И КАНАЛОВ КОММУНИКАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
106
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научный PR / целевая аудитория / сегментационный анализ / каналы коммуникации / демография / scientific PR / target audience / segmentation analysis / communication channels / demography

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Менлиева Ай., Какаджыков Ы., Халлыева М.

Данная статья посвящена анализу информационной среды и каналов коммуникации с целевой аудиторией в рамках научного PR. В рамках исследования применялись методы анализа и опроса, проведённого с целью изучения каналов коммуникации и платформ для работы с потенциальной целевой аудиторией научного PR. Отмечается, что общая целевая аудитория научного PR может быть разделена на 4 сегмента. Опираясь на данные проведённого исследования, автор выявил возможные каналы коммуникации в сети интернет с каждым из представителей определённого сегмента, с целью выстраивания эффективной коммуникации в рамках научного PR. Также, в ходе исследования выявлены особенности представителей каждого из сегментов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Менлиева Ай., Какаджыков Ы., Халлыева М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SPACE: ANALYSIS OF INFORMATION ENVIRONMENT AND COMMUNICATION CHANNELS

This article is devoted to the analysis of the information environment and communication channels with the target audience within the framework of scientific PR. The research used methods of analysis and a survey conducted in order to study communication channels and platforms for working with a potential target audience of scientific PR. It is noted that the general target audience of scientific PR can be divided into 4 segments. Based on the data of the conducted research, the author identified possible channels of communication on the Internet with each of the representatives of a certain segment, in order to build effective communication within the framework of scientific PR. Also, the study revealed the characteristics of the representatives of each segment.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОСТРАНСТВО: АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ И КАНАЛОВ КОММУНИКАЦИЙ»

УДК 004.659 Менлиева Ай., Какаджыков Ы., Халлыева М.

Менлиева Ай.

преподаватель,

Туркменский государственный архитектурно-строительный институт

(г. Ашхабад, Туркменистан)

Какаджыков Ы.

студент,

Туркменский государственный архитектурно-строительный институт

(г. Ашхабад, Туркменистан)

Халлыева М.

студент,

Туркменский государственный архитектурно-строительный институт

(г. Ашхабад, Туркменистан)

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОСТРАНСТВО: АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ И КАНАЛОВ КОММУНИКАЦИЙ

Аннотация: данная статья посвящена анализу информационной среды и каналов коммуникации с целевой аудиторией в рамках научного PR В рамках исследования применялись методы анализа и опроса, проведённого с целью изучения каналов коммуникации и платформ для работы с потенциальной целевой аудиторией научного PR. Отмечается, что общая целевая аудитория научного PR может быть разделена на 4 сегмента. Опираясь на данные проведённого исследования, автор выявил возможные каналы коммуникации в сети интернет с каждым из представителей определённого сегмента, с целью выстраивания эффективной коммуникации в рамках научного PR. Также, в ходе исследования выявлены особенности представителей каждого из сегментов.

Ключевые слова: научный PR, целевая аудитория, сегментационный анализ, каналы коммуникации, демография.

На сегодняшний день сфера науки нуждается в применении технологий PR, и для формирования положительного имиджа необходимо организовывать эффективную коммуникацию. Для того, чтобы её организовать, важно понимать, каким платформам социальных медиа отдаёт предпочтение потенциальная целевая аудитория научного PR. Для специалиста, организовывающего научный PR, важной проблемой является поиск эффективных каналов коммуникации, исходя из интересов целевой аудитории.

Исследования отношения общественности к науке начались ещё в 1980-х гг., и это были обзорные исследования, имеющие особое значение. Вначале они руководствовались «моделью дефицита» [4, с. 449] научной коммуникации. Масштабные обследования были организованы в Британии, США и Европе для оценки знаний общественности - ее «научной грамотности» [6, с. 203] - и её представления о науке [5, с. 63].

Даже когда впоследствии модель дефицита уступила место более диалогическим моделям, опросные исследования оставались важными и даже были популярны во многих странах [3, с. 12].

Известно, что подгруппы населения различаются по своему восприятию, тем более, если это касается науки. Выявлены различия в общем отношении к науке, например, между людьми из городских и сельских районов или с разным уровнем образования [1, с. 270]. Исследования также показали, что восприятие конкретных областей исследований, таких как эксперименты на животных, атомной энергии, или нано-технологий, различаются в зависимости от пола, возраста, образования или религиозности.

Таблица 1. Описание социально-демографических признаков сегментов.

«Наукофил» «Критик» «Массивные сторонники» «Незаинтересованные»

Социально-демографические характеристики:

Пол 62% м, .38% ж 52% м, 48% ж 45% м, 5 5% ж 37% м, 63% ж

Возраст (ср) 42 36 30 19

Образование (ср) Бакалавр/ Магистрант/ Аспирант Бакалавр/ Магистрант СПО СПО/отсутствует

Религиозность (1 - «совсем не религиозный», 5 -«очень религиозный») 2,5 1,8 2,9 1,3

Пред по чтите льны е кан алы СМИ для потребления информации об открытиях и исследованиях (1- нт-гкогттп. 5 - пчггпт. часто)-

ТВ 2^8 2^5 12 2,6

Радио М М 2,2

Газеты и журналы 3,6 зз. т 2,5

Научные журналы М 1^5 1,2

Интернет М 11 2

Контакт с наукой и исследованиями через онлайн СМИ (I- никогда. 5 - очень часто):

Онлайн издания газет и журналов 2,8 2,1 2 1,6

Онлайн архивы ТВ ил пя7ттто 2,3 2,1 1.8 1,5

Институционные вебсайты 1А 2д8 2 1,4

Вконтакте Ы 2Л М 1,2

Википедия 3,4 3 2А 2

УоиТиЪе или аналогичные видео-платформы 2,6 2,5 2 Л 2

Иные контакты с наукой и исследованиями (] - никогда, 5 - очень часто):

Музеи и выставки 2Л 2,8 1А 1,9

Зоопаркн, океанариумы 11 2£ ш 2,6

Конференции 2Л ы 2 1,9

Н аучно-популярная литература 3,2 3 2 Л 1,2

Кинематограф Ш 15 2 1,5

Беседы с друзьями ы 3J> 2J5 2

Насколько вы внимательны, когда смотрите СМИ (1- никогда, 5 - очень часто): 3,7 3,4 3 2

Оценка освещения науки и исследований в СМИ (1- совсем не согласен, 5 полностью согласен):

Заслуживают доверия 3,5 3,2 3,3 3

Способны показать важность науки в моей жизни 3,4 3 2,8 2,1

Понятны 3,8 3,5 3 2 2,5

Мотивы интересоваться наукой и исследованиями (1 - совсем не важно, 5 -очень важно)

Для учёбы пли работы 4 3,9 3,2 2,5

Мне интересно 4,5 4,4 3,6 2,5

Для наилучшего понимания 4,3 4 3,3 2,4

Для поддержания дискуссий 3,5 3,1 2,7 2

Чтобы проверить информацию 3,8 3,6 3 2,4

1. В общей сложности 62% «наукофилов» составляют респонденты-мужчины - самая высокая доля среди сегментов. Также они демонстрируют высочайший уровень образования и наиболее приближены к науке, в отличие от всех остальных групп. Хотя они являются самыми старшими среди остальных (47 лет), возраст существенно не отличается между группами. Они используют широкий спектр источников для знакомства с научным содержанием - чаще всего Интернет, особенно в Википедии и институциональных веб-сайтах, тогда как Вконтакте или блоги являются их наименее вероятными источниками. Они также часто сталкиваются с наукой в газетах и журналах и реже всего по телевизору. Среди всех групп они чаще всего читают научные журналы. Кроме того, они наиболее положительно оценивают сообщения СМИ о науке с точки зрения доверия. В общем и целом, они наиболее внимательны, когда в СМИ поднимаются научные темы. Их мотивация заниматься научным контентом

высока. «Наукофилами» движет личное любопытство и их готовность лучше понимать науку и исследования.

2. «Критики», опять же, во многом похожи на «наукофилов». Они высокообразованны, близки к науке и имеют либеральные взгляды политической направленности. Однако они значительно более религиозны, чем «наукофилы». Кроме того, они в основном разделяют модели использования медиа и информации «наукофилов». Они используют один и тот же набор средств массовой информации в одинаковой степени, склонны к одним и тем же онлайн-и социальным средствам массовой информации (за исключением чтения онлайн-газет и журналов - реже) и используют одни и те же немедийные источники. «Критики» склонны к научным темам, таким как общение со своими сверстниками или чтение научных книг. Более того, они делают это по причинам, очень похожим на причины «наукофилов». Основные различия между «наукофилами» и «критиками» заключаются в их оценке информационного контента, связанного с наукой. Их оценки освещения в СМИ ближе к «пассивным или ботанические сады. Кроме того, хотя они интересуются наукой и исследованиями, это число существенно ниже по сравнению с предыдущими сегментами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Константиновский Д.Л. Наследие профессора Шубкина // Грани российского образования. М.: Центр социологических исследований. 2015. 278

с.;

2. Besley J.C. Audiences for science communication in the United States // Environmental Communication. Cop. 2018. 263 p.;

3. Besley J.C. The state of public opinion research on attitudes and understanding of science and technology // Bulletin of Science, Technology & Society. Cop. 2013. 361 p.

Menlieva Ai., Kakadzhykov Y., Hallieva M.

Menlieva Ai.

Turkmen State Institute of Architecture and Civil Engineering (Ashgabat, Turkmenistan)

Kakadzhykov Y.

Turkmen State Institute of Architecture and Civil Engineering (Ashgabat, Turkmenistan)

Hallieva M.

Turkmen State Institute of Architecture and Civil Engineering (Ashgabat, Turkmenistan)

INFORMATION SPACE: ANALYSIS OF INFORMATION ENVIRONMENT AND COMMUNICATION CHANNELS

Abstract: this article is devoted to the analysis of the information environment and communication channels with the target audience within the framework of scientific PR The research used methods of analysis and a survey conducted in order to study communication channels and platforms for working with a potential target audience of scientific PR. It is noted that the general target audience of scientific PR can be divided into 4 segments. Based on the data of the conducted research, the author identified possible channels of communication on the Internet with each of the representatives of a certain segment, in order to build effective communication within the framework of scientific PR Also, the study revealed the characteristics of the representatives of each segment.

Keywords: scientific PR, target audience, segmentation analysis, communication channels, demography.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.