политология и МАССОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ / POLITICAL SCIENCE AND MASS COMMUNICATION
УДК 351:004.9(045) © Каминский М. А., 2023
Информационные системы и технологии как инструмент совершенствования государственного управления в России
Максим Алексеевич Каминский, студент факультета социальных наук и массовых коммуникаций, Финансовый университет, Москва, Россия Maksim A. Kaminskiy, student, Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Financial University, Moscow, Russia [email protected]
АННОТАЦИЯ
Целью исследования явился анализ применения информационно-компьютерных технологий при осуществлении государственного управления. Данный вопрос рассмотрен в контексте информатизации общества. Показано применение инновационных технологий в политической сфере общества. В статье доказана потребность государства и его основных институтов в обращении к применению современных компьютерных технологий. Особое внимание уделено реализации концепции электронного правительства в России. Представлена определенная типологизация электронных информационных ресурсов в соответствии с направлением области их применения. Научная значимость заключается в определении потенциала развития информационных систем и технологий в качестве современного канала взаимодействия между властью и обществом. В результате было выявлено, что применение информационно-компьютерных технологий повышает качество государственного управления, а также увеличивает эффективность взаимоотношений между гражданами и государством.
Ключевые слова: информационные системы; информационное общество; информатизация; информационные технологи;, интернет; государственные услуги; электронное правительство (E-government); Госуслуги; дистанционное электронное голосование; социальные карты
Для цитирования: Каминский М. А. Информационные системы и технологии как инструмент совершенствования государственного управления в России. Научные записки молодых исследователей. 2023;11(6):56-63.
Научный руководитель: Дзюбенко А.Л., кандидат технических наук, доцент, доцент департамента бизнес-информатики, Финансовый университет, Москва, Россия /Scientific supervisor: Dzyubenko A.L., Cand. Sci. (Tech.), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Business Informatics, Financial University, Moscow, Russia.
ORIGINAL PAPER
Information Systems and Technologies as an Implement for Public Administration Improvement in Russia
ABSTRACT
The study analyzes the use of information and computer technologies in public administration. The author examines the sphere of society's informatization. The research reveals the application of innovative technologies in the political sphere of society. The paper proves the need for the state and its major institutions to turn to the use of modern computer technologies in the administration of power. The author pays a particular attention to the implementation of the concept of E-government in Russia. The study presented a certain typology of electronic information resources under the direction of their application. The scientific significance lies in determining the potential for the development of information systems and technologies as a modern channel of interaction between government and society. As a result, the author revealed that the use of information and computer technologies improves the quality of public administration, as well as increases the efficiency of relationships between citizens and the state. Keywords: information systems; information society; informatization; information technologies; Internet; public services; E-government; public services; remote electronic voting; social cards
For citation: Kaminskiy M. A. Information systems and technologies as an implement for public administration improvement in Russia. Nauchnye zapiski molodykh issledovatelei = Scientific notes of young researchers. 2023;ll(6):56-63.
Введение
Актуальность данной темы обусловлена циф-ровизацией общественной жизни. В настоящее время информационные системы и технологии меняют ход общественного развития. Происходят изменения в способах коммуникации между властью и обществом. Информационные системы и технологии заняли важное место в системе государственного управления. Направление развития государства оказывается подчинено требованиям цифровой эпохи.
Целью исследования явился анализ применения информационных систем и технологий в системе государственного управления России. Были поставлены следующие задачи, способствующие раскрытию темы:
• определить сущность информационных систем;
• установить преимущества использования данных технологий в системе государственного управления;
• выявить основные направления государственных проектов в цифровой среде в России;
• определить востребованность применения в политической сфере информационных систем среди населения России;
• установить перспективы развития рассматриваемых технологий в российской системе государственного управления.
Сущность информационных систем
В современном мире в иерархии государственного управления широко распространено применение информационных систем. Их внедрение стало следствием информатизации общества.
Информационные системы можно определить как взаимосвязанную совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели [1, с. 4].
Основные элементы информационных систем:
1. Аппаратное обеспечение - совместно работающие устройства по приему, обработке и отображению информации.
2. Программное обеспечение - программы, позволяющие обрабатывать данные.
политология И МАССОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ / POLITICAL SCIENCE AND MASS COMMUNICATION
3. Базы данных - совокупность файлов, содержащих связанные данные.
4. Сеть - соединительная система, позволяющая различным компьютерам распределять ресурсы.
5. Процедуры - команды для объединения вышеуказанных компонентов для обработки информации и получения предпочтительного результата.
Первые четыре элемента (аппаратное обеспечение, программное обеспечение, база данных и сеть) являются платформой информационных технологий [2].
Работу информационной системы любого назначения обеспечивают процессы [1, с. 6], состоящие из блоков:
• ввод информации из внешних или внутренних источников;
• обработка входной информации и представление ее в удобном виде;
• вывод информации для публичного представления или передачи в другую систему;
• обратная связь, способствующая корректированию входной информации.
Взаимосвязь различных частей информационной системы можно отобразить схематически (см. рисунок).
К преимуществам внедрения информационных систем в работу государственных органов власти можно отнести:
• сокращение времени выполнения задач сотрудниками за счет ее автоматизации;
• снижение бумажного документооборота;
• улучшение структуры потоков информации и системы документооборота;
• повышение достоверности информации;
• выработка более рациональных вариантов решения управленческих задач за счет внедрения интеллектуальных систем [1, с. 8].
Формирование электронного правительства в России
Современной управленческой инновацией является электронное правительство (Е-government). Необходимость его создания определил ряд факторов: оптимизация предоставления государственных услуг населению, информатизация общества, повышение цифровой грамотности, увеличение доступности оказания услуг жителям удаленной местности,
вовлечение граждан в процесс обсуждения социальных проблем. Распространение информационно-компьютерных технологий в социальной и политической сферах общественной жизни страны обеспечило формирование электронного правительства в Российской Федерации [3, с. 82].
Электронное правительство можно определить как инновационный способ взаимодействия между государством и гражданами на основе информационно-компьютерных технологий. Целью создания электронного правительства является повышение эффективности предоставляемых государственных услуг населению. Электронное правительство является ключевым элементом информатизации общества и создания электронного государства. Электронный регион (Е-гедюп) -составная часть электронного государства [4, с. 20-25]. Формирование электронного правительства происходит параллельно с развитием информационных технологий.
Роль информационных систем и технологий в политическом процессе
В современном мире основным фактором изменений становятся знания, формируется глобальная информационная инфраструктура, конкурентоспособность компаний определяется их уровнем владения информацией. В соответствии с этими признаками текущую стадию развития цивилизации определяют как информационное общество. Информатизация общества является всеобъемлющей и затрагивает все сферы жизни общества, в том числе и политическую. Информационные системы и технологии создают новые возможности для государства и других политических институтов. Государство получает возможность эффективнее взаимодействовать с гражданами, качественнее управлять ресурсами. В то же время повышается уровень доступности власти для всего населения. Информационные системы и технологии находят свое применение и в политической практике.
Преимуществами цифровизации политической сферы жизни общества принято выделять следующие аспекты:
1. Расширение для государства возможностей выявления и изучения социальных запросов населения.
Рис. Процессы в информационной системе
Источник: составлено автором.
2. Повышение оперативности реакции власти на проблемы общества для предотвращения внесистемного выражения социального недовольства.
3. Информационная открытость государства.
4. Появление новых институтов волеизъявления граждан в цифровом формате.
5. Создание предпосылок для повышения участия граждан в электоральных циклах.
6. Повышение политической конкуренции за счет появления новых каналов для трансляции мнения оппозиции.
7. Рост политической грамотности граждан благодаря расширению списка источников информации [5].
Можно утверждать, что развитие информационных систем и технологий значительно увеличивает возможности демократизации общественной жизни, ведь в процесс государственного управления оказываются включены различные слои населения. Это связано с возможностью политической информации мгновенно распространяться среди населения благодаря сети Интернет, а также раскрытием общественного мнения по поводу политических инициатив.
Российские власти стремятся повысить активность и информированность граждан. Общение российской власти с народом приобрело новое качество. Регулярно представители различных ветвей власти организуют телемосты, видеоконференции президента России, в ходе которых граждане получают возможность принять участие, в том числе посредством электронного обращения, стали частной практикой. Такие встречи
политиков и граждан проходят и в социальных сетях. Личные аккаунты, а также блоги в интернете стали распространенным явлением среди представителей российской власти. С их помощью также организуется взаимодействие государственных органов с гражданами [6].
Можно выделить определенные направления проектов государства в цифровой среде, основанные на их назначении: предоставление государственных услуг, электронное голосование, оказание социальной помощи.
Предоставление государственных услуг
В рамках реализации проекта электронного правительства государство создало портал Госуслуги1. Все сферы общественной жизни связаны с государственными и муниципальными услугами. Удовлетворительная оценка качества собственной жизни гражданином находится в прямой зависимости от государства. Это связано с тем, что государственные услуги представляют собой массовую форму взаимодействия населения и представителей власти. Государственную услугу оказывает либо орган государственной власти, либо орган, наделенный соответствующим государственным полномочием (например, посредством договора). На федеральном электронном портале представлена подробная информация о предоставляемых государственных услугах. Существуют специальные механизмы обратной связи,
1 Портал государственных услуг Российской Федерации.
URL: https://www.gosuslugi.ru/ (дата обращения: 12.09.2023).
которые показывают удовлетворенность гражданина оказанной услугой. Субъекты Российской Федерации разрабатывают и реализуют порталы государственных услуг регионального уровня [7]. Важно заметить, что количество пользователей федеральным порталом Госуслуги постепенно увеличивается в течение последних лет.
Исходя из приведенных статистических данных (см. таблицу), можно установить положительную динамику прироста пользователей на портале Госуслуги. Согласно данным Правительства РФ, в 2023 г. свыше 70% от всего населения России стали пользователями Госуслуг. Российское общество обращается к данному порталу чаще всего для решения бытовых и социальных вопросов. Самыми популярными услугами среди населения являются запись к врачу, выплата единого пособия и выписка из трудовой книжки. Таким образом, портал Госуслуги можно охарактеризовать как основной инструмент Правительства России в цифровой среде для исполнения запросов со стороны россиян.
Электронное голосование
В Москве реализуется виртуальный проект «Активный гражданин»2. По данным мэрии Москвы3, свыше 6 млн человек стали участниками проекта к 2023 г. Данный проект предоставляет москвичам виртуальную площадку для обсуждения актуальных проблем своего города. Приложение также стимулирует регулярную активность пользователей за счет начисления специальных призовых баллов с последующей возможностью их обмена такие услуги, как посещение учреждений культуры, и такие товары, как парковочные часы. В рамках данного сайта в сети Интернет проходят общественные слушания по актуальным городским проблемам. Реализация городских референдумов в электронном виде ключевая особенность этого проекта [8].
В то же время электронный формат проведения выборов получает все больший охват и распространение. Дистанционное электронное
2 Активный Гражданин - проект для тех, кому важно, что происходит в Москве. URL: https://ag.mos.ru/home (дата обращения: 12.09.2023).
3 Участниками проекта «Активный гражданин» стали уже шесть миллионов москвичей. Новости города. Сайт Москвы URL: https://www.mos.ru/news/item/108293073/ (дата обращения: 12.09.2023).
голосование представляет собою проведение выборов без бумажного бюллетеня с использованием программного обеспечения на портале без посещения избирательного участка. В последние годы отмечено распространение данной практики в мире [9].
Особую значимость дистанционного электронного голосования показали выборы, прошедшие в единый день голосования в 2023 г. В России система электронного голосования была применена в пятый раз в ходе электоральных циклов. В голосовании на федеральной платформе дистанционного электронного голосования4 приняли участие более 1 млн человек в 24 регионах России. При этом жители Москвы могли проголосовать на региональном портале mos.ru5. Такой возможностью воспользовались свыше 2 млн 700 тыс. человек на выборах мэра Москвы. Тем самым системой дистанционного электронного голосования воспользовались порядка 3 млн 800 тыс. избирателей в единый день голосования в 2023 г.6
Оказание социальной помощи
Особое значение в последние годы приобретает получение социальной помощи населением посредством универсальных электронных носителей. Внедрение социальных карт позволяет предоставлять адресную помощь определенным слоям населения (получателям социальной помощи). Этот проект также является инновационным способом взаимодействия государства и населения. Социальные карты используют персональный учет, который позволяет предоставлять адресную социальную помощь. Создаются специальные приложения для поддержания предоставления социальной помощи [10, с. 8].
Социальные карты имеют региональный контекст. Особое значение имеет проект «Карта москвича» за счет его столичного статуса. Держатели карты могут пользоваться правом на льготный и бесплатный проезд, скидки в определенных
4 Дистанционное электронное голосование. URL: https:// vybory.gov.ru/ (дата обращения: 12.09.2023).
5 Официальный сайт Мэра Москвы. URL: https://www.mos.ru/ (дата обращения: 12.09.2023).
6 ЦИК: «На двух платформах ДЭГ проголосовали почти
3,8 миллиона россиян». URL: https://rg.ru/2023/09/13/cik-
na-dvuh-platformah-deg-progolosovali-pochti-38-milliona-
rossiian.html (дата обращения: 12.09.2023).
Примечание: а - количество граждан, которые воспользовались сервисами единого портала Госуслуг в 2020 г., составило 56 млн человек. URL: https://digital.gov.ru/ru/events/40942/ (дата обращения: 12.09.2023). б - количество граждан, которые воспользовались сервисами единого портала Госуслуг в 2020 году, составило 56 млн человек. URL: https://digital. gov.ru/ru/events/40942/ (дата обращения: 12.09.2023). в - число учетных записей на портале госуслуг достигло 135 млн. URL: https://tass.ru/ekonomika/11564097 (дата обращения: 12.09.2023). г - число зарегистрированных на Госуслугах россиян превысило 98 миллионов. URL: https://ria.ru/20220831/gosuslugi-1813570483.html (дата обращения: 12.09.2023). д - Дмитрий Чернышенко назвал самые популярные госуслуги среди граждан в 2023 году. URL: http://government.ru/ news/49268/ (дата обращения: 12.09.2023).
Источник: составлено автором по данным Правительства РФ и Минцифры РФ.
Таблица
динамика прироста пользователей портала Госуслуги с 2019 по 2023 г.
Показатели 2019 2020 2021 2022 2023
Количество зарегистрированных россиян на портале Госуслуги 66 млн чел.а 78 млн чел.5 78,5 млн чел.в 98 млн чел.г 103 млн чел.д
Процентная доля от населения России 45% 53% 53% 67% 71%
магазинах, совершение платежей. Правительство Москвы сообщало, что свыше 5 млн человек имеют данные социальные карты7. Также, по данным правительства Москвы, почти 5 млн человек ездят бесплатно или со скидкой на столичном общественном транспорте8. Можно установить, что самой востребованной функцией «Карты москвича» является льготный проезд. Стоит отметить, что в других регионах также представлены местные варианты оказания услуг населению посредством социальных карт.
Перспективы развития цифровых технологий в российской политике
В настоящее время основным документом, регулирующим развитие информационной среды в России, является Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы 9, утвержденная Президентом. Конечной целью данной Стратегии обозначено создание условий для формирования в России общества знаний. Национальными интересами
7 Электронный ключ к городской инфраструктуре: более пяти миллионов человек пользуются картой москвича. URL: https://www.mos.ru/news/item/117954073/ (дата обращения: 12.09.2023).
8 Стало известно, сколько горожан использует льготный проезд по карте москвича. URL: https://vm.ru/news/1078656-stalo-izvestno-skolko-gorozhan-ispolzuet-lgotnyj-proezd-po-karte-moskvicha (дата обращения: 12.09.2023).
9 Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества
в Российской Федерации на 2017-2030 годы».
государства в данном доктринальном документе обозначены:
а) развитие человеческого потенциала;
б) обеспечение безопасности граждан и государства;
в) повышение роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве;
г) развитие свободного, устойчивого и безопасного взаимодействия граждан и организаций, органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления;
д) повышение эффективности государственного управления, развитие экономики и социальной сферы;
е) формирование цифровой экономики.
Можно установить, что одним из главных интересов государства является совершенствование системы государственного управления посредством внедрения в ее работу современных информационных систем и технологий.
Роль государства в развитии информационной среды в России будет являться ключевой. Именно Правительство России обозначено в данной Стратегии в качестве ответственного за развитие информационной инфраструктуры, электронного правительства и формирования цифровой экономики для складывания в стране общества знаний.
Также в настоящее время реализуется национальная программа «Цифровая экономика»10,
10 Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации».
направленная в том числе на развитие сервиса электронных услуг Правительства РФ. Перед Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минцифры РФ) поставлена задача увеличить количество предоставляемых услуг в дистанционной форме до 95%.
В планах Правительства РФ остается положение о необходимости развития предоставления госуслуг в электронной форме. Согласно национальному проекту «Цифровое государственное управление»11, цифровая трансформация в России должна стремиться к исключению запросов информации о гражданине, которая уже оцифрована, бумажных носителей информации, сокращению числа физических документов, контактов населения с чиновниками, а также использование любых средств электронной связи, предпочтительной для граждан.
В то же время намечена перспектива продолжения реализации избирательного процесса в электронном формате. Дистанционное электронное голосование будет задействовано на президентских выборах 2024 г. Вместе с тем в планах ЦИК РФ задействовать такой формат голосования при проведении выборов в регионах с уже имеющимся опытом его использования. Количество таких субъектов составляет порядка 30 российских регионов12.
В настоящее время на федеральном уровне ведутся разработки виртуальной социальной карты. Ожидается, что реализация данного проекта позволит существеннее облегчить получение социальных льгот. Обозначена цель интеграции карты «Мир» в личный кабинет пользователей на портале Госуслуги для получения мер социальной поддержки13.
Выводы
Информационные системы и технологии могут выступать в качестве полезного способа взаи-
11 Федеральный проект «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
12 Памфилова озвучила планы по применению ДЭГ на президентских выборах. URL: https://iz.ru/1571881/2023-09-10/ pamfilova-ozvuchila-plany-po-primeneniiu-deg-na-prezidentskikh-vyborakh (дата обращения: 12.09.2023).
13 В России появится виртуальная соцкарта на базе платежной системы «Мир». URL: https://digital.gov.ru/ru/ events/41655/ (дата обращения: 12.09.2023).
модействия между властью и обществом. Данная новация способствует облегчению управленческой деятельности. В основном благодаря тому, что информационные системы и технологии позволяют учитывать множество различных критериев при осуществлении государственного управления.
Преимуществами использования информационных систем и технологий в системе государственного управления является улучшение и совершенствование работы государственного аппарата, диалога между властью и обществом, а также политическое просвещение населения.
Основными направлениями государственных проектов в цифровом пространстве являются: предоставление государственных услуг, электронное голосование и оказание социальной помощи.
Исходя из статистических данных, приведенных российскими властями, указанных выше в данном исследовании, можно установить большую потребность общества в развитии цифровых средств коммуникации с государством. Отмечена положительная динамика роста использования федеральным порталом Госуслуги гражданами России (см. таблицу). Другие цифровые проекты российских властей также вызывают существенный интерес среди населения.
Обозначена перспектива дальнейшего развития электронных технологий в системе государственного управления России. Возможность данной перспективы проистекает из национальных целей и задач, утвержденных в различных нормативно-правовых актах президентом и правительством Российской Федерации. Также государство в настоящее время продолжает поддержку развития и внедрения цифровых проектов в российскую систему государственного управления.
Тем самым информационные системы и технологии являются важным инструментом реализации государственного управления в России. Во многом данная потребность вытекает из продолжающейся цифровизации общественной жизни. Такие явления, как электронное правительство, дистанционное электронное голосование и социальные карты прочно вошли в общественную жизнь. Информационные системы и технологии представляются эффективным инструментом реализации государственной политики.
Список источников
1. Гаспариан М. С. Информационные системы. М.: МЭСИ; 2002. 33 с.
2. Rainer K., Prince B., CegieLski C. Introduction to Information Systems: Supporting and Transforming Business. Hoboken, NJ: WiLey; 2012. S28 p.
3. Кабашов С. Ю. Электронное правительство. Электронный документооборот. Термины и определения. М.: ИНФРА-М; 2024. 320 с.
4. Хасаншин И. А. Системы поддержки принятия решений в управлении региональным электронным правительством. М.: Гор. линия-Телеком; 2013. 104 с.
5. Гаджиев Х. А. Диалог власти и общества в цифровую эпоху. Наука. Культура. Общество. 2022;(2):81-97.
6. Евсеева Л. И. Процессы цифровизации политической сферы: роль сетевых коммуникаций в развитии политического диалога. Актуальные проблемы современной политической науки. 2022;(1):74-83.
7. Зотов В. В. Цифровизация публичного управления: электронная демократия vs электронное правительство. Nomothetika: Философия. Социология. Право. 2021;(2):2S0-262.
8. Белова Л. Н. Участие граждан в процессе государственного управления: опыт проекта «Активный гражданин». Вестник государственного и муниципального управления. 201S;(4):61-67.
9. Федоров В. И. Электронное голосование: российский и зарубежный опыт. М.: ИНФРА-М; 2023. 237 с.
10. Димиржиева Г. В. Социальная карта как финансово-социальный инструмент повышения эффективности и адресности предоставления мер социальной поддержки. Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2018;(3):1-10.
References
1. Gasparian M. S. Information Systems. Moscow: MESI; 2002. 33 p. (In Russ.).
2. Rainer K., Prince B., CegieLski C. Introduction to Information Systems: Supporting and Transforming Business. Hoboken, NJ: WiLey; 2012. S28 p.
3. Kabashov S. Yu. ELectron^ government. ELectronic document management. Terms and Definitions. Moscow: INFRA-M; 2024. 320 p. (In Russ.).
4. Khasanshin I. A. Decision support systems in the management of regionaL eLectronic government. Moscow: HotLine-TeLecom; 2013. 104 p. (In Russ.).
5. Gadzhiev Kh. A. DiaLogue between government and society in the digitaL era. Nauka. Kul'tura. Obshchestvo = Science. Culture. Society. 2022;(2):81-97. (In Russ.).
6. Evseeva L. I. Processes of digitaLization in the poLiticaL sphere: The roLe of network communications in the deveLopment of poLiticaL diaLogue. Aktual'nye problemy sovremennoj politicheskoj nauki = Current problems of modern political science. 2022;(1):74-83. (In Russ.).
7. Zotov V. V. DigitaLization of pubLic administration: ELectronic democracy vs. eLectronic government. Nomothetika: Filosofiya. Sociologiya. Pravo = Nomothetika: Philosophy. Sociology. Law. 2021;(2):2S0-262. (In Russ.).
8. BeLova L. N. Citizen participation in the process of pubLic administration: The experience of the "Active Citizen" project. Vestnik gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya = Bulletin of state and municipal administration. 201S;(4):61-67. (In Russ.).
9. V. I. ELectronic voting: Russian and foreign experience. Moscow: INFRA-M; 2023. 237 p. (In Russ.).
10. Dimirzhieva G. V. SociaL card as a financiaL and sociaL impLement for increasing the efficiency and targeting of sociaL support measures. Regional'naya ekonomika i upravlenie: elektronnyj nauchnyj zhurnal = Regional economics and management: Electronic scientific journal. 2018;(3):1-10. (In Russ.).