Научная статья на тему 'Информационные ресурсы как фактор конкурентоспособности торговой организации'

Информационные ресурсы как фактор конкурентоспособности торговой организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
787
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кокшарова Н.А.

электронная торговля Исследование процессов управления хозяйствующим субъектом в современной экономике связано с центральным понятием информацией. Если классическая экономическая теория в качестве основных факторов производства рассматривает природные ресурсы, труд, капитал, то в информационном обществе, которое приходит на смену индустриальному, повышается значение информации как необходимого производственного фактора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные ресурсы как фактор конкурентоспособности торговой организации»

Кокшарова Н.А.

директор Тюменского филиала Сибирского университета потребительской кооперации (г. Новосибирск)

продавец в. «воздухе»

информационные ресурсы как фактор

конкурентоспособности торговой организации

Исследование процессов управления хозяйствующим субъектом в современной экономике связано с центральным понятием - информацией. Если классическая экономическая теория в качестве основных факторов производства рассматривает природные ресурсы, труд, капитал, то в информационном обществе, которое приходит на смену индустриальному, повышается значение информации как необходимого производственного

фактора.

Информация становится не просто сообщением, имеющим конкретное содержание, а экономической категорией. В связи с этим возникает необходимость рассмотрения информационных ресурсов как составляющей ресурсного потенциала предприятий, которой присущи традиционные характеристики: цена, стоимость, издержки, эффективность формирования и использования. Говоря более конкретно, для торговых организаций актуальность данной проблемы обусловлена, на

наш взгляд, следующими основными причинами.

Во-первых, доступ к информации, ее полнота и скорость передачи становится важным конкурентным преимуществом на рынке. С позиций теории конкуренции М. Портера (1), внутри организаций накапливаются широкие знания по маркетингу, технологиям, другие виды информации, налаженный доступ к которой сокращает затраты и способствует повышению рентабельности деятельности. Подобный эффект производят потоки информации: внутренний - между структурными подразделениями, внешний - между организацией и поставщиками, потребителями, деловыми партнерами, общественностью и т.д. Для торговой отрасли с высокой мобильностью ресурсов и коммерческой направленностью деятельности это особенно актуально.

Во-вторых, развитие коммуникационной инфраструктуры способствует расширению электронной коммерции, включающей on-line транзакции и маркетинговые исследования. Первые предполагают торговлю через Internet и электрон-

электронная т

доступ к информации, ее полнота и скорость передачи становится важным конкурентным преимуществом на рынке

ные магазины, где доминирующими платежными средствами выступают кредитные карточки, смарт-карты, «цифровые деньги», электронные чеки.

Маркетинговые исследования, в числе прочих элементов, составляющих суть данного понятия, предполагают определение возможностей деловых партнеров, поддержку связей с поставщиками и покупателями, организацию документооборота и т.п., то есть электронный обмен данными. Современный рынок электронной коммерции включает использование информационных ресурсов в двух направлениях: работа с физическими лицами (business-to-consumer); работа с корпоративными клиентами (business-to-business). При этом год от года расширяется ассортимент товаров, реализуемых в системе электронных продаж. Если раньше он ограничивался программными средствами и вычислительной техникой, то сегодня включает нефть и нефтегазовое оборудование, металл и металлопрокат, продукцию лесной и автомобильной промышленности, электротехнические товары и, конечно, потребительские товары и продукты питания. По данным Национальной ассоциации участников электронной торговли России,

наиболее предпочтительной товарной группой в 2005 году с позиции эффективности использования Интернет-сайта для привлечения покупателей являлись товары и оборудование для дома и сада: в пределах данной товарной группы в среднем совершал покупку каждый десятый посетитель Интернет-магазинов.

По различным оценкам экспертов, в России в 2004 году объем онлайновых продаж составлял от 600 до 1000 млн долл. Хотя доля электронных продаж в общем объеме розничного товарооборота пока составляет менее 1% (2), появился целый ряд предприятий торговли, которые успешно конкурируют по своим размерам и эффективности с традиционными торговыми предприятиями, благодаря более низким затратам на рекламу, Интернет-витрину, обслуживание покупателей.

развитие коммуникационной инфраструктуры способствует расширению электронной коммерции, включающей on-line транзакции и маркетинговые исследования

российское предпринимательство

Обозначенные нами причины обусловливают научный и практический интерес разработки проблемы оценки эффективности формирования и использования информационных ресурсов в целях управленческого анализа на уровне торгового предприятия. Для этого необходимо, прежде всего, определиться с сущностью информационных ресурсов как экономической категории. Не будем подробно анализировать дискуссии и различные толкования понятия «информационные ресурсы», базирующиеся на категориях «знания», «информация», «данные» и т.д. Этому вопросу посвящено достаточно публикаций, отражающих различные мнения, определения и научные школы. С экономической точки зрения, нами предлагается следующее определение: информационные ресурсы предприятия -это совокупность баз данных в информационной системе, являющихся объектами хранения, обработки и передачи, использование которых предполагает получение экономического эффекта. Данное понятие характеризует информационные ресурсы в широком смысле, когда они трудно поддаются экономической оценке (в стоимостном выражении). В узком смысле, мы включаем в них ту часть, которую можно оценить в стоимостном выражении, понимая, что данная оценка содержит определенную долю условности. В процессе управления информационными ресурсами не следует забывать, что они являются составным элементом информационной системы, под которой понимается взаимосвязанная совокупность

средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленных целей.

Рассматривая информационные ресурсы предприятия в узком смысле, мы предлагаем следующие подходы к анализу их формирования и использования:

- функциональный;

- затратный;

- сравнительно-целевой. Функциональный подход предполагает, с одной стороны, анализ соответствия информационных ресурсов критериям, выполнение которых позволяет в полной мере обеспечивать руководителей и специалистов информацией, необходимой для исполнения служебных обязанностей и реализации полномочий. К основным критериям мы относим: полноту; своевременность; актуальность; достоверность; наглядность. Анализ формирования информационных ресурсов на основе функционального подхода целесообразно проводить с использованием метода анкетирования и экспертных оценок. Результаты оцениваются по шкале балльной оценки соответствия информации и способов ее получения выбранным критериям.

С другой стороны, можно провести анализ структуры информационной системы торговой организации, характеризующий место в ней информационных ресурсов. Для этого необходимо обеспечить стоимостное выражение информационных технологий, программного обеспечения, затрат трудовых ресурсов на обработку и передачу информации.

электронная торговля

Затратный подход традиционно предполагает сопоставление полученного эффекта от использования информационных ресурсов с затратами, понесенными организацией на их формирование. В качестве эффекта в данном случае выступают такие показатели финансово-хозяйственной деятельности торговой организации, как объем товарооборота, доходы, прибыль. Затраты включают все денежные расходы на получение информации, включая заработную плату тех сотрудников, которые непосредственно связаны с формированием баз данных, профессиональной обработкой и передачей информации.

Здесь необходимо заметить, что информационные ресурсы служат не только целям своевременного принятия управленческих решений, но и увеличения объема сбыта и реализации товаров и услуг. То есть, следуя логике процессного подхода к управлению торговой деятельностью, информационные ресурсы используются как на входе, так и на выходе торгового процесса. Поэтому к показателям эффективности использования информационных ресурсов на выходе логично отнести процент прироста товарооборота в период проведения рекламных акций и Р13-мероприятий (для Интернет-торговли аналогичным показателем является показатель конверсии, характеризующий средний процент покупателей - посетителей сайта, совершивших покупку).

Сравнительно-целевой подход используется в случае, если руководители и специалисты торговых организаций осуществляют прогнози-

рование и планирование торговой деятельности, включая затраты на информационные ресурсы и результаты от их использования. В этом случае анализ проводится на основе сопоставления фактических значений показателей с прогнозируемыми (плановыми, целевыми).

Нами рассмотрены некоторые экономические аспекты формирования и использования информационных ресурсов торговой организации, требующие дальнейшей детализации. При всей дискуссион-ности данной проблемы очевидно одно: информационные ресурсы становятся одним из ключевых факторов обеспечения конкурентоспособности, составным элементом ресурсного потенциала торговой организации, которым нужно эффективно управлять.

Литература

1. Портер М. Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран / Пер. с англ. И. В. Квасюка и др. - М.: Международные отношения, 1993. - 395 с.

2. Аналитический отчет НАУЭТ по итогам рейтинга Интернет-магазинов по показателю их эффективности (конверсии). -М1р://паие1\ги/1г^ех.рЬр?ор1топ.

3. Завалеев В. Что такое электронная коммерция? - http://www.dtfo-rum.ru/marketing/

4. Романов В. Г. Информационное общество и бизнес. - Чита: ЗИП Си-бУПК, 2004. - 205 с.

российское предпринимательство 20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.