Кокшарова Н.А.
директор Тюменского филиала Сибирского университета потребительской кооперации (г. Новосибирск)
продавец в. «воздухе»
информационные ресурсы как фактор
конкурентоспособности торговой организации
Исследование процессов управления хозяйствующим субъектом в современной экономике связано с центральным понятием - информацией. Если классическая экономическая теория в качестве основных факторов производства рассматривает природные ресурсы, труд, капитал, то в информационном обществе, которое приходит на смену индустриальному, повышается значение информации как необходимого производственного
фактора.
Информация становится не просто сообщением, имеющим конкретное содержание, а экономической категорией. В связи с этим возникает необходимость рассмотрения информационных ресурсов как составляющей ресурсного потенциала предприятий, которой присущи традиционные характеристики: цена, стоимость, издержки, эффективность формирования и использования. Говоря более конкретно, для торговых организаций актуальность данной проблемы обусловлена, на
наш взгляд, следующими основными причинами.
Во-первых, доступ к информации, ее полнота и скорость передачи становится важным конкурентным преимуществом на рынке. С позиций теории конкуренции М. Портера (1), внутри организаций накапливаются широкие знания по маркетингу, технологиям, другие виды информации, налаженный доступ к которой сокращает затраты и способствует повышению рентабельности деятельности. Подобный эффект производят потоки информации: внутренний - между структурными подразделениями, внешний - между организацией и поставщиками, потребителями, деловыми партнерами, общественностью и т.д. Для торговой отрасли с высокой мобильностью ресурсов и коммерческой направленностью деятельности это особенно актуально.
Во-вторых, развитие коммуникационной инфраструктуры способствует расширению электронной коммерции, включающей on-line транзакции и маркетинговые исследования. Первые предполагают торговлю через Internet и электрон-
электронная т
доступ к информации, ее полнота и скорость передачи становится важным конкурентным преимуществом на рынке
ные магазины, где доминирующими платежными средствами выступают кредитные карточки, смарт-карты, «цифровые деньги», электронные чеки.
Маркетинговые исследования, в числе прочих элементов, составляющих суть данного понятия, предполагают определение возможностей деловых партнеров, поддержку связей с поставщиками и покупателями, организацию документооборота и т.п., то есть электронный обмен данными. Современный рынок электронной коммерции включает использование информационных ресурсов в двух направлениях: работа с физическими лицами (business-to-consumer); работа с корпоративными клиентами (business-to-business). При этом год от года расширяется ассортимент товаров, реализуемых в системе электронных продаж. Если раньше он ограничивался программными средствами и вычислительной техникой, то сегодня включает нефть и нефтегазовое оборудование, металл и металлопрокат, продукцию лесной и автомобильной промышленности, электротехнические товары и, конечно, потребительские товары и продукты питания. По данным Национальной ассоциации участников электронной торговли России,
наиболее предпочтительной товарной группой в 2005 году с позиции эффективности использования Интернет-сайта для привлечения покупателей являлись товары и оборудование для дома и сада: в пределах данной товарной группы в среднем совершал покупку каждый десятый посетитель Интернет-магазинов.
По различным оценкам экспертов, в России в 2004 году объем онлайновых продаж составлял от 600 до 1000 млн долл. Хотя доля электронных продаж в общем объеме розничного товарооборота пока составляет менее 1% (2), появился целый ряд предприятий торговли, которые успешно конкурируют по своим размерам и эффективности с традиционными торговыми предприятиями, благодаря более низким затратам на рекламу, Интернет-витрину, обслуживание покупателей.
развитие коммуникационной инфраструктуры способствует расширению электронной коммерции, включающей on-line транзакции и маркетинговые исследования
российское предпринимательство
Обозначенные нами причины обусловливают научный и практический интерес разработки проблемы оценки эффективности формирования и использования информационных ресурсов в целях управленческого анализа на уровне торгового предприятия. Для этого необходимо, прежде всего, определиться с сущностью информационных ресурсов как экономической категории. Не будем подробно анализировать дискуссии и различные толкования понятия «информационные ресурсы», базирующиеся на категориях «знания», «информация», «данные» и т.д. Этому вопросу посвящено достаточно публикаций, отражающих различные мнения, определения и научные школы. С экономической точки зрения, нами предлагается следующее определение: информационные ресурсы предприятия -это совокупность баз данных в информационной системе, являющихся объектами хранения, обработки и передачи, использование которых предполагает получение экономического эффекта. Данное понятие характеризует информационные ресурсы в широком смысле, когда они трудно поддаются экономической оценке (в стоимостном выражении). В узком смысле, мы включаем в них ту часть, которую можно оценить в стоимостном выражении, понимая, что данная оценка содержит определенную долю условности. В процессе управления информационными ресурсами не следует забывать, что они являются составным элементом информационной системы, под которой понимается взаимосвязанная совокупность
средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленных целей.
Рассматривая информационные ресурсы предприятия в узком смысле, мы предлагаем следующие подходы к анализу их формирования и использования:
- функциональный;
- затратный;
- сравнительно-целевой. Функциональный подход предполагает, с одной стороны, анализ соответствия информационных ресурсов критериям, выполнение которых позволяет в полной мере обеспечивать руководителей и специалистов информацией, необходимой для исполнения служебных обязанностей и реализации полномочий. К основным критериям мы относим: полноту; своевременность; актуальность; достоверность; наглядность. Анализ формирования информационных ресурсов на основе функционального подхода целесообразно проводить с использованием метода анкетирования и экспертных оценок. Результаты оцениваются по шкале балльной оценки соответствия информации и способов ее получения выбранным критериям.
С другой стороны, можно провести анализ структуры информационной системы торговой организации, характеризующий место в ней информационных ресурсов. Для этого необходимо обеспечить стоимостное выражение информационных технологий, программного обеспечения, затрат трудовых ресурсов на обработку и передачу информации.
электронная торговля
Затратный подход традиционно предполагает сопоставление полученного эффекта от использования информационных ресурсов с затратами, понесенными организацией на их формирование. В качестве эффекта в данном случае выступают такие показатели финансово-хозяйственной деятельности торговой организации, как объем товарооборота, доходы, прибыль. Затраты включают все денежные расходы на получение информации, включая заработную плату тех сотрудников, которые непосредственно связаны с формированием баз данных, профессиональной обработкой и передачей информации.
Здесь необходимо заметить, что информационные ресурсы служат не только целям своевременного принятия управленческих решений, но и увеличения объема сбыта и реализации товаров и услуг. То есть, следуя логике процессного подхода к управлению торговой деятельностью, информационные ресурсы используются как на входе, так и на выходе торгового процесса. Поэтому к показателям эффективности использования информационных ресурсов на выходе логично отнести процент прироста товарооборота в период проведения рекламных акций и Р13-мероприятий (для Интернет-торговли аналогичным показателем является показатель конверсии, характеризующий средний процент покупателей - посетителей сайта, совершивших покупку).
Сравнительно-целевой подход используется в случае, если руководители и специалисты торговых организаций осуществляют прогнози-
рование и планирование торговой деятельности, включая затраты на информационные ресурсы и результаты от их использования. В этом случае анализ проводится на основе сопоставления фактических значений показателей с прогнозируемыми (плановыми, целевыми).
Нами рассмотрены некоторые экономические аспекты формирования и использования информационных ресурсов торговой организации, требующие дальнейшей детализации. При всей дискуссион-ности данной проблемы очевидно одно: информационные ресурсы становятся одним из ключевых факторов обеспечения конкурентоспособности, составным элементом ресурсного потенциала торговой организации, которым нужно эффективно управлять.
Литература
1. Портер М. Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран / Пер. с англ. И. В. Квасюка и др. - М.: Международные отношения, 1993. - 395 с.
2. Аналитический отчет НАУЭТ по итогам рейтинга Интернет-магазинов по показателю их эффективности (конверсии). -М1р://паие1\ги/1г^ех.рЬр?ор1топ.
3. Завалеев В. Что такое электронная коммерция? - http://www.dtfo-rum.ru/marketing/
4. Романов В. Г. Информационное общество и бизнес. - Чита: ЗИП Си-бУПК, 2004. - 205 с.
российское предпринимательство 20