Территория науки, 2014, № 6
Список литературы:
1. Домбровский Е.А. Резервы роста доходов бюджетов субъектов Российской Федерации // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Москва, 2013 г.
2. Экспертный сайт Высшей школы экономики [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.opec.ru
3. Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.consultant.ru
Фаустова К. И.
ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ - НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воронежский экономико-правовой институт, г. Старый Оскол
Ключевые слова: электронная коммерция, сетевая экономика, торговля в интернете.
Key words: e-business, network economy, electronic commerce.
Аннотация: Современные средства телекоммуникационной связи, а главное, Интернет, породил новый вид экономических отношений -электронную коммерцию со своими характерными признаками, составляющими и проблемами.
Abstract: Up-to-date telecommunication facilities, especially the Internet, breed a brand new class of economic relations - electronic business that has its own peculiarities, features and problems.
На сегодняшний момент информационно-коммуникационные технологии проникли почти во все сферы жизни человека, коснулось это и экономической сферы. Интернет открыл новые возможности для совершения различных финансовых операций, движения товарооборота, более того, сетевые технологии постепенно вытесняют, становятся доминирующими формами взаимоотношений в обществе.
Осуществление различных покупок/продаж, оказание дистанционных услуг, различных маркетинговых мероприятий и многих других видов коммерческих мероприятий, производимых в сети Интернет, все это, как правило, и подразумевается под понятиями «сетевая экономика», «электронная коммерция». По сути, электронная коммерция составляет базу, на которой строится сетевая экономика. Сегодня нет четкого определения электронной коммерции, самое распространенное в России дает Юрасова, где указывает, что электронная коммерция - это сфера экономики, которая включает в
79
Территория науки, 2014, № 6
себя все финансовые и торговые транзакции, осуществляемые при помощи компьютерных сетей, и бизнес-процессы, связанные с проведением таких транзакций [3]. Многие же исследователи подразумевают под термином исключительно обмен данными с помощью различных коммуникаций, и главное - всемирной сети. На это и стоит обратить внимание, что различные теле- видео и другие средства связи давно используются в качестве средств для совершения сделок во всех цивилизованных странах, однако, именно всемирная глобальная паутина открыла новые возможности для бизнеса - все возможные экономические операции стало реально совершать с минимальными затратами в режиме реального времени как локально, так и в международных масштабах. Выделим же основные признаки электронной коммерции:
- применение различных информационных систем и технологий для осуществления сделок.
- возможность получения прибыли традиционно, а чаще посредством различных интернет-аналогов реальных денег и средств оплаты, используя современные информационные технологии.
- среда реализации активов, использую так же и информационные сети, электронные обороты.
- способность активов, как материальных, находящихся в вещественной форме, так и электронного варианта (каким либо образом переведенных в оцифрованный вид), быть быстро проданными по рыночной цене.
- постоянность однотипных операций, которые производятся пользователем и есть возможность произвести замер данных операций провайдером и засвидетельствована сторонними аудиторами.
- закрепление права собственности на торговлю или приобретение активов, находящихся как в традиционной форме, так и современной оцифрованной, электронной.
Стоит сказать, что образовался слой зарубежных организаций, плотно занимающихся вопросами электронной коммерции, подробно изучающих ее и анализирующих. Благодаря чему был разработан Типовой закон об электронной торговле. Он содержит основные тезисы относительно возможностей применения электронной торговли государствами, имеющими различные экономико-социальные, правовые системы. Появление данного акта стало базой для последующего развития технологий электронной коммерции.
На сегодняшний день существует несколько популярных видов электронной коммерции. Самым распространенным является:
80
Территория науки, 2014, № 6
Торговля информацией. Сюда входят различные постоянно обновляемые информационные базы знаний, базы данных, информационные службы, заточенные под определенные нужды, будь то радиовещание, справочно-правовые системы и т.д.
Электронные торговые площадки. Под ними понимаются веб сайты, где представлены различные перечни товаров и услуг -виртуальный аналог обычных магазинов, с возможностью приобретения выбранных продуктов за безналичный расчет (или последующей наличной оплате в месте получения) и доставкой до покупателя по различным каналам в зависимости от вида продукта.
Электронные банки. Главным преимуществом таких организаций является обширный спектр услуг по низкой цене, что связано с отсутствием различных коммунальных, хозяйственных и прочих затрат. Возможными же клиентами данных банков может являться любой пользователь, имеющий доступ в интернет.
Набирающий популярность микроплатеж. Ситуация, когда покупатель за небольшую сумму приобретает право аренды части программного обеспечения, программ, служащих для исполнения каких либо задач.
Основными видами, составляющими электронную коммерцию, являются [1]:
1. Электронный обмен данным (Electronic Data Interchange, EDI) - понимается автоматизированная передача между участниками сделки различных документов, файлов и т.д., что способствует упрощению и автоматизированию информационных потоков.
2. Электронное движение капитала
(Electronic Funds Transfer, EFS) - проведение денежных безналичных расчетов, перевод средст. Электронное движение капитала классифицируется по содержанию трансакций (дебетовые, кредитовые), по сфере их применения (например, бизнес-трансакции) или по видам операторов (банки, провайдеры). При этом операторами трансакций могут выступать и «виртуальные организации» (например, сервисы для обмена виртуальных денег).
3. Электронная торговля (e-trade) - осуществление различного рода сделок (покупка, продажа) во всемирной сети от момента де-монстрации/выбора продукта, осуществление покупки, оплаты/получе-ния заявки, оформление доставки, до получения товара.
4. Электронный маркетинг (e-marketing) - маркетинговые действия, направленные на повышение продаж товара посредством
81
Территория науки, 2014, № 6
рекламных акций, управлением расположенной на сайтах информацией.
5. Электронный банкинг (e-banking) - традиционные возможности по работе с банком, реализованные в сети интернет.
6. Электронные деньги (e-cash) - электронный аналог реальных купюр, посредством которых может осуществляться быстрый денежный расчет
Все это показывает, что количество людей, использующих возможности Интернет огромно и с каждым годом их число неумолимо росло. На данный момент темпы роста снизились и приобрели более менее ровный характер, но лишь из-за повсеместного использования всемирной сети в промышленно развитых и большинстве развивающихся стран. Однако, процесс этот не закончен, с наличием территорий, где компьютеризация не столь доступна, а, соответственно, и доступ к всемирной паутине, этим процессам еще предстоит продолжить свой путь. Что касается России по данным Фонда «Общественное мнение» (ФОМ) [2], в Российской Федерации каждый четвертый житель использует компьютер с доступом в Интернет.
Следует отметить, что рост российского Интернета осуществляется главным образом за счет активности регионов. В рамках взаимодействия с Интернет пространством россияне активно используют Twitter. У американских и европейский клиентов, в отличие от российских, хороший уровень компьютерной грамотности, высокая покупательная способность и активность. Наиболее интенсивно сетевая экономика развивается в таких направлениях, как: торговля (электронная коммерция); финансы (банковские и другие расчеты); дистанционные трудовые отношения; дистанционное обучение. При этом следует выделять: бизнес «на» Интернете (интернет-провайдинг, контент-провайдинг, сервис-провайдинг); бизнес «вокруг» Интернета (поставка технических средств, поставка программных решений, Web-дизайн и программирование, перепродажа сетевых фирм) и бизнес «в» Интернете (интернетреклама, интернет-магазины, интернет-аукционы, интернет-расчеты, интернет-маркетинг).
В силу проблемами с развитостью транспортных услуг электронная коммерция в стране представлена товарами легких в транспортировке и доставке, таких как различные товары личной гигиены, одежда, видео, аудио и так далее, так же некоторые виды услуг. Проблемы доставки существенны, но не единственны в том, что
82
Территория науки, 2014, № 6
по уровню реализации объектов электронной коммерции Россия сильно отстает от зарубежных стран. Основные из них:
- Небольшие объемы пользователей электронных карт. Хотя данный способ оплаты, хранения денежных средств за последние годы стал очень популярен, но по-прежнему многие предпочитают хранить накопления «в твердой валюте» в кошельке, чему немало способствуют выдачи зарплат в конвертах, а некоторые слои населения так и вовсе откладывают сбережения «под матрас».
- Необходимость совершать торговые сделки лично, низкий уровень развития online платежей. Не столь большой опыт в удаленной торговле, недоверие населения к такому виду торговых отношений, а также другие факторы перечисленные тут прмо либо косвенно влияющие на данное положение дел.
- Слабая поддержка со стороны государства структур обслуживающих и обеспечивающих развитие электронной коммерции.
- Низкий уровень безопасности в Интернете при осуществлении коммерческих сделок. Отсутствие четко соблюдающихся норм по контролю и регулированию взаимоотношений участников электронной коммерции.
- Отсутствие защиты авторских прав. Несмотря на то, что в России существуют различные формы и средства защиты интеллектуальной собственности, но не многие из них практически реализуются.
- Отсутствие кадров. Не организовано институтов по подготовке специалистов электронной торговли, работы в сфере сетевой экономики.
Растущий с большой скоростью объем участников электронной коммерции, выгодной с точки зрения как денежных, временных, трудовых и прочих затрат, на государственных уровнях формирует будущие задатки основания и развития международного электронного рынка. России же в первую очередь стоит обратить внимание и решить общие проблемы нормативно-правового регулирования всех этапов и форм электронной коммерции, что бы сократить отставание в области создания и использования ее инфраструктур.
Список литературы:
1. Калужский М.Л. Электронная коммерция: маркетинговые сети и инфраструктура рынка // ОмГТУ. - Москва : Экономика, 2014. - 328 с.
2. Статистика. Доступ в Интернет есть у 40 процентов Россиян. [Электронный ресурс] // http://net.compulenta.ru/582793/
83
Территория науки, 2014, № 6
3. Юрасов А. В. Основы электронной коммерции // Горячая линия-Телеком, Москва, 2007 г.
84