Научная статья на тему 'Информационные ресурсы и возможности интернета в проектной деятельности на уроках иностранного языка'

Информационные ресурсы и возможности интернета в проектной деятельности на уроках иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
313
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / МЕТОД ПРОЕТОВ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА / INTERNET RESOURCES / PROJECT METHOD / COMMUNICATIVE CONCEPTION / TELE-COMMUNICATIVE PROJECT / TOPICAL PROBLEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Насонова Ольга Олеговна

Рассматривается проблема формирования коммуникативной компетенции школьников в рамках проектной деятельности на уроках иностранного языка. В качестве форм проектной работы приводятся электронная переписка учащихся с носителями иностранного языка, совместные телекоммуникативные проекты с иностранными школами-партнерами, интернациональные интернет-проекты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of schoolchildren's communicative competence formation within the framework of project activities at the foreign language lessons is considered. Students' electronic correspondence with the foreign languages native speakers, joint telecommunicative projects with foreign partner schools, and international Internet projects are given as examples of project work

Текст научной работы на тему «Информационные ресурсы и возможности интернета в проектной деятельности на уроках иностранного языка»

УДК 372.881.1 ББК 74.268.1

О. О. Насонова

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРНЕТА В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Рассматривается проблема формирования коммуникативной компетенции школьников в рамках проектной деятельности на уроках иностранного языка. В качестве форм проектной работы приводятся электронная переписка учащихся с носителями иностранного языка, совместные телекоммуникативные проекты с иностранными школами-партнерами, интернациональные интернет-проекты

Ключевые слова: интернет-ресурсы, метод проетов, коммуникативная компетенция, телекоммуникационный проект, актуальная проблема

го со

0

1

о о го X

О О

Появление интернета в образовании стимулирует желание ребят учиться, расширяет зону индивидуальной активности каждого ученика, увеличивает скорость подачи качественного материала в рамках одного урока. Осуществляются эти задачи посредством переписки по электронной почте со школьниками других стран, создания и проведения совместных телекоммуникационных проектов, возможности чтения книг в оригинале, участия в разнообразных конкурсах и олимпиадах. Вопрос интеграции интернета в образование и, в частности, применение его в обучении иностранным языкам, в настоящее время достаточно актуален. Это связано, в основном, с тем, что при использовании интернета как средства обучения иностранному языку как нельзя лучше реализуются многие цели и задачи обучения и воспитания.

Проектная работа учащихся — это наиболее эффективная деятельность ребят во внеурочное время. Но ее эффективность в полной мере зависит от организации и координации со стороны педагогов. Чем же так привлекательна проектная деятельность для учебного процесса по иностранному языку?

Помимо огромного потенциала, который несет в себе сам метод проектов для формирования коммуникативной компетенции, значительные дополнительные

возможности возникают при использовании информационных ресурсов и услуг интернета в процессе проектной деятельности школьников. Только с помощью сети интернет можно создать подлинную языковую среду и поставить задачу формирования потребности в изучении иностранного языка на основе интенсивного общения с носителями языка, работой с аутентичной литературой самого разного жанра, аудирования оригинальных текстов, записанных носителями языка. Это, пожалуй, наиболее эффективная возможность формирования социокультурной компетенции на основе диалога культур [1].

В интернете учащиеся и учителя могут найти любую необходимую для проекта информацию: о музеях и их экспонатах по всему миру; о текущих событиях в разных уголках мира и реакцию людей на эти события; об экологической ситуации в разных районах мира; о национальных праздниках; статистические данные по самым разнообразным вопросам и др.

Простейшим проектом является переписка с использованием электронной почты. Преимущества такого вида переписки очевидны: у школьников появляется реальная возможность использовать иностранный язык как средство общения, овладеть элементарными навыками ра-

боты на компьютере, получить интересующую их информацию из аутентичного источника в кратчайшие сроки. Роль учителя иностранного языка состоит в поощрении учащихся, оказании им языковой помощи, использовании полученной информации на уроке в форме индивидуальных заданий.

Наряду с перепиской очень эффективным представляются совместные телекоммуникационные проекты с зарубежными школами-партнерами [2, 8].

Под учебным телекоммуникационным проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, творческую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерных телекоммуникаций, имеющих общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата совместной деятельности [3, 8]. Проекты могут выполняться как на уроке, так и во внеурочное время. Проектная деятельность наиболее эффективна, если ее удается связать с программным материалом, значительно расширяя и углубляя знания ребят в процессе работы над проектом.

Проект не должен ограничиваться темой. Нужна пусть небольшая, но значимая проблема. Только таким образом удастся переключить внимание школьников с формы высказывания на содержание. Мысль детей в этом случае занята тем, как решить проблему, какие рациональные способы ее решения выбрать, где найти убедительные аргументы, доказывающие правильность выбранного пути. Многое зависит от проблемы. Если она оказывается интересной как для наших учащихся, так и для школьников других стран, то возникают адекватные условия для организации международного телекоммуникационного проекта [4].

Это один из возможных вариантов. Могут быть и внеклассные проекты, если ребята присоединяются к какому-то предлагаемому в сетях международному проекту. Такие проекты всегда возникают вокруг какой-либо интересной

проблемы. Если предлагаемая проблема интересна для группы школьников или даже для отдельных учащихся, нужно стимулировать их к индивидуальной или групповой проектной деятельности во внеурочное время. Но и в этом случае нельзя отпускать ребят в «свободное плавание». Контроль и необходимую помощь следует оказывать систематически. В противном случае, если ученик не видит искренней заинтересованности учителя, родителей в его деятельности, энтузиазм быстро гаснет.

Очень интересны межпредметные проекты, также организуемые вокруг определенной проблемы. Это могут быть международные проекты по экологии, географии, демографические, исторические, творческие проекты. Но если они носят международный характер, значит, должны проводиться на иностранном языке. В любом случае, в проектной деятельности с носителями языка иностранный язык выполняет свою основную функцию — средства формирования и формулирования мысли, средства общения. Общение происходит с носителями другой культуры, язык которой изучается школьниками. Следовательно, овладение языком естественным образом происходит на социокультурном фоне. Ребята не только решают проблему совместно, они знакомятся с национальными и культурными особенностями стран-партнеров, узнают много интересного друг о друге. И, что особенно ценно, учащиеся учатся понимать друг друга и осознавать тот факт, что мы все живем на одной планете, что делить нам нечего. Значит, следует научиться уважать и понимать друг друга. Надо также иметь в виду, что любой проект должен заканчиваться вполне реальным, осязаемым практическим результатом [2; 5].

Таким образом, интернет-проекты — это образовательные технологии, позволяющие их участникам решать свои учебные (образовательные) задачи путем организации собственной деятельности в кооперации с партнерами и коллегами

о

а.

>

ш ч:

г?

Инновационные процессы в контексте непрерывного образования

(в том числе из разных стран) и использованием ресурсов интернета.

В деятельности педагогического сообщества использование интернет-проектов создает условия для обеспечения современного уровня образования, развития профессионального мастерства и эффективного повышения квалификации педагогов, расширения границ образовательных пространств, приобретения опыта мультикультурного взаимодействия, существования идей культуры мира и построения практики народной дипломатии.

Библиографический список

1. Владимирова Л.П. Интернет на уроках иностранного языка // Иностранный язык в школе, 2002. № 3. С. 39.

2. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранный язык в школе, 2000. № 2. С. 3-11.

3. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка Иностранный язык в школе, 2000. № 3. С. 3-9.

4. Савелова С.Б. Интернет-проекты и современное образование // Вопросы Интернет-образования. 2001. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.