11. Гражданская авиация. Ежемесячный международный авиационный журнал. М.,1997.
№ и.
12. Гражданская авиация. Ежемесячный международный авиационный журнал. М.,1996. .Ns 2.
13. Вестник авиации и космонавтики. Всерос. аэрокосмическкй журнал. М.,1997. № 11-12.
14. Московский международный авиационно-космический салон. М , 1995.
15 Крылья Родины. Ежемесячный авиационный научно-популярный журнал. М.,1996. Лн 3.
16. Крыггья Родины. Ежемесячный авиационный научно-популярный журнал. М., 1996. № 4.
17. Самолет. Ежемесячный авиационный аэрокосмический журнал. М.,1997. № 4-5.
18. Самолёт. Ежемесячный авиационный аэрокосмический журнал. М.,1997. № 3.
19. FUegcr-Revue. Magazin für Luft- und Raumfahrt. Berlin, 1997. № 1. 20 Flug Revue. Die Luftfahrtzettschrift. Stuttgart, 1997. № I.
i
Шарафутдшюва Насима Саетовна, кандидат филологических наук. доцент кафедры «Иностранные яшки» УлГТУ. Окончила Лейпцигский университет (Германия). Имеет публикации в области языкознания
XV. ЭКОНОМИКА
Б.Н. ЛАЗАРЕВ, А.Ю. ВЕДЕРНИКОВ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ И ИХ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА
<
Раскрыта сущность категории «информационные ресурсы», исследованы этапы воспроизводства информационных ресурсов, определены проблемы и пути ускорения трансформации общественных знаний в фактор социально - экономического развития хозяйственных систем.
В настоящее время российская экономика переживает глубокий социально-экономический и структурный кризис. В этих условиях усилия ученых и специалистов направлены на поиск тех факторов, которые инициировали бы подъем и оживление экономики. Фундаментом устойчивого развития экономики может и должен стать инновационный процесс, объединяющий следующие подсистемы: науку, технику, экономику, предпринимательство. Анализ современного состояния позволяет сделать вывод об обособленном функционировании данных подсистем и о недостаточной степени их задействования для решения проблемы. Одним из стратегических направлений оживления инновационного процесса является повышение степени и зффекгивности информационного взаимодействия в рамках единого инновационного процесса. В широком смысле иод информационным взаимодействием следует понимать совокупность научно-производственных, социально-экономических, правовых, культурно-нравственных и других отношений по поводу производства, распространения и использования информационных ресурсов. Следует отметить, что приводимое в данном определении понятие «информационный ресурс» не является устоявшимся термином в научной литературе. В подтверждение сказанного целесообразно привести слова одного из пионеров-исследователей проблемы Г.Р. Громова: «...корректная постановка вопроса о количественной оценке этих ресурсов и их связи с другими экономическими категориями еще ожидают разработки и потребует, видимо, длительных совместных усилий специалистов и ученых самых различных областей знаний» [2 ? с.19].
К настоящему времени сформировалось три подхода к определению сущности информационного ресурса: технократический, экономический и общецивилизашошшй. Типичным примером реализации технократического подхода раскрытия сущности информационных ресурсов является определение, данное И.С.Мелюхиньш: «Под информационными ресурсами мы понимаем совокупность элементов, задействованных в процессе получения, обработки, хранения и передачи общественно значимой информации» [8?с 56]. Данное определение правильно отражает процесс развития информационных ресурсов, но не раскрывает их роли и назначения в системе общественных отношений.
Бесшяк УлГТУ 1/2001 7 7
Экономический подход к раскрытию сущности информационного ресурса демонстрирует Б.С.Елепов: «Информационными ресурсами будем называть результаты интеллектуальной деятельности ученых, специалистов и других работников, потенциально пригодные сразу или после соответствующей обработки для использования в общественном производстве при достижении конкретных целей экономического и социального развития»[3>.с.7]. В еще большей степени экономический подход реализован в определении, данном в другой работе[6,с.153], согласно которому информационные ресурсы - знания, сведения, данные, получаемые и накапливаемые в процессе развития науки и в практической деятельности людей, которые могут быть использованы в общественном производстве и управлении как фактор увеличения объема производства и повышения его эффективности.
Наиболее обоснованным является общецивилизациошшй подход к пониманию сущности информационных ресурсов, реализуемый Д.Г.Прихотиым: «Информационный ресурс есть совокупность научно-технических и научно-гуманитарных знаний, воплотивших производственно-технический и социальный опыт человечества, необходимый для выживания и развития в условиях противоречивого, но взаимосвязанного мира»[4, с.42]. Согласно данному определению важнейшими условиями развития общества являются: обеспечение сбалансированности научно-технических и научно-гуманитарных знаний; накопление и обобщение знаний и опыта; наличие информационного обмена. Именно по степени реализации данных условий, на наш взгляд, целесообразно судить об уровне информатизации общественных систем на фоне безусловно существующих противоречий между отдельными общественными, социально-экономическими, хозяйственными и другими системами. Наличие противоречий не только не отрицает, но напротив, подчеркивает важность информационного обмена между указанными выше системами. То есть важным условием обеспечения устойчивого развития человеческой цивилизации является поэтапное формирование единого информационного пространства, что, при определенных условиях, тождественно созданию единого информационного общества. Как справедливо отмечает Е. Майминас: «Суть происходящих изменений, если их коротко охарактеризовать, состоит в переходе от «материального» к «информационному» обществу - обществу основанному на производстве распространении и потреблении информации. Это - новая качественная ступень развития человечества»[77 с.86].
Соглашаясь, в целом, с подходом Д.Г. Прихотного, отметим, что существует потенциал развития данного понимания сущности информационных ресурсов. Для всестороннего изучения категории «информационный ресурс» целесообразно использовать методологию, основанную на идее ресурсного цикла, под которым понимается совокупность технологических превращений и перемещение веществ биосферы на всех этапах производства, преобразования, использования. Наиболее полно данная методология использована при изучении проблем, связанных с воспроизводством природных ресурсов. Данной
проблематике посвящены работы B.C. Немчинова, А С. Астахова, Ю.В. Яковца, К.Г. Гофмана и др. Анализ литературы показал, что идея ресурсного цикла при проведении исследований, направленных на выявление факторов и направлений повышения эффективности использования информационных ресурсов, применяется крайне недостаточно.
В классическом понимании в основе идеи ресурсного цикла лежит положение о том. что во всех последовательных процессах труда вещество принимает все более и более полезную форму, пока не достигает такого качества, которое непосредственно может стать потребительским благом. Во всех этих процессах вещество сохраняется, оно исчезает в одной форме потребительского блага для того, чтобы уступить место более высокой его форме, пока не получится такой предмет, который способен выступить товаром на рынке.
В зависимости от особенностей функционального состояния кругооборот информационных ресурсов включает ряд этапов: производство (накопление); систематизация (обработка); распределение (передача); потребление. Количество выделяемых этапов в кругообороте информационных ресурсов может различаться, что определяется целями проводимых исследований. В частности, этап систематизации (обработки) информационных ресурсов может рассматриваться как самостоятельный или как подэтап первого этапа кругооборота информационных ресурсов. Кроме того, следует иметь в виду, что существует проблема обеспечения сохранности информационных ресурсов. Это предполагает необходимость выделения дополнительного подэтапа в кругообороте информационных ресурсов. Однако проблемы, связанные с хранением информационных ресурсов, выходят за рамки задач данного исследования и поэтому в общей схеме кругооборота информационных ресурсов данный подэтап не выделяется.
Реализация идеи ресурсного цикла позволила выделить следующие этапы трансформации информационных ресурсов: знания, сведения, данные потенциальные информационные ресурсы, реальные информационные ресурсы. Данный подход позволяет уточнить понятийный аппарат, выявить тождественность отдельных категорий, характеризующих отдельные грани развития информационных процессов. В частности, в многочисленных работах, посвященных данной проблематике, широко используются такие понятия как информация, информационный продукт (услуга), информационный фактор производства.
Указанный понятийный аппарат охватывает различные аспекты товарно-денежных, производственных и других отношений в рамках такого многогранного явления, каким является информатизация общества. Однако точки зрения различных авторов на содержание данных категорий и их места в системе экономических отношений требуют уточнения.
Исходной позицией рассмотрения данной проблемы традиционно является определение первоначального смысла понятия <ашформация», которое базируется на латинском слове «uiformatio», что в дословном переводе означает
Всспгах УяГТУ 1/2001 79
изложение, разъяснение какого-либо факта, события, язкекж. Поэтому следует согласиться с автором [1,с.18], который трактует информацию как сведения, знания о той или иной стороне материального мира и происходящих в нем процессах. Данное определение информации достаточно четко дает представление об информации вообще и коррелирует с нашим пониманием информации, раскрытым на основе анализа ресурсного цикла. Напротив, трудно согласится с мнением В.Л. Тамбовцева, который понимает под информацией те продуты или услуги, которые предназначены их производителем для передачи знаний в максимально доступной для потенциального потребителя форме[5]. На наш взгляд, данное определение вносит некоторую терминологическую путаницу в раскрытие содержания понятий информация и информационный продукт. С методологической точки зрения под информационными продуктами (услугами) следует понимать информацию, предназначенную их производителем для передачи знаний в максимально доступной для потенциального потребителя форме.
Тот же недостаток можно увидеть в определении понятия информации, данном Е. Маиминас: «Строго говоря, информация - это не любые сообщения, сведения, данные, а лишь те, которые уменьшают у получателя неопределенность знания об интересующем его объекте» [7,0.86], и в работе [кс.22], в которой утверждается следующее: «...с точки зрения принятия решений можно утверждать, что информацией являются используемые данные». Строго говоря, не информация, а именно востребованные и использованные информационные продукты (услуги) «уменьшают у получателя неопределенность знания об интересующем его объекте» и обеспечивают «принятие решений». При этом следует иметь в виду, что одни и те же ртформационные продукты могут быть полезными для одних субъектов и не являться таковыми для других. В первом случае информационные продукты(услуги) трансформируются в реальный информационный фактор развития социальных и хозяйстве1шых систем.
Исходя из данных рассуждений и основываясь на идее ресурсного цикла, выявлено, на наш взгляд, общее понимание категории «информация»; установлена тождественность понятий «потенциальный информационный ресурс» и «информационный 1фодукт(услуга)>>, а также понятий «реальный информационный ресурс» и «информационный фактор развития» как обладающих идентичными свойствами и значением в системе общественного производства.
Вышеизложенное позволяет предложить схему воспроизводственного цикла информационных ресурсов (рис. 1) и дать определение, раскрывающее их сущность. Итак, информационные ресурсы - это совокупность накопленных и научно систематизировапньгх знаний (информация), обладающих определенной потребительной полезностью (информационные продукты) и востребованных различными производственными, социально-экономическими системами в целях обеспечения эффективности их функционирования (информационный фактор
фактор развития). Данное определение позволяет более полно раскрыть содержание, роль, этапы трансформации информационных ресурсов.
ИСТОРИЧЕСКИМ ОПЫТ РАЗВИ1ИЯ ]Л
творческая деятельность человека
НАШ ПЕНИЕ
ЗНАНИЯ
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ
ИНФОРМАЦИЯ (потегаде&тьньй ияформащонпкй ресурс)
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
СПРОС
ИВЮРМАЦИОННЫЙ ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА (реальный информацяамьй ресурс)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОИЗВОДСТВА
РАЗВИГИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
./ Ч
ПОВЫШЕНИЕ ИНГЕЛЛЕКТУАЛЬШГО И КВАЛИФИКА1 (ИОННОГО УРОВНЯ ЧЕЛОВЕКА
12
12
12
РАЗВИТИЕ
Рис. I Воспроизводственный ишш инфоршцнонных ресурсов
Эффективность, интенсивность трансформации накопленных знаний в информационный фактор устойчивого развития социально-экономических систем определяется степенью информационного взаимодействия производителя и потребителя информационного ресурса.
Смена парадигмы экономического развития России привела к разрушению системы информационных потоков и к необходимости формирования новой,
йесгкик УлГТУ 1/2001 8.1
адекватной рыночной экономике. Из этого следует, что ключевыми проблемами повышения степени информатизации общества являются: выявление закономерностей формирования, идентификация содержания и направленности информационных потоков; создание соответствующей информационной инфраструктуры; разработка оргаяизациошго-экономических механизмов ее функционирования с целью обеспечения эффективности информациотшого взаимодействия субъектов рыночной экономики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Афанасьев Э.В., Ярошенко ВН. Эффективность информационного обеспечения управления. М., 1987.
2. Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. М., 1991.
3. Блепов Б.С., Чистяков В.М. Управление процессами использования информационных ресурсов. Новосибирск, 1989.
4 Прихотной Д.Г. Социально-экономическая природа информационного продукта и информационного ресурса. М., 1989.
5. Тамбовцев В.П. ГЬггый рьшок: Экономические проблемы производства информации . М., 1993.
6. Федоренко Н.П. Математика и кибернетика в экономике. М., 1975.
7. Майшшас Е. Информационное общество и парадигма экономической теории /7 Вопросы экономики. 1997. №11.
8. Мелюхин И.С. Об управлении ияформациошшми ресурсами // НТК. Сер. 1.1992. № 10-11.
Лазарев Владимир Николаевич , кандидат экономических наук; доцент кафедры «Экономика и менедясмент» УлГГУ. Окончил Карагандинский политехнический институт. Имеет статьи и монографии по проблемам региональных аспектов реструктуризации экономики и развития инвестиционных процессов.
Ведерников Александр Юрьевич , кандидат экономических наук, ст. преподаватель кафедры «Экономика и менеджмент» УлГТУ. Окончил УлГТУ. Имеет шесть публикаций по проблемам взаимодействия
В В. КУЗНЕЦОВ, А.А. ПЕРОВ СЕЛЬСКАЯ САМОЗАНЯТОСТЬ
Обосновывается правовая основа самозанятости, как одной из форм деятельности сельского населения по производству сельскохозяйственной продукции. Крестьянской подворье в настоящее время производит более трети сельхозпродукции, является субъектом рыночных отношений и должно быть признано одним из важнейших субъектов сельского товаропроизводителя с наделением его правами фермерского хозяйства или предпринимательства в вопросах льготного кредитования и технического оснащения производства.
Сельская самозанятость — новое экономическое явление в современной России. Она развивается б специфических условиях, возникших в России с началом проведения рыночных реформ. Правовой основой сельской самозанятости служит Закон Российской Федерации «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», который послужил основой разгосударствления и реорганизации сельскохозяйственных предприятий, и, как справедливо, отмечает С.Н.Сушкова, «каждый работник села получил право без согласия трудового коллектива выделиться с долей имущества и земли для ведения самостоятельного хозяйства, и у крестьянина появилось право выбора, как ему хозяйствовать на земле» [5]. Экономической основой самозанятости служит сложившаяся в России и сельскохозяйственном производстве области ситуация. Она состоит в следующем:
1. С начала реформ произошла реорганизация сельскохозяйственных предприятий, которая характеризуется данными табл. 1.
Таблица 1
Численность сельскохозяйственных предприятий Ульяновской области
Сельскохозяйственные предприя тия 1985 1990 1995 1998
Колхозы • 204 221 42 35
Совхозы 147 167 60 38
Новые формирования — 289 228
Крестьянские фермерские хозяйства I ____ 28 2184 2083
Однако реорганизация не дала ожидаемых положительных результатов. Она сопровождается общим сокращением продукции сельскохозяйственного производства в области.
2. Современный этап развития сельскохозяйственного производства области характеризуется утерей исторически сложивпхихся, традиционных для Ульяновской области позиций. Самым заметным и, возможно, необратимым является сокращение поголовья овец и коз ( с 616,2 в 1985 г. до 73,8 тысяч голов в 1999 г.), служившее прежде основной сырьевой базой развития суконной, кожевенно-обувной и текстильной промышленности области; в 2,7 раза сократилась численность крупного рогатого скота, в результате чего за последние 14 лет вдвое сократилось собственное производство мяса и молока (соответственно с 154,3 и 612,5 в 1985 г. до 68,3 и 372 тысячи тонн в 1999 г.). Производственные мощности Ульяновского мясокомбината в настоящее время загружены всего лишь на 10%, молкомбината - на 30%. Структурные изменения в животноводстве и в перерабатывающих отраслях сопровождались изменениями в сфуктуре растениеводства. Сокращается кормовая база: более чем в 5 раз сократилось производство корнеплодов, в 4 раза - кукурузы, более чем в 5 раз - заготовка сена. Среднегодовые валовые сборы сельскохозяйственного производства за 1997-1999 гг. по сравнению с 1990 годом по
ВадгакУлГТУ 1/2005 33