S
Библиотечно-информационная деятельность и музееведение Исследования молодых ученых
М. Э. Олатойе
«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОДУКТЫ» И «ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛУГИ» В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
В данной статье рассматриваются процесс терминообразования в информационном бизнесе, в частности исследуются понятия «информационные продукты» и «информационные услуги». С этой целью проведен анализ нормативно-правовых документов и теоретических трудов. Ключевые слова: библиотечно-информационная деятельность, информационные продукты, информационные услуги, товар, услуга, информационные технологии, правовое обеспечение.
This article examines the contradictions in the définitions of «information products» and «information services». An analysis of legal documents and basic concepts. Keywords: librarianship activity, information products, information services, legal documents, basic concepts.
В современном обществе информация все чаще расценивается как экономический ресурс, который используется организациями все чаще с целью повышения своей эффективности и конкурентоспособности, информация также становится предметом массового потребления, выполняет активную роль в формировании информационного сектора экономики.
Возрастающее значение информации как товара требует закрепить соответствующие термины (например, «информационный товар», «информационный продукт», «информационная услуга») в законодательстве. Однако в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации», принятом в 1995 году, подобных определений не содержится. В статье 2 приводятся, в частности, термины «информация» — «сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления»; «документированная информация», или «документ», - «зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать»; «информационные ресурсы» - «отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)» (3). Указанные определения, как мы видим, не отражают отношения, когда информация, документированная информация, информационные ресурсы выступают как товар.
Не случайно спустя год после принятия Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» понятия «информационные продукты (продукция)» и «информационные услуги» были закреплены в другом Федеральном законе «Об участии в международном информационном обмене»:
- информационные продукты (продукция) - документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и предназначенная или применяемая для удовлетворения потребностей пользователей;
— информационные услуги — действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами (4).
На наш взгляд, данные определения позволяют разграничить информацию как товар (информационная продукция) и услугу по предоставлению данного товара (информационных продуктов). В то же время следует отметить, что если буквально толковать законодательное определение «информационной услуги», то оно будет охватывать широкий спектр различных действий. Ведь обеспечение пользователей информационным продуктом может осуществляться на разных основаниях (предоставление информационного продукта для ознакомления, для личного пользования, с возможностью дальнейшего тиражирования и т.д.) и на разных носителях (бумажном, электронном и других); кроме того, сам информационный продукт может быть как подготовленным ранее, так и по непосредственному запросу пользователя.
С маркетинговой точки зрения услуга — это одна из разновидностей товара (товар может иметь как материальную, так и нематериальную форму). В научной литературе приводится, в частности, следующее определение: услуга - это «любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном не осязаемы и не приводят к завладению чем-либо» (8, с. 178). В данном контексте информационной услугой будет являться как раз подготовка информационного продукта в соответствии с потребностями конкретного заказчика. Не случайно в Гражданском кодексе (ст.779) информационные услуги относятся к возмездному оказанию услуг - таким, например, как услуги связи, медицинские, ветеринарные, аудиторские, консультационные, услуги по обучению и туристическому обслуживанию (2), то есть услуги, не связанные с передачей уже готового информационного продукта. Аналогичен и подход, представленный в правовой литературе: «информационная услуга - это такой способ удовлетворения заказчика, который предполагает не просто передачу информации, а осуществление координируемой с заказчиком деятельности, например по сбору, поиску, переработке, распространению, систематизации, порядку использования информации»; «предоставление заказчику определенного объема информации полученного путем сбора, выработки, анализа, синтеза общедоступной информации» (9, с. 147). Л. Б. Ситди-кова предлагает следующее определение: «информационная услуга - деятельность по поиску, сбору, переработке, систематизации, предоставлению и распространению определенного объема информации, в соответствии с целями и запросом, определяемым заказчиком», и предлагает закрепить его в действующем законодательстве (в п. 2 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации») (11).
Формально «действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами» (такое определение, напомним, предложено в федеральном законе понятию «информационная услуга») не противоречат и подобному подходу. Ведь подготовка в соответствии с потребностями пользователей информации, предназначенной для удовлетворения потребностей пользователей (то есть создание информационного продукта) - это тоже действия «по обеспечению пользователей информационными услугами».
Таким образом, предлагаемые в законе определения под понятием «информационная услуга» объединяют самые разнородные действия - от купли-продажи готового информационного продукта до создания оригинального информационного продукта (на основе имеющихся информационных ресурсов) по запросу пользователя. Все это приводит к тому, что, как отмечает Л. Б. Ситдикова, «в экономической литературе производится смешение понятий "информационный продукт" и "ин-
формационная услуга"» (11). Например, Н. К. Тулонов утверждает, что «информационный продукт» и «информационная услуга» «в функциональном плане являются одинаковыми» (13), а В.В.Агафонова говорит, что «зачастую грань между информационным продуктом и услугой стирается» (5). Заметим, что, на наш взгляд, определенные проблемы возникают и из-за противоречивого толкования самого термина «услуга». Например, А. В. Нестеров в публикации, посвященной философии информационных услуг, отмечает следующую терминологическую проблему: «в понятии "информационная услуга" используются два сложных понятия "информация" и "услуга". Именно к этим понятиям до сих пор не выработаны общие подходы ни в науке в целом, ни в правовой доктрине» (10, с. 1-2). Кроме того, «услуга, как экономический объект и юридический объект, имеет разный смысл, но именуется одинаково» (10, с. 1-2).
В принципе, нельзя сказать, что предложенное в Федеральном законе «Об участии в международном информационном обмене» определение понятия «информационная услуга» некорректно, однако, на наш взгляд, оно требует дальнейшей детализации, в том числе путем перечисления основных видов информационных услуг. Можно выделить информационные услуги по обеспечению пользователей подготовленными ранее информационными продуктами и информационные услуги по подготовке информационных продуктов (на основе имеющихся информационных ресурсов) по запросу пользователей. Для определения более подробного перечня видов информационных услуг представляется целесообразным использовать уже имеющиеся в научной литературе классификации (критический анализ соответствующих теоретических положений, безусловно, необходим, но выходит за пределы тематики настоящей статьи). В связи с этим отметим наличие двух принципиальных подходов к классификации информационных услуг (информационных продуктов и услуг) в зависимости от сферы научного знания (библиотековедение и библиография или информатика и научно-информационная деятельность) (6).
Анализируя понятие «информационный продукт», следует отметить, что законодатель различает понятие «информационные продукты» и «информационные ресурсы» - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем). На наш взгляд, подобное различие имеет экономическое обоснование, поскольку с точки зрения экономической теории одним из отличительных признаков «товара» является его предназначение для продажи, обмена или иной сделки со сторонним лицом. Таким образом, в отличие от «информационных ресурсов» (документированной информации любого целевого назначения), «информационный продукт» представляет собой именно товар - как часть информационных ресурсов, предназначенных для продажи, обмена, иного способа предоставления в пользование заинтересованному лицу. Причем использование термина «информационный продукт» более рационально, чем «информационный товар», поскольку соответствует сложившейся практике.
Следует обратить внимание на то, что в понятии «информационный продукт» используется термин «документированная информация», что, согласно указанному федеральному закону, является «зафиксированной на материальном носителе информацией с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать». По нашему мнению, наличие требования о фиксации на материальном носителе в определении «документированной информации» достаточно спорно (с учетом реалий сегодняшнего дня, когда даже в законодательстве введено понятие электронного документа, электронной цифровой подписи и т.д.). Однако это не противоречит тому, что информационный продукт может быть подготовлен для потребностей пользователя и
на электронном носителе (то есть в соответствии с потребностями пользователя документированная на материальном носителе информация создается для использования на электронном носителе).
На наш взгляд, рационально было бы законодательно закрепить уточнение, что информационный продукт может быть подготовлен как на материальном (бумажном), так и на электронном носителе, тем более что средствами распространения информационного продукта так же могут быть электронные каналы передачи информации. Не случайно в правовой литературе подчеркивается, что электронный документ является «разновидностью информационного ресурса» и с экономической точки зрения «представляет собой новый тип товара» (12).
В целом можно заключить, что закрепление понятий «информационные продукты» и «информационные услуги» не в полной мере позволяет определить специфику информации как товара. Не случайно в научной литературе подчеркивается, что «складывается парадоксальная ситуация: по количеству упоминаний на страницах периодических изданий термины "информация", "информатизация" и другие производные являются безусловными лидерами... Тем не менее отсутствует общепрофессиональное понимание сущности информационной деятельности» (6).
Более того, в настоящий момент Федеральный закон «Об участии в международном обмене» утратил силу, тем самым понятия «информационные продукты» и «информационные услуги» фактически в настоящий момент никак не определены на уровне федерального закона.
В связи с этим в юридической литературе подчеркивается, что «с отменой данного законодательного акта легальное определение понятия "информационная услуга" на сегодняшний день отсутствует, однако правовая регламентация отношений по оказанию информационных услуг содержится в различных правовых актах» (11). Полностью соглашаясь с указанным тезисом, заметим, что, на наш взгляд, регламентация вопросов, связанных с информационными продуктами и информационными услугами, связана с регламентацией информационно-библиотечной, библиографической деятельности (в работе Л. Б. Ситдикова (11) рассматриваются примеры других отраслей), поскольку традиционно основным результатом деятельности библиотек являются информационная продукция и информационные услуги.
В частности, ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография» обозначает понятие «информационная продукция» следующим образом: «документы, информационные массивы, базы данных и информационные услуги, являющиеся результатом функционирования информационных систем» (1).
Если сравнивать данное определение с определением Федерального закона «Об участии в международном информационном обмене» («документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и предназначенная или применяемая для удовлетворения потребностей пользователей»), то можно отметить ряд отличий. С одной стороны, перечень продуктов, помимо документированной информации (документов), включает и отдельные виды информационных ресурсов (информационные массивы, базы данных), однако, в отличие от определения федерального закона, не подчеркивается предназначенность их для удовлетворения определенных потребностей пользователей (то есть неотъемлемое свойство продукции как товара). Определение ГОСТа говорит, что информационная услуга как таковая тоже может быть информационным продуктом (товаром), что отсутствует в федеральном законе.
В свою очередь, ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография» указывает, что информационные услуги — это «предоставление информации определенного вида потребителя по его запросу» (1). По сравнению с
определением Федерального закона «Об участии в международном информационном обмене» («действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами»), определение ГОСТа представляется более корректным, поскольку подчеркивает специфику услуги как товара, оказываемой в ходе взаимодействия потребителя услуги и лица, оказывающего услугу. В то же время определение ГОСТа не исключает и «обеспечение пользователей информационными продуктами», так как запрос потребителя может касаться получения определенного информационного продукта, в том числе подготовленного ранее на базе имеющихся информационных ресурсов.
Несмотря на то, что определение ГОСТа более корректно различает «информационный продукт» и «информационную услугу», оно не снимает обозначенную выше проблему смешения данных понятий. Не случайно авторы работы (В. В. Брежнева, В. А. Минкина), посвященной информационному обслуживанию библиотеками и службами информаций, приходят к выводу, что «отличие товара от услуги не всегда очевидно. В действительности, почти всегда приобретение товаров сопровождается сопутствующими услугами, и почти каждое приобретение услуг сопровождается сопутствующими товарами» (6). Соглашаясь с данным тезисом, заметим, что как раз задача определения понятий, закрепленных в нормативных актах, и заключается в том, чтобы более четко разграничить различного рода отношения, в том числе по приобретению товаров (продуктов) и оказанию услуг. Отметим, что на практике эта задача в данный момент в должной мере не выполняется.
В. В. Брежнева утверждает: «в попытке найти различие между товаром и услугой было бы более целесообразно рассматривать соотношение "товар-услуга" со множеством вариантов комбинаций, начиная от преобладания товара и заканчивая преобладанием услуги» (6). Отсюда следует, что подобные основные комбинации и необходимо закрепить в нормативных актах. В частности, как отмечалось нами выше, выделить информационные услуги по обеспечению пользователей подготовленными ранее информационными продуктами и информационные услуги по подготовке информационных продуктов (на основе имеющихся информационных ресурсов) по запросу пользователей. Кроме того, следует подчеркнуть, что информационный продукт может предоставляться пользователю как на материальном носителе, так и в электронном виде (иными словами, формой предоставления информации может быть как письменный, так и электронный документ). В целом, на наш взгляд, необходима систематизация и уточнение классификаций информационных продуктов и услуг, учитывая наработки как библиотековедов и библиогра-фоведов, так и специалистов в сфере информатики и научно-информационной деятельности, тем более что в научной литературе подчеркивается практическая значимость «многоаспектной и непротиворечивой» классификации информационной продукции и услуг (для составления грамотно оформленного перечня продуктов и услуг, предлагаемых библиотекой или информационной службой; уточнения характеристик и параметров информационной продукции для ее грамотного описания потребителю, создания качественной продукции) (6).
Требует своего решения вопрос по уточнению понятийного аппарата, связанного с продвижением и распространением информационных продуктов и услуг при использовании электронных каналов распространения информации, что имеет особую актуальность в условиях складывания информационного общества. В частности, одним из наиболее перспективных способов реализации информационных продуктов и услуг является электронная коммерция (электронный бизнес), то есть купля-продажа посредством компьютерных сетей, преимущественно Интернета. Однако чтобы более четко представлять возможности распространения посред-
ством современных информационных технологий новых и традиционных информационных продуктов и услуг, следует уточнить в действующих нормативно-правовых актах само понятие «информационные продукты» и «информационные услуги» и выделить их основные разновидности.
Примечания
1. ГОСТ 7.0-99. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения.
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть вторая.
3. Федеральный закон РФ от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (в редакции от 10.01.2003 г.).
4. Федеральный закон РФ от 04.07.1996 № 85 «Об участии в международном информационном обмене» (утратил силу).
5. Агафонова В. В. Управление развитием информационных услуг / В. В. Агафонов // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2007. - № 4.
6. Брежнева В. В. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий / В. В. Брежнева, В. А. Минки-на. - СПб.: Профессия, 2006. - С. 59-84.
7. Будем на связи // Итоги. - 2004. - 20 июля.
8. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности / под ред. В. А. Алексунина. - М., 2006.
9. Мородумов Р. Н. Договор возмездного оказания информационных и консультационных услуг: дис. ... канд. юрид. наук / Р. Н. Мородумов. - Волгоград, 2004.
10. Нестеров А. В. Философия информационных услуг / А. В. Нестеров // Научно-техническая информация. Сер. 1. Организация и методика информационной работы. - 2005. - №12.
11. Ситдикова Л. Б. Информационная услуга: проблемы определения и классификации / Л. Б. Ситдикова // Юридический мир. - 2008. - №4. - С. 43-46.
12. Толкачев А. Н. Правовое регулирование маркетинговой деятельности: учеб. пособие / А. Н. Толкачев; под ред. В. Б. Ляндреса. - М.: Контракт, 2007.
13. Тулонов Н. К. Формирование конкурентных преимуществ организации в условиях информационной экономики: автореф. дис. ... канд. экон. наук / Н. К. Тулонов. - Улан-Удэ, 2006.
А. А. Пирумов
ЭЛЕКТРОННЫЕ ИСТОЧНИКИ В СИСТЕМЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ПО СЕЛЬСКОМУ ХОЗЯЙСТВУ
Рассмотрены проблемы электронно-сетевых ресурсов по проблемам АПК. Представлены результаты анализа более ста сайтов по проблемам АПК. Сделана попытка разработки методов оценки сетевой информации, а также критериев отбора сайтов для включения их в информационные ресурсы библиотек. Ключевые слова: библиотечно-ин-формационная деятельность, электронно-сетевые ресурсы, методы оценки сетевой информации, информационные ресурсы библиотек.
The problems described are devoted to electronic net resources of the Agricultural Sector. The results of more than 100 agricultural websites analysis are represented. The websites selection criterions (to include these sites into information resources of libraries) and methods of Internet information valuation are announced to be developed. Keywords: librarianship activity, electronic net resources, information resources of libraries, methods of Internet information valuation.