Научная статья на тему 'Развитие терминосистемы информационного обслуживания в современной информационно-коммуникационной среде'

Развитие терминосистемы информационного обслуживания в современной информационно-коммуникационной среде Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
335
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕРМИНОСИСТЕМА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РЕЖИМЕ "ЗАПРОС-ОТВЕТ" / ИНФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бабенко Ж. В.

В статье осуществлена попытка обоснования необходимости унификации терминосистемы в сфере информационного обслуживания потребителей и ее адаптации к постоянно трансформирующейся иформационно-коммуникационной среде. Автором предложено использование терминов «информационное обслуживание» и «информационный сервис» в качестве синонимов для обозначения родового понятия в сфере предоставления информационных услуг пользователям. А для обозначения основных подсистем информационного обслуживания в деятельности различных субъектов информационной инфраструктуры общества предлагается использовать термины «справочно-информационное обслуживание потребителей в режиме «запрос-ответ» и «информирование потребителей».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Бабенко Ж. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие терминосистемы информационного обслуживания в современной информационно-коммуникационной среде»

УДК С25.5

РАЗЗИТИС ТСРМИМОСИСТСМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ СРЕДЕ

Ж. В. Бабепко

Ровенский сосудсрст^енюлй гуманитарный университет, с. У овне, Украина

Аннптинни — R rinihp игущитигш iioiimik:« иГнн-монхним нноГтим поп и хннфикмщш i нриинпги-стемы в сфере информационного обслуживания потребителей н ее адаптации к постоянно трансформн-[1} ннцнйгн кi|iii]>MMiiiH)HHii-k'i).Mi\i\н iik iii iniHmm i"|iP.|H. Akiiijiiim njif i. юлннп пени 1к<ик:1нне i Ц1 \iiihiik iihh-формппионное обслуживание» п «информационный сервис» в качестве синонимов для обозначения ро-лового понятия в сфере прелостявления инфермшионных услуг пользователям. А лля обозначения основных подсистем информационного обслуживания в деятельности различных субъектов информационной инфраструктуры общества предлагается использовать термины <справочно-информационное обслуживание потребителей в режиме <• запрос-ответа н «информирование потребителей».

Ключееые слова: информаинонная деятельность, термнносистема, информационное обслуживание, справочпс информационнее обслуживание потребителей d режиме «запрос отэст», информирование по требителеи.

I ВВЕДЕНИЕ

Современный этгл функционирования общества отличаете* повышенном значимости информационной составляющей во всех видах социальной деятельности, активным развитием информл1люнно-комм>тшхационнь1х технологии созданием глобальной информационной инфраструктуры. о5есистязающей эффективное информационное взаимодействие пользователей, их доступ к всемирным информационным ресурсам. Лунный этап эволюции социума получил название ^информационное общество». Технологическую платформ:,' указанного этапа общественного развития составляет всемирная сеть Интернет и ее сервисы. Сегодня большинство зилов деятельности и процессов организованы по сетевому принципу.

Ctrirwir ||[ЧМ7||»<НГ1Н» 1"фо]1ми|111КИЛ<1 ки]>|уилкнук> HH(|lC'pv;il|,HOHI-V KI К КОПЦ:<1й ПОДКЛЮЧИЛИ!'»« и к

рнмкнх ¡urrcqxw функционируют jkihrr ¡чндлнныг чглокгчгс iki>m кяинм мподм и формы ипииуникации К Слиднг-ня онигч^г (Jopynjitm-ini' глойилкной информжртонно-кмммуннклцииннпй гиспгмы (ГТПОС) юкцмя parrvaTpHnaMTJ? как оинппрмяпченчяя инфраструктура современного глобального сгнтиума ттредстаяшпочтая

ГобиР (OKIIKVIIHOllh ИН^орМЛ 1ИОННЫХ кинялок СрГД, irXHOJKII ИЙ И информационных pr;-yjMMH, ИрОНИММКИЮЩИХ

мировое социальное пространство. Фракционирование ГИК С определило новый информационный режим, кардинально изменило условия для культурного обмена н взаимодействия, образования, бизнеса, межличностного общения, все более успешно стирая пространственные, временные, социальные, языковые и иные барьеры, формируя едино? информационное пространство. Это нашло выражение в возможности глобального охвата аудитории единым контентом, быстроте прохождения сообщении, интеллектуализации информационной инфраструктуры ГИКС дает возможность существовать глобальной социальной системе, мировому сообществу как целостной сверхсложной и на сегодня предельно большой социальной системе» [1].

В таких условиях существенно трансформировалась информационная деятельность, представляющая собой <<совокупнос1ь процессов получения, сбора, анализа, переработки, хранения и распространения информации (а таклее других, вспомогательных процессов, обеспечивающих указанные основные процессы), осуществляемых коммушшациоппыми поередгшками» [21. Сегодня информационная деятельность, являющаяся обязательным элементом функционирования разных сфер общества, развивается э условиях формированы единого глобаль пого информационно комупшеацпоппого пространства. В качестве основных характеристик информационной деятельности можно выделить ее сквозной н вспомогательный характер не отношению к другим видам общественной деятельности, требующим адекватного ипоермациошюго обеспечения. Поэтому в обществе сформи роволнсь резные виды информационной деятельности, осуществляемые различными суЬьсктамн информационного рынка. Традиционно выделяют следующие виды информационной деятельности: научно-информационная. библиографическая (или ннформащюнно-бнблнографнчеекпя). ннформпцнонно-аналитическая и массово-информационная.

Важной составляющей успешногс функционирования всех областей научного знания является унифицирование их тсрмнноснстемы. 11а современном этапе наиболее устоявшейся и разработанной является термикоси-

стема научно-информационной и библиографической деятельности. Понятийный аппарат обозначенных видов информационной деятельности нашел отражение в соответствующих стандартах, терминологических словарях, учебных пособиях, научных публикациях ^ГОСТ 7.0-99. Информационно-библиотечная деятельность. библиография. Термины к определения. - Изд. офиц. - Ввел. 2000 - 07 - 01. - Минск: Межгос. совет по стандартизации метрологии и герггификаг-ии ' 999 - 23 с.; ГОСТ 7 70—7000 Библиотечная статистика — Из.л офиц — Введ 7.000 - 01 - 01 - Минск Межгог совет по стандартизации метрологии и сертификации 900? — 7 с. Библиотечное дело термяколпг глочарь / РГБ — Ияд V» — Мосяия 1997 - 16Я г ; Фокеев В А ТжП-ИИШрлфнКГДГНИГ РТн([нТ}1МИ ГИКЛ 1(Г|1МИН<1ЛОГ С.И1К;фК / В А Фокггк — М(И ККИ Лиггря /009 — 488 . Снрикочник Гиб 1И«)|-.ыф-1 ' ниуч ¡**д А Н Винс-ги, В А ЧТннкини — 1 ИЧД I гргриб и дои — Санкт-Пстсрбург : Профессия. 2006. — 592 е.: Дзеркниа М. Библиотечное дело н библиотечная деятельность: [Анализ терминов] / М. ДЕоркина I/ Книжный мир сегодня и завтра: Междунар. науч. конф по пробл. книговеденкя. -Москва : Паука. 2002. - С. 238-241: Зондаренке В I. Питания дистантного шформапшно-аналпичного обслуго-вузання ксристувачхв &Ьлютек у сучаснш науковш думш [Илектронннй ресурс] / Б. I Бондаренкс Ч Адаптацхя завдлиь 1 функцш науково! 6]6лютеки до внмог розвигку цпфрових шфермгщшних ресу рс ¿в : матер!алн мЛжнар. наук. конф.. Ктв. 8-10 жовт. 2013 р. - КиГв ПБУВ. 2С13. - Режим доступу: ЫфУ еогйсгспсс лЪи\\?ол-.иа.'1срогЛ1слг/:<1/7 I 'дате звернення: 23.12.15). НазЕС з скрана: других источниках). Однако, даже в указанных видах информационной деятельности для обозначения одних и тех же процессов используются разные термины. Отсутствие унифицированной терминологии в сфере информационной деятельности в целом (вне зависимости от ее онда) тормззкт развитие комплекса научных дисциплин, изучающих спе цафпку производства и распрострапегам информации в общее из е. Ососеппс острой эта проблема становится е условиях интеграции разных видов деятельности и о армирования 1 ИКС.

П. ПОСТ/ЛОВКА ЗАДАЧИ

Основными процессами проктнчсской информационной деятельности (ннформапнонкой работы) традиционно являются производство информационных продуктов п информационное обслуживание пользователей. В условиях раовхгтия созремеппых информационно коммуникационных технологий одной из тенденций оупхци олпрогшпш [шформацноиной сферы является 1сопвергеицня - процесс сразмывапня» границ между ипформа цнешшм продуктом и услугой. Информационные продукте! и услуги рассматриваются специалистами ках дп хотсмнчесхая пара, представляющая собой результат информационной деятельности, находящийся в тесной взаимосвязи п взаимодействии, орпеигироваппый на достижение главной цели - обеспечение информационных потребностей лсльзопателей.

Изменение информационных потребностей пользователей н все большая виртуализация информационных услуг обуславливают необходимость анализа проблемы развития н сов ершеиствозання понятийного аппарате именно информационного обслуживания как наиболее трансформируемого направления информационной работы в современное информационно-коммуникационной среде. Решение этой проблемы видится автору статьи в согласовании термнноспетемы сферы ннформашюнногэ обслуживания для разных видов информационной деятельности

Ш. Теория

Для обозначения процесса реализации информационных услуг потребителям традиционно используется термин <<наформапионное обслуживание». Данное направление информационной работы осуществляется разными субъектами информационного рынка (библиотеками, органами НТК, информационными агентствами, информационными службами в структуре органов власти, бшнес-организации и др.).

В 9Э-е годы XX века деятельность основных субъектов информационной инфраструктуры общесгаа начинают рассматривать в контексте маркетинговой концепции, основой которой является клиент-ориентированный подход. Однако данный подход нельзя считать абсолютно новым, поскольку идеи реализации основных процессов информационной деятельности, в частности, деятельности библиотек, с учетом специфики информационных 1и»ц1г6жм~ггй |10.1К'-а11иГ1Т>ЛГЙ кыплшкиннгк яцг н ХГХ к-кг В с.омргмгнных услониях -IIИ ипи1жгнии (панокиш (ХоГжнн» имуильнмми иогкольку рмночнмг углоким Ц'гбуюг и;ии'1яцин дгшглкжн-ги штя субын-Т1Ж ИН<[кТ]>МИЦИПННПЙ ДГ>Г1ГЛКН1Х1И К фуНКМ,И(>НИ]>1)НИНг1К> К К<1НКу|)ГН1'НС|Й ИН|Ы<]1Г.1ИЦИ1)ННОЙ <р<-дг, НИ» ИОД^ЬНу-

меваег иришшдсчзи и раофосцшеше ынфирмгшшжных. иролукшв и у слух, максимально ириеншриванных на структуру информационных 1КГфебнис1еи пользователей.

Именно б этот период формируется подход к сценке информационного обслуживания с позиций сервис о логин. Б 90-е годы XX века е сфере информационной деятельности появляется термин «информационный сср-вис». В научный обиход его вводит Д. И. Блюменау [3]. Обстоятельно проанализировала пнформанионное обслуживание в контексте сервисной деятельности В. В. Брежнева |4 6]. рассматривая сервисный подход как стратегию развитие библиотек н информационных служб. орнентнрованную на клиента. В научных трудах В В. Брежневой проанализированы специфические характеристики информационных продуктов и услуг, оказывающие влияние на уровень удовлетворения запросов пользователей, и таким образом определены основные

индикаторы оценивания качества информационного обслуживания. что согласуется с использованием сервисного подхода в деятельности информационных учреждений.

На наш взгляд термин «информационный сервис» требует стандартизации з качестве синонима термина ^информационное обслуживание», поскольку адекватно отражает современные тенденции процессов предоставления информационных уедут пользователям. В условиях ГИК С информационное обслуживание развивается в направлении диверсификации и персонификации информационных услуг А главной целью функционирования всех субьекгов информационного рынка является создание комфортной информационной среды для пользователей н повышение качества информационных услуг.

В деятельности информационных учреждении библиотечного типа для обозначения процессов предоставления информационных продуктов и услуг пользователям используются термины «библиотечное обслуживание», «лнформациошю библиотечное обслуживание», «библиографическое обслуживание», отражающие отдельные в:1ды (направления) информационного сервиса. Фундаментальный анализ теоретических аспектов предоставле пня 1шформацпоппых продуктов и услуг пользователям осущестлеп з работах В. В. Брежневой. М. Я. Дроркшюн, В. А. Мптпашои, II С. Пилко "-1-S1. В частности, М. Я. "вороша предлагает использовать термин «информационное обслуживание') в качестве родоеого по отношению к разным ендпм обслуживания пользователей ¡шформацношллх учреждеопй Г Л- На наш взгляд, такой подход является обоснованным, по скольку в 1 ОСТс У.О УУ <<Информадаонно-бнблнотсчная деятельность, библиография. Гсрмнны и определения» предлагается следующее определение донного направления информационной деятельности: «обеспечение пользователей необходимой информацией, осуществляемое информационными органами н службами путем предоставления информационных услут» [9]. А информационная услуга определяется как «предоставление информации определенного вида потребителю по его запросу?/. D указанном ГОСТе не уточняется характер (вид) информационных услут и вид информации, предоставляемой пользователе, что обеспечивает возможность использования термина «информационное обслуживание» в деятельности всех субьектов информационной ин-фрапруыурь об|ЦП1Ка И ИГ 1Ш1ККП гжвлиогги И rpi/IHOK НТИ о цглью ука-мнии ни кчаимех кячк мг*ду информационным продуктом и услугой дефиницию понятия «информационная услуга» можно уточнить следующим 0li|>a:<0M «н^х-допикле-ниг ин([х1рмации оиргдглгнно: о ниди и» ча просу нсп|К-Г>И1ГЛЯ путем докгдгним с:о-ответстзутсшнх его потребностям информационных продуктов».

F.;-ли prt:vM/upH№iih информационный ггрк»* к*к процгзг докгдгних информацимнчыч иролукгок до iimpr-бителей тп r í.irhohmoctr от характера предоставляемых услуг r его структуре чктде.тт«пот две пгнорные подсистемы. направленные на удовлетворение информационных потребностей пользователей в различных режимах: гпрай.-учн^гийлиографнч^ое олеттулгиранче (ГКО) и библиографические информчройание ГОСТ 7 0-59 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения» предлагает следующую дефиницию СБО - ^обслуживание в соответствии с запросами потребителей информации, связанное с предо-ставлениех! справок и других библиографических услуг», а библиографическое информирование - как «систематическое обеспечение библиографической информацией абонента в соответствии с его долговременно действующим запросом» [9]. Указанная терминология используется в библиотечной сфере, а в области научно-информационной деятельности применяют термин «еправочно-ннформационное обслуживание» для обозначения совокупности процессов по удовлетворению информационных запросов потребителей научно-технической информации [10].

На наш взгляд, если в определенна библиографического информирования указывается режим иредоставле-1шя информационных услуг пользователям (систематическое обеспечение) и тип запросов (долговременно дей ствующие), то вполне логичным будет дополпешю определегшя СБО в ГОСТе 7.0-59 < Информационно библиотечная деятельность, бхгблпография. Термины п определегшя ) сведениями о типе информационных за просов пользователей (резозые). Мы поддсржнЕвсм мнение 1. Н Шзсцозсй-Водкн и 5. В. Романухи о целесообразности возвращения :<к определе1ипо СБО из предыдущего ГОСТа 7.0-81 (-Библиографическая деятель ность Основные термины н определения»: «-^Библиографическое оослужнванис в соответствии с разовыми запросами потребителей информации» LI 1J. Таким образом подчеркивается характер потребностей в информации на удовлетворение которых ориентировано СЬО. Данный вид информационного ссрБпса предусмигтрнЕаст реализацию пользователям информационных услуг в режиме «запрос oiect». Следовательно. СБО направлено на удовлетворение ситуативных информаииоиных потребностей, возникающих иа основании проблемной ситуации в сфере базовой деятельности потребителей. Различные категории пользователей отображают свои информационные потребности в форме запросов. Сущность СБО заключается в обеспечении потребителей информацией (и <|кфМГ <И]1*ККИ, KOHl-уЛМИЦИИ И.1И НГКЙЧи) К |-<КГ: КГИ ГКИИ с ИХ р.НГКЫМИ чащ я на VI и Качгггно

предоставленной в процессе указанного вида информационного сервиса усл>ти определяется релевантностью и

llrqil ИНГИ1НО|-|ЬК) информации, иолунгнной 1ИГП**Г»И1ГЛГМ

Термин лСБО» ди обозначения указанных процессов информационного обеспечения пользователей получил ]Mi-iiptx-ipanrHr*- н Гжблиоггках, ик ьаи именно информа тонные учреждения шин типа кыдангг к шнп на ¡ía.xoKhir информационные чящкх ы i ipeHvymrv i кенно баГ»лио1р-н]|ачегкие <кедених (темашче-иие, ад^хтные и уточняющие справки}. Данный теркой-:, на наш взгляд, не отражает современного состояния функционирования информационных учреждений (r т ч и библиотек), поскольку r настоящее время наблюдается гокыптенне

спроса пользователей на получение не библиографических донных, а сведении фактографического, концепто-графнчсского характера, которые можно непосредственно применить для принятия адекватного решения з сфере базовой деятельности Специалисты (Е. Д Жаоко. М. 10. Пешерет и другие) отмечают, что бнелиеграфнче-

ГКЛМ ( ll])r1KKi1 ПИНОНИПК «рчГ)ОЧИМ>> -ПИПОМ поиска, я нг ГШ |г<улылшм Данный кид информации служит доне шись и г*м к фикинрамичгской или иной инфорчы ¡ни. к:порук: молучягi иилшмпгль Пшргптглн предпочитают профессионально обработанную информацию. сформированную в информационные пакеты, адаптированною к потребностям их базовой деятельности, предоставленной в удобной для них форме н на выбранном материальном носителе. Как подчеркивает N1. Ю. Нещерет. «с одной стороны. СБО будто возвращается к своим потокам, когда Ьполнографнчсскнй поиск строился на обращении к тсксту документа, но. с другой происходит это в принципиально иных информационных условиях» [12J.

Адекватно реагируя на трансформацию потребностей пользователей, справочно-информаиионные службы

информационных учрглдсиий НГГ К (КШКШГИ СГГГМГНИ ОКИЧМКНКП услуги комплекс ною ХИЦ/iK irpü, широко применим СПКрПУГННЫГ ИнфорМИЦИаННМК'1ГХНОЛОГИИ, ИГО НОЧКОЛМГГ :-СНИЧИ1ГЛЬНО HOHhll'H Г|» ИХ ИЯЧП ГКО Комплексное обслуживание включает поиск, предоставление документов, их копирование (сканирование) и передачу пользователям. Основой реализации информационных услуг комплексного характера служат электронные информационные ресурсы Именно перевод документов в цифровой формат и развитие современных технологий передачи данных обеспечивают возможность сочетать бнблнограсигчеекнх. аналитических и других сведешш с полными текстами документов. графикой, звуком, анимацией и т.п.. в результате чего потребитель может получить полный комплект различных информационных материалов, включая сетевые информационные ресурсы. Нокыг шгчможмкчи компьютерных мохноногий нрнкелн гик же к yi лубленик) дифференциации гипок енрикок. появления модификаций традиционных типов справок, других изменений в СБО. В ссвременныт условиях на запросы пользователей могут предоставляться такие типы справок, как мониторинговые, ситуационные справки. экспресс-с правки региональной тематики. Все указанные типы справок являются обзорными с точки зрения методики нх подготовки Их можно рассматривать как фор?.ал 1шформироЕаш1я потребителей, что свидетель ствует об пнтеграшш разных видев 1шфсрмацноппых услуг в современной :п:формадноппо коммуникативной среде.

TV PRTVJThTA ТЫ V<rnFPHMFHTOR

Учитывая вышесказанное, считаем целесообразным стандартизацию термина осправочно-информациснное обслуживание потребителей в режиме : «запрос-ответ»» (СИО) для обозначения фупкцпоштровашш подсистемы ниоормацношгого сервиса, папраплешюн па обеспечение пользователей ^формацией в соответствии! с нх ра зозымн запросами. Данный термин не противоречит понятию чСЬО». поскольку библиографическая информация яв.тяется частной формой информации з целом. Вместе с тем термин «СИО» имеет более широкую сферу применения - его можно использозать в деятельности ннформгшионных структур различных голов, которые не ориеншрокииы ну. кыдччу библио! рафичегких < кедений ш: фегшелям Например, и KOHieKcie реиличации ос-ноеных положении Закона Украины «Про доступ до публ1чн01 шформацй» органы государственной власти и местного самоуправления выполняют разовые информационные запросы пользователей посредством своих веб сайтов, на которых в соответствующем разделе 0:<Доступ до nyöninnoi йхформацй») имеется специальная форма для разных категорий пользователей [физических, юридических лнц. объединений граждан Ьсз статуса юридических лнц). Денные запросы выполняются е асинхронном режиме и не содержат библиографической информации.

Кроме того, термин «енрикочно-информиционное обслу .«иклние» НИШГЛ 01рижгнис ч ГОСТе 7 70—7000

«ти0.'1и01гчния с"1л1и1-шка» r уклчинном пян.^пг Hei определени! IIOH41 ич «пцмночио-информиционное обслуживание»^ однако подчеркивается, что единицей учета обслуживания пользователей библиотек н органов Н7И могуч бытт, <-сатре6оваппые темы (для тематических библиографических запросов;: библиографические записи, требующие уточнения Сдля запросов на библиограф1Г1еское уточнение): документы, наличие которых в фонде библиотеки или органа Н1И 1реЬуется установить (для ядрссно-сийлнсграфнчсских запросов): затребованные факты (для фактографических запросов"!: темы, требующие анплнтико-синтстнчсского преобразования документальной информации (для аналитических запросов): методические консулыапии по разъяснению пра-кил иш1к:«шния библшлекой или органом НТИ по исноикчоминиш инфориннионнкх ичдлнин и «ikmrhidr справочно-бпблпографичеекого аппарата: каталогов, указателей. БД н т. п. ¡для запросов ориентацнонного характера)» [13].

Как указывалось выше, кроме СБО. еще одним видом информационного обслуживания является библиографическое информирование, отличающееся систематичностью обеспечешш потреб1гтелей ш:формацно1шымн услугами в соответствии с долговременными запросами и без запросов, в соответствии с потрсоноетямн пользователей. Как и в случае с понятием «СБО». термин «библиографическое информирование» ограничивает формы информационного обеспечения пользователей только сведениям библиографического характера. Однако Наиболее КОС ПХ-б'.)КЯН1-К1МИ ГПОДНН ХКЛШПК yfJiyi И НЧ шшучгниг ;цжумгиюк ИнфорМНЦИОННО-

аналшического характера: аналитических обзоров, аналитических справок, прогнозов н тл., ябляющнхся результатом информационно-логического анализа документов и содержащих оценку сообщений, идеи, конпеп-

шга. прогнозы, рекомендации, опнсг-лне состояния определенной проблемы, объекта, явления и т п. Благодаря глубине готтержателкчо-.-огичегкой пбрабптки бачгкой инфср?.1ят[ии в информационно-анажигических продуктах, отдаются условия при которых сокращаются затраты времени по.ткчонателя на ознакомление г широким <:нгк1]Х)м ргкношмнокой инфсрм;1ции

D целом, трансформация системы библиографического информирования потребителей связана с развитием современных информационно-аналитических систем к соответствующих технологий, а таксе спецификой злекгрошюго документа, что позволяет осуществлять его содержателыплй анализ d автоматизированном режн ме без участия человека. Таким образом обеспечивается разнообразие видов конечных информационных про дуктов н услуг, совершенствование нх ферм. Так. применение шгтеллектуалыплх технологий обработки ие структурированной информации (знании) позволяет создавать обзорно-аналитическую, прогнозную, экспертную информацию (знания).

Как отмечает В. К. Степанов, с помощью современных средств поиска и сохранения данных представленный в виде комныотернито файла документ легко разбивается ло уровня составляющих au слов. Именно поэтому современные программные средства способны в процессе поиска информации полностью проиндексировать содержание документа. Способность нахолитъ сформулированные з запросе ключевые слова с любого места документа позволяет построить систему Онблнографичсского информирования потребителей на пэннципи-ельно новой технологической основе. Сущность ос заключается в том, что информационные службы могут принять от пользователей фактически неограниченное количество запросов, функции информационных работ никое при этом ограничиваются лишь созданием специального «профиля пользователя», в котором фиксируются информационные массивы, необходимые для проведения поисков, как можно подробнее форму лируется запрос, определяются форма и периодичность предоставления сообщений потребителю. Получив запрос, спе-

ЦИЧЛЬНМГ lipoi 1*1141 МНЫГ модули фср'»1ИруЮ1 " ОИрГДГЛГГННЫГ филыры чу. KOlOphlX — ННХОДИ1Н к чклкппкии

i 1гмч1нмт -иирогл дпкумгнты среди нокых полунлен и ч к оичу и crnipiiKJiMiK м ылки ни них на укн:«1нный к профиле адрес с определенной периодичное 1ьк_>. При этш в качестве информационных массивов Moiyx выступать как отдельные полнотскстовыс нлн библиографические БД нлн конкретные сайты, так н зсс содержимое Интернета, что находится в свободном доступе. Данный вид обслуживания получил название «служба текущего оповещешш» [11]. Кроме вышеуказанных форм информирования потребителей сегодня распрострапеиы клнптшнгн, персональные электронные газеты, дайджесты и т.п. как виды информационных продуктов, которые нельзя отнести к библиографическим документам, поскольку они содержат фактографические данные. Такие формы информационного обслуживания пользователей реализуются информационными агентствами, нн-формагточио-аналитнческтлг центрами и другими субъектами современной информационной инфраструктуры общества Например, активное испоттъзонание современных информапионко-гоммуникяцнонтшх техножо-гий позволяет информационным агентстзам осуществлять интегрированную передачу текста и аудиовнзуаль-ных материалов, на основании чего формируются комбинированные информационные пакеты как одна из форм не бналнографнческогс информирования пользователей. Основной характеристикой современных продуктов и услуг информационных агеигстг является «пакепюе» предоставление графической, текстовой и звуковой пи оормашпт в цифровом формате, а также их тптгерактивпость.

IV. ОЫ.'УЖДЬНИЬ ДОУЛЫ'А'ШВ

В целом, увеличение доли наукоемких информационных услуг, базирующихся на использовании информационно-аналитических продуктов со значительной степенью индивидуализации и производящихся «под конкретною заказчика ), широкое распространение мультимедийных средств предоставления информации в современных информационных продуктах свндетельовушт о необходимости .уточнения термина для обозначения вида информационного сервиса, ориентированного на удовлетворение долговременно дейстзуюшнх запросов потребителей. В качество такого термина предлагаем применять «информирование потребителей». Данное сло-восочстяннс созвучно с термином «библиографическое информирование потребителей», который используется в библиотеках, и хтекущее информирование» («текущее оповещение»), которым обозначают одни из стандарт ных сервисов, предоставляемых поисковыми системами сети Интернет.

vi. выводы и iajuju4jttm=

ПоДКПДЯ ИЧЧИ, глгдуп СП МПИ1 К. ЧЮ К СОК]1ГМГ*НИМХ уе.ИОЧИХХ СуЩГС! КГННЫГ ИЧМГНГНИИ H 1"|руК1у[)Г инфо]!-МПЦИОННМХ yt JIVI И]Х)И<01И.1И 11ЯХГ К ГИКИХ ЦМДИЦИПННЫХ сфгрИХ КЯК бииниспгки И О]) '.-1HKI НТИ ТрЛНсфорМЧ-

ЦТ1Я основных и-чфирмашюнных продуктов н услут обусловлена не ю.тько развитием информационно-коммуникационной срсды. но и изменением потребностей пользователей информационных учреждений. Сегодня наиболее востребована информация, обеспечивающая потребителям возможность решения конкретных задач в сфере их базовой деятельности. Это уровень так называемого кспцептографическогз обслуживания, базирующегося на использовании информационных продуктов, полученных в результате информацнонно-аналнтнчеекнх исследований. Такие информационно-аналитические продукты содержат выводное знание, отсутствующее в готовом виде в исходных документах.

В целом, отличительными чертами современных информационных продуктов и услуг является усиление когнитивной составляющей. Сегодня субъекты информационной деятельности имеют возможность обеспечить пользователей информационными услугами комплексного характера, базирующихся на поливндовых информационных продуктах, сочетающих в себе различные виды информации (библиографическую. фактографическую, концептографнческую. полнотекстовуто. гипертекстовую, мультимедийную). Таким образом, библиографическая информация является лишь одной из составляющих информационных, продуктов и услуг. Ее уменьшение в конечных результатах информационной работы требует совершенствования термнноснстемы информационного обслуживания. Поэтому7 вопросы адаптации термнноснстемы информационного сервиса к функционированию разных субъектов информационной инфраструктуры общества а современной информационно-коммуникационной среде требуют дальнейшей разработки

Таким образом, в условиях глобализации произошли существенные изменения всей информационной сферы со становлением качественно нового уровня информационной среды социума и всех его составляющих Тенденции изменений в общественной жизни, соответствующие запросы потребителей обусловливают эволюцию термнноснстемы информационной деятельности. Предложенные выше термины, безусловно, требуют дальнейшего обсуждения, но их использование, по мнению автора, позволит унифицировать терминосистему информационной отрасли.

СЛИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сляднева Н. А. Информационные ресурсы в информационном обществе: онтологический статус и методология // Информационные ресурсы России 2009. № 1.С. 8-13.

2.Швецова-Водка Г. М.. Сшкова Г. В., Черепуха Л. О. Короткий термшолопчннй словник 13 бшлюграфо-знавсгва та сошально! шформатики 1 наук. ред. i авт. вступ. ст. Г. М. Швецова-Водка. Кнш: Кн. палата Украшн. 1998.116 с.

3. Блюменау Д. И Информация и информационный сервис П Наука. 19Ё9. 192 с.

4. Брежнева В. В. От бнблнотечно-бнблиографнческого обслуживания к информационному сервису // Научно-техническая информация. Сер. 1. 2003. № 6. С. 18—23.

5. Брежнева В. В.. Минкина В. А. Информационное обслуживание: продукты н услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий. 2-е изд. / СП6ГУКИ СПб.: Профессия. 2006. 304 с.

6. Брежнева В В. Сервисный подход как стратегия развития библиотеки, ориентированная на клиента // Научно-техническая информация. Сер. L. 2006. № 9. С. 6—12.

7. Дворкнна М. Я. Информационное обслуживание: социокульту рный подход М : Профиздат. 2001. 1.12 с.

8. Пилко И. С. Новый ассортимент информационных продуктов н ус.тгут // Информационные ресурсы России. 2001. № 2. С. 37-39

9. ГОСТ 7.0-99. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения. Введ. 2000-07-01. Минск: Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации, 1999. 23 с.

10. ГОСТ 7.27—SO. Научно-информационная деятельность. Основные термины н определения // Стандарты по библиотечному делу и библиограф™. Мт Изд-во стандартов. 19Е5. С. 13S-148

11. Швецова-Водка Г. Н.. Романуха 3. В. Справочно-бнблиографнческое обслуживание: терминологический аспект // Научные и технические библиотеки. 2016. № 3. С. 71-84. URL: http //www.gpntb ni/ntb/ntb/2016/3/NTB3 2016_%D0%905_8 pdf (дата обращения 25.05.16).

12. Нещерет M. Ю. Ochobhi тенденщГ розвитку дов1дково-б1бл10граф1чного обслуговування в сучасних умо-вах (на прнклад1 Росшсько! державно! б1блютеки) // Наук, пращ Нац. б-ки Украши ¡м. В. I. Вернадського. Кн1в. 2002. Внп. 8. С. 22-29.

13. ГОСТ 7.20—2000. Библиотечная статистика Введ. 2002—01—01. Минск: Межгос совет по стандартизации, метрологии и сертификации, 2002. 7 с.

14. Степанов В. К. Тенденции развития библиографических сервисов библиотек в эпоху цифровых комунн-каюш // Научные и технические библиотеки. 2006. № 3. С. 13—20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.