Изменения в российском законодательстве, его ужесточение, замена смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системы пропорциональной, на наш взгляд, будет способствовать увеличению социальной ответственности политических партий, но не в силу ужесточения требований, а в силу ускорения процесса их институционализации.
Библиографический список
1. Лапаева В.В. Ответственность политической партии за нарушение действующего законодательства // Законодательство и экономика. 2002. № 2.
2. Социальное меню в программах российских партий / обзор В. Глазычева: сб. М., 2005.
3. Плахотный А.Ф. Свобода и ответственность (Социологический аспект проблемы). Харьков, 1972.
4. Этика публичной политики: из опыта работы Комитета по стандартам публичной сферы Великобритании. М., 2001.
5. Кертман Г.Л. Статус партии в российской политической культуре // Полис. 2007. № 1.
6. Фонд «Общественное мнение» [Опрос населения в 56 населенных пунктах 29 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 10-11 февр. 2001 г. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов]. ЦВ.Ь: http://www.fom.ru.
7. Кертман Г.Л. Интерес к политике по-российски: мотивы явные и скрытые // Полис. 2005. № 1.
Yu.A. Korolev
Information Political Campaigns in a Region:
Manipulating the Agenda
(By the Example of Saratov Region)
The phenomenon of information political campaigns in a region is studied. Different information strategies of political subjects are presented. The public political life and dynamics of political institutions in Saratov Region in the context of “agenda-setting” are analyzed.
Key words and word-combinations: political campaign, agenda-setting, regional political process, conflicting information.
Рассматривается феномен информационных политических кампаний в регионе. Представлены различные информационные стратегии политических субъектов. В контексте «установления повестки дня» анализируется публичная политическая жизнь и динамика политических институтов в Саратовской области.
Ключевые слова и словосочетания: политическая кампания, установление повестки дня, региональный политический процесс, информационное противоборство.
УДК 323.232 ББК 66.62
Ю.А. Королев
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ КАМПАНИИ В РЕГИОНЕ: МАНИПУЛИРОВАНИЕ ПОВЕСТКОЙ ДНЯ (НА ПРИМЕРЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
^^современной политической жизни наблюдается все большее увеличение роли информации и влияния массовой коммуникации на сознание больших групп граждан. В региональном политическом пространстве наряду с проявлениями глобальных информационных тенденций присутствуют, активно развиваются и иные, которые связаны не-
посредственно с особенностями социально-политической жизни данной территории.
В отечественной и зарубежной политической науке определены основные значения таких явлений, как «информационная кампания», «коммуникационная кампания» в их привязке к политической сфере [1-6]. Для нас теоретически значимым является закрепление понятия «информационная политическая кампания», которую можно определить как форму организации информационно-коммуникационных взаимодействий, осуществляемых для достижения определенных целей в сфере функционирования власти, принятия решений и реализации государственной политики в пределах установленных временных рамок.
У истоков такой кампании стоит политическая элита, отдельные финансовопромышленные группы, центры принятия решений. В качестве способов информационного влияния выступают каналы межличностной и массовой коммуникации. И если первые практически всегда являются непубличными, латентными и приватными по характеру обеспечения влияния, то вторые - наоборот, позволяют, хотя бы в искаженном виде, обеспечивать публикацию сведений о властно значимых действиях.
Эмпирические исследования продемонстрировали, что средства массовой коммуникации устанавливают «повестку дня» [7], то есть определяют круг обсуждаемых социально и политически значимых проблем. Термин «установление повестки дня» (agenda-setting) употребляют самые разные исследователи. Практически было установлено наличие «сильных позитивных корреляций (между медиа-повесткой и публичной повесткой дня) в отношении ненавязчивых проблем и слабых и в основном негативных корреляций - в отношении навязчивых проблем» [8, с. 101]. Разделение проблем на навязчивые и ненавязчивые позволило сделать вывод о том, что публичная повестка дня есть результат достраивания и коррекции медиа-повестки на основе непосредственного опыта членов аудитории. В рамках информационной политической кампании повестка дня устанавливается на любом уровне властного управления, в том числе на региональном или субрегиональном.
Анализируя процессы, происходящие на территории Саратовской области, и их отражение в средствах массовой информации, можно отметить, что в регионе достаточно много политических игроков, представленных в медийном пространстве. Заметные политические фигуры и организации посредством различных коммуникационных каналов пытаются установить выгодную им повестку дня. При этом они, конечно, исходят из собственного видения региональной политики, по-разному определяют свою целевую аудиторию и соответственно технологии и стиль работы с ней. Такая активность нередко выливается в региональные информационные войны.
Подобного рода информационные политические кампании в Саратовской области обусловлены рядом обстоятельств:
наличием достаточно мощной инфраструктуры средств массовой информации в регионе, которая позволяет различным политическим силам, финансовопромышленным группам и даже полукриминальным структурам использовать мощный медийный ресурс в собственных интересах;
нестабильностью политической ситуации в регионе на протяжении нескольких последних лет, выражающейся в постоянных конфликтах политических сил, представляющих не только различные партии и движения, но и клиентелы основных лиц, принимающих решения и обладающих соответствующими политическими и правовыми полномочиями;
складыванием на региональном политическом рынке ситуации, при которой постоянно воспроизводится спрос на подготовку и тиражирование негативной информации о политиках.
Одним из крупных медийных игроков саратовской политики является региональное отделение партии «Единая Россия», которое обладает наиболее широкими пропагандистскими возможностями и конкурентными преимуществами, отсутствующими у их противников. Саратовские «единороссы» в своем медийном активе имеют печатные издания, несколько Интернет-сайтов, региональное телевидение (ГТРК «Саратов» движется в фарватере партии власти). Содержательно информационная работа регионального отделения «ЕР» сосредоточена вокруг конкретных «партийных» проектов: строительства школ, физкультурно-оздоровительных комплексов, реконструкции больниц, ремонта изношенных объектов социальной инфраструктуры. Региональный партийный лозунг - «Верьте только делам!» - воплощается в жизнь конкретными средствами, понятен большинству простых граждан, которые и являются главной целевой аудиторией.
Повестка дня по версии регионального отделения партии на сегодня выглядит следующим образом: реализация партийных проектов и программ (в основном за счет средств федерального бюджета), борьба с региональными олигархами, формирование и реализация программы антикризисных действий. В значительной степени именно такой набор предопределен неформальным региональным партийным лидером - В.В. Володиным. В связи с этим следует отметить: процесс установления повестки дня саратовских единороссов персонифицирован. Это подтверждается тем, что в региональном медиа-пространстве именно вице-спикер Госдумы является главным ньюсмейкером, часто опережая губернатора области П.Л. Ипатова. В подконтрольных партии средствах массовой информации В.В. Володин представлен как мощный федеральный политик, курирующий большинство региональных социальных проектов и инвестиций.
Информационная стратегия губернатора Саратовской области П.Л. Ипатова предлагает собственную модель формирования публичной повестки дня, основанную на освещении работы региональной исполнительной власти. Откровенно прогубернаторские позиции, по мнению некоторых саратовских журналистов, занимают газета «Новые времена», «Саратовская областная газета», журнал «Общественное мнение» [9].
В последнее время региональная исполнительная власть все чаще комментирует собственные усилия по минимизации кризисных явлений, борьбе с коррупцией, контролю за ценами на потребительских рынках. Это в целом соответствует простой конъюнктурной стратегии - формируется имидж лояльного федеральной власти главы региона. Реализация более масштабных информаци-
онных поводов для губернатора весьма затруднительна, поскольку это требует значительных финансовых затрат и творческих усилий.
Губернатор - основной ньюсмейкер в регионе «по должности», однако саратовская специфика такова, что в текущих информационных кампаниях он чаще всего проигрывает. Стремление оставаться «над схваткой» в политических баталиях и необходимость реагировать на нюансы федеральной политики заставляют П.Л. Ипатова постоянно лавировать, осторожничать в информационном поле. Он одновременно обращается ко всем жителям области, подает сигналы политической элите региона, отвечает на сигналы, идущие из федерального центра. Возможно, именно отсюда проистекают непоследовательность, противоречивость и, как следствие, безадресность исходящей от губернатора коммуникации.
Весьма деятельным центром информационной активности в регионе является депутат Саратовской городской Думы, предприниматель («региональный олигарх») Л.Н. Фейтлихер. Он стремится влиять на важные кадровые назначения и принимаемые по ключевым политическим вопросам решения. При этом депутат пользуется достаточно широкой и разнообразной поддержкой в журналистском сообществе. В свое время Л.Н. Фейтлихер учредил газету «Наша версия», являлся издателем газеты «Новые времена». Подконтрольные ему медийные ресурсы предприниматель стремится использовать не столько в интересах своего бизнеса, сколько в политической борьбе.
Л.Н. Фейтлихер находится в сложных отношениях с региональным отделением партии «Единая Россия» и в своей политической деятельности нередко пытается представить себя «жертвой» политических преследований с ее стороны. Своеобразным экономическим «бэкграундом» этого противостояния является конфликт бизнес-интересов Л.Н. Фейтлихера и видных местных единорос-сов (по поводу приобретения собственности в г. Саратове, решения вопросов о землеотводе под строительство) [10].
Основными целевыми группами исходящих от городского депутата сообщений являются региональная и федеральная политическая элита. В частности, в обращении - открытом письме Л.Н. Фейтлихера к вице-спикеру Государственной Думы В.В. Володину (июль 2007 г.) проявилось активное стремление городского депутата оставаться в числе главных ньюсмейкеров региона, а также желание в очередной раз существенно переопределить повестку дня в регионе с привлечением информационных ресурсов федерального уровня.
Мощным компонентом информационной стратегии Л.Н. Фейтлихера является использование вполне традиционного недоверия народа к власти: любые реальные и мнимые ее промахи дают основание для жестко критического или карикатурного изображения конкретных действий политических противников городского депутата. Материалы такого рода становятся предметом обсуждения, иногда требуют внимания и проверки правоохранительными органами, доставляют серьезные неудобства затронутым в них лицам. Кроме того, как показывает опыт, негативная информация гораздо чаще, чем позитивная становится фактором привлечения общественного внимания.
В рамках любой информационной стратегии постоянно присутствуют обра-
зы «героев» и «антигероев». Это позволяет отдельным политическим силам четче обозначить свои позиции и обеспечить легитимацию собственных действий. В этом контексте формирование медийными средствами негативного образа своих политических оппонентов - составной элемент выстраивания повестки дня. Как правило, это развенчание намерений «врагов», демонстрирование их низкого профессионализма или неприемлемых нравственных качеств.
Установление повестки дня вообще и в региональных политических кампаниях в частности в конечном итоге не является сознательным волевым актом. Повестка возникает на пересечении усилий различных средств массовой информации, властных структур, различных групп влияния и при этом подвержена влиянию неконтролируемых политическими субъектами событий и внезапных кризисов. Совершенно определенно можно сказать лишь то, что для целенаправленного инициирования и поддержания актуальности установленной повестки дня требуются значимые, заметные информационные поводы.
Исключительно значимыми информационными поводами, определяющими региональную повестку дня, являются ситуации, связанные:
с посещением субъекта Федерации каким-либо известным федеральным политиком или же с произошедшей деловой встречей регионального политика с кем-либо из федерального руководства;
с событием общефедерального уровня, в той или иной мере затронувшим регион (часто - различного рода стихийные бедствия, техногенные катастрофы);
с вовлечением субъекта Федерации в заметную и интенсивно освещаемую в средствах массовой информации общенациональную акцию.
Отметим, что такие события гарантированно привлекают внимание общефедеральных масс-медиа и дублируются региональными средствами массовой информации. Тем не менее заинтересованные в установлении определенной повестки дня политические акторы должны совершать целенаправленные организационные действия для привлечения внимания региональных СМИ к выше-обозначенной общефедеральной теме [11 ].
Разработки в русле теории информационной ценности подтверждают гипотезу, что негативизм, персонализация, избыточность являются элементами самой массовой - развлекательной культуры. Они способствуют концентрации общественного внимания на наиболее общей информации [12]. При этом, «плохие» новости тиражируются в информационном пространстве в большей степени, тогда как позитивная информация о происходящем в регионе, как правило, либо не востребована в федеральной повестке дня, либо востребована иногда и лишь для того, чтобы проиллюстрировать какие-то актуальные на данный момент общефедеральные тенденции [13, с. 54].
Подводя итог проведенному исследованию, следует отметить, что практически все региональные группы влияния стремятся навязать собственную информационную картину жизни региона и представить свою версию политической повестки дня. Для массового политического сознания такая ситуация значительно осложняет реальное понимание происходящих политических процессов, отражая лишь внешнюю, наиболее зрелищную часть происходящих событий.
Библиографический список
1. Иванов В.Н. Научное управление социалистическим обществом и его защитой. М., 1972.
2. Соловьев А.И. Политология: политические теории, политические технологии. М., 2001.
3. Ольшанский Д.В. Психология масс. СПб., 2001.
4. Максимов А. «Чистые» и «грязные» технологии выборов (российский опыт). М., 1999.
5. Морозова Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии. М., 1999.
6. Романова Е.А. Информационные кампании в США как механизм мобилизации общественной поддержки политики Дж. Буша в Ираке: автореф. дис. ... канд. полит, наук. Владивосток, 2008.
7. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 2002.
8. McCombs M. [et al.]. Media Agenda-Setting in the Presidential Election. N.Y., 1981.
9. Книгина Д. Свобода слова по-саратовски // Репортер. 2009. 11 марта.
10. Кашин П. За чьи интересы бьется Леонид Фейтлихер // Богатей. 2008. 22 мая.
11. Дьякова Е.Г. Общефедеральная и региональная повестки дня: проблемы взаимодействия. URL: http://www.espi.ru/content/conferences/papers2002/dyyakova.htm
12. Херманн М. Политическая коммуникация: воздействие средств массовой информации на общество в современных государствах. URL: http://www.academy-go.ru/site/journalpr/publications/ herman.shtml.
13. Муратов С. ТВ-эволюция нетерпимости (история и конфликты этических представлений). М., 2001.
D.A. Lurie
The Internet and Its Role in the Russian Society and State Democratization Processes
The author analyzes the role and the significance of the Internet in the process of democratization of Russia. A complex of measures intended to improve the information exchange between the population and political actors is proposed.
Key words and word-combinations: political system democratization, information exchange, political development.
Проанализированы роль и значимость сети Интернет в процессе демократизации России. Предлагается комплекс мер, способных качественно улучшить информационный обмен между населением и политическими акторами.
Ключевые слова и словосочетания: демократизация политической системы, информационный обмен, политическое развитие.
УДК 004.738.5+321 ББК 32.973.202+66.03
Д.А. Лурье
ИНТЕРНЕТ И ЕГО РОЛЬ В ПРОЦЕССАХ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
настоящее время в России активно развиваются процессы демократизации российской политической системы посредством Интернета и связанных с ним коммуникационных технологий. Информация, находящаяся в сети Интернет, охватывает все области жизни современного российского общества, образуя целостную информационную сферу. Рост влияния Интернета обусловлен