Научная статья на тему 'Интернет и его роль в процессах демократизации российского общества и государства'

Интернет и его роль в процессах демократизации российского общества и государства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
815
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН / ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / POLITICAL SYSTEM DEMOCRATIZATION / INFORMATION EXCHANGE / POLITICAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Lurie Dmitry Alekseevich

The author analyzes the role and the significance of the Internet in the process of democratization of Russia. A complex of measures intended to improve the information exchange between the population and political actors is proposed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интернет и его роль в процессах демократизации российского общества и государства»

Библиографический список

1. Иванов В.Н. Научное управление социалистическим обществом и его защитой. М., 1972.

2. Соловьев А.И. Политология: политические теории, политические технологии. М., 2001.

3. Ольшанский Д.В. Психология масс. СПб., 2001.

4. Максимов А. «Чистые» и «грязные» технологии выборов (российский опыт). М., 1999.

5. Морозова Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии. М., 1999.

6. Романова Е.А. Информационные кампании в США как механизм мобилизации общественной поддержки политики Дж. Буша в Ираке: автореф. дис. ... канд. полит, наук. Владивосток, 2008.

7. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 2002.

8. McCombs M. [et al.]. Media Agenda-Setting in the Presidential Election. N.Y., 1981.

9. Книгина Д. Свобода слова по-саратовски // Репортер. 2009. 11 марта.

10. Кашин П. За чьи интересы бьется Леонид Фейтлихер // Богатей. 2008. 22 мая.

11. Дьякова Е.Г. Общефедеральная и региональная повестки дня: проблемы взаимодействия. URL: http://www.espi.ru/content/conferences/papers2002/dyyakova.htm

12. Херманн М. Политическая коммуникация: воздействие средств массовой информации на общество в современных государствах. URL: http://www.academy-go.ru/site/journalpr/publications/ herman.shtml.

13. Муратов С. ТВ-эволюция нетерпимости (история и конфликты этических представлений). М., 2001.

D.A. Lurie

The Internet and Its Role in the Russian Society and State Democratization Processes

The author analyzes the role and the significance of the Internet in the process of democratization of Russia. A complex of measures intended to improve the information exchange between the population and political actors is proposed.

Key words and word-combinations: political system democratization, information exchange, political development.

Проанализированы роль и значимость сети Интернет в процессе демократизации России. Предлагается комплекс мер, способных качественно улучшить информационный обмен между населением и политическими акторами.

Ключевые слова и словосочетания: демократизация политической системы, информационный обмен, политическое развитие.

УДК 004.738.5+321 ББК 32.973.202+66.03

Д.А. Лурье

ИНТЕРНЕТ И ЕГО РОЛЬ В ПРОЦЕССАХ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

настоящее время в России активно развиваются процессы демократизации российской политической системы посредством Интернета и связанных с ним коммуникационных технологий. Информация, находящаяся в сети Интернет, охватывает все области жизни современного российского общества, образуя целостную информационную сферу. Рост влияния Интернета обусловлен

тем, что информация становится важнейшим фактором развития демократических процессов, и в этом плане имеет большую практическую значимость для страны. Демократизация общества и государства с помощью Интернет-технологий позволяет преодолеть личностную изолированность граждан, фрагментацию общества, ангажированность органов государственной власти, неразвитость социальных коммуникаций общества.

Проблема разрешения основной совокупности насущных вопросов демократизации политической и социальной жизнедеятельности общества средствами социотехнического прогресса становится перспективной тематикой исследований. Ее сложность состоит в наличии многообразных точек зрения на современное содержание и основные признаки демократии, а также на процессы информатизации государства и общества.

К настоящему времени в России четко обозначилось смещение акцентов с административно-силовых методов внедрения либерально-демократических ценностей в пользу самоорганизующихся механизмов демократизации общества и государства. Полагаем, что Интернет выступает своеобразным маркером и отражает степень развития общества и государства в целом. Кроме того, средствами Интернета становится возможным идентифицировать реально существующие и определить перспективные направления развития общественно-политических процессов и явлений.

Роль коммуникации применительно к общественным и политическим процессам в теоретических исследованиях представлена достаточно обширно. Так, А.Л. Стризое в рамках исторической ретроспективы форм взаимодействия государства и общества выделил три основные традиции коммуникативной зависимости государства: директивную, функциональную и коммуникативную [1, с. 102]. Исследователь отмечает, что коммуникативная традиция присуща современному этапу развития общества и государства, а понимание политической власти как особого рода коммуникации актуализирует вопросы «медиации общества» в процессах политической и социальной модернизаций. Данный этап предопределяет особую роль коммуникации, которая, согласно теории Ю. Хабермаса, представляет собой механизм координации взаимодействующих равноправных социальных субъектов [2, с. 61]. Отсюда следует, что демократия, информация, общество и государство являются субстанциями, образующими единый порядок - социально-политическую жизнедеятельность.

Специфика такого рода коммуникативного взаимодействия в контексте становления российской демократии имеет ряд особенностей, которые определены трансформационными процессами постсоветского периода. Обозначим некоторые из них:

процессы ускоренной (догоняющей) модернизации в экономической, политической и социальной сферах общества;

медленное становление гражданского общества;

неэффективность органов государственной власти;

чрезвычайно высокий уровень социального расслоения российского общества.

Данные реалии развития страны усложнили процессы конституирования демократического способа правления, создания экономических, политических,

культурных предпосылок вовлечения граждан в диалог с государством, формирования и воплощения демократических по своему характеру социально-политических ценностей и решений.

Фундаментальная основа демократии в форме активного участия граждан страны в управлении ею оказалась в большей степени «привязанной» к информатизации общественного пространства. Используя социологический инструментарий, исследователи доказывают причинно-следственную связь между информированием граждан и явлениями абсентеизма, отсутствия собственной гражданской позиции и аполитичности.

Сравнивая показатели уровней политической информированности и включенности в общественно-политическую жизнь граждан России и государств Евросоюза, можно констатировать, что россияне гораздо меньше интересуются проблемами публичной политики. Так, только у 20% наших сограждан отмечена неэпизодическая заинтересованность политикой, хорошая информированность в области политики; лишь 11% россиян знают, каким образом возможно трансформировать свой политический интерес в конкретное политическое действие (в странах Европы данные показатели составляют соответственно 57 и 75%) [3].

Именно поэтому одной из главных целей осуществляемых в России реформ должны стать информационная открытость государственных организаций, переход от информационно закрытого государственного аппарата к открытому, формирование общества «информационно открытого типа». В связи с этим на первый план выходит эффективное управление информацией, увеличение количества и улучшение качества инструментов и субъектов коммуникационного обмена, расширение спектра населения, включенного в сферу информационного политического, социального и культурного обмена.

Наиболее перспективным инструментом демократизации социально-политической жизнедеятельности в современных условиях выступает Интернет, посредством которого возможно создание новых форм коммуникации. По оценкам специалистов, Интернет способствует становлению новой формы существования человека - виртуальных социумов, которые в перспективе сольются в глобальное виртуальное общество [4, с. 323]. Интернет позволяет существенно повысить эффективность механизмов общественной самоорганизации, ускорить формирование и развитие демократии, обеспечить наиболее адекватную форму взаимодействия граждан и государства.

Интернет-технологии, делающие такие связи реальными, общедоступными и свободными от пространственно-временных ограничений, становятся вещественной основой нового, «сетевого» общественного уклада [5, с. 89]. К примеру, Интернет-порталы и созданные на их базе сети экспертов способны стать важнейшим фактором повышения эффективности механизмов выработки и принятия решений органами власти за счет снижении издержек доступа политиков и избирателей к хорошо структурированной и актуальной экспертной информации [6, с. 111]. В свою очередь, постоянный мониторинг Интернет-блогов, форумов, в которых общаются посетители сети Интернет, позволит определить первичную реакцию и впоследствии предопределить возможный «обратный эффект», реакцию на принятые политические решения или проис-

ходящие события. Социологический и политологический анализ Интернет-сообществ, методик «Ортюп Мттд», технологий «кибер-протеста» и других коммуникационных политических инноваций в сети Интернет позволит значительно расширить эмпирическую базу технологических разработок, применяемых в политическом менеджменте.

Другим актуальнейшим направлением демократизации государства является разработка информационных технологий организации взаимодействия правительства, населения и бизнеса средствами Интернета. Перспективность разработки и внедрения таких технологий воздействия граждан на государственную политику предопределяется увеличением количества пользователей глобальной сети и превращением ее в основную коммуникативную площадку. Так, согласно данным Фонда «Общественное мнение», доля пользователей Интернета в России постоянно возрастает, к апрелю 2008 г. она достигла 29% от общей численности населения страны [7]. В 2009 г., по прогнозу специалистов, численность российских пользователей сети составит 45,4 млн человек, а в 2010 г. -более 50 млн [8]. Наблюдается также готовность российского бизнес-сообщества начать использование Интернет-сервисов для реализации электронного взаимодействия с государственными структурами [9, с. 124].

Обозначенная тенденция показывает, что позиции традиционных средств массовой коммуникации, таких как газеты, журналы, телевидение и радиовещание, будут ослабевать. Кроме того, уже сегодня специалисты отмечают: значительная часть политически активного населения страны является пользователями сети Интернет. Все это наталкивает на мысль о неизбежности целенаправленного структурирования Интернет-аудитории заинтересованными политическими акторами.

Интернет-технологии представляют собой новый способ достижения целей в системе политической коммуникации, важной особенностью которых является специализированная направленность на решение практических политических проблем. В процессе использования таких технологий наступает эффект психологического равноправия субъекта и объекта политики, появляется возможность агрегирования и артикуляции политического интереса в комфортной для участника форме, не требующих преодоления бюрократических барьеров. Поэтому Интернет выступает одним из факторов демократизации российского общества, обеспечивает двустороннюю связь гражданина и государства, в которой права каждого федерального, регионального, местного участника коммуникации равны.

На пространстве глобальной сети любой индивид может потенциально (или реально) в самых различных ситуациях выступать коммуникатором или реципиентом массовой, групповой и личной коммуникации [10, с. 61]. Информация в Интернете теряет свою обособленную функцию выражения совокупного общественного мнения, выступая, прежде всего, в виде инструмента в руках государства, партий, движений, представителей бизнеса и отдельных индивидов. Роль личности, как открытой самоорганизующейся системы, в сети повышается хотя бы уже потому, что любой отдельный член сетевого сообщества с помощью своей швЬ-страницы способен стать активным политическим акто-

ром. Это обеспечивает равный коммуникативный статус гражданину наряду с объединениями и организациями, выражающийся в доступе к информации, в возможностях взаимодействия с органами власти и осуществлении гражданского контроля за политическими структурами в стране.

Для современной политической ситуации в России, где доминирующая роль одной из партий несет в себе опасность исключения основных демократических принципов - политического плюрализма и конкуренции, использование сети Интернет особенно актуально по следующим причинам.

Во-первых, Интернет-технологии дают возможность остальным политическим партиям обрести новые способы своего формирования и существования, мобилизации сторонников и организации политического действия, даже если партии теряют влияние и значение в обычном формате. Применение Интернет-технологий позволяет им повысить активность первичных организаций, которые с помощью электронных процедур голосования могут участвовать во внутрипартийной жизни.

Во-вторых, наличие официальных сайтов партий и их фракций в представительных органах власти обусловливает возможность создания интерактивной системы работы с гражданами (по образу и подобию существующих в настоящее время Общественных приемных). Можно предположить, что социально и политически активное население в возрасте 20-45 лет предпочтет использование прогрессивных форм обращения к конкретному депутату; трансляция в сети Интернет важнейших заседаний палат Федерального Собрания и Правительства РФ в режиме реального времени вызовет безусловный интерес определенной массы населения и обеспечит прозрачность части принимаемых государственно-политических решений.

Таким образом, разработка и внедрение Интернет-технологий в практическую область политической жизни общества призваны способствовать разрешению проблем получения объективной, достоверной и качественной социальнополитической информации населением страны. Это позволит со сравнительно меньшими затратами легитимировать принимаемые политические решения, обеспечить возможность причастности экономически, финансово, политически, интеллектуально активного населения к управлению государством.

Библиографический список

1. Стризое А.Л. Политика и общество: социально-философские аспекты взаимодействия. Волгоград, 1999.

2. ХовалыгД.В. Коммуникативная природа ценностей и их трансформация в медийном пространстве // Социс. 2008. № 1.

3. Отношения к расширению ЕС. иКЬ: http://ec.europa.eu/public_opinion/archives/ebs/ ebs_25 5_report_en.pdf.

4. Иванов В.Г. Народ эсперанто: от сетевых сообществ к сетевым этносам // Интернет. Общество. Личность: тез. для междунар. конф. СПб., 1999.

5. Корытникова Н.В. Интернет как средство производства сетевых коммуникаций в условиях виртуализации общества // Социс. 2007. № 2.

6. Шадрин А. Информационные технологии и совершенствование социальных институтов // Интернет и российское общество: сб. статей. М., 2002.

7. Опросы «Интернет в России / Россия в Интернете». Выпуск 23. Весна 2008. URL: http:// bd.fom.ru/report/cat/smi/smi_int/int0802.

8. Аналитики предсказали взрывной рост Рунета. URL: http://lenta.ru/news/2008/02/08/runet.

9. Иванов В. Об особенностях реализации функции социального управления // Интернет и российское общество: сб. статей. М., 2002.

10. Тихонова С.В. Коммуникационная революция сегодня: информация и сеть // Полис. 2007. № 3.

A.M. Charina Ideology of Finno-Ugric Ethno-National Movements: Significance of Ideological Constructs for Ethnic Elite

The article characterizes the ideology of Finno-Ugric ethno-national movements and defines the role of ethnic elite as the maker of this ideology. It is pointed out that the interests of the elite determine the substance of major ideology provisions and the very nature of its evolution.

Key words and word-combinations: ethnic elite, Finno-Ugric community, nationalism.

Охарактеризована идеология эт-нонациональных движений финно-угров и определена роль этноэлиты как творца этой идеологии. Указывается, что интересы элиты определяют содержание основных положений идеологии и сам характер ее эволюции.

Ключевые слова и словосочетания: этническая элита, «финно-угорский мир», национализм.

УДК 323.1 (470)

ББК 66.3

А.М. Чарина

ИДЕОЛОГИЯ ЭТНОНАЦИОНАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ ФИННО-УГРОВ: ЗНАЧЕНИЕ

ИДЕЙНЫХ КОНСТРУКТОВ ДЛЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ

огика развития этнонациональных движений и этнических элит часто не совпадает с логикой политического развития страны и потребностями этнических сообществ, которых эти элиты пытаются представлять. Чтобы понять, как это произошло, представляется необходимым на примере движений финно-угорских народов России и их идеологических позиций оценить политическую эволюцию этнонациональных элит, рассмотреть пути политической трансформации эт-нонационального движения.

Этнонационапьные по своей природе общественные движения финно-угорских народов в Российской Федерации интересны тем, что представляют собой своеобразный «этно-политический полигон». В их политической деятельности отражаются тенденции глобализации и регионализма, этничности и гражданственности, эксплуатации политических мифов и объективной обусловленности сложными социально-экономическими реалиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.