Научная статья на тему 'Информационные основы взаимосвязи бюджетирования и системы управленческого учета'

Информационные основы взаимосвязи бюджетирования и системы управленческого учета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
463
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермакова Н.А.

Бюджетирование, нацеленное на удовлетворение информационных потребностей внутрифирменного управления, играет роль сигнальной системы в механизме управления и достижения корпоративных целей. Здесь формируется информация, на основе которой принимаются управленческие решения по эффективной деятельности не только предприятия в целом, но и всех его структурных подразделений и хозяйственных единиц, оценивается деятельность менеджеров всех иерархических уровней, обеспечивается рациональное использование материальных, трудовых, финансовых и инвестиционных ресурсов. Cравнивая систему управленческого учета и бюджетирования можно увидеть их информационную взаимосвязь: бюджетирование выступает как часть информационной системы управленческого учета, включающей объектно-методическую, организационную и практическую составляющую своего функционирования. Поэтому бюджетирование целесообразно рассматривать прежде всего как информационную подсистему управленческого учета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ермакова Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные основы взаимосвязи бюджетирования и системы управленческого учета»

8 (23) - 2004

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗИ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ И СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА

Н.А. ЕРМАКОВА, кандидат экономических наук, доцент

Широко используемое в европейской рыночной экономике бюджетирование в общем виде можно представить как информационную систему внутрифирменного корпоративного управления финансово—хозяйственной деятельностью предприятия на базе функционирования центров ответственности с помощью определенных финансовых инструментов, называемых бюджетами.

Бюджетирование, нацеленное на удовлетворение информационных потребностей внутрифирменного управления, играет роль сигнальной системы в механизме управления и достижения корпоративных целей. Здесь формируется информация, на основе которой принимаются управленческие решения по эффективной деятельности не только предприятия в целом, но и всех его структурных подразделений и хозяйственных единиц, оценивается деятельность менеджеров всех иерархических уровней, обеспечивается рациональное использование материальных, трудовых, финайсовых и инвестиционных ресурсов.

Сущность бюджетирования состоит в том, что, исходя из стратегических и тактических целей, планируется деятельность организации, которая воплощается в конкретных показателях бюджетов, нацеленных на выполнение определенных корпоративных задач, и данные которых идентифицируются средствами бухгалтерского учета. Бюджеты разрабатываются для центров ответственности, в качестве которых выступают структурные подразделения организации при определенных условиях. В процессе деятельности и после завершения отчетных периодов осуществляется контроль, при котором фактические данные сопоставляются с запланированными, выявляются отклонения, анализируются причины их возникновения и принимаются соответствующие управленческие решения. Учет норма-

тивных и фактических показателей по бюджету, а также отклонений осуществляется на специальных счетах управленческого учета.

Некоторые отечественные специалисты отождествляют бюджет с планом или сметой, а бюджетирование — с процессом планирования. Это не совсем верно, так как планирование — только часть бюджетирования. В этом смысле используется более подходящий термин «бюджетное планирование». Бюджетирование, как нам представляется, — это контроль, учет и анализ затрат и результатов деятельности организации в разрезе центров ответственности с помощью финансового инструмента — бюджета. Поэтому бюджетирование - это прежде всего информационная система, интегрирующая процессы планирования, контроля и анализа в единую систему, поскольку планирование без контроля бессмысленно, учет, не используемый для контроля, бесцелен, а контроль, не основанный на запланированных и документально подтвержденных данных, беспредметен.

Рассматривая бюджетирование в этом контексте, можно сделать вывод о механизме его взаимосвязи с системой управленческого учета. На наш взгляд, взаимосвязь очевидна. Рассматривая управленческий учет как информационную систему и выделяя систематизирующие элементы (объекты, методы, организационную форму), можно представить его в виде совокупности подсистем модульного типа, в основе которых находятся либо методы, либо объекты. Так, затраты формируют подсистему производственного учета - простейшую форму управленческого учета. Носители затрат находятся в основе подсистемы аналитического управленческого учета, где рассчитываются калькуляции для принятия управленческих решений. Методы «директ-кост» и «стандарт-кост» образуют соответ-

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгоръЯ ъ ърахжтсМ

53

^(п^аблеН^еасий лЯсишр

8 (23) - 2004

ствующие подсистемы «директ-костинга» и «стандарт-костинга», центры ответственности - главные компоненты бюджетирования. Организационная форма, включающая прежде всего систему счетов и способы формирования учетной информации, является неотъемлемой частью любой подсистемы и, в конечном итоге, определяет механизм ее функционирования и соединения с общей системой управленческого учета.

Одной их таких элементных модульных подсистем управленческого учета, на наш взгляд, выступает бюджетирование.

Цель формирования подсистемы — обеспечение результативности деятельности организации через эффективное функционирование всех структурных подразделений, которые становятся центрами ответственности, используя особый финансовый инструмент, — бюджеты. Основная задача, решаемая в системе бюджетирования, — предоставление информации руководству о деятельности центров ответственности и всего предприятия в целом через бюджетный механизм. Функции как внешняя форма проявления свойств системы бюджетирования вытекают из целей и задач системы: прогностическая и управленческая (превращение стратегических целей и тактических задач в конкретные показатели бюджетов финансово-хозяйственной деятельности предприятия), контрольно—аналитическая (осуществление контроля деятельности предприятия и всех его структурных подразделений через механизм исполнения бюджетов), стимулирующая (создание мотивацион-ного механизма для менеджеров по исполнению бюджетов центров ответственности), коммуникативная (формирование эффективного взаимодействия между структурными подразделениями в процессе формирования и исполнения бюджетов).

Основные составляющие элементы системы бюджетирования, как и всей системы управленческого учета: объекты, методы и организационная форма.

Объектами исследования в данной системе выступают центры ответственности, среди которых выделяются центры дохода, центры затрат, центры прибыли и центры инвестиций. Центр дохода отвечает за получение выручки от целевого объема продаж. С центром формирования дохода могут быть связа-

ны различные издержки — так называемые коммерческие расходы (расходы на продажу). Как правило, они носят второстепенный характер, должны быть существенно малы и не оказывать влияния на основную функцию данного центра. Центр затрат — это наименьший сегмент деятельности или ответственности компаний, в которых аккумулируются и анализируются затраты. Руководитель центра затрат несет ответственность за качество и количество произведенной продукции (услуг), а также за понесенные при этом затраты. Центр прибыли — это центр ответственности, который выделен как самостоятельный хозяйствующий субъект применительно к определенному виду деятельности, ассортиментной группе товаров или географическому региону. Центр инвестиций — это центр ответственности, в котором контролируется доход, затраты и инвестиционные ресурсы. Он соответствует центру прибыли, деятельность которого оценивается с помощью показателя прибыли на инвестиционный капитал.

Необходимыми инструментами для изучения эффективности их деятельности выступают затраты и результаты в виде прибыли или маржи (маржинального дохода), трансфертные цены.

Методы, используемые в бюджетировании, зависят от функций данной системы. При бюджетном планировании широко используются прогностические, статистические и бюджетный методы; при бюджетном контроле, учете и анализе — методы полной и неполной стоимости учета затрат, «стандарт - кост», математические методы и методы экономического анализа. Все перечисленные методы, кроме бюджетного, известны из специальной экономической литературы. Бюджетный метод — это специфический метод бюджетного планирования, который позволяет «смоделировать» деятельность предприятия через особый экономический инструмент — бюджеты.

Организационно обеспечивает функционирование системы бюджетирования учетная система, имеющая свои особенности в международной и отечественной практике учета: автономная и интегрированная. Необходимыми организационными составляющими данной системы, обеспечивающими динамическое взаимодействие ее элементов, являются кадры (управленческие контроллеры), бюд-

54

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: шгоръя тс ЪРЛТЫЪХ*

'Ifn/hiiUeHteacuü afuutuj 8 (23) - 2004

Информационная система бюджетирования

жетная бухгалтерия, которая выделяется в качестве самостоятельной организационной единицы, и компьютеризация учетного процесса.

Схематичная представленность данной системы показана на рисунке.

Основу учета в бюджетировании составляет учет по центрам ответственности. В отличие от аналитического учета по носителям затрат, который может носить эпизодический характер вследствие своего предназначения (решение конкретной управленческой задачи), учет по центрам ответственности предполагает отражение, накопление и представление постоянного потока информации, входящей (и исходящей) в центре ответственности.

Руководству предприятия необходима полная сравнительная информация о деятельности центров ответственности, поэтому учет в-бюджетировании строится в основном на методе полной стоимости: фактической и стандартной, не исключая при этом метода неполной стоимости.

Основная задача учета по центрам ответственности — обеспечить контроль затрат и результатов на любом уровне управления. В международной учетной практике это дости-

гается через встроенный в учетную систему механизм учета отклонений. Действующий план счетов не предусматривает аналогичных счетов, хотя в отечественной учетной практике имеется возможность использования счетов отклонений при введении управленческих учетов1.

Таким образом, сравнивая систему управленческого учета и бюджетирования, можно увидеть их информационную взаимосвязь: бюджетирование выступает как часть информационной системы управленческого учета, включающей объектно-методическую, организационную и практическую составляющие своего функционирования. Поэтому бюджетирование целесообразно рассматривать прежде всего как информационную подсистему управленческого учета, как определенный самостоятельный модуль, главным объектом изучения и исследования которого являются центры ответственности.

1 Ермакова H.A. Бюджетирование в системе управленческого учета. — М.: Экономисть, 2003.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ШОРЪЯ- аг

55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.