Научная статья на тему 'Информационные основания управления в сфере образования: социологический подход'

Информационные основания управления в сфере образования: социологический подход Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / ИНЖЕНЕРНЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ / ГУМАНИТАРНЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ / ФАКТОРЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ / HIGH PROFESSIONAL EDUCATION / MARKET ECONOMY / PROFESSION IN HUMANITIES / PROFESSION IN ENGINEERING / FACTORS OF TRANSFORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глинский Владимир Васильевич, Донских Олег Альбертович

Рассматриваются история развития и современное состояние системы высшего профессионального образования России. Анализируются утверждения о необходимости сокращения числа вузов и перепроизводства гуманитариев. Показано, что данные тезисы являются во многом надуманными и связаны с нечеткостью подходов к анализу проблем сферы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Informational basis of the management in the sphere of education: sociological approach

The article with the history of development and modern state of the system of higher professional education of modern Russia. The statements about the need to reduce the number of universities and the overproduction of humanitarians are scrutinized. It is shown that these theses are largely farfetched and related to the ambiguity of the approaches to the analysis of the problems of the sphere of education.

Текст научной работы на тему «Информационные основания управления в сфере образования: социологический подход»

2012 Философия. Социология. Политология №4(20), вып. 1

УДК 316.4

В.В. Глинский, О. А. Донских

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОСНОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Рассматриваются история развития и современное состояние системы высшего профессионального образования России. Анализируются утверждения о необходимости сокращения числа вузов и перепроизводства гуманитариев. Показано, что данные тезисы являются во многом надуманными и связаны с нечеткостью подходов к анализу проблем сферы образования.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, рыночная экономика, инженерные специальности, гуманитарные специальности, факторы преобразований.

Согласно отчетам ООН о развитии человека по Индексу развития человеческого потенциала Россия неуклонно движется вниз: 2004 г. - 15-е место; 2005 г. - 26-е место; 2007 г. - 41-е место; 2008 г. - 54-е место; 2010 - 65-е место [1 и др.] При этом в систему высшего профессионального образования (ВПО) Россия вкладывает менее 1% ВВП, тогда как США, Великобритания и большинство других стран группы «ведущих по уровню образования» - 34%.

Эти данные свидетельствуют о явном неблагополучии в системе российского образования. На них ссылается и руководство Минобрнауки, обосновывая необходимость реформ. Больше того, бывший министр считал, что реформы уже пошли, и вопрос только в качестве реализации. «Действительно, в образовании принципиальные моменты не просто понятны, они реализованы в виде проектов и работают. Процесс пошел, назад его повернуть невозможно, даже если кто-то захочет. И меня сейчас больше интересует реформа науки, где ситуация пока другая. Здесь работа сложнее, но я думаю, что и с этим мы справимся» [2]. (Непонятно, правда, зачем тогда нужно было обсуждать проект Закона об образовании. По-видимому, для отвода глаз, тем более, что он слишком велик и громоздок для реального обсуждения. А 11 тыс. поправок - это та мутная вода, в которой можно выловить все, что угодно, сославшись при этом на «всенародное обсуждение»).

В данной статье делается попытка обсудить одно из ключевых утверждений идеологов проводимых реформ высшего профессионального образования (ВПО):

В стране перепроизводство гуманитариев, экономистов, юристов, «нам» нужны инженеры, математики, физики.

«Для выпускников гуманитарных специальностей в стране сейчас нет рабочих мест. У нас почти 2 млн экономистов, 750 тыс. юристов, которые не востребованы» [3]. Этой проблемой заинтересовался и президент, который «призвал вузы прекратить готовить юристов и экономистов в огромных количествах, в том числе и на платной основе. Он рассказал, что накануне ми-

нистр образования Андрей Фурсенко заверил его, что количество бюджетных мест для юристов и экономистов уже сокращено» [4]. «Что делают учебные заведения? Во многих местах это выглядит так: создаются платные места, организуются по этой же номенклатуре специальности, и на них идет точно такой же конкурс, потому что профессия престижная. А что делать дальше -очень многим людям наплевать, и родителям все равно: хорошее образование получил, а дальше - посмотрим, - возмутился президент. - Это, конечно, плохо для нашей страны, потому что нам катастрофически не хватает инженеров, специалистов в области точных наук, и, к сожалению, престиж этих профессий за определенные годы очень сильно поблек» [4]. Таким образом, речь о сокращении бюджетных мест для юристов и экономистов идет в контексте заботы о выпускниках. Обратим внимание на то, что речь идет о рыночной экономике, и ребята и их родители платят за то, чтобы получить соответствующее образование (или, по крайней мере, соответствующий диплом). Иначе говоря, рынок требует одного, а правительство - другого. Возникает вопрос, почему меняется баланс социальных групп, имеющих разное образование, и могут ли политические решения этот баланс регулировать?

Что же показывает реальное исследование динамики численности студентов высших учебных заведений современной России?

Бесспорно, численность студентов системы ВПО России, как и численность вузов, - феномен, требующий подробного изучения. За 15 лет эти показатели выросли в три раза, причем ускоренная положительная динамика наблюдается на фоне депопуляции населения. Планировали ВВП за десять лет увеличить в два раза, но это не получается (будем считать, что виной явился кризис), зато получили 3-кратное увеличение по показателю, которым государство по существу не управляло, но который безусловно воздействует на основные макропоказатели страны, в том числе и на ВВП. Решили, что это неправильно, и начали принимать срочные меры по реформированию системы ВПО. Есть в этих результатах и самом явлении некоторая мистическая составляющая. Попытаемся разобраться, что собственно, происходит.

В табл. 1 в графе 2 представлены официальные данные Росстата по численности студентов высшего профессионального образования России за 1990-2009 гг. (на начало учебного года) [источники статистических данных: 5, 6]. Проведем выравнивание данных по логистической функции. Один из часто применяемых вариантов логистического тренда в общем виде отражен в формуле

— у шах — У шіп + у . (1)

Єа+Ы + 1 ^шт

Расчеты проведены с использованием пакета 81ай8йка 8.0. Оценка параметров методом наименьших параметров дала следующие результаты:

УаГб — -----6 34231 0 54972-------------+ 2613

6 е6-34231-0.54972уаг5 + 1

Здесь: var6 - численность студентов по тренду; var5 - годы; a = 6,34231; b = - 0, 54972 - значения параметров.

Выровненные значения численности студентов и отклонения выровненных значений от фактических данных по численности представлены в табл. 1 (Predicted и Residuals соответственно).

Легко увидеть, что полученное уравнение тренда очень близко описывает исходные данные, этот вывод наглядно подтверждает графическое изображение полученных результатов (рис. 1). Тем не менее проверим надежность полученного уравнения с помощью F-статистики Фишера, определим расчетное значение по формуле

p _<р.- (( - k) ; (3)

расч а2ст/ (k -1) ; ()

^регр _ 3768596,5;

g! _ 5150,5 ;

РраСч _ 3768596>18 _ 13170,42. расч 5150,5 4

Сравним расчетное значение статистики с табличным при уровне значимости 0,05 и соответствующих степенях свободы числителя и знаменателя:

fa_ 0,05 ^ и1 _ 19 уи2 _1

_ 247,69.

Имеем:

fa_ 0,05 ^ и1 _ 19 ки2 _1

_ 247 69, таким образом, уравнение надежно.

больше

Как известно, реальная совокупность (процесс) может аппроксимироваться логистической моделью, если выполняются следующие условия: во-первых, скорость развития совокупности при прочих равных условиях пропорциональна её текущей численности; во-вторых, скорость развития при прочих равных условиях пропорциональна количеству доступных ресурсов, второй член уравнения отражает конкуренцию за ресурсы, которая ограничивает рост совокупности. Можно сформулировать эти условия несколько иначе: совокупность развивается лавинообразно с насыщением: развитие, при

котором прирост в основном зависит от достигнутого уровня, причем влияние ограничивающего фактора усиливается с ростом достигнутого уровня.

Таблица 1

Численность студентов ВПО современной России

Var5 - годы Observed численность студентов, тыс. чел, Predicted Residuals

1-1990 2825,000 2627,900 197,100

2-1991 2762,000 2638,760 123,240

3-1992 2638,000 2657,465 -19,465

4-1993 2613,000 2689,539 -76,539

5-1994 2644,000 2744,123 -100,123

6-1995 2791,000 2835,836 -44,836

7-1996 2965,000 2986,670 -21,670

8-1997 3248,000 3226,216 21,784

9-1998 3598,000 3586,303 11,697

10-1999 4073,000 4085,220 -12,220

11-2000 4741,000 4703,715 37,285

12-2001 5427,000 5372,841 54,159

13-2002 5948,000 5998,075 -50,075

14-2003 6458,000 6507,218 -49,218

15-2004 6884,000 6877,377 6,623

16-2005 7065,000 7124,883 -59,883

17-2006 7310,000 7281,250 28,750

18-2007 7461,000 7376,524 84,476

19-2008 7513,000 7433,299 79,701

20-2009 7419,000 7466,685 -47,685

Model is: var6=4900/((exp(a+b*var5) +1))+2613 (образование^а) Dep. Var. : Var6 Level of confidence: 95,0% ( alpha=0,050)

Рассмотрим основные факторы, формировавшие численность студентов ВПО России, в рассматриваемом интервале времени (1990-2009 гг.).

Спрос. Традиционно считается, что если общество делает обязательной одну из ступеней образования, то спрос на следующую ступень резко возрастает. Что и было - советская власть в последние десятилетия своего существования обеспечила российскому народу обязательное среднее образование. Наличие всеобщего среднего образования в стране обеспечило поголовный спрос российского населения на высшее образование.

Катализатор спроса. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1 зафиксировал отказ от государственной и ведомственной монополии на образовательные услуги, а также возможность создания негосударственных образовательных учреждений, в том числе вузов, по всем формам обучения - очной, вечерней, заочной, экстернатуре, были сняты возрастные ограничения.

Ресурсы. Постоянное население со средним (и выше) образованием. Значительное число вузов с их функциональными площадями и соответствующей численностью ППС.

Model var 6=4900/ ((exp( a+b*var 5) +1)) +2613 у=4900/ ((ехр((6. 34231 )+(-.54972) *x) +1)) +2613

\^г5

Рис. 1. Фактические и выровненные значения численности студентов ВПО России

ПЭСТ (факторы внешней среды - политические, экономические, социальные, технологические):

1. Политическая идеология. Это, кстати говоря, тот фактор, который практически не учитывается при формировании политики в области образования. КПСС и советское государство теми или иными способами зачастую чисто идеологически, искусственно поддерживали престиж рабочих профессий, крестьян и т.д. Были соответствующие квоты на членство в партии, в Верховном Совете. Кино, телевидение, литература формировали спрос на профессию, проект и т.п. - рабочий класс, учитель, физик, БАМ, Новосибирский академгородок. Сейчас в ГД нет ни одного рабочего или крестьянина -доктора наук, заслуженные спортсмены, артисты. Идеология радикально меняется вместе с общественными ценностями.

2. Экономика. Относительно низкая стоимость образовательных услуг. Традиционно ВПО представлял собой рынок продавца, но за несколько лет парадигма поменялась - сейчас это достаточно развитый рынок покупателя практически во всех его проявлениях и последствиях.

3. Социология. Демографический переход. Женщина независима, ориентирована на карьеру, деньги и соответственно на получение высшего образо-

вания. То же для мужчин, но, кроме того, для них высшая школа выступает еще и как средство ухода от службы в армии.

4. Технологии. Интернет позволил все более активно переходить на дистанционное образование.

Отраслевые факторы среды. Входные барьеры оказались предельно снижены (ЕГЭ - проблема временная, больше надуманная, российский народ привык и не такие задачи решать). Гимназии, школы и колледжи встраиваются в систему ВПО. В настоящий момент они нацелены на подготовку абитуриентов. Переговорные силы на стороне потребителей образовательных услуг.

Таким образом, к середине 90-х гг. вся совокупность условий и факторов, определяющих развитие ВПО в стране, сложилась таким образом, что возможность дальнейшей динамики в форме лавинообразного процесса стала реальностью. Это и определило ситуацию, когда общее количество вузов соответствует возросшему количеству студентов.

Предвидеть эту ситуацию было вполне возможно. Она рыночная и определяет ситуацию конкуренции между вузами. Любые факторы, опираясь на которые Минобрнауки собирается контролировать число вузов, могут быть только искусственными и внедряться в соответствии с принципами недобросовестной конкуренции. Это подтверждается реальными шагами по укрупнению вузов. Например, в соответствии с рейтингом качества приема (совместный проект ГУ-ВШЭ и РИА «Новости» на 2010 г.) Сибирская академия государственной службы заняла вполне приличное 75-е место, попав в графу «популярные вузы» [7]. Тем не менее ее делают филиалом Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. (Кстати говоря, и РАГС не был последним вузом страны). Здесь частично работают рыночные механизмы, но не те, которые имеют отношение к образованию. Речь, конечно же, идет о недвижимости. Простым росчерком пера Москвой приобретается очень приличная недвижимая собственность бывшей Высшей партийной школы в престижном районе Новосибирска. Поэтому при выступлениях министров образования и оживляются девелоперы, а не профессора. По мнению генерального секретаря Российского союза ректоров Ольги Кашириной, «главная цель реорганизации вузов -эволюция качества образования. Экономическая и социальная отдача вуза должна стать выше, чем государственные вложения в него. При этом четкого государственного плана преобразований пока нет» [8]. Особенно показательны последние слова. Плана нет, потому что нет критериев, согласно которым эти преобразования нужно проводить. Решения принимаются на основе каких-то общих соображений без серьезного анализа ситуации.

Еще пример: насильственное закрытие представительств вузов в других городах. Даже не говоря о резко отрицательной социальной составляющей данного процесса, обращает на себя внимание тот факт, что не были представлены никакие данные по качеству образования в этих самых представительствах. Крайне негативно воспринимается и то, что государственные вузы вынуждены были открывать эти представительства, поскольку не получали (да и до сих пор не получают) достаточных бюджетных средств. Колоритная деталь: пока эти заработанные вузами средства распределялись через казна-

чейство, существование представительств допускалось, но как только вошел в силу закон об автономии, их запретили. Примеры легко умножить.

Иначе говоря, вместо того, чтобы рыночными средствами пытаться влиять на ситуацию, речь идет о грубом административном вмешательстве.

Теперь о перепроизводстве гуманитариев, экономистов, юристов, тогда как «нам» нужны инженеры, технологи, математики, физики.

Таблица 2

Динамика выпуска специалистов системой ВПО в 1990, 1997—2006 гг. (чел.) [2, 10]

Годы Выпуск специалистов - всего Выпуск специалистов - экономика и управление, гуманитарные науки, образование и педагогика Выпуск специалистов (без графы 3) Выпуск специалистов (бюджет)

1990 401100 145600 255500 401100

1997 457702 217500 240202 384200

1998 500789 261095 239694 408600

1999 554814 304426 250388 426100

2000 635069 365224 269845 451800

2001 720205 430664 289541 473800

2002 840405 523346 317059 509600

2003 976930 633575 343355 520600

2004 1076577 720097 356480 522500

2005 1151645 773554 378091 517200

2006 1255025 845199 409826 541300

В рассматриваемом временном интервале действительно произошли количественные и качественные изменения выпуска специалистов высшего профессионального образования (табл. 2). Например, в 2006 г. по сравнению с 1990 г. прирост выпуска специалистов составил 853925 чел., причем экономисты, юристы и педагоги вместе обеспечили 81,9% этого прироста (699599 чел.). В 1990 г. выпуск специалистов был 401100 чел., из них юристов, экономистов, педагогов 145600 чел. (36,3%). В 2006 г. доля выпуска гуманитариев в общем выпуске составила уже 67,3%, остальные группы специальностей - 32,7%. Структура качественно поменялась. Судя по набору 2010 г., примерно та же структура выпуска специалистов сохранится как минимум до 2015 г. Темп роста общего выпуска за указанный интервал - 3,13; по трем категориям за это же время - 5,8; по остальным (не считая юристов, экономистов и педагогов) - 1,6, для сравнения бюджетный выпуск специалистов за это же время увеличился в 1,35 раза. Отметим также, что общий выпуск негуманитариев на рубеже 1999-2000 гг. восстановил свою дореформенную численность, а в 2006 г. этот показатель превзошел по абсолютной величине весь выпуск России 1990 г. более чем на 8,0 тыс. чел. (409826401100 - см. табл. 2).

Остановимся подробней на экономистах, юристах и педагогах, о которых министр сказал, что «это специальности, которые не обеспечивают нормальные рабочие места. Это дорога в никуда» [9]. Сложно понять, правда, что здесь значит выражение «нормальное рабочее место». По-видимому, речь идет о «готовых рабочих местах».

И здесь необходим социологический анализ. Возьмем для сравнения выпускника по группе специальностей «экономика и управление» и по группе специальностей «авиационная и ракетно-космическая техника».

Нормальное рабочее место для последнего - действующий завод гражданской авиации. Сколько было таких в 90-х гг. прошлого века? А сейчас? И сколько нужно сейчас судостроителей, если ряд судостроительных заводов остался на Украине, а влекущие жалкое существование на территории России планируется занять строительством «Мистралей»? Иначе говоря, инженеры жестко зависят от положения дел в промышленности. Если же промышленность не обеспечивает им рабочие места, они либо ищут себя за границей, либо создают малые предприятия и вынуждены получать экономическое или юридическое образование. Но в этом случае они автоматически переходят в другую социальную группу, с ростом которой правительство планирует бороться.

Экономисты и юристы тем и отличаются от других специалистов, что, во-первых, создание рабочих мест для них не требует значительных затрат, во-вторых, они - сами рабочее место. Получая высшее образование по направлениям гуманитарного профиля, население России создавало и создает себе материальную подушку безопасности в условиях турбулентной российской действительности. На уровне домохозяйства физик-ядерщик едва ли будет востребован в части своих специальных знаний и квалификации; юрист, экономист, педагог - потенциальный источник дополнительных семейных доходов или экономии затрат.

Совершенно оправдана позиция директора Института развития образования ГУ-ВШЭ И. Абанкиной: «Экономические и юридические знания — это, скорее, уже не высшее образование, а абсолютно необходимый базис для современного человека. Выпускник экономического факультета необязательно будет работать по профессии, он может использовать полученные знания, например, для организации своего бизнеса». Сейчас в России около миллиона предприятий малого бизнеса, несколько миллионов индивидуальных предпринимателей, вклад этого сектора в российский ВВП - на уровне 20%, и это 14-15% общей численности занятых в экономике страны. В значительной части этот сектор создан гуманитариями. На самом деле, государство активно формирует повышенный спрос на экономические и юридические специальности: многократно увеличился финансовый сектор экономики (банки, страховые компании, фонды), вновь создано множество фискальных и контрольных структур

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Далее, есть один момент, о котором как-то не очень принято говорить: система педагогических университетов еще с советских времен используется населением как способ урбанизации сельской молодежи (кстати говоря, выпуск аграрных университетов также значительно увеличился в рассматриваемом интервале времени).

Кроме того, «гуманитаризация» высшего образования не является российским достижением. Повышенный спрос на эти образовательные траектории характерен для всех или почти всех стран «золотого миллиарда». В США давно уже русские преподаватели учат математике и физике выходцев из КНР, Индии, Сингапура; у молодых британцев в моде свободные профес-

сии - дизайнеры, художники, журналисты; во Франции примерно та же картина, наконец, Германия, традиционно отличавшаяся культовым отношением к инженерным специальностям, с трудом набирает в технические университеты первокурсников.

В современных условиях спрос на ту или иную группу специальностей зависит, к сожалению, не только и не столько от «нашего» желания, а от того, например, насколько уже сейчас экономика нашей страны готова обеспечить рабочие места будущим специалистам. Реальные действия государства в декларируемом направлении мало кого убеждают и скорее говорят об обратном.

Таким образом, кардинальное изменение структуры в разрезе обобщенных групп специальностей (если в 1990 г. доля «гуманитариев» в общем выпуске специалистов составляла 36,3%, то в последние годы она держится на уровне 67-68%) напрямую определяется изменением структуры общества и его ценностных ориентаций, а не субъективными факторами. При этом прямое участие государства в данном процессе было минимальным (Закон об образовании 1992 г., сыгравший существенную роль в катализации ускоренной динамики, бюджетное финансирование на уровне 40% общих расходов вузов, мягкие регламенты лицензирования и аккредитации учреждений

ВПО).

Соответственно, «перепроизводство» экономистов, юристов, педагогов -миф; «недопроизводство» инженеров, технологов, математиков, физиков для нужд нашей экономики - фантазия. Сложившийся на настоящее время баланс этих социальных групп является естественным итогом политикоэкономических преобразований.

Литература

1. Карпенко О.М., Бершадская М.Д., Вознесенская Ю.А. Показатели уровня образования населения в странах мира: анализ данных международной статистики // Социология образования. 2008. №6. С. 4-20.

2. Коммерсантъ. 2010. № 221. 30 нояб.

3. Фурсенко А. В России сейчас нет рабочих мест для выпускников гуманитарных специальностей. Интерфакс 8.1.2009. [Доступ: http://www.interfax.ru/society/news.asp?id=59661].

4. Медведев призвал вузы готовить в огромных количествах юристов и экономистов. ИТАР-ТАСС от 15.2.2011. [Доступ: http://www.itar-tass.com/level2. html?NewsID= 15955893 &PageNum=0].

5. Россия в цифрах: Стат. ежегодник. М.: Росстат, 2009. 890 с.

6. Образовательные учреждения высшего профессионального образования [Доступ: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/obraz/vp-obr1.htm].

7. Рейтинг качества приема в российские государственные вузы. 2010 [Доступ: http://rian.ru/ratings_multimedia/20100902/271380235.html].

8. Союз ректоров верит в спасение науки через слияние вузов.- РБК 14.6.2012 [Доступ http://top.rbc.ru/society/14/06/2012/655044.shtml].

9. Выступление министра на Совете ректоров России в июле 2009 г. [Доступ: http://www.newizv.ru/lenta/104936/].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.