Научная статья на тему 'Информационные механизмы согласованности социальных реформ'

Информационные механизмы согласованности социальных реформ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
146
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Арсеньева Татьяна Ивановна, Бажин Игорь Иванович

Анализ процессов инновационного управления в современной России требует осмысления не только методов, технологий и процедур разработки и внедрения стратегических и тактических управленческих решений органами регионального управления по преобразованию социума, но и особенностей сопровождения этой деятельности в информационной среде региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Арсеньева Татьяна Ивановна, Бажин Игорь Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные механизмы согласованности социальных реформ»

Социальное государство

Татьяна АРСЕНЬЕВА, Игорь БАЖИН

ИНФОРМАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ СОГЛАСОВАННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ

Анализ процессов инновационного управления в современной России требует осмысления не только методов, технологий и процедур разработки и внедрения стратегических и тактических управленческих решений органами регионального управления по преобразованию социума, но и особенностей сопровождения этой деятельности в информационной среде региона.

Думается, что неудачи и откровенные провалы ряда социальных реформ последнего времени (пенсионная реформа, реформа ЖКХ, «монетизация льгот», внедрение новых отно-й собственности в сфере землепользования и т.д.), во многом связаны именно с отсутствием эффективного информационного обмена субъектов, реализующих реформы, с массовым и обыденным сознанием целевых групп общества. Реалии сегодняшнего времени таковы, что значительная часть социальных изменений, происшедших в России со времени распада Советского Союза, воспринимается населением как сокращение жизненно важных ресурсов рядовых граждан, как принудительное воздействие «власть имущих», как навязывание чуждых ценностей и норм — словом, как необоснованно возникающие угрожающие социальные ограничения. Естественно, такое положение вещей не добавляет доверия граждан к власти всех ветвей и уровней и с неизбежностью ведет к блокированию обществом любых попыток реформирования и модернизации социально-экономической системы государства.

В условиях информационного общества в арсенале управленческих средств органов государственного управления появился новый эффективный инструмент, опирающийся на коммуникативные технологии убеждения и ведущий к публичной согласованности интересов всех общественных групп. Безусловно, нельзя не согласиться с известным тезисом о том, что убеждение в определенном смысле ограничивает свободу мысли и мировоззрения гражданина. С нашей точки зрения, новое качество данного подхода состоит в том, что властные структуры, реализуя информационные механизмы, ставят иную задачу — не добиваться полной управляемости общества независимо от желаний и воли составляющих его граждан, а выявить существующие или скрытые потребности людей и раскрыть через информационную среду новые возможности реализации этих потребностей в результате осуществляемых властью социальных инноваций.

Одним из наглядных примеров использования механизмов такого рода является недавнее введение дополнительного личного досмотра граждан (вплоть до содержимого обуви) практически во всех аэропортах мира, в том числе и в России. Такое жесткое социальное ограничение удалось достаточно быстро ввести на вполне ясном основании — каждый пассажир любого самолета испытывает острейшую потребность в безопасности. Убеждение же массового сознания в необходимости применения столь уникальных мер было направлено через информационную среду на все группы общества, а не только на пассажиров аэропортов, что и позволило создать и закрепить новую социальную норму практически во всех

АРСЕНЬЕВА Татьяна Ивановна — д. филос. н, профессор,

заведующая кафедрой информационной политики ИПК ВВАГС

БАЖИН

Игорь Иванович — д. тех.н, профессор, заведующий кафедрой теории и практики государственного и муниципального управления ИПК ВВАГС

странах мира. Однако законы коммуникативного взаимодействия с массовым сознанием в условиях информационного общества таковы, что напоминание о положительных результатах введения новой нормы еще долгое время должно присутствовать в информационной среде в форме разнообразных информационных поводов, гармонизируя достигнутое согласие всех связанных с этой сферой групп общества.

Следовательно, коммуникативный обмен следует рассматривать как одно из направлений деятельности регионального управления, минимизирующее социальные противоречия при трансформациях общественного устройства. Формирование информационной среды региона в отношении социальных преобразований — длительный процесс, требующий вложения интеллектуальных, материальных, финансовых, технических, организационных и иных ресурсов. Этот процесс должен начинаться с момента замысла реформ, сопровождать их внедрение, акцентировать общественное сознание на полученных результатах, и, в отличие от собственно реформирования, имеющего завершающую стадию, не заканчиваться постановкой «информационной точки». С позиций регионального управления реформа дает конкретные позитивные результаты в установленные сроки и завершается как проект, информационное же сопровождение должно продолжаться и после окончания нормативных процедур реформирования, поставляя обществу примеры и образцы достигнутой согласованности, обоснованно убеждая все группы общества в правильности выбранного пути. Сразу оговоримся, что речь идет только о позитивно нацеленном управлении, в основе которого лежит социальная ответственность власти и цель которого — социальная стабильность, всестороннее развитие общества и достижение конкретных социально значимых результатов при ответах на возникающие глобальные вызовы.

Информационные механизмы согласованности социальных реформ предполагают выработку лояльного отношения-мнения целевых групп общественности к происходящим изменениям через взаимодействие коммуникатора со всеми уровнями общественного сознания — мифологическим, массовым, обыденным. Из

этого следует, что задуманная стратегия социальных реформ, во-первых, должна носить долговременный характер, создавая информационный каркас среднесрочных и отдаленных перспектив развития страны, региона, муниципального образования, быть согласованной на всех уровнях государственного и муниципального управления (в отличие, например, от затянувшейся неопределенной ситуации с внедрением «Закона об основах местного самоуправления в РФ» №131 в части делегирования полномочий или бюджетной обеспеченности деятельности органов местного самоуправления). Во-вторых, цели реформирования должны стать понятными если не всему населению региона, то, по крайней мере, тем целевым группам, интересы которых данная реформа непосредственно затрагивает или создает новые нормы социальных отношений. В-третьих, процесс непосредственного внедрения реформ на уровне непосредственного взаимодействия субъекта реформ с обществом технологически должен стать минимально болезненным. В-четвертых, результаты намеченных преобразований, анализ достижений и промахов требуют режима публичного диалога.

В свете информационного сопровождения инновационной деятельности органов регионального управления это означает, что на первый план выходят технологии позиционирования в массовом сознании населения новых фактов, явлений, событий, связанных с инновационной управленческой деятельностью власти на всех этапах реформирования: этапе планирования, реализации и анализа.

При осуществлении позиционирования необходимо учитывать известное социальное правило трех частей, согласно которому любое сообщество можно разделить на три части — активную, нейтральную и оппозиционную. Применительно к информационной сфере это правило означает, что одна часть населения сразу лояльно воспринимает информацию, часть населения равнодушна к этой информации, а третья часть не воспримет данную информацию никогда.

В сегодняшних российских условиях социальных трансформаций, по некоторым оценкам социологов, «активные/ нейтральные/оппозиционные» части

населения имеют соотношение 10/20/70. Очевидно, что такое состояние общественного сознания не позволяет даже теоретически ставить вопрос «о всенародной любви» к институтам власти, несмотря на высокие рейтинги доверия к отдельным политическим лидерам страны. Тем не менее многие должностные лица органов власти ставят такую задачу перед пресс-службами, не понимая, что сегодня требуется выполнение иной задачи — быть понятным населению и предсказуемым (а не обязательно любимым) в своих решениях и действиях.

Еще раз подчеркнем мысль о том, что любая реформа ведет к новым социальным отношениям, проявляющимся в деятельности людей, в их следовании новым нормам и социальным ограничениям вплоть до включения социальных инноваций в традиционную культуру общества. Известно, что любая деятельность не существует без мотива, а мотив, в свою очередь, неотделим от потребности. Следовательно, информационные механизмы на всех этапах реформы следует нацеливать на убеждение общественного сознания в возможности удовлетворения имеющихся или формирующихся, проявленных или непроявленных потребностей граждан в результате появления новых социальных норм. Только в этом случае «нейтральные» группы могут переместиться в «активные», а «оппозиционные» смягчить свое отношение к действиям власти до нейтрального. Более того, система «потребность + информационное сопровождение» способна давать не арифметические, а синергические результаты, не только формируя «отношение» населения к органам регионального управления, но и вызывая активную действенную поддержку тех или иных мероприятий власти.

Примером такого рода может служить изменение активности населения одного из муниципальных центров Нижегородской области и самостоятельное подключение его без каких-либо мер принуждения к борьбе администрации городского округа г. Бор с торговцами наркотиками. Публичное информационное начало истории было положено около двух лет тому назад на «прямой линии» президента с гражданами России. Жители города в открытом эфире пожаловались на засилье наркобаронов, на огромное

количество и доступность наркотиков для молодёжи и попросили действенной помощи. Региональные власти совместно с соответствующими территориальными федеральными структурами активно подключились к проблеме, решением которой они и так занимались по роду службы. Однако в отличие от прежнего образа действий, в регионе началось активное информационное сопровождение борьбы с наркотрафиком — от отдельных информационных поводов до создания специальных теле- и радиопрограмм, усиленного информирования молодёжи в занимательной для неё форме (конкурсы, создание рекламных роликов, плакатов, постеров и т.д.). В результате грамотного применения информационного механизма проявился ни кем не запланированный эффект: жители города «самоорганизовались». По своей инициативе многие стали без страха приходить в дома к могущественным наркодельцам и выдвигать им требования: «Живите честно или уезжайте», тем самым открыто поддерживая своими действиями штатную работу правоохранительных органов. Заметим, что большинство активистов

— люди, имеющие благополучные семьи, где нет детей-наркоманов и где раньше просто возмущались бездействием властей, даже не помышляя о собственном участии в таком «далеком от них» деле. Как следствие — отъезд части наркокланов из города, свертывание наркоторговли, снижение употребления наркотиков молодёжью.

Индивидуальная физиологическая потребность в безопасности, потребность в отсутствии страха за своих детей, социальная потребность большинства борчан жить в нормальном городе, а не в «наркостолице России», поддержанная информационными механизмами, привела к существенному улучшению социального самочувствия населения района и, безусловно, во многом изменила его отношение как к местной власти вообще, так и к правоохранительным структурам в частности.

Данный пример наглядно подчеркивает возможности информационного сопровождения, обращенного к разным уровням общественного сознания, если они используются комплексно: информация о стратегии (идеологии, методологии) обращена, прежде всего, к мифологичес-

кому уровню; технологическое позиционирование нового социального явления осмысливается массовым сознанием. Обыденное сознание, в свою очередь, обрабатывает информацию о событиях, фактах, явлениях, которую человек может проверить. При конгруэнтном наложении трех информационных составляющих возникает ожидаемый результат

— движение потребителей информации в направлении от категории «пассивные» (или даже «оппозиционные») к категории «активные», вплоть до осознанного непринудительного побуждения к действию, вызванному активированной внутренней потребностью индивида. Тем самым происходит перемещение людей из состояния «объект реформ» в новое социальное качество — «субъект реформ», что не может не вести к глубинной согласованности общественной жизни.

С учётом того что люди, проживающее на одной территории, имеют разный уровень образования, разную культурную принадлежность, возраст, профессию и т.п., возникает особая сложность позиционирования, поскольку один и тот же информационный повод должен быть подан столькими способами, сколько сегментов выделит для него пресс-служба той или иной властной структуры.

Информация должна привлекать внимание, вызывать интерес и быть понятной тем, на кого рассчитана. Если бизнес продвигает по уровням позиционирования определенный товар или услугу, затрачивая ресурсы на коммерческую рекламу и стимулирование сбыта, то деятельность власти здесь должна пониматься существенно шире. Естественно, что позиционирование требует максимального вложения ресурсов при информационном сопровождении первого этапа инновационных преобразований, требующем внедрения в массовое сознание новых социальных понятий. По мере продвижения инновационной социальной нормы или ограничения меняются и уровни их позиционирования в массовом сознании, вплоть до приобретения им четко опознаваемого целевой группой имиджа.

Тезис о том, что «возможность получать публичные услуги, публичную информацию должна быть доступна в равной степени всем гражданам страны», с нашей точки зрения, трансформируется

для органов регионального управления в четыре основные задачи по позиционированию социальных реформ, корреспондирующиеся с механизмами реализации Концепции административной реформы в РФ1 и основными положениями Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации2.

И эти задачи требуют более широкого подхода к использованию информационных механизмов, чем плановое сопровождение собственно мероприятий реформирования.

Первая задача — необходимость позиционировать в целом институт власти в сознании каждого человека, проживающего на данной территории. Граждане должны четко понимать различие между уровнями и ветвями власти; различать функции органов государственной власти и местного самоуправления; не путать главу муниципального образования с губернатором и президентом; понимать роль депутатов в организации жизни местного сообщества и страны; знать, что представляет собой «субъект Федерации», в котором они проживают, в чем состоит новый порядок замещения должности высшим должностным лицом субъекта РФ; какой смысл имеет территориальное общественное самоуправление и в чём его отличие от местного самоуправления и т.д. По своей сути такая практика носит коммуникационно-просветительский характер, способствуя знакомству с ценностями всех групп общества и одновременно давая начало согласованию интересов через информированность и настроенность на совместное размышление, повышая пока ещё «низкий уровень доверия граждан к отдельным институтам государственной власти»3.

Вторая задача — позиционирование государственной гражданской и муниципальной службы как сервисного института. По мнению Президента РФ, отраженному в Посланиях Федеральному

1 Распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р; распоряжение Правительства РФ от 9 февраля 2008 г. № 157-р.

2 Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. №Пр-212 // Российская газета, федеральный выпуск №4591 от 16 февраля 2008 г.

3 Послание Федеральному Собранию Российской Федерации 25 апреля 2005 г., Москва, Кремль // www.kremlin.ru.

Собранию РФ в 2005—2006 гг.1, «наше чиновничество ещё в значительной степени представляет собой замкнутую и подчас просто надменную касту, понимающую государственную службу как разновидность бизнеса. И потому задачей номер один для нас по-прежнему остается повышение эффективности государственного управления, строгое соблюдение чиновниками законности, предоставление ими качественных публичных услуг населению».

Как видим, вторая информационная задача затрагивает уже не только и не столько население территории, сколько персонал органов государственного управления, то есть и массовое, и обыденное сознание государственных гражданских и муниципальных служащих. Эта деятельность нацелена на осознание служащими своей новой социальной роли в изменяющемся обществе, на преодоление существующих тенденций в среде государственной, партийной и корпоративной бюрократии «потреблять достигнутую стабильность в своих корыстных интересах». Кроме того, «быть с обществом в ответственном диалоге — политически целесообразно. И поэтому современный российский чиновник обязан учиться разговаривать с обществом не на командном жаргоне, а на современном языке сотрудничества, языке общественной заинтересованности, диалога и реальной демократии. Это наша базовая позиция, и мы будем ей строго следовать»2.

На уровне действий в рамках кадровой политики органов государственного управления, естественно, применяются соответствующие технологии. В информационном же пространстве региона такого рода деятельность должна сопровождаться предоставлением обществу плановых информационных поводов, демонстрирующих преодоление коррупции, безответственности и непрофессионализма профессиональной средой государственных и муниципальных служащих. В массовом сознании такого свойства поводы позиционируют власть как сервисный институт. На уровне обыденного сознания — убеждают в реальнос-

1 Послание Федеральному Собранию Российской Федерации 10 мая 2006 г., Москва, Кремль // www. kremlin.ru.

2 Распоряжение Правительства РФ от 9 февраля

2008 г. № 157-р.

ти тезиса о том, что не происходит и не произойдет «передача страны в распоряжение неэффективной коррумпированной бюрократии» и что «иметь в стране развитые демократические процедуры не просто необходимо, но и экономически выгодно».

Очевидно, что информационные механизмы способны привести к синергическому эффекту только в том случае, если коммуникационное воздействие будет опираться на потребности общества, связанные с действиями органов власти, и на выявление или формирование соответствующих потребностей людей, осуществляющих государственное и муниципальное управление. Демонстрация обществу высоких образцов служения обществу, поднятие престижа государственной службы, требование откликаться на запросы людей, недопустимость корысти, недопущение бюрократических реакций, формирование современных стимулов — вот лишь небольшой перечень направлений информационной работы для развития позитивной мотивации персонала и преодоления конфликтов интересов власти и общества.

Третья задача связана с тем, что в России нарастает кризис идентичности как следствие крупнейшей геополитической катастрофы двадцатого века — крушения Советского Союза. Содействовать людям в поисках чувства идентичности — одна из главных задач власти.

Один из эффективных инструментов для решения данной информационной задачи — сохранение и развитие культуры с адекватным отражением этой деятельности в информационной среде, а следовательно, и в массовом, и в обыденном сознании. По мысли Н.А. Бердяева, «не в политике и экономике, а в культуре осуществляются цели общества», «вообще нельзя создать новой культуры, не имеющей никакой связи с прошлой культурой, не имеющей никакого предания, не почитающей предков» и «только соединение социального движения с духовным движением может вывести человека из состояния раздвоенности и потеряннос-ти»3. Здесь неоспоримым становится тезис о том, что такая коммуникативная

3 Бердяев Н.А. Философия неравенства. — М.: ИМА-Пресс, 1990, стр. 288; Бердяев Н.А. Дух и реальность. — М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2006, стр. 697.

деятельность органов власти в условиях коренных социальных перемен становится частью решения проблемы национальной безопасности.

Четвертой задачей, которую в рамках использования имиджа как информационного ресурса могут выполнить, в отличие от бизнес-структур, только органы государственной власти и местного самоуправления, является позиционирование территории в особой целевой группе — в группе инвесторов. Деятельность по продвижению территории включает в себя определение целевых групп для информирования; определение каналов продвижения информации о территории; поиск оптимальных форм информации, носителей информации, объёмов, сроков её предъявления, участие руководства и бизнес-структур региона и муниципальных образований в значимых коммерческих проектах.

Маркетинговый смысл продвижения состоит в активной передаче информации органами государственного управления и местного самоуправления потенциальным и существующим потребителям для принятия ими решения, будь это внешний или внутренний инвестор, турист из другого региона или крупный предприниматель из ближнего или дальнего зарубежья.

С другой стороны, население региона в рамках информационных механизмов согласованности должно получать информацию, связанную с позитивными и негативными исходами внедрения инвестиционных проектов. Тогда — не протесты, митинги и разгоны демонстраций, а открывающиеся возможности для реализации потребностей всех участников, переход от традиционных субъектообъектных отношений к взвешенному решению трех равноправных субъектов процесса социальной трансформации. По сути, общее коммуникативное действие с социально значимым результатом

— достижением понимания и согласован-

ности. В этом смысле следует обратить особое внимание на базовые положения концепции коммуникативной рациональности Ю. Хабермаса, открывающей возможности для преодоления кризисных ситуаций, сопровождающих практически все инновационные социальные преобразования в современной России, через гармонизацию планов и действий для достижения индивидуальных целей на основе коммуникативного взаимопонимания.

Несмотря на устоявшееся мнение о том, что сила любой власти в новых условиях определяется качеством применения всего объёма коммуникативных технологий, адресованных массовому сознанию, в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления к настоящему времени они всё еще не используются как полноценный ресурс регионального инновационного управления. Более того, значительная доля органов власти, прежде всего муниципального уровня, в своем составе фактически не имеет соответствующих структур, а там, где они созданы, работа ведётся в основном в направлении точечного информирования населения о деятельности власти. Тем самым органы государственной власти на региональном уровне до настоящего времени так и не трансформировались в своей массе в полноценные субъекты информационной политики, целенаправленно не применяя арсенал законов и принципов организации коммуникативного пространства, позволяющий при относительно небольших ресурсных вложениях активизировать позитивные стереотипы в массовом сознании целевых групп. Так, в первую очередь необходимо использовать весь потенциал символов, обращенных к коллективному бессознательному, то есть к мифологическому уровню. Данный принцип применим, в частности, к информационному сопровождению региональных социальных программ в комплексе с маркетинговым приёмом сегментирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.