УДК 159.9.072.5
ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАНИПУЛЯЦИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
УЯЗВИМОСТЬ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ
ПУЛКО ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА
к.т.н., доцент кафедры защиты информации факультета информационной безопасности
БГУИР, Минск, Беларусь
КИВАЙКО ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ
к.п.н., доцент кафедры менеджмента и образовательных технологий факультета управления и профессионального развития педагогов ИПКиП БГПУ, Минск, Беларусь
Аннотация. Рассмотрены проблемы психологической устойчивости и благополучия личности в условиях кризисной информационной среды. В условиях информационного кризиса наблюдается распространение дезинформации и манипулятивных материалов, которые могут дестабилизировать психическое состояние людей, влиять на их решения и создавать ложное чувство реальности. Не все люди обладают одинаковыми навыками критического мышления и информационной грамотности, что делает их более уязвимыми для воздействия манипулятивной информации и дестабилизирующих факторов. Кризисные ситуации и информационный шум могут способствовать усилению социальных противоречий, недоверия и разделения в обществе. Понимание механизмов психологического воздействия информации может позволить разработать эффективные методы защиты от дезинформации, манипуляций и информационного шума, а также развить навыки критического мышления и информационной грамотности у всех слоев населения.
Ключевые слова: психологическая устойчивость, благополучие личности, манипулирование, кризисная информационная среда.
В современном информационном обществе человек сталкивается с огромным потоком информации, который может оказывать значительное влияние на его психологическое благополучие. Информационная перегрузка, дезинформация и фейковые новости могут привести к развитию тревожности, стресса и даже клинической депрессии. Кризисные ситуации, особенно транслируемые через информационные каналы (видео-контент), могут приводить к различным психоэмоциональным нарушениям, снижению работоспособности и ухудшению качества жизни. В условиях информационного кризиса наблюдается распространение дезинформации и манипулятивных материалов, которые могут дестабилизировать психическое состояние людей, влиять на их решения и создавать ложное чувство реальности. Отдельное внимание заслуживает теория поколений, согласно которой каждое поколение формируется в уникальных условиях времени, таких как войны, экономические кризисы, технологические прорывы и социальные движения. Эти условия влияют на их культуру, ценности и привычки. При этом значимым является тот факт, что поколения могут влиять друг на друга, как положительно, так и отрицательно.
Несмотря на то, что опасности и неблагоприятные последствия воздействия кризисной информационной среды все чаще отмечаются в научной литературе, исследования о том, что может противостоять доверию, дезинформации, фейкам и активному их распространению, все еще находятся на начальном этапе и далеки от однозначных решений.
В связи с этим изучение и исследование психологической устойчивости и благополучия личности в условиях кризисной информационной среды является актуальной и важной задачей. В рамках данного исследования посредством теоретико-методологического анализа были рассмотрены проблемы психологической устойчивости и благополучия личности.
Информационная среда общества как неотъемлемая часть среды обитания человека является фактором его здоровья и должна соответствовать требованиям безопасности. В
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
результате развития коммуникационных технологий на базе компьютерных устройств и построения сети Интернет произошли существенные изменения информационной среды общества и её влияния на человека. Изучение негативного влияния современной информационной среды на человека не может ограничиваться физическими и психофизиологическими факторами. Значимой является семантическая составляющая самой информации. Информационная среда оказывает негативное влияние на когнитивную и эмоциональную сферу его психики. Объектом информационного воздействия является личность [1]. Исследование процессов, происходящих в коре головного мозга во время восприятия разных форматов дезинформации и разных элементов манипуляций, встречающихся в них, важно само по себе для развития понимания общих процессов восприятия информации. Однако становится все больше таких исследований именно в контексте комплексного изучения влияния дезинформации.
Кризисная информационная среда характеризуется избытком информации, негативным ее характером, быстрыми изменениями, непрозрачностью, недостоверностью и угрозой ментальному здоровью, оказывает сильное и длительное воздействие на человека, нарушая его психологическое равновесие и благополучие. Последствия этого воздействия могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными, затрагивая различные сферы жизни.
Основными чертами кризисной информационной среды являются, следующие:
1. Информационное перенасыщение - поток новостей, статей, мнений, видео и других материалов становится неконтролируемым, вызывая перегрузку, стресс.
2. Негативный характер информации - в настоящее время в большей степени преобладают негативные, тревожные и пугающие новости, отражающие кризисные события и угрозы.
3. Динамизм и нестабильность - информация быстро меняется, часто противоречит предыдущим данным, вызывая путаницу и дезориентацию.
4. Непрозрачность и недостоверность - трудно отделить правдивую информацию от дезинформации, фейковых новостей и манипуляций.
5. Потеря достоверности традиционных источников информации - многие люди теряют доверие к традиционным медиа, обращаясь к непроверенным источникам, что усиливает проблему дезинформации.
6. Повышенный уровень тревожности и страха - постоянное потребление негативной информации увеличивает уровень стресса, тревоги, паники и беспокойства.
7. Риск информационной зависимости - попытки контролировать ситуацию и получить полную картину могут привести к чрезмерному потреблению информации и зависимости от гаджетов.
Как следствие, кризисная информационная среда способствует влиянию на психическое и физическое здоровье, что может выражаться увеличением уровня стресса и тревоги, ухудшением качества сна и нарушения цикла сон-бодрствование, повышением риска депрессии и других психических расстройств, снижением когнитивных способностей, внимания, концентрации и памяти, повышением уровня агрессии, раздражительности и конфликтов.
В Международной лаборатории социальной нейробиологии НИУ ВШЭ для анализа вовлеченности в просмотр различных медианарративов был адаптирован метод межсубъектных корреляций (Inter-Subject Correlation, ISC-показатель). Впервые примененный в контексте функциональной магнитно-резонансной томографии [3], данный метод был позже адаптирован для исследований электрофизиологической активности мозга [4]. Метод базируется на идее того, что нейронная активность, связанная с восприятием видеоинформации, будет схожа среди людей, кто смотрит одно и то же видео (рисунок 1). Тогда как нейронная активность, не связанная с восприятием этого видео, будет индивидуальной у каждого из испытуемых. Таким образом, ISC-показатель - это уровень синхронизации мозговой активности группы во время просмотра видеоматериала.
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
Рисунок 1 - Динамика КС-показателя по сумме трех наиболее коррелированных компонентов на примере просмотра одного видео для двух групп участников (красный и
синий цвета
Для того чтобы выявить факторы устойчивости к дезинформации, предполагается сравнивать электрофизиологическую активность коры головного мозга участников, записанную с помощью ЭЭГ во время просмотра участниками фейковых видео разных жанров.
Конечно, кризисная информационная среда не является новым феноменом, она возникает в разных ситуациях: во время войн, стихийных бедствий, пандемий, политических кризисов. Поэтому рекомендуется критически воспринимать информацию, проверять ее достоверность и не поддаваться панике и манипуляциям, находить способы справиться с информационным перенасыщением и сохранить психическое здоровье. Индивидуальная устойчивость к кризисной информационной среде включает в себя не только непосредственный процесс критического, отстраненного восприятия медиаконтента, но также готовность после знакомства с новостным сюжетом проверить достоверность источников и разобраться в представленной информации внимательнее. Склонность к такого рода действиям также может являться особенностью личности и требует исследования в комплексе с другими факторами.
Для развития психологической устойчивости в условиях кризисной информационной среды и информационных манипуляций можно использовать следующие рекомендации:
- практики осознанности, посредством которых тренируется внимание к своим мыслям, эмоциям и телу;
- развитие саморегуляции через освоение техник управления стрессом, медитации, дыхательных упражнений;
- избегание перфекционизма, принятие неудач как возможности для роста;
- развитие эмоционального интеллекта - умение понимать свои эмоции и эмоции других людей, эффективно коммуницировать;
- вести здоровый образ жизни - правильное питание, физическая активность, достаточный сон;
- поиск поддержки - общение с близкими людьми, участие в группах поддержки, обращение к психологу.
В настоящее время психология не располагает достаточным количеством исследований, посвященных данной теме. Полученные результаты исследования могут послужить теоретической основой для дальнейших исследований психологической устойчивости и
благополучия не только у современной молодежи, но и других слоев населения в зависимости от их социальной принадлежности, возрастных ограничений, достатка, семейного положения и т.д. Психологическая устойчивость - это не врожденное качество, а навык, который можно и нужно развивать.
ЛИТЕРАТУРА
1. Talwar, S., Dhir, A., Kaur, P., Zafar, N., and Alrasheedy, M. Why do people share fake news? associations between the dark side of social media use and fake news sharing behavior // Journal of Retailing and Consumer Services, 2019. — Т. 51 — Р. 72-82.
2. Дружилов, С.А. Современная информационная среда и экология человека: психологические аспекты // С.А. Дружилов / Гигиена и санитария, № 97(7), 2018, с. 597-603.
3. Hasson U. et al. Intersubject synchronization of cortical activity during natural vision // Science. — 2004. — Т. 303. — № 5664. — Р. 1634-1640.
4. Dmochowski, J. P., Sajda, P., Dias, J., & Parra, L. C. Correlated components of ongoing EEG point to emotionally laden attention: a possible marker of engagement? // Frontiers in Human Neuroscience. — 2012. — 6.
5. Коломинский, Я. JI., Белановская, О. В. Субъективное благополучие критерий психологического здоровья личности // Психология - 2008. - №1. - С. 43 - 47.