Научная статья на тему 'Фейк как инструмент распространения вирусного контента в информационном поле Республики Таджикистан'

Фейк как инструмент распространения вирусного контента в информационном поле Республики Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
36
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационное поле / стратегии противодействия / фейковые новости / информация / достоверность / информационная грамотность / эмоциональная реакция / information field / counteraction strategies / fake news / information / credibility / information literacy / emotional reaction

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рассказова И. Н., Муродов И. Э.

В жестких условиях возрастания количества и качества гибридных угроз в социально-экономической системе международных отношений фейковые новости являются серьезной проблемой, которая может привести к негативным последствиям для современной национальной безопасности всех стран без исключения. В XXI веке фейки используются как инструмент перехвата геополитическим противником информационной повестки с целью разрушительного вирусного агрессивного манипулятивного влияния на людей, и поэтому защита общества от деструктивного воздействия фейковой информации приобретает актуальную значимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fake as a tool for spreading viral content in the information field of the Republic of Tajikistan

In the harsh conditions of the increasing quantity and quality of hybrid threats to the socio-economic system of international relations, fake news is a serious problem that can lead to negative consequences for modern security. In the 21st century, fakes are used as a tool by geopolitical adversaries to hijack the information agenda with the aim of destructive, viral, and aggressive manipulative influence on people. Therefore, protecting society from the destructive impact of fake information becomes of crucial importance.

Текст научной работы на тему «Фейк как инструмент распространения вирусного контента в информационном поле Республики Таджикистан»

Рассказова И.Н.

Кандидат социологических наук, доцент кафедры корпоративного управления ВШКУ, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва.

Муродов И.Э.

Заместитель начальника управления финансов и бухгалтерского учета, Академия государственного управления

при Президенте Российской Федерации, слушатель дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки «Государственное управление в XXI веке», Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва.

Фейк как инструмент распространения вирусного контента в информационном поле Республики Таджикистан

Информационные гибридные войны с применением информационного оружия ведутся в настоящее время очень активно и являются обязательным инструментом мировой политики для нанесения репутаци-онного, психологического, политического, социально-экономического урона у объектов-мишеней, а также насильственного внешнего контроля страны в интересах агрессора. Фейк (англ. fake — подделка) - это ложная, недостоверная, сфальсифицированная информация, которая выдает желаемое за достоверное.

Фейковые новости как информационная мистификация или намеренное распространение дезинформации в информационном пространстве ориентированы на получение финансовой выгоды и политического шантажа. По мнению А.В. Манойло, технологии информационных войн, основанные на манипулятивном управлении политическим сознанием и поведением граждан, исключительно опасны: их главная задача - разделить и поляризовать общество, разорвать его на множество клочков и фрагментов, заставить эти фрагменты искренне ненавидеть друг друга с тем, чтобы затем столкнуть их между собой, инициировав борьбу на уничтожение, или объединить их агрессию в единый поток и направить

его против действующей власти [2, с. 45]. Фейковые новости оказывают негативное влияние на сознание людей и приводят к нарушению их взаимоотношений, принятых в обществе норм, правил, ценностных ориен-таций и традиций, нарушают конституционную стабильность и гражданский порядок.

Регулярность столкновений с фейковой информацией, сложность в разграничении правдивой и ложной информации, негативное воздействие фейковых новостей на жизнь граждан, неправильная оценка достоверности ими полученной информации, недостаток знаний о приемах противодействия фейкам обусловливают необходимость проведения социологического исследования и на основании репрезентативных данных рассмотреть специфику влияния фейковых новостей и информационных вбросов на самочувствие граждан Республики Таджикистан.

Эмпирическую базу исследования составили материалы анкетного опроса «Восприятие фейковых новостей гражданами Республики Таджикистан», проведенного авторами ^^^ #Д02ал»т данной статьи по случайной выбор- ^^^Л »отзодозалет ке в мае 2023 года. В исследовании ^ЩШ^^т ^Щк от 40 до 49 лет приняли участие 121 респондент ДИЦ^Д^ИИД •от 50 и° 59 лет Республики Таджикистан: 43,8% ре- | Щ •от 60 лет и старше спондентов - в возрасте 30-39 лет, 35,5% опрошенных - до 29 лет, 9,9% - от 40 до 49 лет, 9,9% граждан - от 50 до 59 лет. Рис- !• Распределение коли-

1. Ваш возраст? (Рис. 1) чества респондентов по возра-

2. Ваш пол? (Рис. 2) сту, в %.

В исследовании приняли участие 59,5% мужчин и 40,5% женщин. Значительная доля респондентов имеет экономическое образование 31,4%, 21,5% опрошенных - гуманитарное, 19% - техническое, 11,6% - медицинское, 1,8% - юридическое образование.

3. Ваше базовое образование? (Рис. 3)

Результаты проведенного исследования показали, что 28,9% граждан Республики Таджикистан сталкиваются с фейковой информацией практически каждый день и 24,8% респондентов - несколько раз в неделю. Данные обстоятельства предоставляют возможность сделать вывод об актуальности и своевременности проблематики проведенного исследования.

4. Как часто Вы встречаетесь с фейковой информацией? (Рис. 4)

# Техническое 0 Экономическое

' Гуманитарное С Военное Ф Медицинское

# Юридическое

9 Экономический, медицинские, теки и

# Международное

1/2 ▼

# Мужской

# Женский

Рис. 3. Распределение количества респондентов по сферам образования, в %.

Рис. 2. Распределение количества респондентов по полу, в %.

Анкетный опрос выявил тот факт, что граждане испытывают определенные трудности с разграничением правдивой и лживой информации: 34,7% респондентов испытывают эти трудности, 36,4% - иногда испытывают подобные затруднения, и только 25,6% респондентов ответили, что не испытывают затруднений в разграничении правдивой и лживой информации.

5. Испытываете ли Вы сложность в разграничении правдивой и лживой информации? (Рис. 5)

Примечателен тот факт, что 81% респондентов подтвердили актуальность широкого распространения фейковой информации в информационном поле Республики Таджикистан. Таким образом, граждане осведомлены о проблеме широкого распространения фейковой информации, и данные обстоятельства обусловливают, на наш взгляд, необходимость изучения проблемы защиты граждан от

0 Несколько раз в жизни 9 Несколько раз в неделю

Единичный случай в Ни разу в жизни ф Практически каждый день 9 Очень часто # Затрудняюсь ответить

Рис. 4. Мнение граждан Республики Таджикистан о регулярности столкновений с фейковой информацией, в %.

• Да

• Нет

0 Иногда

9 Затрудняюсь ответить

Рис. 5. Наличие сложностей у респондентов в разграничении правдивой и лживой информации, в %.

деструктивного воздействия вбрасываемой в информационное пространство заведомо ложной информации, т.к. фейковые новости провоцируют нагнетание страха, эмоционального напряжения, паники, распространение слухов и дестабилизацию общества.

6. На Ваш взгляд, в настоящее время актуальна проблема широкого распространения фейковой информации? (Рис. 6)

В процессе исследования также был выявлен механизм влияния фейковых новостей на жизнь обычных граждан. Результаты исследования показывают, что 23,1% респондентов считают, что фейковые новости влияют на их жизнь, 25,6% опрошенных утверждают, что они влияют частично, 47,9% респондентов утверждают, что фейки не влияют на их жизнь.

7. Как фейковые новости повлияли на Вашу жизнь? (Рис. 7)

Результаты исследования убедительно показывают, что фейковые новости влияют не только на жизнь граждан, но и на деятельность организационных структур Республики Таджикистан: 16,5% респондентов утвердительно ответили, 22,3% опрошенных утверждают, что они влияют частично. На наш взгляд данный факт вызывает тревогу и обусловливает необходимость предпринимать определенные меры по противодействию фейковым новостям в информационном поле Республики Таджикистан.

8. Как фейковые новости

# Да. актуальна 0 Неактуальна . ■ Затрудняюсь ответить

Рис. 6. Актуальность проблемы широкого распространения фейковой информации в Республике Таджикистан, в %.

Ф Не повлияли ф Повлияли

Частично повлияли

# Не можем ехать в Россию, потону, что уровень экономики снизилась

Ф Стало труднее посетить другие

страны из-за ограничения в период... ф Стало труднее понять где правда а где ложь

# Сложно правду а ноаосгях про СВО...

Рис. 7. Степень влияния фейковых новостей на жизнь граждан Республики Таджикистан, в %.

I

16,5% амь •

И

# Не повлияли Повлияли Частично повлияли

• Да

Жизнь подорожало, потому, что на эго повлияли фейковые информации В значительной степени совратились рабочие места

Рис. 8. Степень влияния фейковых новостей на деятельность организаций Республики Таджикистан, в %.

повлияли на деятельность Вашей организации? (Рис. 8)

Немаловажно, что в процессе исследования была выявлена проблема масштабного распространения фейковых новостей в Республике Таджикистан: 57,9% респондентов считают, что проблема распространения фейков носит масштабный характер, и 30,6% опрошенных отмечают невысокий уровень ее распространения.

9. Насколько, на Ваш взгляд, проблема распространения фейковых новостей носит масштабный характер? (Рис. 9)

В процессе проведения анкетного опроса было очень важно выяснить следующее: всегда ли недостоверная информация в информационном поле Республики Таджикистан выглядит достоверной. Мы получили ответ на этот вопрос, который определяет важность разработки стратегий противодействия фейковым новостям, минимизации их разрушительного воздействия и повышении информационной грамотности граждан, т.к. речь идет о принципиально новых угрозах современной национальной безопасности Республики Таджикистан. 71,9% респондентов ответили, что иногда недостоверная информация выглядит достоверной, 14% опрошенных утверждают, что всегда, по их мнению, недостоверная информация выглядит достоверной, 12,4% - затруднились ответить на этот вопрос Таким образом, мы можем сделать вывод, что обычные граждане Республики Таджикистан часто испытывают трудности в верификации полученной информации.

10. Как часто, по Вашему мнению, недостоверная информация выглядит достоверной? (Рис. 10)

В нашем исследовании был вопрос, касающийся конкретных действий граждан Республики Таджикистан при «встрече» с подозрительными и резонансными фейковыми новостями на интернет-ресурсах. Результаты

9 В значительной степени 9 В небольшой степени I Затрудняюсь ответить ф Разделение общества

Рис. 9. Степень масштабности распространения фейковых новостей в Республике Таджикистан, в %.

# Иногда 9 Всегда

Затрудняюсь ответить 9 Их не отличить

Рис. 10. Распределение мнений граждан Республики Таджикистан о достоверности и недостоверности поступающей информация, в %.

исследования показывают, что 65,3% респондентов проверяют информацию в официальных источниках, 55,4% респондентов ответили, что воздерживаются от повторной публикации этой информации в социальной сети, 47,1% респондентов ответили, что обсуждают фейковые новости с друзьями и родственниками, 24,8% респондентов ответили о том, что они репостят и делятся этой информацией в социальной сети. Лишь 0,8% респондентов ответили, что они пропускают подозрительную информацию или помечают ее как спам. Таким образом, мы видим, что необходима серьезная разъяснительная работа среди граждан Республики Таджикистан, помогающая им самостоятельно минимизировать информационную атаку, вирусное эмоциональное заражение, цепную реакцию, манипуля-тивное воздействие.

11. Что Вы делаете, когда сталкиваетесь с подозрительными фейко-выми новостями на интернет-ресурсе? (Рис. 11)

Результаты исследования показывают, что люди, живущие в виртуальном пространстве, могут адекватно оценить достоверность полученной информации, и это является хорошим показателем: 37,2% граждан Республики Таджикистан ответили утвердительно на данный вопрос.

12. Насколько, на Ваш взгляд, люди, живущие в виртуальном пространстве, могут адекватно оценивать достоверность получаемой информации? (Рис. 12)

Анкетный опрос выявил также тот факт, что граждане Республики Таджикистан сталкиваются с основным потоком фейковой информации на новостных сайтах в Интернете, в меньшей степени - на телевидении и социальных сетях.

13. В каких источниках информации Вы чаще всего сталкивались с фейковыми новостями? (Рис. 13)

Депаю перепоет и делюсь да... воздержияаюсь от повторной . Проверю информацию в офи... Обсуждаю фейиовые новое«и...

Затрудняюсь ответить Пропускаю Отмечаю как спам

ЭО <24,6 %)

■■ 6*6,6%) 1 <о,в %> | 1 (0,8 %) 1 <0,8 %)

О Я©

Рис. 11. Распределение мнений граждан Республики Таджикистан о необходимых действиях при столкновении с подозрительными фейко-выми новостями, в %.

V Практически всегда % Иногда да

♦ Иногда нет

9 Это невозможно сделать

• Затрудняюсь ответить

# ПраетччЕски всегда Щ Иногда

Никогда, т.к. доверяю западным СМИ О Затрудняюсь ответить Ш Никогда

Э Западные Больше доверни в нет

в Не западне а наши чаше врут

Рис. 12. Степень адекватной Рис. 14. Количество респонден-

оценки гражданами Республики тов, проверяющих поступающие

Таджикистан достоверности полу- новости из западных СМИ, в %. чаемой информации, в %.

В процессе исследования, на наш взгляд, важно было выяснить, как граждане Республики Таджикистан воспринимают информацию, которая поступает из западных СМИ. В этом направлении есть очень позитивный вектор, который заключается в том, что обычные граждане понимают недостоверность части информации, предоставляемой западными СМИ: 30,6% опрошенных проверяют информацию практически всегда, 47,9% опрошенных - иногда проверяют полученную информацию, и только 9,1% респондентов ответили, что не проверяют информацию из-за того, что они доверяют западным СМИ.

14. Проверяете ли Вы информацию после просмотра новостей западных СМИ? (Рис. 14)

Следующим важным шагом в процессе социологического исследования стало выявление «степени знакомства» граждан Республики Таджикистан с приемами, методиками и стратегиями противодействия фейковым новостям. К сожалению, 57,9% респондентов не знакомы со способами противодействия фейкам, и только 28,9% опрошенных понимают, как им действовать в ситуации «столкновения» с фейковой информацией.

ТВ

Радио

Новое , ,, и : .111 1,1 в интернете Форумы, ■;(:(■..,( .1 Рас^ыпкя по 'И '■<•[>':■<><т.почте Разговоры с друзьями, энэко..

70 чь)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23 <19 %)

103 (05.1 %)

S1 (42,1 «.) 50 (41.3 %1

Затрудняюсь ответит ь I 1 (0.0

О

Рис. 13. Источники информации для граждан Республики Таджикистан, в %.

15. Знакомы ли Вам техники, приемы, стратегии противодействия фейкам? (Рис. 15)

Таким образом, результаты исследования показывают, что большинство граждан Республики Таджикистан часто сталкиваются с фейковыми новостями, основными источниками информации для них являются Интернет и телевидение. При этом большинство респондентов не знакомы со способами противодействия резонансной фейковой информации, и поэтому актуальность разработки эффективных стратегий противодействия фей-ковым новостям, направленных на повышение уровня информационной грамотности населения Республики Таджикистан несомненна.

В повседневной жизни граждан Республики Таджикистан по-прежнему имеет место появление ложной, вымышленной информации, воздействие которой ничуть не меньше, чем фейковых новостей. Благодаря развитию устного народного творчества Республики Таджикистан часть вымышленной информации была перенесена в сказки и эпосы. В сказках, эпосах, легендах, которые считаются нематериальным богатством нации, положительные герои сталкивались со злом в виде интриг, мошенничества и обмана. По сути, они были интерпретацией природных явлений, национальных особенностей, образа жизни определенного народа. После появления письменной литературы в Республике Таджикистан ситуации с присутствием обмана и выдумок можно было встретить в художественных произведениях. В качестве примера можно привести не только произведения классической мировой и национальной литературы, но и современные произведения.

В произведениях персидских поэтов можно найти персонажей, которые распространяют ложную информацию или дезинформацию. Это может быть связано с их личными интересами или мотивами, такими как желание получить выгоду или власть. Например, в эпосе «Шахнаме» Фердоуси можно найти персонажей, которые распространяют ложную информацию, чтобы достичь своих целей. Туранский царь Афридун обманом заставляет Иранского царя Кай Кавуса отправить своего сына Си-явуша на битву, в которой он погибает.

• Да

• Нет

■ Затрудняюсь ответшь

Рис. 15. Степень знакомства граждан Республики Таджикистан с методами и стратегиями противодействия фейкам, в %.

В произведениях персидских поэтов также можно найти персонажей, которые используют дезинформацию для манипуляции другими персонажами. Например, в поэме «Маснави» Руми можно найти историю о богатом купце, который обманом заставляет бедного человека работать на него бесплатно. Таким образом, ложная информация и дезинформация играют важную роль в произведениях персидских поэтов, так как они помогают создать сложные сюжеты и персонажей, а также показывают, каким образом люди могут использовать информацию для достижения своих манипулятивных и корыстных целей.

Сегодня информация доступна миллионам граждан Республики Таджикистан в огромном количестве и в различных форматах. Однако не всегда можно доверять этой информации и необходимо грамотно отличать правдивую информацию от ложных вбросов [1, c. 34]. Для этого необходимо, на наш взгляд, «прокачивать» «мягкие навыки» - эмоциональный интеллект, информационную гигиену и грамотность, критическое мышление, т.к. именно soft skills помогают находить, анализировать, оценивать и использовать информацию в различных контекстах на основе фактов, аргументов и доказательств, выбирать правильные источники информации, проверять ее достоверность и объективность. Вышеуказанные навыки, на наш взгляд, помогут людям не становиться мишенью, избегать ошибок в процессе принятия решений и делать обоснованные выводы [4, c. 58]. С целью развития информационной грамотности и критического мышления граждан необходимо, на наш взгляд, следующее:

• использовать различные источники информации и не ограничиваться только одним источником;

• сравнивать информацию, поступающую из разных информационных источников;

• проверять достоверность информации;

• использовать проверенные медиа-источники;

• проверять факты и аргументы;

• анализировать информацию и причинно-следственные связи между событиями;

• ставить вопросы и искать логичные ответы;

• общаться с разными людьми и анализировать разноплановые точки зрения;

• фиксировать собственные эмоциональные реакции на информационные сообщения.

В Республике Таджикистан, на наш взгляд, необходимо проводить обучающие программы и курсы по повышению информационной грамотности и гигиены населения, создавать механизмы проверки информации, поддерживать различные программы по международному партнерству для борьбы с фейками, создавать законодательную базу, регулирующую деятельность СМИ, а также использовать современные информационные технологии для борьбы с фейками [5, с. 29]. Только комплексный подход и совместные усилия общества, государства и СМИ могут помочь в борьбе с фейковыми новостями и сохранить информационную безопасность Республики Таджикистан.

Список литературы:

1. Воронов О.Е. Современные информационные войны: типология и технологии. - Москва: Издательский дом «Дело», 2018. 200 с.

2. Манойло А.В. Государственная информационная политика в условиях гибридной войны. - Москва: ООО «Издательство Юрайт», 2019. 150 с.

3. Новикова А. Фейковые новости: проблемы и стратегии борьбы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология, 2019. С. 407-417.

4. Стригунов К.С., Манойло А.В., Безвербный В.А. Фейки вбросы, государственные перевороты и демографические войны. -М.: Горячая линия - Телеком, ил. Серия «Информационные войны и цветные революции», 2022 408 с.

5. Сулейманов Ш.С. Информационные войны: история и современность. - Москва: Издательство «Эксмо», 2018. 256 с.

Bibliography

1. Voronov O.E. Modern information warfare: typology and technology. - Moscow: Delo Publishing House, 2018. 200 p.

2. Manoilo A.V. State information policy in a hybrid war. - Moscow: Urayt Publishing House LLC, 2019. 150 p.

3. Novikova A. Fake news: problems and strategies of struggle // Bulletin of the Russian Peoples' Friendship University. Series: Political Science, 2019. Р. 407-417.

4. Strigunov K.S., Manoilo A.V., Bezverbny V.A. Fake stuffing, coups d'etat and demographic wars. - M.: Hotline - Telecom, ill. Series "Information wars and color revolutions", 2022 408 p.

5. Suleymanov Sh.S. Information wars: history and modernity. - Moscow: Eksmo Publishing House, 2018. 256 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.