Научная статья на тему 'ФЕЙКОВАЯ ПРОПАГАНДА КАК ИНСТРУМЕНТ ДЕЗИНФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА И БОРЬБА ЗА ИХ РАСПРОСТРАНЕНИЕ'

ФЕЙКОВАЯ ПРОПАГАНДА КАК ИНСТРУМЕНТ ДЕЗИНФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА И БОРЬБА ЗА ИХ РАСПРОСТРАНЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
849
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕЙК / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНТЕРНЕТ / СМИ / ИНФОРМАЦИЯ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузьменко Юлия Алексеевна, Попова Ольга Владимировна

Статья посвящена теоретическому изучению такому явлению как фейковые новости. Представлена классификация фейковых новостей по группам с примерами восприятия обществом. Также исследованы «Фейки» в период пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19. Проанализирована борьба с фейками в 2020 году на законодательном уроне. Изложены изменения в Уголовный кодекс РФ, КоАП РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAKE PROPAGANDA AS A TOOL OF DISINFORMATION OF SOCIETY AND STRUGGLE FOR THEIR DISTRIBUTION

The article is devoted to the theoretical study of such a phenomenon as fake news. The classification of fake news by groups with examples of public perception is presented. "Fakes" were also investigated during the new COVID-19 coronavirus pandemic. The fight against fakes in 2020 at the legislative level is analyzed. Changes to the criminal code of the Russian Federation and the administrative Code of the Russian Federation are outlined.

Текст научной работы на тему «ФЕЙКОВАЯ ПРОПАГАНДА КАК ИНСТРУМЕНТ ДЕЗИНФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА И БОРЬБА ЗА ИХ РАСПРОСТРАНЕНИЕ»

Информационное право

DOI 10.47643/1815-1337_2020_10_122

ФЕЙКОВАЯ ПРОПАГАНДА КАК ИНСТРУМЕНТ ДЕЗИНФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА

И БОРЬБА ЗА ИХ РАСПРОСТРАНЕНИЕ

КУЗЬМЕНКО Юлия Алексеевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ). E-mail: [email protected];

ПОПОВА Ольга Владимировна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент Департамента международного и публичного права Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. E-mail: [email protected]

Краткая аннотация. Статья посвящена теоретическому изучению такому явлению как фейковые новости. Представлена классификация фейковых новостей по группам с примерами восприятия обществом. Также исследованы «Фейки» в период пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19. Проанализирована борьба с фейками в 2020 году на законодательном уроне. Изложены изменения в Уголовный кодекс РФ, КоАП РФ.

Abstract: The article is devoted to the theoretical study of such a phenomenon as fake news. The classification of fake news by groups with examples of public perception is presented. "Fakes" were also investigated during the new COVID-19 coronavirus pandemic. The fight against fakes in 2020 at the legislative level is analyzed. Changes to the criminal code of the Russian Federation and the administrative Code of the Russian Federation are outlined.

Ключевые слова: фейк, информационное пространство, интернет, СМИ, информация, ответственность.

Keywords: fake, information space, Internet, media, information, responsibility.

В современных условиях Интернет для общества является единственным источником информационного пространства. С возникновением Интернета информацию распространять, получать и использовать стало намного легче, чем в советский период. Выполняя функции журналистов активные бло-геры, начинают искажать факты, присваивая полномочия СМИ и игнорируя принципы работы с фактическими данными, порождая недостоверную информация - фейки.

В связи с этим возникает старый метод дезинформации, так называемое сарафанное радио — это распространение слухов. Слухи — это особенность неофициальной информации, полученной от знакомых. В отличии от официального получения информации, например из СМИ, неформальное общение подсознательно воспринимается человеком как заслуживающего доверие. Информация в виде слухов доходит быстрее, если формулировка сообщения интересна и легко запоминается по сравнению со СМИ. Это и закрепляется как истинное происхождение данной новости в силу ее первичности. Успешной можно считать фейковую новость если мнение общества поменялось после подачи ложной информации. Важно понять какую пропаганду или угрозу несет недостоверная информация (фейк), и как в дальнейшем бороться с данным явлением.

Слово «Фейк» от английского переводится как обман, ложь, подделка. Современная цифровая среда позволяет нашему современнику включатся в потоки информации не зависимо от места нахождения. В итоге потребность получать событийную информацию и взаимодействовать с людьми из разных точек мира становится все более доминируемой в социальном пространстве. Автор Зелинский С.А., отмечает, что:« информационное оружие является мощнейшим средством идеологического воздействия и пропаганды, ориентированным на подавление массового психического сознания, внедрения в

подсознание масс соответствующих установок (паттернов поведения), которые в любое время могут быть активированы манипуляторами» ) [6, с.39-40 ].

Красовская Н. Р., отмечает, что: «такая форма коммуникаций несет в себе новые угрозы социальному здоровью всего общества. Речь идет о массовом распространении ложных, или фейковых, новостей, развернувшееся в последнее десятилетие, - явление, которое невозможно было бы представить раньше, в до-информационную эру. За последние 10 лет (особенно активно в 2013-2014 гг. - с начала украинских событий) фейковые новости как пожар охватили различные интернет-ресурсы, в частности социальные сети. В результате интернет-пользователи тысячами ставят лайки лживым сообщениям и постам. На смену простому «зомбоящику» пришел более сложный и изощренный «зомбоэкран» с клавиатурой» ) [7, с 79 - 82].

Последняя особенность объясняется тем, что основная функция слуха связана с желанием молодого поколения получить объяснения неизвестной ситуации с помощью слуха основывается на эмоциональных предрассудках, страхах, всеобщем желании. Распространение слухов является ответами на вопросы, которые дают возможность предпринять какие-то действия. Следует отметить, что как правило, когда происходит катастрофа, техногенная, природная или гуманитарная (а пандемия коронавируса относится именно к таким ситуациям), люди начинают быстро и массово обмениваться информацией по поводу события. Причины такого поведения могут быть самыми разными: желание поддержать друг друга, предостеречь, нехватка информации или ее недостоверная оценка. Именно поэтому массовое распространение слухов, мемов и шуток можно считать попыткой выразить глубокие и не до конца отрефлекси-рованные переживания по поводу непонятной ситуации в условиях неопределенности. Такие тексты, распространяясь по со-

циальным сетям, из уст в уста обрастают подробностями, варьируются, попадают в СМИ и воспринимаются как фейковые новости. Однако «злонамеренного автора» нарративов о катастрофах в большинстве случаев не существует. Это легенды, слухи, толки — тексты, происхождение и закономерности трансмиссии которых можно выяснить и разложить по полочкам.

В современных условиях общество волнует какую угрозу несет «фейковая новость», и как затормозить процесс распространения недостоверной информации в сети интернет. Фейковые новости стилистически похожи на обычные, но отличаются от них полной или частичной недостоверностью и распространяются с целью манипулирования общественным поведением в угоду дезинформатору. Правовая природа фейко-вых новостей заключается в недостоверности, но при этом обладает сенсационными признаками. Массовыми поставщиками «фейковых новостей» могут быть как физические, так и юридические лица.

Фейковые новости можно классифицировать с точки зрения получения информации (объём получения недостоверной информации, места и время, события и действия и/или участники, цели и задачи ложной информации), что вызывает основной научный интерес учёных.

Фейковые новости делятся на три группы:

1). Полностью ложные новости. Например, темами фейков стало использование на избирательных участках авторучек с исчезающими чернилами, штрафах за неучастие в электронном голосовании, отсутствии правовой необходимости проведения общероссийского голосования по поправкам в Конституцию РФ, а также информации о возобновлении ограничительных мер, введенных из-за режима самоизоляции, после завершения голосования. □ Или, например о том, что новая Конституция уже принята, еще до голосования, потому что такие экземпляры с якобы уже включёнными поправками стали печатать и продавать в магазинах.

2). Частично ложные новости. Лживая информация с частично правдивыми новостями. Например, по поводу пожара в ТЦ «Зимняя вишня» в 2018 года и взрыв газа в Магнитогорске в жилом доме. Жители данных городов верили СМС сообщениям которые распространялись среди общества, как о погибших, так и о раненых людях. Жители верили любой информации, слухам и лжи и делились этой информацией со знакомыми. Этим воспользовались сетевые пранкеры. В первом случае недостоверная информация было о числе погибших, т.е об огромном количестве жертв - 350 человек. Во втором — местные жители делились «закрытыми» данными о якобы произошедшем теракте. В данной группе фейков, состоит элемент общественной опасности, который волнует общество с требованиями правды и справедливости.

3). Искажающие реальные новости. В данной группе

искажается реальность частично...например, фразами, цитатами, отрывками из текста. С таким фейком бороться сложнее всего, на него могут поддаться даже образованные люди с развитым интеллектуальным и культурным уровнем.

Таким образом, фейк — это коллективное творчество, информация, которая обрастает подробностями по мере распространения, вводит человека в заблуждение, заставляет сомневаться в собственных знаниях. В таком состоянии можно поверить в любые факты, чем и пользуются недобросовестные авторы.

На сегодняшний день, мы видим это на примере пандемии новой коронавирусной инфекции О^Ю-19. В феврале этого года Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила, что одновременно с коронавирусом по миру расползается другая опасная эпидемия — инфодемия. Интернет полон недостоверных данных об инфекции, которые расходятся с огромной скоростью. Изначально болезнь появилась в Китае в феврале 2020г. Далее распространилась по всему миру заражая сотни, тысячи людей. [8]. Тем не менее вместе с фейковы-ми новостями истерия и ажиотаж способны нанести реальный вред здоровью граждан,) [9] поскольку вирус совершенно новый и никому не известный, а также быстрота распространения. В связи с тем, что для общества не известна болезнь фейковые новости многочисленно стали распространятся в мессенджерах и социальных сетях.

Так, в период вспышки в Китае широко использовалась информация, от том, что вирус разработан в городе Ухань в одном из институтов по вирусологии и новая короновирусная инфекция случайно распространилась. Постепенно информация стала появляется в публикациях в сети Интернет и СМИ. Подобные слухи подкреплялись публикациями в СМИ). В социальных сетях встречается еще один слух, который отмечается запугиванием о мутации вируса в нечто смертельное и опасное. Данные слухи базируются на страхах и являются устойчивой тенденцией для восприятия. Владимир Файнзильберг, отмечает, что вред, который возникает в связи с запугиванием, бесконечным напоминанием, какой-то фейковой информацией, приводит к тому, что люди становятся чрезвычайно напряжёнными, у них повышается уровень тревоги, а самое главное — агрессии к окружающим) [10].

Среди основных сюжетов фейков — власти и врачи якобы скрывают реальные масштабы распространения инфекции и данные о жертвах, а также то, что ООМЮ-19 — миф. Кроме того, в последнее время стали чаще публиковаться видеоматериалы, изготовленные в виде документальных сюжетов, в которых излагаются разного рода конспирологические теории о намеренном распространении коронавируса или ложной информации о данном вирусе с целью решения геополитических и экономических задач.

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2020. № 10(190)

Борьба с фейками — вопрос, которым в 2020 году занимаются соцсети, поисковики, государства и международные организации особенно во время социального беспокойства в период пандемии COVID-19, появившихся с начала вспышки Выявление фейков осуществляется на основании закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [3]. Поиском фейков занимается, в частности, Информационный центр по мониторингу ситуации с коронавиру-сом. Информационный центр по мониторингу ситуации с коро-навирусом (ИЦК) заработал в середине марта, с приходом эпидемии СОУЮ-19 в Россию. Центр создали на базе автономной некоммерческой организации «Диалог».

В марте 2020 г. Президент Владимир Путин подписал Закон, ужесточающий ответственность за злонамеренную дезинформацию. Эти изменения обусловлены ситуацией, связанной с коронавирусной пандемией и повышенными мерами безопасности, а также ответственности за распространение фейков. С начала апреля в России возбуждено больше десятка уголовных дел о распространении в интернете фейков о коро-навирусе. С 1 апреля 2020 года вступили в силу изменения в Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс) [2].

Итак, административная ответственность для физлиц за распространение фейков установлена с марта прошлого года (ч. 9-ч. 10 ст. 13.15 КоАП), а вот для юрлиц - введена в этом году (ч. 10.1-ч. 10.2 ст. 13.15 КоАП РФ «Злоупотребление свободой массовой информации») [1]. Согласно новой части 10.1 статьи 13.15 КоАП, ответственность наступает за распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях под видом достоверных сообщений заведомо недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств. Ответственность по данной норме предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 1,5 млн рублей до 3 млн рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.

Частью 10.2 статьи 13.15 КоАП введена ответственность за распространение в средствах массовой информации, а также в Интернете заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, повлекшее смерть человека, причинение вреда здоровью человека или имуществу, массовое нарушение общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи. Наказание - ад-

министративный штраф для юридических лиц в размере от 3 млн до 5 млн рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой. Субъектами данных административных правонарушений (части 10.1 и 10.2 статьи 13.15 КоАП) могут быть только юридические лица. Частью 11 статьи 13.15 КоАП в новой редакции предусмотрена ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 10, 10.1 или 10.2 указанной статьи КоАП.

Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. №100-ФЗ установлена уголовная ответственность за публичное распространение заведомо ложной информации, в том числе повлекшей тяжкие последствия (ст. 207.1-207.2 Уголовного кодекса) [4]. Статьей 207.1 УК РФ устанавливается ответственность за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности граждан и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств. Наказание - штраф в размере от 300 тысяч до 700 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 18 месяцев, либо обязательные работы на срок до 360 часов, либо исправительные работы на срок до 1 года, либо ограничение свободы на срок до 3 лет.

Частью 1 статьи 207.2 УК РФ предусмотрена ответственность за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее причинение вреда здоровью человека. Такое действие наказывается штрафом в размере от 700 тысяч до 1,5 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо принудительными работами на срок до 3 лет, либо лишением свободы на тот же срок. Часть 2 статьи 207.2 УК РФ - те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия. Наказание - штраф в размере от 1,5 млн до 2 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы на тот же срок.

В Обзоре Верховный Суд РФ подчеркнул, что: «к упомянутым в примечаниях ст. 207.1 УК РФ и ст. 13.15 КоАП РФ обстоятельствам, представляющим угрозу жизни и безопасности граждан, относятся обстоятельства распространения новой коронавирусной инфекции на территории РФ, поскольку это повлекло и может еще повлечь человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения». Кроме того, ВС РФ указал, что: «административная ответствен-

ность по ч. 10.1-ст. 10.2 ст. 13.15 КоАП РФ установлена для юрлиц, а к уголовной ответственности по ст. 207.1 и 207.2 УК РФ могут быть привлечены граждане, в том числе должностные лица, руководители юрлица» ) [5]. Необходимо отметить, что фейковую информацию представители власти будут анализировать по двум признакам: опасности и степени достоверности. Последний определяют генпрокурор или его заместители, их вердикт можно будет оспорить через суд.

Таким образом, подводя итог, отметим следующее: 1.На данную проблему необходимо смотреть с точки

Библиография:

зрения национальной безопасности. Фейковые новости - это угрожающая благополучию россиян искаженная или фальшивая информация, выдаваемая за достоверную.

2.Необходимо усилить мониторинг новостей в сети Интернет с выявлением угрозы для общества.

3.Создать аккаунт в социальной сети, где будут размещаться советы по определению надежных источников, комментарии различных лекций по медиаграмотности с указаниями на конкретные фейки, поскольку одной из причин фейковых но-востей-это медианеграмотность.

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.

3. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3448.

4. Федеральный закон от 01.04.2020 №100-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.04.2020, № 14 (часть I), ст. 2030.

5.Письмо Верховного Суда РФ от 21.04.2020 № 7-ВС-2188/20 «Об утверждении Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой корона-вирусной инфекции (COVID-19) № 1. Документ опубликован не был.//СПС Консультант Плюс.

6. Зелинский С. А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. Средства массовой коммуникации, информации и пропаганды — как проводник манипулятивных методик воздействия на подсознание и моделирования поступков индивида и масс. — СПб.: Издательско-Торговый Дом «СКИФИЯ», с. 39-40.

7. Красовская Наталия Рудольфовна, Гуляев Андрей Анатольевич, Юлина Галина Николаевна (2019). Фейковые новости как феномен современности. Власть, (4), 79-82.

8.A Depoux, PhD, S Martin, PhD, E Karafillakis, Bsd RP, R Preet, MPH, A Wilder-Smith, MD, H Larson, PhD, The pandemic of social media panic travels faster than the COVID-19 outbreak, Journal of Travel Medicine, taaa031, https://doi.org/10.1093/jtm/taaa031.

9. https://regnum.ru/news/society/2920990.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.