ше валялся в госпиталях и не испытал того, чего испытали солдаты, мыкавшиеся на фронте с 1941 года»/С"766/. По сему и правда, подсказанная писателю памятью и восприятием войны, получилась личная, однобокая и злая с сомнительной объективностью. «Все празднуем день Победы,- огорчается он,- и забываем замаливать самые тяжкие грехи»/С.762/. Какие же грехи должны замаливать солдаты Великой Отечественной? Каиться, что защищали самое святое - Родину ценой крови и самой жизни?
Определенное понимание сути писательской правды о войне дает, думаю, ключевая мысль В.Астафьева: «Я рос, учился, служил, воевал в той же стране, которая так привыкла ко лжи... не чувствовала ни стыда, ни боли, вроде уж народ ее притерпелся ко всему и не хотел, да и не хочет, в большинстве своем, иначе жить. Так какое я имел право мыслить и работать иначе, чем мой народ, который привык к утешающей лжи, сам сделался увертлив, вороват и трусоват» /С.765/. В «правде» о войне писатель и отобразил мысли, поступки, психологию «вороватого и трусоватого» своего народа.
На войне всегда страшно. Кто же это будет отрицать? Но была сила сильнее страха - это моральный дух в олицетворении чести и совести, порядочности и человечно-
А.С. ЛУНЕВА
ОмП/ПС
УДК 947.084.8
По определению из энциклопедического словаря «Отечественная война» - это справедливая война за честь, свободу и независимость отечества против иноземных захватчиков. В истории России было две отечественных войны: Отечественная война 1812 года и Великая Отечественная война 1941-45 гг. Эти две войны имеют очень много общего, начиная с момента начала (в 1812 году войска Наполеона перешли русскую границу в ночь на 12(24) июня, а немецкие войска напали на СССР в ночь на 22 июня). И в том, и в другом случае нападение было внезапным, без объявления войны. И в XIX и в XX веке российская армия не была готова к отражению агрессии, и тогда и сейчас на стороне нападавших воевали солдаты стран союзников, то есть русским войскам приходилось сражаться против численно превосходящего противника. Начало обеих войн складывалось для нашего народа неудачно, в 1812 году пришлось сдать французам Москву, а в 1941 году это едва не случилось. Другой общей чертой являлось мужество русских солдат, которые ценой своей жизни смогли задержать продвижение врага и дали возможность собрать резервы. Широко развернулась народная партизанская война.
Вместе с тем, события Отечественной войны 1812 года рассматриваются нашими современниками как нечто отдаленное, наряду с другими славными страницами русского оружия. Не так много книг о тех событиях (если не считать романа Л.Н.Толстого «Война и мир»), очень
сти. Именно эти качества советского народа, кто бы не называл его «вороватым и трусоватым», дали возможность ему выстоять в борьбе с сильным и коварным врагом.
Цена правде Астафьева сродни меткому замечанию АДовженко:
«Двое глядят вниз: один видит лужу, другой - звезды». Писатель звезд увидеть не захотел, а то,что они были -правда несомненная, свидетельствующая о нашей Победе. Личная правда Астафьева способна многих сделать духовно искалеченными. На подобных книгах следовало бы ставить гриф: «Осторожно, личная правда!»
Историю можно пытаться исказить, но нельзя отменить ею свершенного, невозможно ее и переписать. Настоящая правда все равно восторжествует.
ЛИТЕРАТУРА
1. Астафьев В.П. Собр.соч. в 15 томах. Т.10. Прокляты и убиты. Роман. Красноярск: Пик «Офсет». 1997. - 768 с.
ПОРХУНОВ Г.А. - д.и.н, профессор ОмГПУ.
мало кинофильмов (можно назвать «Гусарская баллада», «Эскадрон гусар летучих» и, конечно, экранизация романа Л.Н.Толстого). Все это привело к тому, что мы очень немного знаем о той войне (в основном из учебной литературы). Хроника событий, действия военачальников, подвиги рядовых солдат - обо всем этом информации не так уж и много.
Нечто похожее на мой взгляд начинает происходить и с событиями Великой Отечественной войны. Все дальше и дальше уходит от нас то время. Наша страна отметила 55-ю годовщину Победы над гитлеровской Германией. Меньше становится живых участников и свидетелей тех событий. Это обстоятельство приводит к попыткам исказить исторические факты, подвергнуть сомнению решающую роль Советского Союза в разгроме фашизма. И это несмотря на то, что на недостаток литературы и кинофильмов о событиях Великой Отечественной войны жаловаться не приходится. Сохранились и живые свидетели тех трагических событий. В связи с этим вызывает интерес формирование представлений молодого поколения об этой войне. Как мне кажется, будущее любой страны во многом зависит от того, насколько молодежь знает и правильно оценивает прошлое своей Родины. Особенно это касается России, с ее богатейшей, героической и во многом трагической историей. Кроме того, забывая уроки истории,'1йъц^южем столкнуться с возможностью повторения подобныхЪобытий.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ КАНАЛЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ У СТУДЕНТОВ ОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (ОМГУПС)_
Омский государственный университет путей сообщения участвовал в межвузовском исследовании по этой проблеме, проведенном под руководством Евсеевой Г.И. В данной работе предпринята попытка анализа путей и способов формирования представлений о Великой Отечественной войне у молодежи, на основе анкетирования студентов ОмГУПС. В опросе участвовали студенты пер-аого, второго и третьего курсов всех факультетов в возрасте от 17 до 20 лет. Им было предложено ответить на целый ряд вопросов. Количество вопросов в анкете составило 25. В связи с этим я в своем кратком сообщении не могу оценить результаты ответов на все вопросы. Поэтому остановлюсь на особенно интересных, с моей точки зрения. Одним из вопросов анкеты был следующий:
- Из каких источников Вы знаете о Великой Отечественной войне?
Анализ ответов показывает, что современная вузовская молодежь получает информацию о событиях Великой Отечественной войны в основном из двух источников: школьный и вузовский курсы отечественной истории (46%) и кино, телевидение, газеты, журналы (36%). К сожалению, очень мала та часть опрошенных (2%), которая занимается самостоятельным изучением военных событий. Анализ ответов по факультетам показал, что большая часть самостоятельно изучающих историю ВОВ на ЭТФ (5%), наименьшая - на ЭМФ 0%. Студенты ЭТФ также больше читают художественную литературу о войне -15% опрошенных. Меньше всего интересуются военной литературой студенты ЭМФ и ТЭФ. Другим вопросом анкеты был такой:
-Любите ли Вы песни, фильмы, книги о Великой Отечественной войне?
Анализ результатов ответов на этот вопрос показывает, что 40% опрошенных не интересуют произведения искусства о ВОВ. С другой стороны, любят и знают их студенты МФ (80%) и ТЭФ (70%). В то же время около половины (49%) опрошенных на факультете ИМЭК не любят или их вообще не волнуют книги, фильмы и песни о ВОВ.
Одним из наиболее важных вопросов анкеты, на мой взгляд, был такой:
- Как Вы вообще относитесь к Великой Отечественной войне?
Каждого двадцатого студента не волнуют события этой войны. А 26% считают ВОВ просто историческим фактом, как и Отечественную войну 1812 года. На мой взгляд, отрадным является то, что почти 70% студентов гордятся своей Родиной и считают победу в ВОВ всенародным подвигом. Однако, гордиться отечественной историей и знать ее - не одно и то же. Это подтверждается ответами на следующий вопрос анкеты.
- Каких командиров периода Великой Отечественной войны Вы знаете?
Печально то обстоятельство, что 23% опрошенных вообще не знают командиров ВОВ. В основном студенты называли три фамилии: Жуков (74%), Рокоссовский (46%) и Конев (32%). Иногда ответы оказывались вообще нелепыми. Так, 3 человека к командирам ВОВ причислило A.B. Суворова, 2 человека - Б. Хмельницкого, а некоторые решили, что таковыми были Чапаев и Штирлиц, который на самом деле является вымышленным героем.
Анализ полученных ответов показывает, что сведения о Великой Отечественной войне у студенческой молодежи носит во многом случайный и бессистемный характер. Вместе с тем, результаты анкетирования показывают желание молодежи (93%) знать свою историю, гордиться ею. Так, на вопрос: «Считаете ли Вы День Победы национальным праздником?» 99% опрошенных ответили положительно.
События Великой Отечественной войны входят в летопись героических подвигов нашего народа наряду с победами русского оружия в Куликовской битве, битвах при Полтаве и Бородино. В связи с этим, мне кажется, мы не должны забывать историю своей страны, активно изучать ее, чтобы не повторять тех ошибок, которые были допущены почти 60 лет назад,
ЛУНЕВА Анна Сергеевна - студентка 1 курса ОмГУПС, (научный руководитель - доктор исторических наук, профессор ОмГУПС Марцева Лидия Михайловна).
Г.И. ЕВСЕЕВА
Омский государственный технический университет
О ВЛИЯНИИ РАЗЛИЧНЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ НА ОТНОШЕНИЕ К ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ (по результатам опросов общественного мнения)_
В СТАТЬЕ ПУБЛИКУЮТСЯ РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСОВ ОБ ОТНОШЕНИИ К ВОЙНЕ 1941-1945 ГГ., ПОЛУЧЕННЫЕ В 1998-2000 ГГ. ДЕЛАЕТСЯ ВЫВОД О ЗНАЧЕНИИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, А ТАКЖЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ИЗУЧЕНИИ И ОЦЕНКЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОШЛОГО. ОБРАЩАЕТСЯ ВНИМАНИЕ НА РОЛЬ ПРЕДМЕТА ИСТОРИИ В ВОСПИТАНИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТ-РИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ.
Тема Великой Отечественной войны с ее окончания никогда не уходила в разряд второстепенных, неактуальных. В годы перестройки она вновь приобрела остроту и привлекла усиленное внимание в связи с рассекречиванием архивов и выявлением новых документов. В на-
чале 90-х годов история войны стала предметом политических спекуляций, причем на сей раз зарубежные фальсификации в оценке войны буйным цветом разрослись на российской почве. Отношение граждан России к Великой Отечественной войне имеет судьбоносное значение,