Научная статья на тему 'Информационные каналы формирования представлений о Великой Отечественной войне у студентов Омского государственного университета путей сообщения (ОмГУПС)'

Информационные каналы формирования представлений о Великой Отечественной войне у студентов Омского государственного университета путей сообщения (ОмГУПС) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
63
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лунева Анна Сергеевна

Статья посвящена исследованию процесса формирования представлений о Великой Отечественной войне у студентов Омского государственного университета путей сообщения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION CANALS OF FORMING THE NOTIONS ABOUT THE GREAT PATRIOTIC WAR BY THE STUDENTS OF OMSK STATE UNIVERSITY OF RAILWAY COMMUNICATION

The article is devoted to investigation of the process of forming the ideas of the Great Patriotic War by the students of Omsk State University of railway communication

Текст научной работы на тему «Информационные каналы формирования представлений о Великой Отечественной войне у студентов Омского государственного университета путей сообщения (ОмГУПС)»

ше валялся в госпиталях и не испытал того, чего испытали солдаты, мыкавшиеся на фронте с 1941 года»/С"766/. По сему и правда, подсказанная писателю памятью и восприятием войны, получилась личная, однобокая и злая с сомнительной объективностью. «Все празднуем день Победы,- огорчается он,- и забываем замаливать самые тяжкие грехи»/С.762/. Какие же грехи должны замаливать солдаты Великой Отечественной? Каиться, что защищали самое святое - Родину ценой крови и самой жизни?

Определенное понимание сути писательской правды о войне дает, думаю, ключевая мысль В.Астафьева: «Я рос, учился, служил, воевал в той же стране, которая так привыкла ко лжи... не чувствовала ни стыда, ни боли, вроде уж народ ее притерпелся ко всему и не хотел, да и не хочет, в большинстве своем, иначе жить. Так какое я имел право мыслить и работать иначе, чем мой народ, который привык к утешающей лжи, сам сделался увертлив, вороват и трусоват» /С.765/. В «правде» о войне писатель и отобразил мысли, поступки, психологию «вороватого и трусоватого» своего народа.

На войне всегда страшно. Кто же это будет отрицать? Но была сила сильнее страха - это моральный дух в олицетворении чести и совести, порядочности и человечно-

А.С. ЛУНЕВА

ОмП/ПС

УДК 947.084.8

По определению из энциклопедического словаря «Отечественная война» - это справедливая война за честь, свободу и независимость отечества против иноземных захватчиков. В истории России было две отечественных войны: Отечественная война 1812 года и Великая Отечественная война 1941-45 гг. Эти две войны имеют очень много общего, начиная с момента начала (в 1812 году войска Наполеона перешли русскую границу в ночь на 12(24) июня, а немецкие войска напали на СССР в ночь на 22 июня). И в том, и в другом случае нападение было внезапным, без объявления войны. И в XIX и в XX веке российская армия не была готова к отражению агрессии, и тогда и сейчас на стороне нападавших воевали солдаты стран союзников, то есть русским войскам приходилось сражаться против численно превосходящего противника. Начало обеих войн складывалось для нашего народа неудачно, в 1812 году пришлось сдать французам Москву, а в 1941 году это едва не случилось. Другой общей чертой являлось мужество русских солдат, которые ценой своей жизни смогли задержать продвижение врага и дали возможность собрать резервы. Широко развернулась народная партизанская война.

Вместе с тем, события Отечественной войны 1812 года рассматриваются нашими современниками как нечто отдаленное, наряду с другими славными страницами русского оружия. Не так много книг о тех событиях (если не считать романа Л.Н.Толстого «Война и мир»), очень

сти. Именно эти качества советского народа, кто бы не называл его «вороватым и трусоватым», дали возможность ему выстоять в борьбе с сильным и коварным врагом.

Цена правде Астафьева сродни меткому замечанию АДовженко:

«Двое глядят вниз: один видит лужу, другой - звезды». Писатель звезд увидеть не захотел, а то,что они были -правда несомненная, свидетельствующая о нашей Победе. Личная правда Астафьева способна многих сделать духовно искалеченными. На подобных книгах следовало бы ставить гриф: «Осторожно, личная правда!»

Историю можно пытаться исказить, но нельзя отменить ею свершенного, невозможно ее и переписать. Настоящая правда все равно восторжествует.

ЛИТЕРАТУРА

1. Астафьев В.П. Собр.соч. в 15 томах. Т.10. Прокляты и убиты. Роман. Красноярск: Пик «Офсет». 1997. - 768 с.

ПОРХУНОВ Г.А. - д.и.н, профессор ОмГПУ.

мало кинофильмов (можно назвать «Гусарская баллада», «Эскадрон гусар летучих» и, конечно, экранизация романа Л.Н.Толстого). Все это привело к тому, что мы очень немного знаем о той войне (в основном из учебной литературы). Хроника событий, действия военачальников, подвиги рядовых солдат - обо всем этом информации не так уж и много.

Нечто похожее на мой взгляд начинает происходить и с событиями Великой Отечественной войны. Все дальше и дальше уходит от нас то время. Наша страна отметила 55-ю годовщину Победы над гитлеровской Германией. Меньше становится живых участников и свидетелей тех событий. Это обстоятельство приводит к попыткам исказить исторические факты, подвергнуть сомнению решающую роль Советского Союза в разгроме фашизма. И это несмотря на то, что на недостаток литературы и кинофильмов о событиях Великой Отечественной войны жаловаться не приходится. Сохранились и живые свидетели тех трагических событий. В связи с этим вызывает интерес формирование представлений молодого поколения об этой войне. Как мне кажется, будущее любой страны во многом зависит от того, насколько молодежь знает и правильно оценивает прошлое своей Родины. Особенно это касается России, с ее богатейшей, героической и во многом трагической историей. Кроме того, забывая уроки истории,'1йъц^южем столкнуться с возможностью повторения подобныхЪобытий.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ КАНАЛЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ У СТУДЕНТОВ ОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (ОМГУПС)_

Омский государственный университет путей сообщения участвовал в межвузовском исследовании по этой проблеме, проведенном под руководством Евсеевой Г.И. В данной работе предпринята попытка анализа путей и способов формирования представлений о Великой Отечественной войне у молодежи, на основе анкетирования студентов ОмГУПС. В опросе участвовали студенты пер-аого, второго и третьего курсов всех факультетов в возрасте от 17 до 20 лет. Им было предложено ответить на целый ряд вопросов. Количество вопросов в анкете составило 25. В связи с этим я в своем кратком сообщении не могу оценить результаты ответов на все вопросы. Поэтому остановлюсь на особенно интересных, с моей точки зрения. Одним из вопросов анкеты был следующий:

- Из каких источников Вы знаете о Великой Отечественной войне?

Анализ ответов показывает, что современная вузовская молодежь получает информацию о событиях Великой Отечественной войны в основном из двух источников: школьный и вузовский курсы отечественной истории (46%) и кино, телевидение, газеты, журналы (36%). К сожалению, очень мала та часть опрошенных (2%), которая занимается самостоятельным изучением военных событий. Анализ ответов по факультетам показал, что большая часть самостоятельно изучающих историю ВОВ на ЭТФ (5%), наименьшая - на ЭМФ 0%. Студенты ЭТФ также больше читают художественную литературу о войне -15% опрошенных. Меньше всего интересуются военной литературой студенты ЭМФ и ТЭФ. Другим вопросом анкеты был такой:

-Любите ли Вы песни, фильмы, книги о Великой Отечественной войне?

Анализ результатов ответов на этот вопрос показывает, что 40% опрошенных не интересуют произведения искусства о ВОВ. С другой стороны, любят и знают их студенты МФ (80%) и ТЭФ (70%). В то же время около половины (49%) опрошенных на факультете ИМЭК не любят или их вообще не волнуют книги, фильмы и песни о ВОВ.

Одним из наиболее важных вопросов анкеты, на мой взгляд, был такой:

- Как Вы вообще относитесь к Великой Отечественной войне?

Каждого двадцатого студента не волнуют события этой войны. А 26% считают ВОВ просто историческим фактом, как и Отечественную войну 1812 года. На мой взгляд, отрадным является то, что почти 70% студентов гордятся своей Родиной и считают победу в ВОВ всенародным подвигом. Однако, гордиться отечественной историей и знать ее - не одно и то же. Это подтверждается ответами на следующий вопрос анкеты.

- Каких командиров периода Великой Отечественной войны Вы знаете?

Печально то обстоятельство, что 23% опрошенных вообще не знают командиров ВОВ. В основном студенты называли три фамилии: Жуков (74%), Рокоссовский (46%) и Конев (32%). Иногда ответы оказывались вообще нелепыми. Так, 3 человека к командирам ВОВ причислило A.B. Суворова, 2 человека - Б. Хмельницкого, а некоторые решили, что таковыми были Чапаев и Штирлиц, который на самом деле является вымышленным героем.

Анализ полученных ответов показывает, что сведения о Великой Отечественной войне у студенческой молодежи носит во многом случайный и бессистемный характер. Вместе с тем, результаты анкетирования показывают желание молодежи (93%) знать свою историю, гордиться ею. Так, на вопрос: «Считаете ли Вы День Победы национальным праздником?» 99% опрошенных ответили положительно.

События Великой Отечественной войны входят в летопись героических подвигов нашего народа наряду с победами русского оружия в Куликовской битве, битвах при Полтаве и Бородино. В связи с этим, мне кажется, мы не должны забывать историю своей страны, активно изучать ее, чтобы не повторять тех ошибок, которые были допущены почти 60 лет назад,

ЛУНЕВА Анна Сергеевна - студентка 1 курса ОмГУПС, (научный руководитель - доктор исторических наук, профессор ОмГУПС Марцева Лидия Михайловна).

Г.И. ЕВСЕЕВА

Омский государственный технический университет

О ВЛИЯНИИ РАЗЛИЧНЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ НА ОТНОШЕНИЕ К ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ (по результатам опросов общественного мнения)_

В СТАТЬЕ ПУБЛИКУЮТСЯ РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСОВ ОБ ОТНОШЕНИИ К ВОЙНЕ 1941-1945 ГГ., ПОЛУЧЕННЫЕ В 1998-2000 ГГ. ДЕЛАЕТСЯ ВЫВОД О ЗНАЧЕНИИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, А ТАКЖЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ИЗУЧЕНИИ И ОЦЕНКЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОШЛОГО. ОБРАЩАЕТСЯ ВНИМАНИЕ НА РОЛЬ ПРЕДМЕТА ИСТОРИИ В ВОСПИТАНИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТ-РИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ.

Тема Великой Отечественной войны с ее окончания никогда не уходила в разряд второстепенных, неактуальных. В годы перестройки она вновь приобрела остроту и привлекла усиленное внимание в связи с рассекречиванием архивов и выявлением новых документов. В на-

чале 90-х годов история войны стала предметом политических спекуляций, причем на сей раз зарубежные фальсификации в оценке войны буйным цветом разрослись на российской почве. Отношение граждан России к Великой Отечественной войне имеет судьбоносное значение,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.