ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ДИСТАНЦИОННОЕ И ON-LINE ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
И.А. Погодина, старший преподаватель А.А. Польшакова, студент
Ставропольский государственный педагогический институт (Россия, г. Ставрополь)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10674
Аннотация. В данной статье подробно рассматриваются разнообразные информационно-коммуникационные технологии, специфические особенности дистанционного и on-line обучения, которые способны оптимизировать образовательный процесс в условия инклюзивного образования. Особое внимание в работе уделяется эмоциональному состоянию детей с ограниченными возможностями здоровья в период дистанционного обучения. Подробно рассматриваются психолого-педагогические факторы, при которых рекомендовано использовать информационно-коммуникационные технологии в условиях инклюзивного образования.
Ключевые слова: инклюзивное образование, дистанционное обучение, информационные технологии, коммуникационные технологии, on-line обучение.
На современном этапе образования информационные и коммуникационные технологии стали обыденной частью образовательного процесса, они активно применяются в научной сфере и практико-ориентированной деятельности. Понятие «технология обучения» на сегодняшний день является общепринятым термином в современной педагогической литературе. Свод документов ЮНЕСКО рассматривает термин «технология обучения» как логически выстроенный метод получения теоретических и практико-направленных знаний и умений. Важно подчеркнуть, что усвоение и применение знаний с учетом технических ресурсов - есть оптимизация традиционных форм и методов образования [6].
Развитие информационно-
коммуникационных технологий позволило развить новые методы взаимодействия с учениками образовательных учреждений, появляется новый вид образовательной технологии - дистанционное обучение. Дистанционное обучение, как новая педагогическая технология - это новый вид осуществления образовательного процесса, который базируется на применении современных информационно-коммуникационных технологий при опо-
средованном взаимодействии учеников и педагогов [2].
На территории Российской Федерации дети с ограниченными возможностями здоровья получают образование в специализированных инклюзивных учебных заведениях, на домашнем обучении (семейное образование) или в коррекционных школах. Подобная форма обучения показывает, что такие дети оказываются изолированными не только от своих сверстников, но и от семьи, а ведь это пагубно сказывается на психоэмоциональном и интеллектуальном развитии подрастающего поколения.
В соответствии с основным подходом ЮНЕСКО, «образование должно взять на себя выполнение сложной задачи по преобразованию различий между людьми в конструктивный фактор, способствующий укреплению взаимопонимания между отдельными членами и обществом в целом» [2].
Педагоги обязательно должны продумывать методы и формы обучения, которые помогут ребенку с ограниченными возможностями здоровья адаптироваться в окружающей их действительности. Включение детей с особенностями в развитии (с особыми образовательными потребностя-
ми) в образовательный процесс в массовых школах по месту жительства - это совершенно новый подход для российского образования. Данный подход терминологически тесно связан с процессом, который называется «инклюзия в образовании», и, соответственно, образование в русле данного подхода трактуется совершенно по-новому - «инклюзивное образование» [3, 6].
В Законе «Об образовании» подробно расписывается, на каком качественном уровне должно обеспечиваться дистанционное (удаленное) взаимодействие в рамках процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Применение ИКТ в обучении детей с ОВЗ чрезвычайно разнообразны, выделяются следующие основные направления их использования в психолого-
педагогическом процессе:
1. Применение ИКТ для решения компенсаторных задач. Использование современных технологий в качестве вспомогательных устройств позволяет учащимся с особыми потребностями принимать активное участие в учебном, практико-ориентированном процессе и коммуникации. Так, например, в случае двигательных нарушений ИКТ позволяют человеку писать, а в случае зрительных нарушений делают возможным процесс чтения. С этой точки зрения технологии обеспечивают учащимся возможность контролировать окружающую их действительность, позволяют решать социальные и учебные, а иногда и проблемно-ориентированные задачи, предоставляют доступ к разнообразным информационным ресурсам.
2. Применение ИКТ для решения дидактических задач. Использование ИКТ как дидактического инструмента способствует изменению подходов к учебно-методическому процессу и стимулирует появление новых стратегий обучения и контроля знаний. Использование информационных технологий позволяет свести к минимуму различия между учащимися и делает возможным применение современных педагогических приемов, направленных на улучшение взаимодействия уча-
щихся между сверстниками и с педагогами.
3. Применение ИКТ для решения коммуникативных задач. Информационные технологии могут выступать в качестве посредника в процессе общения людей с особыми потребностями. Для каждой категории пользователей, испытывающих трудности в процессе коммуникации, должны быть разработаны и адаптированы специальные вспомогательные устройства. Прежде всего, речь идет о персональном компьютере для людей, у которых трудности в межличностном общении осложняются двигательными нарушениями, технологии зачастую являются единственным способом связи с внешним миром, которые позволяют выразить свои мысли и потребности [4].
Современному обществу уже посчастливилось увидеть, как современные технологии служат на благо развитие людей с ограниченными возможностями здоровья.
Стивен Хокинг - это по-настоящему уникальная личность, в силу жизненных обстоятельств был вынужден использовать современные наработки в области информационных технологий для общения с окружающим миром. В 1962 году у Хокинга стали проявляться признаки бокового амиотрофического склероза, которые привели к параличу. После операции на горле в 1985 году он потерял способность говорить. Друзья подарили ему синтезатор речи, который был установлен на его кресле-коляске. Некоторую подвижность сохранял лишь указательный палец на правой руке Хокинга. Впоследствии подвижность осталась лишь в мимической мышце щеки, напротив которой был закреплен инфракрасный датчик. С его помощью физик управлял компьютером, позволяющим ему общаться с окружающими.
Николас Джеймс (Ник) Вуйчич - человек, у которого с рождения нет конечностей. Родители этого уникального человека всячески пытались сделать жизнь их сына проще в практико-ориентированной деятельности. Для этого использовались специализированные протезы, которые могли имитировать движение рук, что позволяло манипулировать различными
предметами. Образовательная деятельность Николаса Вуйчича проходила в стенах специализированной школы интернатного типа, но в начале 1990 года семьей было принято решение о переходе в общеобразовательное учебное заведение. Грамотная работа педагогов позволила особенному ребенку получать образование в полном объеме с использованием специализированных технологий. Сегодня Николас Вуйчич ведет ораторскую карьеру на Интернет портале «SYNERGI ONLINE», данный образовательный портал является разработкой университета «Синергия» [1].
Умопомрачительная история жизни Стивена Хокинга и Николаса Вуйчича заставляет человечество мысли нестандартно, проектировать и создавать новые технические устройства (биомеханическое протезирование), которые будут внедряться не только в обыденную жизнь человека с ОВЗ, но и в образовательный процесс. Разработка биомеханических протезов (бионическое протезирование) - есть специфическая научная область, которая находится на стыке робототехники, биологии, биомедицинской инженерии, кибернетики, электроники и физики. Данные устройства предназначены в первую очередь для восстановления двигательных функций человека. Знаменитый Хью Герр является гениальным разработчиком биомеханических протезов. На данный период времени, созданные им протезы, являются совершенными с технической точки зрения во всем мире.
Основные средства ИКТ, используемые для обучения инвалидов:
- стандартные технологии - например, компьютеры, имеющие встроенные функции настройки для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- доступные форматы данных, известные также как альтернативные форматы -например, HTML, говорящие книги системы DAISY (Digital Accessibility Information System - электронная доступная информационная система);
- вспомогательные технологии: слуховые аппараты, устройства для чтения с экрана, клавиатуры со специальными возможностями и т.д.
Особое внимание необходимо уделить и вспомогательным технологиям. Вспомогательные технологии (ВТ) - это абсолютно новые устройства, продукты, оборудование, программное обеспечение, направленные на усиление, поддержку и улучшение функциональных возможностей людей с ОВЗ. Когда речь идет об обеспечении доступа к чему-либо пользователя с ограниченными возможностями, мы затрагиваем такое свойство предмета, как «accessibility». В русском языке, к сожалению, пока так и не появилось абсолютно точного эквивалента данному слову, но все-таки наиболее близким и широко употребляемым является «доступность».
Для того чтобы ИКТ были доступны каждому человеку с ОВЗ, необходимо использовать несколько практических решений при применении доступных ИКТ:
1. Максимально использовать специальные возможности обеспечения доступности современных технологий. Большинство традиционных ИКТ, такие как персональные компьютеры, ноутбуки, планшеты, интерактивные доски, проекторы и другие технические средства обучения, применяемые в школах, имеют огромное множество особых функций, которые, благодаря установке специализированных характеристик, могут помочь большому числу учащихся в освоении учебной программы и фиксировании результатов проделанной ими теоретической и практико-ориентированной работы [4].
2. Помогать учащимся в «освоении» путем овладения особыми функциями компьютера, которые отвечают их потребностям. Способность персонализировать технологию с тем, чтобы она отвечала собственным предпочтениям и потребностям - это необходимый жизненный навык, который будет полезен для учащихся по мере того, как они будут проходить через каждую ступень образования [4].
3. Появляется острая необходимость отслеживать и использовать потенциал новых разработок и ожидаемых в ближайшем будущем технологий, ведь именно они представляют собой средства преодоления нынешних барьеров. Заслуживаю особого внимания технологические тен-
денции - это, в частности, обучение с помощью мобильных систем, решение на основе облачных вычислений, сенсорный экран, интерактивные пользовательские интерфейсы с распознанием жестикуляции и исследование по применению игровых консолей для обучения [2].
4. Воспитывать инклюзивное и позитивное отношения к применению технологии для обучения. Поведенческие барьеры и боязнь новой технологии со стороны педагогов образовательного учреждения, родителей значительно снижают возможности того, чтобы преподаватели воспользовались выгодами доступных ИКТ даже в хорошо обеспеченных ресурсами условиях [2].
5. Необходимо разрабатывать методические рекомендации по работе и использованию современных ИКТ, обучать преподавателей и оказывать им помощь. Для того чтобы убедить педагогов в ценности доступных ИКТ в классной комнате, они должны обладать необходимыми информационно-коммуникационными компе-тентностями [4].
6. Создавать возможности для успешного обучения и постоянно оказывать поддержку, которая необходима для эффективного применения доступных информационно-коммуникационных технологий, -это, в своем роде есть «командная задача» [4].
7. Необходимо учитывать потребности учеников с ранних этапов формирования учебной общеобразовательной программы. Разработка учебной программы, которая с самого начала отвечает потребностям наибольшего числа учащихся, снижает необходимость затратного по расходам и времени процесса ее доработки [4].
8. Доступные ИКТ - это один из ключевых факторов федеральной и региональной политики всего государства. Федеральные органы образования и министерства должны полностью использовать потенциал доступных ИКТ в целях обновления образовательной политики с тем, чтобы поощрять их применение в качестве одного из инструментов воплощения на практике инклюзивного образования [4].
9. Применение доступные ИКТ должно быть неотъемлемой частью плана по внедрению ИКТ в образовательный процесс каждого общеобразовательного учреждения. В условиях быстрого технологического и информационного развития во всех сферах человеческой деятельности необходимым и обязательным условием развития и модернизации государства становится включение людей с особенностями в физическом и психическом развитии в новую образовательную среду, основанную на использовании ИКТ, а также обеспечение равных возможностей для людей с ограниченными возможностями [5].
Применение ИКТ и развитие информационно-коммуникационных компетентно-стей педагогов начального общего образования является одним из условий внедрения в образовательную практику образовательного учреждения современных образовательных технологий, прежде всего учитывая всестороннее гармоническое развитие и образования детей с особыми потребностями у которых зачастую возникают трудности при общении, обучении, передвижении [5].
Грамотное использование ИКТ в образовательном процессе позволит воспитать такую личность, которая будет развивать в себе следующие особенности:
- становление и последующее развитие системного мышления;
- формирование научно-исследовательского интереса в образовательном процессе;
- развитие креативности;
- развитие интереса к междисциплинарной работе в рамках образовательного процесса;
- формирование и последующее развитие коммуникативных навыков;
- готовность к непрерывному образованию и самосовершенствованию;
- готовность работать с большим количеством научной информации.
Таким образом, современные ИКТ способствуют развитию информационной компетентности учащихся как с равными, так и с ограниченными возможностями, развитие метапредметных связей как при изучении ИКТ на информационной базе
других предметов, так и при использова- нию, повышение самопознания, самооцен-нии ИКТ на смежных учебных дисципли- ка), способствуют активизации познава-нах, способствуют развитию учебной, по- тельной деятельности учащихся, способ-знавательной, коммуникативной мотива- ствуют развитию творческого потенциала ции (интерес к предмету, интерес к обще- учащихся, развитию оценочных умений.
Библиографический список
1. Вуйчич Н. Жизнь без границ. Путь к потрясающей счастливой жизни / Ник Вуйчич; перевод с английского Т. Новиковой. - М.: Эксмо, 2019. - 384 с.
2. ИКТ для инклюзивного образования. Аналитическая записка. Октябрь 2010. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214675.pdf.
3. Исследование особенностей развития сферы образования на основе повышения эффективности технологий управления персоналом // Погодина И.А., Пахалович М.А., Руд-ченко А.М., Дус С. А. К. // Экономика устойчивого развития. - 2017. - №4 (32). - С. 178180.
4. Концепция программы «Применение ИКТ для реабилитации и интеграции инвалидов в современное общество». - СПб., 2006. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ifap.ru/ictdis/ictdis001.pdf.
5. Мониторинг знаний учащихся по информатике как один из способов повышения качества обучения / Погодина И.А., Варнавская Л.Г. // Colloquium - journal. - 2018. - № 135 (24). - С. 13-15.
6. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://unesdoc.unesco.org/images/0013/001347/134785r.pdf
INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES, REMOTE AND ON-LINE TRAINING IN THE CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION
I.A. Pogodina, Senior Lecturer A.A. Polandakova, Student Stavropol State Pedagogical Institute (Russia, Stavropol)
Abstract. This article discusses in detail a variety of information and communication technologies, specific features of distance and on-line learning that can optimize the educational process in an inclusive education environment. Special attention is paid to the emotional state of children with disabilities during distance learning. Psychological and pedagogical factors that are recommended to use information and communication technologies in inclusive education are considered in detail.
Keywords: inclusive education, distance learning, information technologies, communication technologies, on-line training.