В этих условиях возрастает роль стратегического регионального планирования, основной целью которого является достижение устойчивого социо-эколого-экономического развития регулируемых территорий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Карпова Г. А. Туристско-рекреационные зоны как инструмент развития городского туризма // Актуальные проблемы развития сферы услуг: сб. науч. тр. Вып. 5. 2007. С. 94-104.
2. Карпова Г. А. Перспективы научных исследований в сфере экономики и управления социальной сферой // Известия СПбУЭФ. 2010. № 4. С. 115-124.
3. Катков А. Л. Развитие международного туристического бизнеса как фактор экономического роста мировой экономики // Там же. 2008. № 2. С. 38-47.
4. Кудрявцев А. Ф. Опыт парламентской ассамблеи организации Черноморского экономического сотрудничества в развитии парламентской дипломатии и регионального сотрудничества в Евразии // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2008. № 3. С. 31-36.
5. Симонов В. С., Лавренов Р. Н. Институты воспроизводства человеческих ресурсов: индустрия рекреации: учебное пособие. Изд-во СЗЗТУ, 2009.
А
^ ^ ^
ИНФОРМАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА*
Мировой опыт свидетельствует о том, что развитие системы эффективного обеспечения экономической безопасности является гарантией независимости страны, условием стабильности и эффективности жизнедеятельности общества, процветания и благополучия современного государства. Следовательно, обеспечение экономической безопасности имеет первостепенное значение в системе реализации общенациональных экономических интересов.
Понятие «экономическая безопасность» имеет сложную внутреннюю структуру, в которую органически включены такие ее слагаемые, как человеческие ресурсы, технико-производственный, технологический, продовольственный, энергетический, инновационный и информационный аспекты, а также элементы системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и др.
Особое внимание на современном этапе следует уделять информационному аспекту экономической безопасности государства, так как в связи с интенсивным использованием информационных технологий, массовым внедрением региональных и глобальных компьютерных сетей во многие сферы общественной деятельности и
Я. А. ЛАВРИНОВА
Яна Александровна ЛАВРИНОВА — аспирантка СПбГУЭФ. В 2007 г. окончила СПбГУЭФ. Автор 3 публикаций.
Область научной специализации — национальная безопасность, экономическая безопасность.
ГРНТИ 06.75.02 © Я. А. Лавринова, 2010 Публикуется по рекомендации д-ра социол. наук, проф. В. И. Сигова.
отрасли современного производства и развитием системных продуктов информация превратилась в значительный экономический ресурс общества.
Информационная среда глобальной сети Интернет и других глобальных информационных сетей (DECnet, Usenet, Fidonet и др.) является виртуальной средой, объединяющей в единую систему множество самых разнообразных факторов деятельности всех национальных и региональных финансовых центров мира. Торговые операции на мировом финансовом рынке теперь осуществляются через открытые электронные рынки и площадки и ведутся в онлайновом режиме круглосуточно, а обработка всей поступающей информации производится автоматически, что дает возможность субъектам данного рынка с высокой степенью мобильности перемещать свои активы между различными торговыми площадками.
Однако активное использование интернет-технологий приводит к нарастанию потенциальной угрозы возникновения и развития глобальных финансовых кризисов, таящихся в недрах глобальных информационных систем.
Действительно, чтобы подтвердить данный факт, достаточно обратиться к событиям 19 октября 1987 г. («черный понедельник»), когда котировки ценных бумаг на американских биржах всего за несколько часов упали примерно на четверть. В значительной мере это было связано с размахом программируемой биржевой торговли, когда компьютеры согласно установленным на них программам в режиме реального времени сами осуществляли целый ряд операций, который сегодня принято называть «индексным арбитражем» [6, с. 32].
Форс-мажорные обстоятельства, возникшие в результате террористических актов в США 11 сентября 2001 г., продемонстрировали уязвимость глобальной финансовой системы, развивающейся под воздействием современных информационных технологий. Офисы многих финансовых структур располагались во Всемирном торговом центре (World Trade Center), который был разрушен в результате теракта в Нью-Йорке; биржевые системы оказались повреждены. Как только стало известно о трагедии в США, на мировых рынках началась паника, следствием которой явилось катастрофическое падение доллара по отношению ко всем основным валютам, произошел резкий обвал фондовых индексов в ведущих мировых финансовых центрах. Особенно сильно (почти на 8 %) упал германский фондовый индекс DAX [1].
Относительный размер падения российских акций был гораздо меньше, чем на европейских рынках. К примеру, акции РАО «ЕЭС России» упали всего на 3 %, однако налицо сам факт зависимости российских фондовых индексов от глобальной электронной финансовой системы.
Террористические акты в Лондоне 7 июля 2005 г. привели к повторению сценария 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и вызвали панику на многих рынках. Особенно пострадали европейские рынки. Резко упал курс британского фунта, произошло снижение всех фондовых индексов. Падение цен акций достигало около 5 %. Индекс FTSE 100 упал на 3 %, французский CAC — на 3,5 %, германский DAX — на 3 %. Деньги перемещали в более надежные активы. Резко пошли вверх цены на облигации и золото [3].
Таким образом, можно констатировать, что уязвимость глобальной финансовой системы в эпоху развития современных информационных технологий продолжает сохраняться, особенно в условиях нарастающей угрозы со стороны международного терроризма.
Воздействию информационных угроз в сфере российской экономики наиболее подвержены: система государственной статистики; кредитно-финансовая система; информационные и учетные автоматизированные системы федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих деятельность общества и государства в сфере экономики; системы бухгалтерского учета предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности; системы сбора, обработки, хранения и передачи финансовой, биржевой, налоговой, таможенной и внешнеэкономической деятельности государства, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности.
Кроме того, «серьезную угрозу для нормального функционирования экономики Российской Федерации в целом представляют компьютерные преступления, связанные с проникновением в компьютерные системы и сети банков и иных кредитных организаций» [2]. Все это приводит к реальному ущербу в деятельности субъектов хозяйственной деятельности, что для государства выражается в недополучении налоговых платежей в бюджет и ухудшении экономических показателей.
Важным событием в процессе развития государственной политики в сфере информатизации стало принятие в начале 2008 г. «Стратегии развития информационного общества в России» [5], которая задала концептуальную и стратегическую цель для дальнейшего движения к информационному обществу и развития информационного права.
«Стратегия» выступает «основой для подготовки и уточнения доктринальных, концептуальных, программных и иных документов, определяющих цели и направления деятельности органов государственной власти, а также принципы и механизмы их взаимодействия с организациями и гражданами в области развития информационного общества в Российской Федерации» [там же]. Благодаря ее реализации, к 2015 г. Россия должна войти в «двадцатку» лидеров глобального информационного общества, а по показателю доступности информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для граждан и организаций — в «десятку» стран-лидеров.
В своем выступлении 12 февраля 2009 г. Президент России Д. А. Медведев особо подчеркнул, что, «несмотря на кризисные сложности, мы должны уже в ближайшие два года создать информационные и институциональные предпосылки для интеграции в глобальное информационное общество» [4].
Острая необходимость в защите информации от преступного воздействия нашла выражение в развитии правовой базы информационной безопасности. Только за последние несколько лет были приняты и введены в действие: федеральные законы от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Федеральный закон от 22.12.2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».
Кроме того, был принят целый ряд постановлений и распоряжений, направленных на повышение качества государственной политики в сфере движения к информационному обществу на всех уровнях власти, в том числе: Указ Президента РФ от 17.03.2008 г. № 351 «О мерах по обеспечению информационной безопасности РФ при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена», Указ Президента Российской Федерации от 01.11.2008 г. № 1576 «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 г. № 947 «Об утверждении Правил разработки, апробации, доработки и реализации типовых программно-технических решений в сфере региональной информатизации» и др.
Информационная сфера Российской Федерации характеризуется активным развитием современных средств информационного обмена и различного типа компьютерных систем.
Немаловажное значение имеют также средства защиты информации. Наибольшее распространение на сегодняшний момент получили:
— протокол защищенных электронных транзакций (Secure Electronic Transaction — SET), связывающий информацию о кредитных картах на уровне покупателя, продавца и сети и защищающий ее протокол — правило работы сети, определяющее порядок доступа к ней, распределения данных по пакетам и выбора электрических сигналов для их передачи по сетевому кабелю;
— системы симметричного и асимметричного шифрования, криптографических алгоритмов и криптографии с открытым ключом, используемых для аутентификации (определения достоверности источника информации), и сохранения тайны; к их числу относятся системы DES (Data Encryption Standard), JECF (Java Electronic Commerce Framework);
— цифровые подписи, которыми заверяется электронная корреспонденция в сочетании с цифровым сертификатом (электронным документом, удостоверяющим подлинность подписи, открытого ключа эмитента и т. д.), электронным бумажником, используемым для передачи шифрованного номера кредитной карты от покупателя через продавца на специальный сервер для подтверждения;
— защищенные сети для обмена электронными документами (Value added network — VAN, Virtual Private Network — VPN, Integrated Services Digital Network — ISDN);
— программы для комплексной защиты ПК от вирусов и других типов вредоносных программ, а также от хакерских атак и спама Kaspersky Internet Security, Dr. Web Security Suite, Norton Internet Security, ESET Smart Security и др., предоставляющие, помимо защиты от вредоносного кода, средства шифрования конфиденциальных данных.
Естественно, что каждое государство само должно вырабатывать меры для снижения собственных специфических рисков в сфере обеспечения информационной безопасности объектов национальной экономики, однако глобализация информационного пространства привела мировое сообщество к пониманию того, что информационная среда должна стать объектом охраны в рамках международного сотрудничества.
Основой для развития международного сотрудничества в сфере обеспечения информационной безопасности объектов экономики могли бы стать:
— определение характеристик возникающих угроз, связанных с информационными войнами, и достижение общего понимания потенциальных угроз;
— выработка защитных механизмов и практических методов снижения уязвимости информационных систем и сетей;
— обмен на постоянной основе результатами анализа сложившейся ситуации и информацией о потенциальных противниках и чрезвычайных происшествиях, связанных с работоспособностью информационных инфраструктур, с целью выработки адекватных мер противодействия потенциальным угрозам;
— меры по обнаружению атак на критические информационные инфраструктуры, в случае их обнаружения применение той или иной формы принуждения для прекращения атаки;
— меры взаимопомощи в случае повреждений объектов информационных инфраструктур в результате стихийных бедствий.
Все вышеизложенное позволяет рассматривать информационные аспекты в качестве одних из важнейших системообразующих факторов экономической безопасности государства в условиях глобализации и мирового кризиса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Америка ввергла мир в шок // Деловой Петербург. 2001. № 159 (1035).
2. Горшков В., Соловьев А. Электронная коммерция и национальная безопасность // Зашита информации. Конфидент. 2003. № 6. URL: http://www.bre.ru/security/21627.html
3. Подлевских Н. Итоги дня. Террористические акты в Лондоне сделали естественную коррекцию фондового рынка намного глубже. URL: http://www.zerich.ru/comment/13140.html
4. Стенографический отчет о заседании Совета при Президенте по развитию информационного общества. URL: http://admhmao.ru/narod_vl/presid/1202009/stenogr.htm
5. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 07.02.2008 № Пр-212) [электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
6. Энтов Р. М. Анализ в свете теории кризисов // Мировой кризис: угрозы для России. Материалы совместного заседания Ученого совета ИМЭМО РАН и Правления ИНСОР 10 декабря 2008 г. / сост. и науч. ред. С. В. Чебанов. М.: ИМЭМО РАН, 2009.
А. Г. ЛОГИНОВ
Александр Геннадьевич Логинов — аспирант Международного университета природы, общества и человека «Дубна».
В 2008 г. окончил Международный университет природы, общества и человека «Дубна».
Автор 3 публикаций.
Область научной специализации — фондовые рынки стран мира, экономико-статистический анализ.
^ ^ ^
АНАЛИЗ ОТРАСЛЕВЫХ ИНДЕКСОВ РТС И МЕР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИХ УСТОЙЧИВОСТИ
Фондовый рынок страны выступает основной частью финансово-денежной системы государства, характеризующейся индустриальной и организационно-функциональной спецификой. Конечно, рост или замедление развития страны и регионов определяется показателями ВВП и ВРП соответственно. Эти показатели определяют уровень общего экономического развития, а их прогнозные значения и темп прироста являются для экономистов и глав государств чуть ли не единственными показателями, характеризующими состояние экономики. При этом прогнозирование и оценка значений ВВП и ВРП, по нашему мнению, тесно связаны с динамикой фондового рынка [3].
Рассматривая динамику ВВП России с 2000 по 2009 г., следует отметить, что переломным моментом для смены восходящего тренда явился 2009 год. Предпосылки для падения были видны еще в декабре 2008 г., когда было зафиксировано рекордно-низкое значение индексов РТС и ММВБ (560 пунктов и 516 пунктов соответственно) за последние 5 лет. Среди причин такого феноменального падения, на наш взгляд, можно выделить следующие:
— низкое значение мировых цен на нефть (39,8 долл. за баррель). Индексы РТС и ММВБ сильно связаны с мировыми ценами на нефть, проявляя высочайшую корреляционную зависимость (до 0,96). Графики мировых цен на нефть и индексов фондовых рынков РФ являются «проекциями» друг друга;
— чрезмерно волатильно настроенные инвесторы, жаждущие наживы;
ГРНТИ 06.35.51 © А. Г. Логинов, 2010 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. В. А. Плотникова.