Научная статья на тему 'Информационные агентства как проводники государственной информационной политики (на примере тасс) и МИА «Россия сегодня»)'

Информационные агентства как проводники государственной информационной политики (на примере тасс) и МИА «Россия сегодня») Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
893
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ АГЕНТСТВА / ИНФОРМАЦИЯ / STATE INFORMATION POLICY / INFORMATION AGENCIES / INFORMATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Коробов А.А., Рябов А.А.

Рассматриваются особенности реализации государственной информационной политики РФ информационными агентствами «ТАСС» и «Россия сегодня». Проводится теоретический анализ понятий «государственная информационная политика» и «информационное агентство». Дается характеристика особенностей функционирования информационных агентств «ТАСС» и «Россия сегодня» и степени их участия в реализации государственной информационной политики России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEWS AGENCIES AS AGENTS OF STATE INFORMATION POLICY (CASE STUDY OF “TASS” AND “RUSSIA TODAY”)

Peculiarities of implementing information policy of the Russian Federation by the news agencies “TASS” and “Russia Today” are considered. Theoretical analysis of the concepts of “state information policy” and “information agency” is carried out. Features of functioning of the news agencies “TASS” and “Russia Today” and the degree of their participation in implementing the state information policy of Russia are characterized.

Текст научной работы на тему «Информационные агентства как проводники государственной информационной политики (на примере тасс) и МИА «Россия сегодня»)»

УДК 070:654.197 ББК 76.032

DOI 10.22394/1682-2358-2020-3-24-31

A.A. Korobov, Doctor of Sciences (Politics), Professor of the Political Sciences Department, Po-volzhsky Institute of Management named after P.A. Stolypin, Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

A.A Ryabov, Master student of the Faculty of Communications, Media and Design, National Research University "Higher School of Economics"

NEWS AGENCIES AS AGENTS OF STATE INFORMATION POLICY (Case Study of "TASS" and "Russia Today")

Peculiarities of implementing information policy of the Russian Federation by the news agencies "TASS" and "Russia Today" are considered. Theoretical analysis of the concepts of "state information policy" and "information agency" is carried out. Features of functioning of the news agencies "TASS" and "Russia Today" and the degree of their participation in implementing the state information policy of Russia are characterized.

Key words and word-combinations: state information policy, information agencies, information.

A.A. Коробов, доктор политических наук, профессор кафедры политических наук Поволжского института управления имени П.А. Столыпина — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (email: aakorobov@inbox.ru)

А.А. Рябов, магистрант факультета коммуникаций, медиа и дизайна Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (email: artlS96ryaboff@yandex.ru)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ

АГЕНТСТВА КАК ПРОВОДНИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ИНФОРМАЦИОННОЙ

ПОЛИТИКИ

(на примере ТАСС

и МИА «Россия сегодня»)

Аннотация. Рассматриваются особенности реализации государственной информационной политики РФ информационными агентствами «ТАСС» и «Россия сегодня». Проводится теоретический анализ понятий «государственная информационная политика» и «информационное агентство». Дается характеристика особенностей функционирования информационных агентств «ТАСС» и «Россия сегодня» и степени их участия в реализации государственной информационной политики России.

Ключевые слова и словосочетания: государственная информационная политика, информационные агентства, информация.

В .

1 современном мире роль информации и массовых коммуникаций в регулировании

24 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2020. Vol. 20. № 3

общественных отношений, взаимодействия государства и институтов гражданского общества весьма велика и продолжает непрерывно расти. Только за последние несколько лет скорость распространения информации и площадь охвата аудитории информацией возросли многократно, что отразилось в целом на уровне информированности граждан. Одновременно с развитием информационных технологий растет и степень их проникновения в общество, в результате чего все большее количество людей становятся участниками массово-коммуникационных процессов. В такой интенсивно развивающейся системе массовых коммуникаций для того, чтобы государство, граждане, их разнообразные объединения и отдельные социальные группы имели возможность равноценного публичного диалога, а государство также могло еще и в полной мере отстаивать свои национальные интересы в информационной сфере, разрабатывается и реализуется специальный комплекс мер — так называемая «государственная информационная политика». Если же процессы массовой коммуникации (то есть процессы производства и целенаправленного распространения сведений средствами массовой коммуникации) используются в качестве ключевого механизма воздействия государства на массовое сознание в современном обществе, то субъекты государственной информационной политики в этом сложном механизме играют роль непосредственных акторов влияния на образ действий и политическое сознание граждан.

Подобная картина наблюдается сегодня во всех странах мира с хотя бы минимальным уровнем развития информационно-коммуникационных технологий. Россия в этом плане не является исключением. В стране прослеживается четко выработанная информационная политика государства, предусматривающая ее реализацию не только через средства массовой информации, но и через государственные институты масс-медиа. Отметим, что институт масс-медиа является одним из важнейших проводников государственной информационной политики, и в частности это касается информационных агентств. Одной из отличительных черт информационных агентств как вида масс-медиа является то, что они выступают агрегаторами и распространителями различного рода актуальной и достоверной информации. И самое главное — ее первичными распределительными узлами для других СМИ. Более того, информационные агентства являются на текущий момент самым оперативным из традиционных видов средств массовой коммуникации (СМК), проигрывая в этом плане только социальным медиа. А это означает, что большое число средств массовой информации не будет иметь возможности полноценно функционировать без существования информационных агентств, поскольку многие СМИ получают в ежедневном потоке огромное количество единиц оперативной и достоверной информации именно от информационных агентств, на основе которой они уже и создают собственные медиапродукты. Исходя из этого можно считать, что информационные агентства являются центральным звеном функционирования отечественной медиасистемы; и в первую очередь данный тезис касается государственных информационных агентств.

Вначале заострим внимание на сути понятия «информационное агентство». В научной литературе отсутствует однозначное определение данной категории.

Вестник Поволжского института управления • 2020. Том 20. № 3 /,!

На наш взгляд, самым удачным является определение термина «информационные агентства» Т.И. Фроловой и Г.В. Вирена: «это специализированные предприятия <•••>, основными функциями которых являются сбор, обработка и распространение новой оперативной информации: политической, экономической, социальной, культурной» [1, с. 25—26].

Термин «государственная информационная политика» (ГИП) интерпретируется учеными в узком и широком смысле слова. В первом случае под государственной информационной политикой понимается «способность и возможность субъектов политики воздействовать на сознание, психику людей, их поведение и деятельность с помощью информации в интересах государства и гражданского общества» [2]. В более широком смысле государственная информационная политика воспринимается как «особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы государства и гражданского общества, и направленной на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними и их представителями» [2]. Информационная политика сама по себе имеет двойственную природу. С одной стороны, она предполагает решение технических задач по информатизации общества, а с другой стороны, информационная политика несет в себе гуманитарный компонент, поскольку определяется интересами граждан, власти и общества. Таким образом, можно сделать вывод о том, что структура государственной информационной политики представлена в виде двух ее основных компонентов: технического, подразумевающего под собой технологическое развитие и совершенствование информационной среды государства, а также доступа к ней; и содержательного, выражающегося в сбалансированном по своему приоритету информационном освещении актуальных для всего общества информационных поводов и тем.

Отметим, что сегодня в России отсутствует единый документ, регламентирующий принципы реализации государственной информационной политики. Реализация ГИП регулируется сразу несколькими законодательными актами — это прежде всего федеральные законы: «О средствах массовой информации», «Об информации, информационных технологиях и защите информации», «О связи» и т.п. Действует и Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011—2020 годы)» в ее последней версии «Информационное общество», утвержденной постановлением Правительства РФ от 29 марта 2019 г. № 356-24, целью которой является улучшение качества жизни и работы граждан, а также условий функционирования организаций, совершенствование экономического потенциала страны на основе применения информационных и телекоммуникационных технологий. Успешно реализуется Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы, цель которой состоит в создании условий для формирования в Российской Федерации общества знаний. Оба последних доктринальных документа разрабатывались на долгосрочную перспективу и включили в себя множество конкретных задач и конкретных целевых показателей.

В структурно-функциональном плане реализация государственной информационной политики возложена на широкий круг органов государственного

26 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2020. Vol. 20. № 3

управления и профильных министерств, ведомств, одним из которых является Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России). Но ведущая роль в процессе реализации данной политики все же отведена средствам массовой коммуникации и средствам массовой информации, в частности государственным федеральным СМИ. Одна из ярких отличительных особенностей таких средств массовой коммуникации и информации состоит в том, что их деятельность в значительном объеме финансируется из средств государственного бюджета. Такая практика обусловлена тем обстоятельством, что государственные СМК и СМИ призваны распространять свои медиапродукты на максимально широкую аудиторию и освещать максимально широкий круг значимых для всего общества тем и информационных поводов. Отметим, что в силу большого объема требуемых для этого финансовых средств частным средствам массовой коммуникации и информации представляются крайне затруднительными организация и обеспечение необходимой ресурсной базы для реализации данного процесса.

Нельзя утверждать, что государственные информагентства обладают особыми привилегиями по отношению к другим, не государственным, информагентствам и СМИ в плане производства, получения и воспроизводства информации. Но в силу своего статуса, а именно права сообщать значимую информацию от имени государства, им необходимо проявлять более серьезное внимание к соблюдению профессиональных стандартов при работе с информацией. Нельзя игнорировать тот факт, что государство действительно может ставить ряд определенных задач перед учрежденными ими структурами масс-медиа и их руководством, но при этом, согласно ст. 18 ФЗ «О средствах массовой информации», учредитель не вправе вмешиваться в деятельность СМИ, за исключением ряда случаев.

Среди некоторых зарубежных экспертов бытует мнение, что вмешательство того или иного государства в деятельность его информационных агентств возможно при помощи ряда организационных мер:

— «регулирования и управления их деятельностью;

— контроля их финансов и собственности;

— косвенного или прямого политического контроля» [3].

На наш взгляд, ни в коем случае нельзя рассматривать постановку государством определенных задач учрежденным им информагентствам как интервенцию в их редакционную политику. Главной целью осуществления государственной информационной политики является то, чтобы средства массовой информации прежде всего транслировали в информационном пространстве общенациональные интересы, а не только реализовывали те или иные цели отдельных социальных или корпоративных групп. Такую ситуацию можно истолковать следствием действий государства по уравновешиванию информационного поля страны. При этом стремление государства выступить существенным игроком информационного пространства страны является совершенно обоснованным, так как различные государственные структуры обладают широким набором инструментов, позволяющих реализовывать положения

Вестник Поволжского института управления • 2020. Том 20. № 3 2 /

государственной информационной политики. Как и во всем мире, в России существуют средства массовой информации, учрежденные самыми разными структурами или конкретными лицами. Но в случае, если каждая из этих структур будет лоббировать в масс-медиа только выгодную себе информационную повестку, это может привести к серьезной дестабилизации социально-политических отношений в государстве. Именно поэтому представляется крайне важным, чтобы государство учреждало собственные медиа, ведь таким образом у всех общественных институтов и социальных групп появится дополнительная возможность полноценного публичного диалога; параллельно с этим государство сможет через свои информационные площадки последовательно реализовывать политику по защите национальных интересов в информационном пространстве и обеспечению общественной стабильности.

Предметом исследование данной публикации является политика двух российских государственных информационных агентств: ТАСС и Международного информационного агентства (МИА) «Россия сегодня». Данный выбор обусловлен тем, что обозначенные информационные агентства так или иначе принимают активное участие в реализации государственной информационной политики в Российской Федерации, а также являются безусловными лидерами по цитируемости среди других российских информационных агентств. Подтверждением тому являются данные сервиса «Медиалогия» [4], а также наличие профессионального термина «большая тройка информационных агентств», в которую входят ТАСС, МИА «Россия сегодня» и Интерфакс. Цель данного исследования — выявление специфики реализации информационными агентствами задач, определенных государственной информационной политикой Российской Федерации.

Достижение этой цели предполагает последовательное решение следующих исследовательских задач:

— проведение теоретического анализа понятий «информационное агентство» и «государственная информационная политика»;

— рассмотрение нормативных правовых актов, определяющих принципы и меры по реализации государственной информационной политики (ГИП) Российской Федерации;

— характеристика ключевых аспектов деятельности информационного агентства «ТАСС» и МИА «Россия сегодня» по реализации государственной информационной политики.

ТАСС и МИА «Россия сегодня» обладают достаточно широкой сетью корреспондентских пунктов по всему миру: четырнадцать филиалов в России и 79 представительств более чем в шестидесяти странах мира у ТАСС и семьдесят представительств и два филиала в различных городах России и странах мира у МИА «Россия сегодня» [5; 6]. Оба информагентства предлагают своей аудитории широкую линейку медиапродуктов и услуг, основу которой составляют различные информационные ленты, в том числе на иностранных языках, фото-, видеоматериалы, интернет-ресурсы, пресс-конференции и другое. ТАСС и МИА «Россия сегодня» как государственные информагентства призваны обеспечивать максимальное покрытие информационного поля как

28 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2020. Vol. 20. № 3

в виде распространения своих продуктов и услуг на как можно более широкую аудиторию, так и в виде информационного освещения максимально возможного количества тем и сфер жизни общества. Иными словами, ТАСС и МИА «Россия сегодня» в силу своего статуса обязаны освещать те темы и информационные поводы, которые, с точки частных информагентств, являются слабомонетезируемыми, но при этом их освещение представляется крайне важным для общества. К такой тематике относится общественно-политическая сторона жизни социума, культура, образование, спорт и т.п. Именно в данном аспекте наиболее ярко раскрывается суть деятельности ТАСС и МИА «Россия сегодня» по реализации государственной информационной политики и отстаиванию национальных интересов в информационном пространстве. Именно на эти цели ТАСС и МИА «Россия сегодня» получают внушительные по своему объему субсидии из федерального бюджета. Под определенным углом зрения работу по охвату максимально большой аудитории, освещению широкого круга тем, созданию и содержанию разветвленной сети корреспондентских пунктов можно воспринимать как своеобразный многоплановый бизнес-процесс, требующий огромных финансовых ресурсов. Такими ресурсами не обладает почти ни одно частное российское СМИ (речь идет об объемах финансирования порядка нескольких миллиардов рублей в год).

Поскольку прямая деятельность ТАСС и МИА «Россия сегодня» касается не только непосредственно процессов создания, воспроизводства, аккумулирования и передачи сведений из различных областей жизнедеятельности человека, но и в определенной степени модернизации информационной инфраструктуры, технических каналов массовых коммуникаций — например, активно внедряются новые передовые и инновационные программные продукты, позволяющие более эффективно распределять и распространять информацию по целевым аудиториям, — то эта деятельность подпадает под определенные подпрограммы Государственной программы «Информационное общество», в частности, подпрограмму «Информационная среда», цель которой состоит, согласно тексту документа, «в развитии информационной среды и обеспечении равного доступа населения к медиасреде» [7], а ее задачи сводятся к следующим положениям:

— постепенной полной оцифровке всех имеющихся в наличии фондовых материалов;

— обеспечению безопасности информационных фондов и сохранности фондовых материалов (также подразумевается защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа);

— «захвату» коммуникационного пространства информацией, пропагандирующей традиционные культурные, нравственные и семейные ценности, здоровый образ жизни, вызывающей потребность получения образования, личностного роста, успеха, интереса к профессиональному росту, карьере;

— увеличению доли в медиасреде социально значимых проектов и их непрерывному развитию;

— созданию и поддержанию режима доступности для граждан России актуальной, достоверной, социально значимой информации о событиях в стране и мире [7].

Вестник Поволжского института управления • 2020. Том 20. № 3 2.9

Заслуживает внимания и финансовый аспект функционирования рассматриваемых государственных информационных агентств. Основные денежные средства на деятельность ТАСС и МИА «Россия сегодня» поступают из федерального государственного бюджета России. Для проведения дальнейшего исследования целесообразно обратиться к статьям расходов этого финансового документа. Цель выделения федеральных бюджетных средств информационному агентству ТАСС сформулирована как «финансовое обеспечение расходов по организации мероприятий по освещению государственной политики и общественной жизни в Российской Федерации» [8].

В свою очередь, МИА «Россия сегодня» денежные средства выделяются преимущественно «в целях финансового обеспечения расходов по освещению за рубежом государственной политики Российской Федерации и общественной жизни в Российской Федерации, и обеспечению национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере» [9]. Однако есть и целый ряд иных целей выделения бюджетных средств МИА «Россия сегодня» (причем этот список даже шире, чем у информационного агентства «ТАСС»), но все они — как и в предыдущем случае — «встроены» в главную цель финансирования агентства. Обратим внимание, что в обоих случаях наличие отдельных статей государственных расходов в федеральном бюджете свидетельствует о прямой заинтересованности государственной власти в реализации информационными агентствами «ТАСС» и МИА «Россия сегодня» государственной информационной политики Российской Федерации.

При сравнении направлений государственного финансирования медийной деятельности двух информационных агентств выявляется, что МИА «Россия сегодня» ведет несколько более широкую по своему профилю деятельность в информационно-коммуникационном пространстве, нежели информационное агентство «ТАСС», хотя цель, предмет и сфера медийной деятельности у них схожи. Ключевое отличие МИА «Россия сегодня» от ТАСС заключается в том, что его информационные продукты и медиауслуги в значительно большей степени направлены на зарубежную аудиторию; одним из подтверждающих фактов этого может служить проект «Sputnik», осуществляющий свою деятельность на 32 языках.

Резюмируя изложенное, можно отметить, что реализация государственной информационной политики информационными агентствами «ТАСС» и МИА «Россия сегодня» осуществляется по следующим основным направлениям:

— освещение государственной политики, событий культуры, спорта, науки и общественной жизни в Российской Федерации и за рубежом;

— реализация национальных интересов России в информационной сфере: создание соответствующей информационной повестки дня, раскрытие тем под определенным углом зрения;

— обеспечение принципа свободы массовой информации, свободы мнений;

— расширение и совершенствование международного информационного обмена;

— развитие и модернизация информационного общества в России.

Все это еще раз подтверждает, что информационное агентство «ТАСС»

30 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2020. Vol. 20. № 3

и МИА «Россия сегодня» действительно являются активными участниками реализации, то есть по сути проводниками государственной информационной политики Российской Федерации. При этом они участвуют в реализации ГИП не только в ее содержательном аспекте, выражающемся в освещении широкого круга значимых для общества тем, но и в техническом аспекте, связанном с внедрением в свою работу современных технологий и новых каналов связи с аудиторией, тем самым развивая российскую информационную среду.

Библиографический список

1. Вирен Г.В., Фролова Т.И. Информационные агентства. Как делаются новости: учебное пособие для студентов вузов. М., 2015.

2. Информационная политика: учебник / П.В. Беспалов, В.Б. Вепринцев, В.В. Воробьев [и др.]; под общ. ред. В.Д. Попова. М., 2003.

3. Juntunen L., Nieminen H. The Future of National News Agencies in Europe-case study 3: The Changing Relationship Between News Agencies and the State - 2019. URL: http://eprints.lse. ac.uk/100066/

4. Топ-3 самых цитируемых информационных агентств - 2019 г. URL: https://www.mlg. ru/ratings/media/federal/ 7130/

5. Устав ФГУП «Информационное телеграфное агентство России (ИТАР - ТАСС)». URL: https://base.garant.ru/6151827/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

6. Устав ФГУП МИА «Россия сегодня». URL: http://www.fapmc.ru/rospechat/rospechat/lwr/ unitar/item130.html

7. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество»: постановление Правительства РФ от 15 апр. 2014 г. № 313. URL: https://base. garant.ru/70644220/

8. О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов: Федер. закон от 2 дек. 2019 г. № 380-ФЗ (в ред. от 18 марта 2020 г.). URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_339305/2158d3f2d7087f5b2f5e6e30137e2d57bbc84103/

9. Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий Федеральному государственному унитарному предприятию «Международное информационное агентство "Россия сегодня"» / Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. URL: https://regulation.gov.ru/

Вестник Поволжского института управления • 2020. Том 20. № 3 31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.