Научная статья на тему 'Информационнопсихологическая безопасность России: состояние и тенденции'

Информационнопсихологическая безопасность России: состояние и тенденции Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
740
360
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сапожникова А.

На рубеже веков человечество стало свидетелем фундаментальных трансформаций, вызванных стремительным усложнением технологий и развитием коммуникации. В современном высокотехнологичном мире произошло изменение роли информации, когда революция в информационной технологии явилась «отправным пунктом в анализе сложностей становления новой экономики, общества и культуры». В относительно короткий исторический период все, начиная с геополитики крупных национальных государств и заканчивая повседневностью обычных людей, оказалось помещенным в информационное пространство и глобальные сети.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационнопсихологическая безопасность России: состояние и тенденции»

Анна САПОЖНИКОВА

информационно-психологическая безопасность РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ

На рубеже веков человечество стало свидетелем фундаментальных трансформаций, вызванных стремительным усложнением технологий и развитием коммуникации.

В современном высокотехнологичном мире произошло изменение роли информации, когда революция в информационной технологии явилась «отправным пунктом в анализе сложностей становления новой экономики, общества и культуры».

В относительно короткий исторический период все, начиная с геополитики крупных национальных государств и заканчивая повседневностью обычных людей, оказалось помещенным в информационное пространство и глобальные сети.

Но вместе с тем внедрение современных информационных технологий во все сферы общественной жизни существенно повысило зависимость общества, каждого конкретного индивида от надежности функционирования информационной инфраструктуры, достоверности используемой информации, ее защищенности от несанкционированной модификации, а также противоправного доступа к ней. Современный человек, его повседневная жизнь стали все больше зависимы от массовой коммуникации. Информационные технологии как реальный социальный ресурс адаптации человека к жизни стали активно использоваться для манипулирования сознанием. Получили распространение методы информационного управления людьми1. При этом фундаментальные потребности индивида в коммуникации и постоянном притоке информации для реализации таких целей, как ориентирование в современной ситуации и социальной среде, развитие общего кругозора и решение повседневных практических проблем реализуются на 70% за счет специализированной информации, получаемой из средств массовой коммуникации. СМК сотворило в обществе своего рода «вторую», «субъективную реальность». Даже внешность, тело и внутренний мир индивида регламентируются уже не столько социальными нормами, сколько пропагандируемыми и навязываемыми стандартами. Происходит формирование «подчиненности» сознания идеям, пропагандируемым СМК, что делает человека открытым и беззащитным перед манипулятивными технологиями.

Таким образом, обнажается распад «общей системы социальных ценностей», распад некогда интегрированного этноса и потребностей социальных структур2. В этих обстоятельствах индивид проявляет признаки пагубной зависимости от мнения «медийного большинства». Общество обезличивается, теряют смысл многие прежние социальные принципы. А отношения общества и государства претерпевают метаморфозу «виртуализации». На свет появляется новая культура — культура «виртуальной реальности»3.

1 Кульба В. В. Об информационном управлении. Информатика и вычислительная техника. 1996, № 20

^ ттъ\т^тттттт> 2 Б-елл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнози-

САПОЖНИКОВА рования. М., Acadeemia, 1999

Анна — 3 Кастельс М. «Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.,

ГК ВШЭ, 2000

А СМК выводят на уровень так называемой четвертой власти, обладающей почти неограниченным ресурсом воздействия.

Все это актуализировало проблему информационно-психологической безопасности. Сама по себе данная проблематика остается сравнительно новым, хотя и активно развивающимся научным направлением. Еще не выработан должным образом категориальный аппарат, не систематизированы сущностные характеристики и функциональные аспекты этого явления. До сих пор нет общепринятой формулировки этого определения. Так, авторами законопроекта ФЗ РФ «О информационно-психологической безопасности» данное явление рассматривается как состояние защищенности отдельных лиц и (или) групп лиц от негативных информационно-психологических воздействий и связанных с этим иных жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере.

Другие исследователи понимают под информационно-психологической безопасностью состояние защищенности психики личности от действия многообразных информационных факторов, препятствующих или затрудняющих формирование и функционирование адекватной информационно ориентировочной основы социального поведения человека (и в целом его социальной жизнедеятельности), а также адекватной системы его субъективных (личностных) отношений к окружающему миру и самому себе1.

Но обычно под информационно-психологической безопасностью понимают состояние защищенности личности, разнообразных социальных групп и объединений людей от воздействий, способных против их воли и желания изменять психические состояния и психологические характеристики человека, модифицировать его поведение и ограничивать свободу выбора2.

В качестве целей информационно-психологического воздействия специалисты предлагают выделять:

1 Грачев Г. В. Мельник И. К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия

2 Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности — состояние и возможности психологической защиты, М., 2004

— воздействие с целью создания раздражителя в обществе, который будет постоянно привлекать внимание к какому-либо вопросу;

— воздействие с целью оказания влияния на противную сторону, чтобы последней пришлось отвечать на это какими-либо действиями, вызвать обратную реакцию;

— воздействие с целью устранения противостоящей стороны как таковой.

Обращаясь к характеристике угроз информационно-психологической безопасности и их источников, следует признать, что в настоящее время также не имеется достаточно систематизированной и общепринятой классификации таковых.

В отсутствие полноценных критериев для классификации источники угроз информационно-психологической безопасности чаще разделяют на внутренние и внешние. К числу внешних источников могут быть отнесены: физические лица, наделенные способностями воздействовать на других; религиозные и иные организации деструктивного толка; СМИ; различные технические средства. Внутренние источники угроз информационно-психологической безопасности личности заложены в самой биосоциальной природе человека, в особенностях формирования и функционирования его психики, в индивидуально-личностных характеристиках индивида. В силу этих особенностей люди отличаются степенью восприимчивости к различным информационным воздействиям, возможностям анализа и оценки поступающей информации и т. д.

Но существуют и другие, не менее значимые источники угроз, имеющие отношение к различным средствам и способам воздействия и различного рода мани-пулятивным технологиям. Так, П. И. Фисенко в качестве одного из важнейших источников угроз информационно-психологической безопасности рассматривает государства, способные осуществлять массированные психологические операции против населения или отдельных социальных групп страны, избранной в качестве их объекта воздействия.

Потенциальные внешние источники угроз информационно-психологической безопасности могут быть связаны, в известном смысле, с так называемой

ф

«иллюзорной реальностью». Эта информационная среда имеет свойство наряду с объективной реальностью приобретать для человека характер второй, субъективной реальности, создавать самые разнообразные сочетания «реальности и мифа», что и представляет в конечном счете источник угроз для информационно-психологической безопасности личности. В качестве факторов иллюзорности информационной среды специалисты выделяют — объективную сложность самого мира и процесса его познания; действия людей, которые, преследуя собственные цели, используют различные способы информационно-психологического воздействия на других без учета их интересов и нанося им ущерб. Распространяя слухи, неверную и заведомо ложную информацию, формируя свой имидж, они увеличивают степень неадекватности информационной среды общества и тем самым расширяют иллюзорную субъективную реальность. Становятся зачастую, как отмечает американский психолог Эверетт Шостром, объектом собственных манипуляций.

Основные угрозы при этом могут иметь отношение к причинению вреда психическому здоровью человека, манипуляции общественным сознанием, применению специальных технических и программных средств воздействия на психику человека, наконец разрушению единого информационного и духовного пространства России, традиционных устоев общества и общественной нравственности, «вредоносная информация», возбуждающая социальную, расовую, национальную ненависть и вражду, призывающая к насилию, способная нанести урон личности человека, оказать деструктивное воздействие на его психику.

В нашей стране практику информационно-психологического воздействия нельзя считать чем-то новым. Вся эпоха господства коммунистического режима представляет собой в конечном счете историю борьбы за умы и сознание людей как в стране, так и за ее пределами. Сегодня, несмотря на то, что разработка концепции в области информационно-психологической безопасности была начата в нашей стране достаточно давно, отечественная наука и государственная практика, общественное сознание в целом не в полной мере подготовлены

к комплексному восприятию проблем информационно-психологической безопасности. Налицо фрагментарный подход к проблеме: либо сведение проблематики к частным аспектам (например к психическому здоровью), либо к контролю за использованием отдельных методов воздействия (например, психофизические неосознаваемые воздействия).

Хотя для современной России тема информационной безопасности и манипулирования особенно актуальна в условиях происходящих процессов преобразования в социальной, духовной, политической и экономической жизни. Налицо низкий уровень политической, правовой и информационной культуры в обществе, а также трудности переходного периода к рыночной экономике, на фоне дезинтеграции прежней социальной структуры и разрушения многих форм общностей, выполняющих ранее функции нормативной оценки и фильтрации различных типов информационных воздействий. Наблюдаются имущественная поляризация в обществе рост межэтнической напряженности и наконец кризис государственной идеологии, появление и рост новых форм мифологического сознания, деформация системы норм, установок и ценностей и как следствие утрата критериев адекватной оценки информационно-пропагандистских воздействий. Все это представляет собой факторы дополнительных информационных рисков для нашей страны.

При этом молодая Россия слабо контролирует свое геополитическое пространство и по сути не обладает достаточным информационным суверенитетом. Формирование многополярного мира происходит на фоне возрастающей конкурентной борьбы, попыток доминирования в мире и глобальном информационном пространстве развитых западных стран при лидерстве США и усилиях ряда государств по ослаблению позиций России. Все это сопровождается широким использованием технологий информационного воздействия на всем геополитическом пространстве бывшего СССР. Эксперты констатируют информационную экспансию со стороны ряда развитых стран, осуществляющих глобальное информационно-пропагандистское воздействие в целях распространения мировоззрения, политических и

духовных ценностей и идеалов западного мира, инструментами которого становятся и российские национальные телеканалы.

Не следует забывать, что еще в конце 70-х годов ХХ века в Афганистане мы потерпели поражение в информационной войне. Тогда США были мобилизованы многочисленные научно-исследователь -ские центры и СМК, которые занялись разработкой новейших идей, доктрин и концепций, связанных с афганской проблематикой и призванных обеспечить эффективное ведение информационной войны. При этом информационное противоборство против нашей страны носило не только пропагандистский характер. В ходе информационной войны не раз применялись средства и психологического воздействия. А нанесенный в итоге урон был колоссальным и во внутренней политике, и на междунродной арене. Как полагают многие, СССР прекратил свое сущестование, в том числе и из-за этой глобальной диверсии.

Геополитические противники России, используя СМИ, и сегодня проводят различные акции негативного информационного воздействия на психику россиян. Это и использование компрометирующих сведений в целях создания негативного образа политических лидеров или ведущих предпринимателей, и трансляция определенным образом подобранных негативных фактов о российской действительности, создание специальных телепередач и рубрик. Примерами такого воздействия могут служить деятельность новостного телеканала Евроньюс, формирование кинематографом романтического ореола вокруг представителей преступного мира, неограниченная никакими этическими нормами демонстрация сцен насилия. Несмотря на то, что лишь 2% россиян согласны с тем, что любые сцены насилия можно показывать в любых передачах, объем программ с показом сцен насилия и жестокости катастрофически велик1.

В настоящее время в РФ еще насчитывается несколько десятков деструктивных сект. По отдельным оценкам, в различные новокультурные образования вовлечены от 3 до 5 млн. человек, из них до 70% —

1 Панарин И. Н. Информационная война и геополитика. М., Издательство «Поколение», 2006, стр. 212-214

молодые люди до 25 лет2. Общеизвестны примеры манипулирования массовым сознанием через заложенное в рекламу скрытое программирование (25-й кадр), когда рекламное сообщение побуждало людей действовать против своей воли, совершать безрассудные поступки. Нельзя забывать и о неконтролируемом законодательно потоке рекламных сообщений о «псевдолекарственных» препаратах, оказании услуг «белыми и черными магами», которые представляют собой серьезную угрозу физическому и духовному здоровью нации. Все помнят, насколько обширной и тотальной, какой страшной по своим последствиям стала деятельность «финансовых пирамид» за счет пропаганды ее с телевизионных экранов в нашей стране.

Выявленный масштаб и значимость информационно-психологического воздействия на общее состояние и конкретные процессы во всех основных сферах общественной жизни актуализируют задачу определения природы и сущности проблемы информационно-психологической безопасности, идентификации характера и круга потенциальных угроз, а также мер противодействия им. При этом перед научным сообществом встает вопрос о целесообразности выделения проблематики информационной и психологической безопасности личности, общества и государства в самостоятельную область исследования, демаркации предметных границ и определения ключевых перспективных направлений дальнейших исследований в данной области.

В современной России процесс законодательного регулирования информационно-психологической безопасности находится в стадии становления. На сегодня нормативно-правовую базу обеспечения информационной безопасности государством образуют нормы, изложенные в Уголовном и Административном кодексах РФ, ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», нормативно-правовых актах о федеральных органах власти и т. д. В отличие от других крупных развитых стран в России государственная политика в отношении информационно-психологической безопасности еще полностью не сложилась. В

2 Религиозная экспансия против России. Аналитический вестник. Издание Государственной думы РФ. 1998. Вып. 4

ф

то время как масштабность и значимость воздействия информационных факторов на психику людей выдвигают обеспечение информационно-психологической безопасности в современных условиях на уровень общенациональной проблемы.

Если обратиться к опыту Китая, то мы увидим, что здесь функционирует мощная тайная государственная система ведения информационно-психологического противоборства, которая позволяет осуществлять массированное применение сил и средств в нужное время. С 70-х годов исследовательские программы проводятся в лучших лабораториях университетов всего мира: США, Германии, Австрии, Франции, Италии и др., где наряду с использованием традиционных средств активно разрабатываются и апробируются специальные средства воздействия на человека как с помощью средств массовой информации, так и через компьютерные сети: средства информационно-психологического воздействия (к примеру, дистанционное измерение поведения человека и т. д.). В свою очередь в США уже с 50-х годов прошлого века интенсивно ведутся разработки методов и средств специального воздействия на психику, создаются и развиваются мощнейшие центры глобального информационного воздействия на мировую информационно-психологическую среду.

***

Подводя итоги, подчеркнем, что в условиях кардинального реформирования российского общества, совпавшего по времени с очередной, решающей фазой развертывания информационно-коммуникативной революции в современном мире, существующая система противодействия угрозам информационно-психологического воздействия не способна адекватно реагировать на реалии меняющегося мира. Недостаточно эффективна информационная политика государства, не работают механизмы гражданской ответственности СМИ, отличные от цензуры. Сегодня очевидно, что угрозы информационно-психологического воздействия объективно препятствуют формированию устойчивой системы отношений в социально экономической, политической сферах жизнедеятельности российского общества, стимулируют непрогнозируемую подвижность и рез-

кие колебания социально-политических ориентаций, оценок, установок у значительной части населения, что трансформируется в нестабильность социальных и политических процессов в целом.

В целях эффективного противодействия угрозам информационно-психологической безопасности государственная политика в данной области должна представлять собой грамотную и хорошо структурированную систему защиты, предполагающую законодательное регулирование, установление отношений и контроль над СМИ, идеологическую работу с населением в рамках внутреннего информационного пространства и пропаганду имиджа за рубежом.

Структура политики информационнопсихологической безопасности должна иметь четко выраженный системный характер. В самом общем отношении можно выделить три основные составляющие этой системы: нормативно-правовую, организационную и технологическую.

Нормативно-правовая составляющая обеспечивает формирование и совершенствование системы правовых норм противодействия угрозам информационно-психологической безопасности и механизмов их реализации.

Организационная составляющая системы обеспечения информационнопсихологической безопасности устанавливает функциональную структуру общественных организаций и государственных органов, занимающихся реализацией правовых норм в данной области, и отношения между ними, а также между этими организациями и органами - с одной стороны и гражданином - с другой. Представляется, что система обеспечения информационно-психологической безопасности в значительной степени должна строиться на основе тесного взаимодействия главы государства, органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также общественных организаций, занимающихся в установленном законом порядке деятельностью в данной области и встроенных в структуру гражданского общества.

Технологическая составляющая должна обеспечить возможность своевременного выявления возникающих угроз информационно-психологической безопасности личности, общества и государства, оценку

возможного и нанесенного ущерба этой безопасности и организацию эффективного противодействия данным угрозам.

Кадровая составляющая призвана обеспечить формирование и поддержание достаточного кадрового потенциала общества и государства для эффективного функционирования системы обеспечения информационно-психологической безопасности.

Такой системный подход к политике обеспечения информационно-психологической безопасности дает возможность государству эффективно противодействовать соответствующим угрозам, реализовывать свои стратегические интересы в сложном, конкурентном информационном пространстве современности.

В качестве стратегической задачи перед российской политической элитой должно стоять достижение трех взаимодополняющих целей. Во-первых, это формирование позитивного мирового общественного мнения по отношению к России. Во-вторых, обеспечение психического, культурного и нравственного здоровья граждан. И наконец, в-третьих, государство обязано осуществлять информационное воздействие на своих основных геополитических конкурентов и иные деструктивные силы, дабы предупреждать и противостоять их негативной активности. Должна быть сформирована новая, эффективная система защиты интересов общества, личности и государства в идеологическом пространстве. Россия на современном этапе своего развития крайне нуждается в ресурсах для спокойного развития без всяких потрясений. В этих условиях не только любой вооруженный конфликт, но даже латентная информационная диверсия потребуют от России огромных затрат. Они могут резко отбросить страну назад, тормозить ее развитие и создавать опасные предпосылки для социального взрыва. Для этого должна быть сформулирована действенная государственная политика в области обеспечения информационно-психологической безопасности. Она призвана установить необходимый баланс между потребностью в свободном обмене информацией и допустимыми ограничениями ее распространения. Государство должно обеспечить сохранение единого информационного и духовного пространства России, традиционных устоев общества и обще-

ственной нравственности. Необходимо организовать систему международного сотрудничества в области обеспечения информационно-психологической безопасности. При этом вопрос средств достижения этих целей во многом противоречив. Трудно сказать, должна ли это быть жесткая охранительная политика или же комплексная системы либеральных программ. Пока позиция государства по вопросам, составляющим основу информационно-психологической безопасности, так и не определена. Вопрос степени допустимости цензуры как соотношения прав и свобод граждан и допустимого предела полномочий государства, вопрос морально-этического регулирования, формирования положительного «образа ментальности», через формирование у граждан позитивного мышления, толерантного восприятии друг друга

- эти проблемы во многом отражают противоречивые тенденции современной России, в которой все больше преобладают традиционно-консервативные тенденции. Государство постепенно начинает регулировать сферы общества, в которых возникновение угроз сознанию граждан наиболее очевидно. Несмотря на протесты либерально настроенной части граждан, регламент проникает в искусство и медиасферу. Государство все активнее включается в решение проблемы «воспитания» подрастающего поколения россиян, используя для этого проверенный способ привлечения идеологий и политических идей. Многие считают эту попытку фактором раскола молодежи «по партийному признаку». Другие видят действенную защиту сознания молодежи в угрозе базовым демократическим ценностям. Другими словами, много спорного в деятельности государства в направлении информационно-психоло -гической безопасности. Государству еще только предстоит сформировать единую систему обеспечения информационнопсихологической безопасности личности и общества. Она должна быть направлена на совершенствование законодательства РФ в области обеспечения информационно-психологической безопасности. Законодательное регулирование отношений в информационной сфере призвано обеспечивать функционирование информационных отношений на всех уровнях государственной системы, гарантировать

правовую защиту психики и личности общества и индивида на государственном уровне. Одним из приоритетных направлений обеспечения информационно-психологической безопасности должно стать осуществление координации деятельности органов государственной власти и общественных объединений с четким разделением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения информационно-психологической безопасности. Наконец должное внимание необходимо уделять такому значимому направлению, как развитие правосознания и правовой культуры граждан в области обеспечения информационно-психологической безопасности. Важно проводить просветительскую деятельность, обучать население методам самозащиты от негативных информационно-психологических

воздействий, основам безопасного поведения в современной информационной среде.

Только с учетом всех этих направлений и должной слаженной работой органов государственной власти в данном направлении можно минимизировать воздействие угроз информационно-психологической безопасности на общество и личность. Обеспечение информационно-психологической безопасности должно стать важным элементом внутренней и внешней политики государства. И в этой связи понимание сути проблемы и особенности угроз информационно-психологической безопасности личности, механизмов их действия и возможностей психологической защиты становится не только теоретической проблемой и насущной потребностью социальной практики и повседневной жизни человека, но и приоритетной задачей государственной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.