Межкультурное и межэтническое взаимодействие
175
рых наиболее значимы неполнота информации, дублирование информационных фрагментов, наличие фактографических ошибок и неточностей, статичность ряда электронных информационных ресурсов. Решение этих проблем возможно в русле инфосферной концепции: необходимо разработать эффективную стратегию оптимизации информационной составляющей финно-угорского мира на базе системного подхода, что обусловливает проведение ряда фундаментальных и прикладных исследований.
Г. М. Агеева,
доцент кафедры библиотечно-информационных ресурсов Национального исследовательского Мордовского государственного университета, кандидат культурологии
ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ (НА ПРИМЕРЕ ФИННО-УГОРСКИХ РЕГИОНОВ РОССИИ)*
Характерной чертой последних десятилетий стало упрочение связей финно-угорских народов. Научные, образовательные структуры объединяют исследовательские усилия, совместно разрабатывают проблемы, находят решения. Важно, что это взаимодействие затрагивает разные уровни и широко представлено в электронном информационном пространстве. Информационный обмен позволяет развивать культурные связи между регионами, содействует росту взаимопонимания между народами. Вне сомнения, он должен удовлетворять требованиям высокого качества содержания, представляться в разных форматах, быть доступным.
Цифровая среда снимает ограничения в общении, обусловленные географической отдаленностью друг от друга финно-угорских территорий, а также связанные с этим трудности в непосредственном оперативном обмене мнениями. Чем интенсивней осуществляется коммуникация, тем плодотворней результаты совместной деятельности.
Электронный формат динамизирует и разнообразит кон-
*
Издание статьи осуществлено при финансовой поддержке Миноб-рнауки РФ в рамках госзадания. Проект 6.6254.2011 «Исследование современных процессов и тенденций развития в культуре финно-угорских народов России».
176
Круглый стол
такты, а открытость и демократизм Сети способствуют формированию новых исследовательских подходов и точек зрения. Интернет является привлекательной средой для межкультурного обмена. Использование цифровых технологий способствует активизации внимания к национальным вопросам и ценностям.
В целом следует отметить, что информационный обмен между образовательными учреждениями финно-угорского мира ведется достаточно активно. Участники взаимодействия осведомлены о тематике исследований коллег, на сайте почти каждого вуза есть ссылки на соответствующие исследовательские структуры других организаций и созданные ими ресурсы. «Фундаментальные и прикладные исследования в области финно-угроведения» — одно из двух приоритетных направлений развития Национального исследовательского Мордовского государственного университета. На сайте вуза опубликована программа его развития. «Финно-угорские этносы: технологии развития» — одно из трех приоритетных направлений Удмуртского государственного университета. На сайте в обратной хронологии представлены публикации в вузовской газете, освещающие ход реализации мероприятий. Раскрыта деятельность структур (лабораторий и др.), работающих в русле данной темы. Однако на сайтах других вузов (Марийского, Петрозаводского, Сыктывкарского и Югорского), членов Ассоциации финно-угорских университетов, деятельность в указанном направлении не раскрывается и никак не позиционируется.
Е. Н. Антипкина, научный сотрудник Научно-исследовательской лаборатории финно-угорской культуры Национального исследовательского Мордовского государственного университета, кандидат философских наук
ЭТНИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ*
Национально-культурные традиции проявляются не только в восприятии отдельных культурных ценностей, но и в от-
Статья подготовлена при поддержке фонда РГНФ и Правительства РМ. Проект № 12-14-13004 а/В.