Научная статья на тему 'Информационное воздействие как фактор формирования гендерной идентичности школьников'

Информационное воздействие как фактор формирования гендерной идентичности школьников Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
282
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МАСКУЛИННОСТЬ / ФЕМИНИННОСТЬ / АНДРОГИННОСТЬ / GENDER IDENTITY / MASCULINITY / FEMININITY / ANDROGYNY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Каменская Е. Н.

В современном обществе в процессе формирования гендерной идентичности особое значение имеет фактор информационного воздействия. Целью работы является изучение психологических источников информационного воздействия, которые оказывают влияние на формирование гендерной идентичности школьников разных возрастных категорий (подростки, старшеклассники). Проведенное исследование подтвердило гипотезу, что родители являются самым достоверными, доступными и влиятельными источниками информации, оказывающими влияние на формирование гендерной идентичности школьников. В исследовании применялись: методика ранжирования источников информации И. К. Каширской, методика «Маскулинность и фемининность» (модификация Т. А. Бессоновой) и методика М. Куна «Кто я?» (модификация Т. В. Румянцевой).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information impact as a factor of formation of gender identity of schoolchildren

In modern society in the process of formation of gender identity is of particular importance factor of information impact. The aim of the work is to study the psychological sources of information impact, which influence the formation of gender identity of students of different age categories (adolescents, high school students). The study confirmed the hypothesis that parents are the most reliable, accessible and influential sources of information that influence the formation of gender identity of schoolchildren. The study used: the method of ranking sources of information I. K. Kashirskaya, the method of "masculinity and femininity" (modification of T. A. Bessonova) and the method of "who am I?"(a modification of the T. V. Rumyantseva).

Текст научной работы на тему «Информационное воздействие как фактор формирования гендерной идентичности школьников»

Информационное воздействие как фактор формирования гендерной

идентичности школьников

Е.Н. Каменская

Институт управления в экономических, экологических и социальных системах Южного федерального университета, Таганрог

Аннотация: В современном обществе в процессе формирования гендерной идентичности особое значение имеет фактор информационного воздействия. Целью работы является изучение психологических источников информационного воздействия, которые оказывают влияние на формирование гендерной идентичности школьников разных возрастных категорий (подростки, старшеклассники). Проведенное исследование подтвердило гипотезу, что родители являются самым достоверными, доступными и влиятельными источниками информации, оказывающими влияние на формирование гендерной идентичности школьников. В исследовании применялись: методика ранжирования источников информации И. К. Каширской, методика «Маскулинность и фемининность» (модификация Т. А. Бессоновой) и методика М. Куна «Кто я?» (Модификация Т. В. Румянцевой).

Ключевые слова: гендерная идентичность, маскулинность, фемининность, андрогинность.

Одним из факторов формирования гендерной идентичности школьников является информационное воздействие, которое в современном обществе имеет особое значение [1]. Источники информации, формирующие гендерный ролевой репертуар подростков, различаются степенью влияния, достоверностью и доступностью.

Целью работы является изучение психологических источников информационного воздействия, которые оказывают влияние на формирование гендерной идентичности школьников разных возрастных категорий (подростки, старшеклассники).

В ходе теоретического анализа психологических исследований феномена гендерной идентификации была выдвинута следующая гипотеза: родители являются самым достоверными, доступными и влиятельными источниками информации, оказывающими влияние на формирование гендерной идентичности школьников.

Объект исследования: школьники СОШ № 36 5-х, 8-х и 9-х классов (102 респондента: 58 девочек и 44 мальчика).

В исследовании применялись: методика ранжирования источников информации И. К. Каширской [2], методика «Маскулинность и фемининность» (модификация Т. А. Бессоновой) [3] и методика М. Куна «Кто я?» (Модификация Т. В. Румянцевой) [4].

Проведем анализ результатов по методике Куна. В данной методике нас интересовала лишь часть - изучение особенностей гендерной идентичности.

Большая часть респондентов имеет сформированную позитивную гендерную идентичность [5, 6], они эмоционально и позитивно и напрямую и косвенно обозначают свой пол (у старшеклассников: юноши - 41%, девушки - 56%; у подростков: мальчики 52%, девочки 56%). Их гендерное ролевое поведение отличается многообразием [7], они принимают свою мужскую / женскую привлекательность, успешно общаются, эффективно выстраивают взаимоотношения с представителями обоих полов [8].

Немногим меньше у респондентов отмечается наличие прямого обозначения пола (у старшеклассников: юноши - 33%, девушки - 11%; у подростков: мальчики 27%, девочки 22%). Это свидетельствует о том, что у респондентов имеется достаточно сформированная позитивная гендерная идентичность, они принимают свою мужскую / женскую привлекательность, сравнивают себя с представителями своего пола [9].

Наименьшая доля респондентов составила группу «отсутствие обозначения пола» (у старшеклассников: юноши - 8%, девушки - 7%; у подростков: мальчики 9%, девочки 32%). Это может быть связано с тем, что у респондентов недостаточно сформирована гендерная идентичность, они не достаточно позитивно принимают свою мужскую / женскую

привлекательность, сравнивают себя с представителями своего пола, имеется кризис идентичности в целом [10].

Анализ гендерной идентичности включает учет места положения категорий, связанных с полом, в тексте (начало, середина, конец). Если респондент в начале текста пишет о своей половой принадлежности, то это свидетельствует о том, что в его самосознании категория пола осознанна и имеет важное значение.

Проведем анализ полученных результатов по методике С. Бэм. Используя данные, полученные по методике Куна, нами были разделены респонденты на две группы: 1) «наличие прямого обозначения пола и прямого и косвенного» и 2) «наличие косвенного обозначения пола и отсутствие обозначения». В результате обработки ответов по опроснику С. Бэм, нами были определены маскулинность, фемининность и андрогинность респондентов названных групп.

Юношей с фемининным и маскулинным психологическим типом в группе «наличие косвенного обозначения пола и отсутствие обозначения» меньше, чем в группе «наличие прямого обозначения пола и прямого и косвенного». Статистическая проверка полученных данных подтвердила полученный результат, (хэмп=9,92, р=0,01).

Девушек с фемининным и андрогинным психологическим типом в группе «наличие косвенного обозначения пола и отсутствие обозначения» меньше, чем в группе «наличие прямого обозначения пола и прямого и косвенного». Статистическая проверка полученных данных подтвердила полученный результат, (хэмп=5,99).

Таким образом, мы видим, для большей части респондентов характерна андрогинность. Данный вид гендерной идентичности обладает большой социальной адаптивностью, поскольку сочетает маскулинность и

фемининность. В настоящее время количество людей, имеющих андрогинную гендерную идентичность возрастает.

Анализ результатов по методике ранжирования различных источников информационного воздействия И. К. Каширской показал следующее. У мальчиков и девочек подростков самым влиятельным источником информационного воздействия является мать (32,8% девочек и 27% мальчиков). Далее у мальчиков-подростков влиятельным источником информационного воздействия является отец (25,5%) и школа (15,9%). У девочек-подростков картина иная: после самого влиятельного источника информационного воздействия (мать) в них следуют друзья (19%) и отец (16,5%). Данные различия объясняются тем, что девочки-подростки более направлены на установление социальных взаимоотношений, чем мальчики-подростки. Для них важны эмоциональные, доверительные дружеские отношения со сверстницами. Поэтому для девочек-подростков характерно взаимовлияние в процессе формирования их гендерной идентичности. На третьем месте по степени влияния у мальчиков и девочек подростков находятся аудио- и аудиовизуальные источники информации (интернет, социальные сети, телевидение (16,1 % - у девочек; 16,0 % - у мальчиков), и на четвертом печатные источники информации (бумажные и электронные: 15,6 - у девочек; 15,6 % - у мальчиков).

У мальчиков и девочек старшеклассников результаты получились иные. Самым влиятельным источником информационного воздействия у них оказались друзья (25,6 % - у девочек; 25,0 % - у мальчиков). Затем у девочек влиятельным источником информационного воздействия является мать (24,4%), аудио- и аудиовизуальные источники информации (интернет, сети, телевидение (20,3%), отец (14,3%), печатные источники информации (бумажные и электронные: 10,7%), школа (4,7%). У мальчиков самым влиятельным источником информационного воздействия после друзей

являются: аудио- и аудиовизуальные источники информации (интернет, социальные сети, телевидение (20,4%), отец (18,9%), мать (14,3%), печатные источники информации (бумажные и электронные: 14,2%), школа (7,2%).

В процессе развития гендерной идентичности старшеклассников самыми влиятельными источниками информационного воздействия являются друзья, поскольку формирование гендерной идентичности осуществляется в общении, социальном взаимодействии с представителями своего и противоположного пола. Для девочек-старшеклассниц мать, как источник информационного воздействия, по влиятельности занимает одну из ведущих позиций, а влияние отца немного снижается и уступает место аудио- и аудиовизуальным источникам информации (интернет, социальные сети, телевидение). Мальчики и девочки старшеклассники больше оценивают влияние родителя своего пола (мальчики отца, девочки - мать).

Результаты по влиятельности источников информационного воздействия у школьников свидетельствуют о том, что родители оказывают сильное влияние на формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек подростков и старшеклассников.

Статистическая проверка полученных данных подтвердила наши выводы. Проверка гипотезы осуществлялась в программе SPSS for Windows по критерию Пирсона. Подростки: девочки (хэмп=9,92, р=0,01), мальчики (хэмп=6,7, р=0,5). Старшеклассники: девочки (хэмп=11,4; р=0,01), мальчики (хэмп=15,34; р=0,01).

Анализ результатов по методике ранжирования различных источников информационного воздействия И. К. Каширской по достоверности показал, что у мальчиков и девочек подростков самым достоверным источником информации являются родители обоего пола. На втором месте по достоверности находится источник информационного воздействия - школа.

Выявлены различия между мальчиками и девочками подростками по достоверности источника информации - друзья. Девочки-подростки больше доверяют информации, получаемой от подруг, чем мальчики. Подростки мальчики и девочки оценивают аудио- и аудиовизуальные источники информации (интернет, социальные сети, телевидение) как содержащие не всегда достоверную информацию и больше доверяют печатным источникам информации (причем, в большей степени, бумажным, чем электронным в интернете).

У старшеклассников мальчиков и девочек родители также занимают лидирующие позиции по достоверности информации. Друзья, как достоверный источник информационного воздействия, у старшеклассников стоит на втором месте, после родителей. Старшеклассники обоего пола критично относятся к аудио- и аудиовизуальным источникам информации (интернет, социальные сети, телевидение), так как считают их не всегда достоверными. Они больше доверяют печатным материалам. Причем мальчики начинают проявлять больший интерес к печатным источникам, чем в подростковом возрасте. Мальчики-старшеклассники больше доверяют информации, получаемой от друзей, чем в подростковом возрасте. Они начинают приобретать реальный опыт общения и взаимодействия с представителями противоположного пола, делятся своим опытом с друзьями. И теперь информация, получаемая ими друг от друга, больше заслуживает внимания и доверия. У старшеклассников информационный канал - школа теряет свою значимость, так как другие источники информации оказывают большее воздействие. Но по достоверности этот информационный канал не теряет своих позиций.

Анализ результатов по методике ранжирования различных источников информационного воздействия И. К. Каширской по доступности показал, что у мальчиков и девочек подростков и старшеклассников самыми доступными

являются аудио- и аудиовизуальные источники информации (интернет, социальные сети, телевидение и печатные источники информации (бумажные и электронные), второе место - родители и друзья. Статистическая проверка полученных данных по достоверности и доступности источников информации подтвердила наши выводы. Проверка гипотезы осуществлялась в программе SPSS for Windows по критерию Пирсона. Достоверность источников информации: подростки (девочки: хэмп=9,7, р=0,01, мальчики: хэмп=8,5, р=0,5), старшеклассники (девочки: хэмп=9,0, р=0,01, мальчики: хэмп=7,9, р=0,5). Доступность источников информации: подростки (девочки: хэмп=10,4; р=0,01, мальчики: хэмп=13,34; р=0,01), старшеклассники (девочки: хэмп=11,6; р=0,01, мальчики: хэмп=10,27; р=0,01).

Таким образом, данные, полученные по методике И. К. Каширской, подтвердили нашу гипотезу: родители являются самым достоверными, доступными и влиятельными источниками информации, оказывающими влияние на формирование гендерной идентичности школьников.

Литература

1. Бендас Т.В. Гендерная психология. СПб., 2005. 431 с.

2. Каширская И.К. Социально-психологический анализ основных источников информации и процесс гендерной социализации // Вопросы психологии. 2003. № 6. С.56-62.

3. Келли Г. Развитие гендера и социальные подходы к нему // Основы современной сексологии. СПб., 2000. 890 с.

4. Клецина И.С. Гендерная автобиография как метод изучения механизмов гендерной социализации // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С.Клециной. СПб., 2003. 479 с.

5. Bern S, L. Probing the promise of androgyny. The psychology of women: Ongoing debates. New Haven; L, 1987. pp. 206-225.

6. Асмолов А.Г. О развитии половой идентичности // Возрастная и педагогическая психология. М., 2005. 368 с.

7. Dvoriantckikov N. V., Tkachenko A. Sex-role internalization of persons with sexual deviations. International Journal of Psychology: Abstracts of XXVII International Congress of Psychology. Stockholm, 2000. 438 p.

8. Тимошенко Т.В. Социально-философская проблема образа жизни современного человека // Инженерный вестник Дона. 2015. № 4. URL: ivdon.ru/uploads/article/pdf/IVD_217_Timoshenko.pdf_e02cbbe923.

9. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб., 2004. 940 с.

10. Мощенко И.Н., Ершова О.А. Внутренняя структура аффективных составляющих семейных установок // Инженерный вестник Дона.2018. № 2.URL: ivdon.ru/uploads/article/pdf/IVD_143_Ershova_Red.pdf_89feb3e912.

References

1. Bendas T.V. Gendernaya psihologiya [Gender psychology course]. SPb., 2005. 431 p.

2. Kashirskaya I.K. Voprosy psihologii. 2003. № 6. pp.56-62.

3. Kelli G. Razvitie gendera i social'nye podhody k nemu. Osnovy sovremennoj seksologii. SPb., 2000. 890 p.

4. Klecina I.S. Gendernaya avtobiografiya kak metod izucheniya mekhanizmov gendernoj socializacii. Praktikum po gendernoj psihologii. SPb., 2003. 479 p.

5. Bern S. L. Probing the promise of androgyny. The psychology of women: Ongoing debates. New Haven; L, 1987. pp. 206-225.

6. Asmolov A.G. O razvitii polovoj identichnosti. Vozrastnaya i pedagogicheskaya psihologiya. M., 2005. 368 p.

7. Dvoriantckikov N. V., Tkachenko A. Sex-role internalization of persons with sexual deviations. International Journal of Psychology: Abstracts of XXVII International Congress of Psychology. Stockholm, 2000. 438 p.

8. Timoshenko T.V. Inzhenernyj vestnik Dona (Rus). 2015. № 4. URL: ivdon.ru/uploads/article/pdf/IVD_217_Timoshenko.pdf_e02cbbe923.

9. Krajg G., Bokum D. Psihologiya razvitiya [Developmental psychology]. SPb., 2004. 940 p.

10.Moshchenko I.N., Ershova O.A. Inzhenernyj vestnik Dona (Rus). 2018. № 2.URL:ivdon.ru/uploads/article/pdf/IVD_143_Ershova_Red.pdf_89feb3e91 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.