Научная статья на тему 'Информационное сопровождение трудоустройства выпускников вузов'

Информационное сопровождение трудоустройства выпускников вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1457
345
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОУСТРОЙСТВО / СТАНОВЛЕНИЕ В ПРОФЕССИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОДБОР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисова А. А., Ряполова К. В.

В статье предложен подход к регулированию взаимодействия работодателей и вузов, направленный на увеличение значений показателя трудоустройства выпускников по приобретаемой специальности. Раскрывается содержание основных компонент информационного портала по сопровождению индивидуальной траектории профессионального становления студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационное сопровождение трудоустройства выпускников вузов»

Информационное сопровождение трудоустройства выпускников

вузов

А. А. Борисова к.э.н., доцент

Новосибирский государственный технический университет

Кафедра «Менеджмент» bborisova@rambler.ru

К. В. Ряполова аспирант

Новосибирский государственный технический университет

x1e1n2@yandex.ru

Аннотация: В статье предложен подход к регулированию взаимодействия работодателей и вузов, направленный на увеличение значений показателя трудоустройства выпускников по приобретаемой специальности. Раскрывается содержание основных компонент информационного портала по сопровождению индивидуальной траектории профессионального становления студента.

Ключевые слова: трудоустройство, становление в профессии, профессиональная реализация, профессиональный подбор.

Abstract: This paper presents an approach to the management of interaction between employers and universities, aimed at increasing the values of the employment of graduates in the acquired specialty. The content of the main components of the information portal on support individual trajectory of professional development of the student is present.

Keywords: employment, establishment of the profession, professional implementation, professional selection.

Крупные российские и зарубежные организации заинтересованы в найме молодых, амбициозных, с хорошим уровнем подготовки и высокой работоспособностью специалистов. Анализ рекламных объявлений и предло-

жений организаций выявляет высокую активность по привлечению студен-тов-старшекурсников по избранным сферам деятельности (1Т- технологии, банковская, финансовая, торговля). В сфере «управление трудом, кадры» подобной активности не наблюдается. Как правило, привлечение студентов носит нерегулярный характер и на должности, не представляющих значительный интерес для молодых специалистов. Сложившаяся конъюнктура рынка труда этой сферы, нахождение науки в стадии активного развития и наработки инструментального оснащения специалистов по управлению трудом, а также несформированность актуальной потребности работодателей в активном использовании новых знаний об организации и управлению трудовой деятельность сотрудников, усложняют ситуацию с наймом молодых специалистов в области экономики труда и управлении персоналом. Сложности трудоустройства по профессии и невозможность удовлетворения ценностных предпочтений молодых специалистов влияют на меру желания продолжить профессиональное становление в выбранной профессии. Поэтому существующие формы взаимодействия предприятие - вуз нуждаются в корректировке. Одним из возможных вариантов может быть создание информационной системы, сопровождающей траекторию становления специалиста в рамках вузовской подготовки. Основной целью разработки информационной системы поддержки трудоустройства студентов и выпускников вузов является сокращение дистанцирования между требованиями работодателей и ожиданиями студентов, посредством снижения ассимитричности информационного обмена.

Внедрение информационных технологий в процесс профессиональной подготовки принимает повсеместный характер и активно используется в организации учебного процесса. Молодые специалисты являются активными пользователями информационного обеспечения профессиональной подготовки, поэтому получение актуальной информации об особенностях своего профессионального становления и возможностях трудоустройства не вызовет трудности в ее применении.

Цель разработки содержательной части информационного обеспечения трудоустройства студентов - совершенствовать взаимодействие вуз (кафедра) - работодатель для обеспечения возможности студентам более раннего включения в профессиональную среду, повышения значений показателей трудоустройства выпускников по приобретаемой специальности и закреп-ляемости в профессии.

Необходимость совершенствования обусловлена несколькими причинами, нашедшими свое подтверждение в анализе [1]:

• слабая активность и готовность предприятий в сотрудничестве с вузами и трудоустройстве выпускников специальностей «экономика труда», «управление персоналом»;

• низкий уровень информированности работодателя о потенциальных профессиональных возможностях студентов и молодых специалистов;

• сложившиеся высокие барьеры входа на рынок молодых специалистов по управлению трудом;

• сложность приобретения практического опыта работы по профессии, являющего ключевым условием для дальнейшего трудоустройства молодого специалиста по профессии и усиления целевой направленности на закреплении в ней.

Информационное сопровождение представлено в виде интернет - портала, на базе высшего учебного заведения, предназначенного для получения оперативной информации потребителями: студентами, работодателями, менеджерами по найму, педагогами. Информационные порталы применяются в ведущих вузах города Новосибирска. Восемь вузов города имеют информационные порталы, на которых реализуется совместная деятельность работодателей и молодых специалистов. Анализ содержательного наполнения порталов выявил, что 20% содержит лишь справочную информацию об отделе трудоустройства студентов и общими рекомендациями по выходу на рынок (как составить резюме и пройти собеседование). Большая половина информационных порталов представляет су-

щественный набор функциональных возможностей: составление резюме, предоставление сведений о предстоящих тренингах и семинарах, сбор информации (анкеты и опросы работодателей, студентов), общение с разными участниками интернет площадки (табл. 1).

Таблица 1 - Основные компоненты информационных порталов по трудоуст-

ройству новосибирских вузов

Вуз Уд.вес, % н г А Х А н г А Э и У н г А У н г М У н г П У н г У н И Э П П С г г А сг У П о Си бг У Т И о А в БД о и б У П К СИ МО иР

Основные компоненты портала по трудоустройству

Раздел по трудоустройству 61,5% - + - - + + - + - + + + +

Вакансии работодателей 61,5% - + - + + + - + + + + -

Составление резюме 23,1% - - - - - + - + - - - + -

Информация о семинарах и тренингах 84,6% + + + + + + + + - + + + -

Личный кабинет для разных категорий пользователей

Аналитические обзоры, On -lain опросы 7,7% + - - -

Анализ выявил имеющиеся значительные возможности порталов в информационном наполнении для решения задач поставленных в настоящей работе.

Содержание основных компонентов предлагаемого интернет портала представлено на рис. 1. Выделены пять ключевых блоков, направленных на информирование основных потребителей: «ярмарка вакансий», «практика и стажировки», «научные разработки. Консалтинг. Совместные проекты», «конкурсы, конференции, олимпиады, стипендии», «помощник трудоустройства».

Название блока «ярмарка вакансий» отражает динамичность обмена информацией между работодателями, студентами и менеджерами по найму. Содержание этого блока во многом заменяет традиционные ярмарки вакансий и переводит процедуры первичного отбора на менее затратные способы по ресурсному обеспечению способы.

Блок ярмарка вакансий позволяет студентам знакомиться с предпри-ятием-работодателем, поскольку содержит характеристики основной деятельности, отражает динамику становления и развития организации на рынке, предоставляет студентам возможность обращения к видеоархивам пре-

зентаций ведущих работодателей города и «присутствия» на предприятии посредством просмотра видео экскурсий. В этот блок также включены разделы отражающие спрос и предложение труда по профессиям: «вакантные должности», «резюме студентов». Формирование банка вакансий работодателей осуществляется как специалистами центров трудоустройства (в том числе и по заявкам преподавателей), так и в режиме прямого обращения, при котором работодатель выставляет заявку. Использование информационного портала вуза в качестве площадки для размещения заявки повышает целевую направленность привлечения и отбора специалистов, поскольку первоначально задаются основные ограничения найма. Обязательным элементов открытия вакансии является анкета претендента, в которой работодатель прописывает набор требований к соискателям должностных позиций: профессиональной (знания, умения, навыки) и личностной (ведущие свойства и качества личности) компетентностям. В банк резюме включаются заявки всех студентов вуза. При этом первоначально составленное резюме проверяется куратором трудоустройства (либо преподавателем) и в дальнейшем студент самостоятельно осуществляет обновление резюме. Размещение резюме с указанием искомых должностей является основой для запуска обратной связи в режиме on-lain: как только работодатель выставляет вакансию, соответствующую параметрам запроса студента в информационной базе, так сразу же студент извещается о наличии новой вакансии.

Введение режима первичного отбора и сортировки информации позволит:

а) при совпадении ключевых запросов работодателя (база вакансий) и предложений соискателей (база резюме) направлять информационную рассылку основным потребителям и извещать о возможной вероятности закрытия вакансии и трудоустройства;

б) заполнение анкеты в on-lainрежиме позволит оценивать меру пригодности соискателя: при достаточном совпадении информировать о дальнейших действиях соискателя (например, о согласовании графика проведения собеседования). При недостаточном совпадении ключевых параметров - о низкой

мере пригодности специалиста к занятию данной должности и разъяснении, по каким параметрам выявлено наибольшее несоответствие.

Специалисту центра трудоустройства, ответственному за работу портала в обязательном порядке необходимо отслеживать актуальность вакансий и не допускать ситуации обращения к работодателю по закрытым вакансиям. Такое требование по отношению к базе резюме не является строго обязательным, поскольку занятость специалиста не является гарантом отсутствия поиска иных предложений работодателя.

Блок «практика и стажировки» позволяет информировать студентов о существующих возможностях прохождения производственных и преддипломных практик и осуществлять профессиональный подбор студентов под требования работодателей. Содержательными элементами этого блока являются базы данных о потенциальных работодателях и предприятиях, заинтересованных в предоставлении мест прохождения практик. Информированность о работодателе с применением портала увеличивается, поскольку студент заранее может познакомиться с предприятием. Включение раздела «программы практик и стажировок» является важным и необходимым. Используемые в образовательном процессе рабочие программы прохождения практик одинаковы вне зависимости от типа предприятий, предлагаемой должности и условий взаимодействия. Единый регламент, описывает процесс приобретения профессионального опыта без учета влияния факторов организации трудовой деятельности практиканта, отличающимися на разных предприятиях. Определение условий прохождения практики, предоставляемыми работодателями, позволяет формировать рабочие программы под требования и условия каждого работодателя, а, следовательно, усилить индивидуальную составляющую.

Зачастую преобладает формальная оценка результативности первого погружения в профессиональную среду. Подтверждение этому находим в ряде исследований. Например, 40% студентов отмечают формальный характер прохождения практики, а 17% проходили практику по должностям, не

имеющим прямое отношение к приобретаемой профессии. Лишь 28% студентов высоко оценивают организацию производственных практик и отмечаю, что получили ценный практический опыт [2]. Еще более жесткие данные приведены на сайте [3] от 80%, если не 90% студентов не подготовлены к практической деятельности и сложившиеся подходы к организации производственных практик этому только способствует. Практика формальна и осуществляется по «нерабочим» рабочим программам. Роль кафедры сведена к организации распределения студентов по местам практики и принятие отчетов. Сопровождение молодых специалистов, как со стороны преподавателей, так и со стороны предприятия, не всегда ведется должным образом, вынуждая студента самостоятельно осваиваться в новой среде и приобретать профессиональный опыт. Предлагается усилить роль преподавателей в прохождении первого знакомства с практической деятельностью. В обязанности ответственного за организацию практик студентов необходимо добавить «снятие информации» об условиях прохождении практики у работодателя. Эта информация выставляется на информационный портал дополнительно выполняет роль рекламы в формировании спроса на работодателя. Выяснение условий и требований работодателя по каждой должности является важным и необходимым условиям успешности взаимодействия работодатель-вуз. Поскольку информированность о содержании и условии практики делает возможным:

а) подбор студентов под целевые запросы работодателя. Подбор основан на поиске наименьшего рассогласования между требованиями должности работодателя и профессионально-квалификационных возможностями студентов. Использование данного принципа позволяет уменьшить разочарование от первого «погружения» в профессию. Если студента, обладающего высокой профессиональной подготовкой, трудоустроить, направить на практику по должностям, не требующим высокого уровня подготовки, то недоиспользование профессионального потенциала вызовет неудовлетворенность работой по приобретаемой профессии. Возможна и обратная ситуация, сту-

дент, с меньшим уровнем профессиональной подготовки задействованный на должностях, предполагающих более высокую подготовку, не справляется с возложенными на него задачами. Как результат - неудовлетворенность самореализацией, приобретение негативных оценок сложности профессии и неудовлетворенность работодателя, переходящая в нежелание продолжать сотрудничество с вузом.

б) вводить критерии оценки результативности прохождения практики понятные основным потребителям: работодателям, студенту, кафедре. Четкие критерии задают «правила игры» и позволяют определить набор задач и действий каждого участника трехстороннего взаимодействия и облегчить студенту прохождение профессиональной адаптации (поскольку отвечают на вопросы: что я должен делать? Какие результаты показать? Как контролируется достижение результатов).

в) инициативное обращение самих студентов к будущим работодателем посредством оставление заявки и последующего официального приглашения (от имени кафедры) работодателя к сотрудничеству.

Анализ прохождения производственной практики, диагностика профессиональных интересов и предпочтений студентов позволяет кафедре сформировать актуальную для работодателя базу молодых специалистов по степени пригодности к разным видам деятельности сферы «управление трудом, кадры». Поиск соискателей в этой базе данных сокращает временные ресурсы и повышает отдачу от использования информационного канала трудоустройства. Ряд авторов предлагают вузам вводить рейтинг выпускников по уровню знаний [4]. Однако еще более глубокая дифференциация по степени пригодности к разным должностям позволяет усилить результативность процедур профессионального отбора. Базы данных студентов с размещением анкет, в которых указываются области профессиональных интересов и сформированные профессионально-квалификационные возможности, представляют работодателем провести собственный первичный отбор и пригласить «понравившихся» студентов на практику. Введение первичного профессио-

нального подбора студентов по местам распределения практик на основе поиска наилучшего соответствия запросов работодателей и профессиональноквалификационных, личностных возможностей студентов позволяет реализовывать целевое распределение студентов и прогнозировать их меньшую меру разочарования в выборе профессии и увеличение удовлетворенности работодателя качеством профессиональной подготовки специалистов. Такая форма организации практик требует дополнительных ресурсов, связанных с диагностикой меры пригодности (возможны варианты, разработка диагностического инструментария под типовые должности, либо привлечения экспертных мнений преподавателей по набору ведущих дисциплин, указанных в заявке работодателя).

Для совершенствования взаимодействия с предприятиями -работодателями, заинтересованными в трудоустройстве молодых специалистов и (или) проведении совместных исследований с вузами, а также активном продвижении научно-исследовательских разработок в практику хозяйствования предлагается на информационной площадке вуза разместить блок «Научные разработки. Консалтинг. Совместные проекты». В нем представлена подробная информация о научно-исследовательской и прикладной деятельности кафедры:

а) о выполненных преподавателями и студентами научноисследовательских работах с указанием наименования работы, заказчиков работы, объектов обследования и полученных результатов;

б) о сфере профессиональных интересов сотрудников и тематике выполняемых или предстоящих работ;

в) предложения кафедры по решению вопросов организации и управления трудовой деятельности на предприятии. Например, «Совершенствование социально-психологического климата организации», «Регулирование текучести кадров на предприятии», «Разработка управленческого инструментария профессионального отбора на ключевые должности предприятия». Анонс

предложений должен в обязательном порядке иллюстрировать работодателю возможности исследовательских групп и планируемый результат работы;

г) базы данных заказчиков научно-исследовательских работ с отзывами о проделанной работе и рекомендациями к сотрудничеству;

д) условия взаимодействия сотрудничества кафедры и предприятий.

Трудоустройство студентов вуза

1.1.Пред приятия

1. Ярмарка вакансий

1.2. Вакантные должности

1.3. Резюме студен-

Характеристика предприятия

Видео -экскурсии по предприятию

Требования к претендентам

Первичный отбор on-lain

Анкета со-искателя

Г ранты российских организаций

Условия участия и подачи заявок

Международные проекты

Конфе-

ренции

Конкурсы кафедры, работодатели

Видеоархив выступлений студентов

Публикации студентов

2. Практика и стажировки

2.1.Предприяти

2.2 База данных студентов

Программы стажировок и практик

Запрос на студента

Условия стажировки и практики

Заявка

Кафедра

Куратор практики проводит целевой выбор

Функции,

задачи

Условия

работы

Студентов под целе-выезадачи потребителя

Преподава-

телей

Требуемые

знания

Запрос на место прохождения практики

3. Научные разработки. Консалтинг. Совместные проекты

Тематика и объекты, реализуемых проектов

Условия взаимодействия

Возможности

специалистов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заявка на нИР

5. Помощник трудоустройства

Составляем резюме

Проходим собеседование

Профориентация

Консультация психолога

Статистика трудоустройства

Предприятия

Сфера

деятельно-

сти

Должности

Сроки закрытия вакансий

Контакты с выпускниками

Рейтинг кафед фед-ры и пре-пода-вате-ля

Рис. 1 - Компоненты информационного портала сопровождения траектории становления студента в профессии

В этом блоке представляется возможность подачи предприятиями заявки на научно-исследовательскую и прикладную работу. Предложение поступает в личный кабинет заведующего кафедры, который в случае ее принятия, формирует группу исследователей (преподавателей и студентов) и руководит выполнением заявки.

Организация размещения информации о научно-исследовательской и прикладной деятельности преподавателей и студентов позволяет сформировать представление работодателей о возможностях вузах, об уровне задач, решаемых кафедрой, о практико-ориентированном значении деятельности преподавателей. Кроме этого, участие вподобного рода работах предполагает длительное и глубокое погружение студента в профессиональную среду и всестороннее изучение проблемной области с обоснованием профессиональных рекомендации по разрешению ситуации, что способствует наращиванию желания состояться в профессии.

Блок «Конкурсы, конференции, олимпиады, стипендии» наполняется сведениями о предстоящих профессиональных мероприятиях. Научноисследовательская деятельность дополняет учебный процесс и предполагает добровольное участие в разовых мероприятиях разного уровня. Участие позволяет студентам апробировать научно-исследовательские проекты и предоставляет возможность общения, обмена опытом в среде коллег. Для обеспечения актуальности и доступности информации действует личный кабинет студента и преподавателя, в которые в режиме массовой рассылки поступают информационные письма о предстоящих конференциях, возможностях формирования заявок на гранты и приглашения к участию в круглых столах, дебатах, конкурсах научных работ. Одним из доступных средств стимулирования творческой активности и желания принимать участие вподобного рода мероприятиях выступает видео-архив выступлений студентов и банк данных их публикаций.

Важной представляется задачу по сбору актуальной информации именно для специалистов в сфере «управление трудом, кадры». Специалисты цен-

тров трудоустройства вузов аккумулируют общую информацию о предстоящих научных мероприятиях. Для обеспечения поиска целевой информации целесообразно в структуре кафедры сформировать группу, состоящую из ответственного за научно-исследовательскую деятельность студентов преподавателя и аспирантов, активно отслеживающих информацию о возможностях публикации, выступлениях на конференциях и подачи заявок на гранты.

Включение в интернет-портал блока «Помощник трудоустройства» решает несколько задач:

а) содействие трудоустройству студентов и молодых специалистов, основанное на обучении студентов навыкам успешного трудоустройства. Здесь представлены разделы, помогающие составить резюме, обзор технологий трудоустройства, рекомендации по прохождению собеседований (с примерами и подробными обзорами видеособеседований). В случае возникновения вопросов существует возможность получения консультации психолога или специалиста центров трудоустройств вузов. Для реализации задач этого раздела можно взаимодействовать со специалистами региональных центров трудоустройства и центрами занятости и включиться в государственные программы содействия занятости молодежи. Следует отметить, что программы содействия трудоустройству студентов реализуются часто. В Великобритании ассоциации вузов включены в государственную программу «Новый курс», которая содержит комбинацию мероприятий: интенсивное содействие в поиске занятости, информирование о вакансиях, помощь в приобретении навыков поиска работы, различные тренинги, субсидирование занятости, профессиональную подготовку и общественные работы [5].

б) Отслеживание меры готовности студентов состояться в профессии и предоставление рекомендаций по корректировке траектории профессионального развития. Сбор данных осуществляется на основе ключевых индикаторов, заложенных в систему мониторинга. Программы корректировки траектории становления студента в профессии разрабатываются на основе анали-

тической обработки данных с участием как преподавателей кафедры, так и специалистов центров трудоустройства вузов.

в) диагностика меры участия кафедры и каждого преподавателя в трудоустройстве студентов и стимулировании интереса к профессиональной деятельности. Анализ основан на сборе статистических данных, характеризующих трудоустройство студентов: •тип трудоустройства (специализированный (по приобретаемой профессии) или иной); • стартовые должности; •скорость и характер карьерных (профессиональных) перемещений; •типы предприятий работодателей (группировка может осуществляться по следующим основаниям: сфера деятельности, размер, период работы на рынке, мера успешности (устойчивости) на рынке); • скорость трудоустройства; •каналы трудоустрой-ства;^ период адаптации; •закрепляемость в должности.

Сбор информации можно осуществлять силами студентов в рамках выполнения курсовых работ и обязательной публичной защитой. Распространение информации о характере трудоустройства выпускников способствует формированию адекватных сложившимся возможностям рынка, представлений-ожиданий студентов. Выполнение работы требует поддержание актуальных контактов с выпускниками и сбор сведений посредством регулярных опросов.

Стимулированию интереса преподавателей к содействию в трудоустройстве студентов - старшекурсников и активизации творческой составляющей в профессиональном становлении может способствовать введение системы рейтинга кафедр и преподавателей, являющейся основой для распределения определенной стимулирующей части фонда оплаты труда. Введение персональной ответственности и предоставление возможности получения дополнительного материального обеспечения (или иных бонусов, например, приоритет при выборе преподавателей для зарубежных стажировок и командировок) не только в рамках контрактов с предприятиями, но и за счет средств вуза должно способствовать заинтересованности и использованию личных каналов трудоустройства.

Рассмотренные структурные составляющие интернет - портала позволяют реализовать возможности разных целевых пользователей сайта (табл. 2).

Таблица 2 - Возможности целевой аудитории пользователей интернет -

портала

Целевая аудито- рия Возможности при использовании интернет портала

Студенты ву- Формирование целевых ориентиров профессиональной деятельности

зов Анализ набора требований работодателей к ЗУН соискателей рабочих мест

Получение актуальной информации о спросе на профессию, условиях профессионального роста и возможностях профессиональной реализации

Знакомство с предприятиями - работодателями, организация каналов коммуникаций и трудоустройства

Выстраивание целевой траектории профессионального становления

Общение с преподавателями, потенциальными работодателями, одногруппниками, трудоустроенными специалистами

Целевой подбор мест прохождения практик и будущего трудоустройства

Знакомство и освоение технологий трудоустройства

Формирование предложений научноисследовательской работы

Выпу- скники вузов Организация коммуникаций и обмен информацией с преподавателями, студентами, работодателями

Распространение успешного опыта и формирование образа привлекательности профессии

Получение актуальной информации о возможностях профессионального роста

Совершенствование технологий трудоустройства

Работо- датели Диагностика профессиональной пригодности молодых специалистов без их прямого найма в штат

Формирование программ обучения и подготовки кадрового резерва молодых специалистов

Практическая реализация концепции непрерывного обучения персонала организации

Сокращение прямых затрат на поиск и первичные процедуры профессионального отбора

Формировать научно-исследовательские, прикладные заказы совершенствования кадрового обеспечения

Обмен информацией о возможностях профессионального совершенствования и роста

Формировать благоприятный имидж работодателя на рынке труда

Преподаватели выпускающих кафедр Участие в сопровождении и целевом трудоустройстве студентов по приобретаемой профессии

Формирования заявок на получение грантов и участие в конкурсах

Обмен опытом с основными участниками профессионального рынка труда

Подача предложений на решение научноисследовательских, прикладных решений. Введение консалтинговой деятельности

Повышения рейтинга преподавателя на кафедре (вузе) и увеличение премиальной части заработной платы

Центры трудоустройства вуза и кадровые агентства Инструментальное оснащение деятельности по трудоустройству студентов

Актуальная информация о динамике спроса и предложения, требованиях и условий работодателей

Формирование потенциальных баз данных работодателей и соискателей

Первичная профессиональная диагностика меры пригодности студентов требованиям должности и работодателей

Распространение информации о технологиях трудоустройства

Повышение значений коэффициента трудоустроенных по специальности студентов на основе дополнительного информационного обеспечения

Введение системы мониторинга прохождения студентами образовательного процесса и практические инструменты, раскрывающие больший диапазон возможностей для наработки профессионального потенциала способствует формированию большей готовности студента состояться в профессии и усилению заинтересованности в самореализации по приобретенной профессии. Увеличение заинтересованности профессорско-

преподавательского состава в организации практико-ориентированного подхода к обучению, привлечение работодателя на основе демонстрации реальных практически значимых работ, способствующих улучшению трудовой деятельности сотрудников, являются основой для совершенствования взаи-

модействия вуз (кафедра) - работодатель и обеспечения возможности студентам более раннего включения в профессиональную среду.

Библиографический список:

1. Борисова А.А. Качество профессиональной подготовки специалистов по управлению трудом: мнение экспертов. // Управление экономическими системами: электронный научный журнал №6. 2012. № гос.рег.статьи: 0421200034 [электронный ресурс].

2. Положение молодых специалистов на рынке труда глазами выпускников и студентов ВУЗов.- Исследования АНКОР. 08.2011.

3. Студентов никто не ждёт на практику // Наука и технологии РФ [ электронный ресурс] http://www.strf.ru/.

4. Кутышкин А. В., Тякунов А. С. Оценка качества подготовки выпускников учреждений высшего профессионального образования // Вестник Югорского государственного университета. 2011. Выпуск № 3 (22). С. 22 - 26.

5. Blundell R., Costa M., Meghir D.C., Reenen J. Evaluation the Employment Impact of a Mandatory job Search Assistance Program: The New Deal for Young People in the UK. IFS Working Papers W01/20, Institute for Fiscal Studies. 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.