Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ТЕХНИЧЕСКОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ТРАКТОРОВ И ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ'

ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ТЕХНИЧЕСКОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ТРАКТОРОВ И ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
131
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАКТОР / ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ДИАГНОСТИРОВАНИЕ / ОПЕРАЦИИ ОБСЛУЖИВАНИЯ / КОМПЛЕКС ИНФОРМАЦИИ / СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ БЛОКИ СИСТЕМЫ / TRACTOR / TRUCK / TECHNICAL MAINTENANCE / TECHNICAL DIAGNOSTICS / MAINTENANCE OPERATIONS / INFORMATION COMPLEX / INFORMATION SUPPORT SYSTEM / INFORMATION BLOCKS OF THE SYSTEM

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Криков А.М., Иванов Н.М., Немцев А.Е., Бердникова Р.Г., Федоров А.Г.

Для совершенствования выполнения операций технического обслуживания и технического диагностирования тракторов и грузовых автомобилей путем сокращения затрат времени исполнителей на оперирование всем комплексом необходимой информации целесообразно применить компьютеризированную систему информационного сопровождения выполнения операций обслуживания машин с одновременным повышением качества выполнения самих операций и поддержанием такого комплекса на актуальном уровне. Основой подобной системы является полный комплект электронных версий нормативно-технической документации и руководящих материалов, а также средства автоматизированных вычислений прогнозируемых значений параметров технического состояния узлов и агрегатов машин по результатам их технического диагностирования. Применительно к тракторам система представляется как взаимосвязанная совокупность следующих информационных блоков: пункты ТО тракторов, операции технического диагностирования и технического обслуживания, прогнозирование остаточного ресурса параметров узлов и агрегатов тракторов; оборудование и оснастка, инструменты и приборы, применяемые при техническом обслуживании и техническом диагностировании; топливно-смазочные и расходные материалы, нормы расхода и затрат ресурсов, устройства обслуживаемых тракторов, предприятия ресурсного обеспечения. Аналогично по грузовым автомобилям рассматриваются: пункты ТО автомобилей, операции технического диагностирования и технического обслуживания грузовых автомобилей, оценка остаточного ресурса параметров узлов и агрегатов, основные нормы времени на операции технического обслуживания и технического диагностирования грузовых автомобилей, оборудование, инструменты и приборы, используемые в процессе обслуживания, топливно-смазочные и расходные материалы, их нормы расхода, конструкции обслуживаемых грузовых автомобилей, запчасти и их взаимозаменяемость. Описываемые системы реализованы и апробированы на практике применительно к тракторам типа К-700 и грузовым автомобилям типа КамАЗ четырех моделей. Системы представлены совокупностями взаимосвязанных информационных и вычислительных блоков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SUPPORT OF MAINTENANCE OPERATIONS AND TECHNICAL DIAGNOSTICS OF TRACTORS AND TRUCKS

To improve the performance of maintenance operations and technical diagnostics of tractors and trucks by reducing the time spent by performers on operating the entire complex of necessary information, it is advisable to use a computerized system of information support for the execution of machine maintenance operations while improving the quality of the operations themselves and maintaining such a complex at the current level. The basis of this system is a complete set of electronic versions of normative-technical documentation and guidance, as well as means of automated computing of the predicted values of the parameters of the technical condition of components and assemblies based on the results of their technical diagnostics. With regard to tractors, such a system is represented as the interconnected set of following information blocks: maintenance operation points of the tractors, operations of technical diagnostics and prediction of residual life of components and assemblies of tractors; equipment and accessories, tools and instruments applied in the maintenance operation and technical diagnostics; fuel and lubricants and consumables, consumption rates and costs of resources, devices of the tractors under maintenance, enterprise resource support. Similarly, for trucks are considered: maintenance operations of trucks, operations of technical diagnostics and maintenance operations of trucks, assessment of the residual resource of the parameters of components and assemblies of trucks, main time standards for maintenance operations and technical diagnostics of trucks, equipment, tools and devices used in the process of truck maintenance, fuel and lubricants and consumables, their consumption rates, design of trucks under maintenance, spare parts and interchangeability. The described systems were implemented and tested in practice in relation to K-700 tractors and KamAZ trucks of four different models. The systems are represented by sets of interconnected information and computing blocks.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ТЕХНИЧЕСКОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ТРАКТОРОВ И ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ»

ристики трактора / С.Ю. Журавлев // Вестник Красноярского ГАУ. - 2011. - № 9. - С. 146-151.

4. Журавлев С.Ю. Влияние переменных внешних факторов на производительность машинно-тракторных агрегатов / С.Ю. Журавлев // Вестник КрасГАУ. - 2011. - № 7. - Красноярский государственный аграрный университет. - С. 148-153.

5. Селиванов Н.И. Технологические свойства колесных тракторов : учеб. пособие / Н.И. Селиванов ; Краснояр. гос. аграр. у-нт. - Красноярск, 2019. - 308 с.

6. Эвиев В.А. Повышение эффективности функционирования тяговых и тягово-приводных агрегатов с трактором за счет оптимизации эксплуатационных режимов : автореф. дис. ... д.т.н. / В.А. Эвиев. - СПб. - Пушкин, 2006. - 32 с.

7. Журавлев С.Ю. Минимизация энергозатрат при использовании машинно-тракторных агрегатов : монография / С.Ю. Журавлев. - Красноярск, 2013.

8. Селиванов Н.И. Эксплуатационные параметры колесных тракторов высокой мощности / Н.И. Селиванов // Вестник Красноярского ГАУ. -

2014. - № 3. - С. 176-184.

9. Moessmer A. Grosstraktoren: Die Schuersten und staersten Schlepper / A. Moessmer // Gera Mond, 2011. - 144 р.

10. Парфенов А.П. Тенденции развития конструкций сельскохозяйственных тракторов / А.П. Парфенов // Тракторы и сельхозмашины. -

2015. - № 5. - С. 42-47.

Журавлев Сергей Юрьевич, канд. техн. наук, доцент, Красноярский ГАУ, suj61@mail.ru.

4. Zhuravlev S.Yu. Vliyanie peremennyh vneshnih faktorov na proizvoditel'nost' mashinno-traktornyh agregatov / S.Yu. Zhuravlev // Vestnik KrasGAU. - 2011. - № 7. - S. 148-153.

5. Selivanov N.I. Tekhnologicheskie svojstva kolesnyh traktorov : ucheb. posobie / N.I. Selivanov ; Krasnoyar. gos. agrar. u-nt. - Krasnoyarsk, 2019. -308 s.

6. Eviev V.A. Povyshenie effektivnosti funk-cionirovaniya tyagovyh i tyagovo-privodnyh agregatov s traktorom za schet optimizacii ekspluatacionnyh rezhimov : avtoref. dis. ... d.t.n. / V.A. Eviev. - SPb. : Pushkin, 2006. - 32 s.

7. Zhuravlev S.Yu. Minimizaciya energozatrat pri ispol'zovanii mashinno-traktornyh agregatov : monografiya / S.Yu. Zhuravlev. - Krasnoyarsk, 2013.

8. Selivanov N.I. Ekspluatacionnye parametry kolesnyh traktorov vysokoj moshchnosti / N.I. Selivanov // Vestnik Krasnoyarskogo GAU. - 2014.- № 3. -S. 176-184.

9. Moessmer A. Grosstraktoren: Die Schuersten und staersten Schlepper / A. Moessmer // Gera Mond, 2011. - 144 r.

10. Parfenov A.P. Tendencii razvitiya konstruk-cij sel'skohozyajstvennyh traktorov / A.P. Parfenov // Traktory i sel'hozmashiny. - 2015. - № 5. - S. 42-47.

Zhuravlev Sergey Yur'evich, Cand. Tech. Sci., Ass. Prof., Krasnoyarsk SAU, suj61@mail.ru.

УДК 631.3.004.58

А.М. КРИКОВ1, Н.М. ИВАНОВ1, А.Е. НЕМЦЕВ1, Р.Г. БЕРДНИКОВА2, А.Г. ФЕДОРОВ3

1Сибирский научно-исследовательский институт механизации и электрификации сельского хозяйства СФНЦА РАН, Новосибирск

2Томский сельскохозяйственный институт, филиал ФГБОУВО Новосибирский ГАУ, Томск

3Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии РФ, Новосибирск

ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ТЕХНИЧЕСКОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ТРАКТОРОВ И ГРУЗОВЫХ

АВТОМОБИЛЕЙ

Для совершенствования выполнения операций технического обслуживания и технического диагностирования тракторов и грузовых автомобилей путем сокращения затрат времени исполнителей на оперирование всем комплексом необходимой информации целесообразно применить компьютеризиро-

© Криков А.М., Иванов Н.М., Немцев А.Е., Бердникова Р.Г., Федоров А.Г., 2020

ванную систему информационного сопровождения выполнения операций обслуживания машин с одновременным повышением качества выполнения самих операций и поддержанием такого комплекса на актуальном уровне. Основой подобной системы является полный комплект электронных версий нормативно-технической документации и руководящих материалов, а также средства автоматизированных вычислений прогнозируемых значений параметров технического состояния узлов и агрегатов машин по результатам их технического диагностирования. Применительно к тракторам система представляется как взаимосвязанная совокупность следующих информационных блоков: пункты ТО тракторов, операции технического диагностирования и технического обслуживания, прогнозирование остаточного ресурса параметров узлов и агрегатов тракторов; оборудование и оснастка, инструменты и приборы, применяемые при техническом обслуживании и техническом диагностировании; топливно-смазочные и расходные материалы, нормы расхода и затрат ресурсов, устройства обслуживаемых тракторов, предприятия ресурсного обеспечения. Аналогично по грузовым автомобилям рассматриваются: пункты ТО автомобилей, операции технического диагностирования и технического обслуживания грузовых автомобилей, оценка остаточного ресурса параметров узлов и агрегатов, основные нормы времени на операции технического обслуживания и технического диагностирования грузовых автомобилей, оборудование, инструменты и приборы, используемые в процессе обслуживания, топливно-смазочные и расходные материалы, их нормы расхода, конструкции обслуживаемых грузовых автомобилей, запчасти и их взаимозаменяемость. Описываемые системы реализованы и апробированы на практике применительно к тракторам типа К-700 и грузовым автомобилям типа КамАЗ четырех моделей. Системы представлены совокупностями взаимосвязанных информационных и вычислительных блоков.

Ключевые слова: трактор, грузовой автомобиль, техническое обслуживание, техническое диагностирование, операции обслуживания, комплекс информации, система информационной поддержки, информационные блоки системы.

Введение

В эффективной эксплуатации тракторов и грузовых автомобилей важную роль играет своевременное и качественное проведение операций их технического обслуживания (ТО) и технического диагностирования (ТД). При проведении таких операций используется широкое множество технических средств и расходных материалов, а сами операции характеризуются высокой информативностью. Поэтому одним из путей совершенствования выполнения таких операций является сокращение затрат времени специалистов на оперирование всем комплексом необходимой информации, а также на поддержание такого комплекса актуальным - на уровне последних достижений науки и практики. Для эффективного оперирования всеми сведениями по обслуживанию указанных машин можно применить компьютеризированную систему информационного сопровождения выполнения операций обслуживания [1-2] с одновременным повышением и качества их выполнения. Более того, применение компьютера позволяет более эффективно и оперативно осуществлять и поддержание таких систем на актуальном уровне. Однако к настоящему времени эти аспекты еще не получили должного отражения в научно-технической литературе по технической эксплуатации сельскохозяйственной техники.

В реализации указанного направления развития были разработаны и проверены в производственных условиях система информационной поддержки (сопровождения выполнения) технического обслуживания тракторов (СИПТОТ) и система информационной поддержки технического обслуживания грузовых автомобилей (СИПТОГА). Ниже приводится систематизированные сведения об указанных системах и раскрываются возможные направления их развития.

Материалы и методы исследования

Основой СИПТОТ и СИПТОГА является полный комплект нормативной технической документации и существующих руководящих материалов, представленный их систематизированными электронными версиями. Реализованы также средства подсчета прогнозируемых значений диагностируемых параметров технического состояния узлов и агрегатов по результатам их ТД [3].

Указанные системы представлены совокупностью информационных блоков:

- по тракторам: «Пункты технического обслуживания тракторов», «Операции обслуживания тракторов», «Прогноз остаточного ресурса параметров узлов и агрегатов тракторов», «Оборудование и оснастка, применяемые при обслуживании тракторов», «Инструменты и приборы, применяемые при обслуживании тракторов», «Топливно-смазочные и расходные материалы при обслуживании тракторов», «Нормы расхода и затрат ресурсов на обслуживание тракторов», «Устройства обслуживаемых тракторов», «Предприятия ресурсного обеспечения»;

- по грузовым автомобилям: «Пункты технического обслуживания грузовых автомобилей», «Операции обслуживания грузовых автомобилей», «Оценка остаточного ресурса параметров узлов и агрегатов грузовых автомобилей», «Основные нормы времени на операции обслуживания грузовых автомобилей», «Оборудование, инструменты и приборы, используемые в процессе обслуживания грузовых автомобилей», «Топливо-смазочные и расходные материалы, их нормы расхода по грузовым автомобилям», «Конструкции обслуживаемых грузовых автомобилей», «Запасные части и их взаимозаменяемость».

Информационные блоки «Пункты технического обслуживания тракторов» и «Пункты технического обслуживания грузовых автомобилей» содержат подробные сведения по имеющимся типичным проектам, их характеристику, описание их состава и оборудования.

В информационных блоках «Операции обслуживания тракторов» и «Операции обслуживания грузовых автомобилей» подробно характеризуется набор операций, предусмотренных как по диагностике, так и по техническому обслуживанию учитываемых моделей машин. Операции обслуживания представлены в виде единого технологического процесса и раскрываются их технологическими картами. Реализован прием многоуровневого представления информации, поэтому обращение к более подробной информации проводится лишь при необходимости.

В информационных блоках «Оборудование и...» приводятся подробное описание и технические характеристики устройств, предусмотренных к использованию при выполнении операций обслуживания для тракторов и грузовых автомобилей.

В информационном блоке «Предприятия ресурсного обеспечения» представляются адреса сервисных предприятий и дилеров разных производителей техники с учетом доступности их представителей, а также наличия договорных связей с ними. Здесь же отражаются функции по обслуживанию вышеуказанной техники, потенциально выполняемые ими.

Связи между указанными блоками рассматриваемых систем информационного сопровождения организованы с помощью двух меню, соответственно для СИПТОТ и СИПТОГА. Меню представлено в виде набора текстовых строк, содержащих наименования блоков информационной системы, и по каждой строке - гиперссылок перехода к просмотру содержания контента, выбранного пользователем информационного блока.

Результаты и их обсуждение

Рассмотрим основные составляющие информации, содержащиеся в определенных информационных блоках.

Блок «Пункты технического обслуживания тракторов» содержит сведения, характеризующие имеющиеся типовые проекты пунктов технического обслуживания, включая их общую характеристику, состав и расстановку оборудования, а также другие информационные компоненты. В блок могут быть включены также известные разработ-

чику данные об оригинальных и эффективных проектах пунктов технического обслуживания.

В разработанном варианте СИПТОТ в блоке информационные составляющие представлены такими компонентами: мастерская ремонтно-технической базы отделений (бригад) до 40 тракторов с использованием легких металлических конструкций; три варианта пункта технического обслуживания на одно постановочное место; два варианта пункта технического обслуживания на два постановочных места; участок технического обслуживания на два постановочных места; пункт технического обслуживания энергонасыщенных тракторов на три постановочных места; пункт технического обслуживания энергонасыщенных тракторов на пять постановочных мест; мастерская пункта технического обслуживания на 10-20 тракторов. В самой информационной системе СИПТОТ приведены подробнейшие сведения по всем перечисленным пунктам.

Каждый компонент блока предоставлен компактно, изображением в плане. В нем обозначены основные, вспомогательные и бытовые участки и их площади (в таблицах). В блоке контент представлен на двух уровнях. На первом уровне представляется список компонентов так, что от каждого из них с помощью гиперссылки можно осуществлять переход к просмотру более полной информации о выбранном пункте (переход -второй уровень).

Блок «Пункты технического обслуживания грузовых автомобилей» содержит в полном объеме контент, отражающий общие сведения о пунктах со схемами размещения оборудования и экспликацией помещений. Здесь же даются сведения о постах и участках, включая их характеристики и перечень оборудования. В рассматриваемом блоке представленные сведения весьма подробно описывают такие компоненты, как общие сведения о постах и участках пункта технического обслуживания; пункт (площадка) ежедневного ТО; пункт (площадка) ежедневного технического обслуживания на четыре и восемь постов; пункты технического обслуживания на два, три, четыре, пять, шесть и на 11 постов; участок ТД и ТО № 1; участок ТД и ТО № 2; посты водителя, автослесаря, автоэлектрика, механика-регулировщика, смазчика; аккумуляторная и участок обслуживания аккумуляторных батарей; аккумуляторно-зарядная станция на 80 аккумуляторов без хранилища; специализированные участки.

Блок «Операции обслуживания тракторов» состоит из информационных компонентов, подробно характеризующих набор всех действий, установленных по обслуживанию для рассматриваемых по хозяйству тракторов, учитываемых информационной системой. В качестве основных компонентов здесь рассматриваются требования к выполнению операций и порядок их выполнения, а также используемые оборудование, приборы и инструменты. В отличие от уже имеющихся материалов, представленных в различных публикациях в виде отдельных как по диагностике, так и по техническому обслуживанию, в данном блоке все операции в совокупности отражены в виде единого технологического процесса.

Первый уровень данного блока - общий. Здесь контент представлен в виде списка компонентов видов обслуживания: ежедневное обслуживание - ЕТО; первое периодическое обслуживание - ТО-1; второе периодическое обслуживание - ТО-2; третье периодическое обслуживание - ТО-3; операции сезонного обслуживания ТО-ОЗ при переходе к осенне-зимнему периоду эксплуатации и ТО-ВЛ - при переходе к весенне-летнему периоду эксплуатации; общая характеристика системы технического обслуживания тракторов - ОХС.

В СИПТОТ представлена часть блока, с помощью которой организуются переходы к компонентам информации в зависимости от перечисленных видов ТО, при ис-

пользовании соответствующих им гиперссылочных переходов по видам ЕТО, ТО-1, ТО-2, ТО-3, ТО-ОЗ, ТО-ВЛ, ОС в соответствии с выбранным компонентом.

Второй уровень контента блока представляется как перечень всех операций обслуживания в рамках их периодичности в виде таблиц по перечисленным выше видам обслуживания (компоненты первого уровня) для всех рассматриваемых в СИПТОТ марок тракторов.

Операции обслуживания представлены с учетом рационального их выполнения при обслуживании систем и механизмов трактора в целом. При этом в список включены и операции предыдущих видов технического обслуживания, в чем существенное отличие от уже традиционно принятого порядка, когда в руководствах ограничиваются фразой типа «выполните операции ТО-1» при описании процедур для ТО-2, или «выполните операции ТО-1 и ТО-2» - при описании процедур для ТО-3. Для подробного просмотра содержания подопераций также сформированы гиперссылки.

Третий уровень, как это традиционно принято, это общие требования и указания по проведению определенной операции обслуживания. Здесь по каждой операции приводится контент, включающий в себя технические требования и указания по их выполнению. Здесь же указываются имеющиеся в информационной системе номера технологических карт по их выполнению, а необходимые символы гиперссылок для перехода к просмотру содержания карт уже вставлены. При этом различаются операции, для которых предусматривают только диагностирование или только техническое обслуживание, и случай, когда операция включает в себя как диагностирование, так и техническое обслуживание.

Если же представленная на этом уровне информация в СИПТОТ все еще не в полной мере достаточна для исполнителя (мастера-наладчика) в определенный момент его работы по обслуживанию конкретной машины, он может перейти к просмотру сведений следующего, еще более подробного уровня по конкретно выполняемой операции / подоперации, используя для этого соответствующую гиперссылку перехода.

Четвертый уровень содержит технологические карты (ТК) операций обслуживания, в которых подробно описываются содержание и приемы проведения работ, а также используемое для их выполнения оборудование. Представлены конкретные требования к выполнению указанных работ. При необходимости пользователь может из ТК перейти к просмотру дополнительно нужных ему сведений, используя соответствующую гиперссылку.

В СИПТОГА применительно к грузовым автомобилям типа КамАЗ операции обслуживания представлены декомпозицией процессов выполнения выбранных операций в виде иерархической структуры их совокупности, сформированной полным набором наименований операций. При этом сформирован файл, представленный связующим текстом и выступающий в качестве меню данного блока. Компоновка блока осуществлена по видам ТО КамАЗ, операциям ТО применительно к системам, узлам и агрегатам автомобиля согласно видам ТО, операциям ТО по видам работ согласно обслуживаемым узлам и агрегатам и т.д.

Полный свод включает в себя 688 рассматриваемых операций обслуживания. Всегда помнить правила их выполнения весьма затруднительно, а применение компьютера в полной мере облегчает такой аспект обслуживания машин. В каждом информационном узле приводится и сводный перечень разработанных ТК в количестве 282 шт. Такие карты содержат описание последовательности выполнения работ, используемого инструмента и материалов, а также требований по их осуществлению. Для перехода на каждую из операций в ТК дается соответствующая гиперссылка, а сами ТК по всем видам ТО и ТД как по содержанию, так и по оформлению представлены одинаковыми.

Обратимся к блокам «Оборудование и оснастка, применяемые при обслуживании тракторов» и «Оборудование, инструменты и приборы, используемые в процессе обслуживания грузовых автомобилей».

Блок «Оборудование и оснастка, применяемые при обслуживании тракторов» обеспечивает пользователя сведениями об оборудовании и оснастке, используемой в процессе технического обслуживания указанных тракторов. Блок формируется из описаний объектов в виде установок, устройств, приспособлений, на которые даются ссылки в ТК и инструкциях, применяемых при проведении операций обслуживания рассматриваемых в СИПТОТ тракторов [4-6].

Ввиду многообразия рассматриваемых объектов с целью повышения удобства оперирования информацией при формировании блока используются приемы обобщения и группировки. В начале блока располагается список групп всех объектов, по которым представлены сведения. Затем по каждой группе объектов (компонентов) приводится список (регистр) их марок, типоразмеров или моделей, и от каждого из них далее следует гиперссылка на саму информационную компоненту, естественно, с описанием соответствующего объекта. Поэтому каждое приспособление, установка в данном блоке имеет свое обозначение в виде кода точки входа в блок по гиперссылке. В результате такого формирования блока пользователь может легко найти нужную информацию об интересующем его объекте и перейти к просмотру. Кроме того, значительно облегчается процесс последующей модификации и корректировки контента представленного блока [6].

Наименования оборудования были разделены на три группы: оборудование общего назначения; маслозаправочное оборудование; моечное оборудование. Их общее число равно 30. Каждому наименованию присвоена гиперссылка, по которой пользователь может перейти к просмотру подробной информации.

Информация о каждом объекте включает его изображение(я) с необходимыми сечениями и разрезами, наименования всех составных его частей. Здесь же приводится описание принципа работы и подробная инструкция по применению, а также техническая характеристика объекта и его технико-экономические показатели. Если описание объекта включает ссылки на другие объекты, то в блок включаются их описания и даются гиперссылки переходов на них.

Блок «Оборудование, инструменты и приборы, используемые в процессе обслуживания грузовых автомобилей» содержит контент, в котором приводится подробное описание полного множества объектов из 70 наименований с иллюстрациями, порядок пользования и технические характеристики устройств, оборудования и т.д., предусмотренные к использованию для выполнения операций по ТО и ТД.

В связи с тем, что приспособления и приборы постоянно совершенствуются и модернизируются, можно достаточно быстро дополнять этот блок новыми моделями или же исключить те, которые уже не применяются, что позволяет совершенствовать процесс обслуживания. Пользователь может сделать корректный выбор приспособлений и оборудования при выполнении определенной операции обслуживания.

Блок «Устройства обслуживаемых тракторов» включает несколько подблоков и содержит подробные сведения об обслуживаемых марках тракторов типа К-700, представленные в виде иерархически сформированных частей. Ими являются:

- Общие сведения о блоке и меню оперирования.

- Общие сведения об обслуживаемых тракторах К-700, К-700А, К-701, К-744Р, К-744Р1, К-744Р2.

- Двигатель.

- Трансмиссия.

- Карданная передача.

- Несущая система.

- Тормозная система.

- Гидросистема управления поворотом трактора и рабочим оборудованием.

- Рабочее оборудование.

- Электрооборудование.

- Рабочее место.

Каждый подблок из перечня представлен в виде иерархически сформированных частей.

Блок «Модели (конструкции) обслуживаемых автомобилей» включает в себя контент об устройстве (конструкции) обслуживаемых автомобилей. Описываемые сведения на 1 -м уровне представлены наименованиями таких компонентов содержания, как:

- общие сведения о моделях и конструкциях автомобиля КамАЗ;

- схема размещения инструмента и принадлежностей на автомобиле КамАЗ;

- конструкции обслуживаемых автомобилей;

- механизмы управления, оборудование и контрольно-измерительные приборы;

- двигатели КамАЗ с выделением системы смазывания, системы питания топливом; системы охлаждения; системы пуска; сцепление;

- коробка передач;

- раздаточная коробка;

- карданная передача;

- ведущие мосты;

- рама и подвеска;

- передняя ось, колеса, шины;

- кабина и платформа;

- рулевое управление;

- тормозная система;

- электрооборудование;

- средства для буксирования автомобиля.

С помощью сформированных гиперссылок пользователь может перейти к просмотру более подробной информации.

Файл-директория с данными компонентами является связующим текстом, выступающим в качестве меню данного блока. Все компоненты имеют свой код гиперссылки. Предусмотрены возвратные переходы к исходным точкам.

По описанной же методологической схеме сформированы и все остальные блоки рассматриваемых систем применительно к тракторам и грузовым автомобилям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При настройке информационной системы пользователь может по своему усмотрению и в целях упрощения работы с нею удалить малоиспользуемые компоненты. Он также может заменить имеющийся в его введении вариант на более приемлемый. Для этого ему достаточно владеть приемами работы с текстовым редактором Word.

Рассмотренные системы целесообразно дополнить сведениями о приемах заявочного диагностирования, выполняемого при поступлении сведений о неисправном состоянии эксплуатируемой машины. В этих целях предлагается системы дополнить блоком «Техническое обслуживание по заявкам».

Для информационной поддержки начального периода эксплуатации новых и капитально отремонтированных машин целесообразно в систему включить подблок «Техническое обслуживание перед вводом в эксплуатацию».

В системе информационного обеспечения ТО еще нет сведений о техническом обслуживании машин в особых условиях эксплуатации и при хранении. Поэтому системы должны быть пополнены информационным подблоком «Техническое обслуживание в особых условиях эксплуатации».

В качестве возможных дополнений СИПТОТ и СИПТОГА можно указать:

- разработку годового календарного графика технического обслуживания машин применительно к имеющемуся в хозяйстве парку [7];

- организацию оперативного управления постановкой тракторов и автомобилей на обслуживание, а также процессами устранения неисправностей путем отслеживания их устранения диспетчерской службой хозяйства на основе представленных процедур [8; 9]. С данным блоком связан блок «Неисправности узлов и агрегатов обслуживаемых машин», в основу которого необходимо положить алгоритмические и технологические приемы, позволяющие решить данный комплекс сложных задач с применением компьютера;

- анализ отклонений фактических сроков выполнения ТО от нормативов парком тракторов / грузовых автомобилей путем оценки статистики сроков [10].

Возможны дополнения и других компонентов.

Выводы

Одним из путей совершенствования выполнения операций ТО и ТД тракторов и грузовых автомобилей является применение компьютеризированной системы информационного сопровождения выполнения операций их обслуживания. Основой такой системы является полный комплект электронных версий нормативно-технической документации и руководящих материалов, а также специально разработанные средства автоматизированных вычислений прогнозируемых значений основных параметров технического состояния узлов и агрегатов машин по результатам их ТД. Применение компьютера позволяет более эффективно и оперативно осуществлять поддержание таких систем на актуальном уровне.

Рассматриваемые системы применительно к тракторам и грузовым автомобилям представлены взаимосвязанной совокупностью таких информационно в полной мере насыщенных блоков, как «Пункты технического обслуживания тракторов / грузовых автомобилей», «Операции ТД и ТО тракторов / грузовых автомобилей», «Прогнозирование остаточного ресурса параметров узлов и агрегатов тракторов / грузовых автомобилей», «Оборудование и оснастка, применяемые при ТО и ТД тракторов / грузовых автомобилей», «Инструменты и приборы, применяемые при ТО и ТД тракторов / грузовых автомобилей», «Топливно-смазочные и расходные материалы при обслуживании тракторов / грузовых автомобилей», «Нормы расхода и затрат ресурсов на ТО и ТД тракторов / грузовых автомобилей», «Устройства обслуживаемых тракторов / грузовых автомобилей», «Запчасти грузовых автомобилей и их взаимозаменяемость», «Предприятия ресурсного обеспечения ТО тракторов / грузовых автомобилей».

С учетом большого многообразия рассматриваемых объектов, в целях повышения удобства оперирования информацией целесообразно использовать приемы их обобщения и группировки с одновременным применением соответствующих гиперссылок.

Применение описанной и дополненной системы технического обслуживания тракторов и грузовых автомобилей создает возможности реализовать пути дальнейшего совершенствования процессов ТО, позволяет организовать технологический процесс обслуживания на более высоком качественном уровне, что является условием поддер-

жания указанных машин в постоянной готовности к выполнению механизированных работ. При формировании такой системы могут быть рассмотрены и ряд других аспектов [11] на основе их дополнительного обоснования.

A.M. Krikov1, N.M. Ivanov1, A.E. Nemtsev1, R.G. Berdnikova2, A.G. Fedorov3

Siberian Research Institute of Mechanization and Electrification of Agriculture of the Russian

Academy of Sciences, Novosibirsk

2Tomsk Agricultural Institute, branch of Novosibirsk State Agrarian University, Tomsk 3Novosibirsk Military Institute named after General I.K. Yakovlev of the National Guard of the Russian Federation, Novosibirsk

Information support of maintenance operations and technical diagnostics

of tractors and trucks

To improve the performance of maintenance operations and technical diagnostics of tractors and trucks by reducing the time spent by performers on operating the entire complex of necessary information, it is advisable to use a computerized system of information support for the execution of machine maintenance operations while improving the quality of the operations themselves and maintaining such a complex at the current level. The basis of this system is a complete set of electronic versions of normative-technical documentation and guidance, as well as means of automated computing of the predicted values of the parameters of the technical condition of components and assemblies based on the results of their technical diagnostics. With regard to tractors, such a system is represented as the interconnected set of following information blocks: maintenance operation points of the tractors, operations of technical diagnostics and prediction of residual life of components and assemblies of tractors; equipment and accessories, tools and instruments applied in the maintenance operation and technical diagnostics; fuel and lubricants and consumables, consumption rates and costs of resources, devices of the tractors under maintenance, enterprise resource support. Similarly, for trucks are considered: maintenance operations of trucks, operations of technical diagnostics and maintenance operations of trucks, assessment of the residual resource of the parameters of components and assemblies of trucks, main time standards for maintenance operations and technical diagnostics of trucks, equipment, tools and devices used in the process of truck maintenance, fuel and lubricants and consumables, their consumption rates, design of trucks under maintenance, spare parts and interchangeability. The described systems were implemented and tested in practice in relation to K-700 tractors and KamAZ trucks of four different models. The systems are represented by sets of interconnected information and computing blocks.

Keywords: tractor, truck, technical maintenance, technical diagnostics, maintenance operations, information complex, information support system, information blocks of the system.

Список литературы

1. Бердникова Р.Г. Система информационного обеспечения технического обслуживания тракторов в АПК : монография / Р.Г. Бердникова, А.М. Криков. - Новосибирск : Золотой колос, 2019. -122 с.

2. Криков А.М. Комплекс информационных и программно-алгоритмических компонентов в системе технического обслуживания грузовых автомобилей : науч.-практич. пособие / А.М. Криков, А.Г. Федоров. - Новосибирск, СФНЦА РАН, 2019. -128 с.

3. Прогнозирование остаточного ресурса узлов и агрегатов грузовых автомобилей в среде электронной таблицы / А.Г. Федоров [и др.] // Си-

References

1. Berdnikova R.G. Sistema informacionnogo obespecheniya tekhnicheskogo obsluzhivaniya trakto-rov v APK : monografiya / R.G. Berdnikova, A.M. Krikov. - Novosibirsk : Zolotoj kolos, 2019. - 122 s.

2. Krikov A.M. Kompleks informacionnyh i programmno-algoritmicheskih komponentov v sisteme tekhnicheskogo obsluzhivaniya gruzovyh avtomobilej : nauch.-praktich. posobie / A.M. Krikov, A.G. Fedorov. -Novosibirsk, SFNCA RAN, 2019. - 128 s.

3. Prognozirovanie ostatochnogo resursa uzlov i agregatov gruzovyh avtomobilej v srede elektronnoj tablicy / A.G. Fedorov [i dr.] // Sibirskij vestnik sel'skohozyajstvennoj nauki. - 2016. - № 3(250). -S. 89-95.

бирский вестник сельскохозяйственной науки. -2016. - № 3(250). - С. 89-95.

4. Техническое руководство по диагностированию тракторов и самоходных сельскохозяйственных комбайнов. - М. : ФГНУ «Росинформагро-тех», 2006. - 224 с.

5. Бельских В.И. Диагностирование и обслуживание сельскохозяйственной техники / В.И. Бельских. - М. : Колос, 1980. - 575 с.

6. Бердникова Р.Г. Формирование блока «оборудование и оснастка» в системе информационного сопровождения технического обслуживания энергонасыщенных тракторов / Р.Г. Берднико-ва // Информационные технологии, системы и приборы в АПК. Ч. 1 : материалы конф. - Новосибирск, 2009. - С. 410-412.

7. Аллилуев В.А. Техническая эксплуатация машинно-тракторного парка / В.А. Аллилуев, А.Д. Ананьин, В.М. Михлин. - М. : Агропромиз-дат, 1991. - 367 с.

8. Ленский А.В. Техническое обслуживание машинно-тракторного парка / А.В. Ленский, А.П. Быстрицкая. - М. : Колос, 1982. - 224 с.

9. Димитров В.П. Совершенствование методов технического обслуживания зерноуборочной техники на основе экспертных систем : автореф. дис. ... д-ра техн. наук / В.П. Димитров. - Зеленоград, 2002. - 38 с.

10. Юдин М.И. Календарное планирование технического обслуживания и ремонта машин / М.И. Юдин // Механизация и электрификация сельского хозяйства. - 1985. - № 11. - С. 31-33.

11. Redreev G.V. Machine units as the objects of technical service / G.V. Redreev, S.G. Podorvanov // British Journal of Innovation in Science and Technology. - 2007. - V. 2. - № 1. - P. 33-40.

4. Tekhnicheskoe rukovodstvo po diagnostiro-vaniyu traktorov i samohodnyh sel'skohozyajstvennyh kombajnov. - M. : FGNU "Rosinformagrotekh", 2006. -224 s.

5. Bel'skih V.I. Diagnostirovanie i obsluzhiva-nie sel'skohozyajstvennoj tekhniki / V.I. Bel'skih. -M. : Kolos, 1980. - 575 s.

6. Berdnikova R.G. Formirovanie bloka "ob-orudovanie i osnastka" v sisteme informacionnogo soprovozhdeniya tekhnicheskogo obsluzhivaniya ener-gonasyshchennyh traktorov / R.G. Berdnikova // In-formacionnye tekhnologii, sistemy i pribory v APK. Ch. 1 : materialy konf. - Novosibirsk, 2009. - S. 410412.

7. Alliluev V.A. Tekhnicheskaya ekspluataciya mashinno-traktornogo parka / V.A. Alliluev, A.D. Anan'in, V.M. Mihlin. - M. : Agropromizdat, 1991. - 367 s.

8. Lenskij A.V. Tekhnicheskoe obsluzhivanie mashinno-traktornogo parka / A.V. Lenskij, A.P. By-strickaya. - M. : Kolos, 1982. - 224 s.

9. Dimitrov V.P. Sovershenstvovanie metodov tekhnicheskogo obsluzhivaniya zernouborochnoj tekhniki na osnove ekspertnyh sistem : avtoref. dis. ... d-ra tekhn. nauk / V.P. Dimitrov. - Zelenograd, 2002. - 38 s.

10. Yudin M.I. Kalendarnoe planirovanie tekhnicheskogo obsluzhivaniya i remonta mashin / M.I. Yudin // Mekhanizaciya i elektrifikaciya sel'skogo ho-zyajstva. - 1985. - № 11. - S. 31-33.

11. Redreev G.V. Machine units as the objects of technical service / G.V. Redreev, S.G. Podorvanov // British Journal of Innovation in Science and Technology. - 2007. - V. 2. - № 1. - P. 33-40.

Криков Аркадий Максимович, д-р техн. наук, проф., СибИМЭ СФНЦА РАН, кй-kov2010&mail.ru; Иванов Николай Михайлович, д-р техн. наук, проф., член-корр. РАН, СФНЦА РАН, sibime&ngs.ru; Немцев Анатолий Егорович, д-р техн. наук, ст. науч. сотрудник, СибИМЭ СФНЦА РАН, nemcev.nsk@yandex.ru; Бердникова Рита Григорьевна, канд. техн. наук, доц., ТСХИ, berdnikova-rita@yandex.ru; Федоров Александр Георгиевич, канд. техн. наук, доц., НВИ, Si-morr@mail.ru.

Krikov Arkady Maksimovich, Doc. Techn. Sci., Prof., SibIME Siberian Federal Scientific Research Center, Russian Academy of Sciences, kri-kov2010 & mail.ru; Ivanov Nikolai Mikhailovich, Doc. Techn. Sci., Prof., corresponding member RAS, Siberian Science Center, RAS, sibime & ngs.ru; Nemtsev Anatoly Egorovich, Doc. Techn. Sci., Art. scientific Researcher, SibIME Siberian Federal Scientific Research Center, Russian Academy of Sciences, nemcev.nsk@yandex.ru; Berdnikova Rita Grigo-ryevna, Cand. Techn. Sci., Ass. Prof., TSHI, berdni-kova-rita@yandex.ru; Fedorov Alexander Georgie-vich, Cand. Techn. Sci., Ass. Prof., NVI, Si-morr@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.