Научная статья на тему 'Проектирование технического обслуживания тракторов'

Проектирование технического обслуживания тракторов Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
1071
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / МАШИННО-ТРАКТОРНЫЙ АГРЕГАТ / ПЕРИОДИЧНОСТЬ ТО / СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ / UPTIME OF EQUIPMENT / MACHINE AND TRACTOR AGGREGATES / FREQUENCY OF MAINTENANCE AND REPAIR / MEANS OF CONTROL OF TECHNICAL CONDITION

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Редреев Г.В., Козлихина Е.Е.

Для обеспечения эффективности использования машинно-тракторного парка сельскохозяйственных предприятий необходимо поддерживать непрерывную техническую готовность техники, в частности тракторов, используемых в составе машинно-тракторных агрегатов (МТА). Однако в связи с возросшей нагрузкой на трактор (в гектарах обрабатываемой площади) в реальных условиях эксплуатации техническое обслуживание (ТО), в частности ТО-1, тракторов во время полевых работ практически не проводится. Это, в свою очередь, приводит к простоям при устранении отказов. В условиях отсутствия кадров мастеров-наладчиков и неукомплектованности штатов центральных ремонтных мастерских сельскохозяйственных предприятий одним из вариантов решения проблемы поддержания работоспособности тракторов является изменение периодичности ТО-1, регламентированной 125 часами. Другим вариантом решения проблемы является перенос части операций очередного ТО-1 в ежесменное ТО или в более поздний период времени, приуроченный к естественному технологическому перерыву в работе МТА. Кроме того, возможен отказ от выполнения некоторых операций текущего ТО-1 и их выполнение во время следующего ТО-1. При этом возможна ситуация приурочивания выполнения этих операций к соответствующему ежесменному ТО. Увеличенный объем работ ежесменного ТО может быть выполнен механизатором на счет несущественного увеличения длительности рабочего дня. Снижение длительности простоя трактора на увеличенном ежесменном ТО без снижения качества выполнения операций ТО возможно только при применении средств диагностирования. Для агрегатов и узлов трактора с увеличенной периодичностью обслуживания необходимы разработка и применение дополнительных средств постоянного контроля их технического состояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Engineering of tractors maintenance

To ensure the efficiency of the use of machine and tractor population of agricultural enterprises it is necessary to maintain continuous uptime of equipment, tractors in particular, that are used in machine and tractor aggregates (MTA). However, due to the increased load on the tractor, hectares of cultivated area and real conditions of operation maintenance and repair (MR), particularly MR-1, of tractors during the harvesting is practically not carried out. This in its turn leads to downtime while elimination of faults. In the context of absence of service engineers and understaffed maintenance and repair departments of agricultural enterprises, one of the solutions to the problem of maintenance of operability of tractors is to change the frequency of MR-1, which is 125 hours. Another solution to the problem is to conduct some operations of a regular MR by shifts or at a later period of time dedicated to natural technological break in the work of MTA. In addition, it is possible not to carry out some stages of a current MR-1, but to conduct them during the next one. It is also possible to time the implementation of these operations to a monthly maintenance and repair. The engineer can perform the increased volume of work while maintenance and repair every shift by increasing the duration of the working day insignificantly. Reducing the duration of downtime of the tractor during the increased maintenance and repair every shift without any reduction of the quality of maintenance and repair is possible only by means of diagnosis. For aggregates and components of the tractor with the increased frequency of service it is necessary to develop and use additional means of permanent control of technical condition.

Текст научной работы на тему «Проектирование технического обслуживания тракторов»

8. Пасько О.В. Разработка научно обоснованных технологий функциональных продуктов питания на основе молочного и растительного сырья / О.В. Пасько, Н.Б. Гаврилова // Фундаментальные исследования. - 2005. - № 1. - С. 55-56.

9. Тихомирова Н.А. Технология продуктов лечебно-профилактического назначения на молочной основе / Н.А. Тихомирова. - М. : ДеЛи принт, 2010. - 345 с.

Лисин Петр Александрович, д-р техн. наук, профессор, Омский ГАУ, petrlisin@yandex.ru; Пасько Ольга Владимировна, д-р техн. наук, профессор, РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, pasko-olga@mail.ru; Есипова Мария Сергеевна, ст. преподаватель, ОмГТУ, esipovamarija@ rambler.ru.

8. Pasko O.V. Razrabotka nauchno obosno-vannyx texnologij funkcional'nyx produktov pitaniya na osnove molochnogo i rastitel'nogo syr'ya / O.V. Pasko, N.B. Gavrilova // Fundamental'nye issledovaniya, 2005. - № 1. - S. 55-56.

9. Tixomirova N.A. Texnologiya produktov lechebno-profilakticheskogo naznacheniya na molochnoj osnove / N.A. Tixomirova. - M. : DeLi print, 2010. - 345 s.

Lisin Petr Aleksandrovich, Dr. Tech. Sci., Prof., Omsk SAU, petrlisin@yandex.ru; Pasko Olga Vladimirovna, Dr. Tech. Sci., Prof., RSAU - MACA of K.A. Temirjazev, pasko-olga@mail.ru; Esipova Marija Sergeevna, Senior Teacher, OmSTU, esipovamarija@rambler.ru.

УДК 631.372

Г.В. Редреев, Е.Е. Козлихина

Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, Омск

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ТРАКТОРОВ

Для обеспечения эффективности использования машинно-тракторного парка сельскохозяйственных предприятий необходимо поддерживать непрерывную техническую готовность техники, в частности тракторов, используемых в составе машинно-тракторных агрегатов (МТА). Однако в связи с возросшей нагрузкой на трактор (в гектарах обрабатываемой площади) в реальных условиях эксплуатации техническое обслуживание (ТО), в частности ТО-1, тракторов во время полевых работ практически не проводится. Это, в свою очередь, приводит к простоям при устранении отказов. В условиях отсутствия кадров мастеров-наладчиков и неукомплектованности штатов центральных ремонтных мастерских сельскохозяйственных предприятий одним из вариантов решения проблемы поддержания работоспособности тракторов является изменение периодичности ТО-1, регламентированной 125 часами. Другим вариантом решения проблемы является перенос части операций очередного ТО-1 в ежесменное ТО или в более поздний период времени, приуроченный к естественному технологическому перерыву в работе МТА. Кроме того, возможен отказ от выполнения некоторых операций текущего ТО-1 и их выполнение во время следующего ТО-1. При этом возможна ситуация приурочивания выполнения этих операций к соответствующему ежесменному ТО. Увеличенный объем работ ежесменного ТО может быть выполнен механизатором на счет несущественного увеличения длительности рабочего дня. Снижение длительности простоя трактора на увеличенном ежесменном ТО без снижения качества выполнения операций ТО возможно только при применении средств диагностирования. Для агрегатов и узлов трактора с увеличенной периодичностью обслуживания необходимы разработка и применение дополнительных средств постоянного контроля их технического состояния.

Ключевые слова: техническая готовность, машинно-тракторный агрегат, периодичность ТО, средства контроля технического состояния.

Введение

Высокопроизводительное использование машинно-тракторного парка - задача, имеющая первостепенное значение для инженерно-технических работников сельского хозяйства. Для успешного ее решения в первую очередь необходимо обеспечить непрерывную техническую готовность техники к выполнению механизированных сельскохозяйственных работ. Напрямую это требование относится к энергонасыщенным тракто-

© Редреев Г.В., Козлихина Е.Е., 2017

рам и современным уборочным комбайнам. Производители современной сельскохозяйственной техники говорят о ряде обязательных мероприятий, выполняемых при ее эксплуатации. Главным мероприятием, обеспечивающим поддержание машин в работоспособном состоянии, является планово-предупредительная система технического обслуживания.

Материалы и методы

Планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта (ППР) - это совокупность организационно-технических мероприятий предупредительного характера, проводимых периодически в плановом порядке и направленных на обеспечение постоянной технической готовности машин и механизмов к работе, а также предотвращающих повышенные износы деталей.

Техническое обслуживание подвижного состава по периодичности, перечню и трудоемкости выполняемых работ подразделяется на следующие виды: ежедневное техническое обслуживание (ЕТО); первое техническое обслуживание (ТО-1); второе техническое обслуживание (ТО-2); сезонное техническое обслуживание (СТО) [1].

Планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта обеспечивает своевременное устранение причин, которые могут способствовать появлению различных неисправностей, сокращает расход запасных деталей и объем ремонтных работ. При данной системе можно применять прогрессивные методы ремонта и восстановления деталей, уменьшать время простоя техники в ремонте, что позволяет повысить коэффициент технической готовности [2].

Руководствуясь данной планово-предупредительной системой технического обслуживания, составляют планы-графики технического обслуживания тракторов отдельных марок (рис. 1, 2).

Рис. 1. Типовой план-график проведения ТО, построенный на основе статистических данных по наработке трактора К-700А ОАО «Хлебодаровское» Русско-Полянского района Омской области

Данная процедура необходима для организации эффективной работы сельскохозяйственных машин, чтобы сократить время простоя техники, связанного с отказами и последующими ремонтными работами. Как правило, в данных графиках план технического обслуживания строится исключительно по наработке трактора. Ежесменное техническое обслуживание проводится после десяти моточасов работы трактора, первое техническое обслуживание - спустя 125 моточасов, второе - спустя 500, третье - через 1000. В нашем примере график построен на основании статистических данных по наработке тракторов К-700А и К-701 хозяйства ОАО «Хлебодаровское» Русско-Полянского района Омской области [2].

При неукоснительном выполнении инструкции по эксплуатации тракторов зачастую бывает так, что ТО-1 и ТО-2 выпадают на напряженный период работы трактора, то есть во время посевных и уборочных работ (май - сентябрь), что, в свою очередь, приводит к вынужденным простоям техники, следовательно, к снижению урожайности предприятия и снижению других немаловажных экономических показателей. Во избежание столь нежелательных последствий необходимо усовершенствовать планово-предупредительную систему технического обслуживания [4].

Результаты исследований

Анализируя данную проблему, мы пришли к выводу, что необходимо искусственно изменить периодичность ТО до того момента, когда будет удобно его проводить. Например, если ТО-1 выпадает на напряженный период загрузки трактора, операции, входящие в данный вид ТО, можно перенести в ежесменное ТО. Увеличенный объем работ ежесменного ТО может быть выполнен механизатором на счет несущественного увеличения длительности рабочего дня. Кроме того, само ТО-1 можно сдвинуть на некоторое количество часов раньше или позже, при условии, что сдвиг не будет являться критичным для оптимальной работы техники. Желательно переносить операции технического обслуживания так, чтобы не нарушать непрерывную работу трактора непосредственно в поле, но при этом сократить время простоя техники (рис. 3). В полевых условиях во многих случаях не выполняется полный перечень операций технического обслуживания. Данный факт может быть связан как с недостаточной квалификацией механизатора, так и с тем, что данные операции влекут за собой увеличение времени простоя, уменьшающее выработку МТА. Как правило, произвольное невыполнение механизатором каких-либо операций технического обслуживания не является эффективным, так как приводит к различного видам отказам. Для исправления данной ситуации необходим научно обоснованный подход, качественное распределение операций технического обслуживания, проведение необходимых исследований и подтверждение на практике предлагаемого подхода к планово-предупредительной системе технического обслуживания [3]. Для агрегатов и узлов трактора с увеличенной периодичностью обслуживания необходимы разработка и применение средств постоянного контроля их технического состояния [5].

Помимо средств постоянного контроля технического состояния необходимы средства оценки общего технического состояния трактора, в частности его изношенности. Для случая увеличения периодичности ТО это позволит изменением нагруженно-сти трактора продлить его наработку до очередного обслуживания.

Заключение

На данный момент проводится детальная проработка предлагаемого эффективного подхода к проектированию технического обслуживания при сотрудничестве с сельскохозяйственными предприятиями Русско-Полянского и Марьяновского районов Омской области.

Внедрение результатов исследования позволит снизить время простоя тракторов в напряженные периоды работ, что, в свою очередь, приведет к увеличению производительности техники и улучшит экономические показатели предприятия.

G. V. Redreev, E.E. Kozlikhina

Omsk State Agrarian University named after P.A. Stolypin, Omsk

Engineering of tractors maintenance

To ensure the efficiency of the use of machine and tractor population of agricultural enterprises it is necessary to maintain continuous uptime of equipment, tractors in particular, that are used in machine and tractor aggregates (MTA). However, due to the increased load on the tractor, hectares of cultivated area and real conditions of operation maintenance and repair (MR), particularly MR-1, of tractors during the harvesting is practically not carried out. This in its turn leads to downtime while elimination of faults. In the context of absence of service engineers and understaffed maintenance and repair departments of agricultural enterprises, one of the solutions to the problem of maintenance of operability of tractors is to change the frequency of MR-1, which is 125 hours. Another solution to the problem is to conduct some operations of a regular MR by shifts or at a later period of time dedicated to natural technological break in the work of MTA. In addition, it is possible not to carry out some stages of a current MR-1, but to conduct them during the next one. It is also possible to time the implementation of these operations to a monthly maintenance and repair. The engineer can perform the increased volume of work while maintenance and repair every shift by increasing the duration of the working day insignificantly. Reducing the duration of downtime of the tractor during the increased maintenance and repair every shift without any reduction of the quality of maintenance and repair is possible only by means of diagnosis. For aggregates and components of the tractor with the increased frequency of service it is necessary to develop and use additional means of permanent control of technical condition.

Keywords: uptime of equipment, machine and tractor aggregates, frequency of maintenance and repair, means of control of technical condition.

Список литературы

1. Бельских В.Н. Справочник по техническому обслуживанию и диагностированию тракторов / В.Н. Бельских. - М. : Россельхозиздат, 1986. -150 с.

2. Комплексная система технического обслуживания и ремонта машин в сельском хозяйстве. Ч. 1. - М. : ГОСНИТИ, 1985. - 144 с.

3. Редреев Г.В. К вопросу о применении технологий ТО и ремонта при обеспечении работоспособности машинно-тракторных агрегатов / Г.В. Редреев // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5. - Режим доступа: www.science-education.ru/119-14864 (дата обращения: 25.11.2016).

4. Соломкин А.П. Обоснование целесообразности выноса операций технического обслуживания за пределы напряженных периодов сельскохозяйственных работ / А.П. Соломкин, А.И. Козак, М.К. Какенов // Труды ГОСНИТИ. - М. : ГОСНИТИ, 1985. - Т. 28. - С. 125-132.

References

1. Belskih V.N. Spravochnik po tehnicheskomu obsluzhivaniju i diagnostirovaniju traktorov / V.N. Belskih. - M. : Rossel'hozizdat, 1986. - 150 s.

2. Kompleksnaja sistema tehnicheskogo obsluzhivanija i remonta mashin v sel'skom ho-zjajstve. Ch. 1. - M. : GOSNITI, 1985. - 144 s.

3. Redreev G.V. K voprosu o primenenii tehno-logij TO i remonta pri obespechenii rabotosposobnosti mashinno-traktornyh agregatov / G.V. Redreev // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. - 2014. -№ 5. - URL: www.science-education.ru/119-14864 (data obrashhenija: 25.11.2016).

4. Solomkin A.P. Obosnovanie celesoobraznosti vynosa operacij tehnicheskogo obsluzhivanija za predely naprjazhennyh periodov sel'skohozjajstvennyh rabot / A.P. Solomkin, A.I. Kozak, M.K. Kakenov // Trudy GOSNITI. - M. : GOSNITI, 1986. - T. 28. -S. 125-132.

5. Redreev G.V. Patent na poleznuju model' № 134994 "Centrobezhnyj masljanyj fil'tr" / G.V. Red-

5. Редреев Г.В. Патент на полезную модель № 134994 «Центробежный масляный фильтр» / Г.В. Редреев, А.С. Сиряк, И.А. Клюев. Опубликовано 27.11.2013 г. Бюл. № 33. - 3 с.

reev, A.S. Sirjak, I.A. Kljuev. Opublikovano 27.11.2013 g. Bjul. № 33. - 3 s.

Редреев Григорий Васильевич, канд. техн. наук, доцент, Омский ГАУ, gv.redreev@omgau.org; Козлихина (Белая) Елена Евгеньевна, аспирант, Омский ГАУ, ee.belaya052003@omgau.org.

Redreev Grigorii Vasilevich, Cand. Tehn. Sci., Ass. Prof., Omsk SAU, gv.redreev@omgau.org; Kozlikhina (Belaia) Elena Evgenevna, Postgraduate, Omsk SAU, ee.belaya052003@omgau.org.

УДК 631.312

П.В. Чупин, А.Ю. Головин, Е.В. Демчук, А.С. Союнов

Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, Омск

РАССТАНОВКА КОРПУСОВ ПЛУГА

Внедрение безотвальных технологий порождает такие проблемы, как обесструктуривание верхнего слоя почвы, который становится пылевидным и насыщенным сорняками, и уплотнение нижних слоев движителями колесных энергонасыщенных тракторов. Для устранения этих проблем необходимо периодически, раз в три или четыре года, пахать отвальными плугами. Поэтому исследования по отвальным плугам являются актуальными. Целью работы является повышение качества вспашки при снижении металлоемкости плуга и уменьшении габарита по длине, так как на качество вспашки (устойчивость хода по глубине обработки и ширине захвата) отрицательно влияет удлинение плугов - ухудшается их маневренность и увеличивается масса. Необходимо расставлять корпуса на оптимальное межкорпусное расстояние, которое зависит от величины зоны деформации почвы корпусом. Представлена расчетная схема и графоаналитический метод определения зоны деформации трехгранным клином при блокированном (в условиях первой борозды) и полусвободном резании. При помощи расчетной схемы и тригонометрии определен угол резания трехгранного клина, который лежит в одной плоскости (перпендикулярно рабочей грани) с углом скалывания. Представлено математическое обоснование теоретических зависимостей. Приводится подробное описание метода получения экспериментальных зависимостей величины зоны деформации от углов постановки рабочих граней трехгранного клина к дну и стенке борозды. При сравнении теоретических и экспериментальных данных по величинам деформации можно сделать вывод, что теоретическая зависимость дает усредненные значения между величинами деформации, полученными экспериментально для разных по свойствам сред: сыпучей бессвязной среды - воздушно-сухого песка и песка, доведенного до влажности, при которой он поддается формовке, то есть в какой-то степени приближается к свойствам «спелой» почвы.

Ключевые слова: зона деформации, трехгранный клин, угол резания, межкорпусное расстояние, плуг.

Введение

В настоящее время в Западной Сибири, в том числе в Омской области, все большее распространение получают технологии обработки почвы без оборота пласта даже в зонах, не подверженных ветровой эрозии.

Но при ежегодной безотвальной вспашке появляются проблемы. Верхний слой почвы обесструктуривается, становится пылевидным, насыщается семенами сорняков, а вся технология требует применения гербицидов, которые отрицательно влияют на экологию. Нижние слои пахотного горизонта год от года уплотняются движителями энергонасыщенных тракторов (особенно колесных) настолько, что почвообрабаты-

© Чупин П.В., Головин А.Ю., Демчук Е.В., Союнов А. С., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.