ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2009. № 1
И.А. Василенко, д-р полит. наук, профессор кафедры российской политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова
ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПЕРЕГОВОРОВ: ВИРТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УСПЕХА
В статье рассматриваются роль и значение информационной кампании, сопровождающей современные политические переговоры. Автор обращает особое внимание на новые "мягкие" информационные технологии, которые сегодня используются для "раскрутки" темы переговоров и "заглушения" мнения оппонентов, а также показывает роль и значение современных технологий связей с общественностью, позволяющих эффективно влиять на формирование общественного мнения вокруг темы переговоров.
Ключевые слова: политические переговоры, информационные технологии, информационная кампания.
The article deals with problems of information campaign during political negotiations. The author stresses the role of new "soft" information technologies currently used to make the negotiation's topic actual and "die away" the opponent's opinion, and highlights the role of new PR- technologies in forming the public opinion concerning negotiation's topic.
Key words: political negotiations, information technologies, information campaign.
Архимед как-то сказал: "Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю ". Сегодня он ткнул бы пальцем в наши электрические средства коммуникации и сказал: "Я обопрусь на ваши уши, нервы, глаза и мозг, и мир будет вертеться в любом ритме и на любой манер,
как только я пожелаю".
Маршалл Маклюен
Современная информационная революция, изменив политическую картину мира, властно диктует новые принципы и правила политических коммуникаций. Самой яркой чертой современности является ослабление традиционного политического поля: еще вчера мы считали переговоры не просто традиционной, а древнейшей формой политических коммуникаций, но уже сегодня невозможно представить современную концепцию политических переговоров без информационных технологий связи с общественностью.
Василенко Ирина Алексеевна, e-mail: [email protected].
Между тем наше политическое зрение так привыкло видеть в переговорах прежде всего интерактивное взаимодействие политических партнеров, что мы испытываем вполне понятное чувство растерянности перед виртуальными формами политической борьбы, натиском информационной агрессии, стремительно расширяющимся миром символов. Сегодня в центре концепции политических переговоров находится идея трансляции информации в виртуальное политическое поле, где под воздействием информационных технологий стремительно меняются формы и методы политического противоборства.
Трагедия и фарс современности — в развитии парадоксальной тенденции информационного общества: чем современнее становится общество, тем большее значение в нем придается не сложившимся политическим институтам и нормам, а виртуальной политической сцене, где властвуют средства массовой информации. Используя виртуальное пространство на политических переговорах, можно мгновенно перевести новую информацию в сферу политического действия: поэтому сегодня партнеры по переговорам внимательно следят не столько друг за другом, сколько за информацией о переговорах в СМИ. Использование информации и информационных технологий для нахождения наиболее эффективных способов их применения в переговорной практике — это и есть современное РЯ-сопровождение политических переговоров в информационном обществе.
Доступ к информационным ресурсам и новой информации становится важным политическим активом каждого партнера по переговорам, и этот потенциал они могут использовать в дальнейшем по своему усмотрению, не исключая различные информационные манипуляции в своих интересах. Дело в том, что информация как политический ресурс обладает целым рядом принципиально новых качеств, которые особенно эффективно можно использовать именно в политике. В отличие от природных, трудовых и денежных ресурсов информация не убывает по мере ее использования, поэтому ее политического влияния хватает на любую аудиторию; она неотчуждаема и приобретение новой информации не уменьшает нашей способности приобрести еще столько же.
Информация мгновенно распространяется в пространстве и ее одновременно могут потреблять самые разные политические акторы. Сточки зрения политической мобилизации общества информационный ресурс обладает преимуществом всеохватности и одновременности воздействия, что до информационной революции было практически неосуществимо. Поэтому результаты политических соглашений на переговорах могут мгновенно стать известными всему миру, а интерпретация основных выводов и их политические оценки во многом остаются во власти информационных технологий СМИ.
При этом совершенно особое значение в информационном обществе имеет фактор времени. Политическая информация особо чув-
ствительна к политическому времени: одна и та же информация за час до политических переговоров и через час после них может стремительно обесцениться и полностью потерять свое политическое значение. Повышенная чувствительность к временному фактору вызвала к жизни целые новые политические отрасли — сеть специализированных политических фондов и агентств, занимающихся опросами общественного мнения и технологиями связей с общественностью. Как справедливо отмечает Э. Гидденс, "мы живем в мире, который целиком конституирован через рефлексивно примененное знание, и мы никогда не можем быть уверены, что любой его элемент не будет пересмотрен" (Гидденс, 1999, с. 106).
Еще одной опасностью информационной революции стало то, что развитие политических коммуникаций не только не привело к "прозрачности" политического процесса, напротив — общие потоки информации становятся все более неконтролируемыми, правдивость, точность и корректность сведений практически никем не проверяется, что усиливает манипулятивные возможности СМИ. В сети Интернета сегодня могут оказаться самые разные политические призывы, ложная информация о поведении и действиях политических лидеров, результатах политических переговоров, что должны постоянно учитывать и отслеживать их инициаторы.
Информационная революция превратила СМИ в виртуальную "четвертую" ветвь политической власти, которая по силе, оперативности и проникновению своего влияния намного превосходит все три традиционные ветви власти вместе взятые. Политическая борьба стала все больше разворачиваться в информационном пространстве и приобретать новые, посттрадиционные виртуальные формы. Новым кредо информационных политтехнологов стал девиз: "То, что не показали по ТВ, вообще не произошло в политике", а значит и на политических переговорах. Мозаичность событий на виртуальной политической сцене, которую каждый телеканал освещает в разных ракурсах, делает восприятие политических переговоров дискретным и стохастичным, что оставляет большие возможности для самых разных, даже альтернативных интерпретаций.
При этом эмоциальное восприятие информации, полученной с экрана, намного выше всех других типов информационного воздействия. Не секрет, что в виртуальном мире телевидения политиками особо ценится визуальное воздействие на эмоции и страхи, а не привлекательность строгой логики мысли. Особое значение имеет негативная политическая реклама и "черный пиар", с помощью которых иногда пытаются победить на политических переговорах, "утопив в грязи" политических оппонентов. Большинство телезрителей отрицательно относятся к "черному пиару", но результаты социологических опросов показывают, что такие приемы весьма эффективно действуют, и именно поэтому политики продолжают их использовать.
Однако нельзя не заметить, что негативная реклама и "черный пиар" наносят ощутимый моральный урон обществу в целом: они искажают политический процесс, прививают циничное отношение к политике и политикам, создают отвратительное впечатление, что политика — грязное дело. Так информационная революция, отданная на откуп силам свободного рынка, рождает информационный и моральный кризис. Электронные СМИ изменяют систему политических ценностей, что неминуемо искажает саму природу нашего политического мира. Но есть и обратная сторона медали: информационные технологии, в свою очередь, достаточно жестко контролируют самих политических лидеров, которые вынуждены изменять свой политический имидж в угоду публике. И этот порочный круг в эпоху информационного бума пока не представляется возможным разомкнуть. Вопрос об этике информационных технологий, к сожалению, пока еще не решен в политике, поэтому их использование остается достаточно непредсказуемой частью политической игры.
Во многом благодаря этому задача политических лидеров на переговорах заключается уже не столько в том, чтобы предвидеть очередной шаг противника, сколько в том, чтобы понять, какое влияние это окажет на общественное мнение как в своей стране, так и в стране политических партнеров. И в современной борьбе за мировое общественное мнение пропагандистская техника и политическая реклама имеют уже большее значение, чем реальные действия политиков за столом переговоров. Информационные технологии СМИ позволяют резко изменить ход общественной дискуссии, "переломить" нежелательную тему или, напротив, "зацементировать" весьма субъективное понимание проблемы в виде "общественного мнения".
Поэтому новая информационная парадигма политических переговоров означает, что эффективность действий политиков во многом зависит от информационного превосходства в виртуальном пространстве. Тем самым вопрос о роли информационного сопровождения переговоров приобретает не абстрактно-теоретическое, а практически-политическое значение.
Благодаря эффективному информационному сопровождению международных политических переговоров наша страна получает возможность отстаивать свой имидж за рубежом. Необходимо заметить, что в СССР была создана достаточно разветвленная система внешнеполитической информации и пропаганды, которая была почти полностью демонтирована в 1990-е гг., что сегодня российские эксперты признают как серьезную ошибку. В результате внешнеполитический образ России в начале XXI в. стал проигрывать даже по сравнению с образом СССР: социологические исследования свидетельствуют, что СССР положительно воспринимали не менее одной трети зарубежного населения, а в 2001 г. отрицательно относились к России 80% населения в развитых странах и 60% населения в развивающемся мире (Кашлев, Панарин, Галумов, 2005, с. 20).
В последние годы предпринимаются новые шаги в этом направлении, значительно больше внимания уделяется информационным технологиям и государственной информационной политике, в том числе в освещении международных переговоров. Сегодня этими вопросами занимаются три уровня информационных служб:
— Управление Президента Российской Федерации по внешней политике и Управление пресс-службы Президента РФ;
— Департамент информации и печати МИД, Пресс-центр МИД;
— Государственные информационные агентства: Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС), Российское информационное агентство "Новости" (РИАН), Информационное агентство "Интерфакс", государственная радиовещательная компания "Голос России" и пр.
Однако нельзя не отметить, что расширяется сеть зарубежных информационных агентств внутри России, которые на сегодняшний день, к сожалению, на 15—20% превышают национальные (там же, с. 25). Поэтому привлечение внимания к проблеме эффективного информационного сопровождения политических переговоров необычайно актуально.
Одной из важнейших задач в решении этой проблемы является установление эффективных связей с общественностью, которые могут охватывать следующие основные направления:
— формирование общественного мнения внутри страны и за рубежом по поводу важнейших проблем переговоров;
— влияние на динамику общественных настроений;
— позитивное освещение деятельности "своей" делегации и укрепление имиджа ведущих политических лидеров;
— формирование позитивного имиджа страны (политической партии, организации — в зависимости от уровня переговоров);
— продвижение важнейших политических идей в каналах коммуникаций;
— информационное влияние на политическую позицию партнеров по переговорам;
— влияние на "повестку дня" мировых каналов массовых коммуникаций.
Сегодня специалисты насчитывают свыше 500 различных определений "public relations". При всем разнообразии интерпретаций отметим, что для понимания роли связей с общественностью в ходе политических переговоров наиболее подходит следующее определение: связь с общественностью — это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на своевременной информированности всех участников переговоров и общественности.
Важнейшим направлением PR-сопровождения переговоров является обеспечение руководства делегации необходимой информацией о состоянии общественного мнения. Основными средствами этой деятельности являются открытое общение путем личных контактов и с помощью СМИ, а также организация необходимых исследований.
Специалисты по public relations могут выступать в роли советников руководителей делегации на переговорах и в качестве посредников, помогающих руководителям перевести поставленные на переговорах политические цели и задачи в разумную и приемлемую для общественности политику. В конечном счете public relations на переговорах призвана обеспечить гармонизацию политической и общественной деятельности.
На политических переговорах деятельность специалистов по связям с общественностью обладает определенной спецификой. Если в частном секторе они адресуются к достаточно узким группам, которые выступают в роли потребителей определенной продукции или услуг, то в политической области поле их профессиональной деятельности необыкновенно расширяется — в идеале они должны охватить своим вниманием все группы общества, причем как внутри страны, так и за ее пределами (если переговоры международные). Такая широкая социальная база требует очень высокой квалификации и предполагает особую постановку профессиональных целей. Здесь на первый план выходят несколько основных направлений:
— изучение сложного спектра общественного мнения по проблеме переговоров, дифференциация различных ожиданий со стороны общественности внутри страны и за рубежом; определение лидирующих тенденций в области развития общественного мнения;
— выработка рекомендаций для руководства делегации на переговорах и проведение необходимых мероприятий, направленных на удовлетворение наиболее значимых ожиданий со стороны общественных кругов с целью оказания влияния на динамику общественных настроений;
— предотвращение возможных конфликтов и недопонимания в работе с общественностью;
— установление и поддержание двусторонних контактов с разными общественными группами и их лидерами;
— улучшение отношений внутри делегации и создание общей атмосферы доброжелательности вокруг переговоров;
— повышение эффективности работы делегации на переговорах;
— создание положительного образа политических лидеров и страны (партии, организации — в зависимости от уровня переговоров) в сознании широкой общественности.
Анализ перечисленных выше основных направлений деятельности специалистов по связям с общественностью на переговорах позволяет сделать вывод о том, что в основе достижения поставленных целей лежит умение наладить эффективные коммуникационные контакты с различными СМИ, как отечественными, так и зарубежными, а также с политическими лидерами и представителями общественности.
Еще одним важнейшим направлением информационного сопровождения на переговорах является организация и проведение инфор-
мационной кампании. Понятие "информационная кампания на политических переговорах" позволяет отличить единичные действия и спонтанные информационные акции от комплексных, заранее запланированных и согласованных действий в сфере политических коммуникаций по определенной программе. Можно сказать, что информационная кампания на политических переговорах представляет собой заранее спланированный комплекс взаимосвязанных коммуникационных мероприятий, направленных на обеспечение конкретных целей организаторов переговоров путем целенаправленного воздействия на общественное мнение и позиции партнеров по переговорам.
Несомненно, главной задачей такой кампании является информационная поддержка основных политических целей организаторов переговоров, поэтому алгоритм ее проведения может быть представлен следующим образом:
• постепенное расширение зоны информации вокруг темы переговоров;
• придание теме переговоров четкого оценочного содержания в интересах их организаторов;
• целенаправленное воздействие на формирование определенного общественного мнения вокруг темы переговоров;
• целенаправленное информационное воздействие на партнеров по перерговорам с целью корректировки их позиции;
• изменение общественного мнения в пользу поддержки позиции "своей" делегации на переговорах.
Средства массовой информации сегодня стали главным инструментом формирования общественного мнения. Как точно замечает А. Моль: "СМИ фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуют таким образом все поле культуры. То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в наше время почти не оказывает влияния на развитие общества" (Моль, 1973, с. 58).
Эксперты сегодня выделяют несколько основных этапов при организации РЯ-кампаний.
Первый этап. Анализ обстановки, необходимые исследования и постановка основной задачи кампании.
Здесь решаются вопросы определения предполагаемых сроков кампании, ее ресурсов, а также происходит согласование структуры информационной кампании с программой переговоров. Большое значение имеет анализ общей политической ситуации вокруг предполагаемых политических переговоров, определение состояния общественного мнения внутри страны и за рубежом по поводу их предполагаемой темы, контент-анализ СМИ за последний период времени.
Второй этап. Разработка программы, отбор каналов массовых коммуникаций, выбор техник воздействия, определение публики, планирование бюджета.
На этом этапе решаются важнейшие организационные задачи: выбираются конкретные каналы СМИ, обладающие ключевым влиянием в области темы переговоров, решается вопрос о публикации предполагаемых докладов и выступлений политиков, планируется сюжет информационных вестей, определяется необходимая частота упоминаний в СМИ темы переговоров, решается вопрос с аккредитацией журналистов на переговорах, выбираются определенные техники воздействия на общественное мнение.
Третий этап. Осуществление намеченной программы, "раскрутка" темы.
Необходимо иметь в виду, что оптимальный срок раскрутки темы переговоров в зависимости от их уровня — от одного до двух месяцев. В течение этого срока общественность должна быть соответствующим образом подготовлена к восприятию темы в нужном ракурсе. Как отмечает Г. Почепцов, "реальное событие только тогда существенно, когда о нем широкой публике рассказали средста массовой информации" (Почепцов, 2003, с. 74). Для этого в публичный дискурс постепенно вводятся сообщения, подогревающие интерес публики к будущей теме переговоров. Задача состоит в том, чтобы "переломить" общественные настроения в пользу инициаторов переговоров, заранее сформировать определенную повестку дня, при этом "заглушив" негативные альтернативные информационные источники.
Эксперты считают, что для "прободения" информационного шума тема переговоров должна быть концептуально оформлена в виде стрелы: ясный заголовочный комплекс и стройное "тело" текста, тематически расширяющееся, детализируемое к концу (схема "перевернутой пирамиды") (Миронов, 2001, с. 186). При этом важно, чтобы тема эмоционально затрагивала массовую аудиторию: только в этом случае удается достичь максимального информационного эффекта.
Тема переговоров считается "раскрученной", если ее подхватили ведущие СМИ, при этом она "резонирует", "держится на первых полосах", "начинает жить своей жизнью" и даже "зарабатывает обратную связь". Для убедительности представленных позиций важная роль отводится поиску исторических аналогий, фиксированию внимания на определенных исторических подробностях, которые подтверждают объективность политических целей, обеспечивают привлечение мнений влиятельных общественных деятелей, поддерживающих данное политическое решение.
В период прохождения самих переговоров осуществляется информационная атака, или фаза активных действий на информационном рынке, прежде всего в новостной информации СМИ. При этом особое внимание уделяется подаче эксклюзивной информации с места проведения переговоров, а также сенсационным заявлениям политических лидеров, а иногда и сообщению компрометирующих сведений о партнерах (если этого требует ситуация).
В этот период эффективны приемы "дробления" темы на яркие осколки и острые фрагменты, утечка эксклюзивной информации, проведение темы сквозь несколько циклов вращения, чтобы ее "подхватили" не только центральные, но и региональные СМИ, повторяя основные сюжеты.
Четвертый этап. Информационное прикрытие, оценка результатов кампании, основные выводы.
Задача информационного прикрытия после завершения переговоров состоит в том, чтобы скрыть персональную заинтересованность инициаторов переговоров в достижении необходимых им политических целей и создать эффект максимальной объективности освещения политических событий на переговорах, чтобы затянувшиеся дискуссии вокруг их темы не повернули острие кампании против самих инициаторов ("эффект бумеранга"). Для этого делается акцент на более нейтральных сюжетах, убирается полемика из информационных сообщений. Иногда результаты уже проведенной кампании становятся основой для "раскрутки" новых политических тем, что позволяет плавно перевести общественный интерес в новое русло.
Эксперты подчеркивают, что тот, кто раньше партнеров по переговорам сделает выводы, устраивающие общественность, оказывается в выигрыше: в определенном смысле он сам объявляет себя победителем. Однако помимо этого важно в заключение кампании действительно подвести итоги и выяснить, удалось ли реально достичь поставленных целей, какие были допущены ошибки и как их можно было бы исправить. В этом залог успеха будущих информационных кампаний.
Современные политтехнологи совсем недавно отказались от приемов "жесткой" политической пропаганды, предполагающей выраженную агрессивную тональность комментариев, "хлесткие" замечания в адрес оппонентов, откровенные технологии упрощения информации, "вдалбливающие" повторения. Все эти грубые "геббель-совские" приемы в условиях демократии недостаточно эффективны. Как отмечает известный французский имиджмейкер Ж. Сегела, «политическая реклама, замаскированная под объективную новость, ... "стреляет" лучше, чем целая серия заказных публикаций» (Сегела, 1999, с. 71).
Именно поэтому современные мягкие информационные технологии делают акцент на регулировании интенсивности раскрутки темы, на том, как отбираются сюжеты, кто дает интервью, какие задаются вопросы, что выносится на первый план, а какие моменты сглаживаются. Вместо того чтобы прямо высказывать нужную точку зрения, действуют скрытно, отбирая, выделяя и подавая отдельные элементы информации.
Использование мягких технологий предполагает прежде всего формирование информационной повестки дня (ИПД). Теория ИПД появилась еще в 1950-е гг. Б. Берельсон сформулировал основную идею этой концепции весьма однозначно: определенные виды комму-
никации, привлекая внимание аудитории к определенным темам, способны оказывать определенное информационное воздействие. Современные исследователи отмечают, что такое однозначное понимание влияния ИПД на аудиторию не соответствует реальности (Дьякова, 2003).
Действительно, установление ИПД никогда не бывает сознательным волевым актом: оно возникает на пересечении усилий различных СМИ, государства, других политических институтов и подвержено воздействию неконтролируемых событий и внезапных кризисов. Первоначально кампания по подготовке ИПД порождает волну ожиданий общественности, но затем позитивная направленность этой волны может исчезнуть при любой неудаче. Поэтому сегодня установление ИПД понимается прежде всего как конкуренция СМИ за внимание аудитории с помощью правильно установленной сетки вещания.
При этом нереализованные ожидания аудитории могут формировать негативное поле ИПД, в которое постепенно начинают втягиваться все новые и новые темы, что неминуемо ведет к кризису ожиданий. В случае появления в эфире какой-то непредвиденной новости, нарушающей комплекс ожиданий, возникает информационный стресс, разрушающий первоначальный замысел ИПД. Но при всех отмеченных сложностях и нюансах ИПД все-таки может достаточно эффективно использоваться при освещении политических переговоров. Например, О. Добродеев (один из бывших руководителей ВГТРК) считал основой работы на телевидении способность вычленять главную новость дня и беспрепятственно ее освещать (Лукьянова, 2000).
Несмотря на мягкость новых информационных технологий они, несомненно, используют прием манипуляции общественным сознанием. Политтехнологи подчеркивают, что вся публичная политика строится преимущественно на эмоциях: именно возбужденные эмоции являются проводником большинства манипулятивных воздействий. Наиболее часто эксплуатируются политиками такие эмоции, как:
— потребность в любви и одобрении;
— чувство опасности;
— страх перед неопределенностью;
— престижные ценности;
— сексуальные инстинкты;
— чувство долга и справедливости;
— чувство вины (Цуладзе, 1999, с. 99).
Следует подчеркнуть, что манипуляция — это скрытое воздействие, которое не должно быть замечено; если же попытка манипуляции вскрывается, становится известной, она обычно прекращается. Природа манипуляции раскрывается через двойное воздействие — вместе с посылаемым открыто сообщением манипулятор отправляет адресату "закодированный" сигнал, надеясь на то, что он разбудит в
сознании определенные эмоционально окрашенные образы, которые нужны манипулятору. Следовательно, искусство манипуляции — это умение направить процесс воображения в нужное русло, чтобы человек не заметил скрытого эмоционального воздействия.
А.Н. Чумиков раскрывает механизм манипуляции с помощью СМИ, выделяя три основных этапа информационного воздействия:
— на первом этапе формируется несистематизированный и масштабный информационный поток (информационный вал), регулярно направляемый на избранные целевые аудитории;
— на втором этапе, когда доверие к разнообразным информационным материалам становится ощутимым, информация начинает носить выборочный, дозированный характер (сегментирование информационного потока);
— на третьем этапе происходит расширенный обмен информацией со "своими" субъектами информационного поля и ограничивается информационный поток для "чужих" (информационное партнерство, информационная закрытость) (Чумиков, 1999, с. 656).
Для того чтобы "раскрутить" тему политических переговоров, используются обычно следующие "мягкие" манипуляционные приемы подачи информации в СМИ:
• "сладкий контекст" — публикуется серия репортажей, напрямую не связанных с фактом предстоящих переговоров, но с разных сторон "подающих" будущую их тему как политически актуальную;
• "закладывание шашек" — проводятся публикации на смежные темы, которые затрагивают отдельные аспекты предстоящих политических дискуссий на переговорах в нужном ракурсе, чтобы позже они "сдетонировали" вместе с темой переговоров;
• завышение инфоповода: теме придается неоправданно высокий уровень сенсационности;
• кластеризация (членение) — дробление темы переговоров на яркие значимые "осколки", которые можно обсуждать отдельно, каждый раз обращаясь к новому социальному слою общества;
• анимация (оживление) — попытка взглянуть на политических лидеров как на ярких личностей, подчеркнув "человеческое, слишком человеческое" (Ф. Ницше);
• канонизация соцопроса — ссылка на "правильно" проведенный социологический опрос;
• канонизация фокус-группы — освещение мнений участников специально созданной фокус-группы;
• "пластиковый эксперт" ("говорящая голова") — публикация авторитетного мнения влиятельного политика;
• "наш человек в толпе" — интервью со "случайными" прохожими на улице;
• вокспопули — "глас народа — глас Божий";
• искусственный спутник — любая знаменитость в фокусе обсуждаемых тем на переговорах;
• фальшивая утечка — ссылка на хорошо информированные анонимные источники (Миронов, 2001, с. 16—47).
Существует также несколько специальных информационных приемов для "заглушения" мнения оппонентов, среди которых наиболее эффективными считаются приемы "занижения инфоповсда" — использование "информационной какафонии" (заглушение мнения оппонента смежными сюжетами) и "цементирование" вражеской темы с помощью окружения ее безличными схемами и графиками разных экспертов с противоположными позициями, в которых обычный гражданин не в состоянии разобраться.
Таким образом, информационное сопровождение политических переговоров предполагает сегодня использование самого современного арсенала информационных технологий. Именно от высокого профессионализма политтехнологов сегодня зависит, какое влияние окажут результаты политических переговоров на мировое общественное мнение, состояние общественного сознания внутри каждой страны-участницы. Борьба за общественное мнение — центральный нерв современной политики и использование самых современных подходов в этой области весьма важно.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гидденс Э. Последствия модернити // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М., 1999. С . 101—123.
2. Дьякова Е.Г. Массовая политическая коммуникация в теории установления повестки дня: от эффекта к процессу // Полис. 2003. № 3. С. 21—25.
3. Кашлев Ю.Б., Панарин И.Н., Галумов Э.А. Информация, массовая коммуникация и международные отношения. М., 2005.
4. Лукьянова И. Человек-ящик // Профиль. 2000. № 11. С. 7—8.
5. Миронов A.C. Раздувай и властвуй. М., 2001.
6. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.
7. Почепцов Г.Г. Имиджмейкер. М., 2003.
8. Сегела Ж. Национальные особенности охоты за голосами. Так делают президентов. М., 1999.
9. Цуладзе А.М. Политические манипуляции, или покорение толпы. М., 1999.
10. Чумиков А.Н. Политическое манипулирование // Политическая энциклопедия: В 2 т. Т. 1. М., 1999. С. 656.