Вестн. Моск. ун-та. Сер. 25. Международные отношения и мировая политика. 2010. № 1
В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
Т.В. Скороспелова*
ПРОГРАММА КУРСА «ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ»
Курс дает комплексное представление о проблемах теории и практики политической коммуникации. Исследуются ее основные виды, формы и модели, а также историческая эволюция данного явления в мировой политике. Рассматриваются техники политической коммуникации, используемые при ведении международных политических переговоров, определяются основные понятия, связанные с проблемой международной информационной безопасности, и различные виды информационного противоборства.
Ключевые слова: политическая коммуникация, информационное общество, информационно-коммуникационные технологии, мировая политика, международная информационная безопасность, информационная война.
The course provides a comprehensive analysis of theoretical and practical issues in political communication. It examines the main forms and models of political communication and its historical evolution in world politics. The key issues explored include the techniques used in international political negotiations, the problems of international information security and various kinds of information warfare.
Keywords: political communication, information society, information and communication technologies, world politics, international information security, information warfare.
Интенсивное развитие информационно-коммуникационных технологий, формирование глобального информационного пространства, распространение сети Интернет, возрастающая роль средств массовой информации в мировой политике вызывают повышенное внимание общества к теории и практике политической коммуникации. В условиях развития глобального информационного общества не только возрастает ее влияние, но и происходит качественное изменение ее форм и способов осуществления. Новая ситуация в сфере политической коммуникации актуализирует
* Скороспелова Татьяна Владимировна, кх.н., доцент кафедры информационного обеспечения внешней политики РФ факультета мировой политики МГУ имени М.В. Ломоносова (e- mail: [email protected]).
потребность в развитии соответствующей науки, т.е. политической коммуникативистики. Она возникла на стыке многих наук, как гуманитарных (философия, риторика, психология, социология, лингвистика, семиотика, политология, теория международных отношений и т.д.), так и естественных (информатика, кибернетика). С середины ХХ в. появляются зарубежные исследования (Г. Лассу-элл, Н. Винер, У. Уивер, Д. Белл, Н. Луман, Р. Якобсон, Ю. Хабер-мас, П. Лазарсфельд, Т. Шеллинг и др.), но в сферу интересов российских политологов политическая коммуникативистика только начинает входить (А.И. Соловьев, Л.М. Землянова, М.Н. Грачев, М.С. Вершинин, А.В. Чугунов, Л.Н. Тимофеева, А.Н. Чумиков и др.).
Развитие политической коммуникативистики, как и любой становящейся области знания, встречает определенные трудности. Они носят в первую очередь методологический характер. У исследователей пока еще нет ясного представления о предмете исследования и методах подхода к нему. Научный поиск пока включает только отдельные виды деятельности, связанные с политическими коммуникациями в сфере международных отношений (политические PR, реклама, пропаганда). Вместе с тем для развития политической коммуникативистики необходимы разработка методологических основ исследования и создание системного подхода к этому актуальному явлению современного глобального информационного пространства.
«ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ В МИРОВОЙ
ПОЛИТИКЕ»
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1. Цель курса заключается в формировании у студентов комплексного представления о теоретических и практических основах политической коммуникации в мировой политике — одного из основных направлений развития науки о международных отношениях в последние годы.
2. Задачи курса:
• определение места и роли политической коммуникации в структуре социально-политического знания;
• изучение основных положений, понятий и моделей политической коммуникации в международных отношениях;
• выявление основных тенденций развития форм политической коммуникации в мировой политике;
• описание концепции политической коммуникации в условиях глобального информационного общества;
• исследование проблемы политического имиджмейкинга, политической мифологии во внешнеполитической деятельности;
• использование техники политической коммуникации при ведении международных политических переговоров, умение применять эти знания на практике;
• представление о механизмах воздействия семиотических систем на общественное сознание;
• определение основных понятий, связанных с проблемой информационной безопасности, и рассмотрение видов информационного противоборства.
Целевая группа. Учебный курс рассчитан на студентов II курса факультета мировой политики МГУ имени М.В. Ломоносова (3-й семестр), а также на студентов и аспирантов других вузов, специализирующихся по направлениям «политология», «международные отношения», «связи с общественностью» и «журналистика».
Количество часов. Общая трудоемкость курса составляет 108 часов (3 кредитных единицы), в том числе аудиторная нагрузка — 36 часов.
3. Методическая новизна курса заключается в комплексном рассмотрении проблем политической коммуникации в мировой политике. Использованный междисциплинарный подход позволяет раскрыть межпредметные связи с курсами политологии, теории международных отношений, семиотики, связей с общественностью, политического брендинга, информационной политики, социологии коммуникации и сформировать систему базовых понятий, необходимых для осмысления происходящих в политической сфере общества трансформационных процессов.
При изучении особенностей развития основных направлений политико-коммуникационных исследований были применены конкретно-исторический метод, дающий возможность проследить становление и развитие политической коммуникации, и сравнительно-сопоставительный метод, позволяющий выделить общие и особенные черты в подходах представителей научных школ к теоретическому анализу процессов и явлений политической коммуникации в мировой политике.
Студентам прививаются навыки самостоятельного анализа и прогнозирования политических отношений, оценки эффективности приемов политической коммуникации.
4. Место курса в системе социально-гуманитарного образования определяется его междисциплинарным характером. Курс «Политическая коммуникация» читается на втором году обучения. Исходной основой для усвоения материала являются знания, приобретенные студентами в ходе изучения таких дисциплин, как философия, психология, политология. Усвоенный материал и отработанные практические навыки позволяют студенту перейти к изучению курсов «связи с общественностью», «информационное общество», «имиджелогия», «средства массовой информации».
5. Требования к уровню освоения содержания курсов. Студент, прослушавший курс, должен:
• ознакомиться с ключевыми исследованиями отечественных и зарубежных специалистов по политической коммуникации;
• знать теоретические основы понятия «политическая коммуникация»;
• показать умение анализировать, интерпретировать специальные тексты;
• ориентироваться в современных теоретических подходах к исследованию становления глобального информационного общества, иметь представления об актуальных дискуссиях в этой области;
• продемонстрировать умение применять полученные знания при исследовании конкретных проблем международных отношений.
Выполнение этих требований обеспечивается активным взаимодействием студентов и преподавателя в ходе изучения лекционного курса, семинарских занятий, консультаций и контроля над самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работой студентов.
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. Новизна курса состоит в попытке впервые в отечественной литературе комплексно проанализировать понятие «политическая коммуникация в мировой политике». Решение такой задачи связано с интенсивным характером исследований информационно-ком-муникационных процессов в современных международных отношениях.
2. Разделы курса
Курс состоит из 4 разделов.
Раздел 1. История политической коммуникации в мировой политике.
Раздел 2. Теории политической коммуникации в мировой политике.
Раздел 3. Субъекты политической коммуникации в международных отношениях.
Раздел 4. Формы политической коммуникации в мировой политике.
III. ТЕМЫ И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. История политической коммуникации в мировой
политике
Тема 1. Истоки политической коммуникации
Античный полис и политическая коммуникация. Роль информации в полисе. Средневековье: Западная Европа и Византийская
империя. Эпоха Просвещения. Общественный договор. Формирование публичной сферы в Великобритании. Ю. Хабермас и теория упадка публичной сферы в ХК—ХХ вв.
Тема 2. Информационное общество и трансформация сферы политической коммуникации в «электронную эру»
Концепции «глобального информационного общества» как развитие теории постиндустриализма: общая характеристика (Э. Тоф-флер, Н. Масуда, Дж. Нэйсбитт и др.). Роль информации и знания в концепции постиндустриального общества Д. Белла. Э. Тоффлер и его концепция «Третьей волны». Концепция «информационного общества» Н. Масуды. Процесс формирования информационного общества в концепции М. Кастельса. Информационное общество и СМИ. «Глобальная деревня» и развитие компьютерных технологий в концепции М. Маклюена. Виртуализация жизни как особенность культуры информационного общества.
Раздел 2. Теории политической коммуникации в мировой политике
Тема 3. Понятие, сущность и содержание политической
коммуникации
Междисциплинарный статус политической коммуникации. Проблема предметного позиционирования политической коммуникации. Основные понятия политической коммуникации: коммуникация, информация, политика, власть, политическая коммуникация. Базовые модели политической коммуникации (К. Шеннон и У. Уивер; Р. Якобсон; модель Г. Лассуэлла и ее расширенная модификация Р. Брэддока; циклическая модель У. Шрамма). Модель коммуникации Дж. Грюнинга. Информационно-коммуникационная концепция власти К. Дойча. Концепция средств коммуникации Н. Лумана. Типология политической коммуникации: вербальные, невербальные; вертикальные и горизонтальные; личностные, межличностные, групповые, внутригрупповые, массовые; формальные и неформальные.
Обратная связь в политической коммуникации. Процесс понимания в когнитивных теориях: понимание значения сообщений, намерений коммуникатора, причины их поведения.
Теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума.
Теория структурного баланса Ф. Хайдера: объяснение причины поведения людей в повседневной жизни. Ошибки атрибуции. Теория коммуникативных актов Т. Ньюкома.
Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Диссонанс между когнитивными элементами поведения. Пути преодоления диссонанса. Когнитивные теории в исследовании политических ситуаций.
Тема 4. Коммуникация как инструмент политического
воздействия
Формирование коммуникативных технологий в античности. Культура диалога у Сократа. Ораторское искусство. Демосфен. Аристотель. Цицерон. Методы коммуникационного воздействия в эпоху Средневековья и эпоху Возрождения. Христианское миссионерство как инструмент внешней политики (Византийская империя, европейская колониальная экспансия Нового и Новейшего времени). Методы коммуникационного воздействия в период Московского царства («Москва — третий Рим»), Петербургской империи («панславизм») и в советский период («мировое революционное движение»).
Современная политическая лингвистика (П.Б. Паршин, А.П. Чу-динов, А.Н. Баранов, Дж. Лакофф). Double bind's («двойная ловушка») в политической коммуникации. Политическая риторика в современной России. Речевые портреты российских президентов.
Тема 5. Семиотический подход к анализу политической
коммуникации
Семиотика как наука. Знаковая система Ч. Пирса. Семиотическая концепция Ч. Морриса. Семиотика невербальной коммуникации. Невербальное поведение политика: кинесика, такесика, проксемика, просодика. Семиотика цвета. Типология знаков политического дискурса. Методика исследования политического дискурса. Политическая символика.
Тема 6. Мифологическая и перформансная коммуникации
Политическая мифология. Мифологические технологии в политике. К. Юнг об архетипах. Архетипы и их роль в политике. Исторические мифы и национальная идентичность. Роль национальной идентичности в международных отношениях. Понятия «театр», «ритуал» и «перформанс». Политический перформанс. Г. Дебор об обществе политического спектакля. Театральность политического дискурса.
Тема 7. Убеждение как механизм политической коммуникации
Способы и средства воздействия на формирование мнения. Убеждение как способ воздействия. Техники убеждающей коммуникации: техники внимания, доверия, интерпретации и подкрепления. Спорные методы психологического влияния: внушение, подражание, заражение (Г. Лебон, С. Сигеле, В.М. Бехтерев). Законы подражания Ж. Тарда. Различия методов.
Д.С. Най и его концепция «мягкой силы» в современной мировой политике.
Сдерживание (deterrence) как форма косвенного применения силы в мировой политике. Убедительность угрозы как основная проблема теории сдерживания в период «холодной войны». Фактор информации в системе сдерживания. Проблема «красных линий» и адекватности сигналов в международном конфликте (А. Джордж, Р. Смоук). Теоретико-игровой подход в исследовании международных конфликтов (Т. Шеллинг, Дж. Нэш). Решение «дилеммы убедительности» по Т. Шеллингу. «Теория торга» П. Дизинга и Дж. Снайдера.
Раздел 3. Субъекты политической коммуникации в
международных отношениях
Тема 8. Политический лидер как субъект политической
коммуникации
Феномен лидерства. Концепции политического лидерства в контексте мировой и российской исторической традиции. Приобретенное и личное обаяние (Г. Лебон). Типология политического лидера (теории «героев» и теории «черт»; теории среды и теории обмена). Три типа лидерства М. Вебера. Политико-психологические типологии Г. Лассуэлла, Дж.Д. Барбера. Харизма. Харизматический лидер. Составляющие харизмы (модели С.И. Мокшанова и Е. Сидоренко). Имидж политического лидера.
Имидж и субъективный образ. Политический имидж как теоретический и практический феномен: от античности до современности. Структура и типология политических имиджей. Факторы, влияющие на восприятие имиджа. Инструментарий политического имиджа: позиционирование, манипулирование, мифологизация, эмоционализация, формат и вербализация. Р. Никсон и «игра в сумасшедшего» (1969).
Когнитивно-психологический подход и фактор лидерства в теории сдерживания. Дж. Кеннеди и Н.С.Хрущев в Карибском кризисе (1962). Система сдерживания как «двухценностная игра» политических лидеров (престиж vs выживание государства). Проблема рациональности акторов в теории сдерживания.
Тема 9. Государство как субъект политической коммуникации
Предпосылки становления глобального информационного общества. Программа «Электронная Европа» (2000). Окинавская Хартия глобального информационного общества (2000) и практика реализации основных ее положений. Политика Европейского
11 ВМУ, международные отношения и мировая политика, № 1
161
союза в формировании информационного общества. Концепция формирования информационного общества в России. Проблемы и перспективы интеграции России в мировое информационное общество.
Внешняя информационная политика РФ, США, ведущих европейских государств и Китая на современном этапе.
Раздел 4. Формы политической коммуникации в мировой
политике
Тема 10. Межличностная политическая коммуникация.
Переговоры как эффективный инструмент политической
коммуникации
Типологии и функции политических переговоров. Политические переговоры как искусство стратагем. Метод принципиального ведения переговоров. Национальный стиль как фактор политических переговоров. Манипулятивные технологии ведения переговоров. Паралингвистические и невербальные приемы манипуляции. Ложь как средство манипуляции. Виды психологических защит от манипуляции.
Саммиты периода «холодной войны» как модели межличностной коммуникации в мировой политике: от Женевы до Мальты (1955—1989).
Тема 11. Политическая пропаганда и политическая реклама
Сущность понятия «политическая пропаганда». Функции политической пропаганды. Виды и формы политической пропаганды. Анализ пропаганды Г. Лассуэлла. Приемы и методы пропагандистского воздействия. Фашистская пропаганда И. Геббельса. Внешнеполитическая пропаганда в период «холодной войны». Внешнеполитическая пропаганда СССР. Информационное агентство США (ЮСИА) и его роль во внешней политике.
Сущность понятия «политическая реклама». История политической рекламы. Функции политической рекламы. Виды и формы политической рекламы. Основные психологические концепции рекламы. Суггестивные техники в рекламе. Имидж и бренд в политической рекламе. Использование семиотики в политической рекламе.
Тема 12. Политический РИ
Сущность понятия «PR» в сфере политики. Соотношение понятий и функции: PR и реклама, PR и пропаганда.
Становление PR как области профессиональной деятельности на рубеже XIX и XX вв. (А. Ли, Э. Бернайз, Ж. Сегела, К. Роув, Д. Аксельрод и др.). Четыре этапа развития PR. PR в международных отношениях. Имидж России на международной арене.
Тема 13. Информационно-аналитическая работа как канал
политической коммуникации
Информационные службы органов власти. Информационные агентства. Новостные ленты. Ньюсмейкеры. Журналистский пул. Отделы аналитиков. Источники политической информации и базы данных в политической коммуникации. Особенности и принципы информационно-аналитической работы.
Тема 14. Коммуникация политических институтов
Понятие об «электронном правительстве». Коммуникация межгосударственных организаций и надгосударственных институтов. Пресс-службы и их роль в работе политических партий. Коммуникация неправительственных общественных организаций. Политические коммуникации в формирующемся гражданском обществе.
Тема 15. Интернет и формирование нового типа политических
коммуникаций
История создания интернета. Технологии интернета. Активность пользователя как уникальная характеристика интернета в ряду СМИ. Место и роль интернета в политике. Влияние новых информационных технологий на выборы. Живой журнал. Блогос-фера. Социальные сети. Работа с молодежью. Флэш-моб.
Тема 16. Международная информационная безопасность
и информационные войны
Проблема информационной безопасности. Концепция информационного общества в России. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Информационные войны: сущность, особенности, цели, технологии. Методы ведения информационных войн.
Теоретические основы информационного противоборства по Сунь-Цзы. Информационное противоборство и его виды (М. Ли-бик): борьба с системами управления, информационно-разведывательные операции, электронная борьба, информационно-психологическая борьба, экономическая информационная борьба, «кибернетическая» и «сетевая» борьба, «хакерская» борьба. Теории
«господства в средах» (А. Мэхэн, Дж. Дуэ) и их развитие применительно к информационному пространству. «Господство в средах» как ключевой элемент военно-политической стратегии администрации Б. Обамы. Концепция «информационного господства» и ее применение при подготовке операции «Буря в пустыне», агрессии НАТО в Югославии (1999), вторжении в Ирак (2003). Информационное противоборство и «хакерские атаки» в период грузино-югоосетинского конфликта (2008).
IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Внутрисеместровый контроль в виде информационно-аналитической справки или реферата по предложенному списку литературы. Итоговый контроль — экзамен, состоящий из двух вопросов.
V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (ОСНОВНАЯ)
1. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПБ., 2001.
2. Информационная политика: Учебник / Под общ. ред. В.Д. Попова. М., 2003.
3. Кашлев Ю., Галумов Э. Информация и PR в международных отношениях. М., 2003.
4. Политические коммуникация: Учеб. пособие / Под ред. А.И. Соловьева. М., 2004.
2. Рекомендуемая литература (дополнительная)
1. Анисимова Т.В. Психология политической коммуникации. СПб., 2004.
2. Аронсон Э., Праткинс А. Эпоха пропаганды: механизмы убеждения. М., 2002.
3. Барт Р. Мифологии. М., 1996.
4. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999.
5. БлондельЖ. Политическое лидерство. М., 1992.
6. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2006.
7. Борисов Б.Л. Технологии рекламы и ПР. М., 2000.
8. Бредемайер К. Искусство словесной атаки. М., 2005.
9. Василенко И.А. Политические переговоры. М., 2006.
10. Вебер М. Харизматическое господство // СОЦИС. 1988. № 5.
11. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и Public Relations. Программы-консультанты. М., 2005.
12. Войтасик Л. Психология политической пропаганды. М., 1981.
13. Гринберг Т.Э. Политические технологии. ПР и реклама. М., 2005.
14. Гуревич П.С. Социальная мифология. М., 1983.
15. Дебор. Г. Общество спектакля. М., 2000.
16. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М., 1997.
17. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. М., 1998.
18. Землянова Л.М. Современная американская коммуникати-вистика: теоретические концепции, проблемы, прогнозы. М., 1995.
19. Егорова-Гантман Е. Имидж лидера. Психологическое пособие для политиков. М., 1994.
20. Катлип С.М., Сентер А.Х., Брум Г.М. Паблик рилейшенз. Теория и практика. М.. 2000.
21. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2000.
22. Кассирер Э. Опыт о человеке. М, 1998.
23. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика. Общество. Культура. М., 200.
24. Кольев. А.Н. Политическая мифология. М., 2003.
25. Лассуэлл Г. Коммуникативный процесс и его структура // Современные проблемы социальной коммуникации. СПб., 1996.
26. Маклюен М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М., 2003.
27. Ольшанский Д.В. Политический PR. М., 2003.
28. Най Д. Гибкая сила. Как добиться успеха в мировой политике. М., 2006.
29. Ньюсом Д., Терк Д.В.С., Крукеберг Д. Все о ПР. Теория и практика паблик рилейшнз. М., 2001.
30. Панарин И.Н. Информационная война и дипломатия. М., 2004.
31. Политическая имиджелогия. М., 2006.
32. Политическая коммуникация в постсоветской России: проблемы формирования и парадигмы развития. М., 2003.
33. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии XX века. М., 2003.
34. Психология и психоанализ власти. Самара, 1999.
34. Пушкарева Г.В. Политический менеджмент. М., 2002.
35. Скуленко М.И. История политической пропаганды. Киев, 1990.
36. Соловьев А.И. Политология. Политическая теория. Политические технологии. М., 2008.
37. Сунь Цзы. Искусство войны. М., 2002.
38. Сухотерин Л., Юдинцев И. Информационная работа в государственном аппарате. М., 2007.
39. Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999.
40. Туронок С. Интернет и политический процесс // Общественные науки и современность. 2001. № 2.
41. УилхемД. Коммуникация и власть. СПб., 1993.
42. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М, 2004.
43. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. М., 1990.
44. Фурсенко А., Нафтали Т. Адская игра (секретная история Карибского кризиса 1958—1964). М., 1999.
45. Чудинов А.П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации. Екатеринбург, 2003.
46. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью. Теория и практика. М., 2004.
47. Шварценберг Р.Ж. Политическая социология: В 3 ч. Ч. 1. М., 1992.
48. Шеллинг Т. Стратегия конфликта. М., 2007.
49. Эллюль Ж. Политическая иллюзия. М., 2007.
50. Luttwak E.N. The Grand Strategy of the Byzantine Empire. Harvard: Harvard University Press, 2009.
51. Morgan P.M. Deterrence Now. Cambridge: Cambridge University Press, 2003.
52. Snyder G., Diesing P. Conflict among Nations. Bargaining, Decision Making and System Structure in International Crisis. Princeton: Princeton University Press, 1977.