Научная статья на тему 'Развитие социальной сущности информационно-коммуникационного пространства в новейшее время'

Развитие социальной сущности информационно-коммуникационного пространства в новейшее время Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
156
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЭТИКА / GLOBALIZATION / INFORMATION / COMMUNICATION / INFORMATION SOCIETY / INFORMATION SPACE / ETHICS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Невоструева Антонина Федоровна

В статье анализируются темы социального смысла, имеющие отношение к проблеме формирования информационно-коммуникационного пространства в XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines themes of social meaning referred to the issue of forming the information and communication space from the point of view of historical development of human civilization in the 20 th century.

Текст научной работы на тему «Развитие социальной сущности информационно-коммуникационного пространства в новейшее время»

Антонина НЕВОСТРУЕВА

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СУЩНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

В статье анализируются темы социального смысла, имеющие отношение к проблеме формирования информационнокоммуникационного пространства в XX в.

The article examines themes of social meaning referred to the issue of forming the information and communication space from the point of view of historical development of human civilization in the 20th century.

Ключевые слова:

глобализация, информация, коммуникация, информационное общество, информационное пространство, этика, нравственность, социальная справедливость, пропаганда, общественное мнение; globalization, information, communication, information society, information space, ethics, morality, social justice, propaganda, public opinion.

НЕВОСТРУЕВА

Антонина

Федоровна —

к.соц.н., доцент

кафедры

иностранного

языка и связей с

общественностью

Пермского

национального

исследовательского

политехнического

университета

nik772@yandex.ru

Вначале XX в. особое место в формировании общественного мнения отводилось средствам массовой информации, прежде всего печати, способной создавать и представлять господ -ствующее мнение. В 1920 -х—1930-х гг. эти представления получили научное обоснование в работах Б. Берельсона, Ф. Знанецкого, Т. Кенига, Ч. Кули, П. Лазарсфельда, Г. Лассуэлла, У. Липпмана, Ф. Теннеса и др. В эти годы зарождается стремление осознать влия -ние идеологических концепций на массовое сознание, идет поиск новых каналов целенаправленного воздействия на общественность. Появляются методики социологических опросов (пришедших на смену эпохе «соломенных опросов»), первых организационных структур будущего влиятельного интегрированного социального института — связей с общественностью (паблик рилейшнз).

Можно полагать, что в период 20 -х—40 -х гг. XX в. модернизм как особое состояние в сфере художественного сознания проникает в социальные науки. Для него был характерен переход от общих теорий и представлений об обществе и его функционировании к многоотраслевому исследованию на основе методик, составивших базу будущей прикладной социологии. У исследователей инфор -мационного пространства появляется новый инструментарий, позволивший проводить измерение уровня напряженности ком -муникаций: контент- анализ, монографический метод, панель -ные исследования, анализ «малых» и «референтных» групп и т.д. Завершением перехода к модернизму в научном дискурсе стано -вится появление в науке теорий «среднего уровня», находившихся между «малыми рабочими гипотезами и обобщенными концепту альными схемами»1.

В то же время новая ситуация в информационнокоммуникационном пространстве, вне всякого сомнения, была инспирирована глобальным переломом — системным кризисом классического империализма, поставившим экономическую, финансовую и политическую сферы капиталистического мира на грань выживания. Самым неблагоприятным образом кризис ска -зался на социальном положении большей части населения этих государств: его последствиями стали беспрецедентный рост без -

1 Merton R.K. On Sociological Theories of the Middle Range // On Theoretical Sociology. Five Essays. Old and New. — N. - I. : Free Press, L. : Macmillan, 1967.

работицы, инфляция, вызвавшие рез -кое снижение жизненного уровня людей. Вместе с тем кризис стал причиной фор -мирования тоталитарных государственных систем управления в СССР и Германии. Причем в СССР произошло свертыва -ние принципов нэпа и переход к насиль -ственной коллективизации, что явилось результатом прямого влияния мирового кризиса.

Мировое сообщество постепенно вхо -дило в период становления нового типа развития, основанного на принципах го сударственного регулирования. Только усилия всего государственного механизма власти могли преодолеть последствия эко номического краха, не допустить соци ального взрыва. Степень эффективности и особенности государственного вмеша тельства определялись национальным своеобразием предшествующего истори ческого развития каждой из стран. Можно говорить о 4 основных моделях государ -ственного регулирования: американской, шведской, германской и советской. Наиболее результативной была американ -ская модель, реализация которой прохо -дила в рамках знаменитого «нового курса» президента Ф. Рузвельта.

Отметим, что, ограничив притязания крупнейших монополий внутри страны, поставив их под контроль государства, администрация Ф. Рузвельта предоста -вила им полную свободу действий за пре делами государства, оказывая поддержку всей военной мощью страны. С середины 30 -х гг. начинается активное проникнове -ние монополий США на мировой рынок, создание мощных транснациональных корпораций. Есть все основания полагать, что именно с этого периода началось скла -дывание нового мирового центра капи тализма в США, который утверждается к концу Второй мировой войны.

Время и социальная напряженность потребовали иных подходов к ведению бизнеса. Поворот к социальным проблемам развития общества в условиях государственного регулирования при водит к созданию таких направлений в информационно коммуникационном пространстве, как разработка новых кор поративных правил деятельности пред приятий и организаций путем исследо ваний в области трудовых отношений, а также создание первых концепций соци альной ответственности бизнеса. В США

зарождается иная идеология маркетинга — «человеческие отношения» на основе создаваемой индустриальной социоло гии (Э. Мэйо, К. Левин, П. Друкер, Л. и Ф. Гильберты, У. Уайт). На 1- е место выдвигается задача формирования ком муникации нового типа — сотрудниче -ства. Создание на крупных предприятиях системы социальных гарантий (страховка, питание, отдых и др.) призвано было не только создавать условия для повышения производительности труда, но и дать адек ватный ответ на то, как решались социаль ные проблемы в Советском Союзе. Данные обстоятельства постепенно формировали новое экономическое коммуникационное пространство, в котором важнейшая роль отводилась «человеческому фактору» и «коллективному характеру труда»1.

Осознание новых технических возмож ностей коммуникации привело к понима нию информации как важного средства формирования сути самой коммуникации. Позже, в 40 - х гг., на основе принципов пропаганды формируется теоретическая модель коммуникации, содержание кото рой определялось формулой Г. Лассуэлла: Кто? Что говорит? По какому каналу? Кому? С каким эффектом? Функции ком муникации в этой модели определялись как наблюдение, или надзор, за окружаю щей обстановкой, обеспечение взаимо связи между частями общества в соответ ствии с изменениями среды, а также пере дача социального наследия или опыта от одного поколения к другому2.

Итоги Второй мировой войны корен -ным образом изменили информационно коммуникационное пространство. Попытка сформировать новый облик мирового сообщества путем образования ООН, других международных организа ций была наглухо заблокирована начав шейся «холодной войной» между двумя политическими системами. С обеих сторон были приняты беспрецедентные меры в сфере общественного сознания — началась открытая идеологическая война, главным содержанием которой стано -вится создание «образа врага». Любые

1 Друкер П. Задачи менеджмента в XX веке. — М. : Вильямс, 2003, с. 15.

2 Лассуэлл Г. Структура и функции коммуни -кации в обществе // М.М. Назаров. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. — М. : Эдиториал УРСС, 2002, с. 131.

попытки отдельных ученых, полити ков, государственных деятелей выразить новый аргументированный взгляд на изменившийся мир влекли карательные меры со стороны государственных струк тур. Достаточно вспомнить о создании в Соединенных Штатах Комиссии по рас следованию антиамериканской деятель ности палаты представителей Конгресса США (КРАД), постоянного подкомитета по расследованиям Комиссии сената по правительственным операциям (комис сия Дж. Маккарти), подкомитета вну тренней безопасности сената и др. Создается федеральная система проверки лояльности государственных чиновников и служащих, формируется список «под рывных организаций». В результате уже к 1947 г. число американцев, восприни -мавших Советский Союз как «агрессора», возросло до 66%!. Одним из обязательных условий плана Маршалла о предоставле -нии финансовой помощи странам после военной Западной Европы являлось удаление из правительственных струк тур представителей коммунистических и других левых партий. Таким образом, к середине XX в. мировое информационно -коммуникационное пространство оказа лось заложником тотального политиче ского и экономического противостояния двух сверхдержав, а его стратегическим содержанием стало идеологическое и пропагандистское обеспечение этого противостояния.

Новым шансом изменения будущего развития человечества в глобальном про странстве становится рубеж 1950 - х—60 - х гг. Начинается вторая научно техническая революция, связанная с использованием атомной энергии и результатов науч ных открытий в области физики, химии, математики, кибернетики. Человечеству открылась дорога в космическое про странство. Шаги советского руководства в международной политике по нормали зации отношений с США и западноев ропейскими государствами приводят к разрушению «железного занавеса» между Западом и Востоком.

Первые результаты политики мирного сосуществования двух систем вызвали надежду на лучшие времена, несмотря на достаточно острые эпизоды в их взаимо

1 Уткин А. Мировая холодная война. — М. : ЭКСМО, 2005, с. 234.

отношениях (например, Карибский кри -зис 1962 г.). Начинается процесс разруше -ния стереотипов прошедших десятилетий, навязанных открытой противоборствую щей пропагандой двух систем — капита -лизма и социализма.

Все эти обстоятельства оказали благо приятное влияние на развитие социаль ной сферы, связанной с удовлетворением возрастающих духовных и информацион ных потребностей человека. В структуре коммуникационной системы появляется такое новое средство, как телевидение. На его основе создается мощный блок теле -коммуникаций, охвативший практически весь мир. Тележурналистика приобретает статус самостоятельного жанра в инфор -мационном пространстве.

Послевоенное развитие западных государств на основе принципов государствен ного регулирования, переход к новым приемам рационального производства формирует популярную в 1950 -х—70 -х гг. социологическую концепцию общества потребления, отражающую реальные успехи этого периода в социальной сфере и принципиально иное отношение к жизни. «Социальные структуры уступают место информационным и коммуника ционным структурам. А на место идеоло -гий... приходит реклама, предлагающая внелогические системы опознавательных знаков»2. На наш взгляд, яркое определе -ние всех этих процессов дал Ж. Бодрийяр: «Люди в обществе изобилия окружены не столько, как это было во все времена, другими людьми, сколько объектами потребления. Их повседневное общение состоит не в общении с себе подобными, а в получении, в соответствии с растущей статистической кривой, благ и посланий и в манипуляции с ними.»3

В информационно коммуникационном пространстве широкое распространение получила реклама и формирующийся новый социальный институт — связи с общественностью. Причем в содержании коммуникации осознавалась необходи мость перехода к новой «двухсторонней» модели, при которой власть, коммерче ский сектор, гражданские организации и общественность выступали бы равноправ ными партнерами. В ходе такой комму

2 Радаев В.В. Социология потребления: основные подходы // Социс, 2004, № 4, с. 18.

3 Бодрийяр Ж. Общество потребления. — М. : Республика, 2006, с. 5.

никации устанавливается ситуация «ком плицитности» (причастности), способно сти «демонстрировать свою деятельность вокруг общественности и работать так, чтобы эту деятельность не только узна вали, но и принимали»1.

Перемены в мире в 1970 -х—80 -х гг. сви -детельствовали о новом качестве развития общества, где на первый план выходят социальные вопросы существования чело -века и их главный показатель — качество жизни. На смену модели государствен -ного регулирования приходит плодотворная идея социального государства как общества, в котором создаются объектив ные условия для всестороннего развития человека. По нашему мнению, изменению социальных ориентиров способствовали 3 фактора.

Во первых, произошла глубинная транс формация экономической основы разви тия общества. На смену традиционным отраслям производства (добывающим, обрабатывающим) приходят отрасли, отражающие новый этап НТР при главен ствующей роли направлений, связанных с получением, переработкой и распростра нением информации.

Во вторых, динамизм и противоре чия XX в. привели к тому, что принципы синергетики (Р.Б. Фулер, Г. Хакен и И. Пригожин) с 70 х гг. стали применяться не только в технических, но и в социаль ных науках. Нестабильность и динамизм потребовали иного отношения людей к жизненным условиям, ломки стереотипов поведения, готовности к быстрой смене ситуаций и способности перестроиться в соответствии с ними.

1 Бодуан Ж. П. Управление имиджем компа нии. Паблик рилейшнз: предмет и мастерство. — М. : Инфра- М, 2001, с. 117.

В третьих, к концу века прежняя уста новка на непримиримое противостояние частной и государственной форм соб ственности сменяется взвешенным под ходом к вопросу об их сосуществовании в рамках единого экономического простран ства. Теория конвергенции (Д. Гэлбрейт, Э. Тоффлер, Г. Майснер) становится попу -лярной и привлекает внимание возмож ностью ведения цивилизованного диалога между двумя системами.

Распад СССР в 1991 г. первоначально вызвал в западном мире экзальтированное ликование, которое очень быстро сме нилось острой тревогой за будущее всего мирового сообщества. Эпатажно прозву чало заявление о «конце истории»2, и этот вывод, несмотря на первоначальную жест кую критику, становится сегодня одним из основных в общественной мысли Запада3. Наступил период новых реалий, анализ которых является чрезвычайно актуаль ным для современности.

2 Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы фило -софии, 1990, № 3.

3 См.: Бауман З. Индивидуализированное обще -ство. — М. : Логос, 2005; Бьюкенен П.Дж. Смерть Запада. — М. : АСТ, 2004; Валлерстайн Э. Конец знакомого мира. Социология XX века. — М. : Логос, 2004; Гэлбрейт Дж. Экономика невинного обмана. — М. : Европа, 2009; Друкер П. Эпоха раз -рыва: ориентиры для нашего меняющегося обще -ства. — М. : Вильямс, 2007; Ергин Д., Густафсон Т. Россия: Двадцать лет спустя. Четыре сценария. — М. : Международные отношения, 1995; Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. Открытое обще ство в опасности. - М. : ИНФРА-М, 1999; Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии. — М. : Научный мир, 1998; Шеффер Ж- М. Конец человеческой исключительности. — М. : Новое литературное обозрение, 2010; Штомпка П. Социология социальных изме -нений. — М. : Аспект- Пресс, 1996, и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.