Научная статья на тему 'Информационное противодействие идеологии терроризма и экстремизма в студенческой среде'

Информационное противодействие идеологии терроризма и экстремизма в студенческой среде Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экстремизм / терроризм / идеология / профилактика / информационное противодействие / студенческая среда / сфера образования / extremism / terrorism / ideology / prevention / information counteraction / student environment / education

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Т В. Прокофьева

В статье рассматривается проблема распространения идеологии терроризма и экстремизма среди молодежи, анализируются организационно-правовые основы, а также основные направления и формы информационного противодействия радикальной идеологии в студенческой среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Т В. Прокофьева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information Сounteraction to the Ideology of Terrorism and Extremism in the Student Environment

The article examines the problem of spreading the ideology of terrorism and extremism among young people, analyzes the organizational and legal foundations, as well as the main directions and forms of information counteraction to radical ideology among students.

Текст научной работы на тему «Информационное противодействие идеологии терроризма и экстремизма в студенческой среде»

Научная статья УДК 343

Информационное противодействие идеологии терроризма и экстремизма в студенческой среде

Т. В. Прокофьева

Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия [email protected]

Аннотация.

Ключевые слова: Для цитирования:

В статье рассматривается проблема распространения идеологии терроризма и экстремизма среди молодежи, анализируются организационно-правовые основы, а также основные направления и формы информационного противодействия радикальной идеологии в студенческой среде.

экстремизм, терроризм, идеология, профилактика, информационное противодействие, студенческая среда, сфера образования

Прокофьева Т. В. Информационное противодействие идеологии терроризма и экстремизма в студенческой среде // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024. Вып. 4 (853). С. 111-116.

Original article

Information ^untera^on to the Ideology of Terrorism and Extremism in the Student Environment

Tatyana V. Prokofieva

Moscow State Linguistic University, Moscow, Russia [email protected]

Abstract. The article examines the problem of spreading the ideology of terrorism and extremism among young

people, analyzes the organizational and legal foundations, as well as the main directions and forms of information counteraction to radical ideology among students.

Keywords: extremism, terrorism, ideology, prevention, information counteraction, student environment,

education

For citation: Prokofieva, T. V. (2024). Information counteraction to the ideology of terrorism and extremism in the

student environment. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Education and Teaching, 4(853), C. 111-116. (In Russ.)

ВВЕДЕНИЕ

Экстремизм и терроризм в современных социально-политических условиях представляет одну из значимых угроз современному российскому обществу, воздействуя на различные аспекты жизни, включая политическую стабильность, социальную сплоченность, безопасность, права и свободы личности. Эффективность борьбы с этим опасным явлением во многом зависит от уровня противодействия его идеологической основе, которая является мощным инструментом привлечения новых приверженцев из числа представителей определенных социальных слоев населения, прежде всего молодежи. Именно идеология, представляя собой базисный признак экстремизма и терроризма, обеспечивает дальнейшее воспроизводство деятельности формирований радикалов.

ПРОБЛЕМА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Практика свидетельствует, что каждое третье преступление экстремистской направленности совершается посредством Интернета1. Ее потенциал активно используется злоумышленниками для пропаганды радикальной идеологии и вербовки новых членов2.

Но самая главная опасность использования радикалами Интернета заключается в возможности охвата обширной аудитории и вовлечения в деструктивную деятельность молодых людей, являющихся с точки зрения распространения идеологии терроризма и экстремизма наиболее уязвимой социальной группой.

Специалисты объясняют восприимчивость молодого поколения к радикальным идеям целым рядом факторов, в числе которых основное место занимают психологические особенности лиц молодого возраста [Авакьян и др., 2023].

Молодые люди находятся в острой фазе формирования идентичности. Они часто идеалистичны и стремятся найти «свое» дело, утвердить собственные убеждения, ценности и самоощущение. Экстремисты могут использовать этот идеализм,

1В России каждое третье преступление экстремистской направленности совершается через Интернет. URL: https://www.1tv.ru/ news/2024-04-24/475494-v_rossii_kazhdoe_tretie_prestuplenie_ ekstremistskoy_napravlennostLsovershaetsya_cherezJntemet?ysdid=lz d3hus8cf273169280 (дата обращения: 10.07.2024).

2Роскомнадзором в 2023 году заблокировано более 50 тыс. материалов экстремисткой направленности, а также более 70 тыс. -из-за публикаций фейков о Специальной военной операции. URL: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2024/01/26/1016847-roskomnadzor-zablokiroval-bolee-558-000-saitov?from=read_also=3 (дата обращения: 10.07.2024).

представляя свои взгляды как морально оправданные, поскольку речь идет об устранении кажущейся несправедливости.

Поиск идентичности осуществляется на фоне возрастной эмоциональной неустойчивости, что объясняет зачастую низкий уровень критичности к идеологии экстремизма и терроризма. Кроме того, влияние имеет и ряд внешних факторов, в числе которых социальная и материальная незащищенность молодых людей, проблемы с поиском работы и достойной заработной платы. Эти факторы сильнее всего «бьют» по молодому поколению, вызывая у молодых людей ощущение бесправия и беспомощности. Это активно используется злоумышленниками, обещающими изменение их жизненной ситуации, расширение экономических и социальных возможностей за счет радикальных перемен.

В Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года указывается, что «специальные службы и организации отдельных государств наращивают информационно-психологическое воздействие на население России, прежде всего на молодежь, в целях размывания традиционных российских духовно-нравственных ценностей, дестабилизации внутриполитической и социальной обстановки»3.

В этой связи вполне закономерно, что на государственном уровне компетентным органам четко поставлены задачи предупреждения экстремистских и иных преступных проявлений, прежде всего среди молодежи4.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Представляется, что по количеству применяемых направлений и форм, охвату предполагаемой аудитории с максимальной эффективностью информационное противодействие идеологии терроризма и экстремизма может быть реализовано в образовательной среде, где основное внимание при реализации профилактических информационных мероприятий сосредоточен на наиболее социально активной группе молодежи - студентах.

3Указ Президента РФ от 29 мая 2020 г. № 344 «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» // КонсультантПлюс.

4См., подр.: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400); Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утв. Указом Президента РФ от 29 мая 2020 г. № 344), Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2024 - 2028 годы (утв. Президентом РФ 30 декабря 2023 г. № Пр-2610) // КонсультантПлюс.

Федеральные государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, подведомственные Минобрнауки России, обладают уникальными возможностями и ресурсной базой для профилактики экстремизма в студенческой среде.

В качестве структуры, координирующей вопросы методического обеспечения профилактики терроризма и экстремизма в системе образования, выступает Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и Интернете (НЦПТИ)1.

Реализацией проектов по профилактике экстремизма в сфере образования занимается Центр профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях Российской Федерации2.

Организация межведомственного взаимодействия в указанной сфере осуществляется в рамках деятельности Координационного совета Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по вопросам повышения эффективности формирования у молодежи гражданской позиции, противодействия идеологии терроризма и экстремизма3.

Также Минобрнауки России завершается работа по созданию в регионах Координационных центров по вопросам формирования у молодежи активной гражданской позиции, предупреждения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, противодействия идеологии терроризма и профилактики экстремизма4. Такие центры открыты практически во всех субъектах страны5.

Специалистами выработаны различные подходы и модели профилактики экстремизма и иных форм радикальных проявлений [Зорькина, 2020; Применение информационных технологий... 2021].

Анализ содержания существующих направлений профилактики радикализма показывает, что основой для всех существующих ее видов выступает информационное противодействие.

1 Создан в 2012 году. СМИ «Веб-сайт НЦПТИ». URL: https://ncpti. su/o-czentre/?ysdid=lzhfwfua972715584

2Центр профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях Российской Федерации: официальный сайт. URL: httpsy/центрпрофилактики.рф

3Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 25 апреля 2019 г. № 247 «Об организации работы в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации по обеспечению условий для формирования у молодежи гражданской позиции, противодействия идеологии терроризма и экстремизма» // Гарант.

4Далее также - координационные центры.

Министерство науки и высшего образования Российской Федера-

ции: официальный сайт. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/

news/novosti-ministerstva/76513/?sphrase_id=8221200

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Ключевым направлением, так называемой платформой, информационного противодействия радикальной идеологии в студенческой среде является формирование гражданской идентичности личности.

В соответствии со Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года одной из приоритетных задач является формирование «на всех этапах образовательного процесса общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности»6.

При этом под общероссийской гражданской идентичностью понимается осознание гражданами нашего государства принадлежности к своему государству, народу, обществу, ответственности за судьбу страны, необходимости соблюдения гражданских прав и обязанностей, а также приверженность базовым ценностям российского общества7.

Гражданская идентичность помогает студентам развить чувство принадлежности к России, вовлеченности как в общество в целом, так и в свои микросообщества (семья, друзья, студенческий коллектив и т. п.), что делает их менее восприимчивыми и устойчивыми к воздействию радикальной идеологии.

Следующее значимое направление информационной работы заключается в разъяснении деструктивной сущности идеологии терроризма и экстремизма и последующее формирование на этой основе нетерпимости к любым формам экстремистских проявлений. В рамках этой работы важно осуществлять информирование молодых людей о видах ответственности за совершение противоправных деяний экстремистской и террористической направленности.

В этой связи не менее важным элементом информационного противодействия радикальной идеологии является формирование у молодых людей медиа и цифровой грамотности8, критиче-

6См.: подпункт «д» пункта 21 Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 // КонсультантПлюс.

7См.: подпункт «г» пункта 4.2. Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 // КонсультантПлюс.

8Медиаграмотность сосредоточена на обучении критическому потреблению медиа. Цифровая грамотность более сфокусирована на том, чтобы вовлекать людей в безопасное и этичное использование цифровых медиа. URL: https://files.runet-id.com/2015/csf/ presentations/12feb.csf15-3-2--grebennikov.pdf

ского мышления для того, чтобы студенты в больших информационных потоках могли отличать достоверную информацию от экстремистской пропаганды.

Проведенные исследования позволяют утверждать, что современное киберпространство является для экстремистских и террористических формирований инструментом пропаганды преступной идеологии за счет широкого охвата аудитории, скорости распространения данных и сохранении анонимности [Атагимова, Рыбакова, 2022]. Поэтому крайне важно научить студентов распознавать манипуляции с целью вовлечения в противоправную деятельность и пропаганду радикальных идей. Важным моментом, о котором необходимо информировать молодых людей в процессе формирования коммуникативной цифровой культуры, является недопущение совершения противоправных действий как со своей стороны, так и в отношении себя со стороны других участников коммуникации. С этой целью необходимо разъяснять студентам алгоритм поведения в случае оказания на них информационного деструктивного воздействия (оскорбительных высказываний, шантажа, преследования), «вербовки» со стороны экстремистских организаций и формирований. В данной ситуации важно довести до молодых людей информацию о необходимости фиксации поступивших сообщений на любой носитель и немедленного сообщения об этом руководству структурного подразделения (института, факультета) образовательной организации и в правоохранительные органы.

Эффективность реализации перечисленных направлений во многом зависит от используемых в образовательных организациях форм работы со студентами в рамках информационного противодействия идеологии экстремизма и терроризма. В числе наиболее успешных и актуальных форматов мероприятий (как в очной, так и дистанционной форме), опыт проведения которых доказал свою эффективность, следует выделить: лекции и семинары, хакатоны, тематические викторины (квизы), тренинги, научно-практические форумы, дискуссионные площадки, онлайн - курсы, мониторинг в Интернете социально опасных явлений, фестивали социального медиаконтента.

Как показывает практика, наиболее продуктивно указанные мероприятия проводятся при организации и поддержке, в том числе при всестороннем информационно-методическом обеспечении со стороны таких субъектов профилактики, как: региональные координационные центры; Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму

в образовательной среде и Интернете; Центр профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях Российской Федерации [Авакьян и др., 2023; Сборник сценариев... 2023].

В числе принципов профилактической работы по проблематике противодействия экстремизму и терроризму среди молодежи специалистами выделяются: системность, комплексность, адресность, региональность, интегрированность личности [Авакьян и др., 2023, с.16]. Представляется необходимым включить в эту систему принципов еще и принцип обратной связи, поскольку в процессе организации и проведения таких мероприятий важно получать реакцию (информационную, поведенческую) от участников, чтобы, во-первых, оценить, насколько точно и полно была доведена информация, и при необходимости внести коррективы в ее содержание или формат мероприятия; во-вторых, выявить учащихся, проявляющих признаки радикализации. Это может обеспечить раннее вмешательство, психологическую поддержку и предупреждение дальнейшего вовлечения студентов в противоправную деятельность.

В целях эффективной реализации принципа системности целесообразно обратить внимание на такую его составляющую, как регулярность, достижение которой возможно путем использования традиционных форматов занятий (лекции и семинары), особенно в рамках преподавания специальных учебных дисциплин по теме противодействия терроризму и экстремизму.

Комплексный подход к реализации всех вышеупомянутых форматов мероприятий предполагает привлечение к их проведению (в качестве консультантов или спикеров) представителей компетентных органов.

Реализацию принципа интегрированности личности целесообразно рассмотреть с точки зрения вовлечения в информационную работу членов студенческих научных обществ (СНО) образовательных организаций. Обсуждение проблем противодействия идеологии терроризма и экстремизма в рамках деятельности СНО, безусловно, не может охватить всех студентов. Как правило, это обучающиеся юридического направления подготовки. Вместе с тем в адресную группу попадают молодые люди с лидерскими качествами, обладающие хорошей подготовкой, способностью убедительно формулировать свои мысли и взаимодействовать с аудиторией, что играет важную роль в проведении ими в дальнейшем профилактической работы среди сверстников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Информационное противодействие идеологии терроризма и экстремизма в студенческой среде представляет собой деятельность образовательных организаций высшего образования во взаимодействии с иными профильными компетентными органами, направленную на формирование у молодых людей устойчивого неприятия радикальной идеологии с целью профилактики их вовлечения в деятельность экстремистских и террористических формирований.

2. Рассмотренное направление противодействия должно реализовываться на основе действующей нормативно-правовой базы в соответствии с принципами системности, комплексности, адресности, региональности, получения обратной коммуникационной связи, а также вовлечения студентов в процесс информационного противодействия.

3. В числе приоритетных направлений информационного противодействия идеологии терроризма и экстремизма в студенческой среде следует выделить: формирование гражданской идентичности, разъяснение деструктивной сущности идеологии терроризма и экстремизма; информирование об ответственности за совершение противоправных деяний террористической и экстремисткой направленности, развитие медиа и цифровой грамотности, выработку критического мышления, разъяснение алгоритма поведения в случае информационного деструктивного воздействия и «вербовки» со стороны экстремистских и террористических формирований, привлечение студентов к работе по профилактике экстремизма.

При этом форматы осуществления работы по информационному противодействию целесообразно определять с учетом особенностей современного восприятия информации студенческой молодежью, а также в соответствии с рекомендациями компетентных органов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Авакьян М. В. [и др.]. Методические рекомендации по профилактике распространения идеологии терроризма и экстремизма: учебное электронное издание / М. В. Авакьян, М. А. Болвачев, Т. С. Волчецкая, Е. В. Осипова. Калининград: Издательство Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта, 2023.

2. Зорькина А. А. Противодействие экстремизму в студенческой среде: актуальные проблемы и пути решения // Образование и право. 2020. № 9. С. 445-448.

3. Применение информационных технологий в профилактике экстремизма в молодежной среде: учебно-методическое пособие / под общ. ред. В. Л. Назарова. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2021.

4. Атагимова Э. И., Рыбакова О. С. Информационная грамотность молодежи в системе мер противодействия идеологии терроризма и экстремизма в цифровом информационном пространстве // Мониторинг правоприменения. 2022. № 3 (44). С. 29-37.

5. Сборник сценариев II профилактических мероприятий: учебно-методическое пособие / С. В. Венцель и др. Ростов-на-Дону: НЦПТИ, 2023. URL: https://ncpti.su/wp-content/uploads/2024/02/sbornik_sczenariev_ii_ profiLakticheskih_merporiyatij_2023_god.pdf?yscLid=LzL32f0qyo239529064.

REFERENCES

1. Avakian, M. V., Bolvachev, M. A., Volchetskaya, T. S., Osipova, E. V. (2023). Metodicheskie rekomendacii po profiLak-tike rasprostraneniya ideologii terrorizma i ekstremizma = Methodological recommendations for the prevention of the spread of the ideology of terrorism and extremism: educational electronic edition. Kaliningrad: Publishing House of the Baltic Federal University named after Immanuel Kant. (In Russ.)

2. Zorkina, A. A. (2020). Countering extremism in the student environment: current problems and solutions. Education and Law, 9, 445-448. (In Russ.)

3. Nazarov, V. L. (Ed.). (2021). Primenenie informacionnyh tekhnologij v profilaktike ekstremizma v molodezhnoj srede = The use of information technologies in the prevention of extremism among youth: an educational and methodological guide. Yekaterinburg: Ural University Press. (In Russ.)

4. Atagimova, E. I., Rybakova O. S. (2022). Information literacy of youth in the system of measures to counter the ideology of terrorism and extremism in the digital information space. Monitoring of law enforcement, 3(44), 29-37. (In Russ.)

5. Wenzel, S. V. et al. (2023). Sbornik scenariev II profiLakticheskih meropriyatij = Collection of scenarios of II preventive measures: an educational and methodological guide. Rostov-on-Don: NCPTI. https://ncpti.su/ wp-content/uploads/2024/02/sbornik_sczenariev_ii_profilakticheskih_merporiyatij_2023_god.pdf?ysclid=l-zl32f0qyo239529064. (In Russ.)

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Прокофьева Татьяна Вячеславовна

кандидат юридических наук, доцент

доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин

Института международного права и правосудия

Московского государственного лингвистического университета

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Prokofieva Tatyana Vyacheslavovna

PhD (Law), Associate Professor Associate Professor, Department of Criminal Institute of International Law and Justice Moscow State Linguistic University

Статья поступила в редакцию одобрена после рецензирования принята к публикации

aw Disciplines

10.09.2024 10.10.2024 20.10.2024

The article was submitted approved after reviewing accepted for publication

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.