Научная статья на тему 'Информационное противоборство в зеркале политической медиаметрии'

Информационное противоборство в зеркале политической медиаметрии Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
383
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИВОБОРСТВО / ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЕДИАМЕТРИЯ / ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ / ИМИДЖ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛИДЕРА / INFORMATION CONFRONTATION / POLITICAL MEDIAMETRIE / FOREIGN MEDIA / STATE LEADERS' IMAGE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Антоненкова Анастасия Сергеевна, Корконосенко Сергей Григорьевич

В статье на теоретическом уровне рассматриваются адекватное понимание и определение информационного противоборства во внешней политике. На методическом уровне раскрывается содержание системы политической медиаметрии, разработанной российскими исследователями и применяемой для слежения за состоянием информационного противоборства. На эмпирическом уровне представлены опыты медиаметрического анализа публикаций зарубежных СМИ о России и ее государственных лидерах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information confrontation in the mirror of political mediametrie

At the theoretical level, the article considers the adequate understanding and definition of information confrontation in foreign policy. At the methodological level, the essence and arrangement of the political mediametrie system which was developed by Russian researchers and used for monitoring the state of information confrontation is revealed. At the empirical level, the experience on analyzing foreign media publications on Russia and its top leaders is presented.

Текст научной работы на тему «Информационное противоборство в зеркале политической медиаметрии»

А.С. АНТОНЕНКОВА аспирант Санкт-Петербургского государственного университета'

С.Г. КОРКОНОСЕНКО доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой теории журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета'

Информационное противоборство в зеркале политической медиаметрии

В динамичном поле политического анализа информации и медиа понимание феномена информационного противоборства тесно сопряжено (а иногда эквивалентно) с интерпретацией и трактовкой понятия «информационная война». Многомерность и всепроникающий характер информационных войн затрудняют сведение их характеристик в общепринятое понятие, которое отражало бы все аспекты противостояния между субъектами с целью достижения превосходства над противником путем манипуляций с информацией и общественным сознанием. В связи с этим происходит расщепление понятия «информационная война» на несколько близких по существу, но разных явлений, а также исчезает его дифференциации по сферам применения. С одной стороны, понятие тщательно разрабатывается в военной сфере применительно к задачам нарушения управления боевыми действиями и т. п.1.

С другой стороны, оно активно применяется журналистами, экспертами по массмедиа и политическими публицистами для обвинения отечественных и зарубежных СМИ в публикации материалов, недружественных по отношению к России или сегментам ее элиты. Такое нестрогое понима-

* Антоненкова Анастасия Сергеевна, e-mail: poli4eva12@yandex.ru ** Корконосенко Сергей Григорьевич, e-mail: s.korkonosenko@spbu.ru

1 Информационная война. Информационное противоборство: теория и практика / Под ред. В.М. Щекотихина. М., 2011, с. 10.

ние информационной войны особенно свойственно российскому сегменту глобальной сети Интернет. Но то же самое наблюдается и в зарубежных источниках1.

Эксперт в области анализа информационных войн И.Н. Панарин различает информационное противоборство в широком и узком смысле2. Согласно этому разделению, Панарин определяет информационное противоборство (в узком смысле) как «форму борьбы сторон, представляющую собой использование специальных (политических, экономических, дипломатических, военных и иных) методов, способов и средств для воздействия на информационную среду противостоящей стороны и защиты собственной в интересах достижения поставленных целей»3. В глобальном смысле информационное противоборство понимается как «одна из современных форм борьбы между государствами, а также система мер, проводимых одним государством с целью нарушения информационной безопасности другого государства, при одновременной защите от аналогичных действий со стороны противостоящего государства»4. Один из первых в нашей стране разработчиков концепции информационных войн С.П. Расторгуев раскрывает их сущность через понимание процессов «открытого и скрытого воздействия информационных систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в материальной сфере» . О.В. Чернышенко предлагает использовать понятие «информационно-психологическая война», под которым подразумевается «совокупность осуществляемых посредством СМИ и ограниченных во времени и пространстве действий, направленных на формирование отвечающей интересам субъекта реальности, и противодействия им»6. В.К. Новиков останавливает свое внимание на информа-

1 Armistead E.L. Information Warfare: Separating Hype from Reality. Washington, DC: Potomac, 2007; Herrmann J. Information Warfare Is Warfare // Real Clear Defense, 2016, 7 Dec. URL: https://www.realcleardefense.com/ar-ticles/2016/12/08/information_warfare_is_warfare_110457.htm; Molander R.C., Riddile A.S., Wilson P.A. Strategic information warfare: a new face of war. Santa Monica, CA: RAND's National Defense Research Institute, 1996.

2 Панарин И.Н. СМИ, пропаганда и информационные войны. М., 2012, с. 128.

3 Там же.

4 Там же.

5 Расторгуев С.П. Информационная война. М., 1999, с. 36.

6 Чернышенко О.В. Информационные войны в средствах массовой информации XXI века: Ирак, Ливан, Иран. М., 2010, с. 26.

ционно-психологическом оружии, которое он определяет как «совокупность специальных методов и средств скрытого и насильственного воздействия на психику человека (людей) с целью управления его (их) поведением (деятельностью) в нужном для воздействующей стороны направлении или уничтожения (гибель) человека (людей)»1.

Следует добавить, что под информационной войной как источником основных внешних угроз России подразумевается также нарушение функционирования системы мас-

2

совой коммуникации в стране .

И.А. Николайчук рассматривает информационное противоборство в разрезе «информационно-психологических действий» (далее иПд. - Прим. авторов), которые опираются на использование прикладных научных знаний из областей, связанных с изучением человека и общества3. Согласно его концепции, которую мы развиваем в данной статье, ИПД в организационном плане делится по объекту воздействия - на информационные операции и на работу с населением.

В рамках информационного противоборства стратегические информационные операции имеют целью убеждение населения того государства, которое является объектом воздействия. Обязательным условием для успешного проведения подобных акций является социальный опыт граждан «страны-жертвы». Работа с населением предусматривает трансформацию общественного мнения внутри той страны, которая эту операцию проводит. Например, иностранные граждане, не имеющие опыта жизни в России, склонны некритично воспринимать привносимые в их сознание конструкты, сформированные на основе мифов и стереотипов. Как отмечает И.А. Николайчук, в системе генерирования внешних угроз ИПД эффективно работают именно потому, что агрессивно воздействуют на слабо защищенное массовое сознание ввиду имманентно присущих ему свойств информационной обусловленности и манипулируемости. Инструментами доведения информации до социального объекта

1 Новиков В.К. Информационное оружие - оружие современных и будущих войн. М., 2011, с. 173.

2 См.: Бедрицкий А.В. Информационная война: концепции и их реализация в США. М., 2008.

3 Николайчук И.А. Политическая медиаметрия. Зарубежные СМИ и безопасность России. М., 2015, с. 20.

воздействия в целях манипуляции его сознанием наиболее часто выступают средства массовой информации.

Разноречия на теоретико-концептуальном уровне осложняют выполнение конкретных исследований состояния и тактики ведения информационного противоборства в международной политике. На эмпирическом уровне трудность составляет выбор методического инструментария, который обеспечивал бы достаточную полноту и релевантность исследуемого материала. Наша статья посвящена описанию одного из таких методов и практике его применения для анализа зарубежных СМИ в контексте информационного противоборства.

Методика и опыт политической медиаметрии

Актуальность изучения внешних угроз и способов их нейтрализации возрастает, в научной среде появляются все новые исследования, посвященные анализу информационного пространства в контексте противоборства. Значительный методологический и содержательный интерес к вопросам данного круга обусловлен серьезными социально-политическими последствиями для страны и/или политической фигуры, оказавшейся в фокусе информационных манипуляций. При этом моделирование обобщенной сети концептов (которые и являются основой информационной кампании) количественными методами на большом массиве данных представляет значительную сложность с точки зрения методологии и использования статистического инструментария. В настоящее время исследователи чаще всего используют методы сетевого анализа в сочетании с лингвистическим и математическим анализом, которые могут быть адаптированы для решения различных по содержанию задач.

Следует отметить, что в практической деятельности выявлению тенденций в сфере информационных угроз, в том числе персонифицированных, способствует обращение к автоматизированным системам, которые обрабатывает большой объем публикаций СМИ и генерируют результаты. Подобные примеры имеются в российском опыте, и они описаны в специальной литературе1. Вместе с тем потребность в совершенствовании методических подходов сохра-

1 См.: НиколайчукИ.А. Указ. соч.

няется, и ниже мы представим один из примеров эффективного решения данной задачи.

Для организации работы по выявлению, мониторингу и анализу результатов совокупности проектов информационного противоборства Российский институт стратегических исследований (РИСИ) в 2010-х гг. разработал специальную информационно-аналитическую систему (ИАС), которая давала возможность усовершенствовать процесс накопления исходных данных. Функционал системы предусматривал выбор из мирового информационного потока значимых публикаций о России, их разметку по динамическому предметному рубрикатору, определение тональности публикаций (позитивное, негативное или нейтральное). Один из важнейших критериев - «индекс агрессивности» - был введен для определения уровня информационной напряженности и обстановки. Ежедневные обзоры подобного рода составляли примерно 16-полосный номер современной качественной газеты. Основными пользователями ИАС являлись Администрация Президента РФ и Министерство иностранных дел РФ.

Довольно быстро процесс подсчета публикаций мировых СМИ, определения их тональности и выведения итогового результата на основе полученных данных оформился в особый метод, который обрел прикладной дисциплинарный статус и тем самым дополнил совокупность методов политических и социальных наук. Речь идет о политической медиамет-рии. Согласно определению разработчиков, это комплексная методика анализа зарубежных СМИ, ядром которой является исследование актуальных политических и социальных процессов в мире на основе индикаторов, учитывающих количественные характеристики совокупности упорядоченных во времени публикаций бумажной, эфирной и сетевой прессы1.

Популяризация политической медиаметрии и ее знакомство с широкой аудиторией произошли в конце 2014 г. с запуском совместного проекта РИСИ и МИА «Россия в мире», когда на сайте РИА начали выходить еженедельные отчеты под общим заголовком «Образ России в мире: анализ зарубежных СМИ»2. Изложение методики и результатов также

1 Там же, с. 15.

2 См.: Россия в зеркале мировых СМИ: санкции и селедка кусочками // Россия сегодня, 2015, 27 авг. URL: https://ria.ru/trend/Russia_media_ana-lytics_14112014/.

размещалось на сайте РИСИ . Содержание каждого такого отчета отражало динамику информационного потока и состояло из нескольких разделов, определявших активность и тональность публикаций зарубежных СМИ, а также рейтинг упоминаемости медийных персон, лидирующих сюжетов, наиболее агрессивно настроенных изданий. Для облегчения аудиторного восприятия данные оформлялись в виде инфографики.

Помимо мониторинга и накопления первичных статистических данных ИАС позволяла готовить специальные оперативные аналитические выборки по интересующему сюжету или медийной персоне. Эти материалы легли в основу экспертного комментария к данным проекта «Россия сегодня» по итогам анализа материалов мировой прессы, посвященных российской теме.

Используя такой важный критерий как «пресс-индекс», политическая медиаметрия существенно расширяет диапазон изучения процесса формирования имиджа российских политиков в западной прессе. Поскольку наши исследовательские интересы лежат в этой плоскости и мы принимали участие в интерпретации данных, мы продемонстрируем, как медиаметрический метод применяется в работе с данными по пресс-индексу В. Путина.

Всего за 2015 г. по проекту «Россия сегодня» на сайте РИА было опубликовано 50 отчетов, включая итоговый. Первые 13 отчетов были размещены в период адаптации проекта в публичном пространстве, поэтому в них содержатся данные только об общем количестве упоминаний имени российского президента - 8301. Впоследствии в рейтинге упоминаний стало учитываться количество публикаций с негативной и умеренно негативной тональностью.

Путем мониторинга еженедельных отчетов удалось установить, что с апреля по декабрь В. Путин был упомянут в зарубежных публикациях 23 259 раз, из них - 11 405 в негативном и умеренно негативном контексте. Надо сказать, что данные расходятся с итоговым отчетом, согласно которому эти цифры составляют 49 393 и 18 031 соответственно.

1 См., например: Николайчук И.А. Россия в зеркале мировых СМИ: Россия Западу «не по зубам» // РИСИ, 2016, 29 декабря. URL: https://riss.ru/smi/37937/.

Возможно, расхождение связано с тем, что не все данные ИАС вошли в доступную широкой аудитории подборку.

Так или иначе, учитывая, что для массива публикаций по всей совокупности стран среднее количество публикаций по российской тематике в неделю составляет примерно 1500 единиц, можно прийти к выводу, что в среднем каждая вторая публикация в зарубежных СМИ содержит упоминание имени российского президента, а каждая четвертая имеет негативную тональность.

Негативные оценки президента РФ В. Путина в иностранной прессе связаны преимущественно с двумя тематическими блоками:

• Россия в контексте политического и военного кризиса на Украине (7505 упоминаний при лидирующих позициях этого сюжета - 13 позиций из 49);

• реакция России на события в Сирии, участие России в боевых действиях против запрещенной ИГИЛ (7122 упоминания при лидирующих позициях этого сюжета - 9 позиций из 49).

Как видим, это больше половины от общего количества упоминаний за исследуемый промежуток времени. Причем анализ отчетов показал, что сюжет о реакции России на события Сирии дал за три месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь) такой рост информационной активности, что он почти достиг уровня муссирования «украинского» вопроса за предыдущие девять месяцев.

Среди других сюжетов, вызвавших высокую информационную активность, в которых встречается имя В. Путина, стоит назвать международные санкции и ответные меры России, взаимоотношения Россия с НАТО, крушение малазийского Боинга, российско-турецкие отношения, а также 70-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне и проведение в России чемпионата мира по футболу в 2018 г.

Некоторые публикации зарубежных СМИ выходят за рамки лидер-сюжетов и нацелены на формирование образа врага в лице российского президента. Среди них также можно выделить несколько тематических блоков:

• проект «Россия без Путина» (стратегическая информационная операция по устранению Путина от власти);

• муссирование параллели «Путин - Сталин»;

• непосредственно личность В. Путина и его образ, в том числе карикатуры.

Публикации с положительной тональностью в отношении российского президента встречаются, но их крайне мало. Как правило, они затрагивают оценку его лидерских качеств, которые особенно выделяются на фоне репутаций других мировых лидеров. Так, например, мексиканская газета «El Norte» опубликовала статью «Путин-провидец», в которой оправдывает мировое первенство российского президента свойственным ему логичным и реалистичным взглядом на угрозы миру от «Исламского государства», даже если эта логика сочетается с содействием укреплению личной власти сирийского президента Б. Асада. «Этим Путин отличается от

типичного американца Б. Обамы и очевидно превосходит его

1

по интеллекту» , - отмечает издание.

На волнах немецкой радиостанции «Deutschlandradio» прозвучали комментарии социал-демократа Клауса фон До-наньи: «Одно из самых глупых слов, которые путешествуют по страницам немецких СМИ, это Putinversteher («Понимающий Путина». - Прим. авторов)... Россия - сосед Европы, и поэтому мы должны пытаться говорить со своим соседом о вещах, которые важны для обеих сторон»2.

Чешская пресса приводит слова своего бывшего президента Вацлава Клауса: «В российско-украинском конфликте Россия является невольным участником и уж точно не главной движущей силой. Для меня аннексия Крыма была реакцией на что-то. Воспользуюсь шахматной терминологией: это был вынужденный ход. Путин, конечно, не радовался тому, что должен занять Крым, ведь его к тому вынудили шаги Запада... И так отреагировал бы любой российский президент, так что демонизировать Путина бессмысленно»3.

За 2015 г. количество упоминаний имени российского Президента, по данным ИАС, составило 32 059 единиц, индекс агрессивности достиг отметки 1,55. Однако стратегические информационные операции против политического руководства России направлены в сторону не только медийной персоны В. Путина, но и его окружения. Актуализация сюжетов, связанных с вопросами внешней политики и

1 Россия в зеркале мировых СМИ: турецкая дилемма // Россия сегодня, 2015, 26 нояб. URL: https://ria.ru/analytics/20151126/1328867583.html.

2 Россия в зеркале мировых СМИ: санкции и селедка кусочками // Россия сегодня, 2015, 27 авг. URL: https://ria.ru/analytics/20150827/1208925145.html

3 Россия в зеркале мировых СМИ: Путин против Эрдогана // Россия сегодня, 2015, 10 дек. URL: https://ria.ru/analytics/20151210/1339143325.html.

дипломатии, ведет к возрастанию количества упоминаний министра иностранных дел РФ С. Лаврова - 4538 (из них -2726 вместе с именем В. Путина) с индексом агрессивности 0,82. Пресс-секретарь Д. Песков упоминается в 1969 публикациях (из них - 1593 вместе с именем В. Путина), индекс агрессивности 1,33. О премьер-министре Д. Медведеве зарубежные СМИ говорят в контексте обсуждения внутренней политики России - 1 718 раз; практически всегда его имя стоит за именем президента (1213 вместе с именем В. Путина), и это объясняет высокий показатель индекса агрессивности (1,36) при небольшом массиве публикаций. У министра обороны РФ С. Шойгу, который фигурирует в 800 материалах (из них - 586 вместе с именем В. Путина), самый низкий показатель индекса агрессивности - 0,86.

Приведенный срез является лишь одним из примеров того, какими возможностями обладает информационно-аналитическая система. За годы ее функционирования накоплен значительный объем материалов зарубежных средств массовой информации, которые благодаря медиаметричес-кому методу структурированы и обобщены по комплексу критериев.

В таблице 1 приведены данные по нескольким странам, которые являются ключевыми на внешнеполитической арене и задают общую тональность мировым СМИ в освещении тех или иных сюжетов с участием России. Основными актуальными сюжетами, которые стали точками внешнего информационного давления, можно назвать следующие: «Россия в контексте политического и военного кризиса на Украине», «Российско-американские отношения», «Реакция России на события в Сирии».

Уточним, что сравнение данных, приведенных в таблице, по горизонтали отражает положение дел в отдельно взятой стране согласно указанным параметрам, тогда как вертикальное сравнение отражает общемировую тенденцию в сфере внешней политики.

Таблица 1

Страна Количество публикаций (15.06.2010 - 31.07.2017) Тональность публикаций Количество упоминаний имени

Негатив Умеренный негатив Нейтрал Умеренный позитив Позитив В. В. Путин Лидера страны

США 24616 1499 13612 8921 8 6 3 6 21 13653 5795 (Барак Обама)

Великобритания 31894 4697 12490 13181 1018 8 0 ю 16249 1724 (Дэвид Кэмерон)

Германия 46972 7104 22328 16847 6 3 6 7 ю 20189 4698 (Ангела Меркель)

Франция 31217 1177 15126 12932 1839 3 4 13728 2225 (Франсуа Олланд)

Совокупность данных 134699 14477 63556 51881 3861 4 сч 9 63819 14442

Внимание зарубежных СМИ к российско-американским отношениям базируется в основном на интенсивности двусторонней политической коммуникации, в то время как с Европой у России существуют еще и разнообразные военно-технические, экономические, гуманитарные связи. Одна-

ко, несмотря на широкий диапазон направлений взаимодействия, европейская пресса не намного лояльнее относится к России, чем американская. При этом сопоставление подходов к формированию образа России во французской и немецкой прессе выявляет некоторые тенденции. Так, например, Германия как претендент на ведущую политическую роль в регионе при формировании образа России делает акцент на внешнеполитических шагах России, пытаясь доказать их деструктивное влияние на европейскую политику и интеграционные процессы. Французская пресса, более избирательная в темах и формах высказываний, стремится показать, что все проблемы России на европейском направлении исходят от слабой внутренней политики президента В. Путина. Франция в большей степени склонна обвинять Россию в насаждении ее политической идеологии в европейских странах, тогда как Германия занимается поиском реальных механизмов российского влияния через сети политических агентов.

В целом, несмотря на тактические различия в подходах, тенденция к формированию образа России как угрозы политике, обществу и единству Европы прослеживается и в немецких, и во французских СМИ.

Эмпирическое исследование стратегий информационного противоборства осложняется тем, что методическое обеспечение анализа сформировано далеко не в должной мере, ввиду недостаточной теоретической разработанности этого направления и закрытости информации от внешнего мира. Данные по информационной активности зарубежных СМИ, которые представлены в нашей статье, стали доступными осмыслению благодаря разработке специальных контуров информационного мониторинга и проведения систематического анализа первичных материалов с помощью информационно-аналитической системы. К сожалению, в других исследовательских опытах подборки материалов не обладают таким полным объемом выборки и не дают возможности выполнять статистическую обработку первоисточников по значимым критериям.

Представленный метод политической медиаметрии нацелен на использование параметров анализа в сюжетном преломлении, то есть на соотнесение исследования с повесткой дня, формируемой средствами массовой информации. Анализ большого массива материалов позволяет вы-

делить частотно преобладающие сюжеты и делать выводы о том, какие темы интенсивнее всего освещаются в зарубежных СМИ. Обращение к данной методике в политологических и социологических исследованиях может оказаться эффективным, поскольку, во-первых, другие существующие методические разработки не смогли вобрать в себя предусмотренный ИАС информационно-технический функционал, а во-вторых, система формирует максимально полное представление о медийной картине с точными иллюстрациями и позволяет с наименьшей погрешностью оценивать положение дел в широком международном контексте.

Прогнозируя дальнейшее развитие медиаметрического метода, следует отметить, что его возможности могут быть использованы как на микроуровне (для анализа условий медийной активности политиков, новых подходов к вопросу функционирования СМИ, в том числе с позиции экспертной оценки и влияния на аудиторное восприятие), так и на макроуровне (для отображения динамики развития внешнеполитической ситуации с целью корректировки стратегии информационной политики). В исследовательской среде методика оценки уровня информационной напряженности с

точки зрения применения «индекса агрессивности» продол-

i

жает развиваться .

Как представляется, на сегодняшний момент в развитии данного метода основной задачей является продолжение осмысления и теоретического обоснования практики оперативной работы с эмпирическим материалом, накопление которого продолжает набирать темпы и совершенствоваться с технологической точки зрения.

Антоненкова А.С., Корконосенко С.Г. Информационное противоборство в зеркале политической медиаметрии. В статье на теоретическом уровне рассматриваются адекватное понимание и определение информационного противоборства во внешней политике. На методическом уровне раскрывается содержание системы политической медиаметрии, разработанной российскими исследователями и применяемой для слежения за состоянием информационного противоборства. На эмпирическом уровне представлены опыты

1 Лабуш Н.С. Индекс агрессивности как критерий информационной войны // Век информации. Медиа в современном мире. Петербургские чтения: матер. 57-го междунар. форума. 19-20 апреля 2018 г. / Отв. ред. В.В. Васильева. В 2-х т., 2018, № 2, т. 1. СПб., 2018, с. 285-286.

медиаметрического анализа публикаций зарубежных СМИ о России и ее государственных лидерах.

Ключевые слова: информационное противоборство, политическая медиаметрия, зарубежные СМИ, имидж государственного лидера.

Antonenkova A.S., Korkonosenko S.G. Information confrontation in the mirror of political mediametrie. At the theoretical level, the article considers the adequate understanding and definition of information confrontation in foreign policy. At the methodological level, the essence and arrangement of the political mediametrie system which was developed by Russian researchers and used for monitoring the state of information confrontation is revealed. At the empirical level, the experience on analyzing foreign media publications on Russia and its top leaders is presented.

Keywords: information confrontation, political mediametrie, foreign media, state leaders' image.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.