Научная статья на тему 'Информационное пространсво университета: понятие, компоненты, принципы'

Информационное пространсво университета: понятие, компоненты, принципы Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
70
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ / ПРИНЦИПЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ / UNIFIED INFORMATION SPACE / AUTOMATION OF THE PROCESSES OF ACTIVITY OF A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / PRINCIPLES OF INFORMATIZATION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Яковлева М.С.

Рассматривается понятие информационного пространства университета, его главные компоненты и принципы. Приводятся примеры информационного пространства разных вузов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SPACE OF THE UNIVERSITY: CONCEPT, COMPONENTS, PRINCIPLES

The concept of the information space of the university, its main components and principles is considered. Examples of information space of different universities of Russia are given.

Текст научной работы на тему «Информационное пространсво университета: понятие, компоненты, принципы»

УДК 004.05

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСВО УНИВЕРСИТЕТА: ПОНЯТИЕ,

КОМПОНЕНТЫ, ПРИНЦИПЫ

М. С. Яковлева

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: venema.jms@gmail.com

Рассматривается понятие информационного пространства университета, его главные компоненты и принципы. Приводятся примеры информационного пространства разных вузов России.

Ключевые слова: единое информационное пространство, автоматизация процессов деятельности высшего учебного заведения, принципы информатизации.

INFORMATION SPACE OF THE UNIVERSITY: CONCEPT, COMPONENTS,

PRINCIPLES

M. S. Yakovleva

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: venema.jms@gmail.com

The concept of the information space of the university, its main components and principles is considered. Examples of information space of different universities of Russia are given.

Keywords: unified information space, automation of the processes of activity of a higher educational institution, principles of informatization.

Современное общество переживает этап перехода от индустриального общества к постиндустриальному, или информационному. В связи с этим, использование современных информационных технологий в деятельности университета является необходимым условием для его функционирования.

Совокупность информационно-телекоммуникационных систем и сетей, баз и банков данных, информационных технологий, функционирующих на основе единых принципов и обеспечивающих информационное взаимодействие всех структурных подразделений вуза в интересах ведения учебной, научной, финансовой и административно-хозяйственной деятельности, а также удовлетворение информационных потребностей студентов, аспирантов и сотрудников называется информационным пространством университета.

Единое информационное пространство формируется из следующих элементов:

-информационных ресурсов, которые содержат данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;

-организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;

-среды информационного взаимодействия пользователей и подразделений, обеспечивающая им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающая программно-технические средства и организационно-нормативные документы. [1]

Секция «Информационно-экономические системы»

Создание и поддержание единого информационного пространства университета обеспечивает информационную прозрачность, повышение качества образования, а также устранение территориальных барьеров.

Для обеспечения устойчивого развития процессов информатизации и внедрения информационных технологий во все сферы управленческой деятельности необходимо придерживаться следующих принципов информатизации управления образованием:

1. принцип информационной и аналитической открытости - организационная система должна быть максимально открыта для получения информации из всего спектра имеющихся внешних источников и для увеличения возможностей аналитической обработки;

2. принцип прогнозирования - в организационной системе должны быть заложены информационно-аналитические механизмы прогнозирования внешней, по отношению к ней, ситуации, а также ее собственного поведения;

3. принцип умеренной жесткости управления - в организационной системе должна быть предусмотрена уровневая информационно-управляющая структура. Она строится по правилу снижения требований к точности обработки информации по мере повышения уровня управления (и наоборот);

4. принцип сохранения работоспособности заключается в том, что при разрыве, ослаблении или изменении отдельных связей между уровнями управляющей структуры организационная система должна продолжать функционировать, возможно, с некоторой потерей эффективности. Необходимо введение дублирующих управляющих связей, однако это не должно приводить к чрезмерной структурной жесткости управления;

5. принцип обособленности (отделимости) функций управления - каждая функция или задача управления независима от других функций;

6. принцип ограниченного покрытия - возможности средств и методов информатизации должны «покрывать» все функции управления некоторым ограниченным числом информационно-технологических подсистем;

7. принцип дополнительности - определяются сочетания компонентов организационной системы с требованиями функций управления, которые принципиально не должны дополнительно реализовываться информационными средствами в ближайшей перспективе. Формулируются функции управления, не подлежащие реализации на основе информационных технологий.[2]

Данные принципы позволяют уменьшить вероятность ошибок в расстановке приоритетных задач в процессе построения информационного пространства одним из следующих методов:

-создание модели конкретного предприятия под его индивидуальные потребности «собственными силами» или с привлечением подрядных организаций при участии специалистов предприятия;

-постепенная интеграция уже разработанных систем автоматизации предприятия с готовыми пакетами, решающими отдельные функциональные задачи предприятия;

-разработка модели конкретного предприятия по его индивидуальному заказу фирмой разработчиком программных систем с применением алгоритмических языков высокого уровня (CASE-технологии);

-приобретение мощной системы комплексной автоматизации класса ERP, состоящей из многих функциональных модулей, работающих в единой информационной среде системы и частично адаптированных к особенностям предприятия;

-создание модели из отдельных систем, подсистем, пакетов, имеющих аналитические возможности представления своих выходных данных и знаний в информационной среде предприятия в рамках единого программного контура. [3]

В качестве примеров университетов, в которых создано единое информационное пространство, можно назвать Оренбургский государственный университет, Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана. В данных университетах реализована комплексная автоматизация таких видов деятельности вуза как управление организационно-кадровой структурой университета, управление учебно-методической деятельностью, автоматизация деятельности приемной кампании, организация и контроль научной деятельности и т.д.

В Сибирском государственном аэрокосмическом университете имени академика М. Ф. Ре-шетнева разработана автоматизированная система управления вузом «Паллада», которая включает в себя 10 подсистем, которые, в свою очередь, содержат 19 баз данных. АСУ «Паллада» позволяет вести электронный документооборот, учет основных образовательных программ, учебно-методических комплексов дисциплин, организует работу приемной комиссии, деканатов и многое другое. В настоящее время ведется активное внедрение передовых информационных технологий, а также разработка информационных систем управления университетом.

Библиографические ссылки

1. Формирование единого информационного пространства // Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ» [Электронный ресурс] URL: http://www.intuit.ru/studies/courses/13860/1257/lecture/24007?page=2 (дата обращения: 20.4.2017).

2. Милюков И.В.Состав и принципы формирования информационной системы управления образовательным учреждением // Инновационное развитие профессионального образования. 2012. № 2 (02). С. 26-30.

3. Романова М. В. Методы построения модели виртуального информационного пространства организации // [Электронный ресурс] URL: https://www.src-master.ru/article88.html (дата обращения: 20.4.2017).

© Яковлева М. С., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.