УДК 004.05
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСВО УНИВЕРСИТЕТА: ПОНЯТИЕ,
КОМПОНЕНТЫ, ПРИНЦИПЫ
М. С. Яковлева
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: venema.jms@gmail.com
Рассматривается понятие информационного пространства университета, его главные компоненты и принципы. Приводятся примеры информационного пространства разных вузов России.
Ключевые слова: единое информационное пространство, автоматизация процессов деятельности высшего учебного заведения, принципы информатизации.
INFORMATION SPACE OF THE UNIVERSITY: CONCEPT, COMPONENTS,
PRINCIPLES
M. S. Yakovleva
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: venema.jms@gmail.com
The concept of the information space of the university, its main components and principles is considered. Examples of information space of different universities of Russia are given.
Keywords: unified information space, automation of the processes of activity of a higher educational institution, principles of informatization.
Современное общество переживает этап перехода от индустриального общества к постиндустриальному, или информационному. В связи с этим, использование современных информационных технологий в деятельности университета является необходимым условием для его функционирования.
Совокупность информационно-телекоммуникационных систем и сетей, баз и банков данных, информационных технологий, функционирующих на основе единых принципов и обеспечивающих информационное взаимодействие всех структурных подразделений вуза в интересах ведения учебной, научной, финансовой и административно-хозяйственной деятельности, а также удовлетворение информационных потребностей студентов, аспирантов и сотрудников называется информационным пространством университета.
Единое информационное пространство формируется из следующих элементов:
-информационных ресурсов, которые содержат данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;
-организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;
-среды информационного взаимодействия пользователей и подразделений, обеспечивающая им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающая программно-технические средства и организационно-нормативные документы. [1]
Секция «Информационно-экономические системы»
Создание и поддержание единого информационного пространства университета обеспечивает информационную прозрачность, повышение качества образования, а также устранение территориальных барьеров.
Для обеспечения устойчивого развития процессов информатизации и внедрения информационных технологий во все сферы управленческой деятельности необходимо придерживаться следующих принципов информатизации управления образованием:
1. принцип информационной и аналитической открытости - организационная система должна быть максимально открыта для получения информации из всего спектра имеющихся внешних источников и для увеличения возможностей аналитической обработки;
2. принцип прогнозирования - в организационной системе должны быть заложены информационно-аналитические механизмы прогнозирования внешней, по отношению к ней, ситуации, а также ее собственного поведения;
3. принцип умеренной жесткости управления - в организационной системе должна быть предусмотрена уровневая информационно-управляющая структура. Она строится по правилу снижения требований к точности обработки информации по мере повышения уровня управления (и наоборот);
4. принцип сохранения работоспособности заключается в том, что при разрыве, ослаблении или изменении отдельных связей между уровнями управляющей структуры организационная система должна продолжать функционировать, возможно, с некоторой потерей эффективности. Необходимо введение дублирующих управляющих связей, однако это не должно приводить к чрезмерной структурной жесткости управления;
5. принцип обособленности (отделимости) функций управления - каждая функция или задача управления независима от других функций;
6. принцип ограниченного покрытия - возможности средств и методов информатизации должны «покрывать» все функции управления некоторым ограниченным числом информационно-технологических подсистем;
7. принцип дополнительности - определяются сочетания компонентов организационной системы с требованиями функций управления, которые принципиально не должны дополнительно реализовываться информационными средствами в ближайшей перспективе. Формулируются функции управления, не подлежащие реализации на основе информационных технологий.[2]
Данные принципы позволяют уменьшить вероятность ошибок в расстановке приоритетных задач в процессе построения информационного пространства одним из следующих методов:
-создание модели конкретного предприятия под его индивидуальные потребности «собственными силами» или с привлечением подрядных организаций при участии специалистов предприятия;
-постепенная интеграция уже разработанных систем автоматизации предприятия с готовыми пакетами, решающими отдельные функциональные задачи предприятия;
-разработка модели конкретного предприятия по его индивидуальному заказу фирмой разработчиком программных систем с применением алгоритмических языков высокого уровня (CASE-технологии);
-приобретение мощной системы комплексной автоматизации класса ERP, состоящей из многих функциональных модулей, работающих в единой информационной среде системы и частично адаптированных к особенностям предприятия;
-создание модели из отдельных систем, подсистем, пакетов, имеющих аналитические возможности представления своих выходных данных и знаний в информационной среде предприятия в рамках единого программного контура. [3]
В качестве примеров университетов, в которых создано единое информационное пространство, можно назвать Оренбургский государственный университет, Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана. В данных университетах реализована комплексная автоматизация таких видов деятельности вуза как управление организационно-кадровой структурой университета, управление учебно-методической деятельностью, автоматизация деятельности приемной кампании, организация и контроль научной деятельности и т.д.
В Сибирском государственном аэрокосмическом университете имени академика М. Ф. Ре-шетнева разработана автоматизированная система управления вузом «Паллада», которая включает в себя 10 подсистем, которые, в свою очередь, содержат 19 баз данных. АСУ «Паллада» позволяет вести электронный документооборот, учет основных образовательных программ, учебно-методических комплексов дисциплин, организует работу приемной комиссии, деканатов и многое другое. В настоящее время ведется активное внедрение передовых информационных технологий, а также разработка информационных систем управления университетом.
Библиографические ссылки
1. Формирование единого информационного пространства // Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ» [Электронный ресурс] URL: http://www.intuit.ru/studies/courses/13860/1257/lecture/24007?page=2 (дата обращения: 20.4.2017).
2. Милюков И.В.Состав и принципы формирования информационной системы управления образовательным учреждением // Инновационное развитие профессионального образования. 2012. № 2 (02). С. 26-30.
3. Романова М. В. Методы построения модели виртуального информационного пространства организации // [Электронный ресурс] URL: https://www.src-master.ru/article88.html (дата обращения: 20.4.2017).
© Яковлева М. С., 2017