П.А. Федорищенко кандидат социологических наук, докторант кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД*
А.Н. Гвинтовкин аспирант кафедры социологии, политологии и права ИППК Южного федерального университета**
Информационное общество: проблемы становления социума нового типа и виртуальной социализации
Одной из главных характеристик информационного общества является информационная сеть. Уже сегодня информация становится определяющим началом: так, овладение информацией о процессе есть овладение тем или иным процессом, а информационные технологии есть технологии социальные: они конструируют не только процесс, но и социальный мир.
Отсюда, на наш взгляд, можно сделать выводы о принципах информационно-технологической модели социальности нового типа. В сетевой структуре появляются и проявляются узлы распределения информационных ресурсов, властные узлы, узлы принятия решений, обеспечения оперативной информацией, покупок, продаж, платежей, обучения, досуга, развлечения, сообщества пользователей и потребителей; в этой структуре свои работодатели и свои наемные работники, свои менеджеры и администраторы, свои общественные и тематические форумы, свои объявления и оповещения. А это и есть характеристики социальной структуры социальности нового типа.
Говоря о социальности нового типа, имея в виду ее специфику, особенную сетевую структуру, виртуальную природу, мы также имеем в виду такие важные сегменты этой новой социальности, как информационная экономика, информационный менеджмент, информационная политика, информационная идеология, а также все то, что касается информационной личности: информационную идентичность, информационную презентацию и самопрезентацию.
На уровне сетевых сообществ это - групповая информационная идентичность, сплочение в социальные группы пользователей и
* Федорищенко Павел Алексеевич, e-mail: [email protected].
** Гвинтовкин Алексей Николаевич, e-mail: [email protected].
потребителей информационных ресурсов, социально-групповое и профессиональное информационное взаимодействие акторов и агентов, членов сетевых сообществ.
Информационное общество - это цивилизация нового типа, информационная цивилизация, основанная на экономике знаний, глобальной информации и на том, что информация становится продуктом, товаром, технологией и непосредственной производительной силой общества, определяющей его природу, характер, структуру и социальную динамику.
В обществе этого типа формируются свои социальные ценности, своя информационная культура, культура личного и социального доверия и свой информационный капитал, капитал доверительности, который реализуется в информационном и коммуникативном взаимодействии.
Это составляет главный социальный и информационный ресурс социальности нового типа - новый тип межличностных и социальных отношений, основанных на интересе, взаимной выгоде, личной и социальной пользе, в конечном счете на социальном доверии.
Важнейшими характерными чертами информационного общества являются:
- в экономической сфере: ключевая роль информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;
- в сфере занятости: возрастание удельного веса людей, занятых производством и трансляцией информации и знаний, прежде всего посредством современных информационно-коммуникативных технологий с использованием развитых мультимедийных средств и технологий, куда включаются электронные СМИ;
- в политической сфере: доступность информации, касающейся государственной деятельности и политических процессов, расширение возможностей для создания и развития плодотворной и эффективной связи власти и населения, что способствует развитию социальных инициатив и гражданского общества;
- в сфере коммуникаций: значительное расширение возможности общения и взаимодействия в диапазоне от межличностного общения посредством чатов, блогов, интернет-формумов, онлайн-конференций до взаимодействия с помощью так называемых информационных сетей в пределах глобального информационного пространства на межстрановом и межкультурном уровнях;
- в сфере повседневной жизни: использование информационных образовательных технологий, здравоохранения, в работе органов государственного управления и коммунальных предприятий, развитие электронной торговли и т.п., что повышает комфортность окружающей среды и качество жизни людей;
- в сфере личностного развития: общедоступность информации, значительно расширяющая свободу ценностного и профессионального выбора людей, которые с помощью Интернета находят места учебы, работы и отдыха, создают семьи и т.п.;
- в сфере культуры: признание культурной ценности самой разнообразной информации, растущее осознание разными слоями населения необходимости компьютерной грамотности;
- в сфере государственного управления: разработка и реализация государственных концепций и программ в сфере информатизации всех сторон общественной жизни, возможность существенно повысить эффективность текущей управленческой деятельности и дальновидность перспективной политики, в том числе и в общепланетарном масштабе.
Первопричиной возникновения информационного общества следует считать три взаимосвязанных процесса.
Во-первых, лавинообразный рост объемов производимой, особенно научной, информации.
Во-вторых, создание на базе широкого внедрения компьютеров и сети Интернет современной информационно-коммуникативной инфраструктуры, открывающей невиданные ранее возможности для оперативного доступа к информации.
В-третьих, активное использование информации (особенно теоретических знаний) в производственной, технической, управленческой и других сферах деятельности.
Одно из наиболее обоснованных, полных, теоретически обоснованных определений-характеристик постиндустриального общества дано Д. Беллом.
Он, в частности, писал: «Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого приоритет перешел от преимущественного производства товаров к производству услуг, проведению исследований (именно поэтому возникает необходимость во внедрении новых методов сбора и анализа информации в практику социологических исследований), организации системы образования и повышению качества жизни»'.
Большой вклад в разработку концептуальных основ теории информационного общества внесли такие исследователи, как Маршалл Маклюэн и Элин Тоффлер.
Так, свои представления об информационном обществе М. Маклюэн изложил в книге «Галактика Гутенберга». Главным он считал, что технологии коммуникации являются решающим фактором в процессе формирования нового типа социальной системы2.
1 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования: пер. с англ. М., 2000. 788 с.
2 Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего. М., 2005. 496 с.
Другой основоположник концепции информационного общества Э. Тоффлер сформулировал свою позицию по отношению к историческому процессу вообще. Она дана в его работе «Третья волна», где он выделил в истории человеческой цивилизации так называемые три волны:
1. Первая волна началась примерно десять тысяч лет назад (это переход от собирательства и охоты к сельскохозяйственной жизни). Так были заложены основы первых цивилизаций.
2. Вторая волна связана с индустриализацией производства. На этом этапе созданы новые социальные структуры и социальные институты. Индустриализация была связана с внедрением новых открытий в области науки и техники и новых промышленных технологий. Это создало основы массового производства и потребления.
3. Третью волну можно назвать одновременно и высокотехнологичной, и антииндустриальной в том смысле, что индустрия в корне меняет свой характер. Третья волна - это новый тип производства: производство не товаров, а высокотехнологичных
о
информационных технологий3.
Развитие Интернета как глобальной информационной сети становится определяющим фактором становления информационного общества. М. Кастельс использует теорию сетей для анализа изменений, происходящих в информационном обществе. Сетевые информационные структуры воспроизводятся на каждом уровне социального взаимодействия.
В сетевой структуре появляются узлы распределения ресурсов, властные узлы, узлы принятия решений, обеспечения оперативной информацией, покупок, продаж, платежей, обучения, досуга, развлечения, сообщества пользователей и потребителей; в этой структуре свои работодатели и свои наемные работники, свои менеджеры и администраторы, свои общественные и тематические форумы, свои объявления и оповещения4.
Можно выделить позитивные и негативные факторы воздействия процессов информатизации на общество и личность. К позитивным моментам относятся следующие:
- развитие компьютерных технологий, обеспечивающих личности свободу выбора;
- возможность создания и использования необходимых для жизнедеятельности электронных коммуникаций;
- каждый человек может быть пользователем информационных ресурсов, при этом он может одновременно быть получателем и
3
Тоффлер Э. Третья волна: пер. с англ. М., 1999. 784 с.
4 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ.; под науч. ред. О. И. Шкаратана. М., 2000. 606 с.
отправителем информации (пользователем информационного ресурса);
- пользоваться информационным ресурсом каждый человек может в любое время, находясь в любом месте, подключаясь к информационным ресурсам в любой точке (узле) информационной сети;
- возможно создание единой сети (единой базы данных);
- единая база данных является общим информационным ресурсом;
- доступ в единую базу данных осуществляется для всех пользователей без всяких ограничений;
- не существует центрального управления доступа к информационным ресурсам;
- в любое время и в любой точке информационного пространства для любого пользователя информационных ресурсов возможно информационное взаимодействие с любым другим пользователем информационных ресурсов;
- указанное выше информационное взаимодействие осуществляется децентрализовано, в отрытой форме и без всяких ограничений;
- информационное взаимодействие пользователей осуществляется в виде интерактивной коммуникации (открытого диалога);
- каждый момент информационного взаимодействия пользователей информационных ресурсов есть непрерывный процесс, определяемый только взаимным интересом пользователей, пользой от информационного взаимодействия и доверием, возникающим между ними;
- никаких ограничителей информационно-коммуникативного взаимодействия в принципе и практически не должно существовать и не существует;
- каждый пользователь информационного ресурса сам для себя и в соответствии со сложившимися нормами сетевой культуры и сетевого этикета решает вопрос о доступности и востребованности той или иной информации;
- социальный характер информационного взаимодействия определяется социальными параметрами целей и задач, интересов и потребностей данного сетевого взаимодействия и не декларируется ему извне, как навязанные императивы или запреты;
- каждый актор или агент сетевого информационного взаимодействия является социальным актором или агентом в той мере, в какой он осознает и реализует чувство ответственности за передачу, получение или хранение той или иной информации, исходя из общесетевых норм и культуры пользователей в Сети;
- каждый актор или агент сетевого информационного взаимодействия является самодостаточным социальным субъектом, а не «винтиком» отчужденного социального механизма, и, будучи членом социального сетевого сообщества, сам творит, утверждает и укрепляет свою социальность;
- каждый актор или агент сетевого информационного взаимодействия, будучи социальным сетевым субъектом, сам творит и развивает свою собственную индивидуальную картину мира, которая, будучи интегрированной с многими другими индивидуальными подходами, составляет единственно верную, выработанную в Сети и не навязанную извне, общую картину сетевого мира социума.
К негативным чертам глобального воздействия информатизации на общество и личность относят следующие характеристики:
- уязвимость личности перед недостоверной и недоброкачественной информацией;
- усиление возможности манипуляции личностью и ее сознанием;
- тенденциозное управлением мотивацией, потребностями и интересами личности в предоставлении ей тех или иных информационных ресурсов;
- возможность вторжения во внутренний мир личности результатов, которые являются следствием недобросовестной рекламы, сетевого маркетинга, массовых продаж и т.п.;
- возможность вторжения во внутренний мир личности действий коммерческих и бизнес-структур;
- возможность вторжения во внутренний мир личности и в ее частную жизнь институтов государства и общества;
- угроза вторжения в частную жизнь личность за счет афиширования ее данных во всеобщей Сети, что касается данных о работе, здоровье, индивидуальных паспортных и иных анкетных данных, включая данные о личных счетах, ИНН, данные о покупках, передвижениях и т.п.;
- угроза манипулирования и шантажа указанными выше данными, составляющими частную жизнь личности;
- угроза потери автономии личностью при афишировании ее личных данных;
- возможность угрозы зависимости от поставщика информационных ресурсов и манипулирования с его стороны;
- угроза виртуализации личности и утраты ею реальной идентичности в реальном социальном мире;
- угроза приобретения интернет-зависимости как психического заболевания, связанного с размыванием рамок привычного
повседневного социального мира и погружения его в мир
- 5
виртуальный .
Перечисленные выше виртуальные угрозы или их вероятности такие же существенные, как и реальные угрозы современного социума с его кризисами, нестабильностью, экологическими проблемами, проблемами этнических и религиозных конфликтов, угрозы излишней централизации и вертикализации власти, засилья чиновников, сепаратизма и других деструктивных социальных действий.
Особую тревогу вызывает повальное «зависание» молодежи в интернет-пространстве. Как показало авторское исследование, проведенное в 2012 г., подобную популярность Интернета респонденты объясняют тем, что именно там они чувствуют себя по-настоящему свободными, «там никто не может ничего запретить, это невозможно, кому надо что-то, тот найдет. Его пытаются ограничить, но это невозможно». Основным фактором, обеспечивающим свободу и независимость, была названа анонимность. Именно она позволяет делать все, что ты хочешь, говорить, о чем думаешь. «Я всегда могу найти людей, имеющих такие же интересы, как и я, которым будет интересно меня слушать и дискутировать». Кроме того, было отмечено, что виртуальная среда - это саморегулирующийся организм, в котором пользователи работают на общее благо, собирая и распространяя бесплатную (пиратскую) аудио-, видеопродукцию, иной контент, за которой в реальной жизни необходимо платить.
Основным способом познания виртуального пространства является самообразование, об этом заявили 73 % респондентов, вторым по полярности (13 %) ответом был «учили друзья». Данный факт говорит о низкой роли таких социальных институтов, как школа и семья, в процессе обучения компьютерной грамотности и социализации в виртуальном пространстве. Самостоятельное обучение компьютерной и интернет-грамотности молодежью сопряжено с риском контакта с нежелательным, экстремистским и запрещенным контентом, которым изобилует современное виртуальное пространство. Кроме того, бесконтрольное взаимодействие с Интернетом может привести к тому, что индивид станет жертвой мошенников либо будет подвергнут последовательному воздействию со стороны многочисленных сект, экстремистских сообществ, иностранных агентов и т.д.
В какой-то мере человечество уже адаптировалось к вышеперечисленным опасностям, а новые угрозы представляют собой неизвестную территорию. Тем не менее эту территорию человечество всем своим социальным и технологическим прогрессом обречено осваивать и находить пути выхода из различных
5
Бекман И.Н. Информационное пространство. URL: http://profbeckman.narod.ru/InformLekc.htm (дата обращения: 11.02.2012).
затруднительных ситуаций. Информационное общество - это уже не будущее человечества, это его реальность. Такая же реальность, как и информационная электронная экономика и бизнес.
Федорищенко П.А., Гвинтовкин А.Н. Информационное общество: проблемы становления социума нового типа и виртуальной социализации. В данной статье рассматривается информационное общество как цивилизация нового типа. Авторы последовательно рассматривают причины возникновения информационного общества, выделяют позитивные и негативные моменты воздействия процессов информатизации на общество. Особая роль в этом процессе отводится развитию Интернета как глобальной информационной сети, которая является определяющим фактором становления информационного общества, а также виртуальной социализации как важному элементу информационного общества.
Ключевые слова: информационное общество, Интернет, виртуальная социализация, молодежь, виртуальность, сетевые структуры, глобализация, информатизация, современное российское общество.
Fedorishenko P.A., Gvintovkin A.N. Information Society: the Problems of Formation of New Type Society and Virtual Socialization.
The authors examine information society as a civilization of new type. Using step by step approach they consider the origin of information society, give accent to positive and negative aspects informatization processes impact to society. A special role in this process is given to the development of Internet as a global information network. Internet became the main factor of the formation of information society, as well as virtual socialization which is important element of the information society.
Key words: information society, Internet, virtual socialization, youth, virtuality, network structures, globalization, informatization, modern Russian society.