Научная статья на тему 'Информационное общество: проблемы становления социума нового типа и виртуальной социализации'

Информационное общество: проблемы становления социума нового типа и виртуальной социализации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
80
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY / ИНТЕРНЕТ / INTERNET / ВИРТУАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / VIRTUAL SOCIALIZATION / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / ВИРТУАЛЬНОСТЬ / VIRTUALITY / СЕТЕВЫЕ СТРУКТУРЫ / NETWORK STRUCTURES / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / INFORMATIZATION / СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / MODERN RUSSIAN SOCIETY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Федорищенко Павел Алексеевич, Гвинтовкин Алексей Николаевич

В данной статье рассматривается информационное общество как цивилизация нового типа. Авторы последовательно рассматривают причины возникновения информационного общества, выделяют позитивные и негативные моменты воздействия процессов информатизации на общество. Особая роль в этом процессе отводится развитию Интернета как глобальной информационной сети, которая является определяющим фактором становления информационного общества, а также виртуальной социализации как важному элементу информационного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information Society: the Problems of Formation of New Type Society and Virtual Socialization

The authors examine information society as a civilization of new type. Using step by step approach they consider the origin of information society, give accent to positive and negative aspects informatization processes impact to society. A special role in this process is given to the development of Internet as a global information network. Internet became the main factor of the formation of information society, as well as virtual socialization which is important element of the information society.

Текст научной работы на тему «Информационное общество: проблемы становления социума нового типа и виртуальной социализации»

П.А. Федорищенко кандидат социологических наук, докторант кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД*

А.Н. Гвинтовкин аспирант кафедры социологии, политологии и права ИППК Южного федерального университета**

Информационное общество: проблемы становления социума нового типа и виртуальной социализации

Одной из главных характеристик информационного общества является информационная сеть. Уже сегодня информация становится определяющим началом: так, овладение информацией о процессе есть овладение тем или иным процессом, а информационные технологии есть технологии социальные: они конструируют не только процесс, но и социальный мир.

Отсюда, на наш взгляд, можно сделать выводы о принципах информационно-технологической модели социальности нового типа. В сетевой структуре появляются и проявляются узлы распределения информационных ресурсов, властные узлы, узлы принятия решений, обеспечения оперативной информацией, покупок, продаж, платежей, обучения, досуга, развлечения, сообщества пользователей и потребителей; в этой структуре свои работодатели и свои наемные работники, свои менеджеры и администраторы, свои общественные и тематические форумы, свои объявления и оповещения. А это и есть характеристики социальной структуры социальности нового типа.

Говоря о социальности нового типа, имея в виду ее специфику, особенную сетевую структуру, виртуальную природу, мы также имеем в виду такие важные сегменты этой новой социальности, как информационная экономика, информационный менеджмент, информационная политика, информационная идеология, а также все то, что касается информационной личности: информационную идентичность, информационную презентацию и самопрезентацию.

На уровне сетевых сообществ это - групповая информационная идентичность, сплочение в социальные группы пользователей и

* Федорищенко Павел Алексеевич, e-mail: [email protected].

** Гвинтовкин Алексей Николаевич, e-mail: [email protected].

потребителей информационных ресурсов, социально-групповое и профессиональное информационное взаимодействие акторов и агентов, членов сетевых сообществ.

Информационное общество - это цивилизация нового типа, информационная цивилизация, основанная на экономике знаний, глобальной информации и на том, что информация становится продуктом, товаром, технологией и непосредственной производительной силой общества, определяющей его природу, характер, структуру и социальную динамику.

В обществе этого типа формируются свои социальные ценности, своя информационная культура, культура личного и социального доверия и свой информационный капитал, капитал доверительности, который реализуется в информационном и коммуникативном взаимодействии.

Это составляет главный социальный и информационный ресурс социальности нового типа - новый тип межличностных и социальных отношений, основанных на интересе, взаимной выгоде, личной и социальной пользе, в конечном счете на социальном доверии.

Важнейшими характерными чертами информационного общества являются:

- в экономической сфере: ключевая роль информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;

- в сфере занятости: возрастание удельного веса людей, занятых производством и трансляцией информации и знаний, прежде всего посредством современных информационно-коммуникативных технологий с использованием развитых мультимедийных средств и технологий, куда включаются электронные СМИ;

- в политической сфере: доступность информации, касающейся государственной деятельности и политических процессов, расширение возможностей для создания и развития плодотворной и эффективной связи власти и населения, что способствует развитию социальных инициатив и гражданского общества;

- в сфере коммуникаций: значительное расширение возможности общения и взаимодействия в диапазоне от межличностного общения посредством чатов, блогов, интернет-формумов, онлайн-конференций до взаимодействия с помощью так называемых информационных сетей в пределах глобального информационного пространства на межстрановом и межкультурном уровнях;

- в сфере повседневной жизни: использование информационных образовательных технологий, здравоохранения, в работе органов государственного управления и коммунальных предприятий, развитие электронной торговли и т.п., что повышает комфортность окружающей среды и качество жизни людей;

- в сфере личностного развития: общедоступность информации, значительно расширяющая свободу ценностного и профессионального выбора людей, которые с помощью Интернета находят места учебы, работы и отдыха, создают семьи и т.п.;

- в сфере культуры: признание культурной ценности самой разнообразной информации, растущее осознание разными слоями населения необходимости компьютерной грамотности;

- в сфере государственного управления: разработка и реализация государственных концепций и программ в сфере информатизации всех сторон общественной жизни, возможность существенно повысить эффективность текущей управленческой деятельности и дальновидность перспективной политики, в том числе и в общепланетарном масштабе.

Первопричиной возникновения информационного общества следует считать три взаимосвязанных процесса.

Во-первых, лавинообразный рост объемов производимой, особенно научной, информации.

Во-вторых, создание на базе широкого внедрения компьютеров и сети Интернет современной информационно-коммуникативной инфраструктуры, открывающей невиданные ранее возможности для оперативного доступа к информации.

В-третьих, активное использование информации (особенно теоретических знаний) в производственной, технической, управленческой и других сферах деятельности.

Одно из наиболее обоснованных, полных, теоретически обоснованных определений-характеристик постиндустриального общества дано Д. Беллом.

Он, в частности, писал: «Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого приоритет перешел от преимущественного производства товаров к производству услуг, проведению исследований (именно поэтому возникает необходимость во внедрении новых методов сбора и анализа информации в практику социологических исследований), организации системы образования и повышению качества жизни»'.

Большой вклад в разработку концептуальных основ теории информационного общества внесли такие исследователи, как Маршалл Маклюэн и Элин Тоффлер.

Так, свои представления об информационном обществе М. Маклюэн изложил в книге «Галактика Гутенберга». Главным он считал, что технологии коммуникации являются решающим фактором в процессе формирования нового типа социальной системы2.

1 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования: пер. с англ. М., 2000. 788 с.

2 Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего. М., 2005. 496 с.

Другой основоположник концепции информационного общества Э. Тоффлер сформулировал свою позицию по отношению к историческому процессу вообще. Она дана в его работе «Третья волна», где он выделил в истории человеческой цивилизации так называемые три волны:

1. Первая волна началась примерно десять тысяч лет назад (это переход от собирательства и охоты к сельскохозяйственной жизни). Так были заложены основы первых цивилизаций.

2. Вторая волна связана с индустриализацией производства. На этом этапе созданы новые социальные структуры и социальные институты. Индустриализация была связана с внедрением новых открытий в области науки и техники и новых промышленных технологий. Это создало основы массового производства и потребления.

3. Третью волну можно назвать одновременно и высокотехнологичной, и антииндустриальной в том смысле, что индустрия в корне меняет свой характер. Третья волна - это новый тип производства: производство не товаров, а высокотехнологичных

о

информационных технологий3.

Развитие Интернета как глобальной информационной сети становится определяющим фактором становления информационного общества. М. Кастельс использует теорию сетей для анализа изменений, происходящих в информационном обществе. Сетевые информационные структуры воспроизводятся на каждом уровне социального взаимодействия.

В сетевой структуре появляются узлы распределения ресурсов, властные узлы, узлы принятия решений, обеспечения оперативной информацией, покупок, продаж, платежей, обучения, досуга, развлечения, сообщества пользователей и потребителей; в этой структуре свои работодатели и свои наемные работники, свои менеджеры и администраторы, свои общественные и тематические форумы, свои объявления и оповещения4.

Можно выделить позитивные и негативные факторы воздействия процессов информатизации на общество и личность. К позитивным моментам относятся следующие:

- развитие компьютерных технологий, обеспечивающих личности свободу выбора;

- возможность создания и использования необходимых для жизнедеятельности электронных коммуникаций;

- каждый человек может быть пользователем информационных ресурсов, при этом он может одновременно быть получателем и

3

Тоффлер Э. Третья волна: пер. с англ. М., 1999. 784 с.

4 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ.; под науч. ред. О. И. Шкаратана. М., 2000. 606 с.

отправителем информации (пользователем информационного ресурса);

- пользоваться информационным ресурсом каждый человек может в любое время, находясь в любом месте, подключаясь к информационным ресурсам в любой точке (узле) информационной сети;

- возможно создание единой сети (единой базы данных);

- единая база данных является общим информационным ресурсом;

- доступ в единую базу данных осуществляется для всех пользователей без всяких ограничений;

- не существует центрального управления доступа к информационным ресурсам;

- в любое время и в любой точке информационного пространства для любого пользователя информационных ресурсов возможно информационное взаимодействие с любым другим пользователем информационных ресурсов;

- указанное выше информационное взаимодействие осуществляется децентрализовано, в отрытой форме и без всяких ограничений;

- информационное взаимодействие пользователей осуществляется в виде интерактивной коммуникации (открытого диалога);

- каждый момент информационного взаимодействия пользователей информационных ресурсов есть непрерывный процесс, определяемый только взаимным интересом пользователей, пользой от информационного взаимодействия и доверием, возникающим между ними;

- никаких ограничителей информационно-коммуникативного взаимодействия в принципе и практически не должно существовать и не существует;

- каждый пользователь информационного ресурса сам для себя и в соответствии со сложившимися нормами сетевой культуры и сетевого этикета решает вопрос о доступности и востребованности той или иной информации;

- социальный характер информационного взаимодействия определяется социальными параметрами целей и задач, интересов и потребностей данного сетевого взаимодействия и не декларируется ему извне, как навязанные императивы или запреты;

- каждый актор или агент сетевого информационного взаимодействия является социальным актором или агентом в той мере, в какой он осознает и реализует чувство ответственности за передачу, получение или хранение той или иной информации, исходя из общесетевых норм и культуры пользователей в Сети;

- каждый актор или агент сетевого информационного взаимодействия является самодостаточным социальным субъектом, а не «винтиком» отчужденного социального механизма, и, будучи членом социального сетевого сообщества, сам творит, утверждает и укрепляет свою социальность;

- каждый актор или агент сетевого информационного взаимодействия, будучи социальным сетевым субъектом, сам творит и развивает свою собственную индивидуальную картину мира, которая, будучи интегрированной с многими другими индивидуальными подходами, составляет единственно верную, выработанную в Сети и не навязанную извне, общую картину сетевого мира социума.

К негативным чертам глобального воздействия информатизации на общество и личность относят следующие характеристики:

- уязвимость личности перед недостоверной и недоброкачественной информацией;

- усиление возможности манипуляции личностью и ее сознанием;

- тенденциозное управлением мотивацией, потребностями и интересами личности в предоставлении ей тех или иных информационных ресурсов;

- возможность вторжения во внутренний мир личности результатов, которые являются следствием недобросовестной рекламы, сетевого маркетинга, массовых продаж и т.п.;

- возможность вторжения во внутренний мир личности действий коммерческих и бизнес-структур;

- возможность вторжения во внутренний мир личности и в ее частную жизнь институтов государства и общества;

- угроза вторжения в частную жизнь личность за счет афиширования ее данных во всеобщей Сети, что касается данных о работе, здоровье, индивидуальных паспортных и иных анкетных данных, включая данные о личных счетах, ИНН, данные о покупках, передвижениях и т.п.;

- угроза манипулирования и шантажа указанными выше данными, составляющими частную жизнь личности;

- угроза потери автономии личностью при афишировании ее личных данных;

- возможность угрозы зависимости от поставщика информационных ресурсов и манипулирования с его стороны;

- угроза виртуализации личности и утраты ею реальной идентичности в реальном социальном мире;

- угроза приобретения интернет-зависимости как психического заболевания, связанного с размыванием рамок привычного

повседневного социального мира и погружения его в мир

- 5

виртуальный .

Перечисленные выше виртуальные угрозы или их вероятности такие же существенные, как и реальные угрозы современного социума с его кризисами, нестабильностью, экологическими проблемами, проблемами этнических и религиозных конфликтов, угрозы излишней централизации и вертикализации власти, засилья чиновников, сепаратизма и других деструктивных социальных действий.

Особую тревогу вызывает повальное «зависание» молодежи в интернет-пространстве. Как показало авторское исследование, проведенное в 2012 г., подобную популярность Интернета респонденты объясняют тем, что именно там они чувствуют себя по-настоящему свободными, «там никто не может ничего запретить, это невозможно, кому надо что-то, тот найдет. Его пытаются ограничить, но это невозможно». Основным фактором, обеспечивающим свободу и независимость, была названа анонимность. Именно она позволяет делать все, что ты хочешь, говорить, о чем думаешь. «Я всегда могу найти людей, имеющих такие же интересы, как и я, которым будет интересно меня слушать и дискутировать». Кроме того, было отмечено, что виртуальная среда - это саморегулирующийся организм, в котором пользователи работают на общее благо, собирая и распространяя бесплатную (пиратскую) аудио-, видеопродукцию, иной контент, за которой в реальной жизни необходимо платить.

Основным способом познания виртуального пространства является самообразование, об этом заявили 73 % респондентов, вторым по полярности (13 %) ответом был «учили друзья». Данный факт говорит о низкой роли таких социальных институтов, как школа и семья, в процессе обучения компьютерной грамотности и социализации в виртуальном пространстве. Самостоятельное обучение компьютерной и интернет-грамотности молодежью сопряжено с риском контакта с нежелательным, экстремистским и запрещенным контентом, которым изобилует современное виртуальное пространство. Кроме того, бесконтрольное взаимодействие с Интернетом может привести к тому, что индивид станет жертвой мошенников либо будет подвергнут последовательному воздействию со стороны многочисленных сект, экстремистских сообществ, иностранных агентов и т.д.

В какой-то мере человечество уже адаптировалось к вышеперечисленным опасностям, а новые угрозы представляют собой неизвестную территорию. Тем не менее эту территорию человечество всем своим социальным и технологическим прогрессом обречено осваивать и находить пути выхода из различных

5

Бекман И.Н. Информационное пространство. URL: http://profbeckman.narod.ru/InformLekc.htm (дата обращения: 11.02.2012).

затруднительных ситуаций. Информационное общество - это уже не будущее человечества, это его реальность. Такая же реальность, как и информационная электронная экономика и бизнес.

Федорищенко П.А., Гвинтовкин А.Н. Информационное общество: проблемы становления социума нового типа и виртуальной социализации. В данной статье рассматривается информационное общество как цивилизация нового типа. Авторы последовательно рассматривают причины возникновения информационного общества, выделяют позитивные и негативные моменты воздействия процессов информатизации на общество. Особая роль в этом процессе отводится развитию Интернета как глобальной информационной сети, которая является определяющим фактором становления информационного общества, а также виртуальной социализации как важному элементу информационного общества.

Ключевые слова: информационное общество, Интернет, виртуальная социализация, молодежь, виртуальность, сетевые структуры, глобализация, информатизация, современное российское общество.

Fedorishenko P.A., Gvintovkin A.N. Information Society: the Problems of Formation of New Type Society and Virtual Socialization.

The authors examine information society as a civilization of new type. Using step by step approach they consider the origin of information society, give accent to positive and negative aspects informatization processes impact to society. A special role in this process is given to the development of Internet as a global information network. Internet became the main factor of the formation of information society, as well as virtual socialization which is important element of the information society.

Key words: information society, Internet, virtual socialization, youth, virtuality, network structures, globalization, informatization, modern Russian society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.