Научная статья на тему 'Социальные смыслы виртуальной реальности'

Социальные смыслы виртуальной реальности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
189
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / VIRTUAL REALITY / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / INFORMATION RESOURCES / ВИРТУАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ / VIRTUAL PERSONALITY / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ / INTERNET COMMUNICATIONS / ИНФОРМАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / INFORMATION MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Федорищенко Павел Алексеевич

В статье ставится исследовательская задача экспликации социального смысла виртуальной реальности, выявления различных уровней виртуальной реальности, в том числе и социального уровня, выяснения того обстоятельства, что социальный смысл виртуальной реальности очень многозначен и напрямую связан с социальной структурой виртуальной реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social meanings of virtual reality

In article the research task of an explication of social sense of virtual reality, identification of various levels of virtual reality including social level, clarification of that circumstance is set that the social sense of virtual reality is very multiple-valued and is directly connected with social structure of virtual reality.

Текст научной работы на тему «Социальные смыслы виртуальной реальности»

П.А. Федорищенко Кандидат социологических наук, докторант Краснодарского университета МВД России*

Социальные смыслы виртуальной реальности

Виртуальная реальность как реальность информационного взаимодействия находится в процессе сложного взаимодействия с существующей объективной реальностью социума посредством постоянного информационного обмена. Этот информационный обмен совершается как на социальном, так и на социумном, социально-групповом и индивидуальном уровнях во всех сферах социальной жизни: экономической, финансовой, рекламной, социальной, политической, культурной, образовательной, досуговой, развлекательной, индивидуально-личностной и т. п.

Виртуальная реальность при всех ее параметрах вторичности, субъектности, производности, искусственности и даже фантомности все же является именно реальностью, поскольку реальны характеристики ее информационного обмена и информационного взаимодействия. И как реальность, она структурирована и стратифицирована. Это обстоятельство отмечают многие современные исследователи1.

Структурные и стратификационные параметры виртуальной реальности связаны с ее информационными, техническими, технологическими, информационными, коммуникативными и социальными подсистемами и подструктурами. Они таковы, что характеризуют размывание традиционных представлений о социальных структурах и социальной стратификации. В частности, современные исследователи говорят о размывании ранее сложившейся социальной структуры2. Виртуальная реальность, являющаяся производной от «реальной» реальности, несет в себе такие же отпечатки и, более того, включает новые стратификационные идентификаторы.

Носителями стратификационных параметров являются агенты, акторы и пользователи единой информационной сети. Пользователи глобальной информационной сети, ее администраторы и модераторы, собственники информационных ресурсов, акторы, отвечающие за распределение данных ресурсов и доступ к ним, собственники чисто технических и технологических ресурсов, медийных ресурсов и есть то, что характеризует социальную стратификацию нового типа. В единой информационной сети отнесение какого-либо актора или пользователя к той или иной информационно-коммуникативной страте осуществляется

* Федорищенко Павел Алексеевич, e-mail: fpa@inbox.ru

1 Бондаренко С.В. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ: автореф. дис. ... д-ра соц. наук. Ростов н/Д., 2004.

Бернерс-Ли Т., Хендлер Дж., Лассила О. Семантическая сеть. URL: http://ezolin.pisem.net/logic/ semantic_web_rus.html (дата обращения: 05.04.2014).

посредством акта приписывания, самоприписывания (самоотнесения). Кроме приписывания или самоприписывания социальных акторов к тем или иным сферам общественной жизни, производства или собственности, социальная стратификация связана еще и с тем, кто и кем управляет.

В реальности нового типа формируются и принципиально новые типы социального управления. В данном случае речь может идти о механизмах управления информационной властью как таковой, как и механизмах управления властью денег, информационных ресурсов, медийной властью (СМИ, реклама, манипуляция общественным сознанием). Все это говорит о том, что формируется новый тип социального управления - управления виртуального. Это прежде всего все то, что касается доступа к информационным ресурсам, владению информацией, использованию информации. Информационное управление в виртуальной реальности является, на наш взгляд, ключевым моментом в понимании социальной структуры реальности этого типа. Сетевое управление имеет много отличительных черт: это и массовость, и взаимосвязь всех и каждого, и тотальная распространимость управленческих действий, и иерархичность узлов управления, и воздействие на каждого актора информационной ячейки со стороны всех векторов информационного взаимодействия.

Эти отношения управления с неизбежностью преломляются и реализуются в специфической форме в виртуальной реальности. Их специфическое преломление связано прежде всего с новыми технологиями, информационными и массовыми медийными технологиями. Единая информационная сеть, рассмотренная под определенным углом зрения, - виртуальная реальность, есть явление социальное, информационно-технологическое, а может даже информационный социумный фантом, виртуальность так же есть явление социокультурное. В глобальной сети формируется своя виртуальная культура, свои сетевые правила и нормы, свой этикет,

о

ценности и правила3. В этом отношении необходимо отметить двойственный характер социокультурной сути виртуальной реальности: она одновременно объективна, в том плане как могут и должны быть объективны информационные технологии и их материальные субстраты и носители: устройства, усилители, ретрансляторы, серверы, компьютеры и их сети. Все это может быть выражено техническими показателями, технологическими параметрами, количественными характеристиками информационных емкостей и т. п.

Но, с другой стороны, виртуальная сеть субъективна в плане того, что данная реальность не сводится к техническим и технологическим показателям. Это прежде всего акторы сети, субъекты информационного

Емелин В.А. Глобальная сеть и киберкультура. Ризома и Интернет. URL: http://emeline.narod.ru/rhizome.htm (дата обращения: 11.09.2014).

взаимодействия с легендированными биографиями, именами-никами, спецификой личностных презентаций и самопрезентаций, субъективность выбора партнеров по взаимодействию. Виртуальная личность, член сетевого сообщества является одновременно актором, агентом, пользователем информационных ресурсов и субъектом коммуникативно-информационного взаимодействия, которое осуществляется прежде всего в формате интерактивной коммуникации4.

Поскольку в виртуальной реальности информационного пространства виртуальные личности множественны, соответственно, их идентификация имеет бесконечное информационное пространство толкований и интерпретаций. Виртуальная личность - не иллюзорный фантом. Это продукт информационной эпохи, результат развития информационных технологий, следствие превращения коммуникативного процесса в массовый процесс и это выражение глобального информационного взаимодействия. Коммуникативный аспект отношений в информационной сети может рассматриваться как грань социального уровня и претендовать на особый уровень взаимодействия в Интернете.

Общение с использованием интернет-технологий получило название интернет-коммуникации. Такие исследователи, как Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский, О.В. Смыслова и другие, указывают на характерные формы коммуникативного взаимодействия в сети:

1. Коммуникативное взаимодействие в виде информационного обмена в формате здесь и сейчас, или, как его чаще называют, в режиме реального времени.

2. Коммуникативное взаимодействие в режиме реального времени реализуется обычно в чате, может быть с одним агентом (одним собеседником), а также со множеством собеседников (агентов) одновременно. Это чаще всего имеет место в социальных сетях и на интернет-форумах.

3. Коммуникативное взаимодействие в виде получения к доступу использования информацией происходит опосредованно, например, посредством электронной почты, электронных библиотек и т. д.5

Такой исследователь, как И.Г. Сидорова, в работе «Коммуникативно-прагматические характеристики персональных и интерперсональных жанров интернет-дискурса»6 вслед за другими исследователями, в частности,О.В. Дедовой, следующим образом характеризует виртуальный дискурс: Интернет продуцирует особый, виртуальный тип межличностной коммуникации7. Само рассмотрение проблем интернет-коммуникации невозможно без определения понятия

4 Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность. М., 2000.

5 Там же.

6 Сидорова И.Г. Коммуникативно-прагматические характеристики персональных и интерперсональных жанров Интернет-дискурса Вестник Волгоградского госуниверситета. Сер. 2. Языкознание. 2011. № 2 (14). С. 78-86.

7 Дедова О. В. Теория гипертекста и гипертекстовые практики в Рунете. М., 2008. С. 81.

виртуального дискурса. Так, в своем исследовании А.А. Селютин характеризует такой дискурс, как абсолютное погружение автора в ситуацию виртуального коммуникативного акта и преобразование его в онлайновую личность, причем иногда не отражающую речевого образа автора в реальной действительности8. Соответственно, Интернет рождает новые жанры коммуникации - форумы, сайты, электронные библиотеки и электронные энциклопедии, гостевые книги, живые журналы, где стираются границы между автором и адресатом текста.

Такой исследователь, как А.В. Назарчук, в работе «Сетевое общество и его философское осмысление» говорит о том, что коммуникация в информационной сети представляет собой особенный вид социальной коммуникации, и перечисляет основные особенности коммуникации в информационной сети:

• многоканальность коммуникации;

• интерактивность интернет-коммуникации;

• высокая плотность логистических путей перемещения коммуникативной информации;

• большая информационная насыщенность;

• визуальная, динамическая и звуковая презентативность информационного взаимодействия в сети;

• виртуальный характер интернет-коммуникации;

• возможность создания альтернативных цепочек информационного взаимодействия9.

Глобальная сеть благодаря именно своей глобальности, открытости и анонимности позволяет обсуждать на своих сайтах, в чатах и форумах те вопросы и в такой форме, что непринято или еще непозволительно обсуждать в реальном мире. Характер информационного коммуникативного взаимодействия анализируется с точки зрения интерактивности коммуникации в информационной сети, ее линейности и нелинейности, ситуативности, синхронности, анонимности, виртуального характера.

Взаимодействие акторов информационного обмена и есть важнейший показатель социальной структуры виртуальной реальности. А раз это взаимодействие во многом определяется субъективными предпочтениями, то и структура виртуальной реальности имеет «налет» субъективности. С нашей точки зрения, термин «субъективность» в данном случае является не очень подходящим для экспликации социальной структуры виртуальной реальности.

Субъективность как производное от субъекта - это то, что противоположно по своей природе объекту. Мы склонны трансформировать данный термин в термин «субъектная

8 Селютин А.А. Коммуникативная толерантность в виртуальном пространстве (на примере анализа текстов социальных сайтов). Автореф. дисс. к. филол. н.: Челябинск, 2008. С. 7.

9 Назарчук А.В. Сетевое общество и его философское осмысление // Вопросы философии. 2008. № 7. С. 40-53.

индивидуальность актора информационного взаимодействия». В субъектной индивидуальности актора есть грань субъективности (уникальности, обусловленности внутренним миром индивида, возможно, предвзятости и предпочтительности), но более этот термин наполнен характеристиками субъекта - актора информационного взаимодействия: его места и роли в сети, отношения к информационным ресурсам и доступа к ним, его виртуально-стратификационными параметрами. Эти параметры уникальны, индивидуальны, привязаны к конкретному актору, но не субъективны. Они даже могут быть названы виртуально объективными в том отношении, что не зависят от самого актора и способов его идентичности и самопрезентациии, а определяются его местом, положением и функцией в сети.

Вопрос об отражении виртуальной реальностью реальности объективной не является таким уж простым. Сам характер отражения предусматривает новое системное качество этого взаимодействия. Сетевые ячейки и узлы сетевых связей, совокупная глобальная информационная сеть отражают общественные запросы и потребности сегментированно.

Это означает, что каждый сегмент глобальной сети одновременно находится в сложном взаимодействии как с тем или иным сегментом объективной реальности, так и со всей объективной реальностью в целом, при этом находясь во взаимодействии с другими сегментами сети. Возникает кумулятивный феномен этого отражения, новое качество данного взаимодействия.

Динамика данного процесса такова, что объективная реальность современного общества также является определенным отражением виртуальной реальности. Это не только технические и технологические запросы сети, это и еще все более возрастающее ее влияние на социальную реальность. Виртуальная сеть как альтер эго реального социума влияет на самосознание социума, его самооценку и самоощущение. Так отзвуки политических штормов реальной социальной жизни находят в сети прямые формы воплощения, информационного оформления и воздействуют по принципу обратной связи на общество, в том числе негативно10.

Сеть может выступать экспертом и аккумулятором общественного мнения и настроения, консолидировать и разобщать, выступать провокатором и инициатором, обличителем и свидетелем, организатором и пропагандистом.

Думается, что вопрос о том, что на что больше влияет: реальное общество на виртуальное или наоборот, еще не нашел своего однозначного ответа. Во всяком случае динамика данного процесса (создание интернет-фондов, сообществ гражданских инициатив,

10 Сериков А.В. Молодежный экстремизм на юге России: причины обострения и меры предупреждения // Государственное и муниципальное управление: уч. зап. СКАГС. 2011. № 3. С. 135-142.

оппозиционных сообществ, электронных правительств и т. п.) показывает все нарастающее воздействие виртуального общества на реальное общество. И это, на наш взгляд, есть одна из главных характеристик природы виртуальной реальности: она амбивалентна, т. е. имеет одновременно естественный (социально объективный) и искусственный (символический, конвенциональный) характер.

Это, на наш взгляд, принципиально новая характеристика социальности, ее двойственная природа: с одной стороны, это следствие развития социума, поскольку новые информационные технологии есть продукт социального развития, но с другой -виртуальная реальность, получив источник своего развития от социума в виде информационных технологий, далее уже развивается по своим собственным законам.

Реальное общество и власть в этом обществе уже не могут жить без оглядки на сеть. Более того, Сеть, формулируя множество гражданских инициатив, является важным элементом становления гражданского общества. В обратном случае возможно нарастание социальной напряженности11.

Эта реальность взаимодействует с объективной социальной реальностью, обслуживает ее, удовлетворяет ее потребности и потребности конкретных индивидов, но вместе с тем она самоорганизуется, самосовершенствуется, динамично развивается и уже находит в себе ресурсы своего собственного саморазвития.

Соответственно этому виртуальная реальность активно меняет социум, формирует новые тенденции и формы социального взаимодействия:

• виртуальное пространство взаимодействует с социальным пространством;

• трансформирует социальное пространство в направлении оптимизации информационного взаимодействия;

• усиливает и интенсифицирует процессы глобализации, что происходит за счет формирования единого информационного пространства;

• создает предпосылки для формирования единого пространства экономических, предпринимательских, политических и социокультурных отношений;

• нивелирует и размывает локально национальные и узкорелигиозные границы;

• создает прообраз новых органов управления - электронного правительства (пока на государственной и национальной основе), но в перспективе создание планетарного электронного правительства и планетарных форумов, принимающих участие в управлении;

11 Сериков А.В. Факторы социальной напряженности в Ростовской области (анализ результатов социологического исследования) // Социально-гуманитарные знания. 2011. № 7. С. 36.

• способствует условиям для ускорения развития нового типа производства - информационного;

• формирует новые социальные группы и новые социальные общности;

• порождает общество нового типа.

Итак, виртуальная реальность как социальность нового типа характеризуется коммуникативно-информационным взаимодействием, осуществляемым посредством единой компьютерной сети, на основе единого информационного пространства. Кроме того, виртуальная реальность является специфическим состоянием сознания современного общества (виртуализацией сознания), выражением особенности современной эпохи (развития цивилизации на уровне общества, основанного на информации) и параметром соответствующей этому формой социальности - виртуальной социальности. Динамическая характеристика виртуальной реальности - это коммуникативно-информационное взаимодействие.

Федорищенко П.А. Социальные смыслы виртуальной реальности. В

статье ставится исследовательская задача экспликации социального смысла виртуальной реальности, выявления различных уровней виртуальной реальности, в том числе и социального уровня, выяснения того обстоятельства, что социальный смысл виртуальной реальности очень многозначен и напрямую связан с социальной структурой виртуальной реальности.

Ключевые слова: виртуальная реальность, информационные ресурсы, виртуальная личность, интернет-коммуникации, информационное управление.

Fedorishchenko P.A. Social meanings of virtual reality. In article the research task of an explication of social sense of virtual reality, identification of various levels of virtual reality including social level, clarification of that circumstance is set that the social sense of virtual reality is very multiple-valued and is directly connected with social structure of virtual reality.

Key words: virtual reality, information resources, virtual personality, Internet communications, information management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.