Научная статья на тему 'Информационное общество и модернизация в России'

Информационное общество и модернизация в России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1540
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / СТРАТЕГИЯ ПЕРЕХОДА К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ / ИНДЕКС РАЗВИТИЯ ИКТ / ICT DEVELOPMENT INDEX (IDI) / INFORMATION SOCIETY / MODERNIZATION / INFORMATIZATION / STRATEGY OF THE TRANSITION TO THE INFORMATION SOCIETY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чернова Елена Николаевна

В статье рассматривается возможность перехода к информационному обществу, а также специфические черты постиндустриальной модернизации в России. Выделен социально-философский аспект проблематики информационного общества. Анализ процесса информатизации в российском обществе осуществлен с позиции выявления разумности соотношения условий органической и мер «догоняющей» модернизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Чернова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SOCIETY AND MODERNIZATION IN RUSSIA

The article examines the possibility of transition to the information society as well as specific features of the postindustrial modernization in Russia. The socio-philosophical aspect of information society’s range of problems is considered. The author analyzes the informatization process in the Russian society, and considers reasonableness of correlation between the natural modernization conditions and measures of the catching-up modernization.

Текст научной работы на тему «Информационное общество и модернизация в России»

УДК 316.324 + 316.422 (470+571)

Чернова Елена Николаевна

Chernova Elena Nikolayevna

кандидат философских наук, доцент кафедры социально-экономических дисциплин Саранского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации

PhD, Assistant Professor, Socioeconomic Subjects Department, Saransk Cooperative Institute of the Russian University of Cooperation

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И МОДЕРНИЗАЦИЯ В РОССИИ

INFORMATION SOCIETY AND MODERNIZATION IN RUSSIA

Аннотация:

Summary:

В статье рассматривается возможность перехода к информационному обществу, а также специфические черты постиндустриальной модернизации в России. Выделен социально-философский аспект проблематики информационного общества. Анализ процесса информатизации в российском обществе осуществлен с позиции выявления разумности соотношения условий органической и мер «догоняющей» модернизации.

The article examines the possibility of transition to the information society as well as specific features of the postindustrial modernization in Russia. The socio-philosophical aspect of information society’s range of problems is considered. The author analyzes the informatization process in the Russian society, and considers reasonableness of correlation between the natural modernization conditions and measures of the catching-up modernization.

Ключевые слова:

информационное общество, модернизация, информатизация, стратегия перехода к информационному обществу, индекс развития ИКТ.

information society, modernization, informatization, strategy of the transition to the information society, ICT Development Index (IDI).

Keywords:

Осознание исторической необходимости вхождения в глобальное информационное пространство произошло в России значительно позже, чем в развитых странах. Начиная с Доктрины информационной безопасности Российской Федерации и Стратегии развития информационного общества, утвержденных Президентом России соответственно в 2000 и 2008 гг., политико-правовое регулирование этого процесса отличалось бессистемностью и противоречивостью. В настоящее время запущена Государственная программа «Информационное общество (2011-2020 гг.)» [1].

Целью программы заявлено получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий (далее - ИКТ). Задачи программы, также как и ее цель, не содержат ни количественных, ни качественных ориентиров и сформулированы преимущественно как общие места теории информационного общества: создание и развитие электронных сервисов в различных областях, создание информационных систем, перевод в электронный вид деятельности и документов, повышение готовности населения и бизнеса к возможностям информационного общества и другие.

Ожидаемые результаты реализации государственной программы особенно размыты и беспредметны, например, «социализация на основе общения».

В качестве результата государство обещает своим гражданам «эффекты», возникающие при использовании ИКТ.

В концептуально очерченных целях, задачах и результатах развития информационного общества в России явно прослеживается отсутствие обозначения места страны в международном разделении труда, анализа международных рейтинговых показателей, проблем, специфики и первых итогов постиндустриальной модернизации российского образца.

Макроэкономические показатели для планирования и оценки результатов выполнения программы, как в ней специально и указывается, не используются. В то же время, оптимальная для России стратегия вхождения в информационное общество, эффективные средства и методы модернизации и наиболее благоприятный для граждан, бизнеса и государства сценарий этого процесса не могут быть успешно разработаны без учета специфики социальноэкономического развития России, ее места в мировой экономике и политике.

Признание информационного общества в качестве исторической закономерности получило в современной социально-философской мысли достаточное обоснование. Изначальное рассмотрение возникновения информационного общества в рамках западной, рационалистической ментальности в настоящее время уступает концепциям универсальности и глобальности информационного общества. Это подтверждают лидирующие позиции Кореи, Сингапура, Гонконга наряду с США и Западной Европой.

Основными характеристиками информационного общества являются на сегодняшний день следующие положения:

1) ступень в развитии мировой цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества;

2) изменение структуры экономики в сторону увеличения доли информационных продуктов и ИКТ-услуг в валовом внутреннем продукте;

3) создание глобального информационного пространства;

4) возможность беспрепятственного доступа к мировым информационным ресурсам;

5) повышение качества жизни людей за счет удовлетворения потребностей в информационных продуктах и услугах.

Все чаще утверждается, что происходит формирование особой подсистемы общества -информационной сферы, не совпадающей с духовной. Также мы считаем правомерным обособление информационного сознания от традиционно выделяемых видов общественного. Это происходит в виде трансформации системы представлений и ценностей под влиянием ИКТ, осознание важности доступа к информации, ее полезности, отношение к деятельности как информационно-управленческому процессу, а к своему существованию - как к проекту, воплощение которого требует актуальной информации.

Исторической реальностью становятся прогнозы футурологов и первых идеологов информационного (постиндустриального) общества:

1) основой нового общества будет являться компьютерная технология, которая призвана замещать либо усиливать умственный труд человека;

2) направление социальных изменений во все большей степени будет зависеть от внедрения информационных технологий;

3) продукция сектора ИКТ сформирует фундамент информационного общества - инфраструктуру ИКТ, представляющую собой совокупность информационных систем, телекоммуникационных сетей и информационных ресурсов;

4) ведущей отраслью экономики станет наукоемкое производство, характеризующееся высокими темпами роста, большой долей добавленной стоимости, высоким инновационный потенциалом;

5) основным субъектом социальной активности станет «свободное сообщество», возрастет возможность сотрудничества, демократизации;

6) возрастет интенсивность коммуникации на основе циркуляции огромного массива информации и появившейся возможности ее быстрого получения;

7) произойдет ускорение темпов социального прогресса.

Среди главных детерминантов перехода к информационному обществу мы выделим технологический, экономический, личностный и политический.

Информационное общество «пантехнологично», что означает проникновение информационно-коммуникационных технологий во все сферы деятельности. Критерием перехода к информационному обществу является то, в какой степени ИКТ становится неотъемлемой частью повседневной жизни людей. Известно, что современная молодежь не может ни дня обойтись без домашнего интернета, а в последние годы и услуг мобильного интернета.

Детерминация информационных процессов рыночной экономикой заключается в том, что новейшие исследования и разработки проходят в тех областях применения ИКТ, которые наиболее привлекательны с точки зрения рыночных перспектив. Кроме того, главенствующее положение информационного ресурса следует видеть в его качественной способности оптимизировать сочетание и использование иных факторов капиталистического производства.

Личностная детерминация становления информационного общества - это совокупность следующих условий информационного развития: осознания важности использования иКт, возможности физического доступа к технологиям, наличия информационных потребностей, уровня компьютерной подготовки, степени информационной активности. Личностная детерминация развития общественного знания выражается в том, что овладение основными информационными навыками превращает потенциальные возможности ИКТ в реальность, осознанно и рационально организуемые информационные процессы.

Политическая (геополитическая) детерминация на примере США выражается в том, что государство активно участвует в производстве знаний. Поддержание выгодной для американского капитала «информационной асимметрии» (диспропорции) глобальной экономики, информационное доминирование, позволяющее вести информационные войны, являются причиной высоких темпов информатизации в стране.

На сегодняшний день ситуация такова, что, без проведения форсированных мероприятий, Россия рискует сместиться на окраину цифрового прогресса и, вместо получения преиму-

ществ информационного общества, решать проблемы информационной зависимости от стран-лидеров внедрения ИКТ. Насущными проблемами исторического отставания в области информационных технологий, требующими быстрого решения, выступают:

1) сырьевой характер экономики;

2) слабое развитие инфраструктуры;

3) отсутствие единой национальной информационной системы (в США она была создана в 80-е гг. XX в., в Западной Европе - в 90-е гг.);

4) социально-экономическое неравенство регионов;

5) слабое развитие системы демократического контроля органов власти и управления;

6) несоблюдение прав и свобод человека, в том числе в сфере доступа к информации;

7) недофинансирование науки и образования;

8) низкий уровень информационных потребностей в обществе.

Кроме того, в нашей стране до сих пор не созданы общие условия высокотехнологичного информационного развития, такие как благоприятный политический и законодательный климат, эффективное государственное управление, хорошо развитый внутренний рынок, инновационный потенциал бизнес-структур, система контроля качества подготовки специалистов, творческая инициатива на всех уровнях. Наконец, России не хватает последовательности и стабильности на пути постиндустриальной модернизации. Так, например, по темпу роста индекса цифровых возможностей (Digital opportunity index) за 2001-2005 гг. Россия вышла на третье место, а в 2010 г. находилась уже на 72 позиции среди 115 стран [2].

Учитывая положительный опыт лидеров рейтингов государств по их подготовленности к информационному обществу (Скандинавские страны, Великобритания, США, Сингапур, Тайвань), стратегические цели России в данной области должны быть направлены на высокое качество информационно-коммуникационной инфраструктуры, широкое распространение Интернета, повышение квалификации чиновников в соответствии с требованиями информационной среды, внедрение технологических инноваций, динамичное развитие электронного бизнеса, непрерывное образование.

Существуют известные сложности не только в определении целей информационного развития, но и в процессе их реализации органами исполнительной власти нашего государства.

Так, на заседании Правительства Российской Федерации 12 сентября 2013 г. одним из основных вопросов прозвучала низкая степень исполнения бюджета федеральных целевых программ, и в том числе программы «Информационное общество (2011-2020 гг.)», которая по состоянию на сентябрь 2013 г. реализована на 1,1 %. Премьер попросил представить предложения «о судьбе программы и об ответственности» [3].

Можно сделать вывод, что такие параметры индекса сетевой готовности (Networked Readiness Index) как государственная позиция относительно развития информационных технологий и государственные затраты на развитие этой сферы остаются проблемными для России. По итогам 2012 г. по данному индексу мы заняли 54 место из 144 стран мира [4]. При этом к 2015 г. по индексу NRI планируется войти в число 20 ведущих стран.

В дальнейшем распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 г. утвержден план реализации в 2013 г. и в плановый период 2014 и 2015 гг. государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 гг.)». Каковы же практические мероприятия в направлении модернизации информационной сферы России в ближайшие годы?

Наибольшее число контрольных событий - 31 мероприятие - предусматривает 4 подпрограмма «Информационное государство», в соответствии с которой в 2014 и 2015 гг. планируется внесение в Правительство множества правовых актов, регулирующих информационную сферу. В их числе Федеральный закон о получении гражданами электронных подписей; законодательные акты о получении федеральных государственных услуг во всех местах приема заявителей, независимо от адреса регистрации заявителя, и другие.

Также подпрограммой предусматриваются следующие события: принятие нормативных правовых актов, направленных на улучшение условий работы ИТ-компаний в России, направленных на защиту абонентов от «спама»; отмена взимания дополнительной платы за национальный роуминг; «народный контроль» граждан путем уведомления ведомств и получения обратной связи через Единый портал государственных услуг; запуск процесса оценки гражданами качества госуслуг через федеральный телефонный центр и другие.

В итоге, в плане мы находим положительные начинания в области развития электронного правительства, поощрения инновационной деятельности, создания основ статистики информационного общества, повышения доступности мобильной связи, расширения прав и свобод граждан в информационной сфере.

К 2015 г. руководством страны планируется войти в число 10 ведущих стран по индексу развития ИКТ (iDl). По этому показателю, согласно аналитическому отчету Международного союза электросвязи за 2013 г., мы находимся лишь на 40 позиции среди 157 стран [5]. При этом слепое копирование опыта развитых государств без учета российских социально-политических реалий вряд ли будет способствовать достижению этой цели.

Для того чтобы придать информационному развитию характер органической, а не догоняющей модернизации, необходимо сделать ставку на создание наиболее благоприятных условий естественного формирования инфосферы и информационного человека. Информационный человек - это человек, имеющий возможности и способности получать полезную, актуальную информацию, в том числе профессиональные знания, способствующие повышению эффективности его деятельности во всех сферах общества. Наиболее значимыми на этом пути являются следующие цели и задачи:

1) повышение качества российского образования путем включения его в мировое образовательное пространство;

2) формирование высокой информационной культуры участников образовательного процесса;

3) удешевление корзины цен на услуги ИКТ для населения (по данным 2012 года по этому показателю Россия находится на 31 месте в мире);

4) формирование жизнеспособного гражданского общества;

5) непрерывная обратная связь с органами власти и управления;

6) создание единого информационно-правового пространства путем четкой регламентации правового режима информации.

Кроме того, в контексте исторического значения модернизации инфосферы, следует отметить, что внедрение ИКТ - не самоцель, а средство достижения социально-полезных целей. Поэтому уровень готовности граждан к информационному обществу, доверие к информационной политике нашего государства и готовность выделять средства на ИКТ-услуги будут устойчиво расти в том случае, если социальные субъекты отметят реальное улучшение положения дел в образовании, здравоохранении, получении госуслуг, в доступе к культурным ценностям и т.д. Лишь естественная заинтересованность всех участников модернизационного процесса, а не насаждаемая «сверху» обязанность, придаст информатизации характер устойчивого, прогрессивного направления развития российского общества.

Ссылки:

1. Информационное общество (2011-2020 гг.): Государственная программа Российской Федерации: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р // Российская газета. 2010. 16 ноября.

2. Вершинская О.Н., Алексеева О.А. Международные индексы готовности стран к информационному обществу // Труды ИСА РАН. Т. 61. 2011. С. 22.

3. Информационное общество в эпоху освоения бюджетов. URL: http://argumenti.ru/society/2013/09/284267 (дата обращения: 25.10.2013).

4. Global Information Technology Report 2013. URL: http://www.weforum.org/issues/global-information-technology/index.html (дата обращения: 25.10.2013).

5. Измерение информационного общества (издание за 2013 г.): отчет Международного союза электросвязи. URL: http://www.itu.int/dms_pub/itu-d/opb/ind/D-IND-ICT0I-2013-SUM-PDF-R.pdf (дата обращения: 25.10.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.