Научная статья на тему 'Информационное общество как фактор Российской модернизации'

Информационное общество как фактор Российской модернизации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
288
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ЦИФРОВОЙ РАЗРЫВ / ЭЛЕКТРОННОЕ ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мерзлякова Ирина Леонидовна

В данной статье автором освещены основные направления информационной политики Российской Федерации и государственные инициативы по становлению информационного общества, а также рассмотрены особенности российской модернизации в ключе внедрения информационно-коммуникационных технологий в контексте современной модернизации России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационное общество как фактор Российской модернизации»

УДК 323.22/.28

Мерзлякова Ирина Леонидовна

кандидат философских наук,

Ростовский государственный экономический университет merzlyakovail @mail. ru Irina L. Merzlyakova PhD

Rostov state economic university [email protected]

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО КАК ФАКТОР РОССИЙСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

Information society as a basis of Russian modernization

Аннотация. В данной статье автором освещены основные направления информационной политики Российской Федерации и государственные инициативы по становлению информационного общества, а также рассмотрены особенности российской модернизации в ключе внедрения информационно-коммуникационных технологий в контексте современной модернизации России.

Ключевые слова: модернизация, информационное общество, информационная политика, информационно-коммуникационные технологии, информационная инфраструктура, цифровой разрыв, электронное государство.

Annotation. This article highlights the main directions of the Russian Federation's information policy and the state's initiatives to establish an information society in the context of actual modernization. The analysis of the source base of Russian information policy is in the main center of the article. The authors consider the features Russian modernization whithin introduction of information and communication technologies of government activity.

Keywords: modernization, information society, information policy, computerization, information and communication technology, information infrastructure, digital divide, e-government.

В условиях определения вектора посткризисного развития современной России особый исследовательский интерес вызывает процесс формирования информационного общества и развития информационных технологий, обеспечивающих социокультурную модернизацию нашей страны. Информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на развитие традиционных отраслей экономики, социальную сферу, сферу образования и политики, другие сферы. В условиях становления информационного общества информация является предметом массового потребления, и важным экономическим ресурсом. Развитие информационного

сектора экономики и информационно-коммуникационных технологий «влияет на подъём науки и техники, на эффективность государственного управления и даже на политическую систему, открывая доступ к политическим институтам и тем самым на расширение демократии» [4].

В рамках представленной работы, мы попытаемся рассмотреть особенности формирования информационного общества и развития информационно-коммуникационных технологий в современной России как факторов эффективности модернизации России. Для достижения исследовательских задач необходимо определить сущность «информационного общества», выявить основные подходы к определению этого понятия, выявить показатели развития информационного общества, определить место России среди других стран в процессе развития информационно-коммуникационных технологий.

Эмпирическую базу нашего исследования составляют результаты Международного рейтинга развития информационно-коммуникационных технологий ICT Development Index 2017, Отчеты Правительства РФ о реализации «Стратегии развития информационного общества в России», Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)».

Сложность определения вектора посткризисного развития современной России заключается в том, что сам «социум» трактуется как целостная и самоорганизующаяся система, проходящая бифуркационные точки и в силу этого не имеющая определенной направленности в своем развитии. Период ожидания «нового общества» сопровождается попытками со стороны научно-исследовательских кругов представить его и те изменения, которые неминуемо должны произойти в социокультурной системе общества будущего. Современный научный подход с его информационно-техническими возможностями, не гарантирует высокой степени вероятности развития социокультурных процессов в определенных исторических условиях. Одной из причин этому служит, по мнению Э. Фромма, пренебрежение такой системой как Человек с его слабостями, чувствами, эмоциями, желаниями и волнениями. Поэтому, на наш взгляд, рассмотрение социальных систем, тенденций и особенностей их развития в условиях модернизации России должно происходит с определенной долей условности.

Характеризуя современное общество американский социолог Иммануэль Валлерстайн говорил, что: «...[социум] первой половины XXI века по своей сложности, неустойчивости и вместе с тем открытости намного превзойдет все, виденное нами в веке XX-ом» [1]. Этой надвигающейся эпохе давали такие определения как постбуржуазное общество, посткапиталистический строй, постцивилизационное, постиндустриальное общество, информационное общество. Последние два определения получили в научной литературе наибольшее распространение, поскольку дают представление о тенденциях и приоритетах надвигающейся эпохи. В своей работе мы будем использовать

термин «информационное общество», появление которого связано с именами Ф. Махлупа и Т. Умесао и А. Турена.

Разрабатывая концепцию информационного общества, ученые определили в такой социальной системе примат научного знания и его высокий статус по отношению ко всем остальным видам человеческой деятельности. Уровень знаний и умение пользоваться поступающей по разным каналам информацией, в таком обществе становится определяющим фактором социальной дифференциации и модернизации. Знания, представляющие собой «упорядоченное множество утверждений, фактов и идей, представляющих обоснованное суждение или результат эксперимента, которые передаются другим через средства коммуникации в определенной систематической форме» [1].

В 60-70-ее гг. ХХ века, описывая нарождающееся «кибернетическое», «технотронное» западноевропейское общество Э. Фромм выявлял те изменения, которые происходят с сознанием индивидов и считал, что важной характеристикой информационного общества является активное использование симуляционных технологий - технологий виртуальной реальности, что влечет киберпротезирование институциональных форм. Высокая роль в информационном обществе знаний, информации и каналов коммуникации, ставит вопрос об изучении этих феноменов и способов управления ими в целях повышения эффективности модернизации современного Российского общества.

«В информационных обществах информация является и предметом массового потребления, и мощным экономическим ресурсом. Причём сам информационный сектор экономики растёт зачастую значительно быстрее других отраслей, а иногда и выделяется из каких-то проектов в совершенно самостоятельную часть. Развитие таких технологий прямо влияет на подъём науки и техники, на эффективность государственного управления и даже на политическую систему, открывая доступ к политическим институтам и тем самым на расширение демократии» [4].

На сегодняшний день одной из ведущих организаций, которые занимаются на международном уровне изучением и развитием информационного общества является Global Knowledge Partnership (Глобальное партнерство во имя Знания) (GKP). Целью этой организации является «реализация потенциала, заложенного в информационных и коммуникационных технологиях (ИКТ) (ICTs - от information and communication technologies), во имя устойчивого и справедливого развития» [2].

На сайте GKP размещены различные публикации на тему информационного общества и он служит платформой, где на равных встречаются государство, группы гражданского общества, донорские организации, компании частного сектора, научное сообщество, СМИ и межправительственные организации, стремящиеся использовать ИКТ на благо развития. Существует аналогичная отечественная сеть - Партнерство для развития информационного общества в России (http : //prior.russia- gateway.ru) -«добровольная ассоциация организаций и частных лиц, объединяющих свои усилия и ресурсы, осуществляющих взаимную информационную,

технологическую, консультационную, финансовую, организационную и иную поддержку для достижения общих целей и решения общих задач» и Институт развития Информационного Общества (ИРИО).

В конце ХХ века по инициативе Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации и Комитета Государственной Думы по информационной политике и связи была создана Концепция формирования информационного общества в России и одобрена решением государственной комиссии по информатизации при Государственном комитете Российской Федерации по связи и информатизации от 28 мая 1999 г. В Концепции заявлены основные черты и признаки информационного общества, которые, по мнению авторов, будут сформированы в России при стабильных социально-политических условиях и глубоких экономических преобразованиях в первой четверти XXI столетия.

К таким чертам можно отнести формирование единого информационно-коммуникационного пространства России как части мирового информационного пространства, полноправное участие России в процессах информационной и экономической интеграции регионов, стран и народов; становление и в последующем доминирование в экономике новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании перспективных информационных технологий; создание эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации как важнейшего условия демократического развития и модернизации России.

Важным этапом на пути модернизации современного российского общества стала реализация «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» от 7 февраля 2008 г., в которой были определены контрольные значения показателей развития информационного общества в Российской Федерации.

В качестве показателей развития информационного общества в «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» от 7 февраля 2008 г. были определены следующие: место Российской Федерации в международных рейтингах в области развития информационного общества - в числе двадцати ведущих стран мира; место Российской Федерации в международных рейтингах по уровню доступности национальной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для субъектов информационной сферы - не ниже десятого; уровень доступности для населения базовых услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий - 100% и т.д. [5].

Ежегодно, начиная с 2009 года, Международным союзом электросвязи публикуется индекс развития ИКТ, который строится на основе трех подындексов - доступ к ИКТ, использование ИКТ и ИКТ-навыки.

Для расчета Индекса используется 11 показателей, характеризующих проникновение фиксированной телефонной связи, мобильной сотовой связи, широкополосного мобильного и фиксированного интернета; доступ к компьютерам и интернету домохозяйств; пропускную способность

международных каналов доступа к интернету; уровень грамотности взрослого населения и вовлеченность в образование молодежи. Место России в рейтинге стран по этому Индексу входит в число контрольных показателей Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации и государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)».

Эффективность реализации Стратегии от 7 февраля 2008 г. оставляет желать лучшего, так как в соответствии с рейтингом развития ИКТ в 2017 году Российская Федерация заняла 45 место (43 место в 2016 году) [6].

В России ежегодно, публикуются научно-исследовательские материалы, отчеты или так называемые Индексы готовности регионов России к информационному обществу, источниками которых являются официальные данные международной, государственной и отраслевой статистики: Евростата, Международного союза электросвязи, Федеральной службы государственной статистики (Росстата), а также российских министерств и ведомств; данные опросов и обследований: результаты оценки официальных веб-сайтов органов исполнительной власти субъектов РФ; данные опросов населения субъектов РФ Фонда «Общественное мнение» и др. В которых фиксируется динамичное развитие показателей информационного общества при условии оптимизации деловой жизни страны, стимулировании и активном внедрении во все сферы деятельности информационно-коммуникативных технологий, технологий электронного правительства, электронного образования, электронного здравоохранения и т.д.

Особое внимание в этих отчетах привлекает проблема цифрового раскола между регионами Российской Федерации, которые имеют доступ к новейшим ИКТ, и регионами, не имеющим к ним доступа. Проведенный анализ уровня проникновения услуг ШПД (широкополосный доступ в Интернет) показывает наличие существенных различий данного показателя в городской и сельской местности. В городах уровень проникновения ШПД достигает 95%, а в сельской местности этот показатель составляет примерно 20% [3]. В силу такого информационного неравенства регионов, России не удастся ликвидировать разрыв со странами-лидерами информационного развития и обеспечить желаемые места в международных рейтингах развития информационного общества и информационно-коммуникационных технологий, что затрудняет процесс модернизации России.

Таким образом, результаты анализа критериев развития информационного общества в России говорят о том, что мы переживаем момент, который «характеризуется трансформацией нашей «материальной культуры» через работу новой технологической парадигмы, построенной вокруг информационно-коммуникационных технологий, под которыми подразумевается совокупность технологий в микроэлектронике, создании вычислительной техники (машин и программного обеспечения), телекоммуникации/вещании и оптико-электронной промышленности», которые позволяют преодолеть ряд барьеров: «время, финансовые издержки, географические границы». В ряду этих технологий особое место занимает Интернет, который представляет собой глобальное пространство и является

основой для «Всемирной паутины», произведшей переворот в развитии информационных технологий.

Активное внедрение современных ИКТ является фактором модернизации современной России и если в этом направлении возникают проблемы и разрывы, то это сказывается на ее эффективности. Переход к «экономике знаний», который обозначен как один из приоритетных направлений модернизации современной России невозможен в условиях сохранения экстенсивной модели управления экономикой и сопровождается сложными социально-экономическими процессами. В XXI веке главная ставка делается именно на развитие информационно-коммуникационных технологий и Россия не может позиционировать себя как общество сверхпередового уровня развития ИКТ. 9 мая 2017 года Указом Президента Российской Федерации была утверждена новая «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» итоги реализации которой мы сможем подвести только в 2030 году.

Литература:

1 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования/Перевод с английского. Изд. 2-ое, испр. и доп. - М.: Academia, 2004. CLXX, 788 стр.

2 Глобальное партнерство во имя знания. М. сайт GKP - [Электронный ресурс] М., 2018 - http://www.globalknowledge.org/, свободный. Загл. с экрана. (Дата обращения: 12.02.2018 г.).

3 Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» [Электронный ресурс]. М., 2018 http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2017/05/IO_otchet_2016.pdf, свободный. Загл. с экрана. (Дата обращения: 12.02.2018 г.).

4 Стенографический отчёт о заседании президиума Государственного совета «О реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. М., 2008 - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/819, свободный. Загл. с экрана. (Дата обращения: 12.02.2018 г.).

5 Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. [Электронный ресурс]. М., 2008 http://www.rg.ru/2008/02/16/informacia-strategia-dok.html, свободный. Загл. с экрана. (Дата обращения: 12.02.2018 г.).

6. ICT Development Index 2017 [Электронный ресурс]. М., 2018 www.itu.int/net4/ITU-D/idi/2017/index.html#idi2017economycard-tab&RUS, свободный. Загл. с экрана. (Дата обращения: 12.02.2018 г.).

References:

1. Bell D. Future of post-industrial society. Experience of social forecasting. М.: Academia, 2004. CLXX, 788 стр.

2. Global partnership for knowledge. М. Site GKP - [Electronic resource] М., 2018 - http://www.globalknowledge.org/, Free. Title screen. (Date of circulation: 12.02.2018).

3. Annual report on the implementation and evaluation of the state program of the Russian Federation «Information society (2011 - 2020 years)» [Electronic resource]. H., 2018 http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2017/05/IO_otchet_2016.pdf Free. Title screen. (Date of circulation: 12.02.2018).

4. A verbatim report of the meeting of the state Council Presidium meeting on the implementation of the information society development in the Russian Federation» [Electronic resource]. M., 2008. http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/819, Free. Title screen. (Date of circulation: 12.02.2018).

5. Strategies for the development of the information society in the Russian Federation of 7 February 2008 [Electronic resource]. 2008 http://www.rg.ru/2008/02/16/informacia-strategia-dok.html, Free. Title screen. (Date of circulation: 12.02.2018).

6. ICT Development Index 2017 [Electronic resource]. H., 2018 www.itu.int/net4/ITU-D/idi/2017/index.html#idi2017economycard-tab&RUS, Free. Title screen. (Date of circulation: 12.02.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.