БИБЛИОСФЕРА, 2014, № 2, с. 85-88
Информатика
УДК [024+025.3]:004(571.56) ББК 78.023.5+78.366+78.362.2
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ И УСЛУГ КОРПОРАТИВНОЙ КАТАЛОГИЗАЦИИ БИБЛИОТЕК
© В. Б. Борисов*, О. В. Шлыкова**, 2014
Национальная библиотека Республики Саха (Якутия) Республика Саха (Якутия), 677000, г. Якутск, пр. Ленина, 40
Государственная академия славянской культуры, Тверской филиал 170100, г. Тверь, Студенческий пер., 11А
Проанализирована динамика развития корпоративной каталогизации в Республике Саха (Якутия), приведены результаты комплексного исследования «Создание культурной среды региона на основе модернизации учреждений культуры и внедрения информационно-коммуникационных технологий» (2012 г.). Особое внимание уделено информационной готовности регионов к информационному обществу, в том числе существенной модернизации библиотек региона, в большей части которых функционирует корпоративная каталогизация. Дана статистика, иллюстрирующая нормативно-правовое обеспечение процесса информатизации отрасли, финансирования, профессионального развития специалистов. Отмечены перспективы корпоративной каталогизации, зависимой не только от государственной поддержки, но и частного партнерства.
Ключевые слова: корпоративная каталогизация, информационно-коммуникационные технологии, библиотека.
This article analyzes the dynamics of corporate cataloging development in the Republic of Sakha (Yakutia) and describes the results of the research «Creating the cultural environment of the region on the basis of cultural institutions modernization and implementing information and communication technologies», conducted in 2012. Special attention is paid to information regions' readiness to transforming to information society, and in particular the substantial upgrading of libraries in the region, in most of which corporate cataloging is functioning. The paper presents statistics illustrating regulatory support of the branch informatization, financing, professional development of specialists. The corporate cataloging prospects dependent not only on government support, but also on the private partnership are marked.
Key words: corporate cataloging, information-communication technologies in the libraries.
С ложность анализа информационно-коммуникационной готовности регионов России заключается, в первую очередь в том, что существует разница взглядов на происходящие процессы информатизации среди академических исследователей, представителей управленческого аппарата, а также тех специалистов, которые реализуют ИТ-программы и проекты. Кроме того, объем дотации на местах не одинаков, регионы обладают социокультурными особенностями, принципиально отличными друг от друга по климатическим условиям и уровню готовности к информационному обществу. Поэтому обеспечение информационных потребностей пользователей, качество электронных услуг (прежде всего приоритетных на сегодняшний день - доступа к электронным каталогам, базам данных и полнотекстовым ресурсам) напрямую будут зависеть от социально-экономического
развития региона, его культурной и библиотечно-информационной политики, нормативно-правового регулирования информатизации и др.
Республика Саха (Якутия) (РС (Я)) - самый крупный регион в составе Российской Федерации (РФ), он включает 34 муниципальных образования и два городских округа. В состав муниципальных районов в свою очередь входят городские и сельские поселения (наслеги), общее количество наслегов - 364, в том числе 40 национальных. Количество населенных пунктов - 641, среди них городов республиканского подчинения - 5, городов улусного (районного) подчинения - 8, поселков городского типа - 42, сел (сельских населенных пунктов) - 586 [5].
Нормативно-правовая база информатизации республики только за период с 2002 по 2012 г. представлена 70 актами президента, вице-президента
и правительства РС (Я). В это время были разработаны проект республиканского закона «Об информационных ресурсах и информатизации Республики Саха (Якутия)» и проект поправок к республиканскому закону «Об обязательном экземпляре документов».
В целом информатизация в РС (Я) призвана обеспечить доступ всех органов управления, юридических лиц и граждан к государственным информационным ресурсам и любой открытой информации по республике и России. На сегодня органами управления, крупными хозяйствующими субъектами и коммерческими структурами в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) создаются различные информационные системы для информационно-справочного и аналитического обеспечения органов государственной власти (федеральных, республиканских) и местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и граждан [5].
Эти системы различаются по составу функциональных компонентов, но имеют много общего на уровне инфраструктурных компонентов (информационных и коммуникационных ресурсов). Процесс информатизации при создании инфраструктурных компонентов нескоординирован. Это приводит к тому, что нередко параллельно создаются телекоммуникационные системы; информационные базы зачастую дублируют друг друга, на их формирование затрачиваются усилия и средства, многократно превышающие оптимальные. По мере создания таких систем и информационных ресурсов в государственных и корпоративных структурах растет угроза их последующей технологической и технической несовместимости в ходе построения территориально распределенных межведомственных систем и подсистем.
Обеспечить совместимость, а также минимизировать капитальные затраты на создание и эксплуатацию вышеназванных систем, позволит координация и централизация работ в сфере информатизации, выполняемая всеми субъектами информационных отношений в РС (Я) на основе нормативно-правового регулирования прав, обязанностей и ответственности.
Согласно итогам 2011 г. РС (Я) по размеру финансирования целевых программ информатизации среди регионов России на душу населения вышла на третье место, уступив только Москве и Санкт-Петербургу (таблица).
Время показало, что готовность к информационному обществу является сложным социально-экономическим процессом, который, развиваясь сам, радикально меняет и общество, и человека, и механизмы, ставшие причиной информатизации. Более широкая трактовка процессов информатизации предполагает наличие не только контента самого по себе, но и техники.
Т а б л и ц а
Ресурсное обеспечение развития информационного общества (информатизации) региона [7]
Объем финансирования, млрд руб. 2008 2009 2010 2011
Региональный бюджет 88,28 57,22 223,02 332,03
Средства муниципальных образований 35,93 47,18 69,89 73,34
Федеральный бюджет 19,82 78,84 161,47 189,23
Другие источники 16,73 62,35 811,64 989,23
Всего 160,76 245,59 1266,02 1583,83
Доля работников органов власти региона, прошедших подготовку (переподготовку) в области использования ИКТ (%): 2008г. - 6,3; 2009 г. - 7,1; 2010 г. - 8,47; 2011 г. - 9,3; 2012 г. (план) - 10,5.
Начало информатизации отрасли и автоматизации библиотек республики датируется декабрем 1990 г., когда в структуре Национальной библиотеки (НБ) РС (Я) появилось новое структурное подразделение - отдел автоматизации библиотек. В 1995 г. библиотеки республики были включены в программу информатизации республики, осуществляемую Комитетом по информатизации при Правительстве РС (Я). На выполнение работ по техническому заданию «Библиотечно-информаци-онная сеть» (блок «Библиотека») было затрачено 65 млн руб. Национальная библиотека как головная организация взяла на себя труд по созданию электронного каталога краеведческой литературы, объем которого составлял более 20 тыс. книг на русском, якутском языках и языках народов Севера.
В 1999 г. разработана и утверждена Программа «Сохранение и обеспечение доступности информации в государственных библиотеках Республики Саха (Якутия)», в соответствии с которой была приобретена компьютерная и оргтехника для 22 из 35 центральных улусных библиотек республики [3].
На 1 января 2012 г. в РС (Я) действуют 490 общедоступных библиотек, они обслуживают более 463,3 тыс. читателей (48,4% от общего населения). В республике 46 детских библиотек, которые обслуживают 72% детского населения. Число читателей юношеского возраста составляет 99 тыс. человек [1, 5].
Магистральным направлением информатизации общества является создание автоматизированной
В. Б. Борисов, О. В. Шлыкова, 2014, № 2, с. 85-88
корпоративной библиотечно-информационной сети. Проект «Создание корпоративной сети библиотек Республики Саха (Якутия)» получил поддержку от государственной целевой программы «Электронная Якутия» в размере 1,4 млн руб. Подключено к корпоративной сети 12 центральных улусных библиотек (ЦУБ) (Алданская, В-Вилюйская, Чурапчин-ская, Таттинская, Намская, Усть-Алданская, Горная, Верхоянская, Вилюйская, Кобяйская, Нюрбинская, Момская)[2].
На конец 2012 г. в корпоративную сеть библиотек республики вошли 17 ЦУБ с центром в Национальной библиотеке, начата работа по формированию национальной электронной библиотеки (http:// nlib.sakha.ru/elib/ index.php).
Оптимальным инструментом в данной связи становится координация усилий государственного и коммерческого секторов в культуре (особенно в части государственно-частного предпринимательства), административных органов, учреждений культуры, академических институтов и образовательных учреждений по разработке современной модели библиотечно-информационной политики, и, соответственно, новой организационной инфраструктуры страны.
Комплексное исследование «Создание культурной среды региона на основе модернизации учреждений культуры и внедрения информационно-коммуникационных технологий», проводимое в 2012 г. по госзаказу Министерства культуры РФ, осуществлялось на базе учреждений культуры пяти регионов РФ: Московской, Смоленской, Ульяновской областей, Карелии, РС (Я) [4]. Основная цель исследования - оценить роль ИКТ как нового фактора, влияющего на состояние культурной среды и вызывающего необходимость модернизации деятельности учреждений культуры на основе процессов информатизации. Результаты исследований выявили положительную динамику информационной готовности регионов к информационному обществу и, в частности, существенную модернизацию библиотек региона, в большинстве которых функционирует корпоративная каталогизация.
Для исследования отбирались регионы:
• с территориальной принадлежностью к различным федеральным округам;
• с разным административным устройством (область, республика);
• преимущественно лидирующие по развитию ИКТ, имеющие опыт реализации проектов информатизации в сфере культуры.
В результате исследования был сделан общий вывод, что использование новейших ИКТ способствовало фундаментальным изменениям в сфере культуры, отчасти трансформировало профессиональную деятельность библиотек. В библиотеках появились электронные каталоги, виртуальные спра-
вочные службы, реализующие основные госуслуги -доступ к каталогам и полнотекстовым базам данных.
Инициация глобализационных процессов формирует новые информационные потребности пользователей, за скоростью появления которых не успевают технико-технологические возможности библиотек, особенно межпоселенческих, ИКТ-компе-тенции кадров культуры.
Индекс готовности регионов России к информационному обществу, публикуемый Институтом развития информационного общества с 2005 г., позволяет оценить подготовленность регионов к широкомасштабному использованию ИКТ для социально-экономического развития. Анализ данных исследования показывает, что за период 2008-2009 гг. подындекс «ИКТ в культуре» во всех регионах, выбранных для настоящего исследования (за исключением РС (Я)), увеличился. Рейтинги Московской, Смоленской и Ульяновской областей как в РФ, так и в Федеральном округе за период 20072010 гг. либо возросли, либо остались на том же уровне. Республика Карелия за тот же период опустилась в РФ с третьего на седьмое место, а в своем Федеральном округе - с первого на второе место; Республика Саха (Якутия) в РФ поднялась с 33 на 28 место, а в своем Федеральном округе вернулась на шестое место [цит. по 4].
Во всех рассматриваемых регионах созданы советы по развитию информационного общества и формированию электронного правительства. Однако только в РС (Я) и Смоленской области в их состав включены руководители (представители) исполнительных органов государственной власти субъектов РФ в сфере культуры.
Проведенный анализ выявил серьезные межрегиональные различия в определении целей, задач, мероприятий и показателей реализации программ, а также несогласованность целей, задач, мероприятий и показателей эффективности в ряде региональных программ.
Принципиальные различия в системе целей, задач, мероприятий, показателей эффективности имеются между общими стратегиями и программами социально-экономического развития, программами информатизации и построения информационного общества и специальными программами в сфере культуры.
В большинстве регионов отсутствует концепция информатизации сферы культуры, стратегическое и программно-целевое планирование этого направления региональной культурной политики.
В социально-экономических программах развития сферы культуры на региональном и, в особенности, на муниципальном уровнях информатизация, как правило, не рассматривается в качестве приоритета. Соответственно, не планируется и ее бюджетное финансирование. Нет практики разработки
и реализации специализированных программ компьютеризации и информатизации сферы культуры.
Вместе с тем по Республике Саха заметны позитивные перемены: АБИС семейства «ОРАС» установлена в 34 районах республики; все районные центральные библиотеки обладают данной системой. Налажен процесс формирования новых библиографических записей в формате ЯиБМАЯС для краеведческих документов на различных языках, включая языки малочисленных народов Севера. Национальная библиотека Республики Саха (Якутия) стала опорной библиотекой Национального библио-течно-информационного центра «ЛИБНЕТ».
Количество ПК с 2009 г. увеличилось на 260 единиц. На данный момент компьютеризировано 85% всех библиотек республики. Из 416 сельских библиотек 354 имеют ПК.
В целом положительно оценивая состояние информационной готовности Республики Саха к корпоративной каталогизации библиотек, отметим преимущество в развитии ИКТ учреждений регионального подчинения (т. е. республиканской библиотеки) по сравнению с муниципальными улусами.
Литература
1. Библиотеки в цифрах на 2012 год : стат. сб. / Нац. б-ка Республики Саха (Якутия). - Якутск, 2013. - 36 с.
2. Илларионова Л. В. Корпоративная каталогизация в Республике Саха (Якутия) // Вестн. Нац. б-ки Респ. Саха (Якутия). - 2011. - № 1. - С. 72-75.
3. Леверьева Г. Ф. Национальная библиотека Республики Саха (Якутия) // Вестн. Нац. б-ки Респ. Саха (Якутия). - 2010. - № 1. - С. 4-29.
4. ОТЧЕТ о НИР по исполнении Гос. контракта № 90001-41/06-12 от 23 мая 2012 г. по теме: «Создание культурной среды региона на основе модернизации учреждений культуры и внедрения информационно -коммуникационных технологий (заключительный). Обобщающая книга / исполнитель проекта Санкт-Петерб. нац. исслед. ун-т информ. технологий, механики и оптики ; при участии экспертов других орг. -СПб., 2012. - 189 с.
5. Официальная статистика Федеральной службы государственной статистики. - URL: http://sakha.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_ts/sakha/ru/statistics/population/
6. Официальный информационный портал Республики Саха (Якутия). - URL: http://sakha.gov.ru/
7. Паспорт информатизации субъекта Российской Федерации. Республика Саха (Якутия). - URL: http:// sakha.gov.ru/node/1721.
8. Племнек А. И. Корпоративные библиотечные проекты в России: эффективная форма взаимодействия // Библ. дело. - 2009. - № 13. - С. 36-37.
Материал поступил в редакцию 25.10.2013 г.
Сведения об авторах: Борисов Василий Борисович - библиотекарь научно-исследовательского центра книжных памятников, e-mail: nickp25@mail.ru,
Шлыкова Ольга Владимировна - доктор культурологии, профессор, e-mail: olgashlykova@yandex.ru