Научная статья на тему 'Информационное обеспечение управления здравоохранением: история системно-аналитического развития'

Информационное обеспечение управления здравоохранением: история системно-аналитического развития Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
159
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / SYSTEM APPROACH / СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ / SYSTEM ANALYSIS / МОДЕЛИРОВАНИЕ / MODELING / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ / AN AUTOMATED MANAGEMENT SYSTEM IN HEALTH CARE / ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР / DESIGNING ORGANIZATIONAL STRUCTURES / ПРИНЯТИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ / ADOPTION OF CONCEPTUAL SOLUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чеченин Г.И., Гасников В.К.

В статье представлены этапы становления и развития системного подхода и системного анализа как методологической основы развития автоматизированных систем управления в здравоохранении. Приводится вклад наиболее известных специалистов отрасли в развитие этого направления деятельности. Описаны результаты анализа развития организационного обеспечения информатизации здравоохранения страны в последнее пятидесятилетие. Показаны примеры эффективных и безрезультатных образцов принимаемых решений. Описан опыт теоретического и экспериментального обоснования создания регионального медицинского информационноаналитического центра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information management public health interface: the history of the system-analytical development

The article presents the stages of formation and development of system approach and system analysis as the methodological basis for the development of automated control systems in healthcare. Given the contribution of the most well-known industry experts in the development of this activity. The results of the analysis of the development of organizational support Informatization of healthcare of the country in recent fiftieth anniversary. Shows examples of effective and ineffective-products of decisions. Described the experience of theoretical and experimental substantiation of creation of regional medical information-analytical center.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение управления здравоохранением: история системно-аналитического развития»

Г.И. Чеченин,

д.м.н., профессор, заведующий кафедрой медицинской кибернетики и информатики ГБОУ ДПО «Новокузнецкий государственный институт усовершенствования врачей» МЗ РФ, Новокузнецк, Россия В.К. Гасников,

д.м.н., профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением ФПК и ПП ГБОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия» Ижевск, Россия

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ: ИСТОРИЯ СИСТЕМНО-АНАЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

УДК 614.2:007

Чеченин Г. И, Гасников В. К. Информационное обеспечение управления здравоохранением: история системно-аналитического развития («Новокузнецкий государственный институт усовершенствования врачей» МЗ РФ, Новокузнецк, Россия, Ижевская государственная медицинская академия» Ижевск, Россия)

Аннотация. В статье представлены этапы становления и развития системного подхода и системного анализа как методологической основы развития автоматизированных систем управления в здравоохранении. Приводится вклад наиболее известных специалистов отрасли в развитие этого направления деятельности. Описаны результаты анализа развития организационного обеспечения информатизации здравоохранения страны в последнее пятидесятилетие. Показаны примеры эффективных и безрезультатных образцов принимаемых решений. Описан опыт теоретического и экспериментального обоснования создания регионального медицинского информационно-аналитического центра.

Ключевые слова: системный подход; системный анализ; моделирование; автоматизированные системы управления в здравоохранении; формирование организационных структур; принятие концептуальных решений.

К середине семидесятых годов и во многих регионах, и в центре России сформировалась твердая уверенность в целесообразности более широкого применения системного подхода при совершенствовании управления, в том числе и на региональном уровне. При этом назрела необходимость решения таких вопросов, к выработка единой государственной политики с координацией ра-т на всех уровнях, ускорение открытия региональных информационно-вычислительных структур, активизация разработок и внедрения типовых программных продуктов и усиление научного обоснования проводимых работ. Эти задачи были в числе приоритетных в течение следующего десятилетия - с 1975 г. по 1985 г.

Особое внимание стало уделяться применению системного анализа и моделирования в здравоохранении на всех уровнях, в том числе и на территориальном. Существенным катализатором развития этих направлений явилось проведение в декабре 1975 г. в Москве под эгидой ВОЗ и Международного института прикладного системного анализа международной конференции по вопросам разработки динамической модели

© Г.И. Чеченин, В.К. Гасников, 2017 г.

Менеджер

. оо -

здравоохранения и ее информационной системы. На конференции был представлен доклад советских специалистов «Системное моделирование здравоохранения», в котором были изложены взгляды на здравоохранение с позиций системного подхода (Венедиктов Д. Д., Киселев А. С., Петровский А. М., Комаров Ю. М., Шиган Е. Н. и др.). При системном анализе структур, функций и связей здравоохранения и влияющих на него факторов, при изложении подходов к моделированию было убедительно показано единство всех иерархических уровней управления и необходимость глубокого рассмотрения каждого из них.

Уже на следующий год эти проблемы применительно к территориальному уровню были более подробно рассмотрены на выездном заседании Совета по медицинской кибернетике и вычислительной технике при ученом медицинском Совете МЗ РСФСР с повесткой «Системные модели и информационное обеспечение АСУ здравоохранения» (Ижевск, сентябрь 1976 г.). Свои подходы по развитию этих проблем изложили Гаспарян С. А., Бессоненко В. В., Мазур М. А., Бояджан В. А., Бескровный И. М., Чеченин Г. И. и др.

В октябре 1977 г. вопросы разработки АСУ на территориальном уровне стали предметом обсуждения на межрегиональной научно-практической конференции в Новосибирске. На конференции были рассмотрены подходы и некоторые результаты развития АСУ территориального уровня в Новосибирской, Кемеровской, Томской и Свердловской областях, г. Ижевске, г. Новокузнецке и др. (Кононов А. Г., Мазур М. А., Гуревич В. Л., Олей-ниченко В. Ф., Чеченин Г. И., Эдлинский И. Б., Гасников В. К. и др.).

В сентябре 1978 г. в Ростове-на-Дону состоялась первая Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная специальному рассмотрению системного подхода при разработке и внедрении АСУ в здравоохранении. В докладах участников конференции, представленных от ведущих территорий страны (Москва, Кемерово, Ростов, Хабаровск,

Свердловск, Новокузнецк, Ижевск, Куйбышев и др.) и головных организаций отрасли (РИВЦ МЗ РСФСР, ГВЦ МЗ СССР, ВНИИ СГ и ОЗ им. Н. А. Семашко, МОНИКИ, Новокузнецкий ГИДУВ, НИИ педиатрии и детской хирургии, НИИ СП им. Н. В. Склифосовского, НИИ АСУ Госплана РСФСР, 2-й МОЛГМИ и др.), были рассмотрены принципы использования системного подхода при разработке АСУ в здравоохранении России во взаимоувязке всех уровней управления.

Еще через два года этим проблемам была посвящена Всесоюзная конференция «Системный анализ и моделирование в здравоохранении» (Новокузнецк, сентябрь 1980 г.). География территорий, использующих принципы системного подхода при разработке и внедрении АСУ в своих регионах, к тому времени значительно расширилась (Москва, Новосибирск, Кемерово, Новокузнецк, Свердловск, Владивосток, Ижевск, Тюмень, Томск, Ярославль, Омск, Норильск, Куйбышев, Иркутск, Красноярск и др.). В декабре 1982 г. вопросы управления системами здравоохранения были предметом обсуждения на Международном совещании (Москва).

Работы многих ученых и практиков того времени по проблемам системного анализа, моделирования и разработки АСУ оказали большое влияние на развитие компьютерных технологий информатизации здравоохранения территориального уровня (Венедиктов Д. Д., Лисицын Ю. П., Калью П. И., Казначеев В. П., Шиган Е. Н., Киселев А. С., Гаспарян С. А., Комаров Ю. М., Бессоненко В. В., Цинкер М. Н., Мазур М. А., Волошин Н. И., Мартынен-ко В. Ф., Чеченин Г. И., Ермаков С. П., Приго-жина С. М., Бескровный И. М., Бояджан В. А., Гольдфельд З. И., Тимонин В. М., Судариков Л. Г., Церковный Г. Ф., Тавровский В. М., Сергеев Г. В., Тестоедов В. В., Гуревич В. Л., Савельев В. Н., Эдлинский И. Б., Гасников В. К., Соломонов А. Д., Граница Е. Н. и др.).

Такое пристальное внимание ученых и практиков, руководителей органов и учреждений, специалистов различного профиля

М(

- 34 я

к проблемам использования системного подхода и моделирования при развитии автоматизированных систем информатизации здравоохранения территориального уровня не могло не сказаться на развитии информационно-вычислительных центров и отделов АСУ в регионах России, на их оснащении средствами вычислительной техники, на разработке и внедрении программных средств.

Основное предназначение организационных структур - формирование управляющих и управляемых подсистем и отношений между ними для достижения поставленных целей и задач [11]. Само по себе формирование организационных структур еще не обеспечивает гарантии эффективного функционирования системы, однако их отсутствие зачастую исключает возможность достижения поставленных целей. В этом плане важное значение имеет наличие соответствующих нормативно-целевых документов (концепции, целевые программы, и т.п.), а также управленческих структурных подразделений на различных иерархических уровнях [12-14].

С начала активного применения средств вычислительной техники в здравоохранении страны на развитие этого направления деятельности наибольшее влияние, на наш взгляд, оказало принятие следующих решений (в хронологическом порядке):

1966 год - создание в Министерстве здравоохранения СССР отдела вычислительной техники и связи;

1967 год - создание главного вычислительного центра при ВНИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н. А. Семашко М3 СССР;

1968 год - выпуск приказа М3 СССР № 706 от 02.10.1968 г. «О развитии работ по внедрению в практику здравоохранения и медицинскую науку страны математических методов, вычислительной техники и создании отраслевого медицинского фонда алгоритмов и программ»;

1974 год - создание Совета по медицинской кибернетике и вычислительной технике

(на правах проблемной комиссии) при Ученом медицинском Совете М3 РСФСР (Приказ М3 РСФСР № 535 от 26.12.1974 г.);

1975 год - создание Республиканского информационно-вычислительного центра М3 РСФСР;

1976 год - создание в М3 РСФСР отдела вычислительной техники;

1980 год - утверждено «Типовое положение об информационно-вычислительном центре системы Министерства здравоохранения СССР, находящемся на самостоятельном балансе и являющемся юридическим лицом» (Приказ М3 СССР от 21 мая 1980 года);

1981 год - открытие Минздравом РСФСР Кемеровской научно-исследовательской лаборатории медицинской кибернетики;

1987 год - утверждено «Положение об отделе автоматизированных систем управления (вычислительном центре) учреждения здравоохранения» (Приказ М3 СССР № 920 от 30 июля 1987 г.);

1992 год - утверждена «Концепция информатизации здравоохранения России» до 2005 г.;

1993 год - утверждена Целевая комплексная программа «Информатизация здравоохранения России на 1993-1995 гг.» (Приказ М3 РФ № 308 от 30 декабря 1993 г.);

1994 год - создание отделения медицинской информатики Международной академии информатизации;

2000 год - утверждена «Концепция информатизации системы обязательного медицинского страхования на 2000-2005 гг. (Решение Правления ФФОМС от 26.04.2000 г.);

2000 год - утвержден порядок проведения социально-гигиенического мониторинга (Постановление Правительства РФ № 426 от 01.06.2000 г.);

2001 год - включение в номенклатуру учреждений здравоохранения медицинских информационно-аналитических центров (приказ М3 РФ № 180 от 04.06.01 г.) и утверждение положения об их деятельности (письмо М3 от 24.09.01 г. № 2510/9138-01-32);

Менеджер

. о= -

2001 год - создание «Ассоциации развития медицинских информационных технологий» (АРМИТ);

2001 год - утверждение «Концепции развития телемедицинских технологий в Российской Федерации» (Приказ М3 РФ от 24.08.2001 г. № 344);

2004 год - реорганизация М3 РФ в МЗиСР РФ, в структуре которого не предусмотрено подразделений по медицинской статистике и информатике;

2005 год - завершение сроков действия концепции информатизации здравоохранения России и развития телемедицинских технологий без принятия соответствующих новых концепций;

2009 год - воссоздание департамента информатизации в структуре МЗиСР РФ;

2010 год - утверждение Президентом РФ «Плана реализации стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2011 года» (13 февраля 2010 г., Приказ - 357);

2010 год - законодательное утверждение мер, направленных на внедрение современных информационных систем в здравоохранении с целевым финансированием в рамках Программ модернизации здравоохранения (ФЗ от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», статья 50);

2011 год - разработка и утверждение мероприятий по развитию современных информационных систем в рамках региональных программ модернизации здравоохранения на 2011-2012 гг. с соответствующим целевым финансированием;

2011 год - утверждение «Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения» (Приказ МЗиСР РФ № 364 от 28.04.2011 г.).

Как следует из приведенных данных, наибольшее позитивное влияние на развитие ИКТЗ оказали решения, принятые в 19661968, 1974-1976, 1980-1981, 1987, 19921994, 2000-2001 гг., наибольшее негативное

воздействие - 2004-2005 гг. Решения, принятые в 2009-2011 гг., хотя и не достигли желаемых результатов, однако создали большие потенциальные возможности для развития ИКТЗ, т.к. опирались на целевое финансовое и организационно-структурное обеспечение.

Среди решений, направленных на формирование организационных структур по развитию ИКТЗ на региональном уровне следует особо выделить решение о включении в номенклатуру учреждений здравоохранения медицинских информационно-аналитических центров как учреждений здравоохранения особого типа (приказ М3 РФ от 04.06.2001 г. № 180).

Как известно, необходимость проведения структурной реорганизации на региональном уровне информационно-аналитических служб в конце 90-х годов была обусловлена тем, что в регионах с развитыми службами медицинской статистики и информационно-вычислительными центрами их деятельность частично дублировалась и слабо координировалась. Это не являлось каким-то нарушением их деятельности, т.к. вытекало из официальных положений об этих учреждениях. В большей степени сложившаяся ситуация была связана со значительным изменением целей и задач этих служб, эффективность реализации которых начала сдерживаться сложившимися традиционными формами их работы.

На уровне регионов были возможны три основные варианта организации службы медицинской информатики на основе компьютерных технологий и службы медицинской статистики. В зависимости от степени готовности на местах, а также предыдущих этапов развития этих направлений деятельности на региональном уровне, возможно, было создание следующих структурных подразделений:

• самостоятельное бюро медицинской статистики (БМС) и в составе головной больницы региона - отдел АСУ или вычислительный центр;

• самостоятельное бюро медицинской статистики с наличием в его структуре отдела

(группы) АСУ и самостоятельный отраслевой информационно-вычислительный центр (ИВЦ);

• учреждение, созданное путем объединения или реорганизации БМС и ИВЦ в единый региональный центр.

Для первого варианта в отрасли имелась почти полная нормативно-правовая база -«Примерное положение о бюро медицинской статистики», утвержденное М3 РФ 28.07.98 г., и приказ М3 СССР № 921 от 30.07.87 г. «Об утверждении Положения об отделе автоматизированных систем управления (вычислительном центре) учреждения здравоохранения».

Для второго варианта нормативно-правовая база была лишь половинчатая. Хотя «Положение» об ИВЦ было утверждено приказом М3 СССР № 524 от 21.05.80 г., однако они отсутствовали в номенклатуре учреждений здравоохранения. Это приводило к существенным сложностям в вопросах открытия и функционирования подобных организаций.

Третий вариант реорганизации деятельности этих служб представлялся наиболее целесообразным, так как он значительно повышал эффективность и качество выполнения информационно-аналитических функций. Однако он являлся наименее нормативно обеспеченным.

Среди мер по развитию и совершенствованию структуры медико-статистических и аналитических служб в условиях Удмуртской Республики важное место было отведено третьему варианту. В 1996 году был создан республиканский медицинский центр информатики и статистики (далее - РМЦИС) на основе существовавших ранее самостоятельных бюро медицинской статистики (БМС) и информационно-вычислительного центра (ИВЦ). Реорганизация проведена по согласованию с руководством отдела медицинской статистики и информатики М3 РФ того времени.

В установленном законом порядке РМЦИС был зарегистрирован как государственное учреждение с бюджетной формой финансирования. Учредителем РМЦИС являлось Министерство здравоохранения Удмуртии. В Уставе РМЦИС законодательно закреплено

выполнение всех функций, которые возлагаются на бюро медицинской статистики и информационно-вычислительный центр.

Благодаря созданию РМЦИС статус бюро медицинской статистики был поднят до статуса Центра. Сделан шаг к усилению управленческой вертикали, т.к. на региональном уровне было сформировано подразделение, аналогичное основным направлениям деятельности соответствующих служб федерального уровня. Исключено дублирование ряда функций, имеющихся в официальных положениях о ВМС и ИВЦ в системе здравоохранения. На базе РМЦИС открыт курс медицинской информатики и управления Ижевской медакадемии, что способствовало повышению научного и медицинского обоснования всех проводимых мероприятий. Это позволило более рационально использовать имеющиеся ресурсы, исключить дублирование в проведении некоторых видов работ, повысить эффективность сбора и использования статистической информации. Кроме того, достигнуто значительное повышение качества информационного обеспечения управления здравоохранением и сделан серьезный шаг к формированию единого информационного пространства отрасли [15].

К 2000 году на базе Удмуртской Республики была научно обоснована и экспериментально доказана необходимость структурно-функционального объединения информационно-вычислительных центров и служб медицинской статистики на региональном уровне здравоохранения [16]. Это было признано целесообразным в масштабах всей страны, и Министерство здравоохранения РФ своим приказом № 180 от 04.06.2001 г. ввело в номенклатуру учреждений здравоохранения принципиально новый тип организации - региональные медицинские информационно-аналитические центры (Вялков А. И.). Они сейчас организованы во всех регионах страны и функционируют в соответствии с действующей номенклатурой медицинских организаций [17].

Информационное обеспечение управления здравоохранением Новокузнецка реали-

Менеджер

зовано по третьему варианту организации службы медицинской информатики на основе компьютерных технологий и службы медицинской статистики на принципах системного подхода. В 1976 г. в крупном промышленном центре Сибири - г. Новокузнецке при поддержке администрации области и города организован и успешно функционирует Информационно-вычислительный центр (ИВЦ Горздравотдела), Кустовой медицинский ИВЦ (с 1983 г.) и с 2000 г. - Муниципальное бюджетное учреждение особого типа «Кустовой медицинский информационно-аналитический центр» (МБУЗ ОТ КМИАЦ), в котором впервые в Российской Федерации разработана и внедрена автоматизированная система управления здравоохранением города (АСУ «Горздрав»).

В настоящее время - это Интегрированная система управления ИАСУ «Здоровье». В системе задействован полный управленческий цикл от определения потребности в основных видах медицинской помощи и расчета муниципального заказа до формирования управляющих воздействий и оценки их результативности. Использование имитационных моделей в системе дает возможность оценить ситуацию (уровень здоровья населения города с учетом влияния факторов среды и эффективности здравоохранения) и при наличии ограничений на ресурсы в здравоохранении выбрать оптимальную модель оказания медицинской помощи, а также реализовать мониторинг общественного здоровья и среды обитания. Накопленные компьютерные базы данных обо всех пролеченных в стационарах города, динамическом наблюдении за состоянием здоровья отдельных контингентов, данные обо всех случаях смерти и другие позволяют осуществлять, как оперативное управление с учетом проблемных ситуаций, так и определять перспективы развития здравоохранения города [18].

Функционирование ИАСУ «Здоровье» дало возможность с минимальными ресурсными и временными затратами подготовить объекты

здравоохранения к внедрению обязательного медицинского страхования, реализовать по всем направлениям национальную приоритетную программу «Здоровье» и модернизацию здравоохранения. Разработанные методические материалы и накопленные базы данных легли в основу разработки концепции развития системы охраны здоровья населения в рамках Концепции стратегии развития города до 2018 года, а также ряда целевых программ: санитарно-эпидемиологического благополучия, улучшение демографической ситуации и других.

Опыт разработки, внедрения и эксплуатации системы закономерно позволил разработчикам подготовить ряд методических материалов, утвержденных Минздравом РФ, Департаментом охраны здоровья населения Кемеровской области, обобщить и издать ряд монографий, выполнить научные исследования по ряду приоритетных направлений по охране здоровья граждан и применить в процессе профессиональной последипломной подготовки медицинских кадров.

Созданная в 1986 году кафедра медицинской кибернетики и информатики Новокузнецкого ГИДУВа своевременно взяла на себя функции последипломной подготовки кадров здравоохранения к работе в новых условиях. Прежде всего руководителей органов здравоохранения и медицинских организаций по проблемам управления, а также врачей по обучению работе с компьютерами и информационными системами. КМИАЦ является основной базой кафедры, где курсанты - руководители органов и учреждений здравоохранения на действующих реальных системах осваивают новые организационные формы и перенимают опыт информационного обеспечения управления здравоохранением на разных иерархических уровнях.

На базе КМИАЦ создана и успешно функционирует единая медико-статистическая служба здравоохранения города, где совместно со статистиками ЛПУ осуществляется внедрение и эксплуатация информационной автоматизированной системы контроля,

обработки, анализа и свода статистических отчетов учреждений здравоохранения. Более 15 лет успешно функционирует одна из первых в РФ автоматизированная информационная система социально-гигиенического мониторинга (АИС СГМ) «Среда обитания и здоровье», которая позволяет оценивать состояние здоровья населения во взаимосвязи с факторами среды обитания. Здесь впервые, благодаря поддержке руководителей города и управления здравоохранения, организована корпоративная медицинская вычислительная сеть, которая успешно функционирует с 2005 года. КМИАЦ организовал на своей базе «УЗЕЛ - Провайдера», через который осуществляется обеспечение в установленном порядке информацией, получаемой в результате функционирования АСУ, ГУЗ и подчиненных ему учреждений, а также других организаций и учреждений, принимающих участие в охране здоровья населения, решении вопросов профилактики, диспансеризации. В настоящее время корпоративная медицинская вычислительная сеть объединяет 118 организаций и подразделений. КМИАЦ выполняет интеграционную функцию по информационному взаимодействию субъектов как по вертикали с региональными и федеральными службами, так и по горизонтали на муниципальном уровне - межведомственное взаимодействие по проблемам охраны здоровья. Практическая реализация вышеуказных задач КМИАЦ осуществляется при тесном сотрудничестве с отделами АСУ медицинских оганизаций и кафедрой медицинской кибернетики и информатики ГБОУ ДПО НГИУВ.

Заключение. Технология системного исследования сложных социальных объектов и любых видов деятельности применена в разработке информационных систем в здравоохранении, что позволило определить проблемы здравоохранения, ранжировать их, обосновать новую модель системы охраны здоровья и создание адекватного информационного обеспечения управления. Технология широко используется в учебном процессе на кафедре

медкибернетики и информатики НГИУВа, внедрена в ряде территорий РФ: в г. Норильск, г. Барнаул, Республике Хакасия, г. Рощино Ленинградской области и др.

Предложенный аппарат планирования на базе имитационных моделей в современных условиях позволил городскому управлению здравоохранения (ГУЗ) Новокузнецка определить потребность в основных видах медицинской помощи населению и перейти на принцип взаимодействия с медицинскими организациями по типу «Госзаказов», а также формировать объективные договора со страховыми медицинскими организациями.

Обоснованные принципы создания системы управления и информационного обеспечения использованы при разработке концепции и программы информатизации здравоохранения Российской Федерации, а НГИУВ и КМИАЦ определены в качестве головных организаций-разработчиков на уровне «Учреждение, район, город».

Новые информационные технологии по управлению оказанием скорой медицинской помощи, диспансеризацией населения и др. внедрены в ряде городов страны: Пермь, Уфа, Ижевск, Красноярск и др. Опыт эксплуатации организационных АСУ на примере г. Новокузнецка обобщен в монографии, методических рекомендациях, учебно-методических пособиях, опубликован во множестве статей и докладов

В настоящее время Новокузнецкий Кустовой медицинский информационно-аналитический центр, кафедра медицинской кибернетики и информатики ГБОУ ДПО НГИУВа должны сохранить функционирование в форме научно-учебно-производственного объединения, которое успешно решает задачи по обеспечению доступности высококачественной медицинской помощи населению в условиях наличия ограничений на ресурсы. Данный опыт организации работы такого неформального объединения, на наш взгляд, заслуживает изучения и распространения на другие аналогичные территории.

Менеджер

. оо -

Литература

1. Венедиктов Д.Д. Очерки системной теории и стратегии в здравоохранении. - М., 2007. - 309 с.

2. Чеченин Г. И. Системный подход и системный анализ в здравоохранении и медицине: монография / Г. И. Чеченин. - Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2011. - 347 с. ^N978-5-7291-0502-1.

3. Гасников В. К. Основы научного управления и информатизации в здравоохранении / Учебное пособие. - Ижевск, 1997. - 170 с.

4. Стародубов В. И, Луговкина Т. К. Клиническое управление: теория и практика. - М.: Медицина, 2003. -192 с.

5. Шиган Е. Н. Системный подход в управлении здравоохранением / Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения. - М., 1987. - Т. 2. - С. 41-65.

6. Управление системами здравоохранения / Тезисы докл. междунар. совещ.: Москва, 1-3 декабря 1982 г. - М., 1982. - МЗ СССР, ВНИИ МиМТИ. - 84 с.

7. Калью П. И. Современные проблемы управления здравоохранением. - М.: Медицина. - 1975. - 248 с.

8. Системный анализ и моделирование в здравоохранении / Тезисы докл. Всесоюз. конф.: Новокузнецк, 24-26 сентября 1980 г. - Новокузнецк, 1980. - МЗ СССР, АМН СССР. - 354 с.

9. Моделирование в управлении здравоохранением // Респ. сбор. научных трудов / Ред. С. А. Гаспарян, Ю. М. Комаров, С. М. Пригожина. - М., 1990. - 315 с.

10. Проблемы информатизации здравоохранения // Юбилейный сборник научных статей, посвященный 10-летию АМИ и 100-летию РГМУ / Научн. ред.: - С. А. Гаспарян, В. К. Гасников, В. Н. Ярыгин. - М., 2005. - 294 с.

11. Мескон М.Х, Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М., 1992. - 702 с.

12. Оптимизация процесса принятия и контроля реализации управленческих решений // В. И. Стародубов, Ю. В. Михайлова, Т. А. Сибурина и др. / Методические рекомендации МЗ РФ № 99/127 - М., 2002. - 32 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Гасников В. К. Информатизация здравоохранения как объект управления на различных иерархических уровнях. / Социальные аспекты здоровья населения: электронный журнал. - 2009. - Т. 10 - № 2. - С. 2.

14. Мартыненко В. Ф, Вялкова Г. М, Полесский В. А. и др. Информационные технологии в управлении здравоохранением Российской Федерации / Под. ред. А. И. Вялкова. - М., 2009. - 248 с.

15. Гасников В. К., Савельев В. Н, Стрелков Н. С. Многолетний опыт совершенствования методологического и информационно-аналитического обеспечения управления региональным здравоохранением. - Медицинский альманах. - 2008. - № 3. - С. 11-14.

16. Гасников В. К. Совершенствование управления здравоохранением региона на основе развития методологических подходов и информационных технологий. - Дисс.д.м.н. - 2000. - 297 с.

17. Какорина Е. Т., Огрызко Е. В. Некоторые проблемы медицинской статистики в Российской Федерации / Менеджер здравоохранения. - 2012. - № 6. - С. 40-46.

18. Состояние здоровья населения, проблемы и перспективы, 2016: сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 30-летию кафедры медицинской кибернетики и информатики НГИУВа и 40-летию КМИАЦ г. Новокузнецк / ГБОУ ДПО «НГИУВ» МЗ РФ; под общей редакцией д.м.н. профессора Г. И. Чеченина, д.т.н. Н. М. Жилиной. - Новокузнецк, Изд. центр НГИУВа, 2016. - 235 с. ^N978-5-91797-229-9.

UDC 614.2:007

Chechenin G.Y., Gasnikov V.K. Information management public health interface: the history of the system-analytical development (Novokuznetsk State Institute of Postgraduate Medical Education, Novokuznetsk, Russia; Izhevsk state medical Academy, Izhevsk, Russia)

Abstract. The article presents the stages of formation and development of system approach and system analysis as the methodological basis for the development of automated control systems in healthcare. Given the contribution of the most well-known industry experts in the development of this activity. The results of the analysis of the development of organizational support Informatization of healthcare of the country in recent fiftieth anniversary. Shows examples of effective and ineffective-products of decisions. Described the experience of theoretical and experimental substantiation of creation of regional medical information-analytical center.

Keywords: system approach; system analysis; modeling; an automated management system in health care; designing organizational structures; adoption of conceptual solutions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.