Научная статья на тему 'Информационное обеспечение управленческого анализа объема производства и продаж'

Информационное обеспечение управленческого анализа объема производства и продаж Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
902
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВО / ПРОДАЖА / ПРОДУКЦИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / ENTERPRISE / SALE / PRODUCTION / MANAGEMENT ACCOUNT / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сюлина Светлана Павловна

В статье разработаны предложения по оптимизации информационного обеспечения управленческого анализа объема производства и продаж производственных предприятий. Предложена методика горизонтального и вертикального анализа показателей по обычным видам деятельности промышленного предприятия в разрезе по видам продаж. Разработаны мероприятия по улучшению управления выручкой от продажи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SECURITY OF MANAGEMENT ANALYSIS OF PRODUCTION AND SALES VOLUME

The article presents proposals for optimizing information security of management analysis of production and sales volume of industrial enterprises. The article proposes a method for horizontal and vertical analysis of indicators of ordinary activities of industrial enterprise in the context of types of sales. The activities for improving management of sale proceeds.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение управленческого анализа объема производства и продаж»

УДК 657 УДК 338.2 ББК 65.053

Сюлина С.П.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО АНАЛИЗА ОБЪЕМА

ПРОИЗВОДСТВА И ПРОДАЖ

Syulina S.P

INFORMATION SECURITY OF MANAGEMENT ANALYSIS OF PRODUCTION

AND SALES VOLUME

Ключевые слова: производство, продажа, продукция, управленческая отчетность, управление.

Key words: enterprise, sale, production, management account, management.

Аннотация

В статье разработаны предложения по оптимизации информационного обеспечения управленческого анализа объема производства и продаж производственных предприятий. Предложена методика горизонтального и вертикального анализа показателей по обычным видам деятельности промышленного предприятия в разрезе по видам продаж. Разработаны мероприятия по улучшению управления выручкой от продажи.

Annotation

The article presents proposals for optimizing information security of management analysis of production and sales volume of industrial enterprises. The article proposes a method for horizontal and vertical analysis of indicators of ordinary activities of industrial enterprise in the context of types of sales. The activities for improving management of sale proceeds.

Целью исследования является выработка предложений по оптимизации информационного обеспечения управленческого анализа объема производства и продаж производственных предприятий в условиях совершенствования нормативного регулирования бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.

Анализ выполнения производственной программы тесно связан с анализом выручки от продажи. Анализ выручки в целом проводится по строке «Выручка» формы «Отчет о прибылях и убытках», формируемой в соответствии с приказом Министерства финансов РФ № 66н от 22.07.2003 [2]. Выручка от продажи отражает совокупный результат по четырем элементам - от продажи товаров, продукции, работ, услуг и, таким образом, не раскрывает в полной мере все особенности деятельности анализируемого предприятия.

Более детальный анализ выручки от продажи (по структурным подразделениям предприятия, по сегментам рынка, по видам продукции и т. д.) можно провести по данным управленческой отчетности. Формы управленческой отчетности являются основным поставщиком информации для управленческого анализа. Оптимизация информационной базы управленческого анализа улучшает качественное содержание аналитических показателей. Именно поэтому в рамках управленческого учета необходимо выработать внутреннюю отчетность для целей управления выручки по видам продаж. Необходимость разделения выручки по видам продаж в управленческой отчетности обусловлено следующими моментами: контроль выполнения плановых заданий соответствующим сегментом, анализ возможных отклонений финансовых результатов от соответствующей базы сопоставления (бизнес-плана, данных предыдущего периода, среднеотраслевых данных, международных организаций аналогичной отрасли), оценка составляющих элементов и потенциальных структурных сдвигов в деятельности, прогноз производственных и инвестиционных рисков, определение перспектив наращивания

производственного потенциала; оптимизация контроля действенности различных видов продаж; возможность организации процесса бюджетирования, анализ выявленных отклонений и т. д.; предупреждение появления и роста отрицательных тенденций в отдельных сегментах; выявление более рентабельных видов продаж; своевременная консервация нерентабельных видов продаж; выполнение требований своевременности представления и надежности управленческой отчетности, требования конкретности отчетной информации, и т. д.

Отражение в статьях отчетности объединенной информации по деятельности организации в разрезе отдельных сегментов не позволяет внешним пользователям оценить риски развития каждого направления бизнеса и, следовательно, всего предприятия в целом. В связи с этим в международной и российской практике бухгалтерского учета предусмотрены требования по раскрытию информации в разрезе сегментов, что предопределяется различными уровнями риска по видам продуктов, географическим зонам или наиболее крупным покупателям.

Управленческая сегментарная отчетность необходима для объективной оценки, бизнес-планирования и прогнозирования деятельности предприятий любых организационно-правовых форм, независимо от их вхождения в какие-либо объединения или холдинговые структуры. Такой подход позволит формировать сопоставимые показатели для оценки функционирования предприятий, независимо от профиля их специализации и регионов дислокации, рассчитывать маржинальный доход от операционной деятельности, позволяющий прогнозировать требуемые размеры прибыли и уровни рентабельности для обоснования тарифов.

Требования по формированию информации о сегментах определяются ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам» [1], а в международной практике действует МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты», практически идентичный SEAS 131 «Раскрытие информации

о сегментах компании и связанной информации» GAAP US [6].

Представление выручки по отдельным видам продаж во внутренней управленческой отчетности позволит уточнить их влияние на прибыль от продаж, провести мероприятия по снижению предпринимательских рисков, нивелировать отрицательное влияние факторов, выявить наиболее прибыльные виды деятельности и усилить их влияние на финансовые результаты. Кроме того, для предприятий следует представлять информацию по видам производимой продукции, по видам товаров, по видам услуг, по видам работ.

Провести горизонтальный и вертикальный анализ показателей по обычным видам деятельности промышленного предприятия в разрезе по видам продаж следует в рекомендуемой нами аналитической таблице (табл. 1).

Таблица 1 - Горизонтальный и вертикальный анализ показателей по обычным видам деятельности промышленного предприятия_____________________________________________

Показатели На 31.12.2009 г. На 31.12.2010 г. На 31.12.2011 г.

1.Выручка, тыс. руб., всего 102500 107381 125976

1.а.Изменение выручки (+,-), тыс. руб. X +4881 +18595

В том числе: X X X

1.1. Выручка от продажи товаров 10350 10738 12597

1.1 .а. Изменение выручки от продажи товаров (+,-), тыс. руб. X +488 +1859

1.1 .б. Удельный вес в выручке организации, 10,09 9,99 9,99

% 1.1.в. Изменение удельного веса в выручке X -0,1 0

организации (+,-), % 1.1.г. Доля отклонения выручки от продажи товаров в общем изменении выручки X +9,99 +9,99

организации (+,-), тыс. руб. 1. 1 .д.Темп роста, % X 103,75 117,31

1.2. Выручка от продажи продукции 80000 85904 100780

1.2.а. Изменение выручки от продажи продукции (+,-), тыс. руб. X +5904 +14876

1.2.6. Удельный вес в выручке организации, 78,05 79,99 79,99

% X +1,94 0

1.2.в. Изменение удельного веса в выручке

организации (+,-), % X +120,96 +80

1.2.г. Доля отклонения выручки от продажи

продукции в общем изменении выручки

организации, тыс. руб. (+,-) X 107,38 117,32

1.2.д. Темп роста, %

И т.д. по работам, услугам

2. Себестоимость продаж, тыс. руб., всего 41750 50469 60468

2.а. Изменение себестоимости продаж (+,-), X +8719 +9999

тыс. руб.

В том числе: X X X

2.1. Себестоимость продаж товаров 4246 5046 6046

2.1.а. Изменение себестоимости продаж X +800 +1000

товаров (+,-), тыс. руб.

2.1 .б. Удельный вес в себестоимости продаж 10,17 9,99 9,99

организации, % X

2.1.в. Изменение удельного веса в -0,18 0

себестоимости продаж организации (+,), % X

2.1.г. Доля отклонения себестоимости

продаж товаров в общем изменении X +9,17 +10

себестоимости продаж организации (+,-),

тыс. руб. X 118,84 119,82

2.1.д. Темп роста, %

2.2. Себестоимость продаж продукции 30200 40375 48374

2.2.а. Изменение себестоимости продаж X +10175 +7999

товаров (+,-), тыс. руб.

2.2.б. Удельный вес в себестоимости продаж 72,33 79,99 79,99

организации, % X

2.2.в. Изменение удельного веса в

себестоимости продаж организации (+,), % X +7,66 0

2.2.г. Доля отклонения себестоимости

продаж продукции в общем изменении X +116,69 +79,99

себестоимости продаж организации (+,-),

тыс. руб. X 133,69 119,81

2.2.д. Темп роста, %

И т.д. по работам, услугам

3. Валовая прибыль (убыток), тыс. руб., всего 60750 56912 65508

3.а. Изменение валовой прибыли (+,-), тыс. X -3838 +8596

руб.

В том числе: X X X

3.1. Валовая прибыль (убыток) товаров 6104 5692 6551

3.1.а. Изменение валовой прибыли (убытка) X -412 +859

товаров (+,-), тыс. руб.

3.1.б.Удельный вес в валовой прибыли 10,05 10,00 10,00

(убытке) организации, %

3.1.в. Изменение удельного веса в валовой X -0,05 0

прибыли (убытке) организации (+,-), %

3.1.г. Доля отклонения валовой прибыли

(убытка) товаров в общем изменении X +10,73 +9,99

валовой прибыли (убытка) организации (+,-

), тыс. руб. X 93,25 115,09

3.1.д. Темп роста, %

3.2. Валовая прибыль (убыток) продукции 49800 45529 52406

3.2.а.Изменение валовой прибыли (убытка) X -4271 +6877

продукции (+,-), тыс. руб.

3.2.б.Удельный вес в валовой прибыли 81,97 79,99 79,99

(убытке) организации, %

3.2.в. Изменение удельного веса в валовой X -1,98 0

прибыли (убытке) организации (+,-), %

3.2.г. Доля отклонения валовой прибыли

(убытка) продукции в общем изменении X +111,28 +80,00

валовой прибыли (убытке) организации (+,-),

тыс. руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.2.д. Темп роста, % X 91,42 115,10

И т.д. по работам, услугам

Аналогичные расчеты следует провести по коммерческим расходам, управленческим расходам, прибыли (убытку) от продаж с выделением информации раздельно по товарам, продукции, работам, услугам.

Для целей управленческого анализа дальнейшую детализацию показателей следует связать с уточнением конкретных видов товаров, работ, услуг, продукции, а именно:

а) выручка от продажи товара А, выручка от продажи товара Б и т.д.; выручка от продажи продукции А, выручка от продажи продукции Б и т.д.; выручка от продажи услуг

А, выручка от продажи услуг Б и т.д.; выручка от продажи работ А, выручка от продажи работ Б и т.д.;

б) себестоимость продаж товара А, себестоимость продаж товара Б и т.д.; себестоимость продаж продукции А, себестоимость продаж продукции Б и т.д.; себестоимость продаж услуг А, себестоимость продаж услуг Б и т.д.; себестоимость продаж работ А, себестоимость продаж работ Б и т.д.;

в) валовая прибыль (убыток) от продажи товара А, валовая прибыль (убыток) от продажи товара Б и т.д.; валовая прибыль (убыток) от продажи продукции А, валовая прибыль (убыток) от продажи продукции Б и т.д.; валовая прибыль (убыток) от продажи услуг Б и т.д.; валовая прибыль (убыток) от продажи услуг Б и т.д.; валовая прибыль (убыток) от продажи работ А, валовая прибыль (убыток) от продажи работ Б и т.д.

Аналогичную детализацию следует провести по коммерческим расходам, управленческим расходам, прибыли (убытку) от продаж.

Результаты анализа выручки от продажи, проведенного по данной методике, должны учитываться при планировании деятельности производственного предприятия на краткосрочную и долгосрочную перспективу. Кроме того, на базе результатов анализа, осуществленного по такой методике, необходимо проводить мероприятия по улучшению управления выручкой от продажи. Для этого необходимо:

- не допускать нарушений платежной дисциплины дебиторов (покупателей), предусматривая штрафные санкции за каждый день просрочки оплаты;

- избегать дебиторов с высоким предпринимательским риском, особенно действующих в низкорентабельных отраслях;

- не допускать необоснованной задолженности, роста неоплаченных в срок и безнадежных к возврату долгов, напоминать покупателям о предстоящих сроках оплаты путем рассылки информации по почте, на электронные адреса или звонков по телефону;

- отслеживать финансовое положение дебиторов;

- продавать долги дебиторов банку, оказывающему факторинговые услуги, или другим организациям на основе договора цессии, если убытки от невозвращенного долга меньше, чем средства, потраченные на его взыскание;

- предусмотреть обмен задолженности покупателей на акции или доли участия в уставном капитале предприятия-должника для укрепления своего влияния в его деятельности.

Таким образом, организация эффективного аналитического обеспечения управления выручкой от продажи позволит контролировать состояние расчетов с покупателями -дебиторами, сократить риск невозврата дебиторской задолженности и образования просроченной задолженности, своевременно определять потребность в привлечении необходимых ресурсов для покрытия дебиторской задолженности, вырабатывать эффективную политику предоставления кредитов, что улучшит финансовое состояние предприятия.

В рабочем Плане счетов для целей управленческого учета следует предусмотреть субсчета счетов по учету выручки, себестоимости, прибыли от продаж. К примеру, счет по учету выручки от продажи товара А следует отражать как 90-1-1-1, а именно: счет 90 «Продажи», субсчет I порядка «Выручка», субсчет II порядка «Выручка от продажи товаров», субсчет III порядка «Выручка от продажи товара А» и т.д. Остаток по счету 90-1-

1 «Выручка от продажи товаров» будет равен сумме остатков счетов «Выручка от продажи товара А», «Выручка от продажи товара Б» и т.д.

Аналитическую информацию можно расширить в зависимости от поставленных задач производственного предприятия (по сумме дебиторской задолженности по продажам товаров, продукции, работ, услуг; по договорам, по рыночным сегментам, по контрагентам (покупателям), по видам экспортируемой и импортируемой продукции и т. д.

В дополнение к разработанной методике по результатам расчетов необходимо построение матрицы Бостонской консалтинговой группы, с помощью которой следует позиционировать виды продукции (работ, продукции, услуг) как «звезды», «дикие кошки», «дойные коровы», «неудачники». Анализ матрицы Бостонской консалтинговой группы позволяет оценить конкурентное положение предприятия на рынке по отдельным видам продукции, выявить лидирующие (более прибыльные) и не лидирующие (низкорентабельные) ассортиментные позиции. Так, совокупность производства «звезд» и «диких кошек» приведет к неустойчивой рентабельности, небольшой ликвидности. Одновременное производство «неудачников» и «дойных коров» вызовет снижение объема продаж и рентабельности.

Встраивание в структуру внутренней отчетности предприятий предлагаемых элементов аналитических процедур полезно в целях формирования оптимального ассортимента продукции, работ, услуг и организационной структуры предприятия, а также соответствует требованиям ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам» и международному стандарту МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты» о выделении в операционный сегмент вида деятельности, представляющего собой однородную группу производимых товаров. Этот подход уместен в отношении географических сегментов в случае осуществления деятельности предприятия на территориях различных регионов.

Для целей сегментного анализа необходимо использовать различные аналитические инструменты, а именно, горизонтальный и вертикальный анализ, факторный анализ на основе приемов сравнения, цепных подстановок, абсолютных и относительных разностей, трендовый анализ, расчет абсолютных (абсолютный прирост) и относительных показателей (темп роста (темп снижения), темп прироста, доля изменения влияющего фактора на общее изменение обобщающего показателя) и т.д.

В процессе управленческого анализа сегментов оценивается их вклад в формирование выручки и прибыли организации в целом. Требованием МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты» является сверка показателей компании:

1) совокупной выручки отчетных сегментов с выручкой компании;

2) совокупных показателей прибыли или убытка отчетных сегментов компании с прибылью или убытком компании до налоговых расходов (налогового дохода) и прекращенной деятельностью;

3) совокупных активов отчетных сегментов с активами компании;

4) совокупных обязательств отчетных сегментов с обязательствами компании;

5) совокупных показателей отчетных сегментов со всеми соответствующими показателями иных существенных статей, раскрываемых по компании в целом.

Организация должна представлять в отчетности выручку от продаж внешним клиентам по каждому виду продукции и услуг или по каждой группе схожей продукции и услуг. Исключение составляют случаи, когда такая информация отсутствует, или затраты по ее подготовке представляются чрезмерными.

МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты» содержит требование представить в отчетности компании следующую географическую информацию, за исключением случаев,

когда такая информация отсутствует, или затраты по ее подготовке представляются чрезмерными:

1. выручку от продажи внешним клиентам, в том числе:

а) полученную от продаж в стране базирования компании;

б) полученную во всех зарубежных странах (совокупный показатель), в которых компания получает выручку.

2. внеоборотные активы, отличные от финансовых инструментов, отложенных налоговых активов, пенсионных активов и прав, возникающих по договорам страхования:

а) размещенные в стране базирования компании;

б) размещенные во всех зарубежных странах (совокупный показатель), в которых компания имеет активы.

Таким образом, при ведении бизнеса в различных регионах (странах) с целью детализации информации по соответствующим сегментам производственным предприятиям необходимо формировать аналитическую таблицу по рекомендуемой форме, представленной в таблице 2.

Таблица 2 - Анализ деятельности сегментов организации по регионам (странам)

Показатели Наименование регионов (стран) Итого

А в и т.д.

Млн. руб. Удельный вес, % Млн. руб. Удельный вес, % Млн. руб. Удельный вес, % Млн руб. Удельный вес, %

1 2 3 4 5 6 7 8 9

1. Выручка от продажи внешним клиентам, всего 12 100

В том числе: от продажи в регионе (стране) базирования организации 2 22 3,00 33 9 75

2. Прибыль до налогообложения 1 25 1,00 25 4 100

3. Внеоборотные активы, всего 3 100

В том числе: размещенные в регионе (стране) базирования организации 1 33 0,75 25 2 67

Деятельность организации по сегментам выступает объектом прогнозного управленческого анализа. Информационной базой служат данные информационноаналитического обеспечения управленческой учетно-аналитической системы оценочных показателей, то есть данные, аккумулированные в различных блоках системы финансового и управленческого учета. На основе такой информации необходимо оценивать состав и эффективность использования ресурсного потенциала организации, давать краткосрочные и стратегические прогнозы поведения оценочных показателей при различных объемах продаж.

Предлагаемая методика в сравнении с имеющимися в экономических источниках обладает следующими достоинствами: позволяет по данным о деятельности за ряд лет провести сравнительный, оценочный (ретроспективный), факторный анализ сопоставимых показателей таблицы; позволяет осуществить поиск резервов роста выручки от продажи и маржинального дохода; путем сравнения со среднеотраслевыми данными или данными лидеров на соответствующем сегменте рынка дает возможность оценить стратегию развития и результативность управленческих решений руководства производственного предприятия.

Библиографический список

1. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010). Приказ Министерства финансов РФ от 0В.11.2010 г. № 14Зн.

2. О формах бухгалтерской отчетности организаций. Приказ Министерства финансов РФ от 02.07.2010 г. № ббн.

3. Гаджиев, Н.Г., Гаджиев, Т.Н., Шанавазов, И.А. Формирование управленческой отчетности с использованием принципов МСФО [Текст] / Н.Г. Гаджиев, Т.Н. Гаджиева, И.А. Шанавазов // Международный бухгалтерский учет. - 2010. -№ 10.

4. Кондратюк, Е.А. МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты» [Текст] / Е.А. Кондратюк // МСФО и МСА в кредитной организации. - 2010. - № 2.

З. Международные стандарты финансовой отчетности: издание на русском языке. -М.: Аскери-АССА, 2009. - 10З1 с.

6. Международный стандарт (IFRS) 8 «Операционные сегменты»: руководство к применению. URL: http://www.ey. com.

7. Мизиковский, Е.А., Дружиловская, Т.Ю. Международные стандарты финансовой отчетности и бухгалтерский учет в России [Текст] / Е.А. Мизиковский, Т.Ю. Дружиловская. - М.: Бухгалтерский учет, 2006. - З04 с.

В. Соколов, А.А. Учет по сегментам деятельности коммерческой организации: формирование и анализ. [Текст] / А.А. Соколов. - М.: Финансы и статистика, 2004. 2ВВ с.

9. Титова, С.Н. Актуальные изменения в подготовке сегментной информации по МСФО [Текст] / С.Н. Титова // Финансовые и бухгалтерские консультации. - 2007. - № В.

10. Чикишева, А.Н. Проблемы и перспективы нормативного регулирования сегментарного учета и отчетности [Текст] / А.Н. Чикишева // Современный бухучет. -2009. - № 10.

11. Чикишева, А.Н. Развитие нормативного обеспечения сегментарной отчетности в условиях внедрения МСФО [Текст] / А.Н. Чикишева // Международный бухгалтерский учет. - 2009. -№ 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.