ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ПАЦИЕНТА ПРИ ОКАЗАНИИ ОПТОМЕТРИЧЕСКИХ УСЛУГ
Б.А. Нисан*, И.А. Петрова**
Одним из перспективных направлений нормотворческой деятельности здравоохранения является научно обоснованная оптимизация организации и оказания медицинских услуг отдельных видов медицинской помощи, в т.ч. офтальмологической помощи при оптомет-рии с точки зрения обеспечения законодательно закрепленных прав пациента. Знание этих прав пациентами и медицинскими работниками будет способствовать повышению качества медицинской помощи, усилению правовой безопасности медицинского работника и пациента, снижению числа предотвратимых медико-правовых конфликтов в оптометрии. Ключевые слова: оптометрия, медицинская услуга, права пациента.
В соответствии со ст. 19 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при получении медицинской помощи пациент имеет право на:
1) выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом;
2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
3) получение консультаций врачей-специалистов;
4) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;
5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
6) получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;
7) защиту сведений, составляющих врачебную тайну;
* Департамент здравоохранения г. Москвы
** Национальный НИИ общественного здоровья РАМН
Нисан Белла Александровна - к.м.н., ведущий специалист, (495)411-37-19 Петрова Ирина Анатольевна - к. филос. н., ведущий научный сотрудник, (495)916-02-93
8) отказ от медицинского вмешательства;
9) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;
10) допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;
11) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в т.ч. на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.
Знание этих прав пациентами и медицинскими работниками безусловно будет способствовать повышению качества медицинской помощи, усилению правовой безопасности медицинского работника и пациента, снижению числа предотвратимых медико-правовых конфликтов. Однако, как правило, права, обязанности и ответственность пациента во внутренних нормативных документах медицинских организаций отражены слабо.
До настоящего времени в отечественной профессиональной литературе нами не найдены исследования, в которых в системном виде проанализирована специфика регулирования отношений медицинского персонала и пациентов медицинских организаций, оказывающих оптометрические услуги.
Это предполагает разработку специального информационно -нормативного документа «Система регулирования отношений медицинских работников и пациентов в оптометрии» («Система), который основывается на комплексе организационно-распорядительных и информационно-справочных документов деятельности медицинской организации. Одновременно с этим в «Систему» должны быть включены требования по выполнению пациентом соответствующих обязанностей и меры гражданско-правовой ответственности пациента, возникающие в ходе оказания ему оптометрических услуг.
Организационно-правовые основы обеспечения прав пациента представляют собой совокупность положений правовых, этических и ведомственных нормативных документов и соответствующих им организационных технологий. Относительно каждого права пациента «Система» может быть представлена следующим образом: определение права пациента, нормативное закрепление порядка его обеспечения, организационные технологии, способствующие его эффективной реализации, практика реализации права (рис.).
Право пациента
Рис. Система регулирования отношений медицинских работников и пациентов
При разработке «Системы» в первую очередь, предпринимается анализ текстов Устава медицинской организации, должностных инструкций и функциональных обязанностей сотрудников, правил внутреннего распорядка, приказов главного врача, а также заключаемых с пациентом или его законным представителем договоров, в каждом из которых должна быть определена ответственность за обеспечение законодательно закрепленных прав пациента.
Реализация прав пациента предполагает применение мер образовательного, воспитательного, административного, материально-технического, финансового и собственно организационного характера. Эффективными организационными технологиями повышения культуры общения медицинского персонала с пациентами могут быть административные меры морального и материального поощрения сотрудников учреждения, работа которых положительно оценивается пациентами и это учитывается как при общей оценке
качества работы специалиста, так и при проведении профессиональных конкурсов.
Большое значение имеет организация обратной связи между администрацией учреждения и пациентами (в т.ч. проведение анкетирования). Организационные технологии направляются на создание таких условий, когда пациент и его родственники могут свободно обращаться в администрацию с пожеланиями и жалобами, выражением благодарности.
Основные этапы внедрения «Системы регулирования отношений медицинских работников и пациентов» в медицинскую организацию включают:
- формирование инфраструктуры регулирования отношений медицинских работников и пациентов;
- анкетирование пациентов и медицинских работников;
- обучение персонала актуальным вопросам медицинского права и медицинской этики;
- контроль и оценка деятельности медицинской организации по совершенствованию регулирования отношений пациентов и персонала учреждения.