Научная статья на тему 'Информационное обеспечение прав пациента при оказании оптометрических услуг'

Информационное обеспечение прав пациента при оказании оптометрических услуг Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
34
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТОМЕТРИЯ / МЕДИЦИНСКАЯ УСЛУГА / ПРАВА ПАЦИЕНТА

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Нисан Белла Александровна, Петрова Ирина Анатольевна

Одним из перспективных направлений нормотворческой деятельности здравоохранения является научно обоснованная оптимизация организации и оказания медицинских услуг отдельных видов медицинской помощи, в т.ч. офтальмологической помощи при оптометрии с точки зрения обеспечения законодательно закрепленных прав пациента. Знание этих прав пациентами и медицинскими работниками будет способствовать повышению качества медицинской помощи, усилению правовой безопасности медицинского работника и пациента, снижению числа предотвратимых медико-правовых конфликтов в оптометрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение прав пациента при оказании оптометрических услуг»

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ПАЦИЕНТА ПРИ ОКАЗАНИИ ОПТОМЕТРИЧЕСКИХ УСЛУГ

Б.А. Нисан*, И.А. Петрова**

Одним из перспективных направлений нормотворческой деятельности здравоохранения является научно обоснованная оптимизация организации и оказания медицинских услуг отдельных видов медицинской помощи, в т.ч. офтальмологической помощи при оптомет-рии с точки зрения обеспечения законодательно закрепленных прав пациента. Знание этих прав пациентами и медицинскими работниками будет способствовать повышению качества медицинской помощи, усилению правовой безопасности медицинского работника и пациента, снижению числа предотвратимых медико-правовых конфликтов в оптометрии. Ключевые слова: оптометрия, медицинская услуга, права пациента.

В соответствии со ст. 19 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при получении медицинской помощи пациент имеет право на:

1) выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

3) получение консультаций врачей-специалистов;

4) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;

5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

6) получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;

7) защиту сведений, составляющих врачебную тайну;

* Департамент здравоохранения г. Москвы

** Национальный НИИ общественного здоровья РАМН

Нисан Белла Александровна - к.м.н., ведущий специалист, (495)411-37-19 Петрова Ирина Анатольевна - к. филос. н., ведущий научный сотрудник, (495)916-02-93

8) отказ от медицинского вмешательства;

9) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;

10) допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;

11) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в т.ч. на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

Знание этих прав пациентами и медицинскими работниками безусловно будет способствовать повышению качества медицинской помощи, усилению правовой безопасности медицинского работника и пациента, снижению числа предотвратимых медико-правовых конфликтов. Однако, как правило, права, обязанности и ответственность пациента во внутренних нормативных документах медицинских организаций отражены слабо.

До настоящего времени в отечественной профессиональной литературе нами не найдены исследования, в которых в системном виде проанализирована специфика регулирования отношений медицинского персонала и пациентов медицинских организаций, оказывающих оптометрические услуги.

Это предполагает разработку специального информационно -нормативного документа «Система регулирования отношений медицинских работников и пациентов в оптометрии» («Система), который основывается на комплексе организационно-распорядительных и информационно-справочных документов деятельности медицинской организации. Одновременно с этим в «Систему» должны быть включены требования по выполнению пациентом соответствующих обязанностей и меры гражданско-правовой ответственности пациента, возникающие в ходе оказания ему оптометрических услуг.

Организационно-правовые основы обеспечения прав пациента представляют собой совокупность положений правовых, этических и ведомственных нормативных документов и соответствующих им организационных технологий. Относительно каждого права пациента «Система» может быть представлена следующим образом: определение права пациента, нормативное закрепление порядка его обеспечения, организационные технологии, способствующие его эффективной реализации, практика реализации права (рис.).

Право пациента

Рис. Система регулирования отношений медицинских работников и пациентов

При разработке «Системы» в первую очередь, предпринимается анализ текстов Устава медицинской организации, должностных инструкций и функциональных обязанностей сотрудников, правил внутреннего распорядка, приказов главного врача, а также заключаемых с пациентом или его законным представителем договоров, в каждом из которых должна быть определена ответственность за обеспечение законодательно закрепленных прав пациента.

Реализация прав пациента предполагает применение мер образовательного, воспитательного, административного, материально-технического, финансового и собственно организационного характера. Эффективными организационными технологиями повышения культуры общения медицинского персонала с пациентами могут быть административные меры морального и материального поощрения сотрудников учреждения, работа которых положительно оценивается пациентами и это учитывается как при общей оценке

качества работы специалиста, так и при проведении профессиональных конкурсов.

Большое значение имеет организация обратной связи между администрацией учреждения и пациентами (в т.ч. проведение анкетирования). Организационные технологии направляются на создание таких условий, когда пациент и его родственники могут свободно обращаться в администрацию с пожеланиями и жалобами, выражением благодарности.

Основные этапы внедрения «Системы регулирования отношений медицинских работников и пациентов» в медицинскую организацию включают:

- формирование инфраструктуры регулирования отношений медицинских работников и пациентов;

- анкетирование пациентов и медицинских работников;

- обучение персонала актуальным вопросам медицинского права и медицинской этики;

- контроль и оценка деятельности медицинской организации по совершенствованию регулирования отношений пациентов и персонала учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.