Научная статья на тему 'Информационное обеспечение подготовки учителей начальной школы к реализации творческих проектов школьников'

Информационное обеспечение подготовки учителей начальной школы к реализации творческих проектов школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / CREATIVE DEVELOPMENT / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / PROBLEM TRAINING / МЕТОД ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ / METHOD OF CREATIVE PROJECTS / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КОЛЛЕДЖА / INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE COLLEGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваграменко Ярослав Андреевич, Савостина Елена Викторовна, Яламов Георгий Юрьевич

Рассматриваются возможности развития творчества младших школьников на основе проблемного обучения с использованием метода творческих проектов. Приведено основное содержание программы дополнительного образования, разработанной для включения в информационно-образовательную среду профессионально-педагогического колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ваграменко Ярослав Андреевич, Савостина Елена Викторовна, Яламов Георгий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information support for training primary school teachers for realization of schoolchildren’s creative projects

The possibilities of developing creative work of junior schoolchildren on the basis of problem learning using the method of creative projects are considered. The main content of the additional education program developed for inclusion in the information and educational environment of the professional pedagogical college is given

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение подготовки учителей начальной школы к реализации творческих проектов школьников»

Я. А. Ваграменко

(Москва), Е. В. Савостина (Трубчевск), Г. Ю. Яламов

(Москва)

информационное обеспечение подготовки учителей начальной школы к реализации творческих проектов школьников

information support for training primary school teachers for realization of schoolchildren's creative projects

Рассматриваются возможности развития творчества младших школьников на основе проблемного обучения с использованием метода творческих проектов. Приведено основное содержание программы дополнительного образования, разработанной для включения в информационно-образовательную среду профессионально-педагогического колледжа

Ключевые слова: творческое развитие, проблемное обучение, метод творческих проектов, информационно-образовательная среда колледжа

The possibilities of developing creative work of junior schoolchildren on the basis of problem learning using the method of creative projects are considered. The main content of the additional education program developed for inclusion in the information and educational environment of the professional pedagogical college is given

Key words: creative development, problem training, method of creative projects, information and educational environment of the college

Научное обеспечение системы среднего профессионального образования предпо-лагае наполнение информационной среды колледжа ресурсами, направленными на обучение будущих педагогов развитию творческих способностей младших школьников. Поэтому возникает необходимость создания таких ресурсов в информационно-образовательной среде (ИОС) профессионально-педагогических колледжей (ППК). Проанализируем пример разработки подобного ресурса, включенного в ИОС Трубчевского ППК (г. Трубчевск, Брянская область) [1].

В. А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках,

ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка» [2].

Чтобы формировать творческую личность в процессе воспитания и обучения, каждый современный педагог должен знать характеристики творческого процесса обучения и воспитания, уметь определять уровень творческого развития учащихся, знать организационные формы соответствующие современным требованиям, пути и методы формирования личности творческой как системы качеств, чтобы уметь формировать их у своих учащихся.

Младший школьный возраст имеет уни-

кальные возможности для развития творческих способностей, и эти возможности в процессе роста учащегося необратимо снижаются, поэтому, необходимо как можно интенсивнее использовать их на начальных ступенях развития ребенка [3]. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных особенностей - приобщение детей к продуктивной творческой работе. Следовательно, в современном образовательном процессе становится уместным использование методов и приемов, формирующих у младших школьников способности креативно мыслить, саморазвиваться и самообразовываться.

Анализ образовательного процесса в МБОУ Трубчевская гимназия, выявил, на наш взгляд, одну из главных проблем, затрудняющих развитие творчества младших школьников, а именно фрагментарность и неупорядоченность построения информационного контента, необходимого для последовательных педагогических действий, мотивирующих инициативу младших школьников.

В современной системе образования все чаще и чаще приходится вести речь о том, что традиционный подход к обучению неактуален, ведь его, результатом является способность учащихся воспроизвести лишь знания, переданные им учителем, однако применить их в практической жизни они не могут. Одним из самых слабых мест традиционного подхода к обучению является отсутствие у учащихся умений интегрировать полученные знания и использовать их для приобретения новых знаний об окружающем мире. Кроме того, информация является основой современного общества, и поэтому одно из самых важных умений для человека - умение осуществлять ее поиск, обработку, хранение, использование и передачу. Следовательно, современная система образования должна готовить обучающихся, приспособленных к жизни в условиях информатизации и компьютеризации общества, а также развития новых информационных технологий. Важно учитывать и то, что у обучающихся уже в начальной школе отсутствуют мотивация к обучению и интерес к процессу получения новых знаний,

ведь современного ребенка не устраивает, что полученные знания будут необходимы ему лишь через несколько лет - по окончанию школы.

Поэтому современная система обучения должна меняться именно в начальной школе, ведь здесь начинается формирование личности обучающегося, его мировоззрения, желания учиться.

Было приложено много усилий для решения этой проблемы: использовались давно забытые педагогические технологии, опыт зарубежных стран, появились новые концепции. И уже сейчас на смену традиционной системы обучения приходят альтернативные на основе активного обучения: обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, метод проектов.

Для решения проблемы, были проанализированы методы активного обучения и познавательной деятельности младших школьников, сделан вывод о том, что проблемное обучение - одно из наиболее эффективных средств активизации мышления школьника, а метод проектов наиболее актуальный, направленный на развитие навыков делового общения в коллективе, предусматривающий сочетание самостоятельной работы учащегося с групповыми занятиями, ведение дискуссий, создание учащимися конечного результата собственной творческой деятельности [7].

В итоге была разработана программа дополнительного образования «Юный исследователь» и проведена опытно-экспериментальная оценка эффективности её внедрения в учебно-воспитательный процесс Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Трубчевская гимназия.

Формирование информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания стали новым видом образования -инновационным, в котором информационные технологии играют интегрирующую и системообразующую роль. Персональный компьютер в обучении младших школьников должен обогащать и преобразовывать и развивающую предметную среду, по-

скольку первоклассники общаются с компьютером свободнее, чем многие педагоги, однако чаще всего воспринимают его как игрушку или средство развлечения, лишь придя в школу, обучающиеся знакомятся с компьютером как средством получения новых знаний. Именно поэтому программа дополнительного образования «Юный исследователь» представлена в виде информационного ресурса, который был включен в информационно-образовательную среду Трубчевского ППК. Программа содержит следующие разделы как:

1. Новости.

2. План программы:

- введение;

- проект «Питайся правильно!»;

- проект «Новогодняя елка»;

- проект «История нашего города: памятные места»;

- проект «Герб нашего города».

3. Наши работы.

4. Контактная информация.

В разделе новостей, отражена информация об этапах реализации программы дополнительного образования «Юный исследователь», даны полезные ссылки.

Основным разделом информационного ресурса является «План программы», который включает в себя все разделы программы с теоретическим материалом, практическими заданиями, а также с приложением прикладного программного обеспечения, доступным для скачивания, для выполнения соответствующего проекта. Рассмотрим более подробно каждую тему.

1. Введение содержит общую информацию о проектном обучении, видах проектов, классификации проектов, а также требования к защите учебных проектов (информация представлена в виде мультимедийной презентации).

2. Проект «Питайся правильно!» - чтобы быть здоровым необходимо правильно питаться, поэтому в рамках данного проекта были рассмотрены следующие вопросы:

Проектная деятельность в начальной школе

ш

Типология проектов; ж

Исследовательские Информа™™н£е^

проекты Творческие

проекты

Межпредметные „

г - х .. ; ; \ РолеЕО-чгровые

проекты ¡ТГТ?- У^Г ■. _ г/ проекты

шиш

Яг л

а«; о с&Е оВ

сущность проекта ^

Проект - ииумываетси, планируется. Проектирование •- ли процесс «идлинн проекта.

Проек'1 - это детски» самодеятельность

поэтапное движение к цели. - ((

Проект - метод педагогический И

оргаитовшиюгоосиоеннн ребенком-^ окружающей среды.

; Роли участнико юектной деятельно

Роль гчктгля

Роль ученика

Роль . родктелЕН

Консультирует

Мотивирует

Наблюдает

Личностные

Групповые

Па

Рн,

ыд

• ЯЕляется субъектом познавательной деятельности

• Принимает решения

• Выстраивает систему взаимоотношений

с людьми

• Оценивает

Рис.1. Презентация «Проектная деятельность в начальной школе».

фрукты и овощи, необходимые человеку каждый день; рацион полноценного завтрака, обеда, ужина, и как его составить; витамины, содержащиеся в нашей пище; необходимы ли в рационе человека супы, борщ, рыба, мясо, молоко, творог, сыр, всевозможные каши (перловая, гречневая, ячневая, манная, геркулесовая).

Заданием на проектную деятельность было выполнить рисунок на тему правильного питания. Для создания рисунков макетов для стенда о правильном питании было предложено использовать компьютерную программу Tux Paint -свободно распространяемая программа для рисования, предназначенная для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Изначально была создана для операционных систем семейства Linux, в настоящее время работает и на Microsoft Windows, Apple, MacOS и других платформах. В работе можно использовать кисти, линии, формы и др. Поддерживаются фильтры, например, осветление и затемнение. В программе есть большая коллекция шаблонов изображений для использования в работе с программой.

Рассмотрим ряд преимуществ и недостатков программы Tux Paint как средства развития творческих способностей младших школьников. Основным преимуществом описываемой программы является ее доступность и понятность для учащегося младшего школьного возраста. Многообразие простых и понятных инструментов программы позволяет ребенку легко создавать яркие красочные изображения, повышая тем самым мотивацию к рисованию, формируя представление ребенка о компьютере как об удобном и многофункциональном инструменте для решения не только повседневных, но и творческих задач. Наличие большого количества дополнительных эффектов в разделе инструмента «Магия» развивает детское экспериментирование, увлекая ребенка поиском эффектов и вариативностью использования, а также позволяет под руководством учителя создать органичную творческую композицию, повышая художественную ценность рисунка ребенка. Однако это несколько затрудняет работу учителя с группой школьников, ограничи-

вая разнообразие полученных творческих работ. Преимуществом перед другими графическими редакторами также можно назвать возможность поворота фигуры вокруг своей оси перед окончательным ее изображением. К сожалению, после клика «мыши» активизировать заново и повернуть или передвинуть фигуру уже невозможно. В то же время существует возможность многократной отмены последнего действия, что позволяет ребенку не бояться совершить ошибку и повышает его уверенность при использовании программы в процессе создания графических изображений.

Таким образом, несмотря на некоторые недостатки программы Tux Paint, мы считаем ее наиболее понятной и доступной, удобной и интересной для работы с детьми младшего школьного возраста с целью развития их творческих способностей.

3. Проект «Новогодняя елка» - сбор школьниками материала на тему: «Елка - новогоднее дерево», а именно: откуда к нам пришла эта традиция - ставить хвойное дерево и украшать его на новогодний праздник? (воспользоваться литературой, Интернетом, журналами для расширения знаний детей в ходе подготовки проекта). В результате была создана мультимедийная презентация «Как к нам пришла елка?». В рамках данного проекта учащиеся должны были создать графическое изображение на тему «Зима в картинках и анимациях» и презентовать его.

Для создания изображений учащимся было предложено использовать программу Scratch. Основными направлениями программы Scratch являются изучение основ алгоритмизации, моделирование объектов, процессов и явлений, организация проектной деятельности как одного учащегося, так и их группы, организация учебно-познавательной деятельности учащихся, а также установление межпредметных связей в процессе проектной и учебно-познавательной деятельности.

Следовательно, потенциал среды программирования Scratch позволяет рассматривать программу как один из перспективных способов организации проектной учебно-познавательной деятельности учащихся,

направленной на творческое развитие. Перечисленные особенности Scratch оказывают влияние на развитие у школьника ответственности и адаптивности, коммуникативности, творчества и любознательности, критического мышления, умения работать с мультимедийными средствами, умение ставить и решать задачи, направленные на саморазвитие [6].

4. Проект «История нашего города: памятные места». В ходе выполнения проекта учащиеся собирали материал на тему «Памятные места нашего города» в школьном музее, Интернете, газетных публикациях о героях нашего города, которым установлены памятники. Результат - разработать фотоальбом в виде мультимедийной презентации (в альбом включить фотографии памятников нашего города, их описание: в каком году поставлен тот или иной памятник, ( в честь кого он установлен) в микрогруппах,

используя прикладную программу из пакета Mircosoft Office Ms Power Point.

Презентация позволяет развивать творческие, художественные и конструкторские способности учащихся, ориентирование в информационном пространстве сети Интернет, способствует их самообразованию, активности и самостоятельности.

Таким образом, применение программы Microsoft Power Point становится высокоэффективным фактором развития творческих способностей, воспитания и обучения младших школьников.

5. Проект «Герб нашего города» - знакомство учащихся с периодом создания городских гербов, с появлением традиции использования герба и необходимостью иметь городу герб и флаг.

Заданием на творческий проект является создание символа герба нашего города (использование программы Scratch или Tux Paint).

Горел Тр%Фк«ккoo«<4mii к v?.< гщу. Ко». upc.iiKiK^rHiK, •iiiHMmjHim-

гор^у сим mi и» с ¿oc ttkiMii ikivvmmii itjuiuv iipc-.iwoa. Tpy&i uiiu n ¿oil. пр*д}пр«жылл о6о41лс1мс1И. По иом) mi г* I и. c.*«ia »ip)6a*- "тр}6»бм,1

оо.кслхн n ocihxvy 1мшл1111я i и [mi l*-

lopfu рХ1Ю.ЮЖ11.»С1 я о» ici п. жидо окном мгстс luiCcpciy Дсслы K'piviiuMÎi licit u.» tfUKpUWCICf с соборной r opu. iu wjTopcii luxA^rici ruuarfi lUMrnotx Тр)&гсвска • Tpoicoatii собор.

Собор 6ЫЛ IKKIpOCH »

IUHJlK XVIKKI Mtrtuiui Тр)баоаши н

ВЛОСЛСЛСТ11С1СТХ1 ici

фамилиям« ViUiULIWOfltcfl 1 lui laiaotn собор ссоружсм юл старим ■ меча ce XVUI юсл. В luriXK XLX ккл к собору irpocrpoctu шэомемии. a lu'u ic XX - НилокаэсП | ; -I : А »ССПЛЬТДТС расииьж 1971 revu ней Собором обшр)~АС11 камлосыП храм ХП »ска'

истоеию города

жно в буквальном смысле тать, гуляя по его улицам. На Ьсех старинных домах оисят нБлички, сообщающие номер Ауаятника архитектуры (а они КТрубчевске пронумерованы), дату постройки и историю

Г Здания. Жаль только. >ти ' 'аблички недолговечны -лани они и! оргалита, а |и<и нанесены краской, ие с кажегиь о советских :г,ак,иапомииающихо таких ;нейш их событиях, как, пример. конференция

10Й КОМСОУ-ОЛЬСОЙ

ани)ациив 1920 году. Это-ик>,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ь в центре и современные

_ ройки. Такие, как Дом

культуры,например. Или тданис средней шкалы №1.

Рис. 2. Презентации проектов на тему «Памятники нашего города»

Основой разработанного информационного ресурса является сочетание и применение различных форм творческой работы, методик, приёмов, а также современных педагогических информационных технологий [5]. Данная система работы позволяет наилучшим образом раскрыть творческие способности учащихся, привлечь их к процессу творчества, реализовать интеллектуальные запросы и потребности каждого учащегося [4]. Изложенный в данной статье опыт применения метода проектов с целью развития творческих способностей младших школьников был использован при обучении студентов профессионально-педагогического колледжа по специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах.

В заключение отметим, что применение новых информационных технологий в со-

временной системе образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, даёт возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление процессом обучения, является социально значимым и актуальным. Кроме того, основная задача современного педагога - научить школьника учиться, так как по завершению школы данный процесс не заканчивается, а продолжается в течение всей жизни; научить ребенка создавать и творить, получая при этом удовольствие от самого процесса; максимально раскрыть и развить талант ребенка, направить весь его потенциал на созидание и на помощь другим.

Литература

1. Ваграменко Я.А., Казиахмедов Т.Б., Яламов Г.Ю. Формирование информационной среды компьютерного класса, обеспечивающей креативную деятельность студентов колледжа // Педагогическая информатика. - 2017. - № 1. - С. 25-36.

2. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. - Киев: Радянска школа, 1969. - 212 с.

3. Баранова Д. Ю., Кисляков А. В., Солодкова М. И. и др. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразо-ват. учреждений. - М.: Просвещение, 2013. - 96 с.

4. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Известия Российской академии образования. - 2000. - № 2. - С. 36-43.

5. Евладова Е. Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС // Воспитание школьников. - 2012. - №3. - С. 15-26.

6. Савостина Е.В. Формирование информационного ресурса для осуществления межпредметных связей и развития творчества младших школьников // Педагогическая инфор-матика.0 2016.0№3. 0 С. 21030.

7. ЗакА.З. Методы развития способностей у детей - М.: Педагогика, 2010. - 98 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.