Научная статья на тему 'Информационное обеспечение менеджеров культуры Липецкой области: итоги анкетирования'

Информационное обеспечение менеджеров культуры Липецкой области: итоги анкетирования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
196
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖЕРЫ / ПОТРЕБИТЕЛИ ИНФОРМАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ИСТОЧНИКИ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА / УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ЛИПЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ / MANAGERS / SOURCES OF OBTAINING INFORMATION / INFORMATION SUPPORT / INFORMATION ON CULTURE AND ART / INFORMATION NEEDS / CONSUMERS OF INFORMATION / CULTURAL INSTITUTION / SOCIOLOGICAL RESEARCHES / LIPETSK REGION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гончарова Евгения Васильевна

Руководящие работники учреждений культуры Липецкой области как потребители информации: информационные потребности, источники получения информации. По материалам социологического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гончарова Евгения Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information support of managers of culture of the Lipetsk region: results of sociological research

Managers of cultural institutions of the Lipetsk region as consumers of information: information needs, sources of obtaining information. On materials of sociological research.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение менеджеров культуры Липецкой области: итоги анкетирования»

Раздел III. Информационно-аналитическое обеспечение сферы культуры... УДК 002.56:008

Е. В. Гончарова

Информационное обеспечение менеджеров культуры Липецкой области:

итоги анкетирования

Руководящие работники учреждений культуры Липецкой области как потребители информации: информационные потребности, источники получения информации. По материалам социологического исследования.

Ключевые слова: менеджеры, потребители информации, информационные потребности, источники получения информации, информационная поддержка, учреждения культуры, социологические исследования, Липецкая область

Evgenia V. Goncharova

Information support of managers of culture of the Lipetsk region: results of sociological research

Managers of cultural institutions of the Lipetsk region as consumers of information: information needs, sources of obtaining information. On materials of sociological research.

Keywords: managers, sources of obtaining information, information support, information on culture and art, information needs, consumers of information, cultural institution, sociological researches, Lipetsk region (Russia)

Анкетирование по теме «Информационное обеспечение менеджеров культуры Липецкой области» проводилось в феврале - марте 2014 г. Сектором научной информации по культуры и искусству (СНИКИ) ЛОУНБ.

По мнению организаторов анкетирования, сегодня в Липецкой области система информационного обеспечения специалистов культуры представляет собой отдельные, несвязанные между собой направления работы: информационное обеспечение работников библиотек, информационное обслуживание специалистов культурно-досуговой сферы и образовательных учреждений. Кроме того, не во всех учреждениях культуры области знают о существовании как общероссийской информационной службы по культуре - Росинформкультуре, так и ее региональном центре в Липецке - СНИКИ ЛОУНБ.

Цели анкетирования:

- выявление информационных потребностей менеджеров культуры;

- повышение эффективности работы СНИКИ ЛОУНБ;

- определение тезисов по оптимизации областной системы информационного сопровождения специалистов в сфере культуры.

Анкетированием были охвачены все начальники (заместители) отделов культуры районных администраций, специалисты областного управления культуры, руководители и методисты областных и муниципальных учреждений культуры и образования: библиотек, музеев, ДМШ и ДШИ, парков, Центров культуры и досуга. Было разослано и передано 80 анкет. Обработана 71 анкета - 89%.

Гендерный состав участников: 85 % - женщины, 15 % - мужчины. Возрастной состав: более половины респондентов - в возрасте 30-49 лет (56 %), третья часть - 5059 лет (37 %). Молодых специалистов (18-29 лет) - 4 %, старше 60 лет - 3% (рис. 1).

Рис. 1. Распределение опрошенных менеджеров сферы культуры по полу и возрасту

Образовательный уровень опрашиваемых высок: 84 % имеют высшее образование, 16 % - среднее специальное.

Вопросы анкеты можно объединить в несколько блоков: информационные ресурсы по культуре и доступ к ним (вопросы 8-12, 19-21, 25), информационные потребности (13-18), услуги СНИКИ (22-24).

Согласно итогам исследования основными каналами получения информации для менеджеров культуры Липецкой области сегодня являются (предлагалась возможность выбора нескольких вариантов):

- печатные СМИ - 80%;

- интернет-ресурсы - 75 %;

- телевидение, радиовещание - 68%;

- библиотеки - 60%;

- внутренний документооборот - 25%;

- книжные и интернет-магазины - 15 % и 6 %.

Анализ основных каналов получения респондентами необходимой информации показал, что почти большинство специалистов получают информацию в печатных СМИ и ресурсах Интернета. Половина анкетируемых используют Интернет для доступа к специализированным базам данных по культуре, в том числе и на сайтах библиотек. Не обращаются к специализированным базам данных 20 % специалистов. Не все специалисты пользуются рассылочными сервисами (27 %) и возможностью общаться в социальных сетях на профессиональные темы (48 % специалистов

18-29 лет

еи лет

ЖЕНЩИНЫ 85%

не являются пользователями социальных сетей). Этот факт можно объяснить тем, что в анкетировании, в основном, участвовали люди среднего возраста (45-59 лет). Нет необходимости доказывать, что наибольшей популярностью социальные сети пользуются именно у молодого поколения.

Все респонденты отметили высокий уровень обеспеченности информационными ресурсами своего учреждения культуры: методическими материалами (77 %), сценарными (73,2 %), руководящими документами (60 %).

На поиск информации, связанной с профессиональной деятельностью, половина специалистов (51 %) тратят около часа времени. Другая половина (48 %) -свыше двух часов. Свыше 6 часов - 1 %. Треть анкетируемых (33 %) не нуждаются в посреднике для получения информации по культуре и искусству, а для 52 % специалистов посредник необходим. Постоянное информирование требуется 17 % специалистов. Не возникает потребности в информировании у 4 % опрошенных. Причем, 28 % респондентов (тоже почти треть) располагают собственной службой, занимающейся сбором и обработкой информации по культуре (в основном, это библиотеки). Не имеют таких служб 60 % организаций, 12 % респондентов затруднились ответить.

Половина специалистов (49 %) предпочитают получать информацию раз в месяц, 34 % - еженедельно, 7 % - ежеквартально, по мере необходимости - 10 %. Информирование по электронной почте выбрали 89 % респондентов.

Первое место в тематическом содержании необходимой информации занимает информация по правовым вопросам, передовому (инновационному) опыту учреждений культуры, библиотечная и библиографическая деятельность, информация о грантах, конкурсах, стипендиях.

О существующей службе научной информации по культуре и искусству ЛОУНБ и ее возможностях знают 45 % опрашиваемых, а 54 % хотели бы получить более подробную информацию об ее услугах. Не заказывали неопубликованных документов из Фонда СНИКИ ЛОУНБ 66 % опрошенных специалистов. Фонд формируется с 1996 г. по Приказу Комитета по делам культуры и искусства Липецкой области от 23.09.1996 № 142. Приказ обязывал учреждения культуры области передавать в Фонд СНИКИ ЛОУНБ свои неопубликованные документы: методические материалы, сценарии, материалы конференций, совещаний и др. На сегодняшний день только библиотеки области передают в Фонд свои неопубликованные документы. Попытки призвать коллег к исполнению этой обязанности, к сожалению, не увенчались успехом.

Наиболее востребованной услугой, предоставляемой СНИКИ ЛОУНБ, оказалось предоставление информации в режиме «запрос-ответ» (70 %), на втором месте -предоставление полных текстов документов, копий интересующих материалов (54 %), в библиографическом информировании нуждаются 46 %, в предоставлении

неопубликованных документов из Фонда СНИКИ - 32 %, в аналитических обзорах и тематических рефератах - 30 % специалистов.

По мнению участников анкетирования, эффективному информационному обслуживанию специалистов культуры Липецкой области мешают:

- несовершенство (можно сказать и отсутствие) координации информационного обеспечения работников культуры - 38%;

- отсутствие рекламы об информационных службах отрасли культуры - 32 %;

- недостаточная информативность баз данных по культуре и искусству - 21 %;

- отсутствие доступа к специализированным интернет-ресурсам, платный доступ к ресурсам - 18%;

- отсутствие методической, учебной литературы по поиску информации по культуре и искусству, обучающих курсов - 16%.

Таким образом, проведенное исследование показало, что у большинства менеджеров культуры есть потребность в информационном обеспечении, которое осуществляет СНИКИ ЛОУНБ. Для оптимизации работы системы информационного обеспечения менеджеров культуры Липецкой области, создания комфортной информационной среды Сектору необходимо:

- систематически рекламировать услуги, предоставляемые СНИКИ и службами информации учреждений культуры (презентации, печатные материалы, сайты организаций культуры, СМИ);

- осуществлять информационный обмен между учреждениями культуры на базе СНИКИ;

- подготовить учебно-методические материалы по информационным ресурсам в сфере культуры и их поиску;

- способствовать координации деятельности информационных служб учреждений культуры области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.