Научная статья на тему 'Обзор информационной деятельности службы научной информации по культуре и искусству Национальной библиотеки Республики Дагестан им. Р. Гамзатова'

Обзор информационной деятельности службы научной информации по культуре и искусству Национальной библиотеки Республики Дагестан им. Р. Гамзатова Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
161
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ПОТРЕБИТЕЛИ ИНФОРМАЦИИ / ТЕМАТИКА ЗАПРОСОВ / ИНФОРМАЦИЯ ПО КУЛЬТУРЕ И ИСКУССТВУ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ИМЕНИ РАСУЛА ГАМЗАТОВА / INFORMATION SERVICE / BIBLIOGRAPHIC SERVICE / CONSUMERS OF INFORMATION / SUBJECT OF INQUIRIES / INFORMATION ON CULTURE AND ART / RASUL GAMZATOV NATIONAL LIBRARY OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кузьмина Ирина Александровна, Арипов Мурад Гитина-Магомедович

Информационное обслуживание потребителей информации. Тематика информационных запросов. Национальная библиотека Республики Дагестан им. Р. Гамзатова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Кузьмина Ирина Александровна, Арипов Мурад Гитина-Магомедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information activities of department of scientific information on culture and art of the Rasul Gamzatov National library of the Republic of Dagestan

Information service of consumers of information. Subject of queries. Rasul Gamzatov National library of the Republic of Dagestan.

Текст научной работы на тему «Обзор информационной деятельности службы научной информации по культуре и искусству Национальной библиотеки Республики Дагестан им. Р. Гамзатова»

Раздел III. Информационно-аналитическое обеспечение сферы культуры... УДК 025.5:027.54(470.67)

И. А. Кузьмина, М. Г. Арипов

Обзор информационной деятельности службы научной информации по культуре и искусству Национальной библиотеки Республики Дагестан

им. Р. Гамзатова

Информационное обслуживание потребителей информации. Тематика информационных запросов. Национальная библиотека Республики Дагестан им. Р. Гамзатова.

Ключевые слова: информационное обслуживание, библиографическое обслуживание, потребители информации, тематика запросов, информация по культуре и искусству, Национальная библиотека Республики Дагестан им. Р. Гамзатова

Irina A. Kuzmina, Murad G. Aripov

Information activities of department of scientific information on culture and art of the Rasul Gamzatov National library of the Republic of Dagestan

Information service of consumers of information. Subject of queries. Rasul Gamzatov National library of the Republic of Dagestan.

Keywords: information service, bibliographic service, consumers of information, subject of inquiries, information on culture and art, Rasul Gamzatov National library of the Republic of Dagestan

В стремительно развивающемся информационном обществе велика роль доступности, качества, оперативности получения информации. В данных условиях библиотека, предоставляя широкий спектр информационных услуг, выступает надежным проводником в информационной среде.

Основными видами библиографического обслуживания, осуществляемого в библиотеке, являются библиографическое информирование и справочно-библи-ографическое обслуживание. В библиографическом обслуживании проявляется ориентация службы научной информации по культуре и искусству на эффективное раскрытие собственных информационных ресурсов и ресурсов других учреждений, полноценное удовлетворение разовых и долговременно действующих информационных запросов.

Информационное обслуживание пользователей является одним из ведущих направлений деятельности Национальной библиотеки Республики Дагестан им. Р. Гамзатова и включает следующие аспекты: библиографическое информирование, предоставление доступа к собственным информационным ресурсам, оперативное и качественное выполнение библиографических запросов и формирование компонентов информационной культуры пользователей.

Раздел III. Информационно-аналитическое обеспечение сферы культуры...

На обслуживании СНИКИ находятся 2 коллективных и 29 индивидуальных абонентов, среди них сотрудники городских администраций и муниципальных образований, работники культуры, педагоги, социальные работники и т.д. Наибольшее количество запросов поступает от индивидуальных абонентов в режиме «запрос-ответ», тогда как коллективные абоненты в основном обслуживаются в режиме ИРИ и ДОР.

Выполнение любой справки требует проведения диалога между библиотекарем и читателем для уточнения запроса с точки зрения целевого назначения, хронологических границ, вида носителей требуемой информации. Полученные сведения учитываются при подготовке справки: специалист библиотеки сам выполняет данную справку, либо выступает в роли консультанта.

Основная часть запросов, поступающих в СНИКИ, имеет сложный характер и требует тщательного разыскания материалов с помощью систематической картотеки малотиражных изданий и неопубликованных документов, тематического указателя «Мир культуры», издаваемого СНИКИ ежегодно на основе мониторинга профессиональной периодики, а также электронных ресурсов. Большая доля запросов -библиотечной тематики, затем идут общие вопросы культуры, правовые вопросы в области учреждений культуры.

Среди наиболее интересных запросов можно выделить: «Инновационная компетентность как результат профессионального развития», «Инновации в правовом просвещении в библиотеках России», «Миссия библиотек в современном мире», «Работа учреждений культуры по противодействию терроризму», «Роль библиотек в формировании духовно-нравственной личности», «Концепция развития библиотечного дела сегодня», «Библиотеки как центры диалога культур и общероссийского патриотизма народов России», «Роль семьи и женщины», «Социальная защита работников культуры».

Вторая группа выполняемых запросов относится к так называемым простым запросам. В основном это обращение в СНИКИ за сценариями к различным праздничным или тематическим датам. В этой группе преобладают абоненты из числа педагогов, социальных работников и специалистов в сфере массовых праздников. Материалы для этой группы абонентов легко находятся за один «шаг», благодаря картотеке сценариев и тематическому указателю «Мир культуры». Например, «Праздник осени», «Летний досуг детей», «Новогодние сценарии», «День славянской письменности и культуры» и другие.

Динамический характер ресурсов Интернета обеспечивает постоянную изменчивость информационной среды и условий доступа к информации. Это утверждение в полной мере относится и к сфере онлайнового (виртуального) обслуживания. Использование телекоммуникационных средств привело к резкому увеличению числа удаленных пользователей библиотеки, которые, как и локальные пользователи, вправе рассчитывать на обеспечение своих прав на получение информации.

• Том 211 • Анализ информации в библиотеке: ресурсы, технологии, проекты •

115

Раздел III. Информационно-аналитическое обеспечение сферы культуры...

Особенно это актуально для нашей республики, так как большая часть населения живет в удаленных горных районах, и эта форма работы СНИКИ требует внедрения в практику в ближайшее время. На это и направлены сейчас наши усилия.

Высокая конкуренция в информационной среде общества не позволяет библиотекам останавливаться на достигнутом, и это является мощным стимулом на пути дальнейшего развития СНИКИ в Национальной библиотеке Республики Дагестан им. Р. Гамзатова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.