Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПЛЕКСА ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКВЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА РОССИЙСКОЙ СТОЛИЦЫ'

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПЛЕКСА ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКВЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА РОССИЙСКОЙ СТОЛИЦЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационное обеспечение / образ / столица / комплекс городского хозяйства / благоустройство / information support / image / capital / urban complex / landscaping

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лаврушин Александр Владимирович

Исследование направлено на то, чтобы понять, как пресс-служба Комплекса городского хозяйства участвует в создании сообщений для СМИ и социальных сетей, которые помогают формировать положительный имидж столицы и Мэра города. В статье исследуются медиа-сервисы Комплекса городского хозяйства, определяется их роль в формировании позитивного имиджа города. Также анализируются сообщения средств массовой информации, работа с интернет-сообществом. В статье используется анализ данных, что помогает понять, какие сообщения наиболее эффективны в привлечении внимания и поддержки горожан. Результаты исследований могут быть использованы для улучшения работы пресс-службы и создания более эффективной стратегии формирования имиджа города Москвы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Лаврушин Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SUPPORT FOR THE ACTIVITIES OF THE MOSCOW MUNICIPAL ECONOMY COMPLEX AS A TOOL FOR FORMING A POSITIVE IMAGE OF THE RUSSIAN CAPITAL

The research is aimed at understanding how the press service of the Municipal Economy Complex participates in the creation of messages for the media and social networks that help to form a positive image of the capital and the Mayor of the city. The article examines the media services of the Urban Economy Complex, determines their role in the formation of a positive image of the city. Media reports and work with the Internet community are also analyzed. The article uses data analysis, which helps to understand which messages are most effective in attracting the attention and support of citizens. The research results can be used to improve the work of the press service and create a more effective strategy for shaping the image of the city of Moscow.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПЛЕКСА ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКВЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА РОССИЙСКОЙ СТОЛИЦЫ»

■ ■ ■ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПЛЕКСА ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКВЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА РОССИЙСКОЙ СТОЛИЦЫ

Лаврушин А.В.

Комплекс городского хозяйства Правительства Москвы, Москва, Российская Федерация

Аннотация. Исследование направлено на то, чтобы понять, как пресс-служба Комплекса городского хозяйства участвует в создании сообщений для СМИ и социальных сетей, которые помогают формировать положительный имидж столицы и Мэра города.

В статье исследуются медиа-сервисы Комплекса городского хозяйства, определяется их роль в формировании позитивного имиджа города. Также анализируются сообщения средств массовой информации, работа с интернет-сообществом. В статье используется анализ данных, что помогает понять, какие сообщения наиболее эффективны в привлечении внимания и поддержки горожан. Результаты исследований могут быть использованы для улучшения работы пресс-службы и создания более эффективной стратегии формирования имиджа города Москвы.

Ключевые слова: информационное обеспечение, образ, столица, комплекс городского хозяйства, благоустройство.

Для цитирования: Лаврушин А.В. Информационное обеспечение деятельности комплекса городского хозяйства Москвы как инструмент формирования положительного образа российской столицы// Коммуникология: электронный научный журнал. 2023. Том 8. No 4. C. 78-94.

Сведения об авторе: Лаврушин Александр Владимирович, советник отдела протокола и взаимодействия с Аппаратом Мэра и Правительства Москвы Управления по координации деятельности Комплекса городского хозяйства Москвы Правительства Москвы. Адрес: 103032, г. Москва, ул. Тверская, д. 13. Е-mail: sobesednik- 1@yandex.ru

Статья поступила в редакцию: 19.10.2023. Принята к печати: 29.12.2023.

Введение. Современный мегаполис, каким является Москва, выступает не только в роли экономического и культурного центра, но и как субъект, формирующий свой уникальный имидж на внутренней и международной арене.

В данных условиях возрастает роль нематериальных инструментов в государственном управлении. Одним из главнейших таких инструментов является деятельность по информационному обеспечению, напрямую влияющая на формирование имиджа власти. В свою очередь то, каким будет

этот имидж, зависит в итоге функционирование всей системы отношений органа власти с населением.

Деятельность Комплекса городского хозяйства Москвы оказывает существенное воздействие на формирование имиджа российской столицы. От работы Комплекса зависит то, каким город видят и воспринимают горожане и гости столицы. Комплекс городского хозяйства Москвы отвечает за благоустройство и предоставление коммунальных услуг, капитальный ремонт зданий и объектов, дорожные работы, а также за безопасность - в подчинении Комплекса находится Департамент по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы, Главное управление МЧС России по городу Москве. Если упустить из информационной повестки всю эту масштабную деятельность, может возникнуть ситуация недоверия к деятельности городской власти, и лично к мэру города, что в условиях санкций и продолжающихся попыток по дискредитации системы государственной власти в целом, просто недопустимо.

Однако, существует мнение, что деятельность по информационному сопровождению может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на имидж объекта, в интересах которого она ведется. Актуальность исследования заключается в том, чтобы выяснить, каким образом работа пресс-службы Комплекса городского хозяйства Москвы влияет на формирование положительного образа Москвы, как одного из крупнейших мегаполисов мира.

В условиях информационной перенасыщенности и высокой конкуренции между мировыми мегаполисами, способность эффективно представлять свои достижения и инновации в сфере городского управления, благоустройства, жилищно-коммунального хозяйства становится решающим фактором в привлечении инвестиций, туристов и новых жителей.

Основной целью данного исследования является анализ влияния информационного обеспечения деятельности Комплекса городского хозяйства Москвы на формирование имиджа города.

Информационная база и методы исследования. Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые акты и документы Правительства Москвы, научные публикации российских и зарубежных исследователей, посвященные проблемам формирования имиджа власти и городских поселений, вопросам информационного обеспечения деятельности государственных органов и органов муниципальной власти, в контексте его влияния на формирование имиджа городов, а также эмпирический материал. В качестве эмпирической базы для написания статьи использованы результаты опроса, проведенного пресс-службой Комплекса городского хозяйства Москвы, анализ контента официальных веб-сайтов, социальных сетей и публикаций в СМИ, связанных с Комплексом городского хозяйства Москвы, статьи и новости о деятельности Комплекса городского хозяйства Москвы,

опубликованные в период последних двух лет в ведущих московских и российских СМИ.

Результаты исследования и обсуждение

Первым, кто ввел понятие «имидж» в отечественную литературу был О.А. Феофанов. В своей работе «США: реклама и общество», появившейся в 1974 году, он рассматривает имидж как основное средство психологического воздействия рекламодателя на потребителя. «Интерес к «имэджу» понятен: ведь речь идет об отражении действительности в умах людей - о формировании сознания» [Феофанов]. Первые серьезные отечественные разработки по имиджированию появляются в работах таких авторов, как Г.Г. Почепцов в середине 90-х годов. «Опора на собственный имидж нужна сегодня в каждой профессии. Мы идем именно к этому врачу, поскольку за ним утвердилась слава целителя. Мы избираем именно этого политика, ожидая увидеть в нем избавителя от наших бед» [Почепцов].

Потребность в формировании имиджа государственных структур подчеркнул в своей книге «Константы гудвилла: стиль, паблисити, репутация, имидж и бренд фирмы» Ф.И. Шарков «Организациям, обеспечивающим выполнение функций государственных органов, очень важна поддержка населения, представителей бизнеса, средств массовой информации и всех других субъектов, влияющих на процесс формирования имиджа организации» [Шарков, 2020].

С развитием информационных технологий изменяется подход к способам формирования имиджа, так в своей научной статье А.С. Поглазов указывает, что роль цифрового пространств, как места для обмена информацией между коммуникационными агентами, в формировании имиджа государственных органов растет [Поглазов].

Вообще слово «имидж» имеет английское происхождение и дословно переводится на русский как «образ» (от англ. «Image»). Большинство справочников раскрывают содержание понятия «имидж», трактуя его как «образ, который формируется целенаправленно»; как «эмоционально окрашенный образ, сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа» [Лаптева, Петрова]; или как «обдуманное представление чего-то увиденного раньше... конкретного или абстрактного...» [Кемеров, Керимов].

Современная концепция имиджа изучается разными научными направлениями, в таблице №2 1 рассмотрены некоторые подходы к пониманию имиджа.

Таблица 1.

Определение «имидж» в разных подходах

Автор Определение

В.В. Сотников Сформированный в массовом сознании граждан и принявший вид стереотипа эмоционально насыщенный образ объекта или субъекта [Сотников]

А. Селл Субъективная картина мира или ее отдельные элементы, включающие субъект, объекты и временную последовательность событий [Sell Axel, Krylov].

Ф.И.Шарков Целенаправленно сформированный образ (какого-либо лица, предмета, явления), выдающий определенные ценностные характеристики, призванный оказывать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т.п. [Шарков, 2006: 233234].

В.М. Шепель Визуальный образ, индивидуальный ореол, формируемый СМИ, социальным окружением, самой личностью для привлечения массового внимания общественности, делая акцент на явные и привлекательные черты личности [Шепель].

Е.Н. Богданов Сформированный в сознании людей стереотип, имеющий эмоциональную составляющую образа [Богданов].

А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров Распространенное представление о свойствах объекта, которое было создано целенаправленно (образ-представление), и наделяет носителя имиджа набором соответствующих качеств, при помощи ассоциаций, стереотипов, способствующих его эмоциональному восприятию [Чумиков, Бочаров].

Сибгатуллин М.Х., Хулагов Р.Д. Совокупность ряда переменных, с превосходящей над содержанием формой, вариант самоподачи, который акцентирует свое внимание на его наилучших качествах, что в итоге повышает авторитет у потенциальных потребителей, ключ к успеху в правильно выстроенной концепции развития общественных связей [Сигбатуллин, Хулагов].

Создание имиджа в сфере государственного управления состоит из двух базовых характеристик - публичность и связь с практической деятельностью. В современном мире работа над созданием положительного имиджа любого государственного деятеля главным образом сводится к конструированию системы представлений, образов и стереотипов, связанных с конкретной деятельностью, укоренившиеся в коллективное сознание того или иного внешнего сообщества.

К классификации типов имиджа подходят, исходя из критерия, которому отдается приоритет.

Существует множество механизмов формирования имиджа (положительного образа), один из них основывается на деятельности пресс-службы.

В настоящее время практически во всех государственных учреждениях России, либо органах государственной власти обязательно присутствуют управления по связям с общественностью, для чего созданы специальные государственные и муниципальные структуры - пресс-службы. Одновременно создавались пресс-службы, пресс-центры и центры общественных связей в органах исполнительной и законодательной власти разных уровней [Подобед].

По определению Ю.С. Моцак «пресс-служба - это структурное подразделение, отвечающее за своевременное обеспечение информацией о результатах деятельности государственного органа власти с целью формирования положительного имиджа среди населения о данном органе

власти» [Моцак].

В Комплексе городского хозяйства Москвы также есть своя пресс -служба, отвечающая за информационное обеспечение деятельности Комплекса городского хозяйства Москвы.

Информационное обеспечение и публичные отношения (PR) в контексте городского хозяйства являются предметом значительного количества исследований, особенно в связи с урбанизацией и развитием цифровых технологий. Такие специалисты в области коммуникаций как Филип Котлер и Дэвид Гертнер (2002), подчеркивают важность стратегического планирования в формировании имиджа города, при этом особое внимание уделяется роли медиа и коммуникаций. Исследования, проведенные Джеймсом Грюнингом (2007) [Пономарев: 172, 2020 (а), Салимова: 19, Самсонова, Шевченко: 107], демонстрируют, как эффективные PR-стратегии могут способствовать улучшению общественного восприятия и повышению привлекательности города.

Теория двухступенчатой коммуникации (Лазарсфельд, Берельсон и Годет, 1948) является одной из ключевых моделей, объясняющих, как информация распространяется через медиа и лидеров общественного мнения, влияя на общественное мнение. Эта теория особенно актуальна в контексте городского хозяйства, где информация часто достигает общественности через сеть влиятельных лиц и организаций. Теория социального конструкционизма (Бергер и Лукманн, 1966) [Герасимова, Гнатюк, Кафтан, Мальцева] также полезна для понимания, как общественное мнение формируется и воспринимается, и как это влияет на имидж города.

В исследованиях, посвященных городскому хозяйству и PR, часто обращается внимание на специфику информационных кампаний в разных городах. Например, исследование Холмеса (2011) [Барежев: 115, Загородников: 287, Максименко, Дудинова (2020), 591] о PR-стратегиях Лондона в преддверии Олимпийских игр 2012 года показывает, как эффективное информационное обеспечение может способствовать улучшению международного образа города. Аналогичные исследования, проведенные в контексте Москвы, могут включать анализ эффективности информационных кампаний, направленных на улучшение образа города в период крупных градостроительных проектов или культурных мероприятий [Павлюк Е.С., Павлюк Л.В., Григорян: 103, Пономарев: 222, 2020 (Ь), Ушанова: 275].

Эти теоретические подходы и анализ предыдущих исследований обеспечивают ценную основу для понимания роли информационного обеспечения в формировании имиджа города, а также для определения стратегий, которые могут быть эффективно применены в контексте Москвы.

Для анализа информационного обеспечения деятельности Комплекса городского хозяйства Москвы была выбрана смешанная методология, включающая как количественные, так и качественные методы.

1. Инструменты сбора данных.

- Анализ контента официальных веб-сайтов, социальных сетей и публикаций в СМИ, связанных с Комплексом городского хозяйства Москвы.

- Опросы жителей Москвы.

2. Выборка.

- Веб-сайты и социальные сети, принадлежащие Комплексу городского хозяйства и московским городским властям.

- Статьи и новости, опубликованные в период последних двух лет в ведущих московских и российских СМИ.

3. Критерии анализа.

- Содержание и тон сообщений.

- Частота и регулярность публикаций.

- Вовлеченность и реакция аудитории.

- Соответствие ключевым сообщениям и стратегическим целям [Гвоздева: 194, Дутова, Дегтярь: 21, Костина: 401].

У Комплекса городского хозяйства Москвы есть как свои собственные интернет-ресурсы - сайт и социальные сети, так и партнерские сайты и социальные сети, принадлежащие Правительству Москвы либо подведомственным структурам, где Комплекс также размещает новости и информационные сообщения.

Для анализа контента, который публикуется от имени Комплекса городского хозяйства, были выбраны следующие интернет-ресурсы:

1. Официальный сайт «Комплекс городского хозяйства» - это информационный ресурс, где публикуются все главные новости о городском хозяйстве Москвы, в контексте благоустройства, безопасности, экологии, энергоснабжения. Также на этой площадке публикуются более развернутые материалы, знакомящие горожан с деятельностью разных городских служб.

2. Telegram-канал «Городское хозяйство Москвы» - официальный канал Комплекса городского хозяйства Москвы. Используется для освещения новостной повестки, оперативного информирования об изменении погодных условий, пожарной ситуации в Москве и соседних областях, ремонтных работах в многоквартирных домах, на столичных магистралях. Он знакомит жителей с работой коммунальных служб, рассказывает о планах и результатах реализации Государственной программы города Москвы «Развитие городской среды».

3. Сообщество «Сергей Собянин. Личный блог» в социальной сети «Вконтакте» - информирование горожан о реализуемых проектах и планах правительства по развитию столицы. Минус - возможность оставления комментария отключена.

4. Личная страница Мэра Москвы Сергея Собянина в социальной сети «Вконтакте» - новостные публикации и оперативные сводки о жизни города. Данный канал связи активно используется москвичами для связи с градоначальником: опубликованные на странице комментарии передаются профильным специалистам.

5. Сообщество «Город Москва» в социальной сети «Вконтакте» -главные городские новости портала mos.ru, информация об услугах и

полезные советы для горожан и гостей столицы. Пользователи могут вступать в диалог с администраторами сообщества в личных сообщениях, либо под публикацией на стене сообщества. Ответ даётся в тот же день, либо к решению проблемы привлекаются профильные органы власти.

6. Сообщество «Моспром» в социальной сети «Вконтакте» -официальная страница Департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы. Горожан информируют о развитии столичной промышленности, показывают производство изнутри - то, что обычно скрыто от глаз. Отмечается хорошо налаженная обратная связь и вовлечённость пользователей.

7. Сообщество «Департамент капитального ремонта» в социальной сети «Вконтакте» - официальная страница Департамента капитального ремонта города Москвы. Информирование граждан о реализации государственной программы в сфере благоустройства городской среды, общественных пространств и парковых территорий, развитии объектов транспортной инфраструктуры, региональной программе капитального ремонта жилого фонда и городских учреждений. Пользователи могут оставить свои предложения и пожелания в личных сообщениях и под публикациями сообщества и получить квалифицированный ответ.

8. Сообщество «ГУП «Мосводосток» в социальной сети «Вконтакте»

- информирование о деятельности системообразующего предприятия Комплекса городского хозяйства Москвы, основная деятельность которого заключается в сборе, очистке и транспортировке поверхностных сточных вод. ГУП «Мосводосток» отслеживает все поступающие обращения в социальных сетях, во время непогоды оперативно отрабатывает заявки пользователей.

9. Telegram-канал «Мэр Москвы Сергей Собянин» используется как информационный канал, посвященный развитию города, действующим и будущим проектам в социальной, жилищно-коммунальной, экономической и других сферах жизни.

10. Telegram-каналы «Дептранс Москвы» и «Дептранс. Оперативно»

- информационные каналы Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. С их помощью горожане узнают оперативную информацию о дорожной ситуации, сбоях и изменениях в работе городского транспорта. Эффект личного общения с представителями власти создают регулярные сообщения от имени Максима Ликсутова -заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.

11. Telegram-канал «МЕГАПАСКАЛЬ» - официальный канал связи крупнейшего газотранспортного предприятия страны АО «МОСГАЗ». Информирование о внутридомовых газовых проверках, строительстве и ремонте газопроводов-дюкеров, правилах пользования газом в быту. Для удобства горожан и оперативной связи создан чат-бот Mosgaz_Bot, с помощью которого можно узнать дату проверки газового оборудования в вашей квартире и оставить отзыв о работе специалистов.

Анализ контента показал, что большая часть информационных материалов Комплекса городского хозяйства Москвы сфокусирована на демонстрации текущих проектов и достижений в области урбанистического развития. Сообщения1 часто включают данные о завершенных проектах реконструкции, модернизации инфраструктуры и улучшениях в области благоустройства [Павлюк Е.С., Павлюк Л.В., Григорян: 103], 17, 18, 19, 20]. Оценить эффективность информационного обеспечения можно, взглянув на данные в таблице № 2, в которой представлены и оцениваются ключевые параметры информационной деятельности.

Таблица 2.

Оценка эффективности ^ информационного обеспечения

Критерий Оценка (из 10) Комментарий

Содержание 8 Сообщения

сообщений информативны и актуальны

Тон сообщений 7 Позитивный тон, но с недостаточной детализацией

Частота публикаций 6 Регулярные, но с перерывами

Вовлеченность 5 Средняя активность

аудитории пользователей

Соответствие 7 В основном

стратегии соответствует стратегическим целям

С целью выяснить вовлеченность аудитории в проблемы городского хозяйства и оценки эффективности информационного обеспечения в ходе Московского урбанистического форума-2023 в «Лужниках» был проведен опрос «Что важно для счастья в городе». Гостям форума было предложено проголосовать за лучшие проекты по созданию комфортной городской среды, на примере проектов, упоминавшихся ранее в информационных сообщениях.

За дни проведения Урбанфорума-2023 в голосовании приняло участие свыше 12 тысяч горожан, а все результаты голосования были обсуждены в рамках специализированной панельной дискуссии, состоявшейся в дни проведения Московского урбанфорума-2023. Итоги опроса сейчас подводятся

и обязательно будут учтены в ходе дальнейшей работы по благоустройству и

" 2 модернизации городской среды столицы2.

1 Комплекс городского хозяйства Москвы. URL: https://kgh.moscow/control-center?burger=open&ysclid=lr7ezco95p753030932 (дата обращения: 10.01.2024). Концепция движения Москвы к информационному обществу. URL: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/35b4c2045fe6bb1dc3256b500036ac76 (дата обращения: 10.01.2024).

Москва - Умный город. Информационные технологии. URL: https://clck.ru/dWGo3 (дата обращения: 10.01.2024).

2 Москвичи выберут лучшие проекты по созданию комфортной городской среды. URL: https://mosurbanforum.ru/news/moskvichi-vyberut-luchshie-proekty-po-sozdaniyu-komfortnoy-gorodskoy-sredy/

В век всеобщей цифровизации и цифровой трансформации привлечение традиционных СМИ продолжает оставаться важной составляющей в работе по информационному обеспечению органа власти. В Комплексе городского хозяйства Москвы хорошо понимают роль этих инструментов. Пресс-служба Комплекса достаточно часто сотрудничает с ведущими федеральными и столичными изданиями и новостными агентствами. Среди таковых: газета «Вечерняя Москва», газета «Московский комсомолец», газета «Комсомольская правда», «Российская газета. Москва», МИА «Россия сегодня» (РИА «Новости») и Агентство городских новостей «Москва».

Так, например, в сообщении РИА «Новостей» от 12 декабря 2023 года говорилось о том, что: «Храмовый комплекс в ЦАО Москвы получил художественную подсветку»3; в новости «Вечерней Москвы» от 08 декабря 2023 года сообщалось, как городские службы вывозят снег из дворов Москвы4;

«Комсомольская правда» от 27 апреля 2023 года писала о том, какие изменения по части благоустройства ждут столицу в 2023 году, согласно информации Комплекса городского хозяйства Москвы5; 18 октября 2023 года в «Российской газете» было опубликовано сообщение о том, что специалисты Комплекса городского хозяйства приступили к высадке тюльпанов на благоустраиваемых территориях6.

Содержание и тон сообщений зачастую носит нейтральный, либо позитивный характер. О чем свидетельствуют данные, полученные с помощью автоматической системы мониторинга и анализа СМИ и социальных сетей в режиме реального времени «Медиалогия» и приведенные в рисунке № 1.

3 Храмовый комплекс в ЦАО Москвы получил художественную подсветку. URL: https://ria.ru/20231212/podsvetka-

1915222571.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F% 2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

4 Городские службы рассказали о вывозе снега из дворов Москвы. URL: https://vm.ru/news/1099236-gorodskie-sluzhb-monitoryat-sostoyanie-ulic-i-dorog-v-svyazi-s-pogodnymi-

usloviyami?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdze n.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

5 Скейт-парк - рядом с «Физтехом», альпийские горки - у Поклонной: Благоустройство Москвы около станций метро и МЦД в 2023 году. URL: https://www.msk.kp.ru/daily/27495/4755284/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Специалисты комплекса городского хозяйства Москвы приступили к высадке тюльпанов. - URL: https://rg.ru/2023/10/18/reg-cfo/specialisty-kompleksa-gorodskogo-hoziajstva-moskvy-pristupili-k-vysadke-tiulpanov-na-

klumby.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdz en.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Рисунок 1. Тональность сообщений СМИ о деятельности Комплекса городского хозяйства Москвы

Публикации в средствах массовой информации вполне регулярны, иногда наблюдаются динамические всплески активности упоминаний - это, в первую очередь, обусловлено сезонностью новостной повестки Комплекса городского хозяйства. Например, в период с июля по сентябрь выходит множество сообщений о результатах городского благоустройства, а в период с ноября по январь - об уборке города от снега. Данные по частоте публикаций приведены в рисунке № 2, они также получены с помощью автоматической системы мониторинга и анализа СМИ и социальных сетей в режиме реального времени «Медиалогия».

Рисунок 2. Частота и регулярность публикаций

Выводы и предложения

Исследование показало, что информационное обеспечение деятельности Комплекса городского хозяйства Москвы играет значительную роль в формировании имиджа города. Анализ контента и обратная связь от экспертов и жителей указывают на то, что, хотя, общий тон и содержание информационных сообщений позитивны и информативны, существует потенциал для улучшения в области вовлеченности аудитории и регулярности коммуникаций.

Данное исследование вносит вклад в понимание роли информационного обеспечения в процессе формирования образа города. Оно подчеркивает важность не только содержания и качества информации, но и ее регулярности, а также способа взаимодействия с целевой аудиторией.

Практические предложения

1. Разработка интерактивных платформ и проведение онлайн-опросов для сбора обратной связи от жителей.

2. Установление четкого графика публикаций и обновлений, чтобы поддерживать постоянный интерес к деятельности Комплекса.

3. Использование различных медиаформатов, включая видео и инфографику, для более эффективного привлечения аудитории.

4. Публикация кейсов успешных проектов и инициатив, особенно тех, которые имеют прямое влияние на жизнь горожан.

Направления для будущих исследований

1. Изучение, как различные группы населения воспринимают и реагируют на информационные сообщения.

2. Исследование подходов к информационному обеспечению в других крупных городах для выявления лучших практик.

3. Оценка долгосрочного влияния информационных стратегий на имидж города.

Источники

Барежев В. А. (2024). PR и реклама в управлении персоналом: учебное пособие / В.

A. Барежев. Москва: КноРус, 115 с. ISBN 978-5-406-11947-1. URL: https://book.ru/book/950737 (дата обращения: 10.01.2024). Текст: электронный.

Богданов Е.Н. (2014). Психологические основы «Паблик рилейшнз» / Е.Н. Богданов,

B.Г. Зазыкин СПб.: Питер С. 121

Борщевский Г.А. (2018). Связь с общественностью в органах власти. М.: Юрайт.

267 с.

Бухнер А.А. (1995). РОЛЬ PR-СЛУЖБ В ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖА ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ. URL: https://www.imi-samara.ru/wp-content/uploads/2020/09/Бухнер_95_99.pdf (дата обращения: 1.06.2023)

Гамбеева Ю.Н., Ярмола Д.А. (2022) Взаимодействие власти и общества в интернет-пространстве / Ю.Н. Гамбеева, Д.А. Ярмола // Вестник Челябинского государственного университета. Серия Экономика, № 11(445) С. 31-40. URL: https://doi.org/10.47475/1994-2796-2020-11104 (дата обращения: 02.06.2023).

Гвоздева О. В. и др. (2022). Методологический подход к совершенствованию информационного обеспечения пространственного развития региона на основе применения цифровых технологий //Московский экономический журнал. №. 3. С. 194.

Герасимова, С. А. (2024). Культурология и теория телекоммуникации: учебное пособие / С. А. Герасимова. - Москва: КноРус,. 200 с. ISBN 978-5-406-12092-7. - URL: https://book.ru/book/950440 (дата обращения: 10.01.2024).- Текст: электронный.

Гнатюк, О. Л. (2022). Основы теории коммуникации: учебное пособие / О. Л. Гнатюк. Москва: КноРус, 255 с. ISBN 978-5-406-09368-9. URL: https://book.ru/book/943057 (дата обращения: 10.01.2024). Текст: электронный.

Дутова А. В., Дегтярь Е. И. (2018). Информационное обеспечение процесса управления земельными ресурсами и объектами недвижимости //Мелиорация и водное хозяйство. С. 21.

Загородников А. Н. (2023). Управление общественными связями в бизнесе: учебник / А. Н. Загородников. Москва: КноРус,. 287 с. ISBN 978-5-406-11749-1. URL: https://book.ru/book/952956 (дата обращения: 10.01.2024). Текст: электронный.

Кафтан В. В. (2023). Концепции, практики и технологии современных медиа: учебник / В. В. Кафтан. Москва: КноРус, 513 с. ISBN 978-5-406-11489-6. URL: https://book.ru/book/949207 (дата обращения: 10.01.2024). Текст: электронный.

Кемеров, Т.Х., Керимов В.Е. (2003). М.: Социальная философия: словарь. 649 с.

Комплекс городского хозяйства Москвы. URL: https://kgh.moscow/control-center?burger=open&ysclid=lr7ezco95p753030932 (дата обращения: 10.01.2024).

Концепция движения Москвы к информационному обществу. URL:http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/35b4c2045fe6bb1dc3256b500036ac76 (дата обращения: 10.01.2024).

Костина, А. В. (2024). Основы рекламы: учебное пособие / А. В. Костина, О. И. Карпухин, Э. Ф. Макаревич. Москва: КноРус, 401 с. ISBN 978-5-406-12246-4. URL: https://book.ru/book/950704 (дата обращения: 10.01.2024). Текст: электронный.

Л.Г. Лаптева, Е.А. Петрова (2006). Политическая имиджелогия: кол. моногр. М.: РИЦ АИМ, 276 с.

Максименко Л. А., Дудинова О. С. (2020). Информационное обеспечение инфраструктурных объектов при проведении учетно-регистрационных действий //Известия высших учебных заведений. Геодезия и аэрофотосъемка. Т. 64. №. 5. С. 591.

Мальцева И. С. (2012). Информационное обеспечение как элемент инфраструктуры локального продовольственного рынка //Никоновские чтения. №. 17. С. 140.

Марков А.А. (2020). Связи с общественностью в органах власти. М.: ИНФРА-М. 195

с.

Менеджмент в рекламе: язык. культура. цифровые технологии: монография / Е. С. Павлюк, Л. В. Павлюк, М. И. Григорян [и др.]; под ред. Е. С. Павлюк. Москва: Русайнс, 2023. 103 с. ISBN 978-5-466-02820-1. URL: https://book.ru/book/948902 (дата обращения: 10.01.2024). — Текст: электронный.

Москва - Умный город. Информационные технологии. URL: https://clck.ru/dWGo3 (дата обращения: 10.01.2024).

Моцак Ю.С. (2019). Особенности деятельности пресс-служб в исполнительных органах власти: сравнительный анализ. Вестник науки и образования. №23. Ч.3. - С. 48-50.

Поглазов А.С. (2006). Факторы, влияющие на формирование имиджа органов государственной власти в современных условиях // Аллея Науки. № 6 (45).

Подобед, Д.А. (2016). Пресс-служба. Связи с общественностью в органах власти / ДА. Подобед, АО. Катькало, ДА. Боброва; ФГБОУ ВО РГУПС. Ростов н/Д, 160 с.

Пономарев, Н. Ф. (2020). Постмодернистские стратегические коммуникации. Постправда. Мемы. Трансмедиа: монография / Н. Ф. Пономарев. Москва: Русайнс, 172 с. -ISBN 978-5-4365-5465-5. URL: https://book.ru/book/937071 (дата обращения: 10.01.2024). Текст: электронный.

Пономарев Н. Ф. (2020). Теории и стратегии медиатизации публичных коммуникаций: монография / Н. Ф. Пономарев. Москва: Русайнс. 222 с. ISBN 978-5-43653003-1. URL: https://book.ru/book/935718 (дата обращения: 10.01.2024). Текст: электронный.

Постановление Правительства Москвы от 07.10.2011 г. № 476-ПП (ред. от 29.03.2022) Об утверждении Государственной программы города Москвы «Развитие городской среды» [Электронный ресурс] // Портал Открытый бюджет города Москвы [Информационный портал]. URL: https://budget.mos.ru/budget/gp/passports/13 (дата обращения: 26.06.2023).

Постановление Правительства Москвы от 15 декабря 2017 года №1013-ПП «Об утверждении Порядка разработки, согласования и утверждения проектов благоустройства территории».

Приказ Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 г. № 613 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований».

Салимова Г. А. (2012). Информационное обеспечение инновационного развития АПК //Никоновские чтения. №. 17. С. 19.

Самсонова Н. В., Шевченко О. Ю. (2016). Информационно-инструментарные аспекты управления городским землепользованием. №. 3. С. 107.

Сотников В. (2016). Имидж и репутация в зеркале русскоязычных источников // Крылов А.Н. и др. К вопросу о репутации. Бремен: Бременский университет. С. 119

Ушанова Н. А. (2011). Информационное обеспечение механизма решения жилищной проблемы города //Проблемы современной экономики. №. 1. С. 275.

Формирование имиджа региона в средствах массовой информации. URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-imidzha-regiona-v-sredstvakh-massovoi-informatsii (дата обращения: 10.01.2024).

Чумиков А. Н. (2015). Имидж - репутация - бренд: традиционные подходы и новые технологии: сборник статей / А. Н. Чумиков. М.-Берлин: Директ-Медиа, 106 с.

Чумиков А. Н., Бочаров М. П., Самойленко С. А. (2016). Реклама и связи с общественностью: профессиональные компетенции /А. Н. Чумиков, М. П. Бочаров, С. А. Самойленко. М.: Издательский дом «Дело». РАНХиГС, 520 с.

Чумиков А.Н., Бочаров М.П. (2016). Государственный PR: связи с общественностью для государственных организаций и проектов. М.: ИНФРА-М. С. 68

Шарков Ф. И. (2017). Паблик рилейшнз. М.: Дашков и К. 330 с. Шарков Ф.И. (2006). Имидж фирмы: технологии управления. М.: Академический проект, 272 с.

Шарков Ф.И. (2020). Константы гудвилла: стиль, паблисити, репутация, имидж и бренд фирмы: учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°».

Швец О.В., Воблая И.Н. (2015). К вопросу о необходимости использования PR-технологий в формировании имиджа государства // В мире научных открытий. № 5.8 (65). С. 3149-3165

Шепель В.М. Имиджелогия. https://ise-

obr.ru/testcurs/disciplines/uch_posob/67/uch_posob.pdf (дата обращения 28.05.2023)

Sell Axel, Krylov. Alex. (2012). Corporate Governance. Verlag Peter Lang. Bern, Р. 333.

■ ■ ■ INFORMATION SUPPORT FOR THE ACTIVITIES OF THE MOSCOW MUNICIPAL ECONOMY COMPLEX AS A TOOL FOR FORMING A POSITIVE IMAGE OF THE RUSSIAN CAPITAL

Lavrushin A.V.

Complex of municipal economy of the Government of Moscow, Moscow, Russian Federation

Abstract. The research is aimed at understanding how the press service of the Municipal Economy Complex participates in the creation of messages for the media and social networks that help to form a positive image of the capital and the Mayor of the city. The article examines the media services of the Urban Economy Complex, determines their role in the formation of a positive image of the city. Media reports and work with the Internet community are also analyzed. The article uses data analysis, which helps to understand which messages are most effective in attracting the attention and support of citizens. The research results can be used to improve the work of the press service and create a more effective strategy for shaping the image of the city of Moscow.

Keywords: information support, image, capital, urban complex, landscaping.

For citation: Lavrushin A.V. Information Support for the Activities of the Moscow Municipal Economy Complex as a Tool for Forming a Positive Image of the Russian Capital// Communicology: Electronic Scientific Journal. 2023. Vol. 8. No. 4, pp. 78-94.

Inf. about the author: Lavrushin Alexander Vladimirovich, Adviser to the Department of Protocol and Interaction with the Office of the Mayor and the Government of Moscow of the Department for Coordination of the Activities of the Moscow Municipal Economy Complex of the Government of Moscow. Address: 13, Tverskaya Street, Moscow, 103032. E-mail: sobesednik-1@yandex.ru

Received: 19.10.2023. Accepted: 29. 12.2023.

References

Barezhev V. A. (2024). PR and advertising in personnel management: a textbook / V. A. Barezhev. Moscow: KnoRus, 115 p. ISBN 978-5-406-11947-1. URL: https://book.ru/book/950737 (date of application: 10.01.2024). Text: electronic. (InRus.).

Bogdanov E.N. (2014). Psychological foundations of Public Relations / E.N. Bogdanov, V.G. Zazykin St. Petersburg: Peter. P. 121. (In Rus.).

Borshchevsky G.A. (2018). Public relations in government. Moscow: Yurait. 267 p.

Bukhner A.A. (1995). THE ROLE OF PR SERVICES IN SHAPING THE IMAGE OF THE INSTITUTE OF PUBLIC SERVICE. URL: https://www.imi-samara.ru/wp-content/uploads/2020/09/EyxHep_95_99.pdf (accessed: 1.06.2023). (In Rus.).

Gambeeva Yu.N., Yarmola D.A. (2022) Interaction of government and society in the Internet space / Y.N. Gambeeva, D.A. Yarmola // Bulletin of the Chelyabinsk State University. Economics Series, No. 11(445), pp. 31-40. URL: https://doi.org/10.47475/1994-2796-2020-11104 (date of application: 06/02/2023). (In Rus.).

Gvozdeva O. V. et al. (2022). Methodological approach to improving information support for the spatial development of the region based on the use of digital technologies //Moscow Economic Journal. No. 3. P. 194. (In Rus.).

Gerasimova, S. A. (2024). Cultural studies and the theory of telecommunications: a textbook / S. A. Gerasimova. - Moscow: KnoRus,. 200 p. ISBN 978-5-406-12092-7. - URL: https://book.ru/book/950440 (date of application: 10.01.2024).- Text: electronic. (In Rus.).

Gnatyuk, O. L. (2022). Fundamentals of the theory of communication: a textbook / O. L. Gnatiuk. Moscow: KnoRus, 255 p. ISBN 978-5-406-09368-9. URL: https://book.ru/book/943057 (date of application: 10.01.2024). Text: electronic. (In Rus.).

Dutova A.V., Degtyar E. I. (2018). Information support for the management of land resources and real estate //Land reclamation and water management. P. 21. (In Rus.).

Zagorodnikov A. N. (2023). Management of public relations in business: textbook / A. N. Zagorodnikov. Moscow: KnoRus,. 287 p. ISBN 978-5-406-11749-1. URL: https://book.ru/book/952956 (date of application: 10.01.2024). Text: electronic. (In Rus.).

Kaftan V. V. (2023). Concepts, practices and technologies of modern media: textbook / V. V. Kaftan. Moscow: KnoRus, 513 p. ISBN 978-5-406-11489-6. URL: https://book.ru/book/949207 (date of application: 10.01.2024). Text: electronic. (In Rus.).

Kemerov, T.H., Kerimov V.E. (2003). M.: Social Philosophy: dictionary. 649 p. (In Rus.).

The complex of urban economy of Moscow. URL: https://kgh.moscow/control-center?burger=open&ysclid=lr7ezco95p753030932 (accessed 10.01.2024). (In Rus.).

The concept of Moscow's movement towards an information society. URL:http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/35b4c2045fe6bb1dc3256b500036ac76 (date of application: 10.01.2024). (In Rus.).

Kostina, A.V. (2024). Fundamentals of advertising: a textbook / A.V. Kostina, O. I. Karpukhin, E. F. Makarevich. Moscow: KnoRus, 401 p. ISBN 978-5-406-12246-4. URL: https://book.ru/book/950704 (date of application: 10.01.2024). Text: electronic. (In Rus.).

L.G. Lapteva, E.A. Petrova (2006). Political imageology: Col. monograph. M.: RIC AIM, 276 p. (In Rus.).

Maksimenko L. A., Dudinova O. S. (2020). Information support of infrastructure facilities during accounting and registration actions //Izvestia of higher educational institutions. Geodesy and aerial photography. Vol. 64. No. 5. P. 591. (In Rus.).

Maltseva I. S. (2012). Information support as an element of the infrastructure of the local food market //Nikon readings. No. 17. p. 140. (In Rus.).

Markov A.A. (2020). Public relations in government. Moscow: INFRA-M. 195 p. (In

Rus.).

Management in advertising: language. culture. digital technologies: monograph / E. S. Pavlyuk, L. V. Pavlyuk, M. I. Grigoryan [et al.]; edited by E. S. Pavlyuk. Moscow: Rusains, 2023.

103 p. ISBN 978-5-466-02820-1. URL: https://book.ru/book/948902 (date of application: 10.01.2024). Text: electronic. (In Rus.).

Moscow is a smart city. Information technology. URL: https://clck.ru/dWGo3 (date of application: 10.01.2024). (In Rus.).

Motsak Y.S. (2019). Features of the activities of press services in executive authorities: a comparative analysis. Bulletin of Science and Education. No.23. Part 3. - pp. 48-50. (In Rus.).

Poglazov A.S. (2006). Factors influencing the formation of the image of public authorities in modern conditions // Alley of Science. No. 6 (45). (In Rus.).

Podobed, D.A. (2016). The press service. Public relations in government / D.A. Podobed, A.O. Katkalo, D.A. Bobrova; FGBOU IN RGUPS. Rostov n/A, 160 p. (In Rus ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ponomarev N. F. (2020). Postmodern strategic communications. Post-truth. Memes. Transmedia: monograph / N. F. Ponomarev. Moscow: Rusains, 172 p. - ISBN 978-5-4365-54655. URL: https://book.ru/book/937071 (date of application: 10.01.2024). Text: electronic. (In Rus.).

Ponomarev N. F. (2020). Theories and strategies of mediatization of public communications: monograph / N. F. Ponomarev. Moscow: Rusains. 222 p. ISBN 978-5-43653003-1. URL: https://book.ru/book/935718 (date of application: 10.01.2024). Text: electronic. (In Rus.).

Resolution of the Government of Moscow dated 07.10.2011 No. 476-PP (ed. dated 03/29/2022) On approval of the State Program of the City of Moscow.Development of the urban environment [Electronic resource] // The Open Budget portal of the city of Moscow [Information portal]. URL: https://budget.mos.ru/budget/gp/passports/13 (date of application: 06/26/2023). (In Rus.).

Resolution of the Government of Moscow dated December 15, 2017 No. 1013 p. On approval of the Procedure for the development, coordination and approval of landscaping project. (In Rus.).

Order of the Ministry of Regional Development of the Russian Federation No. 613 dated December 27, 2011. On approval of Methodological recommendations for the development of norms and rules for the improvement of municipal territories. (In Rus.).

Salimova G. A. (2012). Information support for the innovative development of the agro-industrial complex //Nikon readings. №. 17. p. 19. (In Rus.).

Samsonova N. V., Shevchenko O. Yu. (2016). Information and instrumental aspects of urban land use management. No. 3. p. 107. (In Rus.).

Sotnikov V. (2016). Image and reputation in the mirror of Russian-language sources // Krylov A.N. et al. To the question of reputation. Bremen: University of Bremen. P. 119. (In Rus.).

Ushanova N. A. (2011). Information support of the mechanism for solving the city's housing problem //Problems of the modern economy. No. 1. P. 275. (In Rus.).

Formation of the image of the region in the media. URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-imidzha-regiona-v-sredstvakh-massovoi-informatsii (date of reference: 10.01.2024). (In Rus.).

Chumikov A. N. (2015). Image - reputation - brand: traditional approaches and new technologies: a collection of articles / A. N. Chumikov, M.-Berlin: Direct Media, 106 p. (In Rus.).

Chumikov A. N., Bocharov M. P., Samoylenko S. A. (2016). Advertising and public relations: professional competencies /A. N. Chumikov, M. P. Bocharov, S. A. Samoylenko. M.: Publishing House «Delo». RANHiGS, 520 p. (In Rus.).

Chumikov A.N., Bocharov M.P. (2016). State PR: public relations for government organizations and projects. M.: INFRA-M. P. 68. (In Rus.).

Sharkov F. I. (2017). Public relations. M.: Dashkov and K. 330 p. (InRus.).

Sharkov F.I. (2006). The image of the company: management technologies. M.: Academic project, 272 p. (In Rus.).

Sharkov F.I. (2020). Goodwill constants: style, publicity, reputation, image and brand of the company: textbook. M.: Publishing and Trading Corporation Dashkov & Co. (In Rus.).

Shvets O.V., Voblaya I.N. (2015). On the issue of the need to use PR technologies in shaping the image of the state // In the world of scientific discoveries. No. 5.8 (65). pp. 3149-3165. (In Rus.).

Shepel V.M. Imageology. https://ise-

obr.ru/testcurs/disciplines/uch_posob/67/uch_posob.pdf (accessed 05/28/2023). (In Rus.).

Sell Axel, Krylov. Alex. (2012). Corporate Governance. Verlag Peter Lang. Bern, p. 333.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.