Научная статья на тему 'Информационное обеспечение бизнеса в условиях глобализации'

Информационное обеспечение бизнеса в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение бизнеса в условиях глобализации»

А.К. Субботин

Информационное обеспечение бизнеса в условиях глобализации

Information support of business in the context of globalization

экономике. Такую трактовку процесса, который в течение последних полутора десятилетий наполняется все более глубоким содержанием, вряд ли можно опровергнуть. Проблема сегодня заключается, однако, в другом. Как следует из многих показателей социально-экономического развития в указанный период времени, глобализация оказалась объективным процессом, ставшим логичным результатом капиталистического воспроизводства в последней четверти ХХ столетия. И если, по крайней мере, один из трех субъектов глобализации - которыми являются государство, ТНК и международные организации, - применительно к какой-то стране оказался слабым звеном, с точки зрения участия в управлении мировым сообществом это становится собственной проблемой страны. В таком контексте перед Россией стоит стратегическая задача не только укреплять государство, но и формировать свои собственные ТНК. Другой аспект проблемы состоит том, что глобализация как процесс перераспределения политических и экономических функций между государством, ТНК и международными орга-

России многие исследователи трактуют глобализацию как инструмент, используемый американскими ТНК для завоевания новых позиций в мировой

низациями чрезвычайно сложен и противоречив по своему содержанию, кроме того, он несет в себе достаточно много составляющих, что требует осмысления и часто специального анализа при рассмотрении практически любого явления или процесса современного развития.

Одним из таких объектов исследования, требующих все больше внимания, становится информационное обеспечения бизнеса. Это обусловлено не только тем, что в наиболее развитых странах мира все более высокую долю ВВП занимает сектор знаний и технологий, но и тем, что неотъемлемой составляющей глобализации является гиперконкуренция. Компании, организовавшие информационное обеспечение для своего бизнеса более эффективно, имеют существенно больше шансов быть конкурентоспособными на рынках товаров и услуг. Отсюда возникает настоятельная необходимость выявления воздействия глобализации на формирование, селективность и канализирование информационных потоков, обеспечивающих топ-менеджеров информацией для принятия стратегических, оперативно-тактических и текущих решений.

Государство и развитие отрасли информационных услуг

Противоречивость глобализации как главного фактора мирового развития в начале XXI столетия состоит в том числе в возможности ее многочисленных трактовок применительно к интересам той или иной социальной группы - от антиглобалистов любого толка, как инспирируемых самими глобальными компаниями, так и групп, выступающих за перераспределение сконцентрированного в руках миллиардеров сверх богатства, - до прямых защитников интересов крупного капитала. В сфере формирования информационного общества к таким противоречиям следует отнести: объективную потребность в формировании и расширении глобальной информационной сети, которой все в большей мере становится Интернет, и необходимость создания закрытых национальных систем; глобальную потребность в пользовании Интернетом и относительную узость круга реальных пользователей; существенный содержательный разрыв между информационным обеспечением государства и бизнеса, отраженный в структуре информационной отрасли; высокие темпы роста информационных

потоков и ограниченный характер доступа к необходимой информации; индивидуальный, специфический характер потребности в обеспечении информацией отдельных компаний и отставание развития информационной отрасли от потребностей бизнеса. Каждый из этих тезисов требует, по крайней мере, краткого комментария.

Последняя четверть прошлого и первые годы нового столетия ярко продемонстрировали приверженность Соединенных Штатов к использованию двойных стандартов: они нередко становятся застрельщиками и инициаторами формирования и принятия высоких требований на уровне всего мирового сообщества, чтобы самим довольно быстро от них отказаться и вести себя в соответствии с собственными представлениями о текущих или стратегических национальных интересах. При этом глобализация, в свою очередь, раскрывает перед государствами, претендующими на полноценное участие в этом процессе, возможность как минимум брать пример с Соединенных Штатов и проводить свою линию в сфере международных отношений в соответствии с собственными национальными интересами и собственными представлениями о ценностях мирового сообщества в целом, что находилось бы в полной гармонии с формальным американским взглядом на демократию и баланс интересов. Такой принцип в полной мере относится и к сфере информационного обеспечения бизнеса.

Полезно заимствовать опыт США и в области обеспечения информационной безопасности. Так, убедившись, что ни одна внутренняя закрытая сеть правительственных учреждений США - Федеральной резервной системы, Пентагона, специальных служб, - не находится в полной безопасности от хакеров, администрация США приняла очень разумное решение развертывать, кроме глобальной сети Интернета на базе технологий «Ай-Би-Эм» еще и внутреннюю, сугубо закрытую систему на основе технологии компании «Макинтош». Заимствование такого опыта под силу далеко не каждому государству, но Россия вполне могла бы реализовать подобный проект, если бы изменилась политическая направленность деятельности властных структур верхнего эшелона.

Постановка задачи о создании информационного общества сразу требует введения ограничений, обусловленных объективным наличием границ рынка, стратификацией мирового сообщества. На 2000 г. количество

компьютеров, находившихся в распоряжении пользователей, не превышало 600 млн. экземпляров, т.е. в лучшем случае лишь 10% населения планеты имели доступ к Интернету. При этом было бы заблуждением полагать, что производство еще не вышло на необходимый уровень мощности или торговая сеть еще не использовала весь свой потенциал рекламы и маркетинга и т.д. Дело обстоит гораздо печальней - достигнуты объективные границы рынка, и движение таких границ происходит гораздо мед-

1

ленней, чем растет население планеты .

В течение последней четверти ХХ столетия сначала медленно назревали, а затем резко ускорились процессы перераспределения экономических и политических функций между государством и транснациональными компаниями, т.е. шло вызревание процесса глобализации, что нашло свое отражение в диспропорциях, сформировавшихся в информационной сфере к началу нового столетия. Речь идет о том, что еще два-три десятилетия назад национальные информационные системы двух мировых лидеров - США и СССР, - были ориентированы на приоритетное информационное обеспечение государства как главный объект деятельности информационной отрасли. Возросшая роль американских ТНК в мировом развитии потребовала нового взгляда на целевые функции национальных информационных систем, в первую очередь признания важности более эффективного информационного обеспечения бизнеса. В США еще в 70-х годах действовало обширное и эффективное национальное законодательство, регулирующее управление информационными ресурсами2. С развитием информационных технологий США, будучи мировым лидером в этой области, первыми в мире ввели в практику деловых операций Интернет, электронный бизнес и приступили к широкой пропаганде МетаКапитализма3. В этом контексте было бы некорректно недооценивать и громадный вклад США в информатизацию мирового сообщества, и определенные успехи в воспроизводстве капитала в области электронного бизнеса. Однако эти факторы в значительной мере не исчерпывают всего спектра проблем информационного обеспечения американского бизнеса, что проявляется, в частности, в формировании такого направления деятельности, как бизнес «он-лайн» для развития бизнеса «офф-лайн». При этом динамика роли государства в повышении

эффективности информационного обеспечения бизнеса состоит в том, что на него возлагаются все новые и новые задачи, трудоемкость и капиталоемкость которых во времени не уменьшаются.

Интернет как наиболее концентрированное выражение состояния и роста информационных потоков позволяет выявить еще одну закономерность, немаловажную для более эффективной организации информационного обеспечения бизнеса. Объемы, структурное наполнение и размеры информационных потоков в мире непрерывно возрастают, а качество доступа к необходимой информации во времени растет чрезвычайно медленно. Аналитики, зарабатывающие свой хлеб на анализе информации, вынуждены нередко делать свои построения и выводы на основе сугубо косвенных данных и использовать ассоциативные методы, чтобы «угадать» конечный результат. Причин здесь несколько. Во-первых, призывы обеспечить прозрачность бизнеса носят в значительной мере фарисейский характер. Под фанфары открывают ту часть информации, которую по объективным причинам уже можно открыть, но закрывают новые сектора информационных полей, доступ к которым может нанести непоправимый ущерб компании.

Во-вторых, интенсивное развитие современного бизнеса, его широкая отраслевая диверсификация, рост числа и усложнение отдельных компонентов сопровождаются все более глубокой индивидуализацией компаний, обусловленной спецификой личности топ-менеджеров и владельцев компании. Автор настоящей статьи лично неоднократно убеждался в этом при работе с владельцами ведущих сетей отечественной розничной торговли. А создание единого алгоритма или системы алгоритмов информационного обеспечения отраслей, групп или отдельных компаний пока остается еще нерешенной научной задачей. Отсюда - мириады мелких компаний и в западных странах, и в России, выполняющих отдельные узкие задачи по информационному обеспечению компаний и стремящихся сформировать для себя скромный круг заказчиков.

Принимая во внимание, что ТНК рассматривают государство как инструмент своего развития и процветания, можно говорить как минимум о сохранении функций государства и о сохранении его роли в решении самых сложных проблем информационного обеспечения компаний.

Политика ТНК в области информационного обеспечения3

Информационное развитие компаний включает в себя два стратегически важных направления: информационное обеспечение лиц, принимающих решение, и информационную инфраструктуру, позволяющую компании оперативно воспринимать поступающую информацию и адекватно на нее реагировать. И то, и другое - необходимые условия сохранения лидерства глобальными компаниями. Как ни парадоксально это может звучать, но первая часть задачи на уровне ее постановки может оказаться труднее второй. Если руководителей глобальных компаний спросить, удовлетворены ли они потоком информации, на основе которой они принимают текущие, тактические и стратегические решения, большинство из них дадут отрицательный ответ. Им удастся ответить и на следующий вопрос -чего им не хватает для полного информационного обеспечения принятия решений. Но вопрос о том, каким образом заполнить оставшиеся информационные ниши, останется без ответа, и решение его будет поручено специалистам компании, которые за это получают свою зарплату.

И хотя информационным обеспечением лиц, принимающих решения, специалисты достаточно интенсивно занимаются уже около 40 лет, результаты можно назвать лишь скромными, а в условиях глобализации и очевидного интереса глобальных компаний к сохранению своего лидерства на мировых рынках эта проблема приобретает статус отдельного направления стратегии корпораций. При этом речь идет не столько о возможных деликатных отношениях спецслужб с корпорациями, которые всегда имели место и в той или иной мере играли свою роль в развитии компаний, а о структурировании проблемы и доведении ее сначала до аналитического, а затем и организационного решения.

Глобализация как общемировой процесс масштабно проявилась через одно десятилетие после свертывания «холодной войны». В двуполюсном мире важнейшими инструментами противостояния, которые необходимо было своевременно создавать, стали сложные технические системы военного назначения. Принимая во внимание, какие громадные ресурсы на государственном уровне расходовались на эти цели, неудивительно, что созданная к рубежу ХХ-ХХ1 вв. мировая информационная инфраструкту-

ра была разработана и действовала по государственным и корпоративным заказам, ориентированным на разработку, производство и развертывание сложных технических систем. И нельзя не отдать должное достаточно высокой эффективности и качеству современной мировой информационной инфраструктуры в контексте сформулированной выше задачи. Но сегодня, когда на авансцену мирового развития вышла глобализация как инструмент развития мирового сообщества и, естественно, инструмент конкурентной борьбы глобальных компаний, действующая информационная система оказывается несостоятельной прежде всего потому, что коренным образом изменился сам объект ее применения.

Чтобы наметить хотя бы контуры будущей системы информационного обеспечения, ориентированной в значительной мере на содействие интересам глобальных компаний, необходимо выстроить иерархию объектов деятельности такой системы. При этом главным действующим лицом опять оказывается руководитель глобальной компании. В 2000 г. в мире насчитывалось более 40 тыс. ТНК. Каждый из руководителей таких компаний, располагая минимумом общих для топ-менеджеров качеств управленца, является глубоко индивидуальной личностью, и попытки создать универсальный алгоритм информационного обеспечения, который все равно необходим до определенного уровня процедур управления, рано или поздно столкнутся с необходимостью учета индивидуальных качеств и специфики первого лица компании. Здесь полезно вспомнить конфликт Як-кока и Форда в 70-х годах. Из книги Ли Яккока4 могло сложиться впечатление, что компания «Форд» с его уходом в компанию «Крайслер» вообще не выживет. Однако этого не произошло, «Форд» до сих пор входит в группу «Форбс» 50, а «Крайслеру» пришлось слиться с «Даймлером». Речь идет не о том, кто был прав в их персональном конфликте, а о том, что, во-первых, четко отлаженный механизм может превосходно работать даже в случаях серьезных ошибок первых лиц компании, а, во-вторых, «Форду» тогда явно не хватало информационной системы, без которой уже не обойдутся глобальные компании, - системы, которая в значительной мере учитывала бы индивидуальные качества руководителя компании.

Следующий уровень иерархии объектов - группа ведущих менеджеров глобальной компании: вице-президенты, руководители основных за-

рубежных отделений. Хотя каждый из них совершенно правомерно претендует на доступ к той же информации, что и президент компании, реально здесь необходимы уже ощутимые акценты. Если поставщик информации должен знать, что нужно президенту, лучше, чем сам президент -и это реально, хотя и требует особого психологического экскурса, то вице-президенты также, хотят они этого или не хотят, должны прежде всего знать, что нужно президенту, иначе конфликт типа Форд-Яккока неизбежен. Однако при одинаковой формулировке «что нужно президенту» в двух названных случаях речь идет о разных вещах. Поставщик информации должен настолько хорошо знать потребности первого лица компании, чтобы быть уверенным в ожидаемых результатах восприятия. Речь идет о том, что предоставляемая информация должна не только вызвать у него ту или иную реакцию, но и может привести к синтезу получаемой информации, характерному именно для него как для индивидуума. Вице-президент ориентируется на следующую стадию обработки информации, когда то, что «нужно президенту», у того уже обрело очевидный, новый, продвинутый смысл.

Выход на следующий уровень объектов обеспечения информацией предполагает определенный и ощутимый шаг по вертикали от специфики мышления президента, хотя она остается существенным фактором при подготовке принятия решений, к более универсальным информационным блокам, значительно более широким по содержанию и специализации.

Приведенный подход делает неизбежным повышение роли специальных информационных бюллетеней, главным качеством которых является не аналитическое отражение происходящего в бизнесе и вокруг него - это функция журналов, а специальным образом подобранные информационные блоки. Ранжирование, содержание и сочетание подобных блоков, динамика такого сочетания - являются предметом деятельности информационных работников нового поколения.

Новые требования к информационному обеспечению глобальных компаний приведут к определенной реструктуризации действующей информационной системы и появлению ряда новых специализированных учреждений, служащих моделью для перестройки мировой информационной отрасли.

Второе направление информационного развития бизнеса - формирование более совершенной информационной инфраструктуры, - в значительной мере раскрыто Г Минзом и Д. Шнайдером в их монографии по МетаКапитализму5. Однако в ней главный акцент в большей мере сделан на принципиальных вопросах информационного развития бизнеса, в то время как сами компоненты такой инфраструктуры, их конкретное содержание остаются в стороне, так как авторы поставили перед собой другую задачу. Конкретное раскрытие содержания функциональных узлов инфраструктуры информационного бизнеса требует специального исследования.

Здесь же полезно отметить, что в погоне за ростом объема продаж разработчики персональных компьютеров идут по пути наращивания их возможностей и соответственно, сохранения или роста цен на свои изделия, в то время как рынок уже давно требует другого - специализации персональных компьютеров и существенного сокращения розничных цен. Так, автор настоящей работы входит в состав как минимум десятков миллионов пользователей, которым персональный компьютер нужен вот уже в течение нескольких десятков лет только для одного - набора и обработки текстов. Производитель же предлагает таким потребителям в сотню раз больше возможностей, которые им никогда не понадобятся и соответственно берет за невостребованную часть услуг существенное дополнение к стоимости. Это лишь один из многочисленных примеров необходимости совершенствования информационной инфраструктуры современного бизнеса.

Достижения ведущих западных стран в области информационного обеспечения бизнеса

Ориентация на интенсивное развитие сектора знаний и технологий

У глобальных компаний, т.е. 500 ведущих ТНК, есть свое видение развития информатизации общества. Публично игнорируя наличие жестких границ своего рынка, которые реально расширяются существенно медленней роста численности населения планеты, они декларируют исчезновение торговых границ в географическом, политическом и промышленном смысле. Используя информационную индустрию как главный инструмент сво-

его развития, глобальные компании считают, что владение этим инструментом позволяет обеспечить эффективность воспроизводства капитала, недоступную тем, кто им не владеет, снизить стоимость инноваций и повысить удовлетворенность заказчиков получаемыми результатами, обеспечить целый набор преобразований в организации бизнеса, что само по себе тоже является бизнесом6.

Однако ключом к информационной компоненте глобализации стала концепция «бизнес интеллидженс». Этот термин охватывает целый набор инструментов и методов, позволяющих лицам, принимающим решения в корпорациях, собирать, преобразовывать, распределять и предпринимать действия на основе деловой информации, которая носит критический характер. Различные применения «бизнес интеллидженс» включают в себя аналитические операции в режиме «он-лайн», работу систем по поддержке принятия решений, поиск и складирование данных7. ТНК, своевременно овладевшие этим искусством, становятся мировыми лидерами в соответствующих отраслевых группах, отставшие - занимают более скромные позиции, либо вынуждены вообще покинуть рынок. С этих позиций значительный практический интерес вызывает то, что происходит в последние пять лет с крупным японским бизнесом.

Формально все началось с финансового кризиса конца 90-х годов, который болезненно затронул и Японию. В деловой печати появились сообщения о крупных стратегических ошибках экономического характера, которые допустило руководство страны. Затем аналитики договорились до того, что якобы США и ведущие западноевропейские страны «не взяли Японию с собой в постиндустриальное общество», так как ей пока не удалось создать достаточно развитый сектор знаний и технологий, и доля такого сектора в ВВП пока недостаточно высока8. Интересно было бы ознакомиться с критериями допуска в постиндустриальное общество, если такую страну, как Япония туда «не берут», а вот ведущие западноевропейские страны уже там.

Любопытной представляется и трактовка происходящего с Японией, которую дает само постиндустриальное общество9. В соответствии с этой трактовкой глобализация трансакций капитала и финансовых ресурсов продолжает прогрессировать с развитием информационных и телекомму-

никационных технологий и расширением операций с ценными бумагами. В силу этой тенденции даже без учета специальных компаний, действующая внутри мировой системы японская финансовая система, столкнулась с жесточайшей международной конкуренцией. Сейчас становится все более очевидным наличие тенденции, обусловливающей переход от национальных трансакций капитала и финансовых ресурсов к международному рынку таких операций, демонстрирующему более высокие уровни эффективности. Чтобы реанимировать токийский рынок и сделать его способным конкурировать с рынками Лондона и Нью-Йорка, необходимо поднять финансовую систему Японии до глобальных стандартов. Создание подобной финансовой системы позволило бы трансформировать токийский рынок и сделать его привлекательным для зарубежных индивидуальных и корпоративных вкладчиков. Либерализация трансграничных сделок с капиталом будет способствовать интеграции внутреннего и международного рынков, что якобы позволит японской финансовой системе быть более связанной с зарубежными финансовыми системами. Это также ускорит реформу японского финансового рынка, которая, в свою очередь, усилит глобализацию и оживление всего японского рынка.

Приведенная выше оценка текущей ситуации и ближайших финансовых перспектив Японии в определенной мере раскрывает реальный смысл происходящего. Во-первых, совершенно очевидно, что финансовые успехи Японии в 70-х и 80-х годах сформировали у японцев устойчивое чувство превосходства над американцами в сфере бизнеса, которое способствовало до некоторой степени утрате чувства реальности у лиц, принимающих решения в Токио. Во-вторых, развертывание процесса глобализации сопровождалось приходом гиперконкуренции, главным признаком которой является возможность одной компании активно противодействовать другой в борьбе за позиции на рынке. Наконец, в третьих, нельзя сбрасывать со счетов очевидное раздражение Соединенных Штатов не просто деловыми успехами Японии, но и очевидным смещением американских компаний с их позиций на самом американском рынке. Все это создавало активные предпосылки для того, чтобы американская сторона «поучаствовала» в решении проблем японского финансового рынка, что и привело к известным результатам. В конечном итоге Япония на этом отрезке време-

ни - рубеж двух столетий, - проиграла США именно в информационной сфере, увлекшись массовым производством и продажами бытовой электроники и упустив инициативу в распространении информационных технологий прежде всего как инструмента обеспечения бизнеса.

Обобщая западную стратегию в области информационного обеспечения бизнеса, нельзя не видеть, что речь идет прежде всего о формировании стратегии глобальной информационной экономики, стратегии глобального бизнеса, глобальном стратегическом планировании и даже глобализации исследований в этой области10. В эту стратегию уже как сопутствующий продукт входят такие компоненты, как информационное обеспечение формирования инвестиционных потоков в отдельные регионы мира, например, на Ближний Восток и в Африку11 или осуществление продовольственной политики в наименее развитых странах, что также непосредственно связано с деятельностью компаний, которые осуществляют поставки продовольственных товаров в наименее развитые страны12.

Специализация и диверсификация информационных услуг

Хотя глобальные компании имеют собственную стратегию информационного обеспечения своей деятельности, они никогда не отказываются от информационных услуг, предлагаемых со стороны, если такие услуги представляют для них интерес. Специфика информационного обеспечения бизнеса состоит в том, что эта задача имеет практически безразмерный характер и ее содержание постоянно меняется. Поэтому, какой бы эффективной ни представлялась топ-менеджерам глобальных компаний их собственная информационная стратегия на данный момент, в следующий момент какая-то небольшая информационная компания может полностью нарушить их спокойную жизнь предложением об инновации, способной существенно увеличить эффективность производства или продаж. Именно поэтому информационное обеспечение бизнеса на Западе - это целая иерархия услуг, оказываемых самими глобальными компаниями; затем более, чем 700 ТНК консалтингового профиля, лидерами которых являются «Прайсватерхаузкупер», «Эрнст энд Янг», «Артур де Литтл» и ряд других, и, наконец, громадным количеством малых и средних компаний,

оказывающих информационные услуги не только глобальным, но и всем другим компаниям, нуждающимся в информационном обеспечении.

Количество компаний, оказывающих заметное содействие в информационном обеспечении бизнеса, измеряется тысячами, их деятельность отличается высоким уровнем специализации, а определенная часть компаний, занимающих уже прочные позиции в таком бизнесе, диверсифицирует услуги по различным направлениям информационного обеспечения. Попытка классифицировать или даже просто инвентаризовать направления оказываемых информационных услуг привела бы как минимум к нескольким сотням их разновидностей. Некоторые целесообразно привести здесь и дать им краткий комментарий.

«Бизнес интеллидженс» как целый набор информационных услуг, предложенный в качестве инструмента стратегии бизнеса еще до инициирования процесса глобализации, сохранил свой приоритет в период ее бурного развития. Это свидетельствует о том, что архитекторы «бизнес интеллидженс» не только предвидели, но и в значительной мере сами формировали содержательное наполнение этого процесса. Не удивительно, что такие известные компании, как, например, «Фэрфакс бизнес рисерч» и «Ак Трэк 21», предоставляют соответствующие услуги в режиме «он-лайн» в форме исследовательских отчетов, анализа, книг, новостей, архивных документов и не только с традиционной точки зрения, но и обеспечивая доступ к информации о скрытых тенденциях, аномалиях, конкурентных факторах и т.д.13, 14.

За очевидными успехами методологии «бизнес интеллидженс» в освоении инструментов МетаКапитализма нельзя не видеть и новые проблемы, среди которых наблюдается усложнение доступа к узкоцелевой информации, обусловленной информационным взрывом и обилием массы ненужной аналитику информации, заполняющей соответствующие каналы. Одним из подходов к решению этой задачи стала разработка компанией «Ай Би Эм» специального программного обеспечения «бизнес интеллидженс», отвечающего самым последним требованиям электронного бизнеса.15

Среди многочисленных предложений услуг по информационному обеспечению бизнеса выделяются рекомендации компании «Томсон» воспользоваться опытом других известных компаний. Конкретно «Томсон» пред-

лагает базы данных, включающие 11 млн. отчетов об инвестиционных проектах, 3 млн. записей утренних совещаний руководства компаний и 2 млн. брокерских отчетов16.

Важное место в таких услугах занимают попытки обеспечить ими определенный регион. Так, городской Комитет Службы бизнес-информации в Брисбейне (Австралия) предлагает начинающим действовать в информационном пространстве электронного бизнеса такие услуги, как работать и осуществлять бизнес-операции, не выходя из дома, содействие установлению связей с правительственными организациями страны17.

Региональная организация в другой части света - Торговое и технологическое отделение науки, технологий и инноваций штата Калифорния, -концентрирует свои усилия на информационном обеспечении бизнеса в направлении его развития для следующего поколения калифорнийцев, т.е. формирования мошной, динамичной и надежной экономики штата в среднесрочном будущем18.

Обобщение приведенных данных показывает, что, во-первых, информационное обеспечение бизнеса на Западе, и в первую очередь в США и Западной Европе, носит чрезвычайно широкий характер, по отдельным направлениям нередко превышая потребности возможных заказчиков, но отдельные ниши пока не закрыты эффективными предложениями. Во-вторых, в целом проблема информационного обеспечения бизнеса на Западе в условиях глобализации пока довольно далека от построения рациональной и действенной системы, в том числе на уровне потребностей топ-менеджеров глобальных компаний, что обусловлено еще незрелой стадией развития процесса глобализации.

Долгосрочная экономическая стратегия России и

информационное обеспечение отечественного бизнеса

Стратегические цели и инструменты их достижения

Еще в середине 90-х годов, когда на авансцене мировой политики и экономики глобализация заняла видное место, направленность стратегических целей России стала достаточно очевидной. Она состояла и в бли-

жайшие четверть столетия будет состоять в том, чтобы формировать и взращивать финансовое могущество государства. Более чем 200-летняя история американского бизнеса, становление которого шло параллельно с созданием уникальной, не существующей больше ни в одной стране мира государственной системы, служащей инструментом интенсивного развития национального бизнеса, наглядно демонстрирует, что именно эта стратегическая цель должна лежать в основе дерева целей, достижение которых может способствовать созданию процветающего общества. Два главных показателя такого общества - обеспечение гарантированного приемлемого уровня качества жизни для каждого гражданина страны и поддержание оборонного потенциала на уровне, не только исключающем попытки отторжения территорий, но и обеспечивающего при необходимости безопасность экономического присутствия России во всех регионах мира в форме деятельности отечественных ТНК. Более подробное раскрытие этих тезисов выходит за рамки настоящей работы, что не закрывает доступа к соответствующим материалам19.

Однако самые выверенные формулировки стратегических целей, даже если они доведены до уровня принятия государственными законодательными и исполнительными органами, могут остаться благими намерениями, если у руководящих органов государства отсутствует политическая воля, направленная на обеспечение могущества государства и на интенсивное развитие отечественного бизнеса как одну из компонентов такого могущества. В условиях быстро развивающегося процесса глобализации и гиперконкуренции как одной из ее важнейших составляющих действия российского правительства призваны стимулировать развитие отечественного бизнеса во всех отраслях экономики, особенно влияющих на формирование сектора знаний и технологий. На практике же наблюдается сдерживание развития стратегических отраслей промышленности, наносящее очевидный ущерб обороноспособности страны и в целом ее конкурентоспособности на мировых рынках, игнорирование соответствующих решений, принимаемых президентом страны. Практически пришло время решительных мер по устранению административных и политических препятствий на пути развития национального бизнеса и роста экономики.

/

А.К. Субботин

Если удастся преодолеть названные внутриполитические препятствия, можно приступить к формулированию таких важных инструментальных целей социально-экономического развития, как построение отечественной системы информационного обеспечения бизнеса, что представляется вполне решаемой проблемой, так как Россия в этой области занимает далеко не последние позиции. При этом в самом общем виде долгосрочная стратегическая цель государства могла бы быть сформулирована как последовательное, осуществляемое максимально быстрыми темпами формирование сектора знаний и технологий национальной экономики и обеспечение максимизации доли этого сектора в ВВП. На практике это означает интенсивную и полномасштабную информатизацию общества.

Отечественные информационные технологии

По оценке ряда российских военных аналитиков, подводивших итоги анализу причин поражения Советского Союза в «холодной войне», одной из главных причин поражения было то, что СССР проиграл США так называемую информационную войну. Важной ее частью было соперничество в сфере электронных информационных технологий. Поражение в этой войне было заложено еще в конце сталинского периода, когда игнорировалась необходимость интенсивных исследований в области кибернетики. Лиц, принимавших решения в то время, вводила в заблуждение кажущаяся незначительность этого на самом деле стратегического направления по сравнению с другими компонентами вооружений, определявших ядерно-стратегический паритет. В результате США стали монопольным лидером в разработке и формировании рынка не только вычислительной техники, но и целого комплекса информационных технологий, обеспечивших создание глобальных сетей и в конечном итоге - становление постиндустриального общества.

В оптимистичном варианте долгосрочная стратегия создания отечественной информационной индустрии могла бы включать в себя: разработку, производство, маркетинг и формирование собственных секторов мирового рынка в таких секторах информационных технологий, как процессоры двух следующих поколений, включая разработку биосенсорных технологий, а затем биотехнологий на молекулярном уровне; освоение производства

вспомогательных компонентов вычислительных систем, превосходящих по критерию стоимость/эффективность современную продукцию главных конкурентов России в этой области; решение задачи создания автономной национальной сети, обеспечивающей безопасность и высокий потенциал обороноспособности страны по типу того, как это делается в США, имеющих внутреннюю сеть на основе технологий компании «Макинтош»; формирование собственной национальной стратегии разработки программного обеспечения с последующим занятием прочного второго места в мире по объему продаж этого продукта; выявление таких новых направлений развития информационных технологий, которые бы поставили Россию в особое положение среди конкурентов в этой области.

Одной из проблем, которую придется решать при разработке и принятии подобной стратегии, является поиск источников финансирования. Чтобы удовлетворить устремления ряда российских сторонников западной ориентации, которые безосновательно убеждены в том, что «Запад нам поможет», полезно вспомнить историю. Она же свидетельствует, что Запад действительно вынужден будет активно помогать России, но лишь после того, как убедится, что Россия и без него освоила надежные потоки капитала из Восточной, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.

Императив перестройки отечественной информационной индустрии

Значительная часть различных слоев российского общества пока еще не осознала в полной мере неотвратимость и значимость для страны процесса глобализации. Это в полной мере относится и к информационному сектору экономики, что проявляется в отсутствии видимого прогресса в удовлетворении информационных потребностей национального бизнеса. Здесь, к сожалению, есть и обратная сторона медали: сам российский бизнес пока тоже еще не осознал в полной мере потребность в информационном обеспечении. Не удивительно, что многочисленные компании малого бизнеса, ориентированные в своей деятельности на удовлетворение таких потребностей, пока далеки от процветания.

Роль государства в создании обратной связи между бизнесом и информационным сектором экономики именно в России трудно переоценить по

двум причинам: во-первых, Советский Союз оставил в наследство уникальную группу государственных отраслевых институтов информации, часть которых достаточно эффективно работает в значительной мере на самих себя. Во-вторых, именно в этой области есть прямой смысл максимально использовать громадный опыт США и западноевропейских стран в области обеспечения бизнеса информацией как на уровне собственных информационных подразделений ТНК, так и на уровне многочисленных консалтинговых и специализированных компаний, действующих в этой области.

Россия располагает двумя уникальными в мире государственными структурами - ВИНИТИ и ИНИОН РАН, каждая из которых решает целый комплекс задач на национальном уровне, но слабо ориентирована на потребности современного российского бизнеса. Отраслевые информационные институты оборонного комплекса находятся в тяжелом положении, так как в течение последних полутора десятилетий сами отрасли были не перегружены заказами. Наконец, есть чисто гражданские отрасли, например, внутренней торговли, которые располагают собственными исследовательскими институтами, в основном информационного профиля, которые еще существуют лишь благодаря самоотверженным усилиям и энергии их руководителей. Перестройка работы общероссийских и отраслевых институтов в направлении информационного обеспечения отечественного бизнеса невозможна без построения более эффективного взаимодействия бизнеса и государства. Не исключено, что импульс движению в нужном направлении могли бы придать сами информационные институты.

Другая часть новой информационной стратегии должна включать формирование консалтинговых компаний сначала в форме мини-, а затем и полноразмерных ТНК соответствующего профиля. В числе 700 ведущих консалтинговых ТНК в мире пока нет ни одной российской, что не соответствует ни реальному экономическому потенциалу страны, ни амбициям национального бизнеса.

Следует отметить, что так называемый российский малый бизнес проявляет значительную активность в информационной области и уже по многим показателям не уступает своим западным аналогам, по крайней мере в спектре информационных услуг, предлагаемых бизнесу, явно уступая своим конкурентам лишь в масштабах этого бизнеса в целом. Из соот-

ветствующего американского опыта было бы также целесообразно заимствовать подготовку специалистов для информационной отрасли, что имеет более широкое и стратегическое по своему содержанию значение.

Список литературы

1. Субботин А.К. Границы рынка глобальных компаний. - М.: УРСС, 2004. - 276 с.

2. Управление информационными ресурсами в СССР / Под ред. Субботина А.К. - М.: Дипломат. акад. МИД СССР: Фонд соц.-экон. развития, 1991. - 363 с.

3. См.: Субботин А.К. Указ. соч. - С. 79 .

4. Яккока Л. Карьера менеджера. - М.: Прогресс, 1991. - 384 с.

5. Means G., Schneider D. MetaCapitalism. N.Y: 2000. - 186 p.

6. McLaughlin F.P. Globalization of VICS/CPFR. VICS/CPFR Meeting, 2000, February 15.

7. Business Intelligence market poised for take-off. Express Computer. IT Business Weekly http://www.exprees -computer.com/200301 13/ indtrend1.shtml

8. Иноземцев В.Л. К истории становления постиндустриальной хозяйственной системы ( 1 973 - 2000). http://cmip.narod.ru/ inozem004.htm

9. The background and basic principles pertaining to a fundamental review of the foreign exchange control systems. http://www.mof.go.jp/ english/ela702f2.htm

10. Strategic Planning for Globalization. Business. com The Business Search Center. http:// www.business.com/directory/management/ strategic_planning/globalization/

11. PanAfrica Capital Flows to Middle East and North Africa modest, region remains affected

by geopolitics. AllAfrica.com http://allafrica.com / northafricabusiness

12. Social Capital in Poverty Reduction and Economic Development. PovertyNet. http:// www.worldbank.org/poverty/scapital/topic/ povlhtm

13. Solutions. OLAP. AccTrak. http:// acctrak21.com/olap.shtml

14. Fairfax business research. Tools for success. http://fairfaxbr.com.au/

15. Business Intelligence Solutions. http:// www-ibm.com/software/data/busn-intel / about.html

16. News & Business Info. Thomson.

17. http://www.thomson.com/bizinfo/ business/bi_business_broker_research.jsp

18. Business Information Service. Brisbane City Council.

19. http://www.brisbane.qld.gov.au/businee/ business_information_service/index. shtml

20. WebV2 is awarded state of California/ comment grant. http://www.webv2.com/pr/ 020722_ngihtml

21. BigMax. http://www.bigmax.ru/432/ 440/531/index.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. The Supply of Information Technology Workers in the United States. Chapter 6: Supply -Non-Degree Programs. http://www.cra.org/ reports/wits/chapter_6.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.